На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рентабельность производства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА №  1
по предмету Экономика организации
на тему  Рентабельность производства
студента Назировой Екатерины Валерьевны 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         Группа БАС 2-1
                                                                         Шифр студента 08-Б-114
                                                             Учебный год 2010 
 
 

 


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЁТА И АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Рентабельность как один из важнейших показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия 5
1.2. Показатели рентабельности 9
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ БЕГОМЛЬСКОГО ЛЕСХОЗА 14
3. ПУТИ РОСТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 21
3.1. Общие факторы роста рентабельности 21
3.2. Совершенствование управления затратами 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34 
 
 

 


ВВЕДЕНИЕ

 
       Получение прибыли является результатом вложения капитала в активы, использование которых принесло экономическую выгоду. Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта. Для собственников, менеджмента предприятия, его персонала, государства, инвесторов, кредиторов, иначе говоря, для всех возможных участников распределения и использования полученной прибыли важна не только ее величина, но и уровень доходности деятельности предприятия. При прочих равных условиях вложение средств или работа на более доходном предприятии даст, в конечном итоге, возможность получить более высокие дивиденды, премии, снизить риск невозврата кредитных ресурсов, а фискальная система страны получит больше налогов.
       Отсюда, изучая конечные финансовые результаты деятельности предприятия, важно анализировать не только динамику, структуру, факторы и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта (прибыли) с имеющимися или использованными ресурсами, а также с доходами предприятия от его обычной и прочей хозяйственной деятельности. Необходимость данного сравнения можно также объяснить тем, что многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объёмы товарооборота, разные издержки ресурсы.
       В связи с этим в системе анализа предприятия очень важное значение имеет анализ рентабельности, которая непосредственно связана с величиной прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность - это степень доходности, выгодности, прибыльности. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), выгодность производства отдельных видов продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Многообразность вариантов решений, принимаемых при определении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества ее показателей.
       Таким образом, рентабельность является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия, повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике; рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия; для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере.
       Всё вышесказанное обусловило актуальность темы. Цель курсовой работы - выявление путей повышения рентабельности при производстве пиломатериалов.
       Для достижения данной цели необходимо решение комплекса задач:
       1. Рассмотрение понятия рентабельности, его показателей
       2. Анализ рентабельности предприятия
       3. Выявление резервов роста рентабельности и предложения путей для её совершенствования.
       В процессе написания работы были использованы: статистическая информация, специальная научная и учебная литература, а также публикации в периодической печати.
       Объектом исследования в данной дипломной работе является ГЛХУ Бегомльский лесхоз, к коммерческой деятельности которого относится выполнение работ по заготовке древесины..
 

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЁТА И АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Рентабельность как один из важнейших показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия

 
       Проблема эффективности занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.
       В рыночной экономике выживают и успешно функционируют только те предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала, которые производят конкурентоспособную продукцию и не производят больше, чем можно продать. Ориентация деятельности только на «вал», на выполнение намеченных программ любой ценой - это заведомый путь к банкротству. Для успешного функционирования каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности производства, улучшения качества реализуемой продукции.
       В связи с этим изменяется подход к оценке эффективности функционирования предприятия. В командной экономике, ориентированной на увеличение объемов валового производства, основное внимание уделялось таким показателям эффективности, как производительность труда и фондоотдача. В рыночной экономике, где целевой функцией хозяйствующего субъекта является максимизация прибыли, на первое место выходит финансовый блок показателей эффективности, в основе которых лежит прибыль.
       Получение прибыли является результатом вложения капитала в активы, использование которых принесло экономическую выгоду. Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта. Для собственников, менеджмента предприятия, его персонала, государства, инвесторов, кредиторов, иначе говоря, для всех возможных участников распределения и использования полученной прибыли важна не только ее величина, но и уровень доходности деятельности предприятия. При прочих равных условиях вложение средств или работа на более доходном предприятии даст, в конечном итоге, возможность получить более высокие дивиденды, премии, снизить риск невозврата кредитных ресурсов, а фискальная система страны получит больше налогов.
       Отсюда, изучая конечные финансовые результаты деятельности предприятия, важно анализировать не только динамику, структуру, факторы и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта (прибыли) с имеющимися или использованными ресурсами, а также с доходами предприятия от его обычной и прочей хозяйственной деятельности. Необходимость данного сравнения можно также объяснить тем, что многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объёмы товарооборота, разные издержки ресурсы.
       Любая целесообразная деятельность человека связана с проблемой эффективности. В любом случае эффективность определяется рачительностью, экономичностью хозяйствования и измеряется результатами, полученными от каждой единицы использованного ресурса (фактора) производства.
       Эффективность производства характеризует его результативность, которая находит свое выражение в росте благосостояния населения страны. Следовательно, эффективность производства можно определить как оптимальное использование ресурсов в сопоставлении с общественными потребностями [15, c. 4].
       Для выяснения сущности экономической эффективности производства, определения ее критерия и показателей необходимо различать содержание понятий «эффективность» и «эффект».
       Эффект - абсолютная величина, обозначающая достигаемый результат какого-либо процесса. Экономический эффект - это результат человеческого труда, создающего материальные блага. Безусловно, результат сам по себе очень важен, но не менее важно знать, какими затратами он достигнут. Поэтому соизмеримость эффекта и затрат на его достижение является основой экономической эффективности. Помимо абсолютной величины эффекта необходимо знать и его относительную величину, исчисляемую посредством деления общего результата (эффекта) на затраты ресурсов, обусловивши получение [39, c. 152].
       Следовательно, эффективность выражает степень эффекта и в самом общем виде выражается формулой: 

,                                                           (1.1)  

где  Р - результаты производства;
     З - затраты на получение данного результата. 

       Для оценки уровня эффективности функционирования предприятия чаще всего используют относительные показатели -- показатели рентабельности (доходности, прибыльности).
       Рентабельность -- это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки эффективности деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
       Соотношение прибыли с авансированной стоимостью или текущими издержками выражает рентабельность. В наиболее широком понятии рентабельность означает прибыльность или доходность:
       * производства и реализации отдельных видов и всей совокупности продукции (работ, услуг);
       * предприятий, организаций как субъектов хозяйственной деятельности;
       * отраслей экономики.
       Рентабельность непосредственно связана с величиной прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность - это степень доходности, выгодности, прибыльности. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), выгодность производства отдельных видов продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Многообразность вариантов решений, принимаемых при определении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества ее показателей.
       Резюмируя всё вышесказанное, рентабельность можно определить как показатель эффективности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.
       Роль и значение показателя рентабельности заключатся в следующем:
    этот показатель является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия;
    повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике;
    рентабельность - результативный, качественный показатель деятельности предприятия;
    рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия;
    увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике;
    рентабельность имеет важное значение для собственников (акционеров и учредителей), так как при её увеличении возрастает интерес к данному предприятию, растёт цена акции;
    кредиторов и заёмщиков денежных средств уровень рентабельности интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заёмных средств, платёжеспособности предприятия;
    динамика рентабельности предприятия изучается налоговыми службами, фондовыми биржами, министерствами;
    для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере.

1.2. Показатели рентабельности

 
       В экономической литературе приводится большое количество показателей рентабельности. Каждый их них играет определённую роль в оценке эффективности деятельности предприятия. На практике следует использовать систему показателей рентабельности.
       Для расчета уровня доходности предприятия все показатели рентабельности могут быть объединены в следующие группы:
       1. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности деятельности предприятия в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли предприятия или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, себестоимости, величины акционерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).
       2. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т.д.
       Наиболее распространенными показателями в практике отечественных предприятий являются:
       * рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);
       * рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия [46, c. 347].
       Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции [50, c. 361-362].
       Рентабельность производства (Рпр) определяется по формуле
                                                       (1.1) 

где Пп - прибыль предприятия, руб.; ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.; НОС - нормируемые оборотные средства, руб.
       Рентабельность реализованной продукции (Рп) определяется по формуле:
                                                                  (1.3)  

где Пк.в - годовой прирост прибыли в результате реализации капитальных вложений; KB - капитальные вложения, руб.
     Рентабельность оборота (Р0) определяется по формуле 

                                                              (1.4) 

где В - выручка от реализации продукции, руб.
       Рентабельность текущих активов (Рт.а) определяется по формуле: 

                                                          (1.5) 

где Пч - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.; ТА - средняя величина текущих активов, руб.
       Рентабельность, собственного капитала (Рс.к) определяется по формуле 

                                                            (1.6)  

где СК - величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), руб.
       Рентабельность изделия (Ри) определяется по формуле 

                                                             (1.7)
                                                            

где Пед - прибыль на единицу изделия, руб.; С - себестоимость изделия, руб.
       Рентабельность инвестированного капитала (Ри.к) определяется по формуле
                                                             (1.8) 

где ИК - средний инвестированный капитал, руб.
       Рентабельность основных фондов (Ро.ф) определяется по формуле 

                                                                   (1.9) 

       Рентабельность заемных средств (Рз.с) определяется по формуле:
                                                            (1.10) 

где Пз.с - плата за пользование заемными средствами, руб.; ЗС - средства, привлеченные на заемной основе (долгосрочные и краткосрочные) на
определенную дату (средняя величина), руб.
       Рентабельность активов (Ра) определяется по формуле: 

                                                                 (1.11)
                                        
где СА - средняя величина активов, руб.
       Рентабельность совокупных вложений капитала (Рс.в.к) определяется по формуле:
                                                           (1.12) 

где Рз.с - расходы, связанные с привлечением средств на заемной основе, руб,;
ИК - величина совокупного используемого капитала на определенную дату (средняя величина), руб.
       Рентабельность инвестиций (Ри) определяется по формуле 

                                                             (1.13)
                                     
где В - величина валюты баланса на определенную дату (средняя за период), руб.; КО - величина краткосрочных обязательств на определенную дату (средняя за период), руб.
       Рентабельность товарной продукции (Рт.п) определяется по формуле 

                                                              (1.14) 

где Ст.п - себестоимость товарной продукции, руб.
       Для расчета рентабельности отраслей экономики в расчет принимается общая сумма прибыли, полученная предприятиями, объединениями, другими хозрасчетными формированиями, входящими в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отрасли будут оказывать влияние наличие в ней низкорентабельных и убыточных предприятий.
 

2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

  ЧИШМИНСКОГО ЛЕСХОЗА

 
       Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий, выступают валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой.
       Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки. Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии.
       Анализ прибыли исследуемого предприятия представлен в табл. 12. 

Таблица 1. Показатели прибыли Чишминского лесхоза, млн. руб.
Показатель 2004 г. 2005 г. Изменение Темп роста
Выручка от реализации продукции 2635,1 3495,0 859,9 132,6
Себестоимость реализованной продукции 1996,9 2774,0 777,1 138,9
Коммерческие расходы 333,6 456,5 122,9 136,8
Прибыль от реализации 304,6 264,5 -40,1 86,8
Сальдо от операционных доходов (расходов) 8,9 0,5 -8,4 5,6
Сальдо по внереализационным операциям -225,6 -153,2 72,4 67,9
Прибыль за отчётный период 87,9 111,8 23,9 127,1
Налоги, производимые из прибыли 86,5 111,8 25,3 129,2
Чистая прибыль 1,4 0 -1,4 0
Примечание. Источник: Приложение 1 

       Анализ источников формирования финансового результата показывает, что прибыль от реализации продукции снизилась на 40,1 млн. руб., снижение составило 13,2%, и составила в 2005 году 3495,0 млн. руб. На данный показатель повлиял рост выручки от реализации продукции на 859,9  млн. руб. или на 32,6%, а также рост себестоимости реализованной продукции на 777,1 млн. руб. или на 38,9% и рост расходов на реализацию на 122,9 млн. руб. или на 36,8%. 
       В 2005 г. положительное сальдо от операционных доходов и расходов составило 0,5 млн. руб., снизившись на 8,4 млн. руб., сальдо по внереализационным операциям увеличилась с -225,6 млн. руб. до 153,2 млн. руб.
       Прибыль за отчётный период увеличилась с 87,9 млн. руб. до 111,8 млн. руб., рост составил 23,9 млн. руб. или 27,1%.
       Сумма налогов из прибыли за исследуемый период увеличилась на 25,3 млн. руб. или 29,2%, и составила 111,8 млн. руб.
       Чистая прибыль предприятия снизилась на 1,4 млн. руб. до нулевого уровня.
       Графически влияние факторов на изменение чистой прибыли предприятия, рассчитанное прямым счётом представлено на рис. 2.1.
         
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.1. Влияние факторов на изменение чистой прибыли предприятия в 2005 году, млн. руб.
       Рентабельность непосредственно связана с величиной прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность - это относительный показатель, отражающий уровень доходности и измеряемый как коэффициент или в процентах.
       Многообразность вариантов решений, принимаемых при определении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества ее показателей. В данном отчёте рассчитаны показатели, рассчитываемые для оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т.д.
       Анализ рентабельности продаж предполагает, прежде всего, определение величины этого показателя, уточнение его слагаемых. В учетно-аналитической практике рентабельность реализованной продукции представляет собой отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к себестоимости реализованной продукции.
Таблица 2. Показатели рентабельности предприятия в 2004-05 гг.
 
Показатель 2003 г. 2004 г. Изменение
1. Выручка от реализации продукции 2635,1 3495 859,9
2. Себестоимость реализованной продукции 1996,9 2774 777,1
3. Прибыль от реализации 304,6 264,5 -40,1
4. Чистая прибыль 1,4 0 -1,4
5. Средняя стоимость основных фондов 1042 1230,5 188,5
6. Средняя стоимость оборотных фондов
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.