На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление финансами в условиях рыночных отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ
Кафедра «Финансы и кредит» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

            Дисциплина  Финансы
            Тема №5
            Название темы «Управление  финансами в условиях рыночных
                              отношений» 
 
 

     Выполнила  Зинурова И.С.
     2-ое  высшее образование, 4 курс
     Студенческий  билет № 09ФФД61864
     Проверил  Скрипниченко В.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Архангельск 2010 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            3
1 ПОНЯТИЕ  УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ                                                   5
1.1 Система  управления финансами                                                                    5
1.2 Основные  задачи и методы управления  финансами                                    9
1.3 Эффективная  организация финансовой системы                                        17
2 ПРАВОВОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 
ФИНАНСАМИ                                                                                                      20
2.1 Понятие  финансового права и его роль  в управлении финансами            20
2.2 Основные  правовые акты                                                                               23
2.3 Направления  развития правовой системы управления финансами в РФ  27
3 СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РФ                     29
3.1 Общая  характеристика органов управления  финансами                             29
3.2 Высшие  органы управления финансами                                                       32
3.3 Региональные  и местные органы управления  финансами                          39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     43
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                             45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1                                                                                                  46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2                                                                                                  47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Тема  курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Система управления финансами в современной экономике  имеет определяющее значение для  ее функционирования и развития. Сложившаяся  к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. В планово-централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно-административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было.
       Финансовая система и финансовый  рынок функционируют на базе  реальной экономики, производящей  материальные и духовные блага.  Они в то же время обслуживают  и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому в рыночной экономике управление финансами приобретает исключительно важное значение, финансовые (денежные) пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, т.е. материальных и нематериальных, ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимость от результатов экономического роста. Следовательно, после того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
      Целью курсовой работы является изучение сущности и механизма управления финансами  РФ, его экономического и законодательного базиса, а также рассмотрение проблем  его функционирования и определение перспектив его развития. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
     - определить, что представляет собой  система управления финансами,  обозначить ее роль и место  в системе управления экономическими  отношениями;
     - охарактеризовать базовые функции  управления финансовой системой;
     - рассмотреть состав и структуру  органов управления финансами,  их эффективного взаимодействия  в системе управления;
     - выявить задачи и функции государственных  органов, осуществляющих финансовую деятельность;
     - дать характеристику основным  правовым актам, обеспечивающим  правовое поле финансовой системы;
     - отметить основные направления  совершенствования правовой основы  управления финансами в Российской  Федерации;
     - показать направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы, осуществляемой в настоящее время.
     Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой  проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой группе отнесены специализированные веб-сайты организаций.
     Работа  состоит из введения, глав основной части, аналитической части, выводов (заключения), списка литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 

1 ПОНЯТИЕ  УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ 

     1.1 Система управления финансами 

     Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.
     Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.
     Генеральная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики  и финансовой независимости государства. Конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.
     Финансы – это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение  товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов.
     В настоящее время во всем мире, независимо от политического устройства и уровня экономического развития того или иного  государства, финансы вступили в  очередной период своего развития, связанный с многозвенностью  финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику и большим разнообразием финансовых отношений. Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий.
     Местом  возникновения финансовых отношений  является вторая стадия воспроизводственного процесса, где происходит распределение  стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам  хозяйствования, каждый из которых  должен получить свою долю в произведенном продукте. На первой, второй и третьей стадии кругооборота средств происходят акты купли-продажи в процессе воспроизводства, средства лишь меняют свою форму с денежной на товарную, и обратно. Следовательно, в обмене нет места финансам. Финансы возникают лишь тогда, когда происходит распределение стоимости произведенного продукта. Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.
     Распределительные отношения – часть экономических отношений в обществе. И финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют специфическое общественное назначение – формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости.
     Финансовая  система – совокупность различных  сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.
     Построение  финансовой системы базируется на следующих  принципах:
     1) Функциональное назначение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства);
     2) Единство финансовой системы – предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актов;
     3) Территориальность – каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.
     Управление  финансами – это сознательное воздействие органов законодательной  и исполнительной власти на финансы  страны в целом и ее территорий, хозяйствующих субъектов, а также финансовые процессы, финансовую деятельность в целях достижения и поддержки макроэкономической сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. [10]
     Управление  финансами – это упорядоченная  система, имеющая свои субъекты, объекты, структурные элементы, приемы, методы и инструменты, цель, задачи и конечный результат. Наглядно система управления финансами представлена в Приложении 1. [9]
     Субъектами  управления финансами является совокупность организационных структур власти, которые  регулируют финансовые процессы в экономике (законодательные органы, принимающие  законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном и местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях).
      В соответствии со структурой финансовой системы, управление финансами по видам объектов управления подразделяют: управление финансами федеральных органов власти страны; управление финансами субъектов федерации; управление финансами муниципальных образований;  управление финансами хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).
     К объектам управления финансами относят  сферы финансовых отношений: государственные  финансы (бюджеты разных уровней, государственные  внебюджетные социальные фонды, государственный  кредит, фондовый рынок), страхование, местные финансы (бюджеты муниципальных образований, местные внебюджетные фонды), финансы коммерческих и некоммерческих организаций, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. [10]
     Финансовая  политика должна строиться на научно обоснованной концепции, включающей стратегические и тактические финансовые цели и задачи, которые ставятся и разрабатываются соответствующими органами стратегического управления.
     Финансовое  право предполагает правовое законодательное  и нормативно-правовое обеспечение  функционирования финансов и субъектов управления ими, финансовой политики и финансового механизма. Нормы финансового права закрепляют их легитимность и юридически оформляют систему финансов и ее звенья. [12]
     Инструментом  управления финансами служит финансовый механизм, являющийся составной частью хозяйственного механизма. Он представляет собой совокупность видов и методов организации финансовых отношений и используется для оказания воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики государства.
     В системе управления финансами обычно выделяют стратегическое, тактическое  и оперативное управление, различающиеся  характером и сроками. Стратегическое финансовое управление осуществляется общим высшим руководством страны и  организаций в процессе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов социально-экономического развития общества и предприятия, долгосрочных целевых федеральных, инвестиционных и иных программ и корпоративных проектов, в ходе планирования направлений совершенствования и оздоровления публичных и частнохозяйственных финансов.  Тактическое и оперативное управление финансами представляет собой текущую деятельность специальных органов управления, направленную на выполнение экономических, социальных и финансовых прогнозов и программ (проектов) с целью получения максимально возможного эффекта при минимальных затратах ресурсов. [9] 

     1.2 Основные методы управления финансами 

     К основным методам управления финансами  относятся следующие:
     - финансовый анализ;
     - планирование финансовых ресурсов  и финансовой деятельности;
     - финансовое прогнозирование;
     - оперативное регулирование финансов;
     - контроль, за состоянием финансов.
     Финансовый  анализ проводится в целях формирования информации для принятия управленческих решений, в области финансов исходя из сложившейся ситуации.
     Управленческие  решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с  этим должна быть достаточно полной и  достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и  оперативной отчетности.
     Применительно к государственному управлению финансами  финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение  между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.
     Конкретные  задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это: определение  объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.
     Под планированием следует понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план либо совокупность планов (система).
     Финансовое  планирование на уровне государства и его субъектов представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования.
     Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы.  Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному бюджету, субъектов Федерации, органов местного самоуправления).
     Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости  достижения минимальных государственных  стандартов на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
     Наряду  с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой не что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.
     На  общегосударственном и территориальном  уровнях в систему финансового  планирования включается разработка и  реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также  балансов движения доходов и расходов населения.
     Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год – это год, на который составляют бюджет; следующие два года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
     Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточенного среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, её субъектов, муниципальных образований; при этом плановый период сдвигается на один год вперед.
     Для финансового планирования особое значение имеет прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз – это вероятное представление о будущих событиях, основывающихся на наблюдении, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.
     Финансовое  прогнозирование – это, прежде всего  обоснование финансовых планов, предвидение  финансового положения на тот  или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.
     Главной целью финансового прогнозирования  является определение реально возможного объема ресурсов и их потребности  в прогнозированном периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом  и одновременно этапом в выработке  финансовой политики. [11]
     В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделяют следующие: методы экспертных оценок; метод обработки  пространственных и временных совокупностей;  методы ситуационного анализа и  прогнозирования, в том числе  методы имитационного моделирования, модели роста; методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.
     Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих  субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль. В современных условиях России, характеризующихся относительно высоким уровнем инфляции, фактическим отсутствием регулирования цен, широким распространением предоплаты и бартера, сложно обеспечить точность прогнозирования, в том числе прогнозирования прибыли.
     Выделяют  различные типы финансовых планов: стратегические и текущие, краткосрочные  и долгосрочные.
     Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных и инфляционных процессов и т. д. Как правило, стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия.
     Текущие финансовые планы разрабатываются  с учетом прогнозных тенденций и  в конечном итоге принимают форму  баланса доходов и расходов предприятия, в котором отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источники финансирования инвестиций и др.
     Главными  функциями текущего планирования являются: определение объема финансовых ресурсов и их источников для осуществления  производственной деятельности, инвестиционной деятельности, научно-проектной изыскательной деятельности, социальных проектов; планирование себестоимости и реализации продукции; планирование денежных потоков;  планирование денежных потоков; планирование прибыли от деятельности предприятия в целом; планирование доходности инвестиций.
     Долгосрочные  и краткосрочные планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.
     Выделяют следующие этапы финансового планирования:
     - исследование финансовых результатов  деятельности предприятия;
     - разработка прогнозных вариантов  финансовых отчетов на основе  изменения оперативных планов;
     - определение конкретной потребности  предприятия в финансовых средствах для обеспечения выполнения плановых заданий. [14]
     Финансовое  регулирование социально-экономических  процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию  всех аспектов финансовых отношений  в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.
     Основная  задача, решаемая в ходе финансового  регулирования, связана с установлением  пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.
     Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства  являются: налоги и неналоговые платежи  в бюджет; финансовые льготы и санкции; общие и целевые субсидии; доходы и расходы внебюджетных фондов; доходы и расходы государственных предприятий и организаций.
     Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные  и смешанные формы регулирования.
     Прямое  влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.
     К косвенным формам регулирования  относится: косвенное государственное  налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.
     Среди смешанных форм финансового воздействия  выделяются: местные налоги, система  неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.
     Оперативное управление финансами связано с  осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.
     Оперативное управление финансами – главная  функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.
     Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов. Финансовый контроль, с одной стороны –  одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.
     Финансовый  контроль представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением  финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.
     С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий  по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.
     В настоящее время с государственным  финансовым контролем существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен:  внутрифирменным контролем; контролем коммерческих банков за организациями;  независимым аудиторским контролем.
     Конечные  цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышения эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.
     Если  главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредствам обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступают повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности показателей финансовой отчетности.
     Объектом  финансового контроля являются распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе и форме централизованных фондов денежных средств.
     Предметом финансового контроля выступают  различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обуславливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.
     Результативность  финансового контроля зависит как от его организации, так и от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. Уход от уплаты налогов многими налогоплательщиками в России связан не только с противоречивостью российского законодательства в финансовой сфере, но и несоразмерностью финансовых санкций с причиненным ущербом от нарушения или неисполнения действующего законодательства.
     В Российской Федерации органы налогового и таможенного контроля, Счетная  палата имеют отдельные полномочия в части применения санкций в отношении лиц, грубо нарушающих законность и финансовую дисциплину, наносящих государству прямой ущерб. [11] 

     1.3 Эффективная организация финансовой  системы 

     Финансовая  система базируется на следующих разделах:
     - организации финансовых потоков,  которые обеспечивают наиболее эффективное использование денежных средств государства в интересах населения. Основные принципы – гласность в бюджетной сфере, единообразие методической базы, полнота всех поступлений в бюджет, единство кассы, осторожность в прогнозировании, достоверность отчетных сведений.
     - налоговой политике государства.  Чрезмерный упор на федеральные  налоги порождает в немалой  степени ущербность отечественной  налоговой системы и, в частности,  порождает необходимость распределения  финансовых ресурсов между уровнями власти. В настоящее время в России сложилась трехуровневая бюджетная система как следствие административно-территориального устройства страны. Основным ее звеном по объему собираемых средств являются федеральные налоги. Они-то и являются главным объектом распределения между уровнями власти, поскольку, кроме прочего, возможно, отследить их территориальное происхождение
     - трансфертной и кредитной политике  государства
     Существует  множество теорий об организации  эффективной финансовой системы. Но все они могут остаться только теоретическими  рассуждениями, ведь эффективность финансовой системы проверяется только во время экономических революций, реформ и т.д. Финансовый кризис 2008 г. стал своеобразным катализатором проверки эффективности финансовых систем национальных экономик и способности государства своевременно реагировать на изменившуюся экономическую ситуацию.
     Какие меры были приняты государством РФ для стабилизации финансовой системы  и как эффективно они сработали?
     В 2008 году бюджетные антикризисные меры составили 1089 млрд. рублей (2,6 % ВВП), из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд. рублей, на поддержку реального сектора экономики — 304 млрд. рублей.
     Меры  по поддержке реальной экономики, реализованные  в 2008 году:
     - меры налогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей  — 272 млрд. рублей;
     - снижение налогового бремени  — 220 млрд. рублей;
     - поддержка отраслей — 52 млрд. рублей;
     - меры налогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению — 32 млрд. рублей;
     - приобретение жилья для военнослужащих  и для социально уязвимых групп  населения — 32 млрд. рублей.
     По  оценке Всемирного банка, «это позволило  добиться стабилизации банковской системы  в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора»
     На 2009 год было объявлено о бюджетных антикризисных мерах на 1834,77 млрд. рублей, из них на укрепление финансового сектора направилось 625 млрд. рублей, на поддержку реального сектора экономики — 798,3 млрд. рублей, на помощь регионам — 300 млрд. рублей, на защиту уязвимых групп населения — 111,5 млрд. рублей. Кроме того в 2008г. Государственная дума приняла ряд законопроектов по стабилизации финансовой системы
     В частности поправки разрешают размещать  средства Фонда национального благосостояния во Внешэкономбанке на депозиты до 31 декабря 2019 года на общую сумму не более 450 млрд. рублей по ставке 7 % годовых в порядке, установленном российским правительством. Аналитики, опрошенные журналом «Эксперт», позитивно оценили принятые меры: «Меры, направленные на стабилизацию финансовой системы России, безусловно, улучшат ситуацию в экономике и приведут к тому, что повысится ликвидность финансового рынка в целом, снизится напряженность на рынке межбанковского кредитования, на долговом и фондовом рынках». [15] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ  УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 

     2.1 Понятие финансового права и  его роль в управлении финансами 

    Финансовое  право – это совокупность юридических  норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
    Предметом финансового права являются управленческие отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по созданию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниципальных образований, а также их деятельности по контролю над соблюдением установленного порядка образования, распределения и использования негосударственных финансовых ресурсов в целях обеспечения стабильности финансовой системы страны и тем самым решения всех стоящих перед государством задач, в том числе и задач охраны прав граждан
    Основной  метод финансово-правового регулирования  –  государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.
    Основные  задачи и роль  финансового права:
    1) Повышение роли финансовой системы  в период развития рыночных отношений и укрепление государственной финансовой дисциплины, посредством разработки эффективных мер, направленных на предупреждение, пресечение и выявление нарушений в сфере финансового законодательства, а также принятие ряда законодательных решений по усилению дисциплины;
    2) Совершенствование финансового  контроля, в том числе укрепление  вертикального финансового контроля  в системе исполнительной власти, ужесточение санкций за незаконное  и нецелевое использование государственных; 
    3) Совершенствование финансового законодательства:
    - устранение пробелов, приведение  законодательства в стройную  и понятную систему. Упрощение  (в пределах возможного и допустимого)  нормативно-правовых актов в целях  доступности для понимания населением;
    - совершенствование налогового законодательства, стимулирующее рост и увеличивающее поступления в казну;
    - совершенствование бюджетного законодательства.
     Основной  рычаг государства по аккумуляции  денежных средств для обеспечения  функционирования государственной власти, да и общества в целом – это налоги. Поэтому нормами финансового права регулируется институт налогов.
     Кроме того, нормами финансового права  регулируются отношения в области  государственного кредита, то есть отношения  государственного внутреннего и внешнего долга. Этими же нормами регулируется и страховое дело. К финансовому праву относятся и нормы, регулирующие банковскую деятельность, и банковский кредит. К финансовому праву относятся также и нормы, регулирующие денежное обращение, валютное законодательство и законодательство о расчетах, движении ценных бумаг. [13]
     В России финансовые правоотношения в  зависимости от субъекта финансового  права делят на следующие группы:
     - между Российской Федерацией, ее  субъектами и муниципальными  образованиями при разграничении  бюджетных доходных (налоговых) и  расходных полномочий по уровням  бюджетной и налоговой систем, а также в процессе организации  межбюджетных отношений;
     - между финансовыми, налоговыми органами и юридическими лицами при формировании доходной части бюджетов всех уровней и бюджетов внебюджетных фондов, финансировании организаций и домашних хозяйств из бюджетов и внебюджетных фондов в форме ассигнований, субсидий, субвенций, бюджетных кредитов, оплате государственных (муниципальных) заказов;
     - между государственными или муниципальными  финансовыми органами в процессе  реализации бюджетного процесса  на всех уровнях публичной  власти;
     - между государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями и их собственниками при формировании уставного капитала, формировании, распределении и использовании полученного дохода, при распределении ответственности по обязательствам между унитарным предприятием и его учредителем;
     - между профессиональными участниками  финансового рынка, включая кредитный  рынок, и организациями и физическими  лицами в связи с уплатой  страховых взносов и получением  страховых возмещений, привлечением  финансовых, кредитных и инвестиционных ресурсов, их размещением и получением дохода;
     - между финансовыми, налоговыми  органами и физическими лицами  по поводу уплаты налоговых  и других обязательных платежей  в бюджет и государственные  внебюджетные фонды, а также  предоставления организациям и  получения домашними хозяйствами социальных трансфертов и социальных страховых выплат из внебюджетных фондов;
     - между органами государственной  власти, ее структурами и хозяйствующими  субъектами по поводу формирования  и использования государственных  финансовых резервов (Резервного Фонда национального благосостояния, валютных резервов РФ);
     - между Банком России, другими  органами государственного надзора  и коммерческими банками, страховыми  организациями, профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  по поводу государственного банковско-кредитного, страхового регулирования  и регулирования фондового рынка;
     - между организациями по поводу  выполнения хозяйственно-финансовых  договоров и разрешения хозяйственно-финансовых  споров, в том числе в судебном  порядке;
     - между организациями и их работниками по поводу соблюдения трудового законодательства, включая закон о минимальной оплате труда;
     - между федеральными или региональными  органами государственной власти  и природопользователями, включая  землепользователей, по поводу соблюдения соответствующего законодательства в части платности природных ресурсов и охраны окружающей среды;
     - между членами семьи по поводу  разрешения финансовых споров, дарения  и наследования денежных средств  и ценных бумаг. 

     2.2 Основные правовые акты 

     Конкретные  правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает  в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
     Финансово-правовые акты – это, принятые в предусмотренной  форме и имеющие юридические  последствия, решения государственных  органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы либо служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.
     По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на: нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, то есть правовые нормы. Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один конкретный случай, обращенный к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений.
     По  юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные, к  которым относятся законы, принимаемые  Государственной Думой РФ, а также  законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства, и подзаконные (наиболее многочисленные), куда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона.
     Характерная особенность финансово-правовых актов  – это наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они принимаются в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления и содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. К ним относятся: основной финансовый план государства – федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций; финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления; финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений; сметы учреждений, организаций, обеспечиваемых из государственного и местного бюджетов.
       Основным законом, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяются федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней и влияет на принципы их построения. Кроме того, нормы, непосредственно регулирующие финансовые отношения, содержатся в ст. 8 Конституции РФ, закрепляющей принцип единства экономической системы Российской Федерации; в ст. 35 — право частной собственности; ст. 71-73 определяют предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и в сфере финансовых отношений. В Конституции РФ устанавливаются правовые основы деятельности Президента РФ, органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе. [3]
     Нормы Бюджетного кодекса РФ регулируют финансовые отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы РФ, формирования доходов бюджетов всех ее уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов и расходования их средств, в ходе реализации межбюджетных отношения, осуществления бюджетного процесса на территории РФ и применения мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства РФ. [1]
      Нормы Налогового кодекса РФ регулируют отношения по установлению, взиманию налогов и сборов на территории РФ, отношения в области налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений. [4]
  В сфере государственных и муниципальных финансов правовой основой управления финансовыми отношениями являются федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты (решения) представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения соответственно на территории Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Среди наиболее важных финансово-правовых актов в этой сфере следует отметить ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, ФЗ от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления», ФЗ от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» и др.
     Кроме финансового законодательства, важное место в системе правового  регулирования финансовых отношений  в сфере государственных и  муниципальных финансов занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные нормативно-правовые акты — приказы, письма и инструкции федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти регионального уровня и органов местного самоуправления по финансово-бюджетным вопросам.
     Указы Президента РФ, как правило, содержат поручения органам государственной власти по разработке нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов (например, Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).
     На  основании постановлений Правительства  РФ осуществляется правовое регулирование  процесса управления государственными финансами со стороны высшего органа исполнительной власти в РФ, который в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает проведение единой финансовой и налоговой политики. К примерам наиболее значимых из них в настоящее время относятся Постановление Правительства РФ от 20.05.98 № 463 «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». [15]
    2.3 Направления  развития правовой системы управления  финансами в Российской Федерации 

     Сегодня в сфере взаимодействия мировой  экономики и финансов возникает  целый спектр новейших проблем, связанных  с несовершенством правовой системы  управления финансами. Многие российские финансово- правовые нормы и институты  оказались неэффективными при их применении в новейших финансово-правовых условиях, в которых уже давно функционирует мировая финансовая система.
     Можно выделить несколько основных направлений  развития правовой системы управления финансами в РФ:
     - внедрение международно-правовых норм о финансовой дисциплине и финансовом контроле. Принятие Федерального закона "О финансовом контроле в РФ" позволило бы использовать международные стандарты финансового контроля. Правительство РФ смогло бы обеспечить конституционные, экономические, общественные условия налоговой политики, федеративные налогово-бюджетные отношения, управление финансовым рынком, валютное регулирование и валютный контроль –  важнейшие механизмы реализации государственной финансовой политики во внутренней и внешней финансовой среде;
     - развитие правового регулирования  финансового рынка и страхования  всех видов финансовых рисков  в РФ;
     - привязка российского финансового  законодательства к требованиям  международного валютного, кредитного, денежного и торгово-расчетного  оборота (создание множественности взаимоконтролируемых финансовых институтов и организаций, помимо ЦБ РФ и коммерческих банков);
     - упорядочению правовых требований  к банковской системе РФ, страхованию  банковских рисков, устойчивости  государственных и частных гарантий исполнения кредитных обязательств;
    - совершенствование налоговой политики  РФ.
    Определенные  этапы развития происходят уже в  настоящее время. В частности, в  стадии одобрения и принятия находятся  «Основные направления налоговой  политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», которые разработаны Минфином России и являются ориентиром для подготовки, как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Российской Федерации.
    Сами  по себе «Основные направления налоговой  политики» не являются нормативным правовым актом, но на основании этого документа вносятся изменения в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Все это приводит к увеличению открытости и прогнозируемости налоговой политики государства.
    Приоритеты  Правительства Российской Федерации  в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее, – создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. При этом нельзя не учитывать негативные последствия экономического кризиса, падение темпов экономического роста. В ближайшие годы антикризисные меры будут реализовываться путем осуществления бюджетной политики. [15] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ  В РФ 

     3.1 Общая характеристика органов  управления финансами 

     В Российской Федерации управление финансами  осуществляется аппаратом управления финансами, под которым понимается совокупность всех организационных  структур, осуществляющих управление финансами.
     Структура аппарата управления финансами в  Российской Федерации по уровням  управления следующая (см. Приложение 2).
     На  общегосударственном уровне аппарат  управления финансами представлен:
     - комитетами и комиссиями в Государственной Думе и Совете Федерации;
     - аппаратом Президента Российской  Федерации;
     - федеральными министерствами, руководство  которыми осуществляет Правительство  Российской Федерации;
     - федеральными службами и федеральными  агентствами, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации (Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная таможенная служба);
     - Центральным банком Российской  Федерации;
     - федеральными службами и федеральными  агентствами, подведомственными  федеральным министерствам: Министерству финансов Российской Федерации (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба страхового надзора, Федеральное казначейство); Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
     Важнейшее направление деятельности руководящих  органов управления финансами –  это выработка и осуществление  государственной политики, и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, таможенной, страховой, социальной, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, других сфер в направлении обеспечения стратегических целей развития страны: повышения благосостояния населения и уменьшения бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста, усиления политической и экономической роли России в мировом сообществе.
     На  уровне субъекта Российской Федерации  аппарат управления финансовой системой включает комиссию по бюджету и финансам в законодательном (представительном) органе и структуры исполнительной власти, подобные тем, что есть на федеральном уровне федеральных органов исполнительной власти.
     Органы  законодательной власти субъектов  Российской Федерации рассматривают  и утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции:
     - о введении региональных налогов  и сборов в соответствии с  перечнем, установленным Налоговым  кодексом Российской Федерации;
     - о бюджете субъекта Российской  Федерации на очередной финансовый  год и плановый период;
     - отчет об исполнении бюджета  субъекта Российской Федерации;
     - о бюджете территориального фонда  обязательного медицинского страхования  на очередной финансовый год  и плановый период;
     - отчет об исполнении бюджета  территориального фонда обязательного медицинского страхования;
     - о мерах государственной финансовой  поддержки организаций и отраслей  региональной экономики и другое.
     Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации ответственны за: выработку  финансовой политики региона; составление проекта бюджета субъекта Российской Федерации; организацию его исполнения; разработку программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона; осуществление государственных заимствований субъектом Российской Федерации.
     В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты РФ самостоятельно устанавливают  систему региональных органов государственной  власти на основе общих принципов, определенных федеральным законодательством.
     Принципиально такая же, как и на субъектном уровне, схема аппарата управления финансами на местном (муниципальном) уровне.
     Представительные  органы местного самоуправления принимают  решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, а также принимают решения  по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления.
     Исполнительные  органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление проекта и исполнение утвержденного местного бюджета, а  также составление отчета об исполнении бюджета муниципального образования. Как правило, в составе исполнительных органов местного самоуправления действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.