На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Средства развития воображения на уроке тематического рисования в начальной школе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Факультет    педагогический
Кафедра       технологии и методики преподавания 

Дата регистрации  работы на кафедре  _________
Отметка о допуске  к защите    _________
Оценка за защиту                                         _________ 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине методика преподавания изобразительного искусства
Тема: «Средства развития воображения на уроке тематического рисования в начальной школе» 
 
 
 
 
 

              Исполнитель:
              студент педагогического факультета  4 курса  группы НФ-41
              Данилов Илья Сергеевич
 
 
 
              Руководитель:
              старший преподаватель 
              Кветко  Зоя Николаевна
 
 
 
 
 
 
 
 
Барановичи  2009 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Социально-экономические  преобразования в обществе диктуют  необходимость формирования творчески  активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые  жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
     Проблема  развития творческого воображения  детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения  в целом. В последние годы на страницах  психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
     Как показали исследования В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности.
     Однако  Л.С. Выготский показывает несостоятельность  таких позиций. Все образы воображения, какими причудливыми бы ни казались, основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни. И поэтому опыт ребенка беднее, чем опыт взрослого человека. И вряд ли можно говорить, что воображение ребенка богаче. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся неожиданными и оригинальными.
     Младший же школьный возраст характеризуется  активизацией воображения, в начале воссоздающего, а затем и творческого. Это период - сензитивный для формирования воображения. Основная линия в его  развитии заключается в подчинении воображения сознательным намерениям, т.е. оно становится произвольным.
     Воспитание  ребенка всегда связано с социальной средой, которая может отрицательно и положительно влиять на развитие творческого воображения.
     Творческое  воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.
     Воображение и фантазия – это важнейшая  сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
     Целью нашей работы было изучение особенности  и возможности развития и активизации воображения детей младшего школьного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью.
     Гипотеза  исследования.
     Использование на уроке тематического рисования  дидактических игр способствует позитивному развитию воображения  младших школьников.
Основными задачами нашего исследования были:
– раскрыть особенности воображения детей  дошкольного возраста и его связь  с интересами и эмоциями;
– определить возможные пути развития творческого  воображения детей в процессе изодеятельности;
– провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей младшего школьного возраста;
– разработать  методические рекомендации по развитию творческого воображения детей.
     Объект  исследования.
Понятие воображения в психолого-педагогической литературе.
     Предмет исследования.
Средства  развития воображения на уроке тематического  рисования в начальной школе.
     База  исследования.
     Исследования  проводятся на базе гимназии г. Ляховичи, Брестской области.
     Количество  испытуемых 12 человек.
     Дети 2-го класса (от 7 до 8 лет). Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное  время. 

 

ГЛАВА 1. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ  НА УРОКЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО  РИСОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

1.1 Понятие воображения  в  психолого-педагогической  литературе

 
     Всякая  деятельность человека, результатом  которой является не воспроизведение  бывших в его опыте впечатлений  и действий, а создание новых образов  или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.
     Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется  в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
     «Всякое изобретение, – говорит Рибо, –  крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».
     Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.
     Воображение порождает замысел, т.е. представление  о будущем творении. И когда  человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.
     В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л. С.Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».
     «Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».
     «Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».
     Многие  исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.
     Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.
     Воображение – это аналитико-синтетическая  деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно  поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в  данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.
     Творческое  воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и  особенностей развития (присутствия  какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности
     (устойчивости, осознанности и направленности  мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
     Опыт  ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
     Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что  интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. 

1.2 Понятие тематическое  рисование

 
     В содержание занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми.
     Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства, т. е. учит их пользоваться рисунком как графическим языком, языком художественных образов.
     Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства. В рисунках композициях дети непосредственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Однако и этот вид работы школьника должен проходить под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Успех занятий рисованием на темы, как и всех прочих занятий, зависит от него. Если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, активизировать их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень активно. Учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из творчества выдающихся художников.
     Изображение сюжетов из окружающей действительности желательно строить таким образом, чтобы они были связаны с зарисовками с натуры. В отдельных случаях могут быть организованы экскурсии за город, на фабрики и предприятия, на стройки и колхозные поля. Для обогащения зрительных представлений учащихся предлагаются задания по зарисовкам отдельных предметов и объектов с натуры — это подсобный материал для композиции.
При выполнении композиции на тему по представлению  цветовая задача иная: дети не воспроизводят  заданный цвет, а сами придумывают  цветовое решение (и учитель должен позаботиться о том, чтобы эти  решения были самостоятельными и разнообразными). Цветовая задача при этом не так ограничена, как при рисовании с натуры, но именно эта неопределённость позволяет развивать колористические представления детей, пробуждать цветовое воображение, через цвет выражать свои эмоции.
 

1.3 Средства развития  воображения на  уроке тематического  рисования.

1.3.1 Наглядность как  средство развития  воображения.

 
Уроки тематического рисования – один из основных видов работы по изобразительному искусству в начальной школе. Навыки и умения, формируемые у учащихся в процессе занятий тематическим рисованием. Значимость уроков тематического рисования в формировании и развитии творческой активности и фантазии школьников, в их всестороннем гармоничном воспитании.
     В распоряжении художника-педагога имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг и альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографским способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, диа- и кинофильмы, а также рисунки самого учителя, выполняемые непосредственно во время урока. Применение тех или иных средств наглядного обучения производится по усмотрению учителя в зависимости от темы и задач урока, наличия необходимых пособий в школе, умения учителя дидактически обоснованно использовать различные средства.
     Первая  задача педагога — развить репродуктивное, воссоздающее воображение ученика, чтобы он достаточно ярко и точно  представлял себе то, о чем говорит  учитель. Для этого рассказ педагога должен быть красочным, в меру эмоциональным, богатым конкретными фактами; его следует сопровождать картинами, показом диапозитивов, наглядных пособий и т. п. Однако эти средства должны быть только вспомогательными в развитии воображения. Они полезны особенно тогда, когда ребенок не может сам мысленно представить то, о чем идет речь. Злоупотребление наглядностью, излишнее ее применение не ускорит, а затормозит развитие воображения.
     Полезно сочетать восприятие конкретных предметов  и мысленное их представление. Так, хорошо показать картину, а потом предложить детям по памяти вести рассказ без опоры на наглядный образ, или сначала провести объяснение, потом предъявить наглядное пособие. Все это развивает способность детей мысленно представлять предметы и явления, которые в данный момент нельзя воспринять, т. е. помогает развитию воображения.
     Задача  учителя в начальных классах  — создавать у детей богатый  запас представлений памяти и  воображения. Вместо беспорядочного и  часто малосодержательного фантазирования надо формировать у детей такие представления, которые станут основой научных понятий, будут правильно отражать окружающую действительность.
     Воспитание интереса и любви к искусству в большой мере зависит от того материала, который учитель привлекает для работы с детьми. Тематика занятий и отбор произведений определяются в известной мере учебной программой по изобразительному искусству. Вместе с тем в начальных классах большая роль на занятиях искусством принадлежит учителю. Именно он отбирает произведения для уроков восприятия — с учетом их художественной ценности и воспитательной значимости.
     Эффективность урока восприятия зависит в первую очередь от количества произведений для показа и возможности их восприятия учащимися. Не следует перегружать урок зрительными впечатлениями, так как воспитательная роль искусства определяется прежде всего силой эмоционального воздействия, совокупностью его содержания и выразительных средств. Если учитель покажет на уроке 3—4 произведения, это обеспечит и свежесть восприятия, и заинтересованность учащихся. Чтобы урок не был вялым, пустым, «легким», его надо наполнить посильными для детей задачами.
     Несомненно, знакомить младших школьников надо в первую очередь с высокохудожественными и доступными произведениями. Доступность материала определяется не только качеством и количеством произведений на уроке, но и уровнем эрудиции учащихся, тем объемом знаний и представлений, который они получили на других уроках: музыки, чтения, природоведения. С другой стороны, благодаря урокам восприятия дети легче усваивают сведения из различных областей знаний (истории, географии, литературы, искусствоведения), у них развиваются наблюдательность, отзывчивость на прекрасное в действительности и т. д.
     Таким образом, яркие, образные средства искусства помогают расширять культурный и художественный кругозор учащихся. 
 

1.3.2 Дидактическая игра как средство развития воображения на уроке тематического рисования.

 
  Одним из основных путей проникновения ребенка в окружающий мир цвета является дидактическая игра-задание. «Игра,— писал В. А. Сухомлинский,— это огромное светлое окно, через кот рое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
  Включение дидактических игр-занятий и игровых моментов в систему педагогических ситуаций вызывает у детей особый интерес к познанию окружающего мира, положительно сказывается на продуктивно-изобразительной деятельности учащихся и их отношении к занятиям.
  Дидактические игры и игровые моменты желательно использовать в первую очередь на тех уроках, где материал для осмысления вызывает особые затруднения, где распространенный способ прямого поучения «в лоб» не только не приносит пользы, но зачастую вызывает скептицизм и нежелание знать и работать.
  Исследования Е. А. Бондаренко показывают, что в игровой ситуации острота зрения у ребенка значительно возрастает: в среднем на 17,2 % у детей от 4 до 5 лет; на 29,8 % у детей от 5 до 6 лет; на 30,2 % у детей от 6 до 7 лет. Эта тенденция роста сохраняется и в старшем возрасте. Игры и игровые моменты, элементы сказочности здесь играют роль психологического стимулятора нервно-психической деятельности, повышения потенциальных возможностей восприятия, что особенно важно при увеличении потока цветовой информации. В игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя.
Остановимся более подробно  на  вопросах методики организации и проведения игр-занятий на уроках изобразительного искусства.
    Все задания по решению перцептивных, перцептивно-логических и изобразительных задач успешнее выполняются учащимися, если игры-занятия проводятся в форме соревнования между командами (кто лучше, активнее, быстрее и т. д.).
    Команды могут быть составлены из двух и более человек.
    Каждая игра-занятие должна предшествовать изучению новой темы или закреплять и углублять знания, умения и навыки по ранее пройденному материалу.
    Почти каждое задание по композиции, беседам, упражнениям и т. д. может проводиться в виде игры-занятия. Ведь одно лишь упоминание об игре создает в классе деловую обстановку и значительно обостряет восприятие учащихся.
    Игра-занятие может длиться от нескольких ми нут до урока.
    После каждой игры-занятия учитель вместе с учащимися подводит итоги.
     В играх, особенно коллективных, формируются  и нравственные качества ученика. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
     Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная  задача урока, усиливает интерес детей к предмету.
     Анализируя  игру как вид деятельности, следует, прежде всего выяснить ее природу. Научный  анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение ребенком мира взрослых,- это путь познания окружающего мира.
     Игры  не только могут существовать рядом  с серьезным учением, но и должны быть систематически использованы в  целях повышения эффективности  обучения. Дидактическая игра будит  воображение, создает радостное  настроение, дает возможность вызвать  активную работу мысли и направить ее в нужное русло - на овладение учебным материалом. Однако, учителя проводят дидактические игры на уроках не более 3 раз в год. Редко используются игры на уроках еще и потому, что проблемы игровой деятельности недостаточно изучены в теории педагогики и методике преподавания средней школы.
     Сущность  дидактической игры заключается в том, что ученики, развивая свое воображение, решают поставленые задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ученик воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его познавательную активность.
     Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности.
     Актуальность  игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в Беларуси в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она - часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность (побуждает его к учению) исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.
     Дидактические игры можно широко использовать как  средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.
     В дидактической игре формируется  умение подчиняться правилам, так как от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного формирования воображения. Большинство игр такого рода являются коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования в игре отношений содружества.
     Рассмотрим, в чем состоит специфика дидактической  игры, ее существенный признак. Во-первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
     Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условно. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования воображения учащихся.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.