На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие биоэтики и экоэтики, их смысл и значение

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Филиал  государственного образовательного учреждения
высшего профессионального  образования
«Сочинский  государственный  университет туризма  и курортного дела»
в г. Анапе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по  дисциплине 

«Профессиональная этика и этикет» 

на  тему 

«Понятие биоэтики и экоэтики, их смысл и значение» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 3 курса ЗСТ
Гр.07-ЗСТ-А
Киншакова Н.А. 

Проверил  преподаватель: Тер-Геворкян Н. А. 
 
 
 

Анапа – 2009
Содержание 

Понятие биоэтики …………………………………………………………………2 

Ключевые  вопросы биоэтики …………………………………………………….3 

Социальная  справедливость как проблема биоэтики …………………………..6 

Положение биоэтики в России ….………………………………………………..8 

Понятие, смысл и значение экоэтики ……………………………………………9 

Библиография  ……………………………………………………………………..14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие биоэтики 

       Биоэ?тика (от греч. др.-греч. ???? — жизнь и ????? — этика, наука о нравственности) — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.
      Биоэтика понимается как раздел этики, рассматривающий область отношения человека к различным живым формам. Само слово "этика" определяется как ответственность человека перед окружающими; таким образом, биоэтика понимается как область знаний о поведении человека по отношению к другим и как философское понятие, касающееся нравственной стороны поведения человека.
      Понятие "биоэтика" возникло недавно, несколько  десятилетий назад, однако, за это  время биоэтика сделала быстрые  шаги вперед. В ряде стран имеются  центры по биоэтике; в Европейском Союзе работает Комитет по биоэтике. Комитет с аналогичным названием открыт при Академии наук России.
       Термин  был введен в 1969 г. американским онкологом и биохимиком В. Р. Поттером для обозначения этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживания человечества в современном мире. Первое упоминание термина в медицинском журнале относят к 1971 г. Первое упоминание как самостоятельного термина относят к 1971 г.
       В Encyclopedia of Bioethics (т. 1, с. XXI) биоэтика определяется как «систематическое исследование нравственных параметров, — включая моральную оценку, решения, поведение, ориентиры и т. п. — достижений биологических и медицинских наук».
       Позже биомедицинская этика формируется  как учебная дисциплина в медицинских  вузах. К вопросам биоэтики обращались и обращаются мыслители разных направлений. Например, известный японский специалист по истории буддизма Накамура Хадзимэ (1912—1999) в своих работах не раз касался проблем биоэтики.
       В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.
       В широком смысле термин биоэтика относится  к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включенных в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом. 
 

Ключевые вопросы биоэтики

Эвтаназия

       Вопрос  о приемлемости добровольного ухода  из жизни становится всё более  актуальным — по мере того, как растут технические возможности сохранения «жизни тела» — при вполне возможной «смерти мозга».
       Недавняя  смерть Ясира Арафата стала следствием не только отключения систем поддержания функций организма, но и результатом договоренности в переговорах между женой Арафата и представителями ООП.

Пересадка органов

    Основная  статья: Трансплантация

Гомотрансплантация и аллотрансплантация

    Прижизненное  изъятие органов 
    В России прижизненное изъятие органов (в  основном почки) допускается только от ближайших родственников, с обоюдного согласия участников.
    Использование органов от умерших людей
    Чем раньше будет пересажен орган  погибшего от каких-либо причин донора, тем выше шансы на успех операции. Однако процедура фиксации смерти и её критерии до сих пор остаётся предметом дискуссий.
    В России принята практика, при которой, если человек или его родственники не высказывались прямо против возможности использования органов после смерти, считается потенциальным донором.
    Наиболее  сложным вопросом остаётся доверие  к службам, обеспечивающим изъятие  органов (контроль за отсутствием злоупотреблений — потенциально опасными считаются прецеденты доведения больных доноров до смерти, неоказание должной помощи потенциальному донору, и даже изъятие органов у здоровых людей, под предлогом тех или иных искусственно навязанных врачом операций).

Ксенотрансплантация

       Пересадка органов от животных может подвергаться негативной оценке со стороны отдельных  религиозных конфессий или их представителей. В частности, по тем  или иным соображениям, для мусульман  или иудеев неприемлемыми могут  быть ткани и органы свиньи, а для индуистов — коровы.

Аборт

       Вопрос  о возможности проведения медицинского аборта, о допустимости, решается законодательно, в разных странах по-разному, в  зависимости от традиций или религиозных  воззрений.
       Православие и католицизм отрицают возможность аборта, за исключением случаев явной угрозы смерти для матери.
       Ислам исключает возможность проведения аборта.

Клонирование

    Основная  статья: Клонирование человека

Стволовые клетки

       Для получения стволовых клеток используют эмбриональные ткани. В связи с этим, в некоторых странах запрещено использование абортивного материала для этой цели.
       В других странах допускается только использование тканей, выращенных in vitro.

Проведение клинических испытаний

       Проведение  клинических испытаний новых лекарственных средств и вакцин необходимо для совершенствования методов терапии, поиска наиболее эффективных препаратов.
       Раньше  проведение таких испытаний не было столь масштабным, как теперь, а  у врачей — было меньше сомнений в отношении возможности проявления тех или иных побочных эффектов или осложнений.
       Современная фармакология приобрела значительный опыт в направлении проведения доказательных и этичных клинических испытаний. На формирование этого опыта оказали влияние и судебные иски пациентов, волонтёров, других категорий испытуемых, которые были зафиксированы за последние 50 лет.
       В настоящее время основным требованием  для участия в испытаниях является получение т. н. «информированного согласия» пациента или волонтёра.

Суррогатное материнство

       Технология  суррогатного материнства запрещена  в некоторых странах (Германия), но разрешена в России и в Украине. В каждой стране имеются особенности законодательства, по-разному нормирующие эту практику.

Евгеника

       Значительная  часть проблем связана с потенциальной  возможностью принятия тех или иных решениий на основании данных о геноме человека, или же отдельных результатов  биометрических тестов. Эти данные составляют врачебную тайну, и существует целый ряд опасений относительно их «нецелевого использования», в частности — для учёта этих данных при страховании, при приёме на работу.
       Возможность пренатальной диагностики определённых характеристик эмбриона (пол, маркеры наследственных заболеваний, маркеры наличия изоферментных систем и др.) сегодня реально обеспечивают путь к изменению пула естественных генов человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Социальная справедливость как проблема биоэтики 

       Гуманитарный  аспект проблемы. Когда шла подготовка международной конференции ЮНЕСКО «Социальная справедливость в здравоохранении: биоэтика и права человека» (конференция прошла в декабре 2005 г. в Московском гуманитарном университете), мы столкнулись с некоторым непониманием по двум аспектам: первый — почему не-медики обсуждают проблемы социальной справедливости в здравоохранении; второй — почему социальная справедливость, биоэтика и права человека идут вместе.
       Вообще это проблемы, которые касаются далеко не только медиков, но всех и каждого из жителей России. Поэтому представляется уместным, чтобы голос тех, на кого все реформы направлены, — голос потребителей — тоже был представлен.
       Между тем, у нас нет надлежащего информирования потребителей услуг здравоохранения. Граждане не получают информации о том, какие шаги предпринимаются в их отношении. Кроме того, представляется необходимым, чтобы граждане не только владели информацией, но и принимали участие в формировании политики в области здравоохранения.
       Достаточно  сложен вопрос о формах участия. Проблема в том, чтобы не получилось такого «базара», где каждый будет о чем-то говорить, не слыша других. Но тем  не менее надо искать эти формы, отрабатывать их. Нам представляется, что биоэтика выступает одной из таких площадок, на которых эти формы могут конструироваться и отрабатываться формы участия гражданского общества в разработке и реализации политики в области здравоохранения.  

       О Декларации по биоэтике ЮНЕСКО. Декларация по биоэтике, принятая ЮНЕСКО в ноябре 2005 г., — это не первый международный документ в области биоэтики, но по сравнению с предыдущими он обладает некими новыми специфическими особенностями. Эти особенности, на наш взгляд, связаны с тем, что этот документ, который готовился экспертами, представлявшими разные страны и регионы мира, мировое сообщество, отразил новое явление, суть которого состоит в том, что сейчас происходит сдвиг интересов в области биоэтики. Этот сдвиг связан с тем, что данной проблематикой все больше занимаются те, кто живет в странах третьего мира. И соответственно, происходит переакцентировка основного корпуса положений биоэтики.
       Так, например, принцип социальной справедливости, будучи одним из ведущих в биоэтике, оставался все-таки в подчиненном положении по сравнению с другими принципами. Происходящие изменения характеризуются тем, что вопросы социальной справедливости в том, что касается здоровья человека, доступности медицинской помощи, качества оказываемой медицинской помощи, выходят на первый план. В значительной мере это влияние того, что все более основательным становится голос развивающихся стран в определении повестки дня мировой биоэтики, но не только. На одном из последних конгрессов по биоэтике в Бразилии проблемы социальной справедливости были заявлены как тема конгресса. В 2004 г. такой конгресс проходил в Австралии, в Сиднее, и тоже вопросы социальной справедливости были заявлены как тема конгресса. В 2006 г. в Пекине будет проходить VIII конгресс по биоэтике, тема его — «Здоровое и справедливое общество».  

       Новые биотехнологии и  социальная справедливость. Говоря об актуализации проблем социальной справедливости, нельзя не обратить внимания на такое новое обстоятельство, как появление чрезвычайно эффективных биотехнологий. Эти технологии порождают новые возможности, а распределение этих возможностей оказывается далеким от справедливости. Прогресс биомедицинских технологий приводит к тому, что растет разрыв между теми, кто имеет возможности доступа к этим новейшим достижениям, и основной массой населения. Он принимаем угрожающие размеры, и это начинает осознаваться мировым сообществом как одна из ключевых проблем нашего времени. 90% средств, которые тратятся сегодня на развитие биотехнологий, адресованы на те болезни, которые актуальны для 10% мирового населения, и только 10% средств, расходуемых на биомедицинские исследования, идут на заболевания, которые преобладают у 90% населения (проблема «10 к 90»).
       Что касается ситуации в нашей стране, то следует отметить новое явление: постепенно начинает осознаваться, что охрана здоровья должна быть приоритетом. Впрочем, это первые ростки нового отношения к человеку. Трудно понять только: нам все время говорят, что инвестиции в человека выгодны для человека и общества. Но когда формируются бюджеты, оказывается, что все, что касается здоровья человека, относится к расходам, убыткам. Одно с другим явно не стыкуется. Существует много высокотехнологичных предприятий, где понимают, что самый ценный капитал, которым они обладают — это те кадры, те высококвалифицированные люди, которые прошли достаточную подготовку и работают на этом предприятии. Здоровье этих людей становится составляющей того капитала, которым обладает это предприятие. Предприятия организуют программы сохранения здоровья своих работников.
       Большая проблема — отношение граждан  к своему здоровью. Сохраняются патерналистские  установки: с одной стороны, люди привыкли к заботам со стороны  государства, но с другой, государство  требует от них ответственности. Тем не менее, отношение россиян к своему здоровью как к ценности начинает меняться. Это факт существенный и обнадеживающий.
       Вопросами социальной справедливости в отношении  здоровья человека мы должны заниматься более основательно. Именно в биоэтике разработаны очень важные механизмы, которые заслуживают, на наш взгляд, применения в более широких масштабах: механизм информированного согласия и механизм этической экспертизы, в проведении которой обязательно должны быть представлены непрофессионалы. Это, если угодно, голос потребителя того, что нам дает медицина.
       Положение биоэтики в России 

       В 2001 г. МЗ РФ была принята Программа по биоэтике.
       Биоэтика, или этика жизни, является разделом этики. Биоэтика определяет, какие действия по отношению к живому с моральной точки зрения допустимы, а какие недопустимы.
       Выступая  в Коста-Рике в марте 1999, создатель  термина, В. Поттер сказал в заключение своего доклада: "Я прошу вас понимать биоэтику как новое этическое учение, объединяющее смирение, ответственность и компетентность, как науку, которая по своей сути является междисциплинарной, которая объединяет все культуры и расширяет значение слова «гуманность».
       Биоэтика  является системным ответом на так  называемые «проблемные ситуации»  этико-правового характера, объективно возникающие под влиянием научно-технического прогресса в экологии, биологии и  медицине, в частности — в современной клинической практике. Важную роль играет изменение социально-экономических факторов, глобализация, смешение культурно-религиозных традиций. Комплекс морально-этических проблем охватывает приложения биологии не только к социально-политической, но и ко всей гуманитарной проблематике, и включает наряду с биоэтикой биополитику, биотеологию и другие ветви науки.
       Русская Православная Церковь представила  свою официальную позицию по вопросам биоэтики в Основах социальной концепции, документе, принятом на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году (глава XII). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие, смысл и значение экоэтики 

      Экологическая этика возникла как движение, направленное на признание морального значения природного нечеловеческого мира. К сожалению, она еще не стала руководством к широкому и массовому действию, но получила довольно широкое и распространение и известность. Этому способствовало растущее осознание опасности всеобщего экологического кризиса современности, хотя экологическая этика выходит далеко за рамки практических задач экологии. Аксиология природоохраны пришла в противоречие с антропоцентрическим мировоззрением. Дело даже не в том, что экологические проблемы невозможно решить, оставаясь на антропоцентрический позициях. Примитивный антропоцентризм "белого человека" не просто устарел - он всегда был противен как Природе, так и собственно человеческой нравственности.
      Концепция прав животных и прав Природы достаточно сложны, а значит, в них не обходится  без противоречий. Частично эти противоречия порождены объективным конфликтом интересов среди многообразных  природных существ и явлений, но во многом связаны с развитием Концепции как новой идеологии. Не обходится без элементарного непонимания, ошибок и заблуждений - как самих экофилософов, так и их оппонентов.
      Экоэтика  призывает признать понимание того, что права животных не являются простым частным случаем прав Природы, учитывая особое место, которое занимают в Природе эти существа вместе с человеком. Животные ближе к человеку, и к их правам можно подходить с общей мерой, провозгласив их принципиальное равенство. Следует отметить, что правовой принцип равенства не отражает фактическое, реальное равенство. Напротив, он сам - основа и источник права различных людей и различных животных на неодинаковость и индивидуальность. Подобно тому, как разница в силе или умственных способностях в мире людей не должна быть основанием дискриминации, так не может быть основанием дискриминации принадлежность к биологическому виду, наличие хвоста, рогов или хобота.
      Среди людей давно признано, что в  отношении "себе подобных" следует  поступать этично. Такие действия, как уничтожение или пожирание себе подобных принято рассматривать как крайнюю степень аморальности. Правда, под себе подобными понимали сначала членов своей этнической группы или расы. Западные, особенно англосаксонские гуманисты разрабатывали многочисленные "стратегии исключения", обосновывающие неприменимость норм морали по отношению к различным группам людей (выделяемым по самым разным признакам - национальным, расовым, религиозным и т.п.).
      Хотя  и не сразу, но понятие человека так или иначе было распространено на обобщенного представителя биологического вида Homo sapiens. В настоящее время различных "стратегий исключения" придерживаются только представители расистских идейных направлений.
      И только самые глубокие и прозорливые мыслители понимали, что "подобие себе" может быть более глубоким. Критерием подобия, должна быть общность психических процессов, а не просто принадлежность к биологическому виду или более обширной таксономической группе (например, роду человеческому Homo или одному с человеком классу - млекопитающим). Когда речь идет о "высших" животных, к ним и к их индивидуальным правам уместно подойти с человеческих позиций. Коль скоро они обладают общими с человеком свойствами (сознание, чувствительность, способность испытывать привязанность, стремиться к достижению цели, страдать от боли, смерти или несвободы и т.д.), то они обладают и соответствующими правами - правом на жизнь, здоровье, семью, стремление к счастью, свободу, т.е. такими же, какими обладает человек. Возможность и необходимость этичного отношения диктуется нашей близостью, подобием. Такая концепция называется патоцентризмом и, будучи отнесенной к одной из разновидностей антропоцентризма , подвергалась критике за то, что наряду с биоцентризмом, даёт так мало для этического обоснования защиты окружающей среды и предотвращения экологического кризиса.
      Для этого решения этой задачи важнее другое - впустить в сферу нашей  морали не только "себе подобных", но и "во многом, а то и во всем, иных". Растения, леса, реки, моря, планеты и звезды - все это самодостаточно, ценно само по себе и само для себя, а, следовательно, морально значимо. К этому "совершенно иному" относится популяции и виды животных (в том числе и человечество - это ведь не человеческий индивид с его волей, чувствами и сознанием), и сам феномен жизни на нашей планете. Кстати, здесь мы видим ключ к разрешению вопроса о соотношении прав индивида и коллектива у людей. Бессмысленно спорить, чьи права важнее - индивида или народа: они качественно различны, и поэтому не могут быть неравными, иерархически соподчиненными. Народ с его коллективным разумом, соборным сознанием и родовым эгрегором - "совершенно иное" по отношению к индивиду.
      У этого иного - и права должны быть совершенно иные. Права животных - это обобщение прав человека. Права животных подобны правам человека, постольку, поскольку человек - одно из животных. Например, индивидуальные права имеют смысл для тех существ, которые являются индивидами, а право на жизнь имеет смысл лишь для живой Природы. Но и неживая Природа самоценна, праву на жизнь здесь соответствует право на существование. Итак, следует признать, что в Природе существует 2 рода прав: права человека как индивида вместе с правами животных как обобщенного индивида - с одной стороны, и права Природы, ее сфер и стихий как "совершенно иного" - с другой.
      Права животных индивидов (т.е. права "обобщенных людей") и права Природы различны, но не противоречат друг другу. Они  во многом согласованы. Защита Природы - это неизбежно и защита населяющих ее индивидов, и наоборот. Жить, причем жить счастливо, люди и животные могут только в природной среде определенного качества. (Гибель ландшафта - это гибель большинства обитающих там животных индивидов и бедствия переселения для спасшихся. Гибель вида - это гибель всех составляющих его особей (индивидов). Гибель природы - это гибель всех существ). В этом - общий "центр" биоцентризма и экоцентризма. Но есть и противоречия. Животные индивиды подвержены болезням, смерти и иным страданиям. А это закон Природы. Одни индивиды являются пищей для других, гибель одних есть условие жизни других, и это тоже закон Природы. Для сохранения вида требуется стабилизирующий отбор, отсеивающий нежизнеспособных и просто отклоняющихся от видового стандарта индивидов. Сама эволюция также связана с отбором, т.е. гибелью индивидов. Природа эволюционирует, а индивиды в результатах этой эволюции не заинтересованы.
      Дело  осложняется тем, что многие существа выступают в Природе "агентами" или "демонами" эволюции - хищники, паразиты, и так далее, вплоть до болезнетворных микроорганизмов.
      Биоцентристы  готовы выступить против этих законов  Природы, стремясь переделать ее во имя  индивидуальной жизни, подобно тому, как во имя интересов человека пытаются переделать общество социалисты и иные революционеры, искоренив из него эксплуатацию, неравенство, насилие. Вот почва конфликта между прогрессом, управляемым индивидуальным разумом, и эволюцией Природы. При этом (подчеркиваю) человек и иные животные индивиды - на одной стороне, Природные силы как "совершенно иное" - на другой.
      Естественно и логично, что концепции "ноосферы", "регуляции природы" и т.п., вызывают неприятие у поборников экоцентрической  философии, но вполне симпатичны биоцентристам. Не случайно Ф.М. Достоевский, не только величайший писатель, но и мыслитель, был одним из первых в России защитников животных, и при этом высоко ценил идеи Н.Ф. Федорова о регуляции Природы в целях достижения индивидуального бессмертия и воскрешения мертвых . Напротив, с позиций экоцентрической философии отрицательно оценивается и русский космизм, т.е. взгляды и концепции Ф. Н. Федорова, Вернадского, и близкие к космизму идеи П. Тейяра де Шардена, и утопические проекты продления жизни человека (Федоров, Мечников), перестройки организма животных в целях овладения ими речью , перехода хищников к растительному питанию (Даниил Андреев), или перехода людей к автотрофному питанию (К.Э. Циолковский).
      Надеюсь, что примирение будет найдено, как  находят друг с другом общий язык биоцентристы и экоцентристы. Надежду  на примирение, т.е. на то, что цели Природы и населяющих ее разумных существ совпадут, дает тот факт, что "преобразователь и улучшатель Природы" - человек - появился ни как иначе, как в ходе эволюции, направляемой неведомым Разумом Природы. И что он, может быть, призван так Природу "улучшить", что смерть и страдания из нее уйдут, а Природа и ее свобода останется. И призван ни кем иным, как самой Природой. К сожалению, сейчас Человек действует совсем в другом направлении. Но как бы мы его не ругали, приходится признать, что его деятельность обеспечивает жизнь такому количеству высокоорганизованных существ, какого никогда не было на планете. Копытных в дикой природе - максимум несколько миллионов, крупных кошек - несколько десятков тысяч. Поголовье свиней в мире - несколько миллиардов, плюс столько же коров, плюс самого "венца творения" шесть миллиардов.
      Человек обречен на взаимодействие с Природой, причем глубина этого взаимодействия такова, что его можно назвать  преобразованием Природы. Человек  уже с начальных периодов своей истории так преобразовал ее, что мы теперь живем в преобразованном человеком мире. Утешением может служить то, что не один Человек преобразует Природу. Кораллы создали острова, микроорганизмы и дождевые черви - почву, а растения - воздух, которым мы дышим (современный состав атмосферы). Современная окружающая среда - это продукт деятельности различных организмов, т.е. результат "вмешательства" в нее. Но на человеке лежит одна непреложная обязанность - считать взаимодействующую с ним Природу морально значимой, признавать ее самодостаточную ценность. Исходить не из собственных корыстных интересов, а из принципов добра и справедливости. В этом случае Природа предстает не как материал, а как равноправный и уважаемый партнер.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.