Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философия народничества

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ ГОУ ВПО
«Ишимский государственный педагогический институт имени П.П.Ершова»  
 
 
 
 
 
 

ФИЛОСОФИЯ НАРОДНИЧЕСТВА
Реферат 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка 2 курса педагогического  факультета (педагогика и психология) 991гр.  Хохолкова Мария
                  Проверил: научный руководитель                      Палюда Инна Артемовна  
                   
                   
                   

 
Ишим, 2010г. 

Оглавление: 

ВВЕДЕНИЕ
    ПОНЯТИЕ НАРОДНИЧЕСТВА
    ТЕЧЕНИЯ
    ИСТОРИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАРОДНИЧЕСТВА
    «ТЕОРИЯ МАЛЫХ ДЕЛ»
    ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НАРОДНИЧЕСТВА
    РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В НАРОДНИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
Поскольку народничество представляет собой  в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия «народническая философия», «философия народничества» и т. д. Ответы на них возможны лишь на основе анализа  особенностей народничества, как такового.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ПОНЯТИЕ НАРОДНИЧЕСТВА 

Наро?дничество  — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. В советской историографии народничество считалось вторым, революционно-демократическим («разночинским») этапом революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу.  

Идеология народничества основывалась на системе  взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя  капитализм. Объективными условиями  появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма  и наличие крестьянской поземельной  общины. Основы этого «русского социализма»  были сформулированы на рубеже 40—50-х  годов А И. Герценом. Поражение  революций 1848—1849 годов. в странах  Западной Европы произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у  него неверие в европейский социализм, разочарование в нем. Сопоставляя  судьбы России и Запада, Герцен пришел к выводу, что социализм сначала  должен утвердиться в России и  основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права  на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так  возник «русский (или общинный) социализм» Герцена. 

НАРОДНИЧЕСТВО, идеология и движение разночинной интеллигенции в России во 2-й пол. 19 — нач. 20 в. Свою задачу народники видели в социальной революции и переходе к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины. Родоначальники народничества: А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. П. Огарев; наиболее влиятельные идеологи: П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский. В 1860-х — 1970-х гг. начали возникать нелегальные кружки и организации народнического толка (тайное об-во «Земля и воля», «чайковцы», «долгушинцы» и др.). Предпринятое в сер. 1870-х гг. революционерами-народниками «хождение в народ» с целью социалистической пропаганды закончилось провалом. Образованная в 1876 революционная организация «Земля и воля» (М. А. и О. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, О. В. Аптекман и др.) в 1879 раскололась на «Черный передел» («деревенщики») и «Народную волю» («политики»); последняя перешла к полит. борьбе и террору, в результате которого был убит царь Александр II. После разгрома «Народной воли» идеи народничества проводились либеральными народниками, а позднее — партией социалистов-революционеров («эсеры»).
«Русский  социализм» Герцена был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название «крестьянского социализма». Его главные  цели состояли в освобождении крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. «Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и  волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая  при этом национальное единство, развить  частные права и сохранить  неделимость земли — вот основной вопрос революции»,— писал Герцен. Эти положения Герцена впоследствии были восприняты народниками, поэтому  его называют основоположником, «предтечей», народничества.
Идея общинного  социализма, сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Но в отличие от Герцена Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община — патриархальный институт русской жизни, которая призвана сначала выполнить роль «товарищеской  формы производства» параллельно  с капиталистическим производством.
Затем она  вытеснит капиталистическое хозяйство  и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После  этого община исчезнет как форма  производственного объединения.
Возникнув в 1870-х гг., этот термин применяется  относительно разных течений общественного  движения. Так, в начале 1880-х гг., когда  шла ожесточённая полемика между  «либеральной» журналистикой и  уличным патриотизмом, словом «народники»  иногда обозначались представители  грубого шовинизма и разнуздывания  инстинктов толпы. Понятие «народничество»  часто употреблялось как синоним  демократизма и вообще интереса к  простому народу. Так, в обзорах русской  литературы обыкновенно выделяли в  одну общую группу «беллетристов-народников»  и включали в неё как Г. И. Успенского, так и Н. Н. Златовратского, хотя они  — представители весьма различных  взглядов на народную жизнь. Наименование «народник» почти никто из писателей  и публицистов за собой не признавал. Один только Каблиц-Юзов назвал свои взгляды  «основами народничества», чем немало содействовал тому, что многие, по существу своих воззрений весьма близко подходившие  к народничеству, протестовали против именования их народниками. В народничестве  Юзова было слишком много примирения с явлениями, возмущавшими гражданское  чувство, а ещё более отталкивали  грубые нападки на интеллигенцию, обзывание  таких писателей, как Н. К. Михайловский, А. Н. Пыпин и др., «либеральными  будочниками» и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.ТЕЧЕНИЯ
В рамках народнического движения существовали два основных течения — умеренное (либеральное) и радикальное (революционное). Представители  умеренного течения стремились к  ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения, считавшие себя последователями  Чернышевского, стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего  режима и немедленному осуществлению  идеалов социализма.
Также по степени  радикализма в народничестве  можно различить следующие направления: консервативное,  либерально-революционное,  социально-революционное, анархистское.
Консервативное  направление
Консервативное (правое) крыло народничества было тесно связано со славянофилами (Апполоном Григорьевым, Н. Н. Страховым). Его деятельность была представлена, в основном, творчеством журналистов, сотрудников журнала «Неделя» П. П. Червинского и И. И. Каблица - Юзова.
В легальной  печати наиболее ярким выражением народнического настроения 70-х гг. был шум, поднятый по вопросу о «деревне». Небольшая  статья в «Неделе» (1875) о том, почему литература пришла в упадок, подписанная  никому не известными инициалами П. Ч. и принадлежавшая перу писателя П. П. Червинского, никогда более не останавливавшего на себе внимания большой публики, создала  целую литературу журнальных и газетных статей, долго и усердно разбиравших  тезис статьи, что интеллигенция  должна учиться нравственности у  «деревни». В числе лиц, поддержавших это, оказался К. Д. Кавелин, занимавшийся общинным землевладением. 

Народные  «устои» (общинное начало, артельное  начало и брожение религиозной мысли) были не только признаны явлением достойным  уважения, но были поставлены выше духовных устоев интеллигенции. Особенно заметно  сказалось новое отношение к  народу как в количестве статей, посвященных народной жизни, так  и в общем их направлении. Стремлением  к идеализации народа отличалась в особенности «мужицкая беллетристика».
Известная исследовательница А. Я. Ефименко показала высокий нравственный смысл многих начал, лежащих в основе русского обычного права. Приблизительно к этому  же времени относится образование  специальных комиссий в Географическом и Вольном Экономическом обществах  для изучения обычного права, общинного  землевладения, раскола, артелей и  ряд работ (А. С. Посникова, П. А. Соколовского, В. Орлова, С. Я. Капустина, Якушкина, Пругавина, В. Е. Варзара, П. С. Ефименко и др.), посвященных  научному констатированию замечательных  «особенностей» нашей народной жизни. В этом виде русские «особенности»  признавали и противники «деревни».
Либерально-революционное  направление
Либерально-революционное (центристское) крыло в 1860-1870-е было представлено Г. З. Елисеевым (редакция журнала «Современник», 1846—1866), Н. Н. Златовратским, Л. Е. Оболенским, Н. К. Михайловским, В. Г. Короленко («Отечественные записки», 1868—1884), С. Н. Кривенко, С. Н. Южаковым, В. П. Воронцовым, Н. Ф. Даниельсоном, В. В. Лесевичем, Г. И. Успенским, А. П. Щаповым («Русское богатство», 1876—1918).
Ведущими  идеологами этого направления в  народничестве (получившего в советской  историографии название «пропагандистского», а в постсоветской —"умеренного") были П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский.
Н. К. Михайловский в обширных статьях, посвященных  «деревне», протестовал против того, что "к нам должна быть целиком  пересажена «Европа»; он же указал, что  закон Маркса о трёх базисах экономической  жизни есть закон исторический, выведенный из наблюдений над европейской жизнью, а не естественноисторический, и  Россия, именно благодаря «особенностям» общинно-артельного духа русского народа, может и не пройти через капиталистический  этап.
Социально-революционное  направление
В советской  историографии это направление  именовалось «заговорщицким» или  «бланкистским». Основные теоретики  социально-революционного течения  русского народничества — П. Н. Ткачев и в определенной мере Н. А. Морозов. Ткачев утверждал, что самодержавие в России не имеет социальной опоры  ни в одном сословии русского общества и его можно будет быстро ликвидировать. Для этого «носители революционной  идеи», радикальная часть интеллигенции, должны были создать строго законспирированную организацию, способную захватить  власть и превратить страну в большую  общину-коммуну.
Анархистское  направление
Если Ткачев и его последователи верили в  политическое объединение единомышленников во имя создания государства нового типа, то анархисты оспаривали необходимость  преобразований в рамках государства. Их идеологами были М. А. Бакунин и  П. А. Кропоткин. Оба они скептически  относились к любой власти, считая ее подавляющей свободу личности и порабощающей ее.
Бакунин считал русского человека бунтарем «по инстинкту, по призванию», а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков  уже выработался идеал свободы. Поэтому он полагал, что революционерам осталось лишь перейти к организации  всенародного бунта (отсюда —наименование  в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским»). Цель бунта по Бакунину — не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового.
Кропоткин делал акцент на решающей роли масс в переустройстве общества, призывал «коллективный ум» народа к созданию коммун, автономий, федераций. 
 
 
 
 
 
 
 

3.ИСТОРИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАРОДНИЧЕСТВА 

Нелегальные и полулегальных народнические  кружки начали революционную работу «в народе» еще до отмены крепостного  права в 1861 г. По методам борьбы за идею эти первые кружки заметно различались: пропагандистское и заговорщицкое  направления существовали уже в  рамках движения «шестидесятников» (народников 1860-х).
Пропагандистский  студенческий кружок существовал в  Харьковском университете (1856—1858), в 1861 кружок пропагандистов П. Э. Агриропуло и П. Г. Заичневского был создан в  Москве. Члены его считали необходимым  свержение монархии путём революции. Политическое устройство России представлялось ими в виде федеративного союза  областей во главе с выборным национальным собранием.
В 1861—1864 наиболее влиятельным тайным обществом Петербурга была первая «Земля и воля». Его члены (А. А. Слепцов, Н. А. Серно-Соловьевич, А. А. Серно-Соловьевич, Н. Н. Обручев, В. С. Курочкин, Н. И. Утин, С. С. Рымаренко), вдохновленные  идеями А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, мечтали о создании «условий для  революции». Они ждали её к 1863 —  после завершения подписания уставных грамот крестьянам на землю. Общество, располагавшее местом распространения  печатной продукции (книжным магазином  А. А. Серно-Соловьевича и Шахматным  клубом) выработало свою программу  — передача земли крестьянам за выкуп, замена правительственных чиновников выборными лицами, сокращение расходов на войско и царский двор. Однако эти программные положения не получили широкой поддержки в  народе, и организация самораспустилась, оставшись даже не раскрытой царскими охранительными органами.
Из кружка, примыкавшего к «Земле и воле», в 1863—1866 в Москве выросло тайное революционное  общество Н. А. Ишутина («ишутинцев»), целью  которого была подготовка крестьянской революции путем заговора интеллигентских  групп. В 1865 входившие в него П. Д. Ермолов, М. Н. Загибалов, Н. П. Странден, Д. А. Юрасов, Д. В. Каракозов, П. Ф. Николаев, В. Н. Шаганов, О. А. Мотков установили связи  с петербургским подпольем через  И. А. Худякова, а также с польскими  революционерами, русской политической эмиграцией и провинциальными кружками в Саратове, Нижнем Новгороде, Калужской  губернии и др. Пытаясь воплотить  в жизнь идеи Чернышевского по созданию артелей и мастерских, сделать  их первым шагом будущего социалистического  преобразования общества, они создали  в 1865 в Москве бесплатную школу, переплетную (1864) и швейную (1865) мастерские, ватную фабрику в Можайском уезде  на началах ассоциации (1865), вели переговоры о создании коммуны с рабочими железоделательного Людиновского завода Калужской губернии.
К началу 1866 у «ишутинцев» появились небольшое, но сплоченное центральное руководство («Ад»), собственно тайное общество («Организация») и примыкавшие к нему легальные  «Общества взаимного вспомоществования». «Ишутинцы» подготавливали побег Чернышевского  с каторги (1865—1866), но их успешную деятельность прервало 4 апреля 1866 несогласованное  с товарищами покушение одного из членов кружка, Д. В. Каракозова, на императора Александра II. По «делу о цареубийстве»  под следствие попало более 2 тыс. народников; из них 36 были приговорены  к разным мерам наказания.
В 1869 в Москве и Петербурге начала деятельность организация  «Народная расправа» (77 человек во главе С. Г. Нечаевым). Целью ее была также подготовка «народной мужицкой революции». Члены организации оказались  жертвами шантажа и интриг ее руководителя. Когда член «Народной расправы»  студент И. И. Иванов выступил против ее руководителя, он был обвинен  Нечаевым в предательстве и убит. Это преступление раскрыла полиция, организация была разгромлена, сам Нечаев бежал за границу, но был там арестован, выдан российским властям и судим как уголовный преступник.
70-е годы  выдвигают на первый план беспредельное  народолюбие; «кающиеся дворяне» (по меткому выражению Н. К.  Михайловского) всецело посвящают  свою жизнь на то, чтобы загладить  перед мужиком вековую вину  барства-интеллигенции. С конца  1860-х в крупных городах России  действовало несколько десятков  народнических кружков. Один из  них, созданный С. Л. Перовской  (1871), влился в «Большое общество  пропаганды», возглавляемое М.  А. Натансоном[1]. В кружке «чайковцев»  (Н.В. Чайковский осуществлял сношения  с легальным миром, поэтому  название по его имени условно)[2] участвовали такие в будущем  известные революционеры как  С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин,  Ф. В. Волховский, С. С. Синегуб,  Н. А. Чарушин и др.
Много читавшие и обсуждавшие труды Бакунина, «чайковцы» считали крестьян «стихийными  социалистами», которых осталось только «разбудить» — пробудить в  них «социалистические инстинкты», для чего предлагалось вести пропаганду среди столичных рабочих-отходников, временами возвращавшихся из города в деревню.
Весной и  летом 1874 «чайковцы», а вслед за ними и члены других кружков отправились  для ведения пропаганды в деревни  Московской, Тверской, Курской и  Воронежской губ[3]. Это движение получило наименование «летучей акции», а позже — «первого хождения в  народ». Переходя из деревни в деревню, сотни студентов, гимназистов, молодых  интеллигентов, одетых в крестьянскую одежду и пытавшихся разговаривать, как крестьяне, раздавали литературу и убеждали крестьян, что царизм «более терпеть нельзя». Но крестьяне  относились к чужакам настороженно, их призывы расценивали как странные и опасные. К рассказам о «светлом будущем» они относились, по воспоминаниям  самих народников, как к сказкам («Не любо — не слушай, а врать  не мешай!»). Н. А. Морозов, в частности, вспоминал, что спрашивал крестьян: «Ведь земля божия? Общая?» —  и слышал в ответ: «Божия там, где  никто не живет. А где люди —  там она человеческая». К осени 1874 «хождение в народ» пошло на убыль и начались правительственные  репрессии. К концу 1875 более 900 участников движения (из 1000 активистов) а также  около 8 тыс. сочувствующих и последователей было арестовано и осуждено, в том  числе по самому громкому делу —  «Процессу 193-х».
В конце 1874 г. в Москве была создана группа под  названием «Всероссийская социально-революционная  организация». После арестов и  процессов 1875 — начала 1876 она целиком  вошла в созданную в 1876 новую, вторую «Землю и волю» (названную  так в память о предшественниках). Работавшие в ней М. А. и О. А. Натансон (муж и жена), Г. В. Плеханов, Л. А. Тихомиров, О. В. Аптекман, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, А. Д. Михайлов, позже — С. Л. Перовская, А. И. Желябов, В. И. Фигнер и др. настаивали на соблюдении принципов конспирации, подчинения меньшинства большинству. Эта организация представляла собой  иерархически построенный союз, во главе которого стоял руководящий  орган («Администрация»), которому подчинялись  «группы» («деревенщики», «рабочая группа», «дезорганизаторы» и др.). Филиалы  организации имелись в Киеве, Одессе, Харькове и других городах. Предполагалось осуществление крестьянской революции, программа организации  предусматривала, что принципы коллективизма  и анархизма (бакунизм) будут основами государственного устройства, наряду с обобществлением земли и  заменой государства федерацией общин.
В 1877 году в  «Землю и волю» входило около 60 человек, сочувствующих — ок. 150. Ее идеи распространялись через социально-революционное  обозрение «Земля и воля» (Петербург, № 1-5, октябрь 1878 — апрель 1879) и приложение к нему "Листок «Земли и воли» (Петербург, № 1-6, март-июнь 1879).
 Часть  сторонников пропагандистской работы  настаивала на переходе от  «летучей пропаганды» к поселению  революционеров в деревне на  продолжительное время для ведения  пропаганды (это движение получило  в литературе наименование «второго  хождения в народ»). На этот  раз пропагандисты вначале осваивали  ремесла, которые должны были  пригодиться на селе, становились  врачами, фельдшерами, писарями, учителями, кузнецами, дровосеками.  Оседлые поселения пропагандистов  возникли вначале в Поволжье (центр  — Саратовская губерния), затем  в Донской области и некоторых  других губерниях. Была создана  и «рабочая группа», чтобы продолжать  агитацию на заводах и предприятиях  Петербурга, Харькова и Ростова."Земля  и воля" организовала первую  в истории России демонстрацию  — 6 декабря 1876 у Казанского  собора в Петербурге. На ней  было развернуто знамя с лозунгом  «Земля и воля», выступил с  речью Г. В. Плеханов.
Народники Юга Российской империи встали на путь терроризма, представив это как  организацию актов самозащиты и  мести за злодеяния царской администрации. Затем, 24 января 1878[4] В. И. Засулич совершила  покушение на петербургского градоначальника  Ф. Ф. Трепова, распорядившегося высечь политзаключенного-студента. В том  же месяце кружок В. Н. Осинского —  Д. А. Лизогуба, действовавший в Киеве  и Одессе, организовал убийства агента полиции А. Г. Никонова, жандармского полковника Г. Э. Гейкинга (инициатора высылки революционно настроенных  студентов) и харьковского генерал-губернатора  Д. Н. Кропоткина. 4 августа 1878 г. C. М. Степняк-Кравчинский  убил кинжалом петербургского шефа жандармов  Н. А. Мезенцева в ответ на подписание им приговора о казни революционера  Ковальского. 13 марта 1879 было совершено  покушение на преемника Мезенцева  — генерала А. Р. Дрентельна. Листок «Земли и воли» (главный редактор — Н. А. Морозов) окончательно превратился  в орган террористов.
Ответом на теракты землевольцев стали репрессии. По России прошел десяток показательных  политических процессов с приговорами  по 10-15 лет каторги за печатную и  устную пропаганду, было вынесено 16 смертных приговоров (1879) уже только за «принадлежность  к преступному сообществу» (об этом судили по обнаруженным в доме прокламациям, доказанным фактам передачи денег в  революционную казну и пр.). В  этих условиях подготовку А. К. Соловьевым покушения на императора 2 апреля 1879 многие члены организации расценили  неоднозначно: часть их протестовала против теракта, считая, что он погубит  дело революционной пропаганды.
В мае 1879 террористы создали группу «Свобода или смерть». 15 июня 1879 сторонники активных действий собрались в Липецке для выработки  дополнений к программе организации  и общей позиции. 19-21 июня 1879 на съезде в Воронеже землевольцы попытались урегулировать противоречия между  террористами и пропагандистами  и сохранить единство организации, но неудачно: 15 августа 1879 «Земля и воля»  распалась.
Те, кто считал необходимым отказ от методов  террора (Плеханов, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод, Засулич и др.) объединились в  новое политическое образование, назвав его «Черный передел» (имелось  в виду перераспределение земли  на основании крестьянского обычного права, «по-черному»).
Сторонники  террора создали организацию  «Народная воля». За короткий срок, в течение года, народовльцы создали  разветвленную организацию во главе  с Исполнительным комитетом. В него вошли 36 чел, в том числе Желябов, Михайлов, Перовская, Фигнер, М. Ф. Фроленко. Исполкому подчинялось около 80 территориальных  групп и около 500 самых активных народовольцев в центре и на местах, которым в свою очередь удалось  объединить несколько тысяч единомышленников. Народовольцами было совершено 5 покушений  на Александра II (первое — 18 ноября 1879). 1 марта 1881 г. император был ими  убит.
После этого  начались массовые аресты, завершившиеся  серией судебных процессов («Процесс 20-ти», «Процесс 17-ти», «Процесс 14-ти» и  др.). Казнь членов Исполкома «Народной  воли» была довершена разгромом  ее организаций на местах. Всего  с 1881 по 1884 было репрессировано ок. 10 тыс. человек.
16 отколовшихся  от «Земли и воли» и вошедших  в «Черный передел» народников-«деревенщиков» (Плеханов, Засулич, Дейч, Аптекман, Я. В. Стефанович и др.) получили  некоторую часть денежных средств  и типографию в Смоленске, издававшую  для рабочих и крестьян газету  «Зерно» (1880—1881), но она вскоре  также была разгромлена. Они  продолжали вести работу среди  военных, студентов, организовали  кружки в Петербурге, Москве, Туле  и Харькове. После ареста части  чернопередельцев в конце 1881 —  начале 1882, Плеханов, Засулич, Дейч  и Стефанович эмигрировали в  Швейцарию, где, ознакомившись  с марксистскими идеями, создали  в 1883 в Женеве группу «Освобождение  труда».
В 1885 в Екатеринославе собрался съезд южных народовольцев (Б. Д. Оржих, В. Г. Богораз и др.). В  конце декабря 1886 в Петербурге возникла «Террористическая фракция партии „Народная воля“» (А. И. Ульянов, П. Я. Шевырёв и другие). Они были близки к марксизму — признавали факта существования капитализма  в России, ориентировались на рабочих  — «ядро социалистической партии». Народовольческие и идейно близкие  к ним организации продолжали действовать и в 1890-е в Костроме, Владимире, Ярославле. В 1891 в Петербурге работала «Группа народовольцев», в  Киеве —"Южнорусская группа народовольцев".
В 1893—1894 «Социально-революционная  партия Народного права» (М. А. Натансон, П. Н. Николаев, Н. Н. Тютчев и др.) поставила  задачей объединить антиправительственные  силы страны, но это ей не удалось. Среди  революционной молодежи выросла  популярность марксизма.
Во второй половине 1890-х небольшие народнические  группы и кружки, существовавшие в  Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе объединились в Южную  партию социалистов-революционеров (1900), другие — в «Союз эсеров» (1901). Их организаторами выступили М. Р. Гоц, О. С. Минор и др. — бывшие народники. В 1902 г. была создана Партия социалистов-революционеров, идеологией которой было народничество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. «Теория малых дел»
В 1880-1890-е  годы популярность революционных идей уменьшилась. Стала популярной так  называемая «теория малых дел». Сотрудник  газеты «Неделя» Я. В. Абрамов в 1890-х  утверждал, что задача интеллигенции  — помощь крестьянству в преодолении  трудностей рыночной экономики; при  этом он указал на возможную форму  такой практики — деятельность в  земствах. Абрамов обращался к  врачам, учителям, агрономам с призывом помочь собственным трудом положению  русского мужика. По существу, Абрамов  выдвинул идею деполитизированного  «хождения в народ» под лозунгом осуществления малых дел ради народа.
С середины 1880-х главным печатным органом  либеральных народников стал журнал «Русское богатство», издававшийся с 1880 артелью писателей (Н. Н. Златовратский, С. Н. Кривенко, Е. М. Гаршин и др.). С 1893 новая редакция журнала (Н. К. Михайловский, В. Г. Короленко, Н. Ф. Анненский) сделала  его центром общественных дискуссий  по вопросам жизни деревни.
Писатели, группирующиеся около журнала «Новое Слово» и  главным теоретиком которых являлся  В. П. Воронцов, который предлагал  программу государственного регулирования  экономики, при осуществлении которых  крестьянское хозяйство могло бы приспособиться к товарно-денежным отношениям, сами себя не называли «народниками», но и не возражали, когда их так  называют другие.
В 80-х и 90-х  гг. развитию народнического настроения способствовали А. Н. Энгельгардт, с  его увещаниями «сесть на землю», и  Лев Толстой, с его опрощением, в основе которого лежит представления  о нравственном превосходство народа над образованными классами. 

Вот почему народничество — это не просто один из феноменов русской культуры и философии второй половины XIX — начала XX вв. Народничество — это смыслообразующее начало всей русской культуры данного периода. Мифология русского самодержавия пришла в вопиющее противоречие с общей логикой исторического и культурного развития, логикой становления гражданского общества в России. Это и поставило духовную культуру в трагическое положение раздвоенности: служения власти и противостояния власти одновременно; «трагизм неразрешимых противоречий несла в себе сама русская культура XIX — начала XX веков как целое» (И.В. Кондаков). Это был внутренний трагизм народнической парадигмы, вынужденной нагружать явления духовной культуры жесткой политической функцией, невольно противопоставлявшей культуру — как аргумент в политическом споре — самой власти. Такой оборот события в сфере культуры обретают лишь в эпохи назревших реформационных процессов. Россия неумолимо вкатывалась в эту запрограммированную самим ходом мировой истории эпоху тотальной Реформации со всей ее неумолимой логикой сокрушения основ старой веры и строительства «нового мира», глобального перехода из патриархальности в современность. Она только не подозревала, какой длинный шлейф старых самодержавных православно-монархических пережитков потянет за собой новый прогрессистский вектор общественной философии и морали.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.