На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа основные направления государственного регулирования экономики, их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                       Введение 

     Государственное регулирование экономики - это система  мер, посредством, которых государство  может воздействовать на социально-экономическое  развитие общества.
     Огромная  роль государства и его способность  регулировать некоторые экономические  процессы зависит от связи экономики  и политики, от разработки экономической  политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому  возникновение и существование  государства является общественно  прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства  складывается сфера его экономической  деятельности. Более того, экономическая  политика государства становится составным  звеном и необходимым элементом  рыночной системы.
     Рыночная  система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений  производителями и потребителями. И все же регулирующие функции  государства здесь приобретают  исключительное значение, так как  рыночный механизм не в состоянии  разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических  процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических  проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией  и т.д. Появляется строгая необходимость  вмешательства государственной  структуры в механизм принятия регулируемых решений.
     В теории и практике необходимость  государственного регулирования экономики  сейчас мало кем оспаривается. Современное  управление экономикой основано на концепции  активного участия в нем государства  не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
     Цель  курсовой работы – выделить основные направления государственного регулирования  и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так  и ее отдельных сфер; познакомится с формами государственного регулирования  экономики; рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования; раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах; определить роль и экономические  функции государства, необходимость  государственного регулирования в  экономике современной России.
 

    Экономические функции государства

     Конкретные  для каждой страны условия, вызывающие необходимость государственного вмешательства  в экономику, а также его цели определяют и формируют содержание. Есть общие для всех стран факторы, которые исторически определяют экономические функции государства. К таким факторам относятся:

    тип экономической  системы;
    цели развития экономически данной системы;
    экономический потенциал и система отношений собственности;
    степень развития рыночных отношений;
    характер межнациональных отношений и уровень развития регионов;
    место данного государства в мировом хозяйстве и международном разделении труда.
     К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:
     - создание и регулирование правовой  основы функционирования экономики;
     - антимонопольное регулирование;
     - проведение политики макроэкономической  стабилизации;
     - воздействие на размещение ресурсов;
     - деятельность в сфере распределения  доходов;
     - деятельность государства, как  субъекта имущественных отношений.
     Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все  функции взаимосвязаны и действуют  в комплексе. Рассмотрим эти функции  государства:
     Создание  и регулирование правовой основы функционирования экономики
     Прежде  всего, на государстве лежит ответственность  за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также  контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических  агентов, юридических принципов  экономического общения, которых обязаны  придерживаться в своих действиях  все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные  акты, защищающие права частной собственности  и определяющие формы предпринимательской  деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между  собой и государством. Правовые нормы  распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.
     Антимонопольное регулирование.
     Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который  выступает как средство поддержания  государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в  разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для  всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими  господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов  потребителей, защита интересов и  содействие развитию среднего и мелкого  бизнеса.
     Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями  компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая  практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

     Макроэкономическая  стабилизация.

     Другое  не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного  уровня цен.

     Равновесие  в экономической системе, которое  устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может  сопровождаться высоким уровнем  безработицы или чрезмерной инфляцией. Главные инструменты в решении  этой задачи - фискальная и денежная политика.

     Согласно  общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать  государственные расходы и уменьшать  налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой  безработицы или соответственно сокращать государственные расходы  и повышать налоги с тем, чтобы  сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

     Размещение  ресурсов.

     Наряду  с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия  государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность  эффективно распределять ресурсы. Перераспределение  ресурсов может касаться промышленного  и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное  регулирование и т.д.
     Перераспределение доходов.
     Не  менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к  социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся  вне контроля человека, неподвластных  ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое  перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице  и т.д. Государством финансируются  программы, обеспечивающие возможность  получения образования вне зависимости  от доходов семьи, субсидий на поддержание  цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.
     Деятельность  государства, как субъекта имущественных  отношений.
     Традиционным  объектом государственной собственности  является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках  государства часто находятся  и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть  военной промышленности.
     В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые  для функционирования рыночной экономики.
     Значительный  вес в государственной собственности  составляют смешанные корпорации, где  государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.
     Источником  формирования государственной собственности  выступают национализация и собственно государственное предпринимательство  т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия  эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.
 

    Необходимость государственного регулирования  в условиях рыночной экономики
 
     Необходимость включения государства в регулирование  экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость  населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство  муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому  участие государства в решении  проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.
     К причинам, вызывающим необходимость  вмешательства государства в  рыночную экономику, относятся:
    Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка;
    Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой;
    Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;
    Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство;
    Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.
    Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. Поэтому монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.
    Поддержание убыточных или производств с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, без которых общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, обороноспособность страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.). Факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики рассмотрены в таблице 1 (см. приложение).
     Таким образом, участие государства в  решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо. При этом государство  не должно подменять рынок и может  действовать только в определенной системе координат. Эффективность  рыночной экономики как системы, является границей государственного регулирования. 

 

      3. Объекты и цели  государственного  регулирования экономики 

     Объекты государственного регулирования - первичные  звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, то есть то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

     Основными объектами на которые направлено воздействие государства в сфере  экономики, являются:

       - процессы разгосударствления, приватизации*, демонополизации;
       - структура форм собственности;
       - социальная, отраслевая, секторная, региональная и воспроизведённая структура народного хозяйства;
       - экономический цикл, процесс воспроизводства;
       - государственный сектор экономики;
       - условия и источники накопления капитала;
       - денежное обращение;
       - цены, антиинфляционные процессы;
       - конкурентная среда;
       - предпринимательство;
       - инвестиции, НИОКР;
       - социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения;
       - занятость, кадры;
       - платежный баланс;
       - внешнеэкономическая деятельность страны;
       - окружающая среда.

     Определяя объекты своего воздействия, государство  формулирует и цели, которые оно ставит перед собой. Множество объектов воздействия обуславливает и множество целей, разнообразных по своему характеру.

     Совокупность  целей представляет собой определенную систему, включающую основную, генеральную цель, а также конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического или социального процесса и способствующие достижению главной цели.

     Основной, главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста, а на этой основе-повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель. Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получила название «дерево целей»:

     1) Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных* колебаний:

     - регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики;

     - обеспечение экономического роста;

     - поддержка устойчивости национальной валюты;

     - обеспечение полной занятости;

     - внешнеэкономическое равновесие.

     2) Обеспечение рамочных условий  функционирования народного хозяйства:

     - обеспечение территориальной целостности;

     - обеспечение правовой основы функционирования экономики;

     - поддержка внутреннего порядка.

     3) Обеспечение социальной стабильности:

     - социальная обеспеченность различных слоев населения;

     - предоставление социальных услуг;

     - обеспеченность населения общественными благами.

     4) Координация хозяйственной деятельности:

     - обеспечение информацией о конъюнктуре  рынка, перспективах развития народного хозяйства;

     - разработка мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.

     5) Поддержка конкурентной среды:

     - создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений, защита конкурентной среды;

     - борьба против недобросовестной конкуренции;

     - борьба с монополизмом;

     - разработка стратегических и  тактических мер развития предпринимательской  активности (финансовых,налоговых,таможенных и др.);

     - поддержка мелкого и среднего предпринимательства.

     6) Управление государственным сектором  в экономике:

     - управление государственными предприятиями;

     - управление государственной собственностью (разведанными полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами, пакетными акциями, государственными кредитными средствами).

 

      4. Формы и методы  государственного  регулирования экономики 

     Государственное регулирование экономики непосредственно  связано с экономической политикой  и направлено на её реализацию. Государство  для реализации целей своей экономической  политики использует различные формы  и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.
     Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия  на экономику. Использование указанных  методов предполагает применение характерных  для них приёмов и средств.
     Особенностью  административных средств регулирования  экономики является, то что они:
     - не связаны с созданием дополнительных  материальных стимулов для их  реализации;
     - базируются на силе и авторитете  государственной власти;
     - включают меры запрещения, разрешения  и принуждения:
     Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным  само производство каких-либо товаров  и услуг, либо его технологий.
     Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение  многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.
     Принуждение основано на применении мер наказания  за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.
     - предусматривают организацию управления  предприятиями государственного  сектора экономики, государственной  собственностью.
     Экономические средства воздействия на хозяйственные  процессы предполагают использование  следующих регулирующих инструментов:
     - государственного экономического прогнозирования;
    государственного экономического программирования;
    бюджетно – налоговой системы;
    денежно – кредитной политики;
    валютной политики;
    таможенной политики.
     Рассмотрим  основные инструменты и их роль в  регулировании экономики государством. В целом инструментарий государственного регулирования экономики представлен  в таблице 2 . (см. приложение). 

     4.1 Государственное экономическое прогнозирование 

     Государственное экономическое прогнозирование  основано на результатах анализа  реального положения дел в  экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.
     Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов.
     - поэтапность процесса прогнозирования:  составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого  прогноза;
      - разработка конкретных рекомендаций  по использованию экономических  регуляторов хозяйственной деятельности;
     - корректировка нормативного прогноза  с учетом механизма регулирования;
     - составления сценария и вариантов прогноза;
     - сведение разного рода прогнозов в систему.
     Формирование  системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций: развития отраслей, видов  производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических  прогнозов, прогнозов внешнеэкономической  деятельности. 

     4.2 Государственное  экономическое программирование 

     Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено  тем, что социально - экономические  программы, базируясь на экономических  прогнозах, используют весь комплекс элементов  государственного регулирования экономики  и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и  определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в  глобальных целях всех элементов  государственного регулирования экономики.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.