На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность государства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание: 
 

Введение                                                                                                                                                                2стр.  
                                                                                                     
ГЛАВА  I
Понятие, происхождение  и сущность государства                                                                                    4стр.
ГЛАВА  II
Формы государственного правления                                                                                                           10стр.
ГЛАВА  III
Формы государственного устройства                                                                                                          19стр.
ГЛАВА IV
Правовое социальное государство                                                                                                               24стр. 

Заключение                                                                                                                                                         27стр.                                                                                                             
Список литературы и сайтов в Интернете                                                                                                   29стр.
Приложение                                                                                                                                                                         30стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Существует  колоссальный разброс общественного  мнения, характеризующего отношение  населения к государству, - от абсолютизации  его роли как единственного источника  общественного благополучия до такого же абсолютного отрицания всякого  государства. И обе эти крайности  существуют в общественной мысли  и практике со времён Платона и  Аристотеля, т.е. на протяжении всей истории  развития государства и общества. Однако факт остаётся фактом: общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая объективная  цель, без которой оно не может  ни возникнуть, ни развиваться. Такой  целью является объединение людей  под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества.
     Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть – это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории конкретного определённого государства.
     Государство как главная властвующая и  организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций  в рамках их уставных задач, содействовать  их развитию и совершенствованию. Такое  сотрудничество и взаимодействие государственных  и общественных организаций, в том  числе и частных, способствует стабильности общественной жизни, установлению в  обществе режима реальной демократии.
     Государство объединяет своей властью и защитой  всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому-либо роду или племени. Это означает, что  государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население  данной территории, как правило, имеет  устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства  и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная  власть распространяется и на находящихся  в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они  имеют особое правовое положение.
     О гражданском обществе в российской политической жизни ныне говорят многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое состояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского общества было исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Но хотя сейчас гражданское общество вошло в научный и политический оборот, оно не должно стать неким фетишем. Утверждения типа «демократия невозможна без развитого гражданского общества», на мой взгляд, не следует принимать на веру.
     Вот почему стоит обратиться к истокам  появления этого понятия, его  первоначальному содержанию, и сравнить его с нынешним пониманием гражданского общества.
     Размышление о социальных институтах всегда включает прогнозы об их будущем. И эти прогнозы – неважно, сбываются они или нет - как импульсы из будущего организуют настоящее: подвигают на политические действия, даже влияют на оценки и переоценки прошлого. Связь времен - реальная вещь. Но эти прогнозы имеют разный характер, особенно когда касаются таких социальных институтов, как государство и право. В одних прогнозах государство и право должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического общества). В других - они вечны, т.к. преподнесены человечеству богом. В третьих - одному из конкретных государств предназначалось быть «тысячелетним рейхом», хотя просуществовало это государство всего двенадцать лет. В концепциях, ведущих свое происхождение от утверждений Платона, государство, возникнув первоначально как «совершенное» и представляя собой живой организм, постепенно вырождается, разрушается (точно так же, как это происходит с живым организмом). 

Цель моей работы:
      Дать точное понятие – государства и разобрать его сущность;
      Рассмотреть государство, как политический институт
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава I
Понятие, происхождение  и сущность государства 

     У термина «государство», как и  у любого другого термина в  общественных науках, существует множество  определений, каждое из которых отражает определённые черты и свойства этого  понятия или совокупность этих свойств  и черт.
     Само  слово «государство» (англ. – state, нем. – der Staat, франц. – etat) с XVI в. употребляется в форме stato (Макиавелли), в число значений которого входят положение, статус общества. Можно сказать так: государство – это способ целевого объединения людей, заинтересованных в обеспечении мира и порядка на территории проживания. Между тем, государство – это организация общества, необходимая как условие, предпосылка решения общих дел.
     Государство – это, конечно, политическая организация общества, система публичной власти, воплощающей право и силу. А также, государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою публичную власть на территорию всей страны и её население, а также на других лиц, проживающих на её территории, располагает для этого аппаратом принуждения и управления, с помощью нормативно-правовых актов, обязательных для всех велений, и обладает чертами суверенитета.
     С момента появления первых политических теорий и до сего дня в политологии  не прекращаются попытки понять сущность государства, причины и процесс  его возникновения, охарактеризовать его функции и свойства. Многоплановость, многофункциональность государства  объясняют различие в его трактовке, начиная от античных мыслителей до исследователей наших дней. Для Аристотеля оно - олицетворение разума, справедливости, общего блага, отражение родовой  сущности человека, как "политического  животного, стремящегося к совместному  сожительству". Напротив, для Т. Гоббса государство подобно библейскому  чудовищу, сеющему вокруг себя страх  и ужас.
     Какие обстоятельства вызвали государство  к жизни? Политическая наука настойчиво пыталась в прошлом ответить на этот вопрос. Распространены следующие концепции:
    Теократическая теория, в соответствии с которой государство - акт Божьего промысла. Обоснование внеземного происхождения веками поддерживало авторитет правителей, оправдывало их абсолютную власть, предписывало обязательность их решениям.
 
    Патриархальная  концепция трактует государство как большую семью, возникшую в процессе соединения родов в племена, племен в государства. Согласно этой трактовке отношения монарха и подданных соответствуют отношениям отца и членов семьи, задача монарха - забота о подданных, обязанность последних - повиновение.
    Теория завоевания (насилия) объясняет процесс возникновения государства как результат политического действия - завоевания, насилия, внутреннего или внешнего. Следствием победы сильного над слабым, большинства над меньшинством и является государство, становящееся органом управления побежденными.
   Все указанные теории находят подтверждение  в истории цивилизаций. Ни одно из современных государств не возникло без насилия, без захватов. Каждый клочок земной суши неоднократно переходил  из рук в руки, на смену одним  завоевателям приходили другие. Первые государства облекались в религиозные  формы (правления жрецов в Египте), да и впоследствии религиозная власть конкурировала - и не без успеха - за верховенство со светской государственной  властью. Отношение к государственной  власти, как к отеческой, прочно утвердилось  в массовом сознании многих народов: в России вплоть до XX века для крестьянской массы царь оставался "батюшкой", да и по сей день клановые, клиентарные отношения к местной власти характерны для народов Кавказа, Азии, Африки. Это стало серьезной преградой для утверждения принципов демократии, утверждающей не только свободу личности, но и личную ответственность гражданина перед законом за свои деяния.
    Договорная теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. - Ж. Руссо) объясняет происхождение государства как результат сознательно заключенного между людьми договора. Государству, по мнению сторонников этой теории, предшествует полная анархия, "война всех против всех", - "естественное состояние" - состояние неограниченной личной свободы. Ею люди сознательно решили поступиться в пользу государства, призванного обеспечить им безопасность, защиту личности, собственности.
 
    Марксистская  теория объясняет происхождение государства разделением труда, появлением частной собственности, а вместе с ней и классов с непримиримыми интересами. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. Государство, следовательно, становится орудием защиты интересов экономически господствующего класса.
 
   Государства разных исторических эпох и народов  мало схожи между собой. И все  же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей  степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою  достаточно размыты. Общими для государства  являются следующие признаки:
    Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.
 
    Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному  или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
 
    Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории.  В любом современном  обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная  и т.д. но высшей властью, решения  которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит  право на издание законов и  норм, обязательных для всего населения.
 
    Монополия на легальное применение силы, физического  принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения  свободы до физического уничтожения  человека. Возможность лишить граждан  высших ценностей, каковыми являются жизнь  и свобода, определяет особую действенность  государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства  имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы –  армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
 
 
    Право на взимание налогов и сборов  с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального  обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
 
    Обязательность  членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой  добровольно и не обязательно  для населения, государственное  гражданство человек получает с  момента рождения.
 
    Претензия на представительство общества как  целого и защиту общих интересов  и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство  и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
 
   На  протяжении истории человечества, отмеченные признаки государства не оставались неизменными. Они трансформировались в структуре институтов государственной власти, их специализации и дифференциации (См. рис №1 в Приложении на 30стр.)
Цель государства – то желаемое, возможное и необходимое состояние общества, его жизнедеятельности, которое должно быть достигнуто; это тот идеал, та логически обоснованная конструкция, образ, который требуется создать, воплотить в жизни. Цель государства закрепляется в основном законе (конституции) и определяет функции государства.
Функции государства (это внутренняя и внешняя политика) – главные направления деятельности, виды управляющего воздействия на общество со стороны органов государственной власти и должностных лиц.
Основными функциями государства являются:
    обеспечение, охрана целостности и стабильности общества, его территории;
 
    создание и  обеспечение адекватной правовой системы  как совокупности взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих  юридических средств, с помощью  которых регулируются общественные отношения;
 
    создание и  обеспечение условий для развития всех сфер жизнедеятельности общества;
 
    охрана конституционности  и правозаконности во взаимоотношениях власти и общества, гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
 
    координация, согласование потребностей и интересов  социальных слоёв общества, определение  приоритетов его развития;
 
    обеспечение общенациональных интересов в мировом сообществе.
 
 
   В соответствии с функциями государства  создаётся структура его органов  управления:
    представительные органы (парламент);
    исполнительно-распорядительные органы (президент, правительство, премьер-министр);
    надзорно-контрольные органы;
    судебная система;
    органы власти общественного порядка, государственной безопасности;
    вооруженные силы.
 
     Государственная власть независима от других властей  как внутри страны, так и вне  ее. Ее суверенитет выражается в  верховенстве, то есть:
    в обязательности ее решений для всего населения;
    в возможности отмены актов негосударственных политических институтов;
    в обладании исключительным правом на издание законов, в монополии на легализованное насилие.
   Государство обладает правом взимания налогов и  других обязательных платежей, обеспечивающих его экономическую самостоятельность.
   В процессе общественного развития менялись соотношение институтов государственной  власти, объем выполняемых ими  функций. В доиндустриальную эпоху  государство контролировало все  проявления политической жизни, регламентировало все стороны жизни общества. В условиях зрелого гражданского общества за государством остаются наиболее важные из них, обеспечивающие основы общественной жизнедеятельности.
   В обществе государство выполняет  ряд функций. Важнейшие из них:
Экономическая функция - регулирование экономических процессов путем налоговой, кредитной политики, с помощью санкций или создания экономических стимулов;
Социальная функция - регулирование отношений между разными группами (социальными слоями, классами, этносами и т.д.), поддержка социально незащищенных слоев населения, содействие развитию систем образования, здравоохранения;
Правовая функция - установление правовых норм, обеспечение их выполнения;
Культурно-воспитательная функция - создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения
     Внешние функции государства включают:
1) оборону  страны;
2) экономическое,  технологическое, культурное и  иное сотрудничество с другими  странами, участие в работе международных  организаций. 

Исторические  рубежи в развитии государства
     Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство  изменяется вместе с развитием всего  общества, частью которого оно является. В развитии государства можно  выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный.
     Традиционные  государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей. Не признавали личность как источник государственной власти.
     Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека – его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишь выполнение функций, делегированных гражданами  и не нарушающих свободу личности.
     В целом, конституционный этап в развитии государства, связан с его подчиненностью обществу и гражданам, с юридической  очерченностью полномочий и сферы  государственного вмешательства, с  правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных  и иных гарантий прав человека. Одним  словом, он связан с появлением конституции.
     Конституция
     Сам термин «конституция» в науке  употребляется в двух значениях. Первое из них, часто обозначается термином «реальная конституция»- это государственный  строй, устойчивая модель государственной  деятельности, определяемая тем или  иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит  форму свода законов, присущего  современным государствам. Он может  иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых  традиций, которым подчиняются текущие  законы государства.
     Во  втором, наиболее распространенном значении термин «конституция» - это свод законов, юридический или нормативный  акт. Она представляет собой систему  зафиксированных в специальном  документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), которые определяют основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования  и принятия решений, а также положение  личности в государстве.
     Конституция выступает как бы текстом «общественного договора», заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего  его деятельность. Она придает  государству современного, конституционного типа необходимую легитимность.
     Конституции, как правило, состоят из двух важнейших  частей. В первой определяются нормы  взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части  описываются характер государства (республика, монархия, федерация и  т.п.), статус различных властей, правила  взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а так  же структура и порядок функционирования управления.
     Первые  конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791г. Билль о правах) и  во Франции (в 1789г. «Декларация прав человека и гражданина» и в 1791г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных  актов, появились еще раньше –  в 1215, 1628, 1679, 1689 г.г. в Англии. В современном  мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и  Оман) не имеют конституционных сводов законов.
     Наличие демократической конституции –  показатель подлинной конституционности  государства лишь в том случае, если она реально воплощена в  государственной организации и  неукоснительно исполняется органами власти, учреждениями и гражданами. Завершенность процесса формирования конституционного государства, закрепления  принципа ограничения его компетенций, с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует  понятие «правовое государство». 
 
 
 

Глава II
Формы государственного правления 

     С момента возникновения государство  представляет собой особую организацию  политической власти, оно отличалось разнообразием конкретных форм ее проявления. Опыт человечества в организации, устройстве и реализации государственной власти обобщен политологами в понятии "форма государства". В него включили три элемента: форма правления, формы государственного (территориально-административного) устройства, политический режим.
     Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти (в особенности высших и центральных ее органов), структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства трактуемая в широком смысле.
     Основные  формы государственного правления - монархия и республика.
     Монархия
     Монархическая форма правления возникла еще  при рабовладельческом строе  и продолжала развиваться со временем. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В  буржуазном же обществе сохранились  лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления. Тем  не менее, монархии существуют и поныне, существенно отличаясь от начальной  формы, они все же сохраняют (часто  «только на бумаге») свои основные черты.
     Свои  истоки монархическая форма правления  имела в той достаточно простой  социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась  на рубеже IV-III тыс. до н.э. в итоге  «неолитической революции». В этой форме правления «высшая государственная  власть принадлежит единоличному главе  государства – монарху, который  престол по наследству и не несет  ответственности перед населением»1.
     Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок, всем народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет.
Основными признаками классической монархической  формы правления являются:
    существование единоличного главы государства, пользующего своей властью пожизненно;
    наследственный порядок преемственности верховной власти;
    представительство государства монархом по своему усмотрению;
    независимость монарха от мнения населения государства;
    монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме революционного переворота);
    юридическая безответственность и независимость монарха, которую подчеркивает институт контрасигнатуры (порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра, реже одного из министров, ответственного за исполнение данного закона).
     Так в монархии существует несколько  систем престолонаследия. Престолонаследие - это переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому, в установленном законом порядке.
     В настоящее время существуют три  основные системы престолонаследия:
    Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция);
    Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания);
    Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.
     В некоторых арабских странах существует так называемая «клановая» форма  престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.
     В период Средневековья последовательно  сменяли одна другую раннефеодальная  монархия, монархия феодальной раздробленности, позднее ограниченная сословно-представительная монархия и, наконец, абсолютная монархия.
     Сословная монархия характеризуется полицентризмом власти: наряду с королевской (царской) властью существует параллельная власть его вассалов, полноправных правителей своих территорий ("вассал моего вассала - не мой вассал"), кроме того, королевская власть в некоторых вопросах ограничена решениями сословных представителей собраний (парламент (Англия), Генеральные Штаты (Франция), Сейм (Польша), Боярская Дума (Россия).
     В условиях феодальных междоусобиц, угрожавших целостности государства, королевская  власть как обручем стягивала  воедино все части территории, шаг за шагом ограничивая суверенитет  своих вассалов в подвластных  им провинциях. Результатом этого  процесса централизации власти стало  создание абсолютных монархий, в которых вся государственная власть, без каких бы то ни было ограничений, находилась в руках монарха. Внутреннюю и внешнюю политику монарх осуществлял с помощью чиновников и министров, ответственных только перед ним. Формально страна и подданные провозглашались собственностью монарха ("государевы люди").
     Выполнив  свое основное назначение - создав централизованные национальные суверенные государства, абсолютизм утратил свое оправдание и превратился в тормоз естественно  развивающейся хозяйственной жизни. Борьба с абсолютизмом, которую настойчиво вела рождающаяся буржуазия, завершилась  трансформацией абсолютных монархий в  конституционные.
     Конституционные монархии свойственны буржуазному  обществу. Для них характерно конституционное  ограничение власти короля, существование  рядом с королевской представительной парламентской властью, выполняющей  законодательную функцию.
     Конституционная монархия имеет две разновидности:
    Дуалистическая монархия (Пруссия, Австрия, Италия, Румыния в прошлом). Здесь законодательная власть принадлежит парламенту, а прерогативой королевской власти является власть исполнительная. Монарх формирует правительство, ответственное как перед ним, так и перед парламентом. Такая форма монархии существовала в кайзеровской Германии в 1871-1918 гг.
 
    Парламентская монархия (современные Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция) представляет собой форму правления, где все ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - не зависят от монаршей воли. Монарх выполняет представительную функцию, являясь главой государства. Он правит, но не управляет. Однако в ряде стран за ним сохраняются "резервные функции" на случай возможных политических кризисов, угрожающих единству и целостности страны.
 
Я считаю, что  необходимо более подробно рассмотреть разновидности монархии. Как было определено ранее, монархия как форма правления весьма неоднородна и показала в сравнительном анализе свою гибкость и изменчивость, благодаря которым ей и удалось выжить в современных высокоразвитых демократических государствах. Рассмотрим историческое разнообразие монархий.
1) Патриархальная монархия (традиционная). Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа: традиционный монарх воспринимается как отец своих подданных. Патриархальная монархия, так же как и сакральная имеет один древний обычай – принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Мифологическое наследие подобного рода изложено в классическом труде Р. Грейвса «Греческая мифология». Он пишет, что память о жертвоприношении царя достигла времен греческой и римской цивилизаций, но уже в замещенной форме (т.е. сохранились символические обряды). Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом - так она и воспринимается в христианском богословии.
2) Сакральная монархия - это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая. Многовековая история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов королевская кровь считалась настолько священной, что даже незаконнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Для монархической традиции это не свойственно.
3) Деспотическая монархия. По-гречески, слово «деспот» означает «владыка», «повелитель». Деспотическая монархия складывается в военизированных обществах. Если сакральный монарх по происхождению - жрец, то деспотический - генерал. В деспотических монархиях мы видим реально сильную монархическую власть в сочетании с ограждением чувства собственного достоинства и прав подданных. Как уже говорилось, подданные в таких монархиях - народ-войско. Классическими деспотическими монархами были ассирийский царь, армянский царь Древности и Раннего Средневековья, а также хан тюркской или монгольской орды (выборный деспотический правитель).
4) Сословно-представительная монархия. Их в истории мы видим чаще всего. Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству. Для восточно-арийских обществ характерно включение царя в сословие, только не в высшее, а во второе - в воинское. Напротив, в западной традиции сословных обществ монарх был надсословен. Можно даже предполагать, что в ахейских обществах аристократия была сильнее монархии, и все же царский род выделялся и обособлялся. Точно так же в традиции домонгольской Руси князья являлись своеобразно обособленным сословием, отстраненным от аристократии - бояр. Надо отметить, что сословным обществам монархия, безусловно, полезна, потому что монархический принцип позволяет сделать главу государства главенствующим, а, следовательно, сделать арбитром в случае межсословных конфликтов. В лучшие периоды отечественной истории мы можем наблюдать у нас монархию сословную. С созданием единой России мы перешли к сословно-представительной монархии (в XVI-XVII вв. царь правил с аристократической Боярской думой и сословным представительством - Земским собором).
     Распространенно мнение историков, что сословное  представительство и тем самым  сословно-представительные монархии складываются в процессе борьбы за объединение  государств против феодальной раздробленности. Нередко встречаются упоминания (это характерно для Западной Европы), что короли боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого дворянства и горожан (бюргеров). Отсюда следует, что парламенты появились в процессе борьбы за единство государства. Первый датируемый в Западной Европе парламент - Кортесы Кастилии (1185 г.). Первый датируемый опыт парламентаризма в отечественной истории - Земский собор кн. Всеволода III Большое Гнездо (1211 г.), т.е. наш парламент на 54 года старше английского, созванного впервые в 1265 г. Сословно-представительные монархии преобладают в Западной Европе XIII-XVI вв. В отечественной истории эта форма правления держится с середины XVI и до конца XVII вв. Впрочем, строго говоря, сословно-представительная монархия - это уже составная политическая система.
5) Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха (по формуле Петровского Воинского устава – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»). Принцип абсолютизма генетически связан с тремя заметными историческими явлениями: с бюрократизацией, отходом от христианских основ и этатизмом. Большому государству свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна монархия с бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной классического абсолютизма. Абсолютная монархия связана с антихристианскими тенденциями эпохи Возрождения, а эпоха Просвещения вся была посвящена дехристианизации западноевропейской культуры. Существовал так называемый «просвещенный абсолютизм», который означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из просветителей. В эпоху Просвещения существовал принцип общественного договора в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип был реализован в абсолютизме.
     В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар. В последние  десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного  характера монархий.
     Особую  разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.
6) Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Такая монархия впервые возникла в Великобритании в конце ХVII в. в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются такие направления, как контрасигнатура и цивильный лист. Контрасигнатура представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Контрасигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление контрасигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах. Цивильный лист - сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен. 
7) Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Власть монарха ограничена конституцией. При дуалистической монархии правительство несет формально двойную ответственность - перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.
7) Парламентарная монархия - это более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как, например, в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции, даже формально, не имеет сколько-нибудь значительных полномочий.
9) Тирания. По Аристотелю: искажение монархии есть тирания. Тирания власть эгоистического правителя. Тирану свойственны жестокие методы правления (весьма важная черта, по которой в последующие эпохи опознавали тирана). Аристотель отмечает, что тиран оказывается в некотором смысле вне общества. Ему принадлежит тезис: «Законного царя охраняют граждане, тирана охраняют наемники». Тирании - часто следствие социальных потрясений. Они характерны, когда надламывается и повреждается традиция. Именно в силу этого два периода в истории дали неимоверное количество тиранов. Первый - период борьбы демократий с аристократиями в греческих полисах. Второй - эпоха итальянского Возрождения.  

     Монархии  сохранились в тех странах, где  процесс демократического развития протекал в эволюционной форме, и  постепенное реформирование институтов государственной власти было результатом  компромиссов между сторонниками "старого  порядка" и инициаторами перемен. Современные монархии (Англия, Испания, Швеция, Япония и т.д.) выполняют интегрирующую  функцию в стратифицированном обществе, передают от поколения к поколению  традиционные для данной страны ценности. И только на Востоке, в странах  Персидского залива (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и т.д.), монархии и в наши дни существуют в почти  неизменном виде. 
 

     Республика
     Республика (лат. respublica – общенародное дело) – это «форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущими ответственность перед избирателями»2.
   Для республики характерны:
    выборность высших органов власти населением на определенный срок. Источником власти является народ;
    разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную с присущими каждой из них институтами ее осуществления;
    юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией.
 
Можно выделить следующие основные признаки республики:
    существование единоличного или коллегиального главы государства;
    выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
    осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
    юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
    обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.