На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовые и организационные основы потребительской кооперации Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
« БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ »

 
 
      Кафедра теории и истории кооперативного движения  
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
по  дисциплине
«Теория и история потребительской  кооперации» 
 

      на  тему: Правовые и организационные основы
              потребительской  кооперации Российской  Федерации 
 
 
 
 

                                                                                Выполнил (а) студент (ка):
Грищенко  Елена Николаевна                                                                              
                                                        заочного     факультета
                                                                                                       ТЭТ – 11 группы
                                                                             Научный руководитель:
                                                                                                     проф. Теплова Л.Е 
 
 
 
 

      г. Белгород 2009 

              Содержание
    Введение 3
    Типы кооперативов по Гражданскому кодексу Российской Федерации            5
    Потребительская кооперация – социально-ориентированная система
        рыночной  экономики                                                                                         8
    3. Значение и содержание Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»  11 

   
    Примерные и конкретные уставы потребительских  обществ                1 4
    Организационные основы потребительской кооперации Российской   Федерации………………………………………………………………………23
    Заключение                30
    Список использованных источников                32 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 


Введение 

     Кооперативное движение России имеет богатую историю. В 2006 г. исполнилось 175 лет со дня  основания в Российской Империи первого потребительского общества “ Большая артель ”.
     Нашему  поколению выпало открывать новую  эпоху. Необходимо четко определить на какой наработанный багаж следует  опереться и что взять с  собой, а от чего решительно избавиться – выбраковать, сдать в утиль. Двадцатый век уже стал историей, запечатлевшей немало памятных страниц потребительской кооперации.
     За  эти годы потребительская кооперация получила три закона – ничего подобного  не знала наша история. И если цель первого закона была спасти кооперацию от гибели, растаскивания, то последующие два стали основой подлинного ее возрождения, восстановления хозяйской роли пайщиков, демократии принципов и ценностей кооперативного движения, то есть коренной реорганизации потребкооперации.
     Принята программа стабилизации и развития потребительской кооперации, настойчивая работа по выполнению которой обусловила переход от тактики выживания к стратегии развития. И процесс развития уже ощутим. Растут товарооборот торговли и общественного питания, объемы закупок многих видов сельхозпродукции и сырья, производство товаров. Сложились условия для решения новой большой задачи. И 121-м общим собранием представителей потребительских обществ России она поставлена: в ближайшие годы восстановить объемы по основным видам деятельности до уровня 1990 г.
     Но  нужно помнить - история нас учит, что кооперация для своего развития нуждается в определенных экономических, бытовых и психологических условиях. Там, где этих условий нет, кооперация обречена с самого начала на гибель. Там где они существуют, мощь кооперации может оказаться исключительной.
       Исходя  из выше изложенного, можно сделать  вывод, что рассмотрение данной темы является актуальной.
     Целью курсовой работы является рассмотрение правовых и организационных основ потребительской кооперации Российской Федерации.
     Задачи, решаемые в ходе описания работы:
    рассмотреть типы кооперативов по Гражданскому кодексу Российской Федерации;
    изучить потребительскую кооперацию, как социально-ориентированная система рыночной экономики;
    рассмотреть значение и содержание Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»
    изучить примерные и конкретные уставы потребительских обществ;
    изучить организационные основы потребительской кооперации Российской Федерации.
     Работа  состоит из введения, 5 вопросов, заключения и списка использованных источников.
     Курсовая  работа выполнена на листах печатного текста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       
1. Типы кооперативов по Гражданскому кодексу Российской Федерации
      
    В системе социально-экономических отношений кооперативы выступают как юридические лица. Гражданский кодекс Российской Федерации подразделяет юридические лица как субъекты гражданского права на коммерческие и некоммерческие организации (табл. 3).
    В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) можно дать следующее определение коммерческим и некоммерческим организациям:
    Коммерческие  организации – это юридические  лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
    Некоммерческие  организации – это юридические  лица,  не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.
    Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и производственных кооперативов.
    Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных организаций (объединений), религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
    Таким образом, Гражданским кодексом РФ предусмотрено два типа кооперативов:
       1) коммерческие производственные  кооперативы; 
       2) некоммерческие потребительские  кооперативы.
    Важным  положением Гражданского кодекса РФ является разрешение некоммерческим организациям, а значит и потребительским кооперативам осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
    Производственные  и потребительские кооперативы  имеют схожие и отличительные черты.
    И производственные, и потребительские  кооперативы – это специфические организационно-правовые формы частного предпринимательства.
    Кооперативы имеют двойственную природу: с одной  стороны, они представляют собой ассоциацию добровольно объединившихся лиц, а с другой – предпринимательскую организацию, юридическое лицо, занимающееся определенными видами хозяйственной деятельности.
    Деятельность  и производственных, и потребительских  кооперативов направлена на обеспечение  материальных и иных потребностей своих  членов.
    И производственные, и потребительские  кооперативы могут объединять в качестве членов как физических,  так и юридических лиц.
    И производственные, и потребительские  кооперативы имеют право создавать  свои объединения (союзы, ассоциации) на районном, окружном (национальный округ), областном (краевом, республиканском) и федеральном (национальном) уровнях.
    Производственные  и потребительские кооперативы, их объединения (союзы, ассоциации) вступают в социально-экономические отношения как с коммерческими, так и с некоммерческими предприятиями и их объединениями.
    Производственные  и потребительские кооперативы  отличаются по количеству и статусу  членов, участию не членов кооператива, по структуре органов, формированию собственности и распределению  прибыли, организации трудовых и  иных социально-экономических отношений.
    Наиболее  существенными являются следующие  отличия:
    Производственный  кооператив – это добровольное объединение труда граждан-членов кооперативов. Член производственного кооператива является и пайщиком, и работником кооператива. Экономическое положение членов производственного кооператива зависит от величины дохода, полученного кооперативом от совместной хозяйственной деятельности. Основной доход членов кооператива – это их заработная плата в кооперативе.
    В потребительском кооперативе применяется  наемный труд квалифицированных работников. Член потребительского кооператива является пайщиком и потребителем услуг кооператива. Граждане – члены потребительского кооператива объединяют свои материальные и финансовые средства для улучшения своих конкретных материальных потребностей: в качественных товарах и услугах по более низкой цене; в жилье, в гаражах, в сбыте продукции по более высокой цене и т.п. Основной доход члены кооператива получают от своей частной предпринимательской деятельности или в другом предприятии, в котором трудятся.
    В современной России наблюдается  тенденция интеграции производственных и потребительских кооперативов.
    Производственно-потребительские  кооперативы более конкурентоспособны. Это подтверждается успешной деятельностью производственно-потребительских кооперативов в странах с развитой рыночной экономикой.
    Кооперативные законы России разрешают создавать  интегрированную форму кооператива  – производственно-потребительский кооператив.
    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) относит потребительские кооперативы к некоммерческим организациям.
    Определение потребительского кооператива изложено в статье 116 ГК РФ (часть 1):
    Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических  лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
    Таким образом, потребительский кооператив создается и ведет свою деятельность с определенной целью – удовлетворять материальные и иные потребности своих членов.
    В потребительском кооперативе разрешено  два вида членства: индивидуальное (граждан) и коллективное (юридических лиц). Членство в кооперативе добровольное.
    Создание  и деятельность кооператива осуществляются путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
    Потребительский кооператив как юридическое лицо создается и действует на основе устава.
    Устав кооператива должен содержать следующие  основные сведения:
    Наименование потребительского кооператива, которое должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слова: или “кооператив”, или “потребительский союз”, или “потребительское общество”.
    Место нахождения потребительского кооператива, которое определяется местом его государственной регистрации.
    Предмет и цели деятельности потребительского кооператива.
    Порядок управления деятельностью потребительского кооператива. В уставе должны быть следующие положения: о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения  по  которым  принимаются  единогласно  или квалифицированным большинством голосов.
    Сведения об имуществе потребительского кооператива: о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
    Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.
    Члены потребительского кооператива солидарно  несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
    Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской   деятельности, осуществляемой кооперативом  в  соответствии  с законом и уставом, распределяются между его членами.
    Членские и трудовые отношения в потребительском кооперативе.
    Прекращение членства в потребительском кооперативе.
    Реорганизация и ликвидация потребительского кооператива.
    Гражданский кодекс РФ предоставляет возможность развивать законодательную базу кооперации.
    Таким образом, значительное развитие среди  потребительских  кооперативов получили  потребительские общества, составляющие основу потребительской кооперации РФ – старейшей кооперативной системы России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Потребительская кооперация – социально-ориентированная система
рыночной  экономики 

     Основная  задача современной экономической  политики российского государства – формирование социально-ориентированной рыночной экономики.
      Потребительская кооперация является составной частью рыночной экономики страны, объединяющей некоммерческие организации – потребительские общества и их союзы, которым разрешено заниматься коммерческой деятельностью (торговлей, общественным питанием, сельским хозяйством, заготовками, производством и др.).
      Потребительская кооперация – социально-ориентированная  система рыночной экономики. Подтверждением этому является главная цель – социальная миссия потребительской кооперации. В законе “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации” дано следующее определение системы потребительской кооперации:
       Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
      В этом определении четко выражена социальная миссия – главная цель системы потребительской кооперации – удовлетворение материальных и иных потребностей членов.
      Социальная  миссия, как главная цель каждой отдельной организации системы потребительской кооперации (каждого потребительского общества и каждого потребительского союза) совпадает:
      - потребительские общества созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов – пайщиков;
      - потребительские союзы созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов – потребительских обществ и их пайщиков.
      Единая  социальная миссия потребительских  обществ и потребительских союзов обеспечивает их функционирование и  развитие в единой системе – системе потребительской кооперации.
      Миссия  потребительской кооперации существенно  не изменилась на протяжении многолетней  истории. Первые потребительские общества уже определяли свое социальное назначение – удовлетворение пайщиков в качественных товарах и услугах по приемлемой цене. Несмотря на то, что многие потребительские общества долгое время формулировали свою цель узко: удовлетворение потребностей пайщиков в товарах и услугах, их действительная миссия была шире. Они занимались предоставлением услуг, образовательной и просветительной деятельностью.
      Социальная  миссия – это главная цель, предназначение, философия и смысл существования системы потребительской кооперации и образующих ее организаций.
      Четкая  формулировка социальной миссии потребительской кооперации имеет важное значение для пайщиков, органов управления и работников всех организаций системы – каждого потребительского общества и каждого потребительского союза.
      Социальная  миссия требует от органов управления потребительских обществ и потребительских союзов принятия управленческих решений в интересах пайщиков.
      Конкретная  социальная миссия потребительской  кооперации (потребительских обществ и их союзов) позволяет пайщикам и работникам хозяйственных предприятий (магазинов, заготовительных пунктов, производственных цехов и других) лучше понять социальную роль своих организаций и предприятий, направления их деятельности и оценить правильность решений, которые принимаются органами управления. Кроме того, четко сформулированная миссия способствует единому пониманию главной цели организаций потребительской кооперации среди руководителей разного уровня управления, что обеспечивает разработку единых стратегических программ.
      Социальная  миссия потребительской кооперации и ее реализация имеют важное пропагандистское значение, так как свидетельствует о том, что главная цель, назначение системы – осуществлять деятельность в интересах пайщиков, заботиться об улучшении их материального благосостояния, решать социальные и культурно-просветительные задачи.
     Потребительская кооперация – особая социально-ориентированная  система рыночной экономики, осуществляющая деятельность на кооперативных ценностях и принципах, которые усиливают социальное значение потребительской кооперации для общества.
      Все организации системы потребительской кооперации – потребительские общества и потребительские союзы – соблюдают ценности и принципы, изложенные в Декларации о кооперативной идентичности МКА.
      В то же время применительно к российской практике в законе “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации” особо выделены принципы, усиливающие социальную направленность деятельности потребительских обществ:
      - добровольность вступления в потребительское общество и выхода из него;
      - демократичность управления потребительским обществом, которая проявляется в соблюдении принципа: “один пайщик – один голос”, в подотчетности общему собранию общества других органов управления и контроля, в свободном участии пайщиков в выборных органах потребительского общества;
      - обязательность уплаты вступительного и паевого взносов;
      - взаимопомощь и обеспечение пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды;
      - ограничение размеров кооперативных выплат;
      - доступность информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;
      - наиболее широкое привлечение женщин для участия в органах управления и органах контроля;
      - забота о повышении культурного уровня пайщиков.
      Принципы  добровольности вступления в потребительское общество и демократичности управления выделены в законе потому, что в условиях советской власти они нарушались: часто вступление граждан в кооператив было принудительным, руководители кооперативных организаций назначались партийными и государственными органами. Развитие демократического общества в современной России требует усиления самодеятельности и самоуправления пайщиков.
      Принцип экономического участия членов в  деятельности кооперативных организаций дополнен обязательностью уплаты вступительного и паевого взносов. Он направлен на повышение экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества.
     В законе о потребительской кооперации введены принципы взаимопомощи и экономической выгоды. Если взаимопомощь предусмотрена в Декларации МКА как ценность, то в законе о потребительской кооперации она возведена в принцип. Принцип экономической выгоды для пайщиков, которую они получают от участия в хозяйственной и иной деятельности потребительского общества, необходим в современных условиях расслоения общества и увеличения доли бедного населения в сельской местности. Этот принцип способствует материальной поддержке пайщиков.
      Принцип ограничения размеров кооперативных  выплат пайщикам требует ограничения размеров кооперативных выплат от суммы распределяемой прибыли, полученной потребительским обществом по итогам хозяйственной деятельности за год. Ограничение кооперативных выплат предусмотрено потому, что основная часть прибыли должна направляться на развитие хозяйственной деятельности потребительского общества с целью укрепления и расширения его деятельности, повышения конкурентоспособности в рыночной экономике, выполнения социальных задач.
      Принцип доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков способствует развитию демократии и повышению доверия пайщиков к руководителям потребительских обществ. Особое значение имеет издание и распространение газеты «Российская кооперация» и информация о кооперации в местной прессе.
      Принцип широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля направлен на развитие демократии в потребительской кооперации. Учитывая, что из общего количества работников потребительской кооперации более 60% составляют женщины, а в составе руководителей их удельный вес незначительный, этот принцип весьма актуален.
      Удовлетворение  культурных потребностей пайщиков –  важное направление социальной деятельности потребительской кооперации. В условиях рыночных преобразований из-за недостатка денежных средств значительно уменьшилась деятельность клубов и других учреждений культуры в сельской местности. В то же время многие организации потребительской кооперации продолжают заниматься сохранением и развитием культурных традиций сельского населения: содержат самодеятельные танцевальные и песенные ансамбли, многие из которых получили звание народных. Кроме того, организации потребительской кооперации организуют культурный отдых молодежи в своих предприятиях, юбилейные торжества, встречи с интересными людьми, встречи с заслуженными кооператорами, проводят юбилейные кооперативные праздники, туристические поездки и другие мероприятия.
      Следует отметить, что в настоящее время  потребительская кооперация усиленно реализует принцип «забота об обществе», который проявляется в значительной социальной поддержке пайщиков и обслуживаемого населения. В условиях проводимых реформ снизилась покупательная способность сельского населения из-за низкой заработной платы, несвоевременных выплат зарплаты и пенсий, увеличения безработицы. Неплатежеспособными стали многие предприятия сельского хозяйства (акционерные общества, товарищества, совхозы, колхозы) и учреждения социальной сферы (больницы, школы, дома инвалидов, детские сады, интернаты).
      В этих условиях организации потребительской кооперации оказывают следующие виды социальной поддержки пайщикам и обслуживаемому населению:
- доставка  товаров в отдаленные населенные  пункты и их реализация по  ценам, сложившимся в районных  центрах;
- доставка  товаров на дом по заявкам  населения, в первую очередь инвалидам и пенсионерам;
- реализация  хлеба по цене ниже среднерыночной;
 –  отпуск товаров в долг пайщикам  и населению;
- отпуск  товаров в долг учреждениям  социальной сферы и предприятиям  сельского хозяйства;
-продажа  товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации;
- обеспечение  занятости населения общественно-полезным  трудом и другие.
      При любых погодных условиях: в дождь, пургу, по бездорожью работники потребительских обществ доставляют товары в самые отдаленные, труднодоступные и небольшие населенные пункты, в том числе и такие, в которых проживает по 10-15 человек. В этих селах и поселках кооператоры продают товары по тем же ценам, что и в районных центрах. Если у людей нет денег, то во многих случаях товары отпускаются им в долг, потому что потребительская кооперация не может оставить своих пайщиков и обслуживаемое население без продовольственных и других товаров повседневного спроса. Конечно, потребительские общества несут при этом значительные расходы, которые не возьмут на себя частные предприниматели.
      В условиях безработицы неизмеримо возрастает роль потребительской кооперации в обеспечении занятости населения, особенно сельского, общественно-полезным трудом. Реализация проблемы повышения занятости населения организациями потребительской кооперации возможна в первую очередь посредством создания дополнительных рабочих мест на основе организации небольших кооперативных производственных предприятий (мельниц, крупорушек, маслобоек); открытия магазинов на дому; организации надомного труда по производству отдельных товаров; привлечения населения к заготовкам дикорастущих плодов и ягод, грибов, лекарственных растений; развития разнообразных бытовых услуг; личного подсобного хозяйства, а также других видов деятельности.
      Потребительская кооперация стремится использовать свой огромный экономический потенциал  для того, чтобы помочь людям заработать средства для удовлетворения материальных и иных потребностей. Особое внимание организации потребительской кооперации уделяют молодежи, особенно сельской, предоставляя ей возможность заниматься общественно-полезной деятельностью, обеспечивая получение профессий и организацию культурного досуга.
      Таким образом, потребительская кооперация является социально-ориентированной системой рыночной экономики. Это подтверждается социальной миссией, основными задачами, ценностями и принципами, реализуемыми в социально-экономической деятельности потребительских обществ и их союзов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      
3. Значение  и содержание Закона РФ «О  потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» 

     Правовые  основы потребительских обществ  и их союзов – это правовые положения, которые обеспечивают деятельность потребительских обществ и потребительских союзов как равноправных юридических лиц рыночной экономики, их деятельность в единой системе – системе потребительской кооперации.
      Правовые  основы потребительской кооперации формировались одновременно с разработкой правовых основ деятельности разных коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе кооперативных.
      В настоящее время основой правового  регулирования всех организаций  страны, в том числе организаций  потребительской кооперации, являются:
     - Конституция Российской Федерации.
     - Гражданский кодекс Российской  Федерации.
     - Другие законы и иные принятые  в соответствии с ними нормативные правовые акты общеобязательного характера: торговое, налоговое, трудовое право, законодательство о конкуренции и банкротстве.
      - Правовое регулирование кооперативных  организаций осуществляется на основе кооперативных законов Российской Федерации:
   О сельскохозяйственной кооперации (1995 г.);
   О производственных кооперативах (1996 г.).
   О потребительской кооперации (потребительских  обществах, их союзах) в Российской Федерации (1997г.)
     - Правовое регулирование всех организаций, в том числе и потребительской кооперации, осуществляется также на основе законов и других правовых актов субъектов Российской Федерации.
     - Важное значение для правового  регулирования имеют уставы кооперативов  и их объединений (союзов, ассоциаций).
      Конституция Российской Федерации, Гражданский  кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, в том числе кооперативные, законы субъектов Российской Федерации и кооперативные уставы обеспечивают развитие кооперативов и их союзов (юридических лиц), как равноправных субъектов рыночной экономики.
      Важно, что законы гарантируют кооперативам и их союзам, с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим кооперативы и их союзы (ассоциации), государственную поддержку.
     Правовые  отношения, возникающие в области  создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются системой законов и иными нормативно - правовыми актами, рассмотренными в предыдущем вопросе.
      Особое  значение для потребительской кооперации имеет закон “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации”.
      Значение  закона состоит в том, что он наиболее полно определяет правовые, экономические  и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.
      Закон Российской Федерации “О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации” состоит из преамбулы и девяти глав:
Преамбула В преамбуле  определены цели и задачи потребительской кооперации.
1 глава. Общие положения.
2 глава. Образование потребительского общества.
3 глава. Членство в  потребительском обществе.
4 глава. Органы управления потребительского общества.
5 глава. Имущество потребительского общества.
6 глава. Основы деятельности потребительского общества.
7 глава. Реорганизация и ликвидация потребительского общества.
8 глава. Союз потребительских  обществ.
9 глава. Переходные  положения.
 
      Закон определяет цели и задачи потребительской кооперации, принципы деятельности; регулирует членские, управленческие, имущественные отношения, отношения по созданию, реорганизации и ликвидации потребительских обществ и потребительских союзов.
      По  закону потребительские общества и потребительские союзы являются юридическими лицами и им предоставлены широкие права: право заниматься коммерческой деятельностью (торговой, производственной, заготовительной и др.), направленной на удовлетворение потребностей своих членов; право создавать хозяйственные общества, медицинские и образовательные учреждения, филиалы и представительства, а также другие права.
      Потребительские общества создают союзы. Союзам дано право осуществлять контрольные  и распорядительные функции в  отношении потребительских обществ.
      В законе предусмотрено, что отношения  между государством и организациями потребительской кооперации строятся на принципе независимости, что определяет самостоятельность и свободу деятельности организаций системы. Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития; самостоятельно решают вопросы о расходовании средств, максимальных размерах заработной платы, размерах выплат пайщикам и другие вопросы.
      Закон о потребительской кооперации гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.
     Таким образом, закон Российской Федерации “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации” регулирует правовые отношения непосредственно потребительских обществ и их союзов, действующих в единой системе – системе потребительской кооперации.
        

4. Примерные  и конкретные уставы потребительских  обществ             

       Устав потребительского общества – это  организационно-правовой документ, который в соответствии с законами определяет правовые, организационные, социальные и экономические основы создания и деятельности потребительского общества.
     В потребительской кооперации применяются  две формы устава потребительского общества:
    примерный устав потребительского общества;
    конкретный устав каждого потребительского общества.
      Причем, примерные уставы различаются: для потребительских обществ с кооперативными участками и для потребительских обществ без кооперативных участков.
      В соответствии с примерными уставами разрабатываются конкретные уставы каждого потребительского общества.
      В потребительской кооперации 3350 потребительских обществ, каждое из которых осуществляет деятельность на основе своего конкретного устава.
      На  основе конкретного устава каждое потребительское общество регистрируется органами государственной власти и приобретает статус юридического лица. Поэтому устав – это признак юридической самостоятельности любой организации, в том числе потребительского общества.
      В содержание устава потребительского общества должны включаться следующие положения: наименование потребительского общества; место его нахождения; цели, задачи и принципы деятельности общества; порядок вступления пайщиков в потребительское общество и выхода из него; права и обязанности пайщиков; положения, определяющие управленческие, имущественные и трудовые отношения; другие необходимые положения.
      Каждое  потребительское общество с учетом конкретных условий, в которых оно осуществляет свою деятельность, разрабатывает свой устав.
      В уставе потребительского общества более  широко, по сравнению с законом, определены права и обязанности пайщиков, органов управления и контроля, порядок распределения доходов и другие отношения.
      Каждый  союз потребительских обществ, как  юридическое лицо, имеет свой конкретный устав.
      Кооперативные уставы обеспечивают потребительским обществам и их союзам, а значит и всей системе потребительской кооперации, более широкое правовое поле.
     Правительство способствует улучшению правового  положения потребительских обществ и потребительских союзов, как юридических лиц, содействует их социально-экономическому развитию.
      В первые годы экономической реформы значительное влияние на укрепление правового и экономического положения потребительской кооперации оказало постановление правительства Российской Федерации “Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации” от 24 января 1994 года. В данном постановлении признано необходимым строить взаимоотношения организаций потребительской кооперации, как юридических лиц, с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на основе соглашений. Соглашения стали заключаться между:
      - Правительством Российской Федерации и Центросоюзом Российской Федерации;
  - областным (краевым, республиканским) исполнительным органом государственной власти и областным (краевым, республиканским) союзом потребительских обществ;
      - районной администрацией (администрацией национального округа) и районным (окружным) союзом потребительской кооперации.
       Соглашение  – двухсторонний договор, по которому каждая из сторон берет на себя определенные обязательства.
      Соглашения заключаются на один год.
      Организации потребительской кооперации берут  на себя обязательства обеспечить за год соответствующий экономическим расчетам объем розничного товарооборота (продажи товаров населению), объем производства, закупок, услуг. Правительство, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы самоуправления регионов берут на себя обязательства по оказанию финансовой помощи: предоставлению кредитов, снижению налогов, снижению платежей за тепловую и электрическую энергию и другой помощи для развития потребительской кооперации. 
      В соответствии с указом президента Российской Федерации “О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами” от 31 мая 1996 г. было принято постановление правительства такого же содержания. Эти документы способствовали укреплению социальной базы потребительской кооперации – восстановлению в правах пайщиков потребительских обществ. Предусматривалось, чтобы в потребительских обществах были восстановлены пайщики, исключенные из потребительских обществ в первые годы реформ.
      Пайщики потребительских обществ – это, в основном, жители сельских населенных пунктов. Сами пайщики заинтересованы в улучшении обеспечения своих семей и других жителей сельских территорий товарами и услугами. Поэтому, чем больше пайщиков в потребительских обществах, тем лучше система потребительской кооперации сможет решить вопросы обеспечения сельского населения товарами и услугами.
      Постановлением  правительства Российской Федерации “О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием” от 7 января 1999 г. система потребительской кооперации привлечена к решению продовольственной проблемы страны. В постановлении предусмотрены меры государственной поддержки организаций потребительской кооперации. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано оказывать потребительским обществам и их союзам поддержку в деятельности по увеличению закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, переработки этой продукции, продажи населению и поставок для государственных нужд.
      Таким образом, качественно разработанные уставы потребительских обществ и потребительских союзов закрепляют правовое положение каждой организаций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.