На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ прибыльности, рентабельности и себестоимости в системе качественных показателей эффективности предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

  Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны.  Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.
          Прибыль является первоочередным  стимулом к созданию новых  или развитию уже действующих  предприятий.  Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства.  Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.
       Тема прибыли и рентабельности  особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли.  К тому же оказавшись с начала реформ в условиях “свободного экономического плавания”,  предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования. 
        Реальное положение в экономике  сегодня таково, что из всех  возможных источников инвестирования, реальным для предприятий остается лишь акционирование и использование части прибыли (так как амортизационные отчисления сегодня практически не идут на инвестиционные цели, а банковский кредит пока недоступен, из-за высоких процентных ставок).
      Вследствие  выше перечисленного, анализ прибыли, рентабельности и себестоимости на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным.               Тема моей курсовой работы: «Себестоимость, прибыль, рентабельность в системе качественных показателей эффективной деятельности предприятия на примере ООО «Правда».
    Целью курсовой работы  является нахождение путей увеличения прибыли, рентабельности и снижения себестоимости.
    В ходе исследования предполагается решить ряд задач:
    - изучить понятия  и экономическую  сущность прибыли,  рентабельности и себестоимости; представить точки зрения отечественных и зарубежных экономистов, рассматривающих прибыль, рентабельность и себестоимость
    - рассмотреть экономические  условия предприятия  и финансовое состояние  предприятия
       -предложения по увеличению прибыли, рентабельности и снижению себестоимости
    Предмет исследования –  прибыль и рентабельность организации, сущность, значение и пути повышения, себестоимость.
    Объектом  исследования является ООО «Правда», расположенный в Республике Башкортостан Миякинского района, деревне Баязитово.
Информационной  базой служат годовые отчеты предприятия  за 2008-2009 года. 

    
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические основы  изучения проблемы  исследования
1.1 Прибыль, рентабельность, себестоимость и  их экономическая  сущность 

   Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.  Важнейшими из них являются показатели прибыли, себестоимости и рентабельности, которые в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.
  Прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности (18, с 37).
      Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции.
  Во-первых, прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояния производительности труда, уровеня себестоимости, оценки производственной и финансовой деятельности предприятия, степени его деловой активности и финансового благополучия.   Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников (3, с. 13).
      В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями (17 с. 44).
  Цель предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности.  В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность — относительный показатель и показывает степень доходности предприятия.  Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли (10, с. 16).
   Основные показатели можно объединить в следующие группы:
- показатели, рассчитанные на основе стоимости  реализованной продукции;
- показатели, рассчитанные на основе производственных  активов;
- показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.
    Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности), отражаемым в отчетности предприятия: 



 

          Данные показатели характеризуют прибыльность продукции (19, с. 48-49).  Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.  В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализуемой продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации (объему продаж). 
      Рентабельность  отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости.  Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.  

 

   В связи с этим, при планировании ассортимента производимой продукции учитывается насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции.  Поэтому важно сформировать структуру продукции так, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли (19, с. 50).
          Вторая группа показателей рентабельности  формируется на основе расчета  уровней рентабельности в зависимости  от изменения размера и характера  авансированных средств:  все производственные активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал: 

 

 


  Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризуют степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и заемных средств.
        Третья группа показателей формируется  аналогично показателям первой  и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. 




                                                                                                (1.1.)
        Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения.
            Главным источником роста рентабельности  следует считать снижение затрат на производство, себестоимости продукции. Снижение себестоимости продукции может быть достигнуто, главным образом, за счет повышения эффективности основных фондов, экономии материальных ресурсов, роста производительности труда.  
           Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно — стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации (18, с. 55).
    Количественно в структуре цены себестоимость  занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.
    К показателям снижения себестоимости  относятся следующие показатели:
    - показатели, связанные с повышением  технического уровня производства (внедрение новой прогрессивной технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических характеристик изделий);  
    - показатели, связанные с улучшением  организации труда и управления (совершенствование организации,  обслуживания и управления производством,  сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда);
    Основными задачами анализа себестоимости  промышленной продукции
    - установление динамики важнейших  показателей себестоимости; 
    - определение затрат на рубль  товарной продукции;
    - выявление резервов снижения  себестоимости. 
    Анализ  затрат на производство по элементам  и статьям калькуляции, проводится с целью выявления отклонений, определения состава элементов  и статей калькуляции, удельный вес  каждого элемента в общей сумме  затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли на себестоимость продукции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Обзор отечественного и зарубежного опыта 

      В отечественной экономической теории долгое время считалось, что единственным источником рентабельности является труд. Это встречается очень редко, например, когда торговец покупает товар с целью его немедленной перепродажи по более высокой цене. Только в этом случае труд торговца выступает источником получения рентабельности. Как свидетельствует опыт стран с развитой экономикой, возможны и другие варианты происхождения рентабельности. В большинстве случаев получение рентабельности является результатом реализации (производства) товара (услуги), основанной на привлечении нескольких факторов и прежде всего труда и капитала. При этом понятие рентабельности связывается не только со стоимостью используемого капитала, но и с его обесцениванием, и с периодом, в течение которого происходит это обесценивание.
Рентабельность  сложная и неоднозначная категория.
      Известный американский ученый-экономист  Самуэльсон рентабельность определял  как безусловный доход от факторов  производства, как вознаграждение  за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, как монопольный доход, как этическую категорию.
Методика  исчисления рентабельности за рубежом  несколько отличается от применяемой  в отечественной практике, что обусловлено различиями в собственности, учете, отчетности. Зарубежные промышленного предприятия рентабельность за отчетный период определяют как разность стоимости чистых активов на начало и конец периода. Чистые активы подсчитываются путем вычитания из общей стоимости активов промышленного предприятия (стоимости недвижимости, машин и оборудования, запасов, долговых требований, ценных бумаг в портфеле) стоимости долгов третьим лицам (т. е. тем, кто не входит в число владельцев компании), суммы среднесрочной, долгосрочной и краткосрочной задолженности поставщикам и прочим кредиторам. Из полученной разности вычитают дополнительные взносы владельцев компании или прибавляют к ней сумму выплаченных возмещений им.
      В зарубежной практике исчисляют  чистую балансовую рентабельность - это рентабельность после вычета налогов, но до ее распределения на дивиденды и отчисления в резервные фонды. Чистая рентабельность представляет собой валовую рентабельность, которая не учитывает обесценивание капитала, за вычетом затраченных средств, в том числе предназначенных на восстановление полностью использованной части капитала. Чистая рентабельность в нашей практике определяется как разность между балансовой рентабельностью и налогами, выплачиваемыми предприятием из балансовой рентабельности.
         В странах с развитой рыночной  экономикой в качестве показателя  рентабельности выступает норма  рентабельности на вложенный  капитал. Его иногда называют  коэффициентом рентабельности на  активы. Он отвечает на вопрос, насколько хорошо работает предприятие, какую рентабельность приносят вкладываемые в бизнес фонды. В отечественной аналитической практике такие коэффициенты ранее не рассчитывались.
        С переходом к рыночной экономике  показатель рентабельности капитала  становится одним из важнейших коэффициентов, характеризующих эффективность основных элементов ресурсов предприятия
        Прибыль занимает одно из важных  мест в общей системе стоимостных  взаимоотношений рыночной экономики  и представляет собой важнейший  элемент экономического механизма управления общественным производством. С помощью этой стоимостной формы оценивается деятельность всех предприятий экономики. 
Прибыль является самым крупным источником финансирования расширенного воспроизводства, важным критерием его эффективности, основным источником формирования фондов экономического стимулирования и одним из главных источников доходов государственного бюджета. Правильное понимание экономической природы прибыли является основой для улучшения механизма практического использования этой категории в экономике.

В результате развития капиталистического способа  производства происходит и развитие экономической мысли в области  финансов, в частности, первыми пытаются дать определение прибыли в ХУЛ  веке меркантилисты (У. 
Пегги и др.), а затем и физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго). Далее исследование прибыли как экономической категории продолжают экономисты XVII - XIX веков:А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс. Свой вклад в развитие теории прибыли внесли такие зарубежные и российские экономисты прошлого и современности, как А.Питу, А. Маршалл, Е. Бем-Баверк, Ф. Найт, П. Самуэльсон, И. Шумпетер, А.Бабо, В.Г. Базарова, Л.А. Дробозина, В.П.Иваницкий, А.Ю. Казак, В.И.Колесников, Д.С. Моляков, С.А. Мухин, В.МРодионова, М.В. Романовский, В.К.Сенчагов, В.В. Ситнин, Н.Г. Сычев, В.П. Саморуха, М.А. Федотова.

      Современные экономические дисциплины  трактуют прибыль как доход  от использования четырех факторов  производства (а не трех, как у  Маркса) - труда, земли, капитала  и предпринимательства как особого фактора.
       Но  кажется, что в постсоветской  литературе лучше всего сущность  прибыли определена доктором  экономических наук И. А. Бланком: "Прибыль представляет собой  выраженный в денежной форме  чистый доход предпринимателя  на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности".
     В соответствии с видами издержек  выделяют бухгалтерскую прибыль и экономическую прибыль.
       Доктор экономических наук, профессор  ВД, Новодворский. дает «следующее  определение бухгалтерской прибыли:  «под бухгалтерской прибылью  обычно понимается прибыль, исчисленная  в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде».    В своей статье «Прибыль   предприятия: бухгалтерская и экономическая» 
Новодворский дает подробное описание бухгалтерской прибыли и экономической прибыли.

        Под   бухгалтерской   прибылью  обычно   понимается   прибыль,  исчисленная в     соответствии  с           действующими      правилами бухгалтерского   учета  и указываемая   в отчете  о прибылях и убытках          как разница между доходами и расходами,       признаваемыми в отчетном периоде. Понятие    "бухгалтерской прибыли" в     России введено с      1 января 1999 г. Положением     по ведению бухгалтерского    учета    и бухгалтерской    отчетности в      Российской      Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34п п. 79. Согласно этому Положению бухгалтерская прибыль — это конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса.
        В процессе хозяйственной деятельности  предприятие осуществляет определенные  расходы (материальные, трудовые, финансовые).  Издержки предприятия состоят  из всей суммы расходов на  производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и включаются в стоимость продукта. Большой вклад в развитие  этого показателя внесли Д.Ч. Гаррисон, Г.Эмерсон,  М.Х. Жебрак.
        Г. Эмерсон в своей книге «Производительность труда как основа оперативной работы и заработной платы», в главе, касающейся учета себестоимости, подчеркивал медлительность учета при традиционной системе, а также ошибочность получаемых цифровых данных о себестоимости как следствие «смешения производственных затрат с привходящими, случайными расходами, которые не имеют даже самого отдаленного отношения к себестоимости».        
 В своей книге Г. Эмерсон впервые упоминает о системе нормативов и стандартов, которую он называл «стандарт-кост». В конце 1918 г. в США появляется ряд статей Д.Ч. Гаррисона на тему «Учет себестоимости в помощь производству», которые не только обращали внимание на неувязки системы учета фактической себестоимости, но и содержали многочисленные описания вариантов системы «стандарт-кост», которые Д.Ч. Гаррисон ввел в практику на предприятиях различного профиля и размеров. Понятие «стандарт-кост», подобно большинству новых понятий, в первое время имело различные наименования.          
В частности, использовались такие термины, как «нормативная себестоимость», «сметная себестоимость», т.е. скалькулированная предварительно и др. Название «стандарт-кост» (Standart Cost) приобрело, однако, наибольшее распространение и в широком смысле подразумевает себестоимость, установленную заранее (в противоположность себестоимости, данные о которой собираются.
    Примерно  к 30-м годам прошлого столетия книги  этих ученых-экономистов были переведены и в СССР.      
    Отечественный опыт производственного учета с  разработкой норм и нормативов связан с именем профессора М.Х. Жебрака. В 1934 году под его руководством было проведено исследование возможностей практического применения системы «стандарт-кост» путем обобщения практики учета на передовых предприятиях различных отраслей машиностроения с одновременным изучением американского опыта применения данной системы. Национальные особенности СССР и централизованной экономики несколько развели эти два метода. В нашей стране система «стандарт – кост» представлена в виде нормативного  учета затрат, обеспечивающий текущие выявления отклонений от установленных норм.  
 

    2 Производственно-экономическая  характеристика предприятия
    2.1 Природно-климатические  условия 

    ООО «Правда» расположено на юго-западной части Миякинского района РБ, находится  на Бугульминско-Белебеевской возвышенности, в 300 метров над уровнем моря. Оно находится на лесостепной зоне. По деревне протекают реки Сарбай, Абиш, на расстоянии в 3-х километрах от предприятия река – Уяза. Вокруг населенного пункта расположены возвышенности Таш-тау, Дуртли-тау. ООО  расположено в 25 км от районного центра, 6 км – от центра сельсовета.     
    На     территории     колхоза пока    не   найдены   полезные      ископаемые, но          имеются ценные    стройматериалы:       красная      глина  (очень     ценная для производства   кирпича и   гончарных      изделий),    гравий,   песок  для    строительства,   известняк,    песчаник.    Эти материалы пока     еще используются     не полностью. 
Почва на возвышенности и на ее склонах черноземная, в долине супесчаная. Почвы плодородны, что благоприятствует выращиванию сельскохозяйственных культур. Климат континентальный. На климат влияют воздушные массы, идущие с Атлантического океана, действуют с выпадением осадков. Воздушные массы с Северного Ледовитого океана обуславливают похолодание, в весеннее и осеннее время – заморозки.  
        В зимнее время часто оказывает влияние Сибирский максимум со своим отрогом, что вызывает ясную морозную и безветренную погоду. Так, например, в 1966-67 годах было четко выражено и длительно, в отдельные дни температура воздуха доходила до 40 – 43 С. Воздушные массы, идущие из Средней Азии в летнее время действуют иссушающее. На территории колхоза «Правда» средне январская изотерма – 16 – 17 С , летняя средне июльская +18 +20 С. Амплитуда высокая: 34-37. Ясных дней в году 168, пасмурных – 167, с осадками –105. Осадки выпадают преимущественно во время зимних и летних сломов. Среднегодовое количество осадков- 400 – 450 мм. Ветры преимущественно юго-западного, реже северо-западного направления. Исходя из этого, почвенно-климатические условия позволяют выращивать ценные зерновые и технические культуры. Но для овощных культур необходимо применять искусственное орошение или полив.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Экономические условия

 
 
    Основными видами  деятельности ООО «Правда» являются: производство, переработка, транспортировка, хранение и реализация сельхозяйственной продукции в соответствии  с местными природными и экономическими условиями; закуп зерна, зерновых масленичных культур, торговая, закупочная, сбытовая деятельность. 
        Проанализируем обеспеченность ресурсами и эффективность их использования, заполнив  ряд таблиц

Таблица 1 Состав и структура земельных  угодий

 
Виды  угодий 2008г. 2009г. 2009г. в  % к 2008г.
площадь, га в % к итогу площадь, га в % к итогу
Общая земельная площадь из них: с.-х. угодий
             пашня
             сенокосы
             пастбища
Прочие земельные  угодья
2489 
2489
2489
100 
100
100
4197 
3849
2489
452
908
348
100 
91,71
59,30
10,76
21,64
8,29
168,62 
-8,29
-40,7
    Из  этой таблицы мы видим, что в 2008 году использовалась лишь пашня, а в 2009 используются и пашня, и сенокосы, и пастбища.  Общая земельная площадь  в 2009 году по сравнению с 2008 увеличилась  на 68,62%

Таблица 2 Интенсивность  использования земельных угодий

Показатели 2008г. 2009г. 2009г. в % к  2008г.
1. Пашня, га 2489 2489 100
2. Площадь посевов, га 2489 4197 168,60
3. С.-х. угодья к общей площади  пашни, % 100 91,70 -8,3
4. Пашня к с.-х. угодьям, % 100 64,60 -35,4
5. Посевная площадь к площади пашни, % ------ 59,30 ------
6. Естественные кормовые угодья  к площади с.-х. угодий, % 91,96 58,43 -33,52

    Анализируя  эту таблицу можно увидеть, что  площадь  пашни за два года  не изменилась,  площадь посевов  увеличилась на 68,6%, в 2009 году реализовано больше площади, чем в предыдущем году.

Таблица 3 Динамика и структура основных фондов хозяйства

 
Основные  фонды 2008г. 2009г. Отклонение, +,-
тыс. руб. в % к итогу тыс. руб. в % к итогу тыс. руб. в % к итогу
Земельные участки и объекты природопользования Здания  и сооружения
Машины  и оборудование
Транспортные  средства
Произв. и хозяйств. инвентарь
Рабочий и продуктивный скот
Многолетние насаждения
Другие  виды основных средств
----- 
3275
3069
400
-----
3043
----
----
----- 
33,47
31,36
4,08
-----
31,09
-----
-----
------ 
779
281
627
----
3442
-----
-----
----- 
15,18
5,47
12,25
-----
67,10
----
----
------ 
-2496
-2788
227
-----
399
----
----
------ 
-18,29
-25,89
8,17
----
36,01
-----
-----
Итого основных средств 9787 100 5129 100 -4658 ----
    Из  рассмотренной таблицы видно, что  в 2009 году по сравнению с 2008 годом  резко сократилась динамика  и  структура зданий и сооружений, машин  и оборудования, увеличилась динамика транспортных средств и рабочего и продуктивного скота.
          Таблица 4 Оснащенность основными фондами, тыс. руб. 

Показатели 2008г. 2009г.
на 100 га с.-х. угодий на 1 работника на 100 га с.-х. угодий на 1 работника
Среднегодовая стоимость всех основных фондов 393,21 150,96 133,25 122,10
из  них: здания и сооружения 132,30 49,89 20,23 18,54
машины  и оборудование 125,55 47,34 7,3 6,69
транспортные  средства 16,07 6,06 16,28 14,90
рабочий и продуктивный скот 126,39 47,66 89,42 81,90
другие  виды основных средств ---- ---- ---- ----
Энергетические  мощности, л.с. 267,61 100,94 160,50 147,09
    Из  данной таблицы очевидно, что  в 2009 году по сравнению с 2008 резко сократилась  оснащенность на 100 га с-х угодий зданиями и сооружениями, машинами и оборудованием, рабочим и продуктивным скотом, энергетическими  мощностями; увеличилась лишь  оснащенность транспортными средствами (0,21%).  Оснащенность основными фондами на 1 работника сократилась в стоимости зданий и сооружений, машин и оборудования, увеличилась стоимость транспортных средств, рабочего и продуктивного скота и  энергетических мощностей.

 

Таблица 5 Движение и состояние основных фондов

 
 

Показатели

2008г. 2009г. 2009г. в  % к 2008г.
Движение  основных фондов      
1. Наличие  на начало года, тыс. руб. 9787 4934 50,41
2. Поступление,  тыс. руб. 712 978 137,35
3. Выбытие,  тыс. руб. 358 589 164,52
4. Наличие  на конец года, тыс. руб. 10141 5323 52,48
5. Годовой  прирост (п.4 – п.1), тыс. руб. 354 389 109,88
6. Процент  прироста (п.5: п.1) * 100, % 3,61 7,88 218,28
7. Процент  выбытия (п. 3: п.1) * 100, % 3,65 11,93 326,84
8. Процент обновления (п. 2: п. 4) * 100, % 7,02 18,37 261,68
Состояние основных фондов      
9. Сумма  износа на начало года, тыс.  руб. 5059 2820 55,74
10. Сумма износа на конец года, тыс. руб. 5207 2930 56,27
11. Процент износа на начало года, (п. 9 : п.1) * 100, %
51,69 57,15 5,46
12.Процент  износа на конец года, (п. 10 : п. 4) * 100, %
51,34 55,04 3,7
13. Процент годности на начало  года, (100 – п. 11), %
48,31 42,85 -5,46
14.Процент  годности на конец года, (100 – п. 12), %
48,99 44,96 -3,7
           

    Из  данной таблицы видно, что  существуют значительные различия  по состоянию  фондов  между 2008 и 2009 годами. В 2009 году наличие основных фондов  на начало года почти в два раза меньше чем  в 2008, но поступлений больше на 37,35%, выбытия соответственно больше на 64,52%, естественно на конец года тоже почти в два раза меньше, а именно в 52,48% по отношению к 2008 году. Сумма износа на начало 2009 года вновь ниже 2008 года на 55,74%, соответственно сумма износа на конец 2009 года тоже меньше 2008 на 56,27%. 

Таблица 6 Влияние  уровня использования основных производственных фондов на объем продаж продукции 

Показатели

2008г. 2009г. Изменения (+, -)
1. Объем  продаж в действующих ценах, тыс. руб. 11288 11245 -43
2. Основные  производственные фонды, тыс. руб. 5153 5069 -84
3. Стоимость  машин и оборудования, тыс. руб. 3125 3223 -98
4. Фондоотдача  на 1 руб. всех основных фондов, руб. 2,19 2,21 0,02
5. Фондоотдача  на 1 руб. стоимости машин и  оборудования, руб. 3,61 3,60 -0,01
       
    Из  данной таблицы можно судить о том, что большой разницы во влиянии основных производственных фондов на объем продаж продукции на 2008 и 2009 года, нет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 7 Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами
и их структура
Категории работников Количество, чел. Отчетный  год в % к базисному году Структура по категориям, %
базисный  год отчетный базисный год отчетный
Работники, занятые в с.-х. производстве, в т.ч.: 66 42 63,63 100 100
рабочие постоянные 30 22 73,33 45,45 53,38
рабочие сезонные и временные 30 10 33,33 45,45 23,80
служащие 6 10 166,66 9,09 23,80
из  них:          
руководители 4 2 25 6,06 4,76
специалисты 2 8 400 3,03 19,04
Работники, занятые в подсобных промышленных предприятиях и промыслах ----- ----- ---- ---- ----
Работники ЖКХ, культурно-бытовых учреждений ----- ----- ---- ---- ----
 
    Анализируя  таблицу №7 можно судить о том, что в 2009 году сократилась общая  численность рабочих на 24 человека: постоянных рабочих, рабочих сезонных и временных, руководителей. За то проскальзывает незначительное увеличение численности  специалистов и служащих. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 8 Динамика показателей производительности труда
Показатели 2008г. 2009г. 2009г. в % к  2008г.
1. Объём  продаж в действующих ценах, тыс. руб.: 11288 11245 99,61
на 1 среднегодового работника 171,03 267,73 156,53
на 1 чел. - час 69,25 160,64 231,97
2. Затраты  труда на 1 ц, чел. – час:      
зерна 0,19 0,14 73,68
картофеля ---- ---- ----
молока 3,45 2,41 69,85
прироста  живой массы КРС --- ---- -----
прироста  живой массы свиней --- ---- -----
1000 шт. яиц --- ---- -----
3. Обслуживается  в среднем одним работником  животноводства, гол.:      
молодняка КРС и взрослого скота на откорме 21,6 30,4 140,74
коров 16 24 150
свиней ---- ---- -----
овец ---- ---- -----
 
    Из  данной таблицы видно, что  в 2009 году резко возрос объем продаж  в действующих ценах на 1 среднегодового работника, на 1 чел.-час. Уменьшились затраты труда на 1 ц, чел.-час и по зерну, и по молоку. Увеличилось количество голов обслуживаемых одним работником. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 9 Влияние  факторов на изменение производительности труда
Показатели 2008г. базис
2009г. отчет
Изменения (+,-) 2009г. в % к 2008г.
1. Объем  продаж в действующих ценах на 1 чел., руб. 171,03 267,73 96,7 156,53
2. Отработано за  год, всего:
тыс. чел.- дней
тыс. чел.- часов
 
23 163
 
10 70
 
-13 -93
 
43,47 42,94
3. Отработано за год одним работником, чел.- дней
чел.-час
 
 
0,348 2,46
 
 
0,238 1,666
 
 
-0,11 -0,794
 
 
68,39 67,72
4. Продолжительность  рабочего дня, час 7,08 7,0 -0,08 98,87
5. Объем продаж на 1 чел. – час, руб. 69,25 160,64 91,39 231,97
6. Коэффициент использования фонда  рабочего времени 1,01 1 -0,01 99,0
        Из таблицы влияния  факторов на изменение производительности труда, видно, что объем продаж в действующих ценах на 1 чел в 2009 году возрос на 56,53 % по сравнению с 2008 годом, хотя  количество отработанных за год человеко-дней и человеко-часов всех работников и отдельного работника уменьшается. Объем продаж на 1 человеко-час в 2009 году увеличился аж в 131,97% по сравнению с 2008 годом. Коэффициент использования рабочего времени существенно не изменился.
Таблица 10 Структура выручки
 
Показатели 2008г 2009г В среднем за 2 года Удельный вес, %
Растениеводство – всего  в т.ч.: зерно
          картофель
          сахарная свекла
         подсолнечник
         прочая продукция растениеводства
Животноводство  – всего,
в т.ч.: скотоводство
           - молоко
              - мясо;
овцеводство:
           -  шерсть;
           - мясо;
свиноводство;
птицеводство:
           - яйцо
           - мясо;
продукция переработки
прочая  продукция животноводства

Продукция подсобного производства

Всего                                        
7182 3953
------
632
1322
1275
4050
-----
2525
600
----
----
----
----
----
----
----
646
279 

------
9850
5873 4275
-----
-----
983
1300
3983
----
3068
632
----
----
----
----
----
----
----
-----
283 

------
10541
6527,5 4114
-----
316
1152,5
1287,5
4016,5
-----
2796,5
616
----
----
----
----
----
----
----
323
281 

----
10195,5
64,02 40,35
-----
3,09
11,30
12,62
39,39
-----
27,42
6,04
-----
-----
-----
-----
-----
-----
-----
3,16
2,75 

-----
100
 
     Из  этой таблицы видно, что в 2009 году выручка увеличилась за счет продажи: мяса, молока, зерна. Самую большую  долю удельного веса в структуре  выручки занимает  растениеводство. В целом можно предположить, что  предприятие выпускает очень  мало продукции, что естественно отражается на выручке и дает возможность спада производства, что ведет к банкротству. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Факторный анализ прибыли и  рентабельности, себестоимости  ООО «Правда»
 
3.1 Фактическое состояние  предприятия 

    Анализ  формирования прибыли на предприятии складывается из изучения финансовых результатов и анализа факторов, влияющих на величину и структуру изменений прибыли.
    Анализ  данных таблицы показывает, что по сравнению с 2008 в 2009 году произошло  ухудшение основных финансовых показателей. Чистая выручка от реализации за анализируемый период уменьшилась с 
    11 288,00 руб. и до 11 245,00 руб. или уменьшилась на 0,38%. Величина себестоимости изменилась с 9 673,00 руб. и до 11 184,00 руб. или на 15,62%.
    Удельный  вес себестоимости в общем  объеме выручки вырос с 85,69% и до 99,46%.
    Сравнение темпов изменения абсолютных величин выручки и себестоимости свидетельствует о снижении эффективности основной деятельности.
    Операционная  прибыль уменьшилась в анализируемом  периоде с 2 740,00 и до 2 261,00 руб. или на 17,48%.
    Прибыль от финансовой деятельности предприятия  уменьшились в анализируемом периоде с -554,00 до -858,00 руб. или на 54,87%. Финансовая деятельность предприятия на конец анализируемого периода была убыточной.
    На  конец анализируемого периода предприятие  имело чистую прибыль в размере  1 403,00 руб., которая имела тенденцию к снижению, т.е. собственные средства, полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности уменьшились. 
Наиболее отрицательным моментом явилось значительное снижение показателя чистой прибыли, так как именно ее наличие создает стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия; а также то, что снижение величины чистой прибыли происходит гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшение балансовой прибыли, а тем более — прибыли от реализации товарной продукции, что сигнализирует о не вполне “здоровом” финансово-производственном положении предприятия.
    В структуре доходов предприятия  наибольшую долю составляет прибыль  от основной деятельности, что свидетельствует о нормальной коммерческой деятельности предприятия.
    При прочих равных условиях подобные структурные  изменения в составе балансовой прибыли следовало бы рассматривать в целом положительно, так как они характеризуют повышение активности предприятия в производственной деятельности.  Однако в данном случае столь значительный рост этого показателя объясняется вовсе не повышением производственной активности предприятия, а значительным ухудшением отдачи от операционных и внереализационных операций, что неизбежно влечет за собой снижение и других показателей прибыли.  К внереализационным операциям здесь относятся данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия — списание имущества по причине морального износа; списанная дебиторская задолженность; штрафы, пени и т.д.
            Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции на предприятии Бунина возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры.  Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного.
    Анализ  рентабельности на  ООО  «Правда»:
    Рентабельность  продаж, отражающая долю чистой прибыли  в объеме продаж, уменьшилась
      и составила 12,48%.
    Рентабельность  собственного капитала предприятия, определяющая эффективность использования вложенных в предприятие средств увеличилась, что является положительным фактом,
    и составила 16,22%.
    Рентабельность  текущих активов (отражающая эффективность  использования оборотных активов  и показывающая, какую прибыль приносит единица оборотного капитала предприятия) увеличилась, что является положительным результатом деятельности предприятия,
    и составила 17,07%.
    Рентабельность внеоборотных активов (отражающая эффективность использования внеоборотных активов и показывающая, какую прибыль приносит единица внеоборотного капитала предприятия) увеличилась, что является положительной динамикой,
    и составила 53,92%. Значение рентабельности активов на конец анализируемого периода свидетельствует о достаточно высокой эффективности использования имущества.
    В структуре доходов предприятия  наибольшую долю составляет прибыль  от основной деятельности, что свидетельствует о нормальной коммерческой деятельности предприятия.
           Исходя из определения, рентабельность — показатель, отражающий насколько эффективно предприятие ведет свою производственно-финансовую деятельность.  И вне зависимости от того, на базе чего рассчитывается рентабельность, факторы ее роста зависят от единых экономических явлений и процессов.
          Это, прежде всего:
    совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики;
    повышение эффективности использования ресурсов предприятия;
    совершенствование системы управления оборотными средствами, четкое определение источников их использования.
          При анализе путей  повышения рентабельности важно  разделять влияние внешних и  внутренних факторов.  Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем  потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и  рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.
    Доходность  предприятия по производству продукции  рассматривается как коэффициент  соотношения цен единицы продукции  и единицы ресурса. Данное соотношение  называют финансовой производительностью; оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате удорожания себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на них). Соотношение величин объема производства и объема ресурсов принято называть промышленной производительностью.
      Крупные предприятия главное  внимание обращают на проблемы  контроля за изменениями промышленной  производительности и стараются  понижать роль внешнего фактора,  или финансовой производительности. Дело в том, что одним из  условий процветания предприятия является  расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цен за предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменениями промышленной производительности, то есть за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов — машин, оборудования и т.д. (19, с. 61-62).
       На ООО «Правда», главным фактором не роста, а хотя бы не снижения уровня рентабельности должна стать работа по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно — росту прибыли.  В частности, если рассматривать состав себестоимости, то необходимо стремиться к экономии расхода таких ресурсов, как мука, вода, электроэнергия, газ, а также к снижению показателя брака.
       Показателем, характеризующим деятельность предприятия по снижению уровня себестоимости является затраты на один рубль товарной продукции.  Рассчитывается он:
 
 

      На  ООО «Правда» он составил 0,91 коп. и 0,93 коп. , что демонстрирует рост затрат на производство и говорит о не вполне эффективной работе управленческого  персонала.
        Одним из факторов, способным реально повлиять на рост рентабельности, на этом предприятии может стать уменьшение остатков нереализованной продукции. Это может произойти во многом из-за того, что в остатках велик удельный вес наиболее рентабельных изделий.
      Таким образом, на  ООО «Правда» резервы роста рентабельности еще существуют.  Но с учетом того, что рентабельность продукции на  предприятии напрямую зависит от изменения себестоимости, а отпускные цены не всегда можно устанавливать на желаемом уровне, так как всегда существуют спросовые ограничения по цене, то можно предположить, что рентабельность можно увеличить за счет более эффективного использования ресурсов, а также внедрения нововведений, обеспечивающих снижение затрат.
           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Пути и резервы повышения эффективности производства 

    В настоящее время, когда в стране наблюдается диспаритет цен, (не раз  отмечавшийся Президентом РФ) в том  числе вследствие действий монополий, всякое изменение уровня цен на входные  ресурсы находят отражение не сразу, а с определенным лагом; либо соответствующего изменения не происходит вовсе.  Однако стоит отметить, что роль ценовой политики со временем будет неуклонно падать, по отношению к таким мерам воздействия, как товарная, сбытовая и стимулирующая политика.  Возникает необходимость разработки и внедрения качественной маркетинговой стратегии развития предприятия, которая должна включать действия по сегментации рынков сбыта, поиску рыночных “ниш”,  совершенствованию качества товаров; то есть предприятие должно переориентировать свою деятельность на конечного потребителя.
        Таким образом, напрашивается  вывод о том, что  ООО «Правда», производящее продукцию массового  потребления в целях роста  прибыли и рентабельности должно  стремиться к:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.