На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Благотворительность Современной Русской Православной Церкви

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Новосибирский Архитектурно – Строительный Университет
(Сибстрин) 

Кафедра социологии,
психологии  и педагогики 
 
 

Курсовая  работа по социальной работе
Благотворительность Современной Русской  Православной Церкви. 
 
 

Выполнил: Ткачук М.Д
студент 300 группы
Проверила: Чуркин И.Ю. 
 
 
 
 

Новосибирск 2010 
Содержание
 

Введение - 3 

    Русская Православная церковь и благотворительность - 7
 
      История Русской  Православной Церкви и благотворительности в России -7
 
1.2.Современная  Русская Православная Церковь - 18 

    Социальная  помощь Русской Православной Церкви - 21
 
      Благотворительность как традиционная форма социальной деятельности Русской Православной Церкви - 21
 
      Значение  социальная помощь Русской Православной Церкви - 25
 
 
Заключение - 36 

Список использованных источников и литературы - 39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Актуальность  изучаемого вопроса состоит в оценки теоретической и практической благотворительной деятельности Современной Русской Православной Церкви.
Первоначально под благотворительностью понимали проявление сострадания, к ближнему негосударственную форму помощи бедным и нищим. Сегодня она трактуется как некоммерческая деятельность. Направленная на оказание поддержки нуждающимся. Как закономерная особенность отечественной культуры, как вид социально-культурной деятельности, складывающийся под воздействием окружающего мира и факторов, направленных на осуществление культурной политики государства. Кроме того, благотворительность - показатель отношения общества и государства к культуре нации, народа, инструмент формирования культуры личности. В последнее время все больше практиков и ученых приходят к пониманию благотворительности как деятельности, которая является частью общественно-государственной системы социального попечения, развития культуры, искусства, образования, науки. Агентами такой благотворительности являются специально для этого предназначенные службы, учреждения, некоммерческие организации, благотворительные фонды.
В общественной жизни существовало представление  о благотворительности как необходимом  условии личного нравственного  здоровья, средством спасения души, возможностью бескорыстно помочь людям, преумножить славу Родины. 

Иначе говоря, проблемная ситуация состоит в недоверии со стороны общества к благотворительной деятельности Современной Русской Православной Церкви. Недоверие к программам Современной Русской Православной Церкви. 

Постоянную помощь епархиям, приходам, монастырям в делах  милосердия и благотворительности  оказывает Отдел церковной благотворительности  и социального служения, включая  и конкретную материальную помощь, и консультативное содействие.
Однако, несмотря на огромный исследовательский интерес  к обозначенной проблеме, все еще  остаются малоизученными многие ее стороны  и моменты. Так, слабо выделяется в исследованиях, посвященных церковно государственному взаимодействию, вопрос о культурных формах церковно-государственных отношений, о том, какие из них являются наиболее востребованными в современной культурной ситуации, характеризующейся поиском и собиранием духовных ценностей для возрождения российской культуры XXI века.  
 

Проблема: Слабая изученность благотворительности современной Русской Православной Церкви.
Объект  исследования: Благотворительность Современной Русской Православной Церкви.
Предмет исследования: Социальная помощь Русской Православной
Церкви.
Цель  работы: Выявить причины недостаточной эффективности
программ Современной  Русской Православной Церкви.
Задачи  работы:                                         
1. Рассмотреть  Современную Русскую Православную  Церковь и благотворительность  в истории.
2. Проблемы, связанные  с благотворительной деятельностью  Современной Русской Православной  Церкви.
3. Изучить благотворительность как форму социальной деятельности Современной Русской Православной Церкви.
4. Определить  значение социального служения  и основные программы Современной  Русской Православной Церкви.
5. Выявить перспективы  дальнейшего развития социального  служения Современной Русской  Православной Церкви.
В рамках благотворительных  обществ, при Русской Православной Церкви открывались больницы и лечебницы  для тяжелобольных, психически больных, инвалидов, где за ними ухаживали  сестры и братья милосердия из числа  мирян или послушников монастырей. В бесплатных столовых и чайных все  нуждающиеся могли получить питание. Помимо этого существовали церковно-приходские школы и производственные мастерские, в которых дети из бедных семей  бесплатно обучались грамоте  и какому-нибудь ремеслу.
Вместе с тем  Отдел по церковной благотворительности  был создан не только и даже не столько  для того, чтобы осуществлять конкретные проекты или перераспределять фонды. Его главная цель и назначение - стать источником и жизненным  центром возрождения социального служения на общецерковном, епархиальном, монастырском и приходском уровнях. В этой связи с момента своего образования Отдел тесно сотрудничает с синодальными учреждениями, епархиальными управлениями, обителями и приходами, а также с межцерковными, зарубежными и общественными благотворительными организациями.
В числе программ и проектов, уже реализованных  и реализуемых Отделом в настоящее  время, следует указать следующие:
1. Медицинские  программы: 1.1. Свято-Алексиевская Центральная клиническая больница Московской Патриархии на 226 койко-мест
(1991-2005гг.);
1.2. антиалкогольная  программа, разработанная совместно  с Трентийской епархией Римо-Католической Церкви;
1.3. патронажная  служба по уходу на дому  за престарелыми;
1.4. открытие  больничных храмов в лечебных  учреждениях.
2. Детские программы:
2.1. школа-интернат  для 80 неблагополучных детей;
2.2. оказание  помощи детям-сиротам и детям-инвалидам  через Благотворительное общество  святых мучеников Космы и Дамиана и Международный благотворительный центр преподобного Серафима Саровского;
2.3. ортопедическая  мастерская по изготовлению протезов  и коррекционной обуви для  детей-инвалидов;
2.4. программа  "Дети Чернобыля" по организации  диагностического лечения 837 детей  в Италии (1993-1998 гг.);
2.5. проект "Обувь  - детям" (обувь для воспитанников  детских домов) в 11 регионах  России (2000-2002 гг.) - 24000$;
2.6. проект "Руку  помощи - детям" (2004 г.) по поддержке церковных приютов и государственных детских домов в Саранске, Костроме и Ярославле - 17350$;
2.7. ежегодное  проведение рождественских елок  и пасхальных праздников в  детских домах и приютах.
3. Реставрация  храма, предназначенного для инвалидов-колясочников.
4. Оказание помощи  беженцам и жертвам стихийных  бедствий: 5.1. совместный с International Orthodox Christian Charities’ проект в Чечне, Ингушетии и Северной Осетии(1995-1997 гг.) на сумму 1 974 000$;
5.2. оказание  помощи пострадавшим от наводнения  на о. Сахалин (1995 г.) - 5000$;
5.3. оказание  помощи беженцам и вынужденным  переселенцам из Казахстана, Узбекистана,  Таджикистана, Молдовы и Чечни;
5.4. оказание  помощи жертвам террористического  акта в Москве и Волгодонске(1998) - 3000$;
5.5. распределение  60 тонн продуктов питания среди  пострадавших от наводнения в  Якутии (2001 г.) - 67000$;
5.6. оказание  помощи пострадавшим от наводнения  в Краснодарском
крае РФ при поддержке Renovabis (2002 г.) - 25000$;
5.7. оказание  материальной и медицинской помощи  жертвам
террористического акта в московском метро (2004) - 7000$.
5. Распределение  гуманитарной помощи в виде  продуктов питания,
одежды, обуви, медикаментов и т.п. Совместно с International Orthodox Christian Charities было распределено:
5.1. 7500 тонн продуктов питания в 11 регионах России среди 1,5 млн. человек (1993-1994гг.);
5.2. 90 тонн груза в Чечне (1995-1996 гг.);
5.3. 53000 тонн продуктов в 19 регионах России (1999-2002 гг.). Общая стоимость проектов 6.1, 6.2 и 6.3 превышает 60 млн. $.
5.4. Проект "Зима 2003-2004" по распределению одеял через государственные и церковные учреждения социальной сферы Барнаульской, Новосибирской, Томской, Вологодской, Саранской, Костромской, Московской, Читинской, Биробиджанской, Мурманской, Владивостокской, Петропавловской и Петрозаводской епархий. Общая стоимость - 200000$.
6. Проекты развития:
6.1. поставка оборудования для минипекарен в Московскую и Костромскую епархии, республику Мордовия(2002-2003гг.) - 25000$.
7. В рамках  долгосрочных программ, связанных  с распределением гуманитарной  помощи, более 90 человек в 30 епархиях  Русской Православной Церкви  были обеспечены работой и  стабильной зарплатой в течение  восьми лет (1993-1996; 1999-2002 гг.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Русская Православная  Церковь 

1.1. История Православной  Церкви и благотворительности  в России 

Благотворительность в России имеет исторические корни, которые связаны со становлением и развитием Российского государства. «Социальное
служение с  апостольских времен являлось одной  из важнейших сторон церковной жизни»,- отмечает Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. [1]
Некоторые законы Византийской империи и свидетельства  историков позволяют говорить о  том, что в государстве, каковым  являлась Византия, милосердие считалось  особой добродетелью. Оно понималось как готовность подать милостыню  убогому, впавшему в несчастье, и  как сострадание к увечному. Особой добродетелью считалось ухаживать  за престарелыми и больными, в том  числе и за теми, кто страдал  проказой или эпилепсией. При целом  ряде константинопольских монастырей существовали странноприимные дома и больницы. 

Первоначально благотворительность формировалась  на церковных идеях, и поэтому  наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России были раздача милостыни нищим  и пожертвования в церковь. Церковное  имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители —  лишь распорядителями этого имущества  в интересах обездоленных. Пожертвования  в церковь притекали также  под влиянием взгляда на благотворительность  как на «защиту от грехов». Вполне естественно, что все это обеспечило церкви на долгое время ведущую роль в благотворительной деятельности. Благотворительность оказывалась  церковью через монастыри, но выражалась она, главным образом, в бесплатной раздаче пищи и милостыне бедным, что приводило к «увеличению  числа нищих вместо облегчения бедности». [2] 

Русский народ  воспринял церковные учение о  благотворительности как о всеобъемлющей  любви к ближнему, как традицию, унаследованную от 

Церкви Константинопольской  и Византии. Так, обращаясь к князю  Владимиру, митрополит Киевский Илларион подчеркивает его милосердие и говорит, что князь исполнил Божественные заповеди: «просящим давал, нагих  одевал, жаждущих и алчущих насыщал, болящих утешением всяческим  утешал, должников искупал, рабам  даруя свободу». В этом святитель  Илларион видит реальное воплощение заповедей Христа Спасителя, какое  осуществил в своей государственной  деятельности святой равноапостольный великий князь Владимир. 

«И не могу сказать, обо всей его милости, - продолжает митрополит Илларион. - Не только в дому своем милостыню  творил, но и по всему городу, и  не в Киеве одном, но по всей земле  Русской - и в городах, и в селах - везде милостыню творил - всех милуя, и одевая, и кормя, и напоя». 

Таким образом, благотворительная деятельность князя  Владимира предстает, согласно свидетельству  митрополита Иллариона как образец  воплощения идеала благотворительности.
Необходимо отметить, что идея благотворительности получила в древней Руси широкое распространение. Церковь с самых первых дней своего существования категорически запретила  принесение человеческих жертв божествам, ритуальные убийства жен или рабынь после смерти их мужей и господ. 

В 996 году князем Владимиром учреждаются «богадельни, гостиницы, дома, а лекари и все  люди увечные... были подсудны одним  Епископам». Причем на их содержание была определена «десятина» (от продажи  хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.). 

Находясь под  влиянием евангельского учения о  благотворительности, князь Владимир в числе первых показывал пример сострадательности к тем, кто  нуждается в помощи - к убогим, нищим, сиротам. Вопреки сложившимся  в церковную эпоху обычаям  и правилам, князь позволял «всякому нищему и убогому» являться на княжий двор, получать еду, а для больных, которые не могли приходить сами, отправлял повозки, груженые хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом и квасом . 

В XII веке был основан больничный Троицкий мужской монастырь Николой Святошей, где имелась больница на 32 кровати с аптекою. Так складывался благотворительный институт Русской Православной Церкви, имевший в лице монахов своих социальных работников, свои больницы, аптеки, а также обладавший финансовыми средствами из «десятины». 

С XII века начался процесс упадка Киевского государства. Киевская Русь распалась на отдельные независимые феодальные княжества, и уже в XIII веке татаро-монгольское нашествие поработило ослабленную междоусобными войнами князей Русь. Если в домонгольский период на Руси существовала не только церковная благотворительность, но и частная милостыня, светское попечение о бедных. То в период нашествия татаро-монголов на Русь благотворительность «фактически находилось в руках духовенства, которому делались богатые приношения на бедных, да и само по себе оно было богато и свободно от татарских даней и поборов».[2] 
 

В период татаро-монгольского ига, когда рухнуло русское государство, Русская Православная Церковь, имевшая  к концу ХШ века около 100 монастырей, одновременно стала единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей  убогих, престарелых, нищих, и фактически 

полностью взяла  на себя благотворительные функции. Именно в период татаро-монгольского ига Церковь учредила первые в  государстве больницы, в которых  лечили бедных бесплатно.
В то же время, кроме  расширения форм благотворительной  деятельности Церкви, продолжалась и  линия Владимира Мономаха - личное участие князей-правителей в оказании помощи нуждающимся. 

Избавление от татаро-монгольского ига во второй половине XV столетия, восстановление государственности, связанное с возвышением Москвы и Московского княжества, когда началось объединение вокруг Москвы русских земель в единое централизованное государство, привело к тому, что представители Православной Церкви связывают свою судьбу с московскими князьями и всеми силами способствуют их возвышению. С этого времени начинается новый этап в развитии благотворительной деятельности Русской Православной Церкви. 

Еще преподобный  Сергий Радонежский неразрывно связал служение Русского Православного Монашества с благотворительной деятельностью. В делах Благотворительности  выражалось призвание иноков служить  миру, что являлось идеалом монашеского  делания. 

Так, в Николаевско-Пешношском монастыре оказывалось бесплатное лечение в больнице, имелся гостиный двор. С конца XVI века прославился своей благотворительностью Коневский Рождественский мужской монастырь, имевший бесплатную гостиницу для путешественников и странноприимный дом для богомольцев. 

Болылую известность, благодаря своей благотворительной деятельности, получил Иосифо-Волоколамский монастырь, имевший странноприимный дом, гостиницу, больницу, богадельню и церковноприходскую школу на 18 мальчиков. [1] 

Роль и значение Церкви в благотворительной деятельности особенно возрастает после Стоглавого Собора 1551 года, когда государство  стало стремиться регулировать благотворительность  церквей и монастырей. Им предписывалось отделить действительно нуждающихся, прокаженных и состарившихся, переписать их по всем городам и устроить для  них мужские и женские богадельни под руководством священников и  целовальников, а также содержать  эти учреждения за счет пожертвований.
Данная тенденция  в развитии благотворительности  обусловлена, по всей видимости тем, что к середине XVI века многие государственные деятели, убедившись, что раздача милостыни без разбору не уменынает, а увеличивает нищенство, начинали относиться к этой форме благотворительности отрицательно. 

В общественном сознании уже со времен Стоглавого Собора зрела идея перехода от благотворительности  к системе общественного и  государственного призрения. При этом начали яснее обозначаться и контуры  системы призрения, которая должна была включать не только помощь бедным милостыней и особенно содержание их в богоугодных заведениях, но и  предоставление трудоспособным нуждающимся  заработка. 

Мысль о развитии государственной помощи была впервые  высказана царем Иваном Грозным  на Стоглавом Соборе. Он утверждал, что в каждом городе должны быть построены богадельни, больницы и  созданы приюты для всех нищих  и убогих. [2] 

Кроме того, особое внимание уделялось бесплатному  обучению грамоте бедных детей, сирот, для которых открывались приюты при монастырях, церковно-приходские школы. 

В царствование Феодора Алексеевича (1676-1682 гг.) в  монастырские обязанности вменялась  новая повинность: собирать в Москве увечных людей для призрения, отличая их от притворных нищих. Дмитровский  Борисоглебский монастырь содержал негодных для службы стрельцов. Позднее, на государственном уровне принимается  решение о строительстве двух богаделен не по церковной линии, а в рамках государственной службы общественного призрения.
В последующем  эти направления развивались  параллельно: частное и государственное.
Церковная реформа  Петра I, упразднив патриаршее управление и заменив его коллегиальным, по существу поставила Церковь на службу государству, что отразилось и на характере социальной деятельности Русской Церкви, которая оказалась под жестким контролем.
Петр I, следуя примеру Людовика XIV, требовал повсеместного устройства по губерниям «госпиталей», то есть, приютов для всякого рода призреваемых, заботился о помещении инвалидов по монастырям и приказывал строить по городам, на церковных дворах, приюты для принятия «зазорных» детей, на тех же основаниях. Согласно историко-статистическому описанию Тихвинского Богородицкого мужского монастыря, именно при Петре I здесь была основана богадельня, имеющая главной целью обеспечение спокойной старости увечным и израненным воинам.
С1764 года открываются новые монастыри, имеющие богадельни, приюты, странноприимные дома, школы с общежитиями для учеников.
С учреждением  приказов общественного призрения  в 1775 году последним предписывалось устраивать сиротские и работные дома для просящих милостыню профессиональных нищих, способных прокормиться собственной работой, и оказывать помощь добровольно явившимся за вспомоществованием. Для увеличения денежных средств, приказов общественного призрения им разрешены были приемы вкладов на хранение и выдача ссуд под недвижимость и государственные процентные бумаги.1
Таким образом, благотворительная деятельность стала  возможной не только за счет пожертвований  в пользу нуждающихся, но и благодаря  специальным благотворительным  структурам, включающим банки, магазины, газеты и т.п. К середине XIX века традиции церковной благотворительности прервались в связи с упадком социальной активности прихода, лишенного прав юридического лица. 

При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться Министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 году. В 1828 году императорским указом в стране было введено звание «Почетный попечитель», которым награждались граждане, сделавшие крупные пожертвования. Примерно в это же время, почетный попечитель граф Шереметев, построил дом с больницей для нуждающихся (сегодня Институт скорой помощи им. Склифосовского). [2] 

В XIX веке появляются женские общины, представляющие переходные формы от мирской жизни к монашеской. В течение XIX столетия было основано около 100 общин, образованных преимущественно при приходских церквах в виде богаделен, существование которых обеспечивалось подаянием прихожан. Большинство из этих общин было возведено в ранг монастырей, обязательно занимающихся милосердно-благотворительной деятельностью. 

В 1864 году Александром  II было принято законодательство о церковных братствах и церковно-приходских попечительствах, допускавшее и регламентировавшее церковную благотворительность. С 1866 года учреждение при монастырях благотворительных и воспитательных заведений сделалось обязательным для каждой вновь открываемой обители. В указе обер-прокурора Синода графа Л. А. Толстого от 6 апреля 1866 года учредителям монастырей предлагалось «соединить с удобствами монашеской жизни цель благотворительную или воспитательную». По этому указу в период с 6 апреля 1866 года по 1869 год было учреждено 10 монастырей со школами, богадельнями и приютами. С 1870 года по 1886 год было учреждено 37 монастырей, занимающихся благотворительностью. В 1889 году при приходских храмах было 660 богаделен и 480 больниц.
В 1882 году святым праведным Иоанном Кронштадтским был построен «Дом Трудолюбия», получивший известность как просветительно-благотворительное учреждение, которое давало каждому возможность получать помощь не как подаяние, а как награду за известный труд. Целью этого дома призрения было стимулирование трудовой деятельности, что не достигалось, как правило, частной милостыней. В таком «Доме Трудолюбия» протоиерей Иоанн Кронштадтский разместил благотворительные учреждения, в которых неимущие не только работали, но и учились, лечились, могли отдыхать, получать пособия, ночлежный приют и т.д. Здесь была предпринята попытка заменить милостыню коллективным трудом самих нуждающихся, самообеспечением, заменить чувство жалости на сострадание, что явилось важным шагом на пути институционализации социального служения Русской Православной Церкви.
«Конкуренцию» частной благотворительности составляла благотворительность приходская: церковно-приходские попечительства к концу XIX века имелись практически в каждом российском городе. С успехом функционировали и многочисленные благотворительные организации, работавшие по определенным направлениям, как, например, «Союз для борьбы с детской смертностью в России». [1] 

К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей. 

Существенной  стороной благотворительной деятельности было создание благотворительных обществ, при Санкт-Петербургских городских  больницах во 2-ой половине XIX века. 

Характерно, что  при таких городских больницах  обычно строились церкви, а благотворительные  общества, как раз и создавались  при больничных храмах. Так, в Обуховской больнице благотворительное общество существовало при церкви Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». [2]
С середины XIX века развивается новая для России форма благотворительности - сестринское милосердие. Еще в 1844 году в Санкт-Петербурге была создана первая в Европе Свято-Троицкая женская община, готовившая сестер милосердия для попечения о раненых.
К началу первой мировой войны было зарегистрировано более ста подобных общин, а к  середине 1917 года примерно 30000 сестер милосердия, 20000 из которых вышли из епархиальных общин.1 Общины сестер милосердия, стали своеобразным женскими монастырями в миру, где не требовалось пострига в монахини.
Существование женской общины благотворительности  позволяет говорить о наличии  определенного института. В Русской  Православной Церкви, обладавшего специально подготовленными кадрами - сестрами милосердия, работающими в «миру» - с ранеными на поле боя, больными и  инвалидами, сиротами, престарелыми и  т.п. К 1 декабря 1907 года в России насчитывалось 907 мужских и женских монастырей, среди которых примерно четвертая  часть были обители, занимавшиеся милосердной  деятельностью. Наличие таких благотворительных  обителей, как «Дом Трудолюбия» и  сестринских общин милосердия говорит  о высоком уровне развития социальной деятельности Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX веков. [2]
Выделяя существовавшие в этот период формы благотворительной  деятельности Православной Церкви, следует  отмстить, что помощь оказывалась  инвалидам и участникам войны (их назвали «военноувечными»), их семьям, престарелым, тяжелобольным, людям с психическими расстройствами. Социально незащищенные слои общества - безработные, сироты, неграмотные, нищие, голодающие, погорельцы и другие жертвы бедствий также не оказывались без внимания со стороны Русской Православной Церкви. К ним можно еще присоединить заключенных и страдающих алкоголизмом. Несомненно, благотворительная деятельность Церкви требовала хорошей организации, финансового и хозяйственного обеспечения. Осуществлялась она многочисленными благотворительными обществами, комитетами помощи, попечительствами, существующими при церковно-приходских общинах. Если же они находились при муниципальных органах управления или других светских организациях, то Церковь принимала активное участие в их работе. 

Финансирование  благотворительной деятельности до Октябрьской революции осуществлялось из трех основных источников:
1) за счет  государственных субсидий;
2) из вкладов  общественных организаций и из  пожертвований частных лиц
3)Сама Русская  Православная Церковь делала  большие пожертвования на создание  и содержание приютов, больниц,  школ, раздавала деньги нуждающимся. [1] 
 
 
 

С другой стороны, в своих проповедях православные священники, обращаясь к прихожанам, постоянно говорили о необходимости их участия в милосердно-благотворительной деятельности. 

Одной из важных форм сбора пожертвований от частных  лиц в дореволюционной России были выпуск и продажа (при непосредственном участии Русской Православной Церкви) специальных благотворительных  марок. Они представляли собой своего рода квитанции, подтверждающие факт благотворения. Формой отчетности и контроля, за расходованием средств были благотворительные боны - талоны, чеки, квитанции, кредитные марки. По договоренности с владельцами магазинов, лавок, столовых и чайных эти заменители денежных знаков принимались в платежи за товары, продукты и услуги. Весьма примечательно, что на благотворительные боны, распространяемые через общество борьбы за трезвость, было запрещено приобретать винно-водочные изделия. Например, бону Муромского. 

Предтеченского  общества трезвости можно было обменять только на пищевые продукты в чайной Семагина и в лавке Смолянинова.
О непосредственном участии Русской Православной Церкви в благотворительном движении борьбы за трезвость в начале XX столетия напоминают «талонные марки» Благовещенского общества трезвости «Алкоголь - яд», подписанные председателем общества протоиереем П. Воздвиженским. Церковь также выпускала собственные боны, которые принимались при расчете с прихожанами (данный факт имел место в условиях дефицита денежных знаков, возникшего во время первой мировой войны и в первые послереволюционные годы). Помимо этого Церковью выпускались монеты, которые в условиях денежного хаоса оказывались «твердой валютой» и использовались не только в рамках благотворительных заведений, но и за их пределами. [1] 

После Октябрьской  революции 1917 года благотворительная  деятельность была объявлена свойственной лишь буржуазному обществу. Такое  отношение к милосердию вело к  забвению социального служения Русской  Православной Церкви, хотя Церковь  и стремилась продолжать благотворительную  деятельность в полном соответствии со своими многовековыми традициями и христианскими заповедями.
С изменением общественно-политической ситуации в стране после октябрьских  событий 1917 года изменилось и положение  Русской Православной Церкви в государстве. Всякие проявления общественно значимой деятельности Церкви были сведены на нет, несмотря на многовековой опыт социального служения Русской Православной Церкви.
Характерной чертой советского периода русской истории  было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем, что привело  к закрытию благотворительных организаций. В ноябре 1917г. были упразднены все  благотворительные. [2]
Там же учреждения и общества помощи инвалидам и их семьям. Однако, существование острейших социальных проблем, например, массовой детской беспризорности, вынуждало прибегать к организованным формам проявления милосердия и благотворительности (Детский фонд им. В.И. Ленина). Церковь пыталась продолжать дело благотворительности. Во время голода в Поволжье в начале 20-х гг. св. Патриарх Тихон учредил Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. В 1922 г. эта комиссия была распущена властями, а собранные средства конфискованы. [1]
В 1928 г. общецерковная благотворительность была запрещена (запрет был подтвержден в 1961 и 1967). Государственные меры борьбы с нищетой переросли в борьбу с нищими. Бродяжничество объявили преступлением, бездомных отправляли подальше от больших городов, зачастую - в места заключения.
Вместе с тем  надо отметить, что и в годы советской  власти церковью совершались дела благотворительности, которые имели, как правило, частный, индивидуальный характер.
В конце 80-х гг. XX в. государство признало необходимость предоставления возможности гражданам инициативно участвовать в социальной взаимопомощи, видя в этом не только путь к частичному освобождению государственного бюджета от расходов на социальные нужды, но и одно из средств формирования гражданского общества. Были созданы несколько фондов, которые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию государства: Фонд культуры, Детский фонд, Фонд благотворительности и здоровья. В последующие годы появилось большое число более мелких благотворительных фондов и организаций.
Девяностые годы уходящего прошлого столетия ознаменованы бурными переменами, вызванными реформированием  финансово-экономической системы. В  основе этих преобразований лежало здоровое желание построить более эффективную  экономику, повысить уровень благосостояния граждан. Однако необходимо признать, что десятки миллионов наших  соотечественников оказались за чертой бедности, влача порой жалкое существование.
 Особенно же страдают те, кто не может, причем не по своей вине, заработать себе на хлеб: тяжелобольные, престарелые, инвалиды, сироты, беженцы, вынужденные переселенцы. 

В подобного  рода условиях, когда последствия  финансово-экономических реформ ощущаются, прежде всего, социально незащищенными  слоями населения, особую значимость в  деле оказания помощи неимущим приобретает благотворительная деятельность, осуществляемая церковными и общественными организациями. 
 

В течение семи десятилетий все религиозные  организации и объединения, представленные на территории бывшего Союза, были насильственно  лишены возможности заниматься делами милосердия. Требуются годы совместной работы государственных органов  социальной защиты и церковных организаций, чтобы в тесном сотрудничестве с  другими неправительственными организациями  восстановить негосударственную социальную инфраструктуру, способную взять  на себя долю социальной ответственности  за судьбы наиболее уязвимых групп  населения.
Первые шаги на ниве диаконического служения связаны с деятельностью Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, образованного в январе 1991 года в соответствии с определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви. Кроме того, многие дела благотворительности осуществляются на уровне епархий, монастырей, приходов, братств и сестричеств.
Так, например, широкую  известность получили церковные  детские приюты, созданные в Астраханской, Калужской, Костромской, Московской, Оренбургской и Тамбовской епархиях.
Сотни детей  из зараженных вследствие Чернобыльской катастрофы регионов, были направлены Отделом по церковной благотворительности на оздоровительный отдых в Италию. В Воронеже, Йошкар-Оле, Москве, Санкт-Петербурге и Ставрополе, функционируют школы сестер милосердия. А для ухода за тяжелобольными на дому в Воронежской, Йошкар-олинской, Калужской, Московской и Тамбовской епархиях созданы патронажные службы. Ежегодно несколько тысяч малообеспеченных жителей Москвы и других областей России получают бесплатную медицинскую помощь в Центральной клинической больнице Московского Патриархата. Сотни престарелых и инвалидов проживают в приходских и монастырских богадельнях Вятской, Костромской, Красноярской, Орловской, Петрозаводской, Рязанской, Чебоксарской и Ярославской епархий. Немалое внимание Церковь уделяет лечению алкоголиков и наркоманов, о чем свидетельствует опыт Абаканской, Барнаульской, Воронежской, Екатеринбургской, Красноярской, Московской, Орловской, Санкт-Петербургской, Ставропольской и Уфимской епархий. Духовенство и миряне Астраханской, Воронежской, Екатеринбургской, Йошкар-Олипской, Краснодарской, Рязанской, Ставропольской и Тамбовской епархий принимают активное участие в деле оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Кроме того, в целом ряде епархий функционируют благотворительные столовые, открыты специальные магазины для малоимущих. Опекаются интернаты для престарелых и инвалидов, школы-приюты, детские дома, психиатрические больницы, лепрозории и реабилитационные центры; незамедлительно оказывается помощь жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; созданы благотворительные общества, православные братства и сестричества.
 Иными словами,  практически через все приходы  Русской Православной Церкви  оказывается благотворительная  помощь неимущим и страждущим  вне зависимости от их возраста, национальности, религиозных или  политических убеждений. 

Веками всечеловеческая, идея любви к ближнему призывала  национальное самосознание россиян  к благотворению. К сожалению, достаточно долго эти понятия отождествлялись исключительно с религиозной деятельностью РПЦ.   Замалчивался тот реальный вклад, который внесла РПЦ в дело помощи «сирым и убогим» на протяжении всей своей истории. Однако, по мере   возрождения   в   конце   XX   -   начале XXI   вв.   отечественной благотворительности и восстановления института социальной работы становится очевидной необходимость   изучения   и практического   применения   опыта религиозной благотворительности РПЦ, которая с самого   начала   своего существования была организацией, взявшей в свои руки заботу о бедных и неимущих людях. Традиции благотворительной деятельности активно развивались в Русской Православной Церкви с самого начала ее формирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Современная  Русская Православная  Церковь 

После войны  РПЦ совместно с другими религиозными организациями активно участвовала  в борьбе за мир. Немалые взносы были сделаны ею в советский фонд мира. Опыт миротворческого служения Русской  Церкви общепризнан. Он укрепил ее международные  связи как гуманитарного, так  и экономического характера. Несмотря на то, что открытые нападки на Церковь, в силу ее заслуг перед страной  прекратились, она, как и прежде, была вынуждена совмещать активную патриотическую позицию во внешней  политике с социальным индифферентизмом внутри страны. Если отдаление Церкви от   государства способствовало восстановлению ею автономии, то, с  другой стороны, это же «отлучило» религию  от благотворительности. Попытки Церкви стать полезной обществу разбивались  о принцип: «Социализм можно построить  и без Бога».
Перестройка изменила отношение официальной власти к  неоднократным заявлениям деятелей Церкви о желании включиться в  возрождающееся движение благотворительности. Ответ на них ограничивался включением духовенства в состав Советского фонда культуры, Детского фонда им. В.И. Ленина и т. д. 

Неудовлетворенность возникшими на волне обновления форм благотворительности выражалось еще  и в том, что благотворительность  для Церкви, как сказано в Евангелии, не может быть абстрактным. Это любовь на деле. Священнослужители всё чаще высказывались против формального отношения к средствам Церкви как к источнику финансирования общегосударственных социальных акций и планов благотворительной работы глобального характера. 

Принятая в  1993 г. Конституция Российской Федерации подтвердила отделение религиозных объединений от государства, но уже на фоне всеобщего признания роли Церквей в процессе обновления. Перестройка вернула ей право на приоритет в делах милосердия и сострадания. По Закону о свободе вероисповеданий, религиозным объединениям и церквям   разрешено заниматься благотворительностью, что сразу активизировало их социальную работу.    Приходы    помогают прихожанам    медикаментами,    пастырским попечительством. Получаемая Церковью помощь из-за рубежа распределяется среди многосемейных, малоимущих, инвалидов-прихожан. Организована школа медсестер при Марфо-Мариинской обители, появился новый синодальный отдел благотворительности.
Благотворительность   не   мыслится   без   возрождения    религиозно-нравственного воспитания. На этой ключевой идее построена выдвинутая РПЦ концепция духовного просвещения  и благотворительности. Она содержит следующие первоочередные и перспективные  задачи:
. •      возрождение прихода как христианской  общины единомышленников;
. •      возрождение церковных братств  и разного рода церковных движений;
. •      организация церковного здравоохранения;
. •      создание епархиальных комиссий  по благотворительности;
. •      подготовка преподавателей катехизиса;
, •      организация благотворительного  бюджета (приходского епархиального,  Обще-церковного). 

Конкретные направления  благотворительной   работы   включают также, создание епархиального  дома для престарелых, церковного интерната  для сирот, книжных магазинов  духовной литературы, епархиальной библиотеки, комитета социальной помощи, специализированных   приходских   учреждений (воскресных школ, курсов катехизаторов для взрослых,   детского   сада, библиотеки, столовой, общества трезвости и пр.).
Веками Православная Церковь выполняла великую   миссию,   развивая патриотическое отношение к прошлому, препятствуя  нарушению социального равновесия во имя будущего нации. Поэтому всякий раз, после социального потрясения русская культура возрождалась, обнаруживая  незыблемость своих духовных основ.
В то время как  благотворительность может процветать и обозначает взаимоотношения между  сильным и слабым, богатым и  бедным, между живым и мертвым. Благодаря своей связи с телесным и духовным милосердием, благотворительность  стала ассоциироваться с помощью  бедным, образованием и кампаниями по улучшению нравственности. Однако официальное определение благотворительности (например, в Англии эпохи Тюдоров) включало в себя и усилия по улучшению  общественной жизни путем обеспечения  и поддержания благоприятных для этого условий.
Помощь бедным, однако, основывалась не только на религиозных  мотивах благотворительности и  осуществлялась не только за счет добровольных пожертвований, но и за счет различных  сборов и налогов. 

Большинство законов о бедных, начиная с XVI века, были направлены на обеспечение трудоспособных бедняков работой. Эти меры проводились под влиянием религиозного осуждения праздности (которую считали как греховным, так и антиобщественным явлением), а возможно, под еще большим влиянием купцов-капиталистов, которые стремились сохранить ресурс дешевой и дисциплинированной рабочей силы, необходимой для экономической системы. В основе этих преобразований лежало здоровое желание построить более эффективную экономику, повысить уровень благосостояния граждан. Однако необходимо признать, что десятки миллионов наших соотечественников оказались за чертой бедности, влача порой жалкое существование. Особенно же страдают те, кто не может, причем не по своей вине, заработать себе на хлеб: тяжелобольные, престарелые, инвалиды, сироты, беженцы, вынужденные переселенцы.
В подобного  рода условиях, когда последствия  финансово-экономических реформ ощущаются, прежде всего, социально незащищенными  слоями населения, особую значимость в деле оказания помощи неимущим приобретает благотворительная деятельность, осуществляемая церковными и общественными организациями. 

В течение семи десятилетий все религиозные  организации и объединения, представленные на территории бывшего Союза, были насильственно  лишены возможности заниматься делами милосердия. Требуются годы совместной работы государственных органов  социальной защиты и церковных организаций, чтобы в тесном сотрудничестве с  другими неправительственными организациями  восстановить негосударственную социальную инфраструктуру, способную взять  на себя долю социальной ответственности  за судьбы наиболее уязвимых групп  населения.
Первые шаги на ниве диаконического служения связаны с деятельностью Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, образованного в январе 1991 года в соответствии с определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви. Кроме того, многие дела благотворительности осуществляются на уровне епархий, монастырей, приходов, братств и сестричеств.
Так например, широкую известность получили церковные детские приюты, созданные в Астраханской, Калужской, Костромской, Московской, Оренбургской и Тамбовской епархиях. Сотни детей из зараженных
ссужающие деньги без процентов или под залог  тем, кто особо в них нуждался; бесплатные школы, в основном для обучения элементам христианского учения; медицинская помощь, оказываемая оплачиваемыми обществом врачами, аптекарями и медсестрами (иногда из числа нуждающихся); общественные зернохранилища и продовольственные магазины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Социальная помощь Русской Православной Церкви
2.1. Благотворительность  как традиционная  форма социальной  деятельности Русской  Православной Церкви (Общие положения)
Социальное служение — обязанность государства, долг Церкви, призвание человека
1. Разработана  и в Москве получила статус  благотворительной социальная программа  Общественного фонда памяти мучеников  и исповедников Русской Православной  Церкви «Духовный уклад жизни  — гарант социальной защиты».
2. Разработаны   учебная   и   научно-исследовательская   программы факультета социального  служения Московского государственного  социального университета «Духовный  уклад жизни — гарант социальной  защиты».
Развитие благотворительности  в России имеет долгую многовековую традицию, Логика становления отечественной  государственности привела к  тому, что одну из центральных ролей  в общественном призрении играла Русская Православная Церковь (далее  РПЦ). Веками всечеловеческая, христианская идея любви к ближнему призывала  национальное самосознание россиян  к милосердию и благотворению. К  сожалению, достаточно долго эти
понятия отождествлялись  исключительно с религиозной  деятельностью РПЦ и христианской моралью. Замалчивался тот реальный вклад, который внесла РПЦ в дело помощи "сирым и убогим" на протяжении всей своей истории. Однако, по мере возрождения в конце XX - начале XXI вв. отечественной благотворительности становится очевидной необходимость изучения и практического применения опыта религиозной благотворительности РПЦ, которая с самого начала своего существования была организацией, взявшей в свои руки заботу о бедных и неимущих людях.
Переход России, стран СНГ и Балтии к новым  экономическим отношениям привел к  тому, что десятки миллионов людей  оказались в сложных социальных условиях: одни находятся за чертой бедности, другие потеряли работу, третьи стали вынужденными переселенцами.
Государством  накоплен колоссальный опыт социальной работы, в том числе и с упомянутыми  группами населения.
Вместе с тем, помимо государственных структур, курирующих социальную сферу, на местах широко развита  сеть общественных и благотворительных  учреждений, которые занимаются проблемами социальной помощи. Они оказывают  поддержку пенсионерам, детям-сиротам, инвалидам, многодетным семьям, матерям, которые одни воспитывают своих  детей, работают с подростками по месту жительства. Такого рода благотворительные  организации имеют свои программы  работы, свою систему финансирования, а в отдельных случаях —  и производственные мощности.
Однако, несмотря на достижения и успехи социальных работников в реализации государственных  проектов и программ по поддержке  малоимущих, практика показывает, что  часто люди сталкиваются с такими проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Эти проблемы призваны решать и решают церковно — и священнослужители, а также церковные социальные работники. Помимо человеческого и психологического факторов здесь важно учесть то принципиальное отличие церковной благотворительности от социальной работы, осуществляемой государством и общественными организациями, которое касается мотивации; в Православии благотворительность— это не жалость, это образ жизни целого церковного организма, в котором отсутствуют прагматические критерии. 

За последние  годы накопилось немало примеров многополезного и плодотворного сотрудничества Церкви и государства, которые, как показывает жизнь, не могут существовать совершенно изолированно друг от друга. В той или иной мере Церковь выполняет целый ряд социальных функций государства, например таких, как образование и воспитание подрастающего поколения, медицинское обслуживание, оказание помощи неимущим, забота о беженцах, создание дополнительных рабочих мест и т. д. Поэтому чрезвычайно важно придать имеющему место взаимодействию Церкви и государства характер социального партнерства.
Русская Православная Церковь, вернув себе право заниматься благотворительностью, стремится влиять и на социальную политику государства  с целью улучшения положения  людей, придания социальной направленности проводимым экономическим реформам. Поэтому важнейшей задачей, поставленной перед Отделом по церковной благотворительности, и социальному служению, было установление контактов с государственными и  негосударственными структурами, от которых  зависит курс социальных реформ. [1] 

Именно в этом контексте следует рассматривать  подписанные в 1996 году соглашения о  сотрудничестве Русской Православной Церкви с Министерствами здравоохранения (12 марта) и социальной защиты населения  Российской Федерации (18 июня). Соглашения предусматривают огромные возможности для расширения духовного попечения о больных, для разработки совместных с медицинскими учреждениями и органами социального обеспечения благотворительных программ, для использования различных форм и методов в сфере диаконического служения. 
 
 

По благословению  Святейшего Патриарха Московского  и всея Руси Алексия II были образованы Рабочая группа по реализации соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и Московским Патриархатом и Координационная группа по реализации соглашения о сотрудничестве Русской Православной Церкви и Министерства труда и социального развития Российской Федерации. В состав этих групп входят представители Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, Московских духовных школ, клирики города Москвы, сотрудники соответствующих министерств и ведомств.
В рамках взаимодействия Отдела с Министерством труда  и социального развития был подготовлен  Примерный договор о сотрудничестве между территориальными органами социальной защиты населения и епархиальными  управлениями Русской Православной Церкви. Данный договор призван активизировать церковно-государственные отношения  в сфере благотворительности  на епархиальном уровне. 

Разработки стратегического  характера в области социального  служения проводятся силами Общественного  совета, образованного при Отделе по церковной благотворительности  и социальному служению .
Работа Общественного  совета при Отделе по церковной благотворительности  и социальному служению Московского  Патриархата организуется в соответствии с основными направлениями общенациональной программы «Духовные основы государственной  политики и гражданства», инициированной в 1997 году при участии Администрации  Президента РФ, Совета Федерации РФ и осуществляемой при поддержке  Московского государственного института  международных отношений МИД  РФ, Государственной академии славянской культуры и других научных центров. 

В настоящее  время успешно проводится работа по следующим направлениям:
1. Антиалкогольная  программа.
2. Детская программа.
3. Социальная  деятельность РПЦ в сфере образования.
4. Помощь престарелым  и инвалидам. Характерно в этом  отношении деятельность православного  общества «Надежда и спасение»,  которое оказывает разнообразную  помощь престарелым людям на  дому. Доброй традицией стало  проведение благотворительных вечеров  и концертов для престарелых,  инвалидов, ветеранов войны и  труда с участием духовенства  и детских хоров воскресных  школ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.