На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Центральный банк РФ как орган государственного управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
 
   Введение…………………………………………………..…………………...3
    Глава 1. Государственное управление, его основные функции………….5
      1.1 Определение понятия государственного  управления………….…...5
         1.2. Функции государственного управления…..……………….………..9
    Глава 2. Центральный банк Российской Федерации как орган государственного управления………………………………………………….14
      2.1 Определение понятия орган государственного  управления………14
      2.2 Банковская система, Центральный банк Российской Федерации как орган государственного управления…………………………………………...17
   Заключение………………………………………………………………..27
   Список литературы……………………………………………………….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    На современном этапе общественного развития России с позиций теории государственного управления институт Центрального банка является органом государственной власти специальной компетенции по управлению банковской системой и неотъемлемым элементом банковской системы России.
    Банк - кредитная организация, которая осуществляет такие важные операции как: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
    Основной  целью данной работы является рассмотрение основных характеристик Центрального банка Российской Федерации как органа государственного управления.
    Основные  задачи:
    Рассмотрение понятия государственное управление;
    Описание основных функций государственного управления;
    Описание понятия орган государственного управления;
    Рассмотрение Центрального банка Российской Федерации как органа государственного управления.
    Соответственно в рамках первой главы будут рассмотрены понятия: государственное управление, его основные функции.
      Во второй главе будет дано определение понятия органа государственного управления, а также рассмотрение Центрального банка Российской Федерации как органа государственного управления.
    В качестве основополагающих источников в курсовой работе будут использованы: Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ 
(ред. от 25.11.2009) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 
(ред. от 27.12.2009) «О банках и банковской деятельности»;  
учебник Лаврушина О. И. «Банковское дело»; учебник Попова Л.Л. «Административное право России», а также другие источники.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Государственное управление, его основные функции. 

    1.1 Определение понятия государственного управления 
 
 

    К определению понятия государственное управление можно подходить с разных точек зрения. Иногда управление определяется как такая государственная деятельность, которая не является ни правосудием, ни законотворчеством. С точки зрения Атаманчук Г.В., государственное управление представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, каждый элемент которой продуцирует, передает, воспринимает, преобразует регулирующие воздействия таким образом, что они упорядочивают общественную жизнь1.
    Все определения государственного управления содержат указание на его главное содержание - целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения, цель которого — упорядочение, организация соответствующей системы и оказание на нее регулирующего влияния, т. е. обеспечение ее должного функционирования и возможного изменения. Необходимо отметить, что такое воздействие обеспечивается именно силой государства, т. е. властным характером используемых в процессе управления методов и средств. Г. В. Атаманчук указывает на три обязательных свойства государственного управления: 1) управленческое воздействие опирается на силу государственной власти; 2) распространенность государственного управления на все общество (его всеобщность); 3) системность.
    С точки зрения своего назначения, государственное управление представляет собой явление, призванное осуществлять исполнительную власть. Исходя из этого основополагающего признака К. С. Вельский определяет государственное управление как основанную на законе, организующую, юридически-властную деятельность органов исполнительной власти (аппарата государственного управления), состоящую в непосредственном руководстве социально-политическим, социально-культурным и хозяйственным строительством2. Автор справедливо подчеркивает, что государственное управление включает в себя планирование, издание правовых актов, подбор кадров, координирование и контроль. В литературе можно встретить еще одно негативное определение государственного управления: «Бюрократическое управление — это управление такими делами, которые невозможно контролировать при помощи экономических расчетов».
    Однако, это не значит, что «успешное управление государственными делами не имеет никакой  ценности... что оно не имеет цены на рынке, что его ценность не может  быть выявлена путем операций на рынке и, соответственно, не может быть выражена в деньгах».
    Государственное управление является одной из форм государственной деятельности, сущность которой состоит в осуществлении  его субъектами (прежде всего, органами исполнительной власти) нормативно определенных функций путем использования принадлежащих им государственно-властных полномочий3.
    Теория  административного права выработала два подхода к определению  государственного управления, учитывающие  вышеизложенные положения.
    1. Государственное управление в широком понимании — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, прокуратуры, судов, и т. д.). Статья 10 Конституции Российской Федерации4 устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Статья 11 Конституции Российской Федерации гласит, что: 1) государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации; 2) государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Следовательно, деятельность как представительных (законодательных), так и исполнительных, а также судебных органов государственной власти подпадает под одно понятие «государственная власть», т. е. «управление государством». Иначе говоря, государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения.
    2. Государственное управление в  узком понимании — это административная деятельность, т. е. деятельность органов исполнительной власти, исполнительно-распорядительных органов государства по осуществлению исполнительной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов. Такая трактовка поддерживается рядом научных разработок, а также ст. 10, 77, 78, ПО—117 Конституции Российской Федерации и другими законодательными актами. Административное право рассматривает государственное управление лишь в узком понимании.
    К государственному управлению в узком  смысле относится практическая деятельность Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов, российских агентств, федеральных служб, федеральных комиссий, федеральных надзоров), органов исполнительной власти субъектов РФ. К органам исполнительной власти, реализующим функции управления, относятся и органы местного самоуправления, местная администрация, ее органы и структурные подразделения. Все эти органы специально созданы для осуществления управленческой деятельности и являются основными субъектами государственного управления; они также осуществляют функции административного принуждения, привлечения к административной ответственности виновных в совершении административных правонарушений. В деятельности именно этих органов с наибольшей полнотой проявляются черты, присущие государственному управлению как особому виду государственной деятельности5.
    Таким образом, анализируя все вышеперечисленное, понятие государственное управление имеет многоаспекторный характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Функции государственного управления 
 

    Система государственного управления состоит  из повседневного осуществления  определенных функций. Термин «функция» применяют для обозначения деятельности любых государственных органов независимо от их цели. Функционировать — значит действовать, быть в действии, исполнять обязанности. Функция есть и обязанность, и круг деятельности, и назначение. Функция управления как понятие — это определенное направление специализированной деятельности исполнительной власти, содержание которой характеризуется однородностью и целевой направленностью.
    Функции управления — это относительно самостоятельные  и однородные части содержания управленческой деятельности, в которых выражается властно организующее влияние субъекта управления на объект.
    Исходя  из функций органов исполнительной власти, государственное управление подразделяется на:
    1) управление в экономической сфере,  охватывающее деятельность экономического профиля (промышленность, энергетику, сельское хозяйство, архитектуру, коммуникации, охрану и использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, торговлю, финансы и кредит, внешнеэкономическую деятельность, таможенное дело);
    2) управление в социально-культурной  сфере, охватывающее отрасли социального  развития, социальной политики, образования,  науки, здравоохранения, культуры, социальной защиты;
    3) управление в административно-политической  сфере, охватывающее оборону,  безопасность, область внутренних дел, иностранных дел, юстиции6.
    Наиболее  распространенной в отечественной  литературе является классификация  функций государственного управления на общие, специальные и вспомогательные.
    Общие функции оказывают объективно необходимое влияние на определенные процессы, которые происходят в хозяйственной, политической, социально-культурной и иных сферах. Эти функции являются основными, присущими любому управлению, независимо от того, на каком уровне и в каких отраслях они осуществляются. Общие функции государственного управления — прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, учет, контроль. Эта классификация построена на основании внутренней технологии управленческой деятельности.
    Функция прогнозирования. Необходимость в прогнозировании вытекает из самой природы государственного управления, ибо оно должно решать как повседневные задачи, так и перспективные проблемы. Прогнозирование — это научное предвидение, систематичское исследование состояния, структуры, динамики и перспектив управленческих явлений и процессов, присущих субъекту и объекту управления. Прогнозирование обусловлено также характером объекта управления, который отличается значительной динамичностью. Нельзя осуществлять управленческие действия без знания их последствий. Поэтому управленческая система должна быть прогнозируемой. Государственное управление призвано решать долгосрочные, перспективные задачи. Если органы исполнительной власти не будут иметь прогнозов, решение этих задач будет осуществляться в условиях соответствующей неопределенности. В управленческом процессе прогнозирование используется и как функция, и как принцип, и как метод управления. Поэтому органы исполнительной власти должны разрабатывать прогнозы, управлять ими, решать на их основании свои задачи.
    Функция планирования присутствует на всех уровнях  иерархии управления. Она состоит  в определении цели, направлений, задач, способов реализации тех или  иных процессов (социальных, экономических, политических, культурных и др.), разработке программ, с помощью которых должна быть достигнута цель. Путь реализации функции планирования имеет такой схематический вид: необходимость — задачи — функция — решение (цель). Методика планирования основывается на принципах научности, комплексности, многовариантности решений, выборе оптимального варианта, нормативности и др.
    Функция организации связана с созданием  организационного механизма. Цель этой функции — сформировать управляющие  и управляемые системы, а также  связи и отношения между ними. Особенность функции организации относительно иных самостоятельных функций состоит в том, что это единая функция, которая обеспечивает взаимосвязь и эффективность всех иных функций управления. Содержание функции организации включает создание органов управления, построение структуры аппарата управления, формирование управленческих подразделений, звеньев, разработку положений об органах управления, установление взаимосвязей между управленческими структурами, подбор и расстановку кадров и др. Организация означает также реорганизацию и ликвидацию органов управления, предприятий, учреждений.
    Благодаря функции регулирования достигается  необходимое состояние упорядочения и устойчивости системы управления. Регулирование охватывает главным  образом текущие мероприятия  по любым отклонениям от задач и заданных программ. С помощью регулирования осуществляются непосредственное руководство, поведение управляемых объектов. Под влиянием регулирования управленческие процессы происходят в заданном направлении и в соответствии с установленной программой. Необходимость оперативного регулирования обусловлена исключительно мобильностью самого управления. Способность управленческой системы самостоятельно сохранять равновесие относительно возбуждающих влияний (отклонений) является результатом осуществления функции регулирования.
    Координация как функция обеспечивает согласование деятельности систем управления. Благодаря  координированию согласовываются  действия не только руководителей внутри управленческого звена, но и действия руководителей иных управленческих структур.
    Функция учета связана со сбором, передачей, хранением и обработкой данных, регистрацией и группированием сведений о деятельности системы управления, наличии и  затратах ресурсов и т. п. Учет является предпосылкой контроля.
    Функция контроля имеет свои особенности относительно всех иных функций. Так, если планирование ставит задачу, организация приводит систему управления в состояние возможности выполнения этой задачи, то контроль характеризуется универсальностью относительно управленческой системы. Контроль призван постоянно представлять информацию о действительном состояния дела относительно выполнения задач.
    Контроль  начинается с получения информации о действительном состояния управляемого объекта и заканчивается принятием  решений, которые предусматривают соответствующую коррекцию в системе управления для достижения запланированной цели. Контроль основывается на принципе обратных связей, которые существуют при любом взаимодействии субъекта и объекта в системе управления. Каждая общая функция управления взаимосвязана с другими.
    Рассмотренные общие функции управления необходимы для осуществления государственного управления как на общегосударственном, так и на региональных, местных, отраслевых уровнях.
    Специальные функции характеризуют особенности конкретного субъекта или объекта управления.
    Вспомогательные функции подразделяются. По критерию обеспечения потребностей на следующие группы: а) в целевозлагающей организации — прогнозирование, стратегическое и текущее планирование; б) в необходимых ресурсах — финансирование, материально-техническое снабжение, транспортное обслуживание, стимулирование, трудовые ресурсы, кадровое обеспечение; в) в упорядоченности, согласованности в действиях — управление, координация, организация, контроль и др.; г) в постоянном совершенствовании самой системы управления — организация, диагностирование, проектирование, организационное развитие и т. п7. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Центральный банк Российской Федерации как орган государственного управления 
 

    2.1 Определение понятия орган государственного управления 
 
 

    Органы  государственного управления, к сожалению, не получили своего должного по статусу  закрепления в Конституции РФ, что сказалось отрицательно на качестве реализации функций государственного управления, так как вместо государственного управления, имеющего приоритетное значение за рубежом, используется в законодательстве и в деятельности государственных органов власти термин правового регулирования. К этому же выводу приходят многие ученые, специализирующиеся в науке административного права. Термин государственного управления косвенно отражен в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ст.1 «право граждан участвовать в управлении делами государства»8. В Конституции РФ пункт д), ст. 71 «федеральная государственная собственность и управление ею»9.
    Органы  государственного управления по предметам  ведения и в объеме своей компетенции самостоятельно осуществляют исполнительно-распорядительные функции. Правовые основы образования и организации деятельности органов государственного управления регламентированы только в подзаконных актах.
    К органам государственного управления относятся практически все линейные и функциональные подразделения органов исполнительной власти, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции. Органы государственного управления — это наиболее разветвленная часть государственных органов, осуществляющая исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции, но не обладающая функциями исполнительной власти. Исключение (частичное), составляют случаи, когда территориальным органам государственного управления может быть передана часть полномочий федеральных органов исполнительной власти с правом назначения должностного лица (п. 1, ст. 78 Конституции РФ10). Однако это наделение органа государственного управления отдельными полномочиями исполнительной власти является исключением, а не правилом. Эта передача части функций по существу направлено на повышение эффективности реализации властных полномочий федеральными органами исполнительной власти на основании и в порядке, определенном нормативно-правовым актом.
    К органам государственного управления также относятся многочисленные предприятия, учреждения и организации  государственной собственности (или  когда государственная собственность  составляет 51 процент) в сфере экономики, в административно-политической сфере, социально-культурной и отраслевого и межотраслевого управления, а также администрации аппаратов, обслуживающих законодательные, судебные органы власти, ЦИК РФ, Счетную палату, а также учреждения, организации и предприятия системы органов прокуратуры, органы государственного контроля, органы, осуществляющие административный надзор, органы военного управления и другие, которые принимают решения исполнительно-распорядительного характера по отношению к своим служащим, работникам, а иногда и к неподчиненным юридическим и физическим лицам (при рассмотрении дел об административных правонарушениях, осуществлении административного надзора за соблюдением правил и норм безопасности и др.).
    Как правило, эти органы государственного управления осуществляют организацию исполнительно-распорядительной деятельности в конкретной области или сфере по предметам ведения и в объеме компетенции по решению задач народнохозяйственного назначения 11.
    Таким образом, наиболее подходящим определением понятия «орган государственного управления» является: орган государственного управления – это организационно и структурно обособленная часть государственного аппарата, созданная в порядке, предусмотренном конкретным нормативно-правовым актом, с целью осуществления управленческих функций государства в отдельных сферах общественной жизни, и наделенная для этого в соответствии с законом государственно-властными полномочиями, которые она реализует строго в рамках своей компетенции в установленной форме, и состоящая из государственных служащих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Банковская система, Центральный банк Российской Федерации как орган государственного управления 
 

    Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
    Кредитная организация - юридическое лицо, которое  для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании  специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
    Банковская  система Российской Федерации и правовое регулирование банковской деятельности (статья 2).
    Банковская  система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства  иностранных банков.
    Правовое  регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"12, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
    Банковская группа и банковский холдинг (статья 4). (в ред. Федерального закона от 19.06.2001 N 82-ФЗ)
    Банковской  группой признается не являющееся юридическим  лицом объединение кредитных  организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает  прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).
    Банковским  холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение  юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).
    Под существенным влиянием в целях настоящего Федерального закона понимаются возможность  определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.
    Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга обязаны уведомить Банк России в порядке, им установленном, об образовании банковской группы, банковского холдинга13.
    Коммерческая  организация, которая в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть признана головной организацией банковского холдинга, в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга. В этом случае управляющая компания банковского холдинга исполняет обязанности, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагаются на головную организацию банковского холдинга.
    Управляющей компанией банковского холдинга в целях настоящего Федерального закона признается хозяйственное общество, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью. Коммерческая организация, которая в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть признана головной организацией банковского холдинга, обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и ликвидации.
    К банковским операциям относятся (статья 5.банковские операции и другие сделки кредитной организации)14:
    1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
    2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи  привлеченных средств от своего  имени и за свой счет;
    3) открытие и ведение банковских  счетов физических и юридических лиц;
    4) осуществление расчетов по поручению  физических и юридических лиц,  в том числе банков-корреспондентов,  по их банковским счетам;
    5) инкассация денежных средств,  векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание  физических и юридических лиц;
    6) купля-продажа иностранной валюты  в наличной и безналичной формах;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.