На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конституционно-правовые города. Санкт-Петербург как субъекта Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
            Кафедра № 61
конституционного  и административного права 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине Конституционное (государственное) право  России 

    “Конституционно-правовые города. Санкт-Петербург как субъекта Российской Федерации.” 
     
     
     

Выполнил:
Иванов  Иван слушатель  
4 курса группы
 

Домашний  адрес (адрес электронной почты) 
 

Руководитель: 
 
 
 

Дата сдачи_________________ 

Дата защиты_______________ 

Оценка______________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ
 

Введение

 
     Актуальность  темы исследования. Конституция Российской Федерации1 определяет положение субъектов Российской Федерации как равноправное. Однако равноправие субъектов не означает их тождественность в государственно-правовом отношении, ибо на их статус существенное влияние оказывают национальные, политические, экономические, культурные и иные условия. Таким образом, некоторые субъекты, например города федерального значения, имеют существенные отличия своего конституционно-правового статуса от статуса других субъектов Российской Федерации.
       Исключительное положение городов  федерального значения обусловлено их историческим развитием, выполнением «столичных» функций, политической, экономической, правоохранительной и культурной значимостью. Кроме этого, к существующим особенностям организации публичной власти в Москве и Санкт-Петербурге относится её функционирование на трёх уровнях: федеральные органы власти - органы власти субъектов Федерации - органы местного самоуправления.  Данные субъекты являются также административными центрами Московской и Ленинградской областей, а Москва выполняет ещё функции столицы Российской Федерации. Следовательно, конституционно-правовой статус городов федерального значения имеет особенности, определяемые его конституционно-правовым урегулированием и спецификой взаимодействия органов власти Москвы и Санкт-Петербурга с федеральными органами власти и органами местного самоуправления. Более того, конституционно-правовое регулирование статуса городов Москвы и Санкт-Петербурга оказывает влияние на организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел в указанных субъектах, обуславливая необходимость совершенствования взаимодействия органов власти и правоохранительных органов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
     Вместе  с тем необходимо отметить, что  не все вопросы относительно конституционно-правового  статуса городов федерального значения и организации органов власти на их территории законодательно урегулированы. Имеется ряд проблем, предполагающих научное осмысление, выработку теоретических и практических решений, направленных на совершенствование конституционно-правового регулирования статуса Санкт-Петербурга. Так, не решены вопросы оптимального разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами власти городов федерального значения, вопросы организации органов власти в Санкт-Петербурге, эффективного законодательного регулирования организации местного самоуправления. Актуальны и вопросы разграничения компетенции и взаимодействия органов внутренних дел в городах федерального значения как с органами федеральной власти и органами власти Санкт-Петербурга, так и с органами местного самоуправления.
     Вышеизложенным  объясняются своевременность выбора темы исследования, а также его цели, задачи и содержание.
     Степень научной разработанности  темы исследования. В отечественной юридической науке проблемы федеративного устройства России, состояние и перспективы развития конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, включая города федерального значения, привлекали и привлекают внимание многих юристов, политологов, историков, представителей других общественных наук. Исследованию этих проблем прямо или косвенно посвящены работы многих современных отечественных ученых.
     Концептуальные  аспекты развития федерализма в  Российской Федерации отражены в трудах Р.Г. Абдулатипова, С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, Л.Ф. Болтенковой, С.Д. Валентея, Н.В. Витрука, Б.Н. Габричидзе, Г.С. Гаджиева, В.Д. Горобца, И.В. Гончарова, В.В. Гошуляка, Н.М. Добрынина, Д.Л. Златопольского, В.Г. Ермакова, Л.М. Карапетяна, Е.В. Колесникова, Н.М. Колосова, А.А Кондрашова, В.А. Кряжкова, О.Е. Кутафина, А.В. Мицкевича, Ю.А. Тихомирова, К.Б. Толкачева, В.А. Туманова, И.А. Умновой - Конюховой, Г.Р. Хабибуллиной, Т.Я. Хабриевой, Р.С. Хакимова, А.Г. Чванова, В. А. Черепанова, В.Е. Чиркина, С.М. Шахрая, Б.С. Эбзеева, Ю.Ф. Ярова и других.
     Непосредственно проблемам конституционно-правового  статуса субъектов Российской Федерации посвятили свои исследования: М.М. Борисова, Н.А. Богданова, Е.В. Воронина, В.В. Гончаров, О.Н. Громова, В.В. Иванов, А.Н. Лебедев, А.А. Ливеровский, К.Т. Курашвили, С.В. Нарутто, С.Л. Сергевнин, А.П. Сычёв, С.Н. Чернов и других.
     Следует отметить, что современная конституционно-правовая наука в последние годы стала уделять больше внимания исследованию проблем конституционно-правового статуса городов федерального значения и взаимодействию органов государственной власти этих городов с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, что нашло отражение в работах Д.Б. Агафонкина, А.А. Двигалевой, С.И. Зверева, Е.А. Переверзева, О.С. Сагань, В.С. Самохвалова, В.А. Слепак, Ю.А. Шарандина и других учёных.
     Тем не менее, несмотря на значительное количество работ, посвященных различным вопросам данной проблематики, в настоящее время отсутствуют фундаментальные комплексные исследования, посвященные конституционно-правовому статусу городов федерального значения. Вышесказанное предопределяет выбор темы исследования, предполагающего анализ опыта государственного строительства субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга, исследование его конституционно-правового статуса и на этой основе выработку предложений и рекомендаций по совершенствованию его конституционно-правового регулирования.
     Объектом  исследования являются общественные отношения, связанные с конституционно-правовым статусом городов федерального значения, в области федеративного устройства современной России.
     Предмет исследования составляют конституционно-правовые основы статуса городов федерального значения в Российской Федерации.
     Цель  исследования состоит в том, чтобы на основе законодательства Российской Федерации исследовать особенности конституционно-правового статуса городов федерального значения. Результат исследования предполагает решение проблемных вопросов конституционно-правового статуса Санкт-Петербурга как субъектов Российской Федерации, а также выработку рекомендаций по совершенствованию федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в указанной сфере общественных отношений и практике их применения.
     Поставленная  цель конкретизируется в ряде исследуемых  задач:
      выявить особенности развития России как федеративного государства;
      определить юридические признаки субъектов Российской Федерации, а также особые признаки, свойственные городам федерального значения Российской Федерации;
      рассмотреть конституционно-правовое регулирование статуса городов федерального значения в составе Российской Федерации;
      проанализировать структуру и полномочия органов государственной власти городов федерального значения РФ;
      рассмотреть направления и содержание конституционно-правовых основ взаимодействия федеральных органов государственной власти с органами государственной власти городов федерального значения Российской Федерации;
      определить особенности взаимодействия органов государственной власти городов федерального значения с органами местного самоуправления;
      сформулировать выводы и научно-практические рекомендации по совершенствованию конституционно-правового статуса городов федерального значения в Санкт-Петербурге.
     Методологическую  базу составляют материалистическая диалектика как всеобщий метод познания действительности и основанные на нем частнонаучные методы исследования, позволяющие изучать явления окружающей действительности в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Для получения достоверных и научно-обоснованных результатов комплексно применялись: исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический, логический, системный методы исследования и др.
     Научная новизна полученных результатов определяется комплексным характером исследования конституционно-правового статуса городов федерального значения РФ и выражается в следующем:
      сформулированы предложения по законодательному разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти городов федерального значения Российской Федерации;
      предложены рекомендации по совершенствованию организации и функционированию органов государственной власти Санкт-Петербурга;
      проанализированы правовые и организационные основы взаимодействия органов государственной власти городов федерального значения с федеральными органами власти и органами местного самоуправления и на основе этого сформулированы рекомендации по совершенствованию их законодательного регулирования;
      сформулированы предложения по совершенствованию федерального и регионального законодательства, в частности нормативной базы в сфере правового регулирования деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга.
     Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется сформулированными выводами и обобщениями, ориентированностью всей работы на изучение теоретических проблем развития науки конституционного права.
     Практическая  значимость исследования заключается  в том, что его результаты могут  использоваться:
     - при совершенствовании федерального  и регионального законодательства в области федеративных отношений;
     - при подготовке рекомендаций по организации деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также органов местного самоуправления;
     - при проведении дальнейших научно-исследовательских  работ по проблемам федерализма,  развития конституционно-правовых основ статуса субъектов Российской Федерации, совершенствования конституционно-правового статуса Санкт-Петербурга;
     - в учебном процессе образовательных  учреждений при преподавании курсов «Конституционное право РФ».
     Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

1. Города федерального значения как субъекты

Российской  Федерации

     1.1 История развития  федеративных отношений  в Российской Федерации

 
     Идеи федерализма возникли ещё в  дореволюционной России, являвшейся унитарным государством. Практическое воплощение федеративное устройство в России получило лишь с приходом к власти большевиков и возникновением Советского государства. При этом данные периоды не следует рассматривать в качестве этапов развития федеративных отношений, так как при большом вкладе дореволюционных исследователей в развитие и становление российской государственности и идей федерализма Российская империя де-юре и де-факто являлась унитарным государством. В советской России федерализм возник, а в дальнейшем на протяжении длительного времени развивался по идеологической схеме большевизма, в основе которой лежал не реальный принцип демократической государственной власти, а стремление к преодолению «национального гнёта». Вместе с тем в данные периоды развития России Москва и Санкт-Петербург являлись центрами политической, культурной и экономической жизни страны. В дореволюционный период Санкт-Петербург (Петроград) был столицей Российской империи. Вопрос о переносе столицы в Москву вплотную встал перед советским правительством в конце февраля 1918 г. в связи с германским наступлением 18 (5) февраля, поставившим под угрозу ближайшие подступы к Петрограду. Согласно постановлению ВЦИК, 11-12 марта (26-27 февраля) 1918 г. все правительственные учреждения  переехали из Петрограда в Москву. Чрезвычайный IV Всероссийский съезд Советов своей резолюцией санкционировал это решение правительства.
     30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил «Декларацию об образовании СССР» и «Договор об образовании СССР». С принятием данных документов завершился этап становления РСФСР и начался новый период - развитие РСФСР в составе СССР, который был обусловлен переносом проблематики федерализма на уровень союза.
     В советский период города не являлись субъектами Федерации, а выступали только как административно-территориальные единицы, хотя ст. 71 Конституции РСФСР 1978 г. (в редакции от 27 октября 1989 г.) при перечислении входящих в РСФСР субъектов уже отдельно выделяла в своём составе Москву и Ленинград как города республиканского подчинения, а Конституция РСФСР 1937 г. упоминала лишь Московскую и Ленинградскую области.
     В конце 80-х гг. XX в. усиление процессов дезинтеграции, несмотря на попытки союзного руководства сохранить единство страны, привело к распаду СССР. Однако именно в этот период появились первые признаки фактического федерализма. Первым документом конституционного значения, закрепившим основы самостоятельного развития России как федеративного государства, стала Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., принятая Съездом народных депутатов РСФСР2.
     Дальнейшее  развитие федеративных отношений связано  с этапом подготовки и принятия Федеративного  договора. Именно в этот период Москва и Ленинград впервые обрели статус субъектов, не являвшихся ранее субъектами Федерации, а выступавшими только в качестве административно-территориальных единиц. В российской правовой науке нет однозначной оценки (положительной или отрицательной) роли Федеративного договора в становлении и развитии российской государственности, но подписание Федеративного договора стало важным шагом в развитии федеративных отношений с учётом общественно-политической ситуации в России в то время.
     Началом следующего этапа развития федеративных отношений в нашей стране стало принятие Конституции РФ 1993 г.,  которая сочетала в себе меры по укреплению единства и целостности Российского государства и  равноправия всех субъектов Российской Федерации. С принятием Конституции РФ города федерального значения стали субъектами Федерации, статус которых был закреплён на конституционном уровне и которые стали обладать всеми юридическими признаками, характерными для субъектов Российской Федерации.
     Период  с начала 2000 г. по 2004 г. характеризуется  продолжением процессов легитимизации федеративных отношений и проведения централистской политики федеральных властей в отношении правотворчества и властных полномочий субъектов Федерации. Основной задачей государства на этом этапе стало усиление координации государственной власти, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы исполнения их решений.
     Современный этап развития федеративных отношений, начавшийся с 2005 г., характеризуется  изменениями субъектного состава Российской Федерации, выражающимися в постепенном укрупнении субъектов путём их объединения в целях ускорения социально-экономического развития регионов и повышения уровня жизни населения, проживающего на данных территориях.
     Можно сделать вывод, что Российская Федерация прошла достаточно противоречивый путь своего государственного развития и становления как федеративного государства, основанного на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, равноправия и самоопределения народов в России. Это путь от юридически федеративного, но фактически унитарного государства к федеративному государству, уникальному по форме своего национально-государственного устройства, включающего в себя такие специфические субъекты, как города федерального значения Москва и Санкт-Петербург.

     1.2 Юридические признаки  городов федерального  значения

 
     Являясь субъектами Федерации, города федерального значения, как и иные субъекты, характеризуются  общими юридическими признаками, являющимися составной частью их конституционно-правового статуса. К ним можно отнести3:
     - наличие собственного Устава, собственной правовой системы, включающей нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
     - наличие учредительной власти, возможность самостоятельно определять и устанавливать систему органов государственной власти, действующих на территории субъекта;
     - наличие собственной территории, ограниченной административными границами, которые могут быть изменены только с согласия субъекта Федерации;
     - наличие предметов исключительного  ведения и предметов совместного с Федерацией ведения;
     - наличие собственности, налоговой  базы и бюджета;
     - представительство в федеральном  парламенте;
     - право заключения двусторонних  договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации;
     - признание частичной международной  правосубъектности субъектов Российской  Федерации;
     - наличие собственной символики.

     1.3 Особенности конституционно-правового  статуса городов  федерального значения

 
     Особенности конституционно-правового статуса  городов федерального значения обусловливаются содержанием и специальными признаками городов Москвы и Санкт-Петербурга, отражающими их «столичную» специфику, предполагающими соответствующее законодательное регулирование.
     Рассматривая  особенности статуса Москвы, являющейся столицей Российской Федерации, необходимо учитывать положения закона РФ «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993 г.4, в соответствии с которым органы государственной власти Москвы обладают дополнительными правами и обязанностями в связи с осуществлением Москвой функций столицы Российской Федерации.  В связи с изменениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2007 г. № 2-ФКЗ в ч. 1 ст. 115 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в которых указывается, что местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург, на органы власти Санкт-Петербурга также возлагаются дополнительные обязанности.
     Кроме того, Москва частично выполняет функции  административного центра Московской области. В полной мере это относится и к Санкт-Петербургу, являющемуся административным центром Ленинградской области.
     Анализируя  действующее законодательство, можно выделить характерные черты статуса городов федерального значения, обусловленные особенностями организации местного самоуправления, связанными со спецификой их статуса - городского поселения, города федерального значения и субъекта Федерации, а для Москвы - ещё - и столицы государства.
     Таким образом, обладая всеми юридическими признаками, присущими субъектам Федерации, города федерального значения в настоящее время окончательно сформировалась как государственно-территориальные субъекты в составе Российской Федерации. Кроме того, в силу политических, экономических, культурных и иных условий города федерального значения имеют специфические признаки, присущие только им.
     В России, как и в любом другом федеративном государстве, действуют две системы законодательства: федеральная и региональная. В связи с этим особенности конституционно-правового регулирования в необходимо анализировать с учётом двухуровневой системы законодательства.
     Выделены  три способа разграничения предметов  ведения  и полномочий – конституционный, договорной  и законодательный. На уровне Федерации основополагающим законодательным актом является Конституция Российской Федерации, устанавливающая исключительную компетенцию Федерации  и совместную компетенцию Федерации и ее субъектов. Города федерального значения обладают остаточной компетенцией. Москва и Санкт-Петербург вправе осуществлять собственное законодательное регулирование по предметам ведения, не перечисленным в Конституции. Необходимо отметить, что при определении остаточной компетенции городов федерального значения наряду с общей конституционной схемой немаловажную роль играют конституции (уставы) субъектов Федерации и договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, конкретизирующие предметы исключительного ведения субъектов Федерации.
     Таким образом, «рамочное» регулирование  Федерацией предметов ведения и  полномочий городов федерального значения конкретизируется региональным законодательством.
     Оптимальное функционирование Российской Федерации и её субъектов должно предполагать четкое разграничение их предметов ведения и полномочий, на основе общих интересов единого государства. Исходя из этого, представляется весьма важным принятие Федерального закона «О конституционно-правовом статусе городов федерального значения в Российской Федерации», устанавливающего наиболее эффективное разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти Москвы и Санкт-Петербурга, а также отражающего специфику статуса данных субъектов.
 

2. Система органов государственной власти и органов местного самоуправления в городах федерального значения Российской Федерации

     2.1 Организация системы  органов государственной  власти в субъектах РФ

 
     Организация системы органов государственной  власти в субъектах РФ регулируется Конституцией Российской Федерации5, согласно которой государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
     Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 8 ноября 2007 г. № 260-ФЗ)6 закрепляет общую модель организации данных органов государственной власти в субъектах РФ, включающую в качестве обязательных компонентов законодательный (представительный) орган государственной власти и высший исполнительный орган государственной власти, возглавляемый руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
     В Москве система органов государственной  власти представлена законодательным (представительным) органом - Московской городской Думой, исполнительным органом - Правительством Москвы, возглавляемое Мэром. Систему органов государственной власти Санкт-Петербурга образуют: Законодательное собрание - законодательный (представительный) орган государственной власти Санкт-Петербурга; Администрация Санкт-Петербурга во главе с губернатором Санкт-Петербурга - исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, возглавляемый главой исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.
     Кроме того, в соответствии с Федеральным  законом от 1 января 1997 г. «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в субъектах РФ представлена Конституционными (Уставными) судами и мировыми судьями, входящими как низшее звено в федеральную систему судов общей юрисдикции.
     К важнейшим полномочиям законодательных (представительных) органов городов  федерального значения относятся законодательные полномочия. Так, за период деятельности Московской городской Думы IV созыва (2005-2009 гг.) принято более 1000 нормативно-правовых актов и документов. Помимо этого, одним из полномочий Московской городской Думы является толкование законов г. Москвы. Подобное полномочие приобрело и Законодательное Собрание Санкт-Петербурга с принятием Закона от 2 июня 2005 г. № 274-29 «О внесении изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга».
     В целях реализации контрольных полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ за соблюдением и исполнением законодательства городов Москвы и Санкт-Петербурга, исполнением бюджетов указанных городов, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью городов федерального значения созданы органы финансового контроля за исполнением бюджетов - контрольно-счётные палаты.  

 

      2.2 Организация системы  органов исполнительной  власти городов федерального значения Российской Федерации

 
     Организация системы органов исполнительной власти городов федерального значения Российской Федерации имеет трёхзвенную структуру. В Москве она представлена следующим образом: Мэр - префект - глава районной управы, отвечающих за все стороны обеспечения жизнедеятельности населения в рамках своих территориальных единиц (города – административного округа – района).
     К судебным органам городов федерального значения как субъектов Российской Федерации относятся уставные суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции. Хотя порядок и основания создания Уставного суда г. Москвы законодательно установлен, но до настоящего времени он не создан. При этом на основе анализа практики деятельности Уставного Суда Санкт-Петербурга7, предлагаем внести изменения в закон Санкт-Петербурга «Об Уставном Суде Санкт-Петербурга», касающиеся расширения полномочий Уставного Суда и увеличения количества субъектов, обладающих правом на обращение в указанный суд, либо перевода деятельности Уставного Суда Санкт-Петербурга с постоянной основы на деятельность с определённой периодичностью, необходимой для принятия решения по делам, поступившим за  установленный законом период.
     В Санкт-Петербурге суды общей и специальной юрисдикции не обладают правом обращаться в Уставной суд в рамках конкретного конституционного контроля. Таким образом, невключение судов общей и специальной юрисдикции в число субъектов обращения в Уставной суд ограничивает права, присущие им как органам судебной власти, и порождает правовую проблему. Более того, в Санкт-Петербурге граждане лишены возможности обращения в Уставный суд на предмет оценки соответствия решений, которые принимает исполнительная власть (постановления городского правительства и распоряжения губернатора) Санкт-Петербурга, Уставу города. Они могут обращаться в Уставной суд Санкт-Петербурга только по поводу соответствия Уставу законов Петербурга, принятых Законодательным Собранием. Исходя из этого, сокращение субъектов обладающих правом обращения в Уставной суд, негативно сказывается как на объёме обращений, так и на реализации конституционного судопроизводства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.