На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследования агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи……………………………………………………….6
1.1. Психофизиологические  особенности подростков…………………………….6
1.2. Психологические  особенности детей, воспитывающихся вне семьи………………………………………………………………………………….9
1.3. Агрессия  подростков как социальная проблема  современного общества…………………………………………………………………………….12
1.4. Агрессивное  поведение как следствие нарушения  коммуникативной деятельности личности…………………………………………………………….17
1.5. Выводы  по теоретической части исследования……………………………...22
Глава II. Экспериментальное исследование эффективности коррекции агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи……………………….24
2.1. Организация  исследования……………………………………………………24
2.2. Психодиагностическое  исследование, направленное на выявление  агрессивности у подростков……………………………………………………….27
2.3. Тренинг, направленный на проблемы коммуникативной деятельности личности, как форма коррекции проявлений агрессивности у подростков…………………………………………………………………………..33
2.4. Анализ  эффективности тренинга, направленного на проблемы коммуникативной деятельности личности, как форма коррекции проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….35
2.5. Выводы  по экспериментальной части исследования………………………...39

Заключение………………………………………………………………………….41

Список  литературы…………………………………………………………………44

 
 
     Введение 
     Современная цивилизация порождает кризисные  явления в подростковой среде. Тревожат антигуманность, снижение этических, нравственных критериев у многих подростков. Среди подростков и детей усиливаются инфантильные тенденции: недостаточная самостоятельность, скудный опыт социальной жизни. Опасность дегуманизации подрастающего поколения нарастает. Мир переживает вспышку наркомании, проституции, преступности. Волна насилия и преступности среди учащихся не спадает. Изъяны в духовном становлении учащихся — результат многих слагаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия, и массовая культура с ее насилием и жестокостью, и, наконец, пробелы школьного воспитания. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения — недостаток воспитания.
     В поведении подростков, особенно воспитывающихся  вне семьи, часто прослеживается стремление самоутвердиться за счет более слабых сверстников или даже взрослых людей путем их устрашения или с помощью насилия. Такое поведение можно квалифицировать как «бытовой терроризм»[3,с. 112].
     У некоторых подростков стремление запугать окружающих, держа их в состоянии постоянного страха или психического напряжения, обычно связано с достижением конкретных, часто глубоко эгоистических целей. У таких подростков бывают сформированы потребности, которые они не могут удовлетворить доступными им средствами (например, потребности в социальном признании, доминировании, материальные, сексуальные, коммуникативные потребности и т. д.). Сам подросток, как правило, отличается рядом черт характера, сложившихся под влиянием определенных микросоциальных условий. Имеют значение при этом и элементы психофизиологических трудностей взросления (плохое самочувствие, резкие колебания настроения, неустойчивость психики в период полового созревания и т. д.).
     Рост  агрессивных тенденций, распространение  насилия и жестокости, отмечаемые в подростковой среде, вызывают озабоченность педагогов и психологов. Особое  беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей и подростков видео и компьютерными играми агрессивного содержания. 
     Необходимость оказания психологической  помощи агрессивным  подросткам приводит к тому, что  особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности  и ее коррекции. Особенно актуально изучение проблемы коррекции агрессивности у подростков воспитывающихся вне семьи и ее эффективности.
     В современной психологии накоплен определенный опыт исследования агрессивного поведения  подростков. Предлагаются способы и  методы коррекции агрессивного поведения подростков (Е.К.Лютова, Г.Б.Монина, Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина, А.А. Романов). Вместе с тем, наблюдается дефицит знаний о том, чем определяется эффективность коррекционной работы.
Цель данной курсовой работы: исследование эффективности коррекции агрессивного поведения подростков воспитывающихся вне семьи.
Цель  исследования конкретизируется в следующих  задачах:
1. На  основании анализа теоретической  литературы по проблеме исследования  охарактеризовать агрессию и  агрессивность как психологический феномен.
2. Проанализировать  психологические исследования по  проблеме подростковой агрессивности  и ее факторов.
3. Провести  экспериментальное исследование  коррекции агрессивного поведения  подростков воспитывающихся вне  семьи и на основании анализа его результатов выявить условия эффективной коррекции агрессивного поведения подростков.
Объект исследования – коррекция агрессивного поведения подростков.
Предмет исследования – условия эффективной коррекции агрессивного поведения подростков воспитывающихся вне семьи.
Гипотеза исследования: в нашей работе мы исходили из предположения о том, что групповая тренинговая работа, направленная на проблемы коммуникативной деятельности личности, является эффективной формой коррекции агрессивности у подростков, воспитывающихся вне семьи.
База  исследования. В исследовании принимали участие 40 подростков. Контрольную группу составили 20 учащихся 7 классов. Экспериментальная группа – 20 воспитанников интерната, в возрасте 13 –14 лет.
Методологическая  основа исследования:  в нашей работе мы опираемся на теорию агрессии, разработанную как зарубежными (К.Бютнер, Р.Кэпмбелл, К.Лоренц, М.Мак-Кей, Г.Паренс), так и отечественными учеными (Э.Ш. Бубнова, Е.Е. Копченова, А.А.Реан).
Практическая  значимость: результаты исследования могут использоваться практическими психологами, работающими в интернатах, социально-психологических центрах, а также другими специалистами, занимающимися психолого-педагогическим сопровождением подростков.
Структура исследования.  Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. В ведении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется научная новизна, теоретическая основа, формируется цель, гипотеза, задачи исследования, определяется его практическая значимость. В теоретической части охарактеризованы агрессия как психологические феномен, проанализированы исследования по проблеме подростковой агрессивности и подходы к коррекции агрессивности. Во 2-й главе описана и обоснована программа формирующего эксперимента, а так же проведен анализ результатов экспериментального исследования. В заключении  были даны краткие ответы на поставленные в начале исследования задачи, гипотезы и предположения.
Глава I. Теоретические основы исследования агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи
1.1. Психофизиологические  особенности подростков
      Современные подростки стали  более прагматичными, для них  резко возросла значимость материальных  ценностей, а для различных  категорий трудных подростков  — делинквентных, неуспевающих, с аддиктивным поведением — характерно отсутствие жизненных целей, обеднение, сужение и деформация временной перспективы. Известно, что ценности подросткового социума могут быть негативистскими и выражаться в отрицании социально одобряемых взрослыми норм, в том числе в сфере здоровья. В этой связи, очевидно, что для нормальной социализации и формирования здорового образа жизни у подростков должны быть сформированы такие идеалы, ценности и жизненные цели, которые способствовали бы позитивному развитию личности [1,с.159].
      Естественно, что в переходном  возрасте, когда происходят существенные  изменения во внешности подростков, практически всех их волнуют  проблемы привлекательности и  соответствия моде в одежде, значимость  фактора внешности, причем переживания по этому поводу стали у современных молодых людей более острыми (влияние средств массовой информации, предоставляющих некие «образцы»).
      Нередко практикуемое подростками  демонстративное поведение (развязность,  упрямство, грубость и пр.) или  крикливая одежда основной своей целью имеют более или менее осознанное желание привлечь к себе внимание окружающих, и в первые моменты знакомства это может сработать. Но успешность долговременных отношений и взаимодействия людей друг с другом определяются не внешними данными и не ярлыками на одежде, а личностными качествами. К сожалению, взрослые не только не пытаются вытеснять гипертрофированные ориентации подростков на внешние данные, но нередко своими критическими замечаниями и поддразниванием по поводу тех или иных особенностей физического облика детей усиливают у последних чувство собственной неполноценности. Это, в свою очередь, проявляется в замкнутости, необщительности, пониженном настроении, а порой и в депрессии и агрессивном поведении.
      Психотравмирующие высказывания допускают не только родители, но и школьные врачи, педагоги, особенно учителя физкультуры, тренеры, хореографы. И поскольку преимущества в группах сверстников более красивых, физически привлекательных начинают проявляться примерно с четырехлетнего возраста, формировать ориентацию на более важные, чем внешность, ценности необходимо своевременно, задолго до начала полового созревания. Тем более что физическая привлекательность не только не обеспечивает стабильного успеха и гармоничности в долговременных отношениях, но может быть даже своего рода фактором риска, поскольку красивые люди привыкли всем нравиться и чаще становятся объектами внимания и попыток завязывания знакомств со стороны других людей.
      Как отмечают психологи и педагоги, работающие с подростками, проблемы, возникающие в этой возрастной группе, могут быть обусловлены поисками или трудностями, связанными с удовлетворением основных потребностей [1,с.160]:
    физиологической, связанной с физической и сексуальной активностью;
    в психологической безопасности («реакция группирования»);
    в независимости и эмансипации от родителей;
    в привязанности, в успехе, в проверке своих возможностей, в самореализации и развитии собственного «Я».
      Что касается подростковых психиатров, то, помимо традиционных для этого возраста акцентуаций характера, им чаще всего приходится сталкиваться с саморазрушающим (алкоголизм, наркомания, токсикомания, суициды) либо с агрессивным поведением в отношении окружающих. Кроме того, в последние годы все большее распространение получают социальные девиации, связанные с мистикой, оккультизмом и тоталитарными религиозными сектами.
      Ребенку необходима помощь в  поиске личностных механизмов  регуляции жизнедеятельности, позволяющих  успешно разрешать возникающие противоречия. Саморегуляция является тем системным процессом, который способен обеспечить адекватную условиям изменчивость, пластичность жизнедеятельности ребенка благодаря использованию внутренних резервов. Она предоставляет ему свободу от обстоятельств, обеспечивает возможность самоактуализации даже в самых трудных условиях. Способность к рефлексии и произвольному управлению собственной деятельностью — показатель гармонии и зрелости личности.
      Отсутствие или недостаточная  сформированность способности к саморегуляции усиливает директивность актуальных потребностей подростка и связанных с неуспехом в их реализации эмоций, способствует фиксации отрицательного эмоционального состояния в сочетании со стойкими соматическими изменениями в организме. Создается замкнутый круг: неуспех в реализации актуальной деятельности — отрицательные эмоции — защитные автоматизмы — фиксация отрицательных эмоций — неблагоприятные соматические сдвиги в организме — усиление отрицательных эмоций — фиксация болезненных соматических проявлений. Вероятность формирования подобного порочного круга повышается в критических жизненных ситуациях, требующих от ребенка (подростка, юноши) повышенной активности в области саморегуляции. Организуя адекватное социальное окружение, педагог одновременно создает условия для развития у ребенка социальных навыков, способных поддерживать его социальную адаптацию.
      Психофизиологические особенности  подростков обусловлены во многом  спецификой взаимодействия центральной  и эндокринной систем [1,с.162].
      С этой точки зрения в половом  созревании можно выделить два  этапа. На первом этапе происходит  повышение активности нервных  центров, приводящее к началу  полового созревания, которое стимулируется  повышением активности гипоталамуса  и гипофиза. На втором — происходит рост активности половых желез, усиливается выброс в кровь половых гормонов, под их влиянием начинаются сдвиги во всем организме, контролируемые центральной нервной системой.
     Половые гормоны оказывают специфическое  влияние на все клетки тела без исключения, в том числе на клетки головного мозга. Это влечет за собой изменения состояния, самочувствия и настроения подростка, что отражается и на его поведении в различных ситуациях [1,с.160].
      Перестройка гормональной системы  на первом этапе полового созревания (от 11 до 14 лет) может повлечь за собой резкую возбудимость, нервность, быструю утомляемость, эмоциональную неустойчивость и агрессивность.
    Психоэмоциональная сфера младшего  подростка зачастую представляет  собой комок противоречий и заключается в том, что, проявляя грубость и нетерпимость, они одновременно очень ранимы. Их настроение может меняться в короткий промежуток времени от жизнерадостного до мрачного.
       Старшие подростки менее раздражительны, чем младшие и средние, настроение у них чаще жизнерадостное, оптимистическое. На смену неуравновешенности и неуверенности в своих силах приходит повышенная, а нередко и завышенная самооценка. Эти особенности имеют под собой глубокую физиологическую основу.
      Характер течения пубертатного периода всегда определяется особенностями среды, в которой происходит развитие подростка, и при благоприятных условиях кризисы в этом возрасте совсем не обязательны.
1.2. Психологические  особенности детей,  воспитывающихся  вне семьи
   Эти дети, как правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе. Здесь могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. В этом источник склонности к наркотизации и формирования криминогенности.
  Чтобы  ребенок комфортно себя чувствовал  в эмоциональном плане, необходимы  специальные условия, которые  определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи.
  Ребенок,  растущий в условиях учреждений  интернатного типа, как правило,  не осваивает навыки продуктивного  общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно  домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию [34,с.3].
  В  условиях детского дома у детей  возникает своеобразная идентификация  друг с другом. В нормальной  семье всегда есть фамильное  «мы» - чувство, отражающее причастность  именно к своей семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственно сила, которая создает условие защищенности ребёнка. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим». Однако внутри своей группы дети, живущие в интернате, чаще всего также обособлены; они могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребёнком младшего возраста. Эта позиция формируется по многим причинам, но, прежде всего из-за неразвитой и искаженной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства.
     У этих детей масса проблем, которые  неведомы ребенку в нормальной семье. Эти дети психологически отчуждены  от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. В школе, куда они ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как «они», что развивает сложные конкурентные, негативные отношения детдомовских и домашних детей.
  Каждый  ребенок, живущий в учреждении интернатного типа, вынужден адаптироваться к большому числу сверстником. Многочисленность детей и постоянное пребывание в их круге создают эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию ребенка. В детских домах и школах-интернатах встречается онанизм, гомосексуализм и другие сексуальные отклонения. Это в числе прочих причин —деформированная компенсация недостающей любви, недостающих положительных эмоций нормального человеческого общения[43,с.125].
  Особая  психологическая проблема—отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Каждый человек с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно - в одиночестве и обособлении от других, так как именно в этом состоянии происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Отсутствие условия для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потребность в жизненном пространстве для психологического обособления приводит к тому, что дети из учреждений интернатного типа в больших городах осваивают чердаки и подвалы соседних кварталов. Однако это совсем не то обособление, которое нужно для индивидуальной жизни души: здесь эти дети снова вместе, но без позитивного внимания взрослого; здесь они невидимки и потому способны на безрассудные и непредвиденные ими самими поступки. Такое обособление способствует побегам и бродяжничеству [43,с.130].
  У  детей, живущих в сложившихся  условиях воспитания в интернате  на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность.
  Формальное  дисциплинирование таких детей  таит в себе опасность отчуждения  во взаимоотношениях взрослого  и ребенка. Эти дети нуждаются в особом гуманистическом и профессиональном отношении к ним. Ребенку нужен друг, способный к пониманию, - тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни. Попечительская, психологически обоснованная помощь должна состоять и в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще.
1.3. Агрессия подростков  как социальная  проблема современного  общества
      Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения [4,с.45]. Данное определение позволяет уточнить ряд параметров, характеризующих агрессию как поведенческое проявление: это всегда целенаправленное, умышленное действие, нацеленное именно на причинение вреда. Агрессия прямо или косвенно направлена на живые объекты, и вред, в конечном счете, наносится именно им. Жертвы агрессии пассивно или активно противодействуют агрессору. На современном этапе агрессию рассматривают с различных позиций [5,с.123]:
    теория инстинкта предполагает агрессивное поведение как неотъемлемое свойство всех живых существ, реализующееся в борьбе за жизнь;
    теория побуждения подразумевает, что для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул;
    теория смещенной агрессии утверждает, что для реализации агрессии выбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессии, проецируя ее вовне: например, если вас обидит сильный, то значительно проще отыграться на тех, кто слабее вас, чем вступать с ним в борьбу;
    когнитивная (познавательная) теория предполагает наличие своего рода когнитивно-аффективного маховика. В этом случае характер интерпретации человеком чьих-либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение. В свою очередь, негативные аффективные реакции ведут к смещению познавательных процессов. Например, если вы сочтете, что коллега умышленно обрызгал вашу блузку чернилами, это возмутит вас, и вы будете впредь настороженно относиться ко всем его действиям, возможно, что тогда вы заметите немало провоцирующего в его поведении и, не желая оставаться в долгу, тоже совершите агрессивный поступок;
    теория социального научения рассматривает агрессивное поведение как совокупность ранее усвоенных моделей поведения. Например, в раннем детстве ребенок в песочнице усваивает, что в драке со сверстниками куда легче добиться соблюдения своих прав, а то и навязать им свои правила игры. Подросток после просмотра фильма о войне обращает внимание, что нарочито грубый тон офицера, раздающего приказания, помог решить важную боевую задачу. Теории социального научения рассматривают агрессивное поведение как реакцию на соответствующую социальную обстановку. Теория подразумевает, что изменение социальных условий автоматически меняет и характер агрессивного поведения, возможно устраняя его целиком.
     Принято считать, что подростковая агрессия значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняют необходимостью самоутверждения. Например, статистика подростковой преступности насчитывает ежегодно более тысячи убийств, несколько сот изнасилований, десятки тысяч телесных повреждений и других правонарушений с очевидным агрессивным подтекстом. Более того, за последние десять лет все отчетливее обнаруживается рост именно агрессивных преступлений, совершенных несовершеннолетними подростками, притом, что общее число правонарушений, совершенных подростками, в последние годы имеет тенденцию к снижению.
Большинство исследователей сделало следующие выводы [3,с.119]:
    подростковая агрессия имеет непосредственные корни в самом ближайшем окружении подростка (например, в школе);
    взрослые люди самостоятельны, и зависимость их поведения от семейных и рабочих отношений относительно менее выражена;
    более агрессивны те подростки, за поведением которых никто не следит, которые предоставлены сами себе (испытывают дефицит внимания), и те, которые подвергаются суровым наказаниям;
    агрессивное поведение во многом определяется непосредственным окружением подростка: друзьями, учителями, СМИ;
    дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением сверстников, так как поведение взрослых для них менее значимо;
    наиболее агрессивные дети отвергаются большинством в своей группе, поэтому они находят друзей среди агрессивных сверстников. На этой основе формируются молодежные группы с выраженным асоциальным поведением: однажды отвергнутые, но сильные, они готовы бросить вызов всему обществу;
    средства массовой информации играют существенную роль в формировании агрессии у подростков, однако речь может идти не обо всех СМИ в целом, а лишь о конкретном издании, публикации, фильме и т. д.;
    агрессивное поведение подростков, как правило, сопровождает слабое развитие социальных и когнитивных навыков; при ликвидации социального и когнитивного разрыва со сверстниками агрессивность поведения снижается. Это же происходит и у лиц с пограничными формами умственной отсталости, которые резко отличаются от сверстников в школьные годы, но по достижении 18—22 лет приобретают профессию, вступают в брак, приобретают социальные навыки и могут нормально существовать в обществе;
    агрессивное поведение в подростковом возрасте имеет различное продолжение в зрелости: социально обусловленные формы агрессии обычно убывают, в то время как биологически обусловленная агрессия возрастает.
   В работе с подростковой аудиторией педагогу и психологу всегда приходится учитывать особенности агрессии у подростков. Большинство педагогов сталкиваются с проявлениями подростковой агрессии ежедневно. Некоторые педагоги отрицают существование проблемы либо в целом, либо в тех подростковых коллективах, с которыми им приходится работать. Существует несколько типичных заблуждений в отношении подростковой агрессии: подростковая агрессия неизбежна. Агрессия присуща человеку как биологическому объекту, однако следует помнить, что в социально неблагополучных условиях она приобретает совершенно иной характер и более сложные формы, поэтому отрекаться от профилактики подростковой агрессии нелепо.
     Подростковая агрессия — следствие психической патологии [5,с.119]. Это далеко не всегда так, как правило, подростковая агрессия следствием психических расстройств не является. Исследования показали, что наиболее опасные формы (насилие, убийства, терроризм) подростковая агрессия принимает в качестве извращенных реакций адаптации в среде. Механизм развития аномальных адаптационных реакций можно представить в виде следующей схемы: совокупность психотравмирующих факторов, напряжение адаптационных ресурсов, прорыв барьера психической адаптации (термин предложен Ю. А. Александровским), дистресс смещение компенсаторных механизмов из «социальной» в «витальную, жизненную» плоскость, аномальное реагирование, направленное на уничтожение травмирующего фактора [10,с.183].
     В нашей школе (нашем классе, отряде) этой проблемы не существует. У нас дети дружные! Увы, но даже самые благополучные коллективы не могут избежать межличностных конфликтов, в рамках которых формируется иерархия организованной группы. В такой группе всегда появляются лидеры и аутсайдеры, первые стремятся удержать свое положение, вторые — исправить свое. Как правило, большая часть коллектива (что, кстати, и есть показатель дружного класса или отряда) следует за лидерами, в результате чего аутсайдеры оказываются в изоляции [10,с.185]. Это является психотравмирующим фактором, провоцирующим их агрессивное поведение. В роли аутсайдеров неизбежно оказываются новички, дети с нарушением развития и дети-инвалиды, дети из неблагополучных семей.
     Проблема  детской агрессии — проблема родителей, это недостаток воспитания. Конечно, есть разные семьи, но, как правило, факторов, провоцирующих агрессивное поведение, в рамках семьи меньше, чем внутри подросткового сообщества. Многие родители удивляются, читая в дневниках записи о поведении своих детей в школе, поскольку в домашних условиях они никогда так себя не ведут.
     Подростковая  агрессия — результат дурного  влияния СМИ, следствие подражания агрессивным персонажам фильмов и книг. Это отчасти верно, но далеко не всегда подтверждается масштабными исследованиями. Опыт показывает, что, например, после просмотра боевика шансы подростка совершить акт агрессии действительно выше, чем у его сверстников, но через 2—3 ч готовность к агрессии сравнивается со средними возрастными показателями [4,с.48].
Хотелось  бы, чтобы педагоги, поставившие  перед собой задачу предупреждения подростковой агрессии, не оказались в плену у вышеперечисленных мифов.
1.4. Агрессивное поведение  как следствие  нарушения коммуникативной деятельности личности
   При внимательном психологическом анализе обнаруживается очевидная связь агрессивности подростков из детского дома с теми различиями в условиях жизни и воспитания детей в семье и вне семьи, которые проявляются, прежде всего, в практике общения ребенка с взрослым. Ограниченное, преимущественно групповое общение детей с взрослыми не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны взрослого — все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свое поведение.
       Известно, что взрослый играет  совершенно исключительную роль  в развитии личности ребенка.  В детском учреждении интернатного  типа дефицит общения ребенка  с взрослым приводит к гипертрофии, сверхценности этой потребности, к практически полной зависимости эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого [14,с.240]. Часто воспитатели и педагоги детских учреждений интернатного типа используют силу зависимости ребенка от их настроения, внимания, авторитета для управления его поведением. При этом, однако, не учитываются отрицательные последствия такой эмоциональной зависимости, одним из которых является эффект сужения мотивации, ее жесткой привязанности к определенной ситуации (в данном случае мотивации, порождаемой требованиями взрослых). Необходимо отметить, что воспитатель должен стремиться ослабить влияние такой зависимости, развивать автономию ребенка от взрослого. В реальных условиях часто воспитатели не только не делают этого, но и не считают нужным, осознанно или неосознанно стремясь к усилению эмоциональной зависимости ребенка от себя. Задача психолога — раскрыть учителю и воспитателю неверность такой установки, ее отрицательные следствия, с одной стороны, а с другой — при необходимости вооружить педагога другими средствами общения с детьми. Такая работа может проводиться в ходе специального тренинга общения.
  На  фоне напряженности потребности  в общении с взрослым к одновременно  повышенной зависимости от взрослого особенно обращает на себя внимание агрессивность в отношении воспитанников детского дома к взрослым. Наличие агрессивных, экстрапунитивных реакций в отношении к взрослому свидетельствует о фрустированности потребности в таком общении и в сочетании с неумением взять на себя ответственность за решение конфликта демонстрирует своего рода потребительское отношение к взрослому, тенденцию ждать или даже требовать решения своих проблем от окружающих. Агрессивные, грубые ответы, которые воспитанники детского дома адресуют взрослым (по материалам теста Розенцвейга), противоречат принятым в нашей культуре нормам взаимоотношений ребенка и взрослого и свидетельствуют о несформированности у этих детей соответствующей дистанции в общении со взрослым [14,с.242].
  По  Розенцвейгу, становлению адекватных  форм поведения ребенка в отношении  к взрослым способствует нормальное  протекание процесса идентификации  с родителями, которое у детей,  воспитывающихся вне семьи, оказывается,  безусловно, нарушенным. В условиях  детского дома невозможно создать механизм идентификации, полностью повторяющий семейную идентификацию[14,с.244]. К тому же вопрос о целесообразности замены идентификации с родителями идентификацией с воспитателем и учителем достаточно сложен и не имеет однозначного решения. Вместе с тем формирование адекватных культуре навыков взаимодействия с взрослыми должно быть одной из задач тренинга общения, проводимого психологом. Такой тренинг должен предполагать два направления работы: во-первых, отработку внешних форм, навыков общения и, во-вторых, более глубокую психологическую работу по изменению мотивации общения ребенка со взрослым. Мы уже говорили о том, что необходимо снимать излишнюю эмоциональную зависимость ребенка от взрослого, но также следует заботиться о снижении проявляющихся агрессивных тенденций. По-видимому, в каждом случае такая работа должна быть предельно индивидуализирована и строиться через налаживание содержательных и эмоционально корректных отношений с каким-то конкретным взрослым (таким взрослым может быть, в частности, сам психолог).
     Казалось  бы, учитывай особенности жизни в  детском учреждении интернатного типа, где дети поневоле находятся в  ситуации постоянного контакта с  взрослыми и сверстниками, следовало  бы ожидать эффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликта. Однако воспитанники детского дома менее успешны в решении конфликтов и со взрослыми и со сверстниками, чем учащиеся обычной школы. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и соответственно — неспособность продуктивного, конструктивного решения конфликта [21,с.145].
   Для понимания причин возникновения описанных особенностей поведения у воспитанников детского дома недостаточно указания лишь на узость, ограниченность их контактов с взрослыми, с одной стороны, и высокую интенсивность контактов со сверстниками как простых количественных характеристик - с другой. Необходим глубокий качественный анализ специфики общения детей с взрослыми и сверстниками в условиях детского учреждения. Важно учитывать, что в интернате подросток постоянно общается с одной и той же, достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не может предпочесть ей какую-либо другую группу, как это может сделать любой ученик обычной школы. Но одновременно он не может быть, и исключен из нее. Принадлежность к определенной группе сверстников при этом оказывается как бы безусловной. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами [25,с.194]. Такую безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении интернатного типа можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи, а с другой стороны, нельзя не видеть и заметных издержек — подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.
  Особую  значимость общение со сверстниками  приобретает в подростковом возрасте. В этом возрасте наличие близкого  друга, оценка себя как умеющего дружить, интерес к другому человеку именно как к другу становятся содержанием наиболее важных для подростка переживаний. Это оказывается весьма нехарактерным для воспитанников детского дома [28,с.56]. В этом проявляется существенное недоразвитие того, что в психологии носит название «интимно-личностной стороны общения».
  Отставание  в становлении интимно-личностного  общения со сверстниками наблюдается  уже в дошкольном детстве: контакты  со сверстниками в дошкольном  детском доме выражены гораздо слабее, чем у их сверстников в детском саду, они очень однообразны, малоэмоциональны и сводятся к простым обращениям и указаниям. В основе такого отставания лежит отсутствие эмпатии, т. е. сочувствия, сопереживания, умения и потребности разделить свои переживания с другим человеком [25,с.58].
  Развитие  потребности в сочувствии и  сопереживании, умения выражать  другому человеку свою симпатию, расположение, а также самому  быть открытым для такого общения  - важное направление работы практического  психолога в детском доме. Оно может осуществляться как в повседневном его общении с воспитанниками детского дома, так и в ходе специально организованных групповых занятий. Примеры соответствующих заданий можно найти в книгах А.И.Захарова , М.И.Лисиной, а также методических руководствах [43,с.125].
  Для  развития общения со сверстниками  полезны также занятия по тренировке, отработке навыков поведения  в различного рода конкретных  ситуациях, в том числе трудных,  конфликтных. Для этого в ходе  групповой работы можно использовать разнообразные игровые задания. Например, предложить детям разыграть такую сценку: один ученик явно несправедливо обвинил другого, - что тот должен делать? Что должен сделать подошедший третий? Следует обсудить поведение всех участников «конфликта» и предложить еще раз проиграть эту сцену, можно при этом поменяться ролями. Полезно также обсуждение реально случившихся ссор, драк, - но не с целью осуждения, наказания виновных, а для того, чтобы дети поняли, что здесь произошло, могли встать на точку зрения другого. Для этого можно, например, предложить обидчику описать ситуацию с позиции обиженного и наоборот. Отметим попутно, что такое умение психолога «работать» в реальной жизненной ситуации, использовать любое событие в жизни воспитанников для продвижения в их психическом развитии, изменения их стереотипных установок является одним из наиболее эффективных способов работы с «трудными» детьми, каковыми в известном смысле являются дети из детского дома. Эта работа требует очень высокого профессионального мастерства, которое отрабатывается в реальной практике и требует постоянной работы психолога по развитию у себя такого умения. Это развитие может проходить посредством внимательного анализа своей деятельности.  Полезно также учить ребенка не только правильно вести себя в различных ситуациях, но и уметь, как бы выйти за пределы актуальной жизненной ситуации (что и дает, по существу, возможность овладеть этой ситуацией). Для этого можно проводить с детьми различные игры, в которых они должны воображать, представлять себе, что будет делать их сверстник (с которым обычно идентифицируется ребенок), чем может закончиться тот или иной его поступок: обещал помочь товарищу и не сделал этого - что за этим последует? Можно разыграть этот и подобные сюжеты по типу театральных этюдов. Во всех играх и занятиях необходимо особое внимание уделять тому, чтобы ребенок научился максимально эмоционально, насыщенно представлять будущее, последствия своих поступков для себя и окружающих. Последнее, как оказывается, особенно трудно.
  Развитие  общения со сверстниками в  разных его формах наиболее  эффективно происходит в групповых  занятиях, однако здесь следует  учесть один очень важный момент, характерный именно для воспитанников  детского дома,— ту перегрузку  общением, которую испытывают эти дети, по существу, постоянно. К подростковому возрасту это начинает проявляться у них в ярко выраженном стремлении побыть одному [30,с.351]. Потребность в одиночестве в той или иной степени присуща всем подросткам и, более того, является необходимой для развития личности в этом возрасте. Но у воспитанников детского дома эта потребность часто оказывается депривированной, результатом чего может быть негативное отношение к групповым занятиям. Психолог должен не просто понимать причину этого, но и найти способы, как чисто организационно добиться от администрации изменения режима в подростковых классах, так и научив подростка противостоять такого типа информационной перегрузке (через аутогенную тренировку, навыки саморегуляции и т. п.).
1.5. Выводы по теоретической части исследования
     Подростковый  возраст - один из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок, происходит социальная адаптация подростков.
     Анализ  теоретической литературы по проблеме исследования показал, что агрессивное поведение подростков не является «стихийным бедствием», оно управляемо. Для этого важно знать его причины и найти адекватные меры воспитания личности, обучающие общению и решению проблем.
      Саморазрушающее, деструктивное  поведение подростков следует рассматривать не только в аспекте физического и психического поражения личности, но и как поведение с неблагоприятными для нее в нравственном и социальном плане последствиями.
      Одна из причин агрессивного  поведения, конфликтных ситуаций  и противоправного поведения подростков заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения, соблюдения социальных умений и норм поведения.
      Разъяснение и привитие агрессивным  личностям навыков общения, разрешения  конфликтных ситуаций могут оказаться весьма полезными и действенными для избежания агрессии и насилия. Способы достижения этого могут основываться на применении тренингов.
      Профилактика насилия и агрессии  в среде несовершеннолетних должна  быть основана на знании особенностей  подросткового возраста, причин агрессивного поведения. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Экспериментальное исследование эффективности коррекции агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи
2.1. Организация исследования
     Практическая  часть работы направлена на исследование эффективности коррекции агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи.
Мы предположили, что групповая тренинговая работа, направленная на проблемы коммуникативной деятельности личности, является эффективной формой коррекции агрессивности у подростков, воспитывающихся вне семьи.
Исследование  проводилось в несколько этапов:
1. Выбор  методов оценки интересующих  факторов по заявленной проблеме.
2.Проведение  исследования.
3.Обработка  и анализ результатов с помощью  методов математической статистики.
4.Анализ  результатов исследования, создание комплекса мероприятий, направленных на снижение проявлений агрессивности подростков воспитывающихся вне семьи.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.