На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль бюджета в распределении ВВП

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Введение.
   Сейчас  Российская Федерация находится  в процессе экономического 
становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет. Бюджет государства можно рассматривать с трёх точек зрения: как экономическую категорию, с правовой точки зрения и в материальном смысле. Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то это экономические отношения связанные с денежными фондами. Для нормального существования и развития нашего государства необходимо продумано и грамотно регулировать эти экономические отношения, а вместе с ними и движение денежных средств. Это связано с тем, что бюджет является источником финансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука, культура и т.д. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отрасли экономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять свои функции. В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закреплённая в Конституции РФ и другими актами, с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней. В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной систем государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства, так и его граждан.

   Необходимо  отметить, что конечным результатом существования любого
   государства, является экономическое благополучие и процветание его граждан. Надёжная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.
   Глава I Экономическая сущность и роль государственного бюджета.
   1.Государственный  бюджет как экономическая категория.
   Прежде  чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что собственно представляет собой бюджет государства.
   В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года №145-ФЗ принятым ГД  ФС РФ 17.07. 1998г. (ред. 30.09.2010г.):
   Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств,
   предназначенных для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.1
   В любой стране бюджет - ведущее звено  финансовой системы. Он объединяет главные  доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет осуществляется мобилизация ресурсов и их расходование.
   Для бюджета как основного финансового  плана характерны следующие признаки:
   во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле, что его  показатели охватывают фактически все  области и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальностью не обладает никакой  другой финансовый план, поскольку все другие финансовые 1Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года №145-ФЗ принятым ГД  ФС РФ 17.07. 1998г. (ред. 30.09.2010г. 

   планы имеют более узкую сферу действия; во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим.
     Координация осуществляется через  взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и возможные ассигнования из бюджета. Что же касается бюджетных организаций, то все средства, необходимые им для осуществления своей деятельности и выделяемые по смете, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета (в зависимости от подчиненности).
   Бюджет - сложная экономическая категория.
   Бюджет  как экономическая категория  выражает систему императивных денежных отношений между государством и  другими субъектами воспроизводства  по поводу перераспределения части  стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства1
   Иными словами -государственный бюджет- это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.
  Финансовые  отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений, как составной части 1Финансы: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врублевской- М.: Юрайт, 2002 стр.152
  финансовых  отношений, выражается в том, что  они, во-первых, возникают в фазе распределения 
   общественного производства, и, во вторых, направлены на формирование, распределение и использование централизованных финансовых ресурсов.
   Взгляд  на бюджет как экономическую категорию  получил свое признание не сразу. Только в последние годы преобладающей  стала точка зрения, согласно которой  с позиций экономической сущности государственный бюджет может рассматриваться как самостоятельная экономическая категория, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства ? как его финансовый план.
   Основными задачами бюджета являются:
   1) перераспределение национального  дохода и ВВП ;
   2) государственное регулирование  и стимулирование экономики;
   3)финансовое  обеспечение бюджетной сферы  и осуществление социальной
   политики;
   4) контроль за образованием и  использованием централизованного  фонда
   денежных  средств.
   Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. 1Финансы: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врублевской- М.: Юрайт, 2002 стр.152
   Регулируя, таким образом экономические  отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
   Перераспределение национального дохода через бюджет происходит через две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: (1) образование доходов бюджета; (2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).
   В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.
   Государственное регулирование и стимулирование экономики. В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части НД, на этой основе возникают финансовые взаимоотношения предприятия и государства. Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятия.
   Финансовое  обеспечение социальной сферы и  осуществление социальной политики государства. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется в непроизводственную сферу, для этого создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования и т.д.1
   Контроль  за образованием и расходованием денежных средств государства, предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
   Роль  государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственною
   1Курс экономики Б.А. Райзберг, 2000
   бюджета (расходной части) распределяется и  перераспределяется около 30% национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами
   производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.
   Сущность  бюджета как экономической категории  реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Содержание этих функций, сфера и объект их действия характеризуют специфику бюджета как экономической категории. Благодаря распределительной функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения всеобщих нужд.
   Содержание  распределительной функции бюджета  определяется процессами перераспределения  финансовых ресурсов между разными  подразделами общественного производства. Бюджет в основном отображает вторичное перераспределение, то есть после первичного распределения валового внутреннего продукта на основные его составные осуществляется вторичное перераспределение с помощью налогов и предоставление за счет бюджета гражданам общественных благ и услуг. К таким благам принадлежат оборона страны, национальная безопасность и правопорядок, благоустройство, защита окружающей среды, образование, здравоохранение, наука, культура и т.п.1 Никакое другое звено финансовой системы не осуществляет такое разного и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Сфера действия распределительной функции бюджета определяется тем, что в отношения
   1Финансы: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врублевской- М.: Юрайт, 2002 стр.162
   с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.
   Контрольная функция дает возможность узнать, насколько своевременно и полно  финансовые ресурсы поступают в  распоряжение государства, как фактически составляются пропорции в распределении  бюджетных средств,эффективно ли они используются. Основу контрольной функции представляет движение бюджетных ресурсов, которые отображаются в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходов.
   Специфика контрольной функции бюджета  заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, которые происходят в структурных звеньях экономики.
   Правовая  характеристика бюджета связана  с его законодательным регулированием. Бюджет выступает документом (финансовым планом), в котором подается роспись доходов и расходов государства и органов местного самоуправления на бюджетный период.
   Таким образом, многообразие понятия «государственный бюджет» сводится к его трактованию  в следующих составляющих:
   -как  относительно самостоятельная экономическая  категория;
   -как  централизованный фонд денежных  средств государства;
   -как  инструмент воздействия на экономику  (через бюджетный механизм);
   -как  основной финансовый план государства;
   -как  юридический закон, положения которого обязательны для выполнения всеми участниками отношений и членами общества.
   2.Бюджетная система Российской Федерации
   Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней (в России - федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, т.е. бюджетов органов местного самоуправления) и государственных внебюджетных фондов.1
   Бюджетная система включает:
    федеральный бюджет;
    региональные бюджеты субъектов РФ, включающие до последнего
       времени бюджеты 21 республики, 9 краев, 46 областей, 2 городов федерального значения— Москвы и Санкт-Петербурга, одной автономной области, 4 автономных округа . Каждый из этих 83 субъектов РФ имеет на своей территории муниципальные образования, представленные муниципальными районами, городскими округами (к числу которых отнесены наукограды и закрытые административно-территориальные образования), городскими и сельскими поселениями, внутригородскими муниципальными образованиями в двух субъектах РФ городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
   Бюджетная система РФ строится на определенных принципах (ст.28 БК РФ), из всей совокупности которых выделяют следующие три группы.
    Принципы построения бюджетной системы:
   единства;
   1А .С. Булатов Экономика. Учебник. 2002г..
      разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
      самостоятельности бюджетов;
      равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований.
    Принципы организации бюджетов:
      полнота отражения в бюджете доходов, расходов и источников финансирования дефицита;
      сбалансированность бюджета;
      общего (совокупного покрытия расходов);
      прозрачности (открытости).
    Принципы планирования и исполнения бюджета:
      результативности и эффективности использования бюджетных средств;
      достоверности бюджета;
      адресности и целевого характера бюджетных средств;
      подведомственности расходов;
      единства кассы.1
   Значение  этих единых для бюджетной системы  РФ принципов возрастает в условиях расширения самостоятельности и ответственности органов власти и местного самоуправления на всех этапах бюджетного процесса.
   3. Бюджетный федерализм (межбюджетные отношения).
   Понятие бюджетного федерализма (межбюджетных отношений) употребляется для обозначения тех отношений, которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральным, региональными, местными.
   Основа  бюджетного федерализма — автономность всех трех уровней бюджета, например, через закрепление за ними собственных налогов. Однако она редко достигается полностью из-за того, что налоговые поступления обычно не могут обеспечить все расходы региональных и местных бюджетов. В результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от таких субсидий, тем больше проблем возникаетв межбюджетных отношениях Что касается России, то в консолидированном бюджете на долю территориальных бюджетов приходится более 1/2 доходов (схожая ситуация и в США). Одна часть налогов (региональные и местные) целиком поступает в территориальные бюджеты, другая — целиком в федеральный бюджет, а налоги на добавленную стоимость, на прибыль предприятий и акцизы распределяются между федеральным бюджетом и территориальными бюджетами. Одновременно в доходах территориальных бюджетов заметную долю составляют неналоговые доходы (от использования или продажи собственного имущества), а также бюджетные ссуды, субсидии и дотации от бюджетов более высокого уровня.
   Хотя  у территориальных бюджетов возникают дефициты, обычно они покрываются из бюджетов более высокого уровня или за  счет выпуска собственных ценных бумаг.
   4. Понятие бюджетных целевых фондов.
   Целевые бюджетные фонды - это промежуточная  ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие «целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 году, когда подобный статус был закреплён за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств.
   Состав  целевых бюджетных фондов в федеральном  бюджете не постоянен. Так, в бюджет на 2009 г. включены следующие целевые  фонды: развитие инфраструктуры, культура России, программа «Жилище», программа «Мировой океан», Социальная поддержка инвалидов, Программа «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы», Программа «Государственная граница Российской Федерации», Социальное развитие села, Повышение безопасности дорожного движения, Развитие государственной статистики России, программа «Новое поколение», Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды, Наука, инновации и передовые технологии, Региональный паритет. Прослеживая динамику образования и упразднения целевых бюджетных фондов, можно заметить, что их создание связано с появлением целевых источников. Чаще всего это платежи за использование какого-либо ресурса, облачённые в налоговую форму.
   5. Государственные внебюджетные фонды - это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Эти средства находятся в распоряжении центральных и территориальных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примерами могут быть российские Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд социальной поддержки населения. Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и финансируются за счет социальных налогов и субсидий из бюджета. Подобные фонды расширяют возможности вмешательства государства в экономику минуя бюджет и, следовательно, парламентский контроль. Кроме того, за счет государственных внебюджетных фондов можно создать видимость уменьшения дефицита бюджета1.
   Существуют  также целевые бюджетные фонды, являющиеся, в отличие от государственных  внебюджетных фондов, составной частью госбюджета. Например, в России - это  Федеральный дорожный фонд.
   Фонд  воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.
   Как и государственные внебюджетные фонды, они нацелены на то, чтобы  целевые налоги шли не в "общий  котел" госбюджета, а расходовались  строго по назначению - на строительство  и содержание дорог, геологоразведку  и.т.д.
   В бюджетной системе стран с федеративным устройством можно выделить три уровня: бюджет центрального (федерального) правительства, бюджеты субъектов федерации (региональные бюджеты) и бюджеты органов местного самоуправления (местные бюджеты). В остальных странах бюджетная система имеет два уровня: бюджет центрального правительства и местные бюджеты.
       Если  сложить вместе бюджет центрального (федерального) правительства и бюджеты  территорий, т.е. бюджеты субъектов  федерации и местных органов  самоуправления, то этот свод бюджетов называется консолидированным бюджетом. В России во второй половине 90-х гг. его доходы составляли 24-25% по отношению к ВВП, а расходы -28-34%. В 2009г расходы расширенного бюджета составили 2807,1 млрд. рублей или 34,2% ВВП, на 7,8 п.п. ВВП выше расходов в 2008 году (2335,9 млрд. рублей). Доходы консолидированного бюджета составили 2667,5 млрд. рублей или 32,5% ВВП по сравнению с 2977,0 млрд. рублей (33,7% ВВП) в предыдущем год.        1А..СБулатов Экономика. Учебник. 2002г.. 

   Наконец, если к консолидированному бюджету добавить государственные внебюджетные фонды, то получим так называемый бюджет расширенного правительства. В России во второй половине 90-х гг. его доходы составляли 33-34% по отношению к ВВП, а расходы - 37-43%. Для сравнения укажем, что в середине 90-х гг. в странах Центральной Европы (Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Словения) доходы бюджета расширенного правительства находились на уровне 45-48% по отношению к ВВП; в Юго-Восточной Европе (Албания, Болгария, Хорватия, Македония, Румыния) - 31-38%; в странах Балтии - 33%; в Белоруссии - 41- 43%; в Средний Азии - 20-22%; в Закавказье - 11-13%. Добавим, что иногда бюджет расширенного правительства также называют консолидированным бюджетом.
   Хотя  у территориальных бюджетов возникают дефициты, обычно они покрываются из бюджетов более высокого уровня или за счет выпуска собственных ценных бумаг
   Глава II Роль бюджета в распределении валового внутреннего продукта
   1. Доходы бюджетов
   Общие положения Бюджетного кодекса РФ о доходах бюджетов предусматривают, что доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
   В Российской Федерации консолидированный государственный бюджет и баланс доходов и расходов внебюджетных государственных фондов показывают источники и объемы централизуемых государством финансовых ресурсов и определяют направления их использования. Всего через консолидированный государственный бюджет и внебюджетные государственные фонды централизуется около 39% годового ВВП России. Такой уровень централизации финансовых ресурсов для решения общегосударственных и социальных задач в целом соответствует мировой практике. Так, в среднем по группе развитых стран уровень налоговых изъятий к ВВП составляет 36,0%, в странах Восточной Европы — 37,5%, в России — 39,5%.
   Как показывает опыт экономического развития и международные сопоставления, объем централизации финансовых ресурсов в России достиг своего оптимума1. Анализ консолидированного государственного бюджета и внебюджетных фондов показывает значительное влияние государственного спроса на развитие экономики. Несмотря на то, что доля государства в структуре конечного использования ВВП в последние годы составляет 15—16%, влияние бюджетной политики государства на развитие экономики значительно выше. Достаточно сказать, что доля денежных средств, получаемых населением из бюджетов различных уровней, составляет в настоящее время порядка 34% всех доходов населения. Развитие страны и бюджет в значительной мере определяются конъюнктурой мировых рынков.
   В России, где в последнее время  более трети произведенного ВВП  перераспределяется через систему государственных бюджетов (и за эту принудительную услугу взимается соответствующая плата — около 5% ВВП), доходы расширенного бюджета России в 2009 г. составляют около 33% Бюджетные доходы формируются на основе норм не только бюджетного, но и налогового законодательства, состоящего из правовых актов федерального, регионального и муниципальных уровней.2
   Доходы  бюджетов включают три группы:
   1.
   .
       1) налоговые доходы
       2) неналоговые доходы;
       3) безвозмездные поступления.
   К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и
   сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации и др.
   К безвозмездным поступлениям относятся дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ, субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.1
   Так, налоговые доходы федерального бюджета  формируются за счет федеральных  налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Налоговый кодекс РФ установил деление всех налогов на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги в соответствии со ст.13 НК РФ включают:
    налог на добавленную стоимость;
    акцизы;
    налог на доходы физических лиц (зачисляемый в доходы региональных и местных бюджетов
    налог на прибыль организаций;
    налог на добычу полезных ископаемых; );
    водный налог;
    государственную пошлину;
    сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
   В доходы федерального бюджета также  зачисляются налоги, предусмотренные  специальными налоговыми режимами.
   Бюджетный кодекс устанавливает нормативы  для зачисления в федеральный бюджет исчисленных по действующим налоговым ставкам федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
    налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет — по нормативу 100%;
    НДС — по нормативу 100%;
    акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50%;
    акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, по нормативу 100%;
    акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50%;
    акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100%;
    акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей— по нормативу 40%;
    акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100%;
    акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ — по нормативу 100%;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.