На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Межпредметные связи на уроках технологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по науке и образованию
ГОУ ВПО  «Стерлитамакская государственная  педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой».
Институт  Педагогики и Психологии
Кафедра педагогики и методики начального образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Межпредметные связи на уроках технологии 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                          Выполнила: студентка 3 курса                                                                                                                                                   отделения ПМНО                                                                                                                                                          дневного отделения                                                                                                                                                           курс 3, гр. ПМНО 33                                                                                                                                           Акбашева Р. Р. 

                                                                Проверила: кандидат педагогических                                                                                     наук, доц.Берзина Р.Ф. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Стерлитамак 2009 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
   Современное общество постепенно переориентирует  цели развития человека с чисто научно-технического прогресса на реализацию возможностей и ценностей человека в нем. В последние годы наблюдается тенденция гуманизации общественных отношений. Более всего в этом нуждается сфера образования и воспитания. Исследования последних лет в области человекознания подтверждают, что главное назначение образования состоит в том, чтобы создать условия для свободного развития личности.
   Традиционно межпредметные связи в содержании обучения проходят на уровне учебного предмета и учебной информации (А.С.Антонов, Ю.И. Дик, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, А.А. Пинский, А.В.Усова и др.). Однако научно обоснованное построение содержания требует отбора и структурирования учебной информации, что приводит к поэтапным технологическим инвестициям в инвариантное содержание образования.
   В исследованиях ряда ученых разработаны  отдельные аспекты проблемы и теории становления интегрированного подхода в образовании (М.Н. Берулава, Е.И. Бражник, Б.Н. Воронин, А.И. Еремин, А.Я. Данилюк, С.И. Жарков, Л.П. Ильенко, В.Н. Куровский, А.Н. Непомнящий, А.В. Трумин и др.). Весомый вклад в построение системы управления межпредметными связями внесли И.М. Сеченов, В. Усанов, Ф.Ф. Харисов и др.
   Современная школа призвана научить ребенка  познавательной мобильности, рациональному отбору, эффективному усвоению насыщенной информации.
   Актуальность  темы определяется тем, что в последнее время ведутся поиски в области интегрированных форм учебных занятий в начальных классах. Традиционная образовательная практика обучения проходит в рамках изолированных учебных предметов, хотя все эти предметы в начальных классах ведутся одним учителем.
   Анализ  теории и практики начального образования  с позиции интегрированного воздействия на развитие учащихся позволяет выделить следующие противоречивые тенденции в современной педагогике и методике:
   - провозглашенные цели развивающего  обучения еще не связываются  с развивающим потенциалом целостного  изучения явлений природы и  общества в содержании начального образования;
   - педагогические поиски в области организации интегрированных форм учебных занятий не всегда сочетаются с развивающим потенциалом межпредметных связей в начальном образовании.
   Наличие этих проблем послужило основанием для выбора темы исследования: «Межпредметные связи на уроках технологии».
   Цель курсовой работы – разработать методику межпредметных связей учащихся на уроке технологии .
   Гипотеза: обучение технологии учащихся технологии будет эффективным если:
   – учитель будет владеть современной теорией и практикой обучения учащихся.
   – создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения.
   В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
   – проанализировать процесс использования межпредметных связей в начальной школе;
   – определить роль и место использования межпредметных связей на уроках технологии;
   – разработать методические материалы, позволяющие показать значимость межпредметных связей на уроке технологии.
   Методы  исследования:
   – анализ теоретических источников по теме исследования;
   – наблюдение. 
 
 

Глава 1. Межпредметные  связи как средство обучения младших  школьников 

1.1. Использование межпредметных  связей в начальной  школе 

    Каждый  учебный предмет, образовательная  область вносит свой вклад в развитие личности и индивидуальности школьника, в формирование его мировоззрения, взглядов, убеждений. Если взять математику и естественно-научные дисциплины, то они призваны раскрыть перед учащимися современную научную картину мира.
    Но  в природе и обществе нет изолированных  процессов. Нельзя понимать мир по отдельным независимым законам связей, явлений. В реальном мире все взаимосвязано, а в учебных предметах изучаются с разных сторон. Закономерно возникает проблема интеграции, взаимных межпредметных связей в образовании. В чем сущность этой категории обучения. В научно-педагогической литературе и исследованиях пока понятие интеграции анализируется неоднозначно.
    Эти связи рассматривают «взаимную  согласованность учебных программ, обусловленную системой наук и дидактическими целями»). Такое содержание, на наш взгляд, отражает три признака взаимной обусловленности:
    - выделение знаний или их элементов  в учебных предметах, по-разному  характеризующих реальные явления, объекты и процессы;
    -указание  способов связей, имеющих методический  инструментарий, посредством которого выявляются возможные логические конструкции и методические приемы их реализации;
    - направленность связи на развивающие  функции обучения.
    Таким образом, существование межпредметных  связей обусловлено наличием трех признаков: смысловым соотношением, наличием способа реализации и указанием направления этих связей.
    Педагогический  аспект межпредметных связей как  целостного явления впервые был исследован В.Н.Максимовой и получил свое развитие в исследованиях И.Д.Зверева, Г.И.Суравегина, Т.К.Александровой, А.В.Усовой и др. Педагогическая идея межпредметных связей возникла и развивалась под влиянием процессов интеграции и дифференциации научных знаний. Межпредметные связи обозначают начальный уровень интеграции.
    Развитие  идей межпредметных связей отражено в работах Г.И. Батуриной, Ш.И. Ганелина, П.М. Иванова, П.Г. Кулагина, которые показали, что решение данной проблемы в школьном обучении происходило в зависимости от конкретно исторических условий его развития.
    Вычленение  в педагогической теории идеи межпредметных связей и ее трансформация в самостоятельную дидактическую проблему связаны с практическими и теоретическими поисками прогрессивных педагогов различных эпох - Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К.Д. Ушинского. Они выделяли проблему межпредметных связей как обеспечивание системы знаний учащихся о мире. Так, Я.А. Коменский в своей "Великой дидактике" писал: "Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".1
    К.Д.Ушинский дал психолого-педагогическое обоснование мировоззренческой роли межпредметных связей. Актуальной и перспективной явилась его идея о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что, "кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные и всем наукам".
    Идею  интеграции в обучении К.Д. Ушинский считал одной из важнейших в формировании целостных и системных знаний. Его оценка значимости межпредметных связей в обучении оказала большое влияние на педагогов второй половины XIX - начала XX веков.
    Межпредметные связи были направлены на выработку  трудовых и деловых умений и навыков. Первые практические попытки создания системы образования на проблемно-комплексной, интегрированной основе были предприняты в 20-х гг. в Советской России С.Т. Шацким,       С.Я.Рубинштейном и др.
    Это направление получило в нашей  стране возможность практической реализации и вошло в историю педагогики под именем «трудовой школы». Основным принципом организации процесса обучения в трудовой школе являлся "метод жизненных комплексов".
    Идея  синтеза образовательного материала  вокруг общих объектов и явлений жизни и деятельности людей развивалась по принципу концентрации учебного материала вокруг педагогически и жизненно целесообразных центров.
    Дидактическая теория межпредметных связей нашла широкое отражение в публикациях, где определены функции, виды межпредметных связей, их место в современной школе, средства их реализации, разработана методика планирования и проведения комплексных форм организации обучения и т.д. Общедидактические положения конкретизируются в методиках обучения отдельным предметам (обществоведению, химии, биологии и др.) На страницах методических журналов все чаще появляются статьи, освещающие опыт учителей-предметников по реализации межпредметных связей. Усилению внимания к проблеме межпредметных связей педагогов ученых и практиков способствовало включение в новые учебные программы для одиннадцатилетней школы по основным предметам специального раздела “Межпредметные связи”, рекомендации которого активизировали творческие поиски учителей, стимулировали совершенствование их педагогического мастерства в плане овладения умениями по осуществлению связей с другими предметами на уроках и во внеклассной работе.
    Межпредметные связи повышают научный уровень  обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство. При этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук. Без этих интеллектуальных способностей невозможны и творческое отношение человека к труду, решение на практике современных сложных задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей.
    Таким образом, межпредметные связи составляют необходимое условие организации  учено- воспитательного процесса как комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит дидактическим условием ее активизации, систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления и познавательного интереса.  

1.2. Использование межпредметных  связей на уроках  технологии 

    Каждый  урок технологии в начальных классах  дети называют уроком хорошего настроения, уроком творческого вдохновения  и радости, уроком, на котором открываются секреты мастерства.
    Неподдельный  интерес к этим урокам стимулирует  у детей развитие волевых качеств, мыслительных операций анализа и  синтеза, побуждает детей к творческому  самовыражению.
    Важнейшей особенностью этих уроков является связь с другими предметами, такими как математика, окружающий мир, история, чтение. Практически на каждом уроке детям приходится работать с трафаретами, чертежами, геометрическими фигурами. Дети применяют на практике знания, полученные на уроке математики. Так, в 1-2 классах ребята узнают о геометрических фигурах, их свойствах. А на уроке технологии применяют эти знания, выполняя геометрическую мозаику. Во 2-м классе дети знакомятся с игрой «Пифагор», где нужно самостоятельно разметить квадрат и выполнить из его частей плоскостное моделирование. Выявляя свойства получившихся геометрических фигур (равные стороны, прямые углы), необходимо правильно сложить фигурку, что не так уж легко.
    В 3-м классе особое место занимает тема «Симметричное вырезание». Учащиеся узнают, что такое ось симметрии, что может быть несколько осей симметрии в одной фигуре, учатся правильно складывать бумагу. Далее эти знания применяются при составлении орнамента.
    Кроме того, необходимы вычислительные навыки, чтобы правильно выполнить расчеты, сравнить периметр фигур и их площадь. Таким образом, прослеживается тесная связь с уроком математики.
    При анализе образца большое внимание уделяется используемым материалам, их происхождению (например, истории  возникновения бумаги), происхождению  необходимых для работы предметов (ножниц, наперстка). Мы обращаемся к истории возникновения матрешки, глиняной игрушки, мозаики. То есть технология тесно переплетается с историей.
    Знания  ребенка о растительном и животном мире помогают при изготовлении цветков, фигурок животных и т. д. С большим интересом дети слушают легенды, посвященные разным цветкам, сами приносят на уроки интересные материалы о растениях и животных.
    Уроки технологии способствуют обогащению словарного запаса ребенка,     т. к. ему приходится запоминать новые слова (коллаж, мозаика, макраме, барельеф, горельеф, орнамент...).
    Часто дети стремятся помочь друг другу, показывают, как легче выполнить задание, ищут разные способы выполнения. Следовательно, под влиянием мотивации достижения успехов у детей в процессе работы формируются и совершенствуются такие личностные качества как самостоятельность и трудолюбие, которые оказывают своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, самоконтроля, адекватной самооценки, влияющих на статусное положение ребенка в группе сверстников.
    Подводя итог выше сказанному, можно сделать  вывод, что уроки технологии занимают важное место в системе развивающего обучения  и решают не только частные  задачи художественного воспитания, но и более глобальные — развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.
Глава 2. Методика организации  уроков технологии с  использованием межпредметных  связей  

2.1. Методические рекомендации  по организации  уроков технологии  с использованием  межпредметных связей 

    Важнейшей особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они должны строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии должна являться основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
    Значение  и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения  учащихся сведениями о технологической  картине мира. При соответствующем содержательном и методическим наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
    Практико-ориентированная  направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
    Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.
    Таким образом, учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
    Технология  по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
    Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
    Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкции, изготовление изделии на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
    Окружающий  мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
    Родной  язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
    Чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
    Изучение  технологии в начальной школе  направлено на решение следующих задач:
    стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
    формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
    формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
    формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
    развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
    формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
    овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
    Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
    Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
    Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности. 
 
 

2.2. Конспекты уроков  с использованием  межпредметных связей 

Тема: "Бабочки на лугу". Работа с разными материалами. 2 класс
Цели:
-учить делать разметку куска пластилина на глаз;
-научить делить круг на 8 равных частей;
-совершенствовать умение планировать предстоящую работу;
-закреплять правила техники безопасности при работе с острыми предметами;
-развивать творческое воображение и мелкую мускулатуру пальцев;
-воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе, любовь к людям.
Оборудование:
-магнитная доска;
-мультимедийный проектор
-коллекция бабочек разных стран мира;
-плакаты с предстоящими операциями по разметке и сборке изделия;
-книга А. Мурзина «Голубой махаон».
-картон (ДВП 20х20);
-кусачки, стеки, проволока;
-1 кусок пластилина «Скульптор» (цилиндрической формы);
-нитка №33;
-карандаш;
Ход урока.
   I. Вводная беседа (постановка цели).
- У нас  урок труда. Я пока не буду  показывать вам поделку. Вы  попробуете сами догадаться, чем  же мы будем с вами сегодня заниматься? А подсказкой будет вам эта загадка: «Стоят сестрички: желтый глазок, белые  реснички.»
- Что  же это за сестрички?
- Где  можно увидеть ромашки?
(Ставлю  ромашки на малую  магнитную доску.) 

- А сейчас  давайте закроем глазки и представим себе летний луг…
- Что  вы видите в своем воображении?  Каких бабочек вы видите на  лугу?
(Ставлю  на магнитную доску  бабочку.)
- Кто  догадался, что же мы попробуем  сегодня сделать?
- Попробуем  сделать композицию «Бабочки  на лугу». (На экране проектора «Летний луг»)
- Наука,  которая изучает бабочек и  других насекомых, называется  энтомология!
(Это  слово на плакате  прикрепляю на  доску.)
- Энтомологи  насчитывают в мире 140 тысяч видов  бабочек! Это очень много! Но  ежегодно тысячи бабочек погибают, в том числе и по вине человека. Поэтому мы всегда должны помнить, что бабочек надо охранять, беречь!
- А кто  из вас знает, для чего в  природе нужны бабочки?
- Полюбуйтесь  этим чудом природы!
(Показываю  детям коллекцию  бабочек  разных  стран мира).
- Как  бабочка появляется на свет, сколько времени живет, чем питается?
- Бабочки  умеют переговариваться запахами. А слыхали ли вы о «зубатых»  бабочках и ядовитых.…Нет?! Тогда  советую вам прочитать книгу  писателя 
А. Мурзина  «Голубой махаон».
(Книгу  выставляю на доску.)
-Сегодня  мы с вами будем делать вот  такую аппликацию!
(Показываю  образец изделия.)
- А для  чего мы с вами сделаем ромашковое  поле и запустим бабочек в  голубую даль?
(Поделку  можно подарить)
   II. Анализ материалов и инструментов.
-Посмотрите  на поделку и скажите, какие материалы нам нужны для работы?
-картон (ДВП)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.