На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Философии" Философия как наука и философия как мировоззрение, функции философии. Философия Древнего Китая (даосизм и конфуцианство)

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 31.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Философия как  наука и философия  как мировоззрение,  функции философии.

Философия — это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Непосредственной  целью  науки   является   описание,   объяснение   и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих  предмет  ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или  иной степени выполняла по  отношению  к  науке  функции  методологии  познания  и мировоззренческой  интерпретации  ее  результатов.  Философию  объединяет  с наукой также  и  стремление  к  теоретической  форме  построения  знания,  к логической доказательности своих выводов. Европейская  традиция,  восходящая  к  античности,   высоко   ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию  с
наукой. Еще   греческие  мыслители  придавали  большое  значение  подлинному
знанию и компетентности в отличии  от  менее  научного,  а  порой  и  просто
легковесного  мнения.

Философия как мировоззрение. Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют 4 формы мировоззрения[источник?]: мифологию, религию, науку и философию.
Функции: Мировоззренческая функция. Мировоззрение – теоретическое отношение к сущему с позиций должного. В структуру Мировоззрения входят знания, ценностные ориентации, убеждения и идеалы. Основу Мировоззрения составляют знания. Наиболее выдающаяся роль в формировании мировоззренческого каркаса принадлежит Философии, ибо Философия и возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Таким образом, философия – теоретическое ядро мировоззрения. Философия образует основу научной картины мира. Философия составляет методологическую основу Мировоззрения
Методологическая  функция Философии заключается в направляющем действии на науки, что обусловливает их развитие оптимальным образом, помогает им преодолевать трудности своего развития. Философия образует универсалную методологическую основу. С любой специальной наукой философия относится не как целое с частью, а как общее с отдельным: каждая отдельная наука суть единство общего и особенного, неповторимого.
Еще выделяют практически-деятельную функцию Философии, которая заключается в том, что она превращается в орудие активного преобразовательного воздействие на окружающий мир и на самого человека. 

2. Философия Древнего  Китая (даосизм  и конфуцианство)
1. Основатель даосизма- Лао ЦЗин( начало VI в. до н.э.)
Основное понятие- дао- абсолютное потустороннее начало, божественное первоначало бытия, которое  определяет существование всех предметов  и явлений материального мира. Главные принципы даосизма:
1.) принцип недеяния- отказ от действий, противоречащих природе вещей. Вмешательство человека в законы природы- ошибочно и не может привести к успеху.
2.) Принцип молчания- постижение истины возможно только  через слияние человека с природой, а не через разум и чувства.  Истинное знание не выразимо в словах.
Главная цель человеческой жизни- достижение гармонии с природой.
2. Основатель- Конфуций( VI век до н.э) - конфуцианство
Главные принципы:
1.) принцип взаимности ( поступай с другими так, как  хочешь, чтобы поступали с тобой);
2.) принцип соблюдения  ритуала( необходимо соблюдать  культурные традиции для возврата  к «Золотому веку»);
3.) принцип сыновьей  почтительности- сын должнен почитать  отца, младший( в общественной  иерархии) должен почитать старшего, но при этом старшие должны заботиться о младших;
4.) Принцип исправления  имен- необходимо вернуть словам  их истинный смысл, который  был утерян; нужно внимательно  следить за собственной речью. 
Главная цель в  жизни(конфуцианство)- социальная гармония. Достигнуть ее можно только соблюдая нормы морали( поэтому значительная часть конфуцианства- этика). 

3. Философия Древней  Индии
В Индии путь формирования систематизированного философского знания пролегал через оппозицию  к брахманизму (Б) ассимилировавшему племенные верования и обычаи, зафиксированные в четырех самхитах, или Ведах (В) («Веда» - знание), - сборниках гимнов в честь богов. Позднее веды обрастают брахманами (описанием, комментарием), а еще позже – араньяками («лестными книгами»), и наконец упанишадами (от словосочетания «сидеть около ног учителя»). Весь корпус ведических текстов считался откровением. Толкователями ведической мудрости выступали представители высшей касты – брахманы. Однако ломка племенных отношений, кризис родовой морали поколебали авторитет жрецов. Первыми еретиками стали монахи проповедники – шраманы («совершающие усилия»), усилия были направлены на осмысление ведийской религии.
Философия локаята (чарвака), крупнейшими представителями считаются: Брихаспати и Дхишан, и философии санкхья (основатель Капила). Признавая естественность и вечность бесконечно многообразного мира, древнеиндийские мыслители отвергали сверхъестественность природных явлений и процессов, отрицали бессмертие души, выступали против языческих обрядов, религиозных учений джайнизма и буддизма.
Джайнизм - религия, возникшая в Индии в 6 век до нашей эры одновременно с буддизмом как оппозиция брахманизму, освящавшему кастовый строй. Джайнизм выражал интересы прогрессивных слоев индийского рабовладельческого общества. Последователи джайнизма (в настоящее время около 2 млн. человек, в основном из буржуазной среды) покланяются 24 пророкам, последним из которых якобы был легендарный основатель джайнизма Махавира Вардхамана, по прозванию Джина (санскр. - победитель), отсюда название джайнизм. Рассказы о Джине и его учениках составили каноническую религиозную литературу джайнизм (синддханта). Джина проповедовал, согласно джайнизму, 5 истин: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным вещам, будь целомудрен (для монахов). Джайнизм сохранил ряд элементов брахманизма: веру в перевоплощение душ, учение о карме, о периодическом появлении пророков. Джайнизм и буддизм отрицают кастовый строй, учение об индивидуальном избавлении от страданий, святость Вед, брахманистские обряды.
Брахманизм давал религиозное обоснование социальному неравенству, строгому кастовому делению, освящал привилегированное положение профессиональных жрецов, составлявших варну (сословие) брахманов. Брахманизм учил, что наряду с ведическими богами существует высший абсолют - бог-творец Брахма, к слиянию с которым должны стремиться бессмертные души всех живых существ, являющиеся частицами Брахмы. Но на пути к этой конечной цели стоит бесконечный ряд переселений душ, которая может воплощаться в самых разнообразных формах - начиная от растений и животных и кончая брахманами, царями и даже небожителями. Форма каждого нового рождения души зависит от самого человека, от его прижизненных деяний (закон кармы), от степени его праведности. Важнейшими добродетелями считались: беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти, выполнение дхармы своей варны, соблюдение предписываемых данной варне обрядов.
Буддизм - одна из трех мировых религий, возникшая в Индии в середине I тысячелетия до н.э. В действительности появление новой религии связано с разрушением родоплеменных связей и институтов, складыванием крупных рабовладельческих государств и усилением классового гнета. Буддизм учит, что жизнь во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания всему живущему. Причина зла и страданий - привязанность человека к чувственному миру перерождений (сансара), все человеческие чувства, страсти, желания. Преодолев их, поняв суетность и зло мира, можно прекратить "круговорот бытия", создав себе такую карму, которая приведет к небытию, нирване. Это "спасение" достигается вступлением на "восьмеричный путь" праведной жизни, под которой подразумевается отказ от всех человеческих интересов, семьи, имущества, от всего светского, подавление в себе любого интереса к земному путем самососредоточения.  

4. Космоцентризм древнегреческой  философии
На протяжении 6-4 века до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет  культуры  и Философия За этот период были создана новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о  космосе.  Космос  охватывает  Землю,  человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму  и  в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет  и  изменяется.  Из чего возникает,  к  чему  возвращается  никто  не  знает.  Одни  греческие  философы (натурфилософы)  считают,  что  основой  вещей  является  чувственно  воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах;  третьи  (элеаты)  усматривали основу  мира  в  едином,  незримом  бытии;  четвертые  считали  такой   основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа  Платона)  -  земной  шар  лишь  тень, результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все  эти  Философские  направления  были  во  многих  отношениях  наивными  и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией,  они  отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то  и  третьестепенное  место, пытались познать мир из него самого. На первых порах древнегреческие философы не осознавали, что основной вопрос Философии может иметь разное значение, но уже в 5 веке до  н.э.  (Платон,  Демокрит)  четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между которыми  проходит  через всю дальнейшую историю Философии. 

5. Основные школы  древнегреческой  философии
Милетская школа. Древне греческая философия возникла на западном побережья малой Азии. Здесь раньше развилась работорговля, торговля и выросшая на их основе культура. (связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта - более древние цивилизации)
Первые учения - город Милет 7-6 в. д.н.э. - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
Полагали, что  существует первовещество - живое в  целом и в частях, наделенное душой  и движением.
ФАЛЕС конец VII - начало VI в. до н. э. Предсказал солнечное затмение в Греции - 585 г. до н. э. Первым сформулировал вопрос: "что есть всё", "что является первоосновой". Всё произошло из воды. (Фалес - монист, т. к. принимал за основу всего сущего одно начало). Земля - плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вселенная полна богов, всё одушевлено. Всё знание надо сводить к одной основе - чувственной видимости.
АНАКСИМЕН. Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством  сгущения и разряжения воздуха. Воздух - это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддерживаемый воздухом. Душа также состоит из воздуха. Воздух обладает свойством бесконечности.
Философия милетской  школы является рационализацией  мифа. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия  внеприродных сил. В человеке милетцы усматривают, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды (или воздуха и т. п.). Милетская философия возникла на основе зарождающегося эмпирического и теоретического знания. Их материализм носил стихийный характер, мир рассматривался в непрерывном движении и изменении.
ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ.
Пифагор из Самоса 580-500 г. до н. э.
Выдвинул реакционное  учение о порядке. В общественной жизни порядок - власть аристократов. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок - прообраз общественного порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их.
Мысль о том, что всё в природе подчинено  определённым численным соотношениям приводила Пифагорейцев к идеалистическому утверждению, что именно число, а  не материя является первоосновой всего. Все вещи состоят из противоположностей: чётное - нечётное, предел - беспредельное, единство - множество, правое - левое, мужское - женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга. Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспредельное - воздух (пустота).
Учение  элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон).
Одним из этапов перехода от знания, обременённого  чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями для было учение элеатов, вычленивших понятие  бытия, как такового. Основные представители:
КСЕНОФАН: (VI-V вв. до н. э). Считал первоначалом мира землю. Отвергал человекоподобие богов, бог - абсолютное, вечное, бесконечный космос, сливающийся с природой, не конкретный чувственный образ, а понятийная конструкция. Отрицал представления  о множестве богов. Мир является воплощением свойств бога. Мир вечен и неуничтожим. Отрицал значение чувственного познания. Чувственная данность - видимость, познать сущность мира возможно только мыслью.
ПАРМЕНИД: Элея. VI-V вв. до н. э. Мир - вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения (все заполнено). Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществующее никак нельзя мыслить как несуществующее, откуда несуществующего нет. Бытие - то, что охватывается мыслью. Думать = быть. Мыслимое существует, мысль без бытия - ничто. Небытие не существует, т. к. о нем нельзя мыслить и говорить. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение. Из абсолютной заполненности следует, что мир не имеет частей. Он един.
СОФИСТЫ. СОКРАТ И СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.
Философское движение эпохи рабов. демократий.(5 - 6 в до нашей эры)
Софистика является тезис о относительности всех человеческих понятий, эттических норм и оценок. Софистика воевала против всего того, что жило в сознании людей без удостоверения его законности.
В теории познания софисты ориентируются на отдельного индивида, объявляя его - со всеми его  особенностями - субъектом познания. Всё, что мы знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через органы чувств; все же чувственные восприятия субъективны. Значит всякое человеческое знание относительно. Объективное, инстинктивное познание, с точки зрения софистов, недостижимо. Cубъективный идеализм.
СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). Для Сократа характерна логичность речи, ирония, мастерское расчленение вопроса, составляет предмет обсуждения. Выступал против Софистов.
Философия по Сократу - учение о том как следует жить. С. выступает против эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познание значения органов чувств. Главная задача познания - познание самого себя (самопознание)
ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА. Платон (427-347днэ). Афинянин, был противником афинской демократии Платон - ученик Сократа. Первый создал концепцию объективного идеализма. Мир идей, понятий, первичен по отношению к миру вещей. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Материальное бытие создается Творцом, разум и творческое умение, которого формирует материальный мир. Творец создал физический мир по идеальным образцам - идеям. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага.
Платон утверждает, что последними элементами всех вещей являются неделимые треугольники или геометрические бестелесные атомы. Человеческая душа независима от тела и бессмертна. Частная собственность и семья - подрывают условия общества.  

6. Учения Сократа  и Платона
Сократ. Философская школа появляется в V в до нашей эры, как реакции я на неразрешимость проблемы бытия. В философии софистов происходит переход от проблемы бытия к проблеме человека, от проблемы истины к проблеме значения вещи для человека. Главная черта философии софистов- релятивизм( принцип относительности существования объективного мира).
Софисты осознали, что благородство и положение  в обществе определяется не рождением, а воспитанием и образованием. Именно философия софистов положила начало греческой просвещенности, но в тоже время привела к разрушению системы морали и законов эстетического восприятия действительности, кроме того произошёл переход от коллективного к индивидуальному сознанию и стал возможен плюрализм мнении( истина призналась историческим, социально- культурно обусловленной).
Сократ- главный  оппонент софистов рассматривал сущность человека и смысл человеческой жизни. Сущность человека по Сократу- это разумная душа, которая является отражением и проявлением божественной сущности. Человек стремится к познанию истины к достижению красоты и добра. Человек не может жить правильно, если не осознает своей сущности.
Важная часть  философии Сократа- этика, где он впервые четко противопоставил  две системы ценностей:
-обыденную( богатство,  слава, почести);
- высшую( истина  и совершенство души).
Главный принцип  этики Сократа- «Заботься о душе»
Платон. Главный принцип в философии Платона- объективный идеализм- философское направление, утверждающее приоритет материального над материальным и называющее материальный мир проявлением идеального первоначала. Первоначала у Платона- это идеи, которых существует бесконечное множество. Они делятся на три вида:
      Эстетические и нравственные;
      Числа и геометрические фигуры;
      Сущности вещей- эйдосы- абстрактные понятия, которые и выражают эту сущность.
У человека тоже есть эйдос- вечный, совершенный и  неизменный. Предмет у Платона- соединение эйдоса и материи( потенциального бытия). Предемет из- за  присутствия не вечен, не совершенен и изменяется.
Теория познания Платона.
Платон- убежденный рационалист- отрицал роль чувств в  познании истины. Его теория Познания- это теория припоминания: учение о  перевоплощении души. Когда душа находится  в идеальном мире она познает  сущности непосредственно, но соприкасаясь с телом все забывает. Если человек захочет он вспомнит, а если нет- то не сможет этого сделать. Это повлияет на ее дальнейшую судьбу( души).
стало учение о  государстве, в котором соединилось  представления о социальном устройстве и миф о душе.
Согласно этому  учению в идеальном государстве  есть 3 сословия:
- философы( мудрецы)- управление общими делами;
- стражи( войны)- защищают государство;
- земледельцы  и ремесленники- люди, занятые материальным  производством.
Высший принцип в государстве- справедливость-человек занимает в государстве место согласно способностям своей души:
- если развит  разум- становится философом;
- если развита  воля- стражем;
- если чувство-  ремесленник и земледелец.
Эти три сословия обладают разными правами: ремесленники имеют право на семью, право обладать собственностью, а философы и стражи этих прав не имеют.
Платон рассматривал формы правления. Лучшими он считал- монархию и аристократию, а худшими- демократию, олигархию и теранию, так как в них отсутствует разумное начало.  

7. Философия Аристотеля
Аристотель, IVв. До нашей эры
Аристотель не был согласен с Платоном по поводу сущности бытия, он считал невозможным  отрывать сущность вещей от них самих. Аристотель полагал, что вещь- единство материи и сущности.
4 Элемента предмета:
- материя( материальная  причина);
- сущность( формальная  причина);
- движущая причина;
-целевая причина;
Сущностей столько  же сколько и самих предметов. Структура бытия иерархична, то есть эйдосы( сущности) вещей соотносятся друг с другом как высшие с низшими. Высший эйдос- Нус( ум), материальной причиной которого является весь мир в целом( космос).
Теория познания. Единственный способ познания- изучение материального мира, то есть конкретных предметов: чтобы познать истину, надо изучать природу( основополагающий принцип науки).
Аристотель разработал учение о методах научного познания. Такими методами он назвал:
1.) диалектику- метод  нахождения посылок; 
2.) индукцию- получение из частного знания общего; 
3.) определение и доказательство- методы получения достоверного знания.

Существенные  признаки научного знания,по Аристотелю: объективность, доказательность, системность, способность объяснять все многообразие явлений.
Аристотель приводил следующую классификацию наук: теоретические, практические, поэтические.
Государство - обобщение  родов, селений ради лучшей жизни. Аристотель дает типологию души: Растительная, животная, разумная душа. После Аристотеля существовал рад школ, которые  развивали идеи Аристотеля. 

8. Философия средневековья: основные характеристики
Средневековая философия - средневегового феодального  общества, развивающаяся от 5в. (кризис Западной Римской Империи) до 14-15в. (возникновение капитализма) Особенности: 1) связь с религией. Средневековая философия - теоцентризм (тео - бог). Творение мира богом. Крестьянский бог трансцендентен (чужд природе) 2) Библия - самая древняя и подлинная книга мудрости. Она является мерой оценки любой философской теории. 3) Экзегитичность (Искусство правильного толкования библии). Философия занимается толкованием текстов библии. В это время характерно явление псевдоавторства, когда автор приписывает свое произведение пророкам или апостолам. 4) Появляется психологический жанр исповеди 5) Оптимистичность философии, которая обосновывает возможность личного освобождения.
Возникло феодальное общество (крепостное право). Значительную роль играло духовенство. Монастыри  были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характеризовалось становлением христианской догматики в условиях формирования европейского государства в результате падения Римской империи.  

9. Патристика и схоластика  как этапы средневековой  философии
В условиях жесткого диктата церкви и государства власти философия была объявлена служанкой богословия, которая должна была использовать свой рациональный аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название “схоластики”.(опиралась на логику Аристотеля) Еще в 5 веке (христианство уже государственная религия в Греции и Риме) было сильно влияние философского  неоплатонизма, враждебного христианству. (Нехристианские философские школы были закрыты по декрету имп. Юстиана в 529г.) При этом одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений философии идеалистов древности. Так возникла литература апологетов (защитников) христианства, а за ней возникла патристика - сочинения отцов церкви, писатели, заложивших основы философии христианства. Они стремились доказать, что христианство поднимает такие вопросы которые ставила и предшествующая  философия, но дает более совершенные их разрешение. Наиболее влиятельный из отцов церкви - это Августин (354 -430) Доказывал, что бог является высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир представляет собою непрерывную лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает человек. Душа нематериальна, бессметна. Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он дел., делает через него бог. Схоластика. Главное направление в развитии философии средневековья. Она преподавалась в школах и университетах. Центральный вопрос - о отношении знания к вере. Считалось , что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как библейские тексты отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась изощренная логика. Одним из важных философских вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному.
Главные представители схоластики. Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий. А.Б. - 13век.
Схоластика должна была истолковывать свое отношении к материи так как Иисус Христос был явлен в виде человека, то есть объединил в себе божество(идеал) и человека (материя) природу. Этот факт не давал возможности трактовать материю как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего).  

10. Общая характеристика  и особенности  философии Возрождения.
Эпоха возрождения - период перехода от Средневековья к новому времени, охватывающая период с 14 по 17 вв. Эта эпоха Великих Географических открытий, открытий в естествознании, глубоких социальных Потрясений, религиозных войн во Франции и Нидерландская буржуазная революция. Эпоха начинается в Италии. Ренессанс осознает себя как возрождение античной культуры. Ренессанс относится к античности как к идеалу. Ренессанс - эпоха художественно эстетическая, формируется новое искусство, объектом которого выступает человек. В эпоху утверждается гуманистическое мировоззрение, когда человек выступает как ценность. В эпоху возрождения происходит реабилитация телесного, характерен культ красоты. Это выражается в деятельности известных поэтов, художников и скульпторов. Все эти особенности эпохи находят отражение в особенностях филилософии: 1) Философия - это антропоцентризм. 2) Философия тесно связана с развитием естествознания 3) Новое понимание бога природы. Бог понимается как природа. Природа рассматривается как самостоятельное явление 4) Поднимаются вопросы естественной морали, естественного права и естественной религии. 

11. Основные проблемы  и направления  философии нового  времени
Новое время  характеризуется ранними буржуазными  революциями в Нидерландах и  Англии, прогрессом нового, капиталистического общества, который был обусловлен ростом производительных сил, переходом от мануфактурного производства к машинному и развитием естествознания. Последнее было теснейшим образом связано с обоснованием Галилеем механики и ее законов, открытием Кеплером законов движения планет, установлением Ньютоном законов механического движения, открытиями Декарта, Ньютона и Лейбница в области математики (аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисления) и т.д.
Основными чертами  научного познания становятся механицизм и метафизика – изучение предметов и явлений в их обособленности, вне их общей связи и развития, сводя все разнообразие форм движения материи и механической. Поэтому материализм того времени был по преимуществу механистическим и метафизическим.
Философия выполнять  роль наиболее широкого учения, синтезирующего знания о мире природы, о человеке как части природы, об обществе, о  человеческом духе и, обязательно, о  Боге как первосущности, первопричине и перводвижителе всего существующего. Иначе говоря, процессы философствования мыслились как “метафизические размышления”. Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, — черта философии Нового времени. Но основная трудность состояла в том, что философские истины, как обнаружилось впоследствии, не могут иметь аксиоматического характера и не могут доказываться принятыми в математике способами.
философия Нового времени преувеличивала значение научного, логического начала в человеческой жизни и в философском мышлении.
“эмпиризм” (философское учение и направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания), возводящий все знания к опыту. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф.Бэкон, Т.Гоббс и Д.Локк.
“рационализм” (философское направление, признающее разум основой познания) в более узком смысле, отыскивающий основания и опыта, и внеопытного знания в рациональных началах выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Но ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р.Декарт , Б.Спиноза , Г.Лейбниц
Материалистическая  мысль эпохи ранних буржуазных революций  опиралась на достижения естествознания. Однако в этот период из всех областей научных знаний наибольшее развитие получили такие 
дисциплины, как математика, механика, физика. Философы того времени пытались объяснить многие явления в области биологии с позиций механики. Это обусловило специфическую форму материализма того времени, а именно его механический характер.

Главнейшим приобретением  естествознания ХVII-ХVIII вв. явился экспериментальный  метод и метод анализа. Применение метода анализа, 
использование эксперимента обусловили великие открытия естествознания той поры. Однако метод анализа стал постепенно обнаруживать свою односторонность, ограниченность. Исследование явлений природы 
чисто аналитически, без применения синтеза породило у ученых привычку рассматривать природные процессы и явления в отрыве друг от друга, вне их всеобщей связи и взаимодействия, т.е. не диалектически, а метафизически.

“эмпиризм” Ф.Бэкон – разработал индукцию, классификацию наук, разработал новую концепцию науки, не науку ради науки, а науку для развития человека. Считает что материя активна и движется потому что имеет причину в самой себе.
Т. Гоббс –  природа – совокупность тел, движение как перемещение матер тел  в пространстве. Создал учение о государстве.
и Д.Локк. материалистический сенсуализм, нет фатальной определённости, делит опыт на внешний (ощущения и  восприятия) и внутренний (рефлексия - самопознание), существуют первичные (размер, форма – воспринимаются как они есть) и вторичные (боль, вкус, цвет - субъективные) качества вещей.
“рационализм” Р.Декарт - дуалист, основной принцип – подвергал всё сомнению, отождествлял материю с пространством, разум критерий истины (т.к. он рационален и последователен).
Б.Спиноза натуралистический пантеист (природа - бог),довёл понимание материи до субстанции, стоял на позициях детерминизма. Свобода осознанная необходимость, государство как общественный договор.
Г.Лейбниц объективный  идеалист, весь мир состоит из частиц – монад, им свойственна внутренняя бесконечность и неисчерпаимость. Через теологию приходит к связи материи и движения. 

13. Р. Декарт
Декарт известен как естествоиспытатель, создатель  алгебры и аналитической геометрии, основоположник физиологии и философии. Единство наук связано с философией. Философия выступает как корень, от которого отходят все науки. Всякое познание начинается с сомнения. В своей философии Декарт выразил в афоризме - <Я мыслю, следовательно я существую>. Декарт выделяет объект и субъект познания. Существование субъекта познания очевидно и несомненно. А совпадает ли представление об объекте с самим объектом. Критерий истины в разуме. Истиной признается то, что не подлежит сомнению. Истиной достоверного знания может быть только разум. Достоверные знания человек может получить с помощью индукции и дедукции. Индукция дает знания непосредственно , без всяких логических доказательств, а дедукция выявляет содержательность этого знания, обосновывает его. Дедукция - это рассуждение от общего к частному. Индукция - наоборот. Познавательное действие состоит из 3 классов идей: - в результате чувственных контактов с вещами - возникающих на основе первых идей, обобщений опыта - врожденные идеи, присущие изначально - условие всеобщего и необходимого знания ( идея бога, числа, фигуры) Декарт признает существования бога, который сотворил 2 субстанции : материальную и духовную. Атрибут духовной субстанции - мышление, материальной - протяжение. 

14. Общественно-политические  учения Дж.Локка
ДЖОН ЛОКК (1632—1704)
Английский философ и политический мыслитель, развил государственно-правовые концепции Нового времени также, как и Т.Гоббс, разработал концепцию естественных прав и общественного соглашения. Но он подчеркивал мирный характер людей в естественном состоянии, однако не исключал возможности возникновения угрозы существованию естественных прав людей. Дж. Локк считал, что люди лишь частично делегируют права, ограничивая таким образом власть, давая ей “минимальные” полномочия, сохраняя при этом индивидуальные особенности.
Государство, по мнению Дж. Локка, возникает там, где  свободные люди отказываются от естественного  права на самозащиту, на наказание  насильников и передают его обществу. Причина, которая заставляет перейти  от естественного состояния к  гражданскому, состоит в ненадежности прав в естественном состоянии, где акцент смешивается на субъект реализации, а потому право здесь всегда релятивное, подвластное отдельному субъективному духу. Цель государства – это сохранения свободы и собственности, государство ставит своей задачам продуцировать законы, наказывать нарушителей права и защищать граждан от внешних нападений. Поэтому государственная власть делится на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Дж.Локк требовал четкого обособления власти исполнительной от законодательной. Итак, Локк ставит требование четкого распределения власти как основного принципа строительства государства, деятельность которой таким образом, сохраняет естественное право. Во взглядах Дж.Локка на политическое устройство общества наблюдается стремления приспособить теорию к той формы правления, которая установилась в Англии в результате буржуазной революции 1688 года.
Согласно Дж.Локком, власть делится на законодательную, исполнительную и федеративную. Первая устанавливает нормы поведения граждан. Друга принимает меры относительно применения законов, а третья определяет отношения государства с другими государствами. Судебную власть Дж.Локк не отмежует от исполнительной.
Суть локковськой  концепции заключается в том, что он постулирует неразрывную взаимозависимость основных политических и экономических прав человека. Без частной собственности человек не в состоянии удовлетворить свои нужды как человека. Дж. Локк выступает фактически как теоретик конституционных прав, при которых законы и исполнительная власть подчинены правовой форме государства и естественному праву. Локк – защитник политических прав и свобод человека и гражданин, как таких, что вытекают из естественных прав, становятся ограничителями полномочий государства. Дихотомия, “ лицо-государство” решается Локком в пользу первого элемента – лица. Права человека преобладают над любыми.
Основные  политические взгляды  Дж. Локка : первичным видом человеческого единения считал “естественное состояние”, в котором люди являются свободными и равными, руководствуются естественным законом, установленным Богом; потребность в регламентации отношений собственности становится главной причиной формирования общества; отказавшись от части своих естественных прав, люди заключают между собой общественный договор, образовав гражданское, а потом и политическое общество (государство); государство выступает гарантом естественных прав, суверенитет замыкается за народом; гарантия воплощения свободы – равный для всех, обязательный и постоянный закон; общество и государство – не одно и тоже, общество может создать другую, более совершенную власть; необходимый раздел полномочий между законодательной и исполнительной властью. 

15. Особенности французского  материализма 18 века
Особеностью французского материализма 18 века была ориентация на естествознание, прежде всего на механику. Именно механистическая картина мира легла в основу представлений Гольдбаха, Гельвеция и Ламетри о мире человеке и познании.
Ламетри (1709 - 1751), французский философ, врач. Первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма и сенсуализма. Заболев горячкой и наблюдая во время болезни за собственными мыслями и ощущениями, он занялся изучением вопроса о взаимоотношении души и тела и пришел к заключению, что душа – всего лишь функция сердца и мозга. В сочинении "Человек-машина" (1747) рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму. Ламетри доказывал, что человек есть не что иное, как сложно организованная материя. Те, кто считает, будто мышление предполагает существование бестелесной души, не показали, что тело неспособно к мышлению. Идеи возникают только тогда, когда тело получает впечатления посредством органов чувств. Низшие животные также имеют органы чувств, а человек отличается от животных только количественно – большей степенью чувствительности и ума. Душа прекращает существование после смерти тела. Чувственное наслаждение является целью жизни, а у добродетели не может быть иного основания, кроме любви человека к самому себе.
Согласно  Гольбаху реально не существует ничего, кроме материи. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Гольбах признавал наличие объективных закономерностей материального мира, считая, что в основе их лежит постоянная и нерушимая связь причин с их действиями. Человек является частью природы и поэтому подчинён её законам. Свободу воли Гольбах отрицал ввиду причинной обусловленности поведения людей. Отстаивая познаваемость материального мира, Гольбах, исходя из материалистического сенсуализма, считал источником познания ощущения; познание является отражением действительности; ощущения и понятия рассматриваются как образы предметов.
Д. Дидро (1713-1784) В своих работах он обосновывается принципы последовательного материализма, в соответствии с которыми единой реальностью может быть лишь материя и движение. В единый процесс эволюции мира Дидро вмещает существование человека, общества.
Вся природа, в соответствии с взглядами Дидро, находится в постоянном движении и эволюционировании. Все, что существует, когда-то возникло и исчезнет, превращаясь на что-то другое. Разнообразие существующих материальных форм есть главной причиной процесуальности мира.
Дидро отстаивает учение об единстве материи и сознания, высказывает мысль, что в потенциальном  виде ощущения есть всеуниверсальным свойством материи. Рассматривая возникновения  сознания, ума как исторических явлений, Дидро создает первую эволюцинистическую концепцию становления биологических видов. Однако он рассматривал эволюцию лишь в виде накопления свойств, признаков, которые суммарно дают феномен нового биологического вида. Свою гносеологическую концепцию Дидро строит, руководствуясь принципами сенсуализма (прежде всего — локковского). Он выделяет три вида познания: наблюдение, обдумывание, опыт. Наблюдение собирает факты, обдумывание — комбинирует их, опыт — проверяет результаты этих комбинаций. Не разделяя мысль о том, что мы можем свести мышление человека к ощущениям, Дидро разрабатывает концепцию психической деятельности, в соответствии с которой суждение, чувство не сводятся к элементарным чувствам, а последние - это их условие, а не сущность, условие возникновения психики, а не самая психика.
Вместе с Гельвецием и Гольбахом Дидро обосновывает учение о решающей роли среды для  формирования личности. Он считает, что  сознательное преобразование окружающей среды есть главным условием улучшения  человека, общества. Поэтому сознание законодателей Дидро оценивал как решающий фактор общественного прогресса. Опираясь на теорию "общественного соглашения", он активно доказывает право народа физической силой изменять систему государственного устройства общества.
Материалистическое  решение вопроса об отношении сознания к материи, обусловили сенсуалистическую трактовку познавательного процесса. Источником всех знаний материалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств.
Признание подобия мира и человеческой жизнедеятельности предопределяет гносеологический оптимизм материализма в 18 веке. Его представители убеждены в неограниченности познавательных возможностей человека. 

16. Новоевропейский  способ мышления: субъектно-объективная  парадигма
Философы Нового времени осознали, что для осуществления  научного познания и для того, чтобы  научное знание вообще могло состояться как таковое, необходимо мысленно противопоставить себя окружающему миру. Эта мысленная операция противопоставления осуществляется по принципу «как если бы...». Познающее «я» ставит себя вне мира, выделяет себя. Мир же превращается в нечто, лежащее вне, в подлежащее. Только мысленно поставив себя в позицию субъекта и, соответственно, превратив весь мир в противостоящий объект, можно познавать научно. 
Разделение на субъект и объект — факт многозначительный. Во-первых, он проясняет глубинные основания западной науки. Во-вторых, он раскрывает особенности западного образа мышления в целом. Эти особенности наиболее ярко обнаружили себя именно в Новое время. Переход к мышлению по принципу «субъект-объект» означал новую ориентацию и самоориентацию человека в мире и, в конечном итоге, новый способ существования.
 

17. Общая характеристика  классической немецкой  философии
Немецкая философия 19 века не случайно названа классической. Она была воплощением идей периода возрождения. Любое развитие совершается по своим внутренним законам. Человек подчиняет мир своей разумной волей и строит жизнь по законам разума, справедливости и красоты. Наиболее выдающимися представителями немецкой классической Философии
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.