На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Правовая сфера жизни общества

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


           Министерство  образования и науки РФ
            Федеральное агентство  по образованию ГОУ ВПО
      Всероссийский заочный финансово-экономический  институт
                  Кафедра философии  и социологии 
 
 
 

                        КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
                          по философии на тему: 

      ТЕМА 17.  Правовая сфера жизни  общества 
       
       
       
       
       
       
       

 Преподаватель 
Студент  
 
 
 
 
 
 

             Владимир  – 2009 
         

                  План  работы
                                                                                                                      Стр. 
   Введение………………………………………………………...............3
    Сущность права: традиционный и либеральный подходы……….4
    Взаимоотношение права и политической власти………………....7
    Объясните понятие «правовое государство».
    Охарактеризуйте  современное правовое состояние  нашего общества…………………………………………………………………12
   Заключение………………………………………………………………20
   Список  используемой литературы……………………………………..21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
В юридической  литературе, трудах философов и мыслителей много внимания уделяется проблеме построения идеального (правового) общества и государства. Во многих исследованиях, на протяжении многих лет и веков  эта проблема подверглась детальной  разработке. Но имеются еще и спорные  вопросы,, требующие дополнительного изучения.
Выбирая тему контрольной работы, я остановилась на проблеме правовой сферы жизни  общества. Во-первых, идея правового  государства развивалась еще  древнегреческими философами, такими как Аристотель, Платон и другие. Во-вторых, данная проблема особенно актуальна  в наше время, так как множество  современных государств стремятся стать правовыми. Так, например, в Конституции РФ Россия провозглашается правовым государством (ст. 1), хотя это явно не соответствует действительности. Россия находится на пути к созданию правового общества и государства, и путь этот будет долгим и тернистым. Формально же получается, что мы живем в правовом государстве.
Порой правовое общество отождествляется  с любым человеческим обществом  или государством. В результате теряется специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость  понимания всей сущности самого правового  общества, путей его становления  и потенциальных возможностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Сущность  права: традиционный и либеральный  подходы
    Философия права начинается с выяснения  сущности и природы права.
                            Определение права
    ПРАВО – это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства.1 Право – система общеобязательных социальных норм. Право обеспечивает юридическую регламентацию общества и  отношений внутри него.
 Социальный  институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни; главное его назначение – регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы, приемлемые для общества в целом.
                   Два подхода в определении  сущности права
   В настоящее время обсуждаются  в основном два подхода к пониманию сущности права: традиционный («запретительный») и либеральный, опирающийся на идею «естественных, неотчуждаемых прав и свобод личности».
Традиционный  подход Либеральный подход
Право представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых  и поддерживаемых государством. «Запрещено  всё то, что не разрешено».
В праве первичны не запреты и репрессии, не ограничения  поведения человека, а его права  и свободы. Право – право человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова, перемещения.
«Разрешено  все то, что не запрещено».
   _____________________
   1Правоведение: учебник/З.Г. Крылова, Э.П. Гаврилов, В.И. Гуреев и др.; Под ред. З.Г. Крыловой. – М.: Высш. шк., 2003. – 560 с.
Либеральный подход к сущности права возник во второй половине 18 в. в рамках просветительской философии и связана с именами И. Канта, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Ч. Беккариа и др. Основой права признаются права и свободы человека, которые должны соблюдаться категорически, независимо от любых, даже целесообразных требований момента.
   Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы.
   Высшим  принципом новой  философии права  выступает признание  независимости каждого  индивида, его полной самостоятельности  и полной ответственности  за свою судьбу.
   Принципиальное  методологическое различие традиционной и либерально-просветительской  концепций сущности права заключено  в исходном пункте их построения. В  первом случае конечной целью функционирования права считается поддержание  общего правопорядка, сохранение устойчивости, стабильности, нерушимости правоотношений в государстве. В либерально-просветительской же трактовке во главу угла ставятся права и свободы отдельной  личности.
   Обе концепции имеют свою «правоту», они взаимодополнительны.
   В современных условиях бесспорно  преобладающей является либерально-просветительская трактовка сущности права, оказавшаяся  необычайно плодотворной. Именно в  этой философской традиции удалось  четко выделить понятие правового  государства, основные правообразующие  признаки.
                     Причины появления института  права
   Социальный  институт права обязан своим появлением процессам разделения труда и развития товарного производства. Они ставят самостоятельных индивидов в положение всеобщей взаимозависимости. Зависимость эта носит совершенно безличный, анонимный характер. Преобладание безличных отношений порождает проблему гарантий соблюдения интересов отдельного человека. Тут появляется право, как  особая социальная реальность. Общество как бы гарантирует индивиду, что, затратив усилия на производство нужного обществу товара или услуги, тот может рассчитывать на удовлетворение своих собственных потребностей. Действия по принципу «ты – мне, я – тебе» перестают быть только личным делом непосредственно участвующих, а берутся обществом за основу наведения порядка. Общество пытается составить очень сложный «баланс» интересов отдельных лиц, который может быть сведен только в том случае, когда все члены этого общества будут действовать по одним и тем же правилам. Правила эти действуют не только в сфере производства, ведь взаимозависимость  индивидов в обществе проявляется во всех сферах  их жизнедеятельности.
                           Сущность  права
   Сущность, субстанцию права  составляют не правила  поведения (нормы, законы, кодексы), а то, что  они призваны регулировать: взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования адекватного  общественного ответа на свои действия и  усилия. Юридические же нормы, законы есть лишь внешнее выражение права, его историческая форма.
                     Классовый характер права
   Важной особенностью исторического развития права следует признать его классовый характер. Кастово-сословно-классовая дифференциация населения в определенные исторические эпохи является неизбежной. В обществе, расколотом на классовые противоположности, осуществляющем свое развитие  именно через взаимодействие этих противоположностей, неизбежным было принятие людьми факта, выразившегося в формировании достаточно жестких стереотипов поведения.
   В качестве еще одной важной особенности  функционирования сферы права необходимо отметить ее теснейшую связь с политическим устройством, именно оно дает материальную силу праву, выступает гарантом, контролером, охранителем правопорядка. 

    Взаимоотношение права и политической власти
             Определение политики
     ПОЛИТИКА (греч. politike - искусство управления государством) — сфера общественной деятельности, связанная с отношениями между различными социальными группами. Суть политики – определить формы, задачи и содержание деятельности государства. Политика бывает внутренней и внешней. Внутренняя политика охватывает одно государство, внешняя – межгосударственные отношения.
     Государство – политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом.1
     Осуществление  политической  деятельности   немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она представляет
собой совокупность элементов, являющихся официально   признанными   исполнителями   политической   власти.  Сюда входят государственный аппарат, политические партии, профсоюзы,   различные   общественные   организации   (церковь,   поскольку в нашем обществе она отделена от государства, не входит в политическую организацию).
     В  системе  политической  организации  общества особо  важное  место  принадлежит государству. 
 
 
 

_________
1Правоведение: учебник/З.Г. Крылова, Э.П. Гаврилов, В.И. Гуреев и др.; Под ред. З.Г. Крыловой. – М.: Высш. шк., 2003. – 560 с.
Связь права с политикой  и государством
        Суть взаимоотношения  права и политической власти сводится к трем основным положениям:
  - категорическое соблюдение основных  прав и свобод личности;
  - верховенство закона;
  - разделение властей (законодательной,  исполнительной, судебной).
  Государство -  результат исторического развития общества, его закономерной дифференциации на различные социальные группы, классы под влиянием прогрессирующего развития производительных сил, сопровождавшегося выделением разных видов труда и образованием института частной собственности. Дифференциация, усложнение общественной жизни требовали общего органа управления, который обеспечивал бы функционирование экономически разрозненного общества, как единого целого. Для осуществления этих функций требовались определенные органы — административно чиновничий аппарат, законодательство, суды, армия и т. д., в совокупности и представляющие собой государство. Итак, государство — это организация политической власти экономически господствующего класса.
  Важнейшая функция государства – хозяйственно-экономическая. Культурно-воспитательная функция также всегда присуща любому государству. К основным признакам государства относят наличие публичной власти, т.е. особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции власти; определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства, и территориального деления населения, приспособленного для удобства управления; права, которое закрепляет соответствующую систему норм, санкционированных государством; суверенитета, т.е. независимости и верховенства государственной власти внутри и вовне страны. Государство осуществляет внутренние и внешние функции. Существенный признак государства – его неразрывная связь с правом. Отношение между людьми в экономической, социальной, политической и других сферах общественной жизни регулируются государством с помощью особых законов, которые являются официальным выражением норм права и объявляются обязательными для всех. Т.о., право – это форма регулирования поведения людей, совокупности норм поведения, которые устанавливаются и санкционируются государством с целью сохранения существующих в данном обществе экономических, социальных, политических и иных порядков; это воля господствующего класса, возведенная в закон.
  Правообразующие принципы в историческом контексте 
  Право существовало не всегда. При первобытнообщинном строе порядок общественной жизни поддерживался силой привычки, традицией, моральным авторитетом старейшин рода или совета племени, которые представляли общие интересы всех их членов. Когда общество раскололось на классы, возникли противоположные интересы, которые необходимо было регламентировать. Через право, оформленное законом, государство осуществляет свою законодательную деятельность.
  Государства различаются, прежде  всего, в зависимости от того, интересы какого класса  они   защищают,   каков   экономический базис общества, на котором они зиждутся. Следовательно, тип государства выражает его классовую сущность. Истории известны три основных типа эксплуататорского государства:  рабовладельческое, феодальное и буржуазное. Любое рабовладельческое государство было диктатурой рабовладельцев.  Рабы не участвовали в государственной жизни общества, не имели политических и юридических прав. Лишь в результате острой борьбы, на последней стадии рабовладения, в правовых документах стал появляться запрет на убийство рабов. Право, как и государство, своим главным назначением имело защиту частной собственности от тех, у кого ее не было.
  На  смену рабовладельческому государству  пришло государство феодальное. На ранней стадии развития феодализма территория государства состояла из множества независимых княжеств, герцогств и графств. Постепенно власть короля или царя усиливалась, а власть князей, герцогов и графов ослабевала. Этого требовало развитие экономики. Государства эпохи феодализма образуют единый тип, все они — неограниченная  власть феодалов. Феодальное государство прикрепляло крестьян к помещичьей земле и жестоко расправлялось с теми из них, кто не хотел работать на помещика. Феодальное право предоставляло помещику возможность продавать или покупать работника, требовать от него бесплатной работы. Этому соответствовало почти полное бесправие крестьянина, который не мог без разрешения помещика жениться, приобрести имущество, купить землю.
  Буржуазное государство являло собой новый, более прогрессивный в сравнении с феодальным тип государства. Буржуазное государство заинтересовано в уничтожении сословности: развитие капиталистического способа производства требует свободной конкуренции и в силу этого — формального равенства людей перед законом. Принцип наследования государственной власти заменяется при капитализме принципом выборности на руководящие государственные посты. Ограничение политических прав угнетенных классов при феодализме сменяется в условиях капитализма формальным предоставлением им юридических прав и участием в выборах органов государственной власти. Шедшая к власти буржуазия провозгласила буржуазно демократические свободы, равенство и народовластие, опирающееся на суверенитет народа. Это выражалось в отстаивании прав личности, прав человека и гражданина. Буржуазные декларации и конституции вместе с тем неукоснительно отстаивают и охраняют капиталистическую частную собственность и экономическое неравенство. Буржуазное государство характеризуется централизацией власти, а право имеет своей целью оберегать частную собственность, блюсти неповинную на  ней эксплуатацию наемной  рабочей силы и подавлять  революционное движение трудящихся.
  Социалистическое  государство - принципиально новый исторический тип государства. Оно выступает как орудие уничтожения эксплуатации человека человеком, построении бесклассового общества. Социалистическое право выражает волю всего парода, регулирует хозяйственную и другие общественные отношения, охраняет социалистический порядок, устанавливает права и обязанности граждан и должностных лиц, стоит на страже общественной  и личной собственности. Истории известны и государства переходного типа со сложной социально-классовой структурой.
  Особенность правосознания
  Правосознание представляет собой совокупность представлений  и чувств, выражающих отношение к  праву и правовым явлениям общественной жизни.
  В структурном отношении правосознание  представлено в двух формах: 1) в форме  правовой идеологии; 2) в форме правовой психологии. Правовая идеология (система официальных представлений о праве) – совокупность представлений, убеждений, взглядов, идей человека, в которых выражается его отношение к действующему законодательству, существующему политическому режиму, государственной власти. Правовая психология (система неофициальных представлений о праве) – совокупность чувств, эмоций, настроений, иллюзий, мотивов, связанных с правовыми явлениями в обществе.
  В правосознании тесно сочетаются и взаимодействуют три компонента: познавательный, оценочный и регулятивный. В соответствии с этим можно  выделить три основные функции правосознания: 1)познавательная функция правосознания состоит в осознании того, что есть право, и осуществляется в различных формах (чувственных, образных, логико-понятийных) обнаружения, выражения и осмысления отдельных правовых явлений и права в целом; 2) оценочная функция правосознания состоит в формировании определенных ценностных представлений и идей о праве, исходя из которых субъект правосознания позитивно или негативно оценивает действующее право и реальную правовую действительность; 3) регулятивная функция правосознания состоит в осознании, определении и реализации субъектом в конкретных действиях правомерного или неправомерного характера своей поведенческой позиции по отношению к требованиям действующего права.
  По  уровню осознания необходимости  права, глубине проникновения в  сущность права и правовых явлений  в обществе, а также по признаку правовой образованности субъектов  правосознание можно разделить  следующим образом:
  - обыденное (массовое) правосознание;
  - специализированное (профессиональное) правосознание;
  - научное (теоретическое)  правосознание.
  Обыденное правосознание свойственно основной массе членов общества, формируется  на базе повседневной жизни граждан  в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания  характерно знание общих принципов  права, здесь правовые воззрения  тесно переплетаются с нравственными  представлениями.
  Специализированное, профессиональное правосознание складывается в ходе специальной профессиональной юридической подготовки. Субъекты этого  уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.
  Само  профессиональное юридическое правосознание  с учетом внутрипрофессиональных различий можно подразделить на внутрипрофессиональные группы – правосознание ученых-юристов и правосознание юристов-практиков, и подгруппы – правосознание судей, правосознание работников прокуратуры, правосознание работников милиции, правосознание адвокатов и т.д.
  Научное правосознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами  правового регулирования общественных отношений.
  По  субъектам правосознание можно  разделить на следующие виды:
  - индивидуальное правосознание;
  - групповое правосознание;
  - общественное правосознание.
  При этом предполагается, что правосознание, как и сознание вообще, присуще лишь человеку, а групповое и общественное правосознание – это обобщенное на уровне отдельных групп или всего общества выражение содержания и характера правосознания отдельных людей, образующих соответствующие группы и общество в целом. 

  3. Объясните понятие «правовое государство». Охарактеризуйте современное правовое состояние общества. 

  Специфику права выражают признаки, четко выделенные либерально-просветительской концепцией права еще в 18 в. К этим правообразующим принципам были отнесены: равенство, свобода, справедливость.
  Равенство, свобода, справедливость составляют суть права, которая требует соответственного субъективно-волевого оформления в  виде законов, указов и прочих нормативных  актов.
  Объективный принцип равенства проявляется (или не проявляется) в том или ином законе. Правовой принцип равенства означает всего лишь применение равной меры к заведомо неравным (в политическом, имущественным, семейном и прочих отношениях) индивидам.
  По  мнению Гегеля, «система права есть царство реализованной свободы». Т.е., правовой порядок в обществе означает реальную возможность для индивида реализовать свои интересы  и притязания в цивилизованной форме, не подвергаясь опасности произвола, самоуправства или ущемления прав личности со стороны государства  или других индивидов. Но свобода каждого отдельного человека кончается там, где начинается свобода другого. Значит и здесь неизбежно применение принципа равенства: свобода должна быть равной для всех или ее не будет вовсе. Право поэтому выступает мерой свободы индивидов, оно указывает ее рамки, пределы, выход за которые нарушает свободу другого, а значит, подрывает правопорядок.
  Осуществление правовых принципов равенства и свободы равно по смыслу третьему правовому началу – справедливости. Правовая справедливость и есть соблюдение общего баланса, эквивалентности взаимных предоставлений и получений, которыми связаны друг с другом субъекты права.
                    Отличие закона и права 
  Закон и право отличаются друг от друга. Одной из существенных особенностей права является объективный, естественноисторический характер его развития. Роль законотворчества в организации правовой жизни достаточно велика.
                    Правое  государство 
        Правовое государство  – это такая форма организации  и деятельности государственной  власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями  на основе норм права.1 

  _______
  1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права, М., 1993.
  Первые  представления о правовом государстве  как об определенном государственном  устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться  еще в Древнем мире. Значительное влияние на формирование теоретических  представлений, а затем и практики правовой государственности, оказали политикоправовые идеи и институты Древней Греции и Рима.
  Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
  В период буржуазных революций возникают  новые подходы к идее правового  государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации  государственной жизни, исключающей  монополизацию власти в руках  одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед  законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
  Значительный  вклад в теорию правового государства  в этот период внесли Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и др. видные мыслители 18 – 19 вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.
  В русской политикоправовой мысли тема правового государства поднималась в трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышева, А.И. Радищева, П.и. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей.
  В завершенном виде русская концепция  правового государства сложилась  в работах видных правоведо и философов предоктябрьского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и др. Большинство из низ принадлежали к представителям русского либерализма. Либерализм в России во второй половине 19 в. стремился преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с образцами европейского пути развития.
  Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право, парламент, правовое государство и режим  законности.
  Советская государственноправовая наука идею правового государства считала буржуазной.
  В период перестройки и после краха  социалистической системы в нашей  стране произошли серьезные изменения  в научных взглядах на государство  и право, обозначились новые подходы  к оценке их роли в политической системе общества. Опираясь на научный потенциал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных демократических государствах, отечественное правоведение и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе.
                    Признаки  правового государства
  В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства  обычно выделяют следующие:
  1. Верховенство права. В правовом  государстве высшей юридической  силой обладает только закон,  которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства – Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.
  2. Разделение власти. Разделение власти  на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти реализуется принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.
  3. Гарантированность прав и свобод  граждан. Этот признак правового  государства означает, что кроме  провозглашения прав и свобод  личности в обществе должны  существовать конкретные механизмы  их реализации, т.е. реально обеспеченная  возможность гражданина получить  образование, социальное обеспечение,  квалифицированную юридическую  помощь, судебную защиту своих  прав, эффективную работу правоохранительных  органов и т.д. Личность в праве иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.