На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Источники права в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

            ОГЛАВЛЕНИЕ

 

      ВВЕДЕНИЕ

 
 
      Юридическая наука рассматривает источники  права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение  юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в этих формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.
      Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные, имущественные и семейные отношения долгое время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений.
      Среди современных источников права нормативный  акт занимает ведущее место. Он объединяет все общеобязательные правила, которые  создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относят конституции, законы, нормативные решения. В отличие от других источников права нормативные акты наиболее полно и своевременно отражают потребности общества, обеспечивая правовое регулирование его жизни. 
 

        ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ  ПРАВА

  Понятие и признаки  права

 
      Под формами (источниками) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. «Источники права»— специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм.
      В соответствии с «узким», «нормативным»  подходом к пониманию права нормы  права содержатся в нормативных актах. Однако юридическая история общества дает и иные примеры способов объективации правовых норм. Последние могут содержаться в договорах, вырабатываться в процессе судебной практики, складываться исторически, а не устанавливаться государством. Договор, судебный прецедент, правовой обычай будут в данном случае выступать в качестве источников права.
      Наряду  с понятием «источник права» в  теоретической науке как равнозначное используется и понятие «форма права», под которой имеются в виду способ выражения, внешнего оформления правовых норм, формы их существования.
      Термин  «источник» в юридической науке  употребляется в разных значениях. Как об источнике права в материальном смысле говорят о социальной жизни, об общественных отношениях вообще: ведь именно развитие последних и порождает потребность в их правовом регулировании, в издании правовых норм.
        Нормы права не возникают самопроизвольно,  они вырабатываются, формулируются  в результате сознательно-волевой  деятельности людей на основе существующего в данном обществе уровня юридического сознания.  Анализируя крупный и значимый для своего времени нормативный акт (например, Русскую правду), в науке истории государства и права иногда говорят о его источниках, т. е. о том, откуда появились, каким образом были выработаны составляющие данный документ нормы права. В этом плане среди источников (нормативного акта, а не права) обычно указываются предшествующие нормативные акты, судебная практика, обычаи и т. д. Источником права именовалось и основание обязательности правовой нормы - государственная воля. Но чаще всего в формально-юридическом значении под источником права понимают внешнюю форму существования правовых норм.
      Источниками права являются официальные государственные  документы, в которых закрепляются юридические нормы. Например, закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение.

  Соотношение понятий  источника права  и формы права

      Содержание  любого явления всегда носит формализованный  характер, а его форма всегда имеет  конкретное содержание. Это полностью  относится и к праву. Законодательство и право не существует и не может существовать вне формы.
      Какой-либо юридический закон воплощается  в конкретную форму, которая становится необходимым условием его существования, свидетельствует о его месте  в системе законодательства, его соотношении с другими законами, о его юридической силе.
      Известно, что способам юридического правообразования отвечают соответствующие им формы  отображения юридических норм: одностороннему волеизъявлению органов государства  – юридический нормативный акт, двух- или многостороннему волеизъявлению субъектов права на паритетных основах - юридический нормативный договор, санкционированию – правовой обычай, признанию прецедента – судебный прецедент.
      В правовой науке и юридической  практике термин «источник права» понимается многозначно, а иногда употребляется как тождественный термину «форма права». Вместе с тем, для юристов-практиков важно уметь четко различать эти термины для правильного использования в правоприменении именно форм права. Содержание этих понятий будет различным в зависимости от того, в каком контексте они применяются – или по отношению к праву как к целому, или по отношению к отдельной норме, группе норм. Можно сказать , право имеет внутреннюю и внешнюю форму, под которыми традиционно понимается, в первом случае, внутреннее построение права, его структура, деление на отрасли и институты; внешняя форма права - это система законодательства.
      «Внутренней формой правовой нормы является ее структура, деление на гипотезу, диспозицию, санкцию, а внешней – статья нормативного акта или группа статей, в которых отображена правовая норма. Кроме этого, под формой права иногда понимают способы установления правовых норм (нормативный акт, нормативный договор, судебный прецедент, правовой обычай). Для обозначения этого явления используется также термин источник права».
      Н.С. Малеин, например, считает, что понятия  формы и источника права имеют  различное значение и их отожествлять нельзя. По его мнению, термин источники  права имеет много значений:
      а) его понимают как силы, которые создают право, например, источником права можно считать волю Бога, волю народа, правосознание, идею справедливости, государственную власть. Они могут иметь материальное и идеальное содержание.
      б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства.
      в) к источникам права относятся  исторические памятники, которые имели  когда-то значение действующего законодательства. Например, Русская Правда, которая  была основным законом в Киевской Руси, Законы Хамураппи в Древнем  Вавилоне.
      г) под источниками права также  подразумевают способы. Например. иногда говорят, что право можно познать  из закона.
      Выбор термина «источники права» приписывают  Титу Ливию, который в своей «истории»  называет Закон 12 таблиц источником права. Историки государства и права и сегодня называют исторические памятники источниками права. В прошлом и сегодня к понятию «источники права» подходят по сути, с двух позиций:
      1) его понимают как материальный  источник права - т.е. откуда  идет содержание нормы или  правотворческая сила; например, государственная власть, Государственная Дума, Президент России, судебные органы;
      2) формальный источник права - способ  выражения содержания правил  поведения или то, что дает  правилу общеобязательный характер.
      «Многозначность термина «источники права» требует от теории права обойти его и заменить иным термином - «формы права». Формы права - это по сути разные виды права, которые сложились исторически и которые выбирает государство, отличаются они по способу оформления содержания норм права. Это внешняя форма существования содержания норм права».
Право, как и государство, возникает  из необходимости управления социальными  процессами, упорядочения междуличностных  отношений в связи с усложнением  и совершенствованием, в конечном счете, общественного производства. Право всегда социально обусловлено.
      «Принято  выделять три основных вида такой  обусловленности:
      1. Юридическая форма придается  уже сложившимся общественным, содержание  которых составляют взаимные  права и обязанности сторон, то  есть реально возникшие правоотношения, что имеет место, прежде всего, в экономической сфере;
      2. На основе познания тенденций  общественного развития государство  может закрепить в законе еще  полностью не сложившиеся отношения,  активно способствуя их утверждению в общественной практике;
      3. Непосредственной основой возникновения  права может служить юридическая  практика.

        ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ  ПРАВА В РФ

 
      Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством.
      Обычно  в теории называют четыре вида источников права:
    Нормативный (нормативно-правовой) акт.
    Судебный (правовой) прецедент.
    Санкционированный (правовой) обычай.
    Договор (договор с нормативно-правовым содержанием

  Нормативно-правовой  акт как источник  права

 
      Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах права. Обычно под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие нормы  права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, привязанных к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени. Но в реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены одновременно и нормы права и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера.
      Нормативно-правовой акт характеризуется такими признаками:
    утверждается или санкционируется уполномоченными органами государства, их должностными лицами, иными субъектами правотворчества и их односторонним волеизъявлением;
    имеет внешнюю форму в виде определенного письменного документа;
    включает новые нормы права или изменяет, отменяет уже действующие;
    принимается в соответствии с определенной процедурой;
    имеет юридическую силу, которая отображает соотношение с иными правовыми актами, место и роль в системе законодательства и правового регулирования;
    придает воле народа официальный характер.
      От  нормативно-правовых актов следует  отличать официальные юридические  документы, которые не содержат норм права и не вносят непосредственно  изменения в законодательство. Например, акты утверждения положений, правил, статутов или акты, которые складываются из деклараций, отзывов, призывов.
      Нормативный акт как источник права имеет  и свои преимущества, и свои недостатки. Все же при помощи писаного права  достаточно удобно регулировать общественные отношения, поэтому в настоящее  время издаваемые государством официальные документы являются основным либо одним из основных источников права практически во всех правовых системах мира. Нормативные акты имеют различные названия, они также отличаются друг от друга по юридической силе, по органам, их издающим и т. д.

§ 2. Нормативный договор  как источник права

 
      Нормативный договор - это соглашение двух или  более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
      Основная  характеристика нормативного договора как источника права заключается  в том, что он представляет собой  добровольное волеизъявление сторон. В отличие от нормативного акта, который является актом одностороннего волеизъявления, здесь обязателен элемент добровольности в принятии на себя обязанности следовать установленным правовым нормам. Но после того, как стороны заключили договор, они обязаны подчиняться содержащимся в нем правовым нормам. Одностороннее невыполнение влечет соответствующее наказание. В отличие от обычая, который складывается исторически, нормативный договор представляет собой акт волеизъявления людей, акт их сознательного поведения.
      Нормативные договоры имеют широкое распространение  в международном (здесь это вообще основной источник права), конституционном, гражданском, трудовом и некоторых других отраслях права. Они могут называться по-разному: «контракт», «соглашение», «договоренность» и т. д., но главное - данный документ должен содержать нормы права.

§ 3. Судебный и административный прецедент как источник права

 
      Сначала рассмотрим, что такое судебный прецедент. Судебная практика представляет собой  деятельность судов по применению законодательства при рассмотрении судебных дел (гражданских, уголовных, трудовых, семейных и т. д.). И в этой практической деятельности судебных органов также вырабатываются нормы права, которые могут действовать наряду с правом, содержащимся в нормативных актах, могут дополнять его. Таким образом, и судебная практика является источником права. Когда говорят о судебной практике как об источнике права, используют термин «прецедент».
      Судебный  прецедент- это решение по конкретному  делу, являющееся обязательным для  судов той же или низшей инстанции  при решении аналогичных дел, либо служащее примерным образцом толкования закона (прецедент толкования).
      Для судебного прецедента как источника  права характерны казуистичность, множественность, противоречивость, гибкость.
      Козуистичность. Прецедент всегда максимально конкретен, максимально приближен к фактической ситуации, поскольку он вырабатывается на основе решения конкретных, единичных случаев, казусов.
      Множественность. Существует достаточно большое количество инстанций, которые могут создавать прецеденты. Данное обстоятельство вместе со значительной продолжительностью действия последних (десятки, а иногда и сотни лет) обуславливает огромный объем прецедентного права.
      Противоречивость  и гибкость. Ранее было отмечено, что даже среди нормативных актов, издаваемых одним государственным органом, иногда встречаются несогласованности и противоречия. Тем более не удивительно, что решения разных судебных инстанций по сходным делам могут очень значительно отличаться друг от друга. Это определяет гибкость судебного прецедента как источника права. Во многих случаях существует возможность выбора одного варианта решения дела, одного прецедента из нескольких. Писаное право такого широкого простора выбора не предоставляет. Впрочем, в противоположность гибкости иногда указывается как на недостатки прецедентного права его жесткость, связанность судей когда-то вынесенными решениями сходных дел, невозможность отступить от них даже в ущерб справедливости и целесообразности.

§ 4. Правовой обычай как  источник права

 
      Правовой  обычай - это правило поведения, сложившееся  вследствие фактического его применения в течение длительного времени, нигде в официальных документах не записанное, но признаваемое государством.
      Основные  черты обычая как  источника права. Продолжительность существования. «Обычай очень консервативен и сообразуется не столько с перспективой развития общества, сколько с его прошлым». Обычай закрепляет то, что складывалось в результате длительной общественной практики и может отражать как общие моральные, духовные ценности народа, так и в значительной мере предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, неравноправие полов и т. д. Поэтому государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает.
      Постоянность  соблюдения. Это необходимое условие для того, чтобы обычай как правило, как модель поведения в конкретной ситуации не исчез, поскольку он сохраняется, как правило, только в сознании народа и нигде не записан.
      Обычай  имеет, как правило, локальный характер, т. е. применяется в рамках сравнительно небольших групп людей или на сравнительно небольшой территории. Он часто тесно связан с религией. В Индии, например, обычное право входит в структуру индусского права.
      Обычай  санкционируется (признается) государством путем восприятия его судебной или административной практикой. Но если содержание обычной нормы находит свое выражение в нормативных актах, в этом случае источником права будет являться уже не обычай, а нормативный акт.
      Совокупность  обычаев, если их значительное количество, называют обычным правом. Обычное право - система правовых норм, основывающихся на обычае, регулирующая общественные отношения в данном государстве, в определенной местности либо для данной этнической или социальной группы.
      «Обычай - основная форма регулирования поведения  в догосударственном обществе, в  условиях родового строя. Огромное значение как источника права ему отводилось в древних государствах и при феодализме. Первые правовые памятники состояли главным образом из обычаев. С развитием правотворческой деятельности государства обычное право в значительной части поглощается писаным, положительным правом».
      В законодательстве может содержаться  отсылка к обычному праву, может  ее и не быть. Новый Гражданский  кодекс РФ дает понятие обычая делового оборота: «Обычаем делового оборота  признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».
      Примыкают к обычаям так называемые деловые  обыкновения - негласные правила поведения, сложившиеся на основе постоянного и единообразного их применения в практической деятельности государственных органов, коммерческих и некоммерческих негосударственных организаций, закрепляющие прежде всего, определенный порядок ведения дел. Они в большинстве случаев также имеют локальный характер, т. е. распространяются на одну или несколько организаций, либо только на определенный род деятельности.
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Подводя черту под всем выше сказанным, можно  сделать следующие выводы:
      Под источником позитивного (исходящего от государства) следует понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование, изменение или констатацию факта прекращения существования права отдельного содержания.
      Источник  внепозитивного (надпозитивного) права  видят в объективной идее разума, в «природе вещей», в проявлениях  божественной воли и т.д.
      В современных условиях наиболее распространенными  источниками позитивного права  являются закон и нормативный  акт.
      Рассмотрев каждый источник права в отдельности, сделаем некоторые общие выводы. Как правило, признается многообразие источников права. Значение каждого источника права зависит от особенностей правовой системы (романо-германская правовая семья, англо-американская правовая семья, семья религиозно-традиционного права), от этапа ее исторического развития, наконец, от особенностей регулируемых правом общественных отношений. В каждой правовой семье соотношение источников права различно (что будет показано в следующем параграфе), причем в процессе развития это соотношение не оставалось неизменным. Кроме того, в каждой отрасли права (в международном, конституционном, гражданском, уголовном и т. д. праве) складывается своя концепция источников права.
      Различные направления в научном правоведении также предлагали свое понимание источников права. Юридический позитивизм основным (а в некоторых вариантах - и единственным) источником права считал нормативные акты. Историческая школа права на первый план выдвигала обычаи. Социологическая юриспруденция также подчеркивала значение обычного права, но вместе с тем - и судебной практики. Различные психологические концепции среди источников права ведущую роль отводят правосознанию лиц, реализующих право, принципам права. Соответствующие взгляды проникали в законодательство и в юридическую практику в период господства или усиления позиций той или иной научной школы.
      Для определения значения того или иного  источника права принципиальную роль играет его официальное признание  государством. Для романо-германской правовой семьи (и, соответственно, для отечественной правовой системы) представляется возможным по этому поводу отметить следующее:
      - нормативные акты всегда официально  признаны государством в качестве  источников права и обязательны  к исполнению;
      - другие источники права могут  быть или не быть официально  признаны государством; в первом  случае они так же обязательны  к исполнению;
      - если они официально не признаны  государством, в некоторых случаях  все же проявляется их реальное  действие.
      Таким образом, право содержится не только в нормативных актах, но и в  других источниках права. В подтверждение  предложенного вывода можно привести следующую мысль, взятую из статьи современного немецкого ученого. «Законодательство  является лишь малой частью трудового права промышленно развитых стран. Нормы, определяющие отношения между работодателем и наемным работником, по большей части не находят отражения в кодифицированном праве. Повсюду в западных странах огромное значение Придается судебной практике. Наряду с этим многие чрезвычайно важные допросы регулируются коллективными договорами, часто выходящими за рамки норм, предусмотренных в законодательных актах».1.
 

       БИБЛИОГРАФИЯ

 
I. Научная литература:  книги, статьи и др.:
1.Александров  Н.Г. Понятие источника права // Ученые труды ВИЮН 1946. Вып. VIII.
2.Алексеева  Л. Судебный прецедент: произвол  или источник права? // Советская  юстиция. 1991. № 14. С. 2-3.
3. Богдановская  И.Ю. Концепции судейского нормотворчества  в «общем праве» // Проблемы буржуазной  государственности и политико-правовая идеология. М., 1990. С. 71-83
4. Богдановская  И.Ю. Прецедентное право. М., 1993.239 с.
5. Вильнянский  С.И. Источники гражданского права.  М., 1949.
6. Воробьева  С.И. Право и обычаи в развитом  социалистическом обществе. Ташкент, 1982. 24 с.
7. Голунскйй  С.А. Обычай и право // Советское  государство и право. 1939 №3.
8. Даниленко  Г.М. Обычай в современном международном  праве. М., 1988
9.Дойблер  В. Тенденции развития трудового  права в промышленно разлитых  странах // Государство и право. 1995. № 2. С. 103-109.
10.Зивс  С.Л. Источники права. М., 1981. 240 с.
11. Завадская  Л.Н. Механизм реализации права.  М., 1992. С. 258-268,275-2801947. С. 244,
12..Зыкин  И.С. Обычай в советской правовой  доктрине /Советское государство  и право. 1982 №3 с 75
13.Иванов  С.А. Применение конвенций МОТ  в России в переходный период. Некоторые проблемы // Государство  и право. 1994. № 8-9. С. 66-74.
14. Малеин  Н.С. Правовые принципы, нормы  и судебная практика // Государство  и право. 1996. № 6. С. 12-19.
15. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. Лазарева .—2-е издание, переработанное и доп.—М.:Юристъ,1996.—с.140.
16. Общая  теория гос-ва и права / Под  редакцией В. В. Копейчикова  .— К.: Юринком., 1997.—с.162.
17. Петражицкий  Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 2. СПб., 1907. С. 513
18.Проблемы  теории государства и права:  Учебник / Под ред. С.С. Алексеева.  М., 1987. с. 339-342
19. Разумович  Н.Н. Источники и форма права  // Советское государство и право. 1988. № 3.
20. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Курс лекций. СПб., 1995. С. 138
21. Теория  гос-ва и права. Учебник для   юридических вузов и факультетов.  Под ред. В.М.Корельского и В.Д  Перевалова—М.: Издательская  группа  НОРМА-ИНФРА-М, 1998.—с.288-289.
22. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 171
23. Теория  права: Курс лекций: Учебное пособие  для юридических вузов. - К.: Вентури, 1996.—с.34-35. 
24.Хачатуров  Р.Л. Источники права. Тольятти, 1997
25.ШебановА.Ф.  Форма советского права. М., 1968
II. Нормативные акты:
26. Кодекса торгового  мореплавания СССР, ст. 134, также и  ст. 89, 135, 251, 293 Кодекса, действующего  и после ликвидации СССР 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.