На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философия эпохи Просвещения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ
  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ
  Международный Славянский  Институт 
 
 

Факультет экономический 

Специальность: Финансы и кредит 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по  предмету «Философия» 
 
 
 
 

на  тему «Философия эпохи Просвещения». 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила: студентка гр. 116 - ФиК
                                              Витвицкая Е. А.
                                                                Проверил: Веревичев И. И. 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011
СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………. 3
    Общая характеристика философии эпохи Просвещения….………………….4
    Философия Просвещения в Англии……………………………………………6
    2.1 Сенсуализм Джона Локка…………………………………………..….7
    2.2 Деизм в философии английского Просвещения………………….….7
    2.3 Исаак Ньютон……………………………………………………..……7
    2.4 Идеализм и агностицизм в английском Просвещении………………8
    2.5 Джордж Беркли…………………………………………………...…….8
    2.6 Давид Юм ……………………………………………………………....9
    Философия просвещения во Франции…………………………………...…….9
    3.1 Французский материализм XVIII века………………………………10
    3.2 Дени Дидро…………………………………………..………………..10
    3.3 Социально-философское крыло французского Просвещения ...…..10
    3.4 Монтескье Шарль Луи……………………………………….….……11
    3.5 Вольтер (Аруэ) Мари……………………………………...………….11
    3.6 Руссо Жан-Жак ……………………………………………….………12
    Философия просвещения в Германии…………………………………..…….13
  4.1 Готфрид Лейбниц ………………………………………………….…13
    4.2 Монадология Лейбница ……………………………………………...13
    4.3 Теодицея Лейбница ……………………………………………….….14
    4.4 Лессинг Готхольд Эфраим ………………….……………………….14
    4.5 Гердер Иоганн Готфрид ………………….……………………….…14
Заключение……………………………………………………………………...…15
Список  литературы………………………………………………………………..16 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ
       XVII и XVIII века – это время особых  исторических изменений в странах  Западной Европы. В этот период  наблюдается становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет человеку с пользой для него овладеть природой и стать “господином и хозяином” этой природы (Р.Декарт).
       В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в людской разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что разум человека безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.
       Многие  мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения. 

       1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ 

       При всем разнообразии мнений большинства мыслителей эпохи Просвещения, все они сходились в ее оценке как передового, новаторского явления, например, И. Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности, а Ф. Энгельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных революций.
       Среди представителей Просвещения встречались  материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой  познания), сенсуализма (считавшие таковой  ощущения) и даже Божественного провидения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просветителей не мешали большинству из них оставаться противниками насилия и революций.
       Просветители  вовсе не были мечтателями, витающими в облаках. Их духовные запросы и интересы большей частью были тесно связаны с злободневными проблемами жизни. Они отнюдь не чуждались общественной деятельности, видя в ней способ, повлиять на мнение сограждан и политику правительств.
       Философы  эпохи просвещения происходили  из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. В XVIII в. нивелирующее воздействие цивилизации едва ощущалось, и народы сильно отличались по уровню экономического развития, политической организации и культурным традициям. Все это с неизбежностью приводило к различиям во взглядах. В каждой стране просветительское движение несло печать национальной самобытности, и, несмотря на это, как течение общественной мысли Просвещение, несомненно, представляло собой некое единство.
       Целями  и философскими идеалами Просвещения являлись свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, вера в человеческий разум, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм и суеверий. Одним словом, назрела необходимость их осмысления на уровне новейших достижений обществоведения и философии.
       Именно  разномыслие просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их теоретической деятельности. В нескончаемых спорах между ними рождались и оттачивались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии, правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма.
       Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь: выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия, - вот пафос эпохи Просвещения.
       Эти умонастроения формировались еще  в XVII в.: Бэкон, Декарт, Гоббс и Лейбниц  были предтечами Просвещения. Критика  средневековой схоластики, апелляция  к разуму вместо авторитета и традиции, начатая ими, была продолжена и углублена в XVIII столетии, которое осознавало себя как эпоху разума и света, возрождения свободы, расцвета наук и искусств, наступившую после более чем тысячелетней ночи средневековья.
       Кое в чем умонастроение этого периода родственно духу эпохи Возрождения; однако есть здесь и различие. Во-первых, в XVIII в. значительно сильнее, чем в XVII, подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. Во-вторых, критика, которую в эпоху Возрождения философы и ученые направляли главным образом против схоластики, теперь обращена против метафизики; согласно убеждению просветителей, нужно уничтожить метафизику, пришедшую в XVI-XVII вв. на смену средневековой схоластике. Вслед за Ньютоном в науке, а за Локком в философии началась резкая критика картезианства как метафизической системы, которую просветители обвиняли в приверженности к умозрительным конструкциям, в недостаточном внимании к опыту и эксперименту.
       На  знамени просветителей написаны два главных лозунга - наука и прогресс. Просвещение - оптимистическая философия быстро крепнущей буржуазии, философия, целиком посвятившая себя прогрессу. Вольтер любил говорить: "Однажды все станет лучше - вот наша надежда". Без стараний просветителей эта надежда могла и не осуществиться, многое было бы потеряно.
       В работе "Ответ на вопрос: Что такое  Просвещение?" (1784) И. Кант пишет следующее: "Просвещение - это выход человека из состояния несовершеннолетия, в  котором он находится по собственной  вине. Несовершеннолетие - это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной не недостаток рассудка, а недостаток решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Имей мужество пользоваться своим собственным умом! - таков девиз эпохи Просвещения". Ее характеризует твердая, хотя временами и наивная вера в человеческий разум; необходимость его освобождения от предрассудков и метафизических догм путем критического пересмотра интеллектуальных ценностей; освобождения от религиозных суеверий и морально-нравственных предрассудков. 

2 ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ В АНГЛИИ 

       Эпоха Просвещения в Англии характеризовалась  развитием и распространением естественных наук, преобладанием материалистических тенденций в философии, умеренной критикой религии и церкви. В отличии от Франции, где Просвещение предшествовало политической революции, здесь все было наоборот : вначале произошла революция, а затем наступила эпоха Просвещения. Она представлена такими персоналиями и школами, как Джон Локк, деизм, спиритуализм Дж.Беркли, скептицизм Д.Юма, философия шотландской школы.
       2. 1 Сенсуализм Джона Локка
       Джон  Локк (1624-1704 гг.) автор сенсуалистической теории познания, суть которой состоит в том, что человеческие чувства объявляются источником истинного знания. "В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах". Человеческая память сравнивается с чистой доской, на которую в течении жизни наносятся письмена знаний. Никаких врожденных идей не существует. Опыт, из которого мы черпаем знания, бывает внешний и внутренний. Объект внешнего опыта - внешний мир, а объект внутреннего опыта - деятельность самой души.
       Идеи, получаемые в результате знания, Локк делит на простые и сложные. Простые идеи получаются при помощи одного чувства и отличаются простотой и ясностью. К ним относятся, к примеру, идея тепла, света, черного и т.п. Простые идеи получаются пассивной деятельностью, называемой созерцанием. Сложные идеи получаются через сравнение, наблюдение, соединение простых идей. Локк различает три класса сложных вещей : модусы; субстанции; отношения.
       Будучи  человеком верующим, он пытался примирить  веру в откровение и требования разума.
       2. 2 Деизм в философии английского Просвещения
       Деизм есть характерная для Просвещения  попытка компромисса между религией и философией. Бог, сотворив мир, не принимает в его делах никакого участия. Деисты призывали к естественной философской религии в противовес вере в откровение. Главные представители: Дж.Толанд, И.Ньютон, А.Шефтсбери.
       2. 3 Исаак Ньютон
       Исаак Ньютон (1643-1727) более известен как математик и физик, создатель классической механики. Основной труд "Математические начала натуральной философии". В нем с позиций материализма формулируются понятия и законы механики, подводится теоретическая основа под опытные данные. Механика Ньютона - это образец теории, полученной путем дедуктивного вывода. Он противопоставлял естественно - научное знание натурфилософским спекуляциям и в этих целях предложил структуру научного метода : законы и понятия устанавливаются через эмпирическую индукцию и служат фундаментом науки. Затем эти законы и принципы математически и символически выражаются и разворачиваются в научную систему через раскрытие исходных априорных допущений с помощью дедукции. Гипотеза как вероятностное знание допускается, но имеет второстепенное значение.
       На  основе механики Ньютона была создана  новая картина мира, названная  механистической. Деизм позиции  Ньютона состоит в том, что  у него материя не имеет самостоятельного источника развития, и, поэтому, нуждается в первотолчке, который дает Бог. Пространство и время отделяются от материи и объявляются самостоятельными сущностями.
       2. 4 Идеализм и агностицизм в английском Просвещении
       Крен  в сторону идеализма, спиритуализма и скептицизма в английском Просвещении совпал с завершением политического оформления буржуазного общества, усилением консервативных тенденций. Нельзя напрямую связывать идеализм и агностицизм с усилением стабилизационных настроений, однако опосредованно эта связь существует. Все наработанное в эмпирической и деистической философии требовало проверки и обоснования через своеобразную "провокацию" идеалистическими аргументами. Если положения материалистической теории познания и эмпирическая методология, а также основные постулаты философии права и политики выдерживают критику со стороны оппонентов из идеалистического лагеря, можно говорить об их действительной ценности. Наиболее значительными фигурами из идеалистов являются Беркли и Юм.
       2. 5 Джордж Беркли
       Главное произведение Джорджа Беркли (1685-1753) : "Трактат о принципах человеческого знания". Будучи дьяконом англиканской церкви активно критиковал материализм и атеизм с позиций субъективного идеализма. Беркли опровергает утверждение Локка о том, что знание возникает из опыта. Ведь опыт может дать знания только о единичных вещах, а общие понятия и отношения между ними вырабатываются с помощью разума. Беркли утверждает, что даже сами единичные вещи есть ничто иное как модификации нашего сознания, комбинации ощущений. Все качества предметов субъективны: в действительности нет красного, теплого, круглого и т.п. Предметы, вне воспринимающего человека, не обладают определенностью, они - никакие. Обладать бытием - значит быть воспринимаемым. Это классическая формула субъективного идеализма в его крайней форме - солипсизме. В натурфилософии Беркли выступил против учения Ньютона о материи, движении, пространстве и времени.
       2. 6 Давид Юм
       Основным  объектом критики Юма (1711-1776) становится материалистическое учение о причинности. В работах: “Трактат о природе человека" и "Исследования человеческого разумения" он утверждал, что в природе нет необходимости и причинности. Просто люди привыкли частую повторяемость вещей и процессов считать необходимой и причинной связью. На самом же деле это не так. Таким образом, скептицизм Юма проявился в тезисе о проблематичности объективного существования вещей. Содержание знания есть совокупность простых и сложных восприятий, или впечатлений и идей. Ум комбинирует впечатления и идеи и получает необходимые знания. Главная роль в этом комбинировании принадлежит принципу ассоциации. Юм выделял три типа ассоциаций: по сходству; по смежности и по причинности. Юм критиковал эмпирическую индукцию за её ограниченность. 

       3 ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ 

       Собственно  Просветительская традиция зародилась именно во Франции и сыграла исключительную роль в подготовке Великой французской революции. Основные черты французского Просвещения:
       - антиклерикальный характер;
       - материалистическая ориентация;
       - энциклопедизм;
       - учет потребностей массового читателя.
       В политической философии особый интерес  вызывала проблема источников и движущих сил исторического развития. Французское  Просвещение представлено:
       - материалистически ориентированными философами;
       - социально-философским направлением;
       - мистицизмом Б.Паскаля;
       - скептицизмом П.Бейля;
       - энциклопедистами.
       3. 1 Французский материализм XVIII века
       Материалисты  были наиболее последовательными и  решительными сторонниками Просвещения. Так как Просвещение было идеологическим обоснованием революции, а последняя своим острием направлялась против клерикализма и монархии, то естественно, что десакрализация общественной жизни, обыденного и научного познания могла быть осуществлена только с позиций материализма. Выделяют две линии во Французском Просвещении: первая продолжает линию Декарта и представлена именами Ламетри и Дидро, а вторая продолжает линию английского материализма и представлена прежде всего Кондильяком.
       3. 2 Дени Дидро
       Дени  Дидро (1713-1784) один из организаторов и авторов "Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел", предпринятой для распространения просветительской программы. Основные философские работы: Мысли об истолковании природы", "Разговор Даламбера и Дидро". Отстаивал тезис о материальной основе мира, понимая под материей всю объективную реальность. Критикуя религию в том числе догмат о первотолчке, высказывал идею самодвижения материи. Пытался распространить принцип непрерывности на развитие природы и человека и тем самым предвосхитил некоторые положения теории эволюции. В теории познания был сторонником Локка. В социальной философии симпатизировал идее "общественного договора", критиковал тезис о божественной природе королевской власти. В таких его художественных произведениях, как "Монахиня", "Племянник Рамо и его хозяин", "Жак - фаталист", содержатся сильные философские обобщения.
       3. 3 Социально-философское крыло французского Просвещения
       Главное в Просвещении - доказательство необходимости  социально-политических преобразований и идеологическое их подкрепление. Поэтому в философии активно разрабатывалась материалистическая линия, которая отчетливо видна и в социально-философских исследованиях. Исходным в понимании общества было рассмотрение его по аналогии с природой, то есть как реальности, подчиненной строгим закономерностям. Общество сводилось к индивиду, а общественное бытие объяснялось по аналогии с индивидуальным. Главный критерий для оценки общества - его соответствие природе человека. Большое внимание уделялось изучению детерминант общественного развития. Важное место занимала проблема свободы совести.
       Наиболее  известные фигуры : Монтескье, Вольтер, Руссо, Гельвеций.
       3. 4 Монтескье Шарль Луи
       Монтескье Шарль Луи (1689-1755) известен как талантливый писатель, автор "Персидских писем", в которых критикуется религия, абсолютная монархия, излагаются элементы материалистического понимания природы и общества. Особую ценность имеет труд "О духе законов". В нем представлена концепция философии истории, названная позже "географическим детерминизмом". Монтескье выделял два типа законов, управляющих обществом: "естественные" и "социальные". Законы определенной страны, их "дух", находятся в зависимости от географических факторов таких как климат, почва, рельеф и т.п. Формы государственного устройства сводил к трем: республиканской, монархической и деспотической. Форма зависит от того, как власть относится к законам. Свобода понимается как право делать все, что разрешено законом. Движущим принципом любой социальной системы Монтескье считал людские страсти, побуждающие их действовать в направлении достижения устойчивости и стабильности. В республике таким принципом является добродетель, в монархии честь, а в деспотии - страх. Критикуя религию, признавал её роль в нравственном воспитании.
       3. 5 Вольтер (Аруэ) Мари
       Философскую позицию Вольтера (1694-1778) называют деизмом из-за умеренности в вопросе критики религии и отношения к материализму. Религия должна носить разумный характер и быть средством нравственного воспитания народа. Основные работы: "Метафизический трактат", "Философский словарь", "О душе" В теории познания был сторонником локковского сенсуализма. Критиковал монадологию Лейбница, противопоставляя ей новейшие открытия в физике, в частности - учение Ньютона. Душа - это способность мыслить и чувствовать, полностью зависящая от тела. Человек - социальное существо и все попытки рассматривать его в христианской перспективе бессмысленны. Причины, заставляющие людей жить вместе, то есть образовывать общество - это естественная доброжелательность и тяга к общению. Вольтер предложил первую нерелигиозную философию истории. Он требовал очистить историю от мифов и художественных вымыслов. Утверждал, что исторические события каузально объяснимы и вовсе не подчинены божественному произволу. Миром правят мнения людей. Под "мнениями" он понимал основополагающие идеи, оказывающие влияние на судьбы чловечества. История - это процесс постепенного увеличения роли разума. В связи с этим Просвещению придается особое значение. Идеалом человеческого общежития считал общество, основанное на принципах разума.
       3. 6 Руссо Жан-Жак
       Руссо Жан-Жак (1712-1778) классическими философскими проблемами - теорией познания, логикой, онтологией, - почти не занимался. В центре внимания - социальные вопросы. Отправной точкой социально - философских исследований считал парадокс: "По мере совершенствования наук и искусств души людей все больше развращаются". Тем самым Руссо подчеркивает независимость нравственного прогресса от социального. Причину социального гнета он видел в социальном и экономическом неравенстве. Выделял два состояния человеческого существования "естественное" и "общественное". Первое характеризуется равенством, свободой и справедливостью. Появление государства - шаг к несвободе. Но шаг необходимый. В работе "Об общественном договоре" разработал свой идеал общественного устройства, предложил вариант договорной теории государства и права. Руссо известен и как теоретик педагогики. Он считал, что без воспитания граждан государство будет выглядеть жалким. Предлагал изолировать воспитуемых от дурных влияний внешней среды и жестко придерживаться правил и предписаний. Критикуя религию, признавая её как средство воспитания народа. 
 
 

       4 ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ГЕРМАНИИ 

             Наряду с чертами, характерными для Просвещения в  целом, а именно : антирелигиозная направленность, исторический оптимизм и активное Просвещение народа, немецкое Просвещение отличалось тем, что оно было проникнуто борьбой за объединение Германии. Воплощению в жизнь идеалов просветительского разума мешала раздробленность германских земель, отсутствие единого правового порядка. В философии начало Просвещения связано с именем Готфрида Лейбница и Христиана Вольфа. Большой вклад в становление и распространение просветительской идеологии внесли такие писатели и публицисты, как Лессинг и Гердер.
       4. 1 Готфрид Лейбниц
       Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) известен не только как великий философ, создавший систему "монадологии", но и как талантливый математик, физик, лингвист. Основные работы: "Новые опыты о человеческом разуме", "Теодицея", "Монадология". Главное в философии Лейбница - его концепция субстанции и учение о методе. Ему принадлежит также и оригинальное решение проблемы теодицеи.
       4. 2 Монадология Лейбница
       В отличие от Спинозы, он признавал  не одну, а множество субстанций. Все они равноправны и не находятся в отношениях иерархии. Субстанции называются монадами. Они не возникают и не исчезают, то есть вечны. Сущность монад составляет их активность и стремление к перемене места. Жизнь монад - не только в деятельности, но и в сознании. Не существует абсолютно одинаковых монад. Каждая из них уникальна, но в то же похожа на другие. Каждая монада - замкнутый космос, она самодостаточна, не имеет "окон" и не нуждается в общении с другими. Совокупность монад напоминает республику. Существует три рода монад: принадлежащие к неживой природе; обладающие ощущениями и созерцаниями; монады - души. Роль верховной монады, вносящей в мир монад гармонию и порядок, играет Бог. Эта гармония является предустановленной. Реальные связи и отношения мира по своей структуре тождественны логическим связям и отношениям. 
 

       4. 3 Теодицея Лейбница
       Основная  проблема теодицеи - оправдание Бога в  перспективе существования зла - ставится и решается в работе с  одноименным названием. Рациональная теология у Лейбница призвана служить  априорным основанием науки о  нравственности. Вопрос об оправдании Бога решается в рамках естественной теологии. Зло допускается как необходимый негативный момент даже в совершеннейшем из возможных миров для того, чтобы оттенить, подчеркнуть добро. Для объяснения границ человеческой свободы воли вводится три вида необходимости: метафизическая; моральная; физическая. Человек несвободен только по отношению к метафизической необходимости. В двух других случаях он имеет право на выбор.
       4. 4 Лессинг Готхольд Эфраим
       Лессинг, Готхольд Эфраим (1729-1781) пытался показать границы, существующие между философией и литературой. Первая использует точные понятие и методы, а вторая играет словами, иногда говоря лишнее, а иногда - недоговаривая. Но предмет у них один и тот же. Главные работы: "Лаокоон", "Воспитание человеческого рода", "Натан Мудрый". В "Лаокооне" обосновывается различие между пластическими искусствами и поэзией, утверждается, что поэзия обладает большими выразительными возможностями. "Воспитание человеческого рода" содержит 100 тезисов о нравственном прогрессе человечества. В них выделены три возраста человечества: Детство (Ветхий Завет); Юность (Новый Завет); Зрелость (Эпоха нового Евангелия). Последняя ступень является самой совершенной в нравственном отношении.
       4. 5 Гердер Иоганн Готфрид
       Гердер, Иоганн Готфрид (1744-1803) занимался проблемами эстетики, философии языка, философии истории. Основные работы: "Исследования о происхождении языка", "Идеи к философии истории человечества". Возникновение языка связывал с культурным развитием и действием естественных законов. Природное несовершенство человека, по мнению Гердера, выступает стимулом его развития, приводит к созданию полезных "вещей", в число которых входит и язык. Идея развития была применена и к рассмотрению природы, объяснению происхождения сознания.
       Наиболее  ценной из творческого наследия Гердера считается его философско-историческая концепция. В ней представлена история развития Земли как единого непрерывного процесса восхождения от низших форм к высшим под воздействием естественных законов. Низшая ступень - организация материи (теплота, огонь, свет, воздух, вода, земля, электричество и магнитные силы). Высшая ступень - мировая душа, объемлющая все. Историю Гердер понимал не как простое развитие, а как прогресс. В человеческом обществе в качестве движущих сил выступают интересы и потребности. Частично он признавал и влияние "внешних" факторов, особенно географических. Средством "очеловечивания" человека и сплочения общества выступает культура. 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

       Идеал свободомыслия в самом широком  значении этого слова приобрел у философов XVIII в. поистине революционный размах и остроту. Хотя прямого призыва к ниспровержению государственного строя в теориях просветителей не было, но они внедряли в массовое сознание мысль о том, что люди вольны переустраивать общество и, следовательно, устранять преграды, мешающие им сделать это. В этом заключался революционный характер влияния философских идеалов просвещения на общественное сознание.
       Одна  из главных особенностей эпохи Просвещения  заключается в том, что она  в большей степени, чем предшествующие эпохи, формировала новый тип личности. Этот круг по-новому сформированных людей количественно был значительно шире, чем в предыдущие времена, поскольку раньше процесс личностного формирования затрагивал преимущественно творцов, производителей идей, создателей картин, книг, скульптурных произведений. В отношении эпохи Просвещения можно говорить, что слой, затронутый новым идеалом образования и воспитания, значительно расширился. 
 
 

       СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

       
    Гриненко Г.В. - История философии: Учеб. Пособие – 2-е изд., испр. и  доп. – М.: Юрайт – Издат, 2007. - 688 с
    Губин В.Д. - Основы философии. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, Форум, 2008. — 288 с.
    Кассирер Эрнст - Философия Просвещения. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 400 с.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.