Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Технологии социальной работы"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1 Технологии социальной  работы как отрасль  социальных технологий
Технология  – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Смысл соц технологий сводится к преобразованию  знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию соц отношений и процессов. (Стефанов Никола, 1976)
Проблемы  технологизации социальной сферы упирались  в вопросы социального управления. Объективные закономерности развития общества позволяют выделить конкретные нормативы и предписания.
Социальные  технологии – способ регулирования, управления и планирования соц процессов; конечный продукт соц проектирования; совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей; ! система знаний  об оптимальных способах преобразования и регулирования соц отношений и процессов в жизнедеятельности людей и сама практика их применения.
Технология  социальной работы – одна из отраслей соц технологий, ориентированных на соц обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в ТЖС.
Аспекты рассмотрения технологии ср: 1) как система теоретических знаний  и практики, которая представляет собой организацию, алгоритм и совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты ср.2) как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом ср
Этапы разработки технологии ср: Теоретический: определение цели, установки, предмета, объекта ср или клиента.. Методический: определение приемов работы для получения конкретных рекомендация для преобразующей деятельности. Процедурный: организация практической деятельности, составление алгоритма действий.
Технологию  ср характеризует: Динамичность – постоянная смена содержания и форм работы, непрерывность – постоянная поддержка связи с клиентом, цикличность – повторение этапов и процедур при работе с клиентом, дискретность – неравномерность воздействия на клиента.
Т.о, ТСР  отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое усвоение технологических процессов – основа профессионализма кадров. 

     2. Задачи учебного  курса «Технологии  социальной работы» 

     Сначала говорим, кто такой специалист по соцработе – это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, способный оказать помощь в ТЖС и т.п.
     Как специалист по соцработе он должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику соцработы с отдельными категориями граждан, традиции соцработы в России и за рубежом.
     Кроме теории нужна и практика (навыки в области социально-психологического анализа, диагностики, проведения социологических исследования и т.п.)
     Критерии  профессионализма:
      организаторские способности;
      высокая общая и правовая культура;
      психолого-педагогический такт.
 
     Цель  курса «ТСР» - формирование профессионализма у будущих специалистов. 

     Задачи  курса ТСР:
    овладение теоретическими основами технологии соцработы с различными группами населения по месту жительства и на предприятиях;
    развитие творческого мышления, умения анализировать и оценивать конфликтные ситуации, грамотно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем;
    формирование практических навыков и умений управленческой и организаторской работы, комплексного воздействия на состояние и поведение различных групп населения и отдельных граждан в экстремальных и конфликтных ситуациях.
 
 

3. Содержание технологического  процесса 

     Процесс – это изменение состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов. В соцработе внешние факторы – социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутренние – его нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы.
     Сущностная  характеристика ТП – устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом. 

     Структура ТП:
      алгоритм – программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций получить результат, определенный исходными данными (в соцработе это последовательность воздействий, направленных на преобразование объекта соцработы и перевод его в искомое состояние);
      операция – простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели);
      инструментарий – арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность.
 
     Этапы ТП:
    формулирование цели воздействия;
    выработка и выбор способов воздействия;
    организация воздействия;
    оценка и анализ результатов воздействия.
 
     Содержание  ТП:
     Самое главное – выявить социальную проблему. От характера социальной проблемы зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.
     Социальная  проблема – это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам.
     Условие решения социальной проблемы – это ее точное формулирование. Т.е. проблема должна быть реальной, существующей. Разрешение любой проблемы сводится к разрешению внутренних или внешних противоречий.
     Социальное  противоречие – взаимодействие взаимоисключающих сторон или тенденций в явлениях социальной жизни, взаимодействие противоположностей.
     Если  ничего не делать, то противоречие пройдет  следующие стадии:
    стадия тождества (противоречие может возникнуть даже из-за несущественных различий);
    стадия существенных различий (несущественные различия => существенные);
    стадия противоположностей (поляризация антагонизма, существенные различия => во взаимоотрицающие противоположности);
    стадия конфликта (крайняя степень обострения, открытое противоборство).
 
     Цикл  ТП:
     Предварительный этап (выявление проблемы, подготовка) => Этап целеполагания (первичное формулирование цели деятельности соц.работников) => Этап обработки инфо (поиск доп.источников инфо, обработка, выводы) => Этап процедурно-организационной работы (реализация мер соц.воздействия) => Контрольно-аналитический этап (анализ итогов, плюсы и минусы работы, перспективы).
 

      4 вопрос. Целеполагание, его место и роль в технологическом процессе. 

     Целеполагание – фундаментальное понятие в  теории деятельности – широко используется в общественных науках.
     Во-первых, Ц. – это процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности. В связи с этим Ц. выполняет ряд важнейших методологических и методических функций и задач, а именно:
    Выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе « цель – средства достижения – рез-ат конкретного вида деятельности;
    Предполагает активное функционирование всех факторов деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.
     Основной  проблемой Ц. является формулирование цели и оптимального средства ее достижения. Цель без определения средств ее достижения – это лишь мыслительный проект, мечта, не имеющая реальной опоры в самой действительности.
     Во-вторых, Ц. отвечает за порядок и основные требования к результатам деятельности. Цель – это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. Деятельность – процесс осуществления цели.
     Особое  место занимает Ц. в организации  и осуществлении социального действия. Технология соц.работы – это целенаправленный процесс социального воздействия субъекта на объект. Целеполагание в технологии соц.работы можно представить как процесс отделения возможного от невозможного, желательного от нежелательного, закономерного от случайного в интересах получения определенного результата.
     Ц. в соц.работе следует рассматривать  с т.з. ее методологии и организации.
     Методологический  аспект Ц. заключается в обеспечении преемственности и связи общих и конкретных задач при определении путей решения соц. проблем различного уровня.
     Организационный аспект Ц. в с.р. заключается в реализации конкретных путей и средств решения данной проблемы.
     Функции цели в технологии с.р.:
    Определяет рациональный вариант сбора информации и способа действия при решении проблем;
    Ограничивает объем информации, поиск которой осуществляет соц.работник;
    Обеспечивает конкретизацию проблемы;
    Помогает определить способы действия.
     Основополагающим  принципом технологизации социального  действия по управлению процессами и отношениями является выдвижение системы гипотиз и целей, их структурирование, т.е. построение древа целей.
     Это способ формирования структуры целей  социальных программ, обеспечивающих взаимосвязь множества целей  разного содержания (экон-их, соц-ых, полит-их, духовных), их согласование для достижения единой главной цели.
     Постоянная  сверка своих действий и результата с поставленной целью – основное правило технологии.
     Т.о., Ц. – важнейший этап технологического процесса в с.р., определяющий содержание, инструментарий и направленность действий специалистов соц. работы. 

     5. Проблемы технологизации  процессов социальной  работы. 

     Существует  скептическое отношение к возможности  и необходимости технологизации соцработы. Так считают те, кто  полагает, что соцработа носит исключительно творческий характер, и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников.
     Но  сторонники такой позиции недооценивают  роль теоретических знаний, теоретической  подготовки специалистов соцработы, забывая о том, что соцработа – это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми. 

     Также к проблеме можно отнести то, что  к каждому клиенту необходим  индивидуальный подход, следовательно, необходимо адаптировать технологии каждый раз к новому клиенту. 

     Можно и порассуждать о сущности социальной работы, ее отличии от социальных процессов (к вопросу о технологиях того и того).
 

6. Основные методы  исследования в  социальной работе. 

Социологические методы.
    Количественные методы:
      Контент-анализ – сбор количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах.
      Социологическое наблюдение. Виды:
          Включенное, невключенное;
          Лабораторное, полевое;
          Стандартизированное, нестандартизированное;
          Систематическое, эпизодическое, случайное.
    Социологический эксперимент. Используется редко. Виды:
          Мысленные (предположение в теории – что будет?)
          Натурные (проводятся на натуре)
    Опросные методы:
    Анкетирование (в социологии не >1000 человек);
    Интервьюирование (много видов);
    Опросы: прессовый; почтовый; телефонный, факсовый, телевизионный, экспертный;
    Референдумы и иные общенародные голосования.
      Выявление экспертных оценок;
      Социометрические методики.
    Качественные методы (их более 40):
      Фокус-групповая методика. Через нее делают почти все маркейтенговые исследования. количество человек от 8 до 16ти, задают примерно 8 вопросов каждому.
      Кейс-стади: 1) обрисовать место, где берутся исследования; 2) берут интервью у разных возрастных категорий, слова, услышанные от людей, менять нельзя => прочувствовать особенности речи.
          Проблемное колесо (1 проблема, спрашиваются по 1-2 вопроса у людей разных категорий, обобщается)
          Интеграция экспортных оценок – это совокупность приемов перевода количественного анализа оценок в качественный метод мозгового штурма или ранжирования (мозговой штурм – метод).
 
 

      7. Организационно-управленческие  технологии и документация  в соцработе 

     Управленческие  кадры в области соцработы  должны обладать способностью решать социально-политические вопросы, вникать в содержательные, этические аспекты, повышать эффективность оказываемых услуг в соответствии с общественными ценностями и законами. 

     Управленческая  деятельность технологична (имеет свои стандарты, закономерности) => организационно-управленческие технологии в соцработе.
Группа  административных методов.
     -по  способам админ.воздействия  –
    регламентирующие методы (жесткий тип воздействия: нормы, правила, рамки, инструкции и др. документы, предписывающие что-либо) – обеспечивают организованность в работе, поддерживают оптимальный режим деятельности;
    распорядительные методы (для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации) – м.б. в письменной форме и в устной;
    дисциплинарные.
     Т.о., мы организуем эффективное управление деятельности между людьми => все счастливы J 

     -по  функциям управления-
    планирование (определяется цель, средства ее достижения, программа достижения цели и т.п.) – реализуется через прогнозирование, моделирование и программирование; заканчивается планирование доведением содержания плана до исполнителей, сопровождающимися корректировкой плановых заданий с учетом вновь выявляемых резервов преобразовательной деятельности.
Группа  процедурных методов (они рассм. в плане основных этапов организаторской деятельности)
     Целеполагание, постановка задач(методы определения, формулирования целей), решение(методы подготовки и принятия решений), организационно-исполнительная деятельность, кадровое обеспечение (методы оценки, подбора и расстановки кадров), ресурсное обеспечение (методы определения и распределения ресурсов), распорядительство (административные методы), определение времени работы, контроль (методы контроля за исполнения).
     Выполняя  эти обязанности, специалист по соцработе  выступает в нескольких ролях:
    управляющий (власть, руководящий людьми)
    лидер (авторитет, может вести за собой)
    дипломат (устанавливает контакты, преодолевает конфликты)
    инноватор (умеет оценить и внедрить изобретение)
    человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры и вообще супермен и образец для подражания J
Сюда  же – методы выработки и принятия управленческого решения (метод мозгового штурма, метод общественной дискуссии, метод голосования «за», «против», метод утопических игр)
8 вопрос. Социально-экономические методы в технологиях социальной работы.
Экономическая сфера и социальная тесно взаимосвязаны  между собой. Экономика – это  определяющая основа решения всех социальных задач;  в социальной сфере реализуются результаты экономической деятельности общества. Уровень развитости социальной сферы многосторонне влияет на возможности функционирования экономики.
     Социальная  защита населения должна строиться  на основе сознательного использования  экономических законов, обеспечивающих интересы общества и личности.
     В процессе разработки и использования социальных технологий особое внимание должно уделяться системному анализу экономических процессов в обществе, их влиянию на динамику благосостояния населения, прогнозам ее изменения и т.д., т.п.
     Основным  критерием социально  ориентированной экономики должны стать:
    стабильность экономического роста государства;
    повышение жизненного уровня населения;
    гарантированная защищенность людей, не занятых активно в сфере материального производства и услуг.
     Важной  проблемой технологии защиты населения является проблема его общей социально-экономической поддержки и защиты от воздействия переходного периода ( например: переход к рыночным отношениям). В связи с этим социально-экономические методы  и формы помощи требуют макроэкономического подхода, они не могут носить локальный характер.
     При макроэкономическом подходе субъектами воздействия являются государство  и общество в целом, а содержанием их деятельности – процессы социально-экономического планирования и финансирования социальной помощи.
 

9. Социально-психологические  и социально-педагогические  методы 

СОЦ-ПСИХ МЕТОДЫ:
    наблюдение, опрос, тест, моделирование, эксперимент
     Эти методы предназначены для сбора  и обработки первичной информации с целью выявления фактов и получения путем их интерпретации выводов.
     Без знания психологии соцработнику нечего делать в этой сфере: он не сможет психологически воздействовать на клиента.
     Возможные психологические подходы к технологии соцработы:
Глубинная психология (Фрейд, Адлер, Берн): соцработник должен знать и научить клиента пользоваться самосознательным механизмом как регулятором развития личности, преодоления устойчивых отрицательных явлений, или комплексов.
Бихевиористское направление (психология поведения): соцработник должен раскрыть клиенту ценность и смысл жизни, его место в социальной действительности, индивидуальность, а также найти и показать перспективы жизнедеятельности, новые ценностные ориентиры. Методы: тренировка релаксации, моделирование поведение и поощрение за желаемое поведение и проч.
Когнитивная психология: соцработник должен помочь клиенту изменить его схемы и установки, и тем самым справиться с его проблемами.
Гуманистическое направление (гештальттерапия, психодрама, групповая  терапия).
     Социальная  помощь населению оказывается по направлениям практич.псих-ии:
- сообщение  клиенту объективной информации  о его расстройствах на основе  психодиагностики;
- психологическая  коррекция;
- психологическое  консультирование;
- психопрофилактическая  работа.
СОЦ-ПЕД  МЕТОДЫ:
     Как связаны педагогика и соцработа? В педагогике возникли прикладные педагогические дисциплины: андрогогика (педагогика взрослых), герогогика (педагогика старости), педагогика перевоспитания детей и подростков; пенитенциарная педагогика; педагогика детей с различными дефектами – сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика. И.т.п. => знания об особенностях воспитательных процессов различных возрастных и социально-демографических групп, и т.п.
     Различие  между социальным педагогом и  социальным работником: педагог направлен  на детей и среду, в которой живет и развивается ребенок; соцработник шире.
    Методы обучения (дидактические методы) – совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования – методы моделирования, модульного олучения, ролевых игр, мозгового штурма, деловых игры, методы погружения.
    Методы воспитания – способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств:
    -методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности: поощрение и порицание;
    -методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности – убеждение и побуждение;
    -метод  самовоспитания.
10. Типология технологий  социальной работы.
«Назначение социальных технологий в регулировании  социальных процессов в разных общностях  с помощью специальных средств», - Пьер Бурдье.
     Каждому виду социальной деятельности соответствует  своя технология, как и каждой проблеме. Мир – это многомерное пространство. Каждый занимает позицию в мире и  относится к определенному классу.
     Главная задача соц. работы – выявление глубоко скрытых структур различных социальных сред, которые составляют социальный универсум, его структура существует в 2х эпостасиях:
    Реальность 1го порядка – это распределение материальных ресурсов; присвоение преступных в социальном плане благ и ценностей.
    Реальность 2го порядка – существует в представлениях, в схемах мышления и поведения, эту реальность называют символической матрицей, т.е. символическое поведение, деятельность и т.д.
     Выбор технологии зависит в том числе  от конкретных условий реализации этих технологий: это состояние материальных, политических, финансовых, народных ресурсов и т.д.
     Особенность социальных технологий – адресность,  п.ч. проблема у к-н. категорий может  быть общая и иметь разное решение.
     Классификация социальных технологий (по признакам наиболее существенных для объекта):
    Масштабы и иерархия воздействия технологий (глобальные, континентальные, региональные, групповые и т.д.)
    Сфера социализации и жизнедеятельности (производство, политическая сфера, социальная, духовная сферы и т.д.)
    По степени зрелости социальных объектов.
 

11. Методы в социальной  работе и их  классификация 

     Соцработа как система научных знаний носит  преимущественно прикладной характер (фундаментальные социальные знания не поддаются технологизации, а прикладные поддаются).
     Методы - пути, способы познания и преобразования объективной реальности. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. 

     Роль  методов в социальной работе двоякая:
      способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики;
      определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).
 
     Классификация методов (по степени  общности).
    Всеобщий (философский) метод – единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности:
      всеобщий метод материалистической диалектики (отражение объективной реальности, исключая субъективность) и т.п..
    Общенаучные методы (в разных областях деятельности):
      метод научной абстракции;
      метод анализа и синтеза;
      метод индукции и дедукции;
      единство общего и особенного в теории и практики соцработы;
      исторический метод (метод закономерности);
      метод восхождения от простого к сложному;
      единство качественного и количественного анализа (требует исп-е техники);
      генетический метод (исследование преемственности);
      конкретно-социологический метод;
      методы формализации (составление данных о процессах социального развития в виде схем и т.п.);
      метод аналогии (оценка конкретной социальной ситуации в сравнении с другой);
      системно-структурный метод (выяснение целостности явлений, нового качества).
    Частные специальные методы – специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний:
      социологические;
      социально-психологические;
      социально-педагогические;
      организационно-распорядительные (административные);
      социально-экономические.
 

12 вопрос. Социальная  профилактика: особенности  и методы проведения. 

Профилактика  подразумевает устранение причин, которые  способны вызвать те или иные нежелательные  последствия. Профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных на достижение желаемого результата, но так же и на предотвращение возможных негативных явлений.
Социальная  профилактика правонарушений – комплекс социальных мер, осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, их уменьшение, искоренение путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению.
Субъекты  социальной профилактики нарушений:
      Государственные и хозяйственные органы;
      Профсоюзные и общественные организации;
      Трудовые коллективы;
      Должностные лица;
      Граждане, участвующие в деятельности по предупр-ию правонарушений.
4 группы объектов  социально-профилактического  воздействия:
      Негативные стороны в объективных условиях жизнедеятельности людей;
      Негативные стороны в организационно-управленческой деятельности государственных и общественных органов самоуправления;
      Негативные стороны в межличностных отношениях и поведении людей;
      Негативные явления в правосознании и социально-правовом мышлении.
Меры  воздействия на социально-профилактические объекты:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.