На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Уголовно-исполнительное законодательство

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 
 

     Введение            3 

    1. Понятие, содержание, цели и задачи уголовно-исполнительного
    Законодательства           4 

     2. Понятие и содержание норм уголовно-исполнительного законодательства  5 

     3. Уголовно-исполнительные правоотношения и их структура     8 

    4. История  развития уголовно-исполнительного законодательства и права
     в  России            9 

     Заключение            13 

     Задача             14 

     Список  использованной литературы        15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Уголовно-исполнительное законодательство — совокупность законодательных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие общие положения, принципы, порядок и условия исполнения уголовных наказаний, применения средств исправления осуждённых, порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, а также иные тесно связанные с ними общественные отношения.
     Уголовно-исполнительное законодательство является основным источником правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет уголовно-исполнительного права. Термин «уголовно-исполнительное законодательство» используется в основном в странах Содружества Независимых Государств, в то время как в других странах используется понятие «пенитенциарное законодательство». В СССР отрасль, регулирующая общественные отношения в области регулирования порядка и условий исполнения наказаний называлась исправительно-трудовым правом, и, следовательно, существовало исправительно-трудовое законодательство.
     Базовым актом в системе уголовно-исполнительного  законодательства является Конституция Российской Федерации 1993 года, которая содержит ряд норм уголовно-исполнительного права, в том числе, нормы, закрепляющие основные права и обязанности граждан и правовые принципы законности, гуманизма и демократизма, а также норму, которая относит к ведению Российской Федерации принятие законов, регулирующих исполнение уголовных наказаний.
     Важнейшим законодательным актом в сфере  регулирования исполнения наказаний  является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 18 декабря 1996 года и вступивший в силу с 8 января 1997 года №1-ФЗ. В нём устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации 1996 года; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осуждённых; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия субъектов права в исправлении осуждённых; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации установил цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства. Его целями являются исправление осуждённых и предупреждение совершения новых преступлений, как осуждёнными, так и иными лицами, а задачами — регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осуждённых, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осуждённым помощи в социальной адаптации.
     Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации  применяется на всей территории Российской Федерации. Исполнение наказаний, а  также применение средств исправления  осуждённых и оказание помощи освобождаемым  лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие, содержание, цели и задачи уголовно-исполнительного
     законодательства. 

     Под отраслью законодательства понимается совокупность законов, которые регламентируют общественные отношения, относящихся к предмету его регулирования. Поэтому под уголовно-исполнительным законодательством необходимо понимать систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.
     Согласно  п. «о» ст. 71 Конституции РФ принятие законов, регулирующих исполнение наказаний, находится в федеральной компетенции.
     Принятый  УИК 18 декабря 1996г. стал основным законом, регулирующим исполнение всех видов уголовных наказаний, а также в ч.I ст. 2 УИК указывается, что уголовно-исполнительное законодательство состоит из настоящего Кодекса и других Федеральных законов.
     В более широком смысле под отраслью уголовно-исполнительного законодательства понимается вся совокупность нормативных актов, которые регламентируют общественные отношения и относятся к предмету их регулирования, возникающих в процессе исполнения наказания и применения средств исправления.
     Эти подзаконные акты можно разделить на две группы:
     а) Постановления Правительства РФ;
     б) Ведомственные акты.
     В связи, с чем Правительством РФ принято  ряд нормативных актов:
     Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, о дисциплинарной воинской части, об арестных домах, об исправительных центрах, минимальные нормы питания и материально - бытовое обеспечение осужденных ч.3 ст.99 УИК, перечень технических средств надзора и контроля за осужденными и порядок их использования (ч.III ст. 83 УИК), о форме одежды осужденных к лишению свободы (ч.IV ст. 82 УИК).
     Уголовно-исполнительный кодекс делегирует полномочия Минюста и Минобороны принятие самостоятельно или совместно с другими ведомствами нормативно-правовых актов по вопросам исполнения наказания: «Правила внутреннего распорядка исправительных центров» ч.II ст.50 УИК, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений ч.III ст.82 УИК.
     Согласно  ч.IV ст.88 УИК органам государственной  власти субъектов Федерации даны полномочия по расширению прав и законных интересов осужденных, что не противоречит ст.72 Конституции РФ.
     Таким образом под уголовно-исполнительным законодательством в широком смысле необходимо понимать систему правовых актов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным средств исправительного воздействия. Исходя из вышеизложенного следует источниками уголовно-исполнительного права являются: Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс и другие федеральные законы, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативно-правовые акты, а также нормативные акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными им Уголовно-исполнительным кодексом.
     Согласно  ч.II ст. 3 УИК устанавливается, если международным  договором установлены иные правила исполнения наказания и обращения с осужденными, которые не предусмотрены законодательством РФ, то применяются Международные нормативные акты. В этом усматривается приоритет Международного права перед уголовно-исполнительным законодательством.
     Уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает рекомендации (декларации) международных организаций и международных договоров, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. Впервые в законодательстве выделены в самостоятельные категории цели и задачи данной отрасли права. 

     Цель  уголовно-исполнительного  законодательства заключается в исправлении и предупреждении совершения новых преступлений как осужденными, так иными лицами ч.I ст.1 УИК.
     Исправлениеформирование у осужденных уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам общежития и правопослушание (ч.I ст. 9 УИК).
     Предупреждение – это профилактические мероприятия - охрана и надзор за осужденными ч.I ст. 82, оперативно-розыскные мероприятия ст. 84, применение мер поощрения и взыскания ст. 113, 115, а также проведения воспитательной работы.
     Но  данные цели осуществляются посредством поставленных задач перед уголовно-исполнительным законодательством, которые состоят в следующем:
     - регулирование порядка и условия  отбывания наказания осужденных;
     - определение средств исправления  (ч.II ст. 9 режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, общественное воздействие).
     В особенной части УИК регулируется механизм реализации этих средств:
     - охрана прав, свобод и законных  интересов осужденных, которые законодательно закреплены в ст. 19 УИК - контроль органов государственной власти за исполнением наказаний; ст. 20 УИК – судебный контроль; ст. 21 УИК – ведомственный контроль; ст. 22 УИК – прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией ИУ и т.д.
     - оказания осужденным помощи в социальной адаптации направлена на предупреждение рецидива преступлений со стороны лиц, освобожденных от наказания.
     Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство определяет систему задач этой отрасли, их взаимосвязь между собою. Эти задачи находят закрепление и развитие в институтах и нормах УИК и других нормативно-правовых актах. 

     2. Понятие и содержание норм уголовно-исполнительного
     законодательства 

     Под нормой уголовно-исполнительного  права понимается модель должного поведения субъектов и участников правоотношений (государственных органов, организаций, общественных объединений, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан).
     Норма права представляет собой три уровня:
     1. норма представляет собой основной  элемент отрасли права – это его первый уровень
     2. комплекс норм, регулирующий определенную  группу общественных отношений (исполнение лишения свободы, исправительные работы, освобождение от наказания) – образует второй уровень.
     3. сама отрасль права образует  третий, высший уровень его структуры.
     Регулируя общественные отношения, возникающие  при исполнении наказания нормы уголовно-исполнительного права устанавливают права и обязанности субъектов, исполняющих и отбывающих наказания, регулируют их деятельность в двух направлениях: процесс исполнения (отбывания) наказания и применение исправительного воздействия.
     Особенность норм уголовно-исполнительного права  состоит в том, что некоторые из них реципированы из других отраслей права. Это, прежде всего, нормы регулирующие: труд осужденных к лишению свободы (ст.103-107 УИК); их пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности (ст.98 УИК); профессиональное образование (ст.108 УИК); материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы (ст.99-101 УИК) и т.д. Однако в уголовно-исполнительном праве существуют и социальные нормы, которые реализуются в форме:
     - норм-задач – к которым относятся  ст. 1 УИК – определяет цели  и задачи; ч.V ст. 103 УИК устанавливает, что производственная деятельность не должна препятствовать исправлению осужденных;
     - нормы принципы отражены в  ст. 8 УИК;
     - нормы дефиниции в ч.I ст. 9 УИК дается понятие исправлению осужденных, а в ч.I ст. 82 УИК понятие режима в исправительном учреждении.
     В уголовно-исполнительном кодексе выделяется большая группа бланкетных и отсылочных норм. В бланкетной норме делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказания. Например, несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду согласно законодательству РФ о труде (ч.II ст.103 УИК). Кроме того, бланкетные нормы облегчают применение норм смежных отраслей законодательства и более четко определяют предмет правового регулирования. Отсылочные нормы облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирования и имеют внутриотраслевое назначение.
     Виды  и структура норм уголовно-исполнительного  законодательства.
     В зависимости от характера, устанавливаемого поведения нормы уголовно-исполнительного  права можно классифицировать следующим образом: регулятивные, поощрительные и охранительные.
     Регулятивные  – это те нормы, которые устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. В свою очередь они делятся в зависимости от характера установленных прав и обязанностей на:
     - обязывающие нормы, которые устанавливают требования к субъектам совершать определенные действия; например ст.82 УИК – устанавливает требования режима в местах лишения свободы. Это обязательная изоляция и постоянный надзор за осужденными;
     - уполномочивающие нормы представляют субъектам выбор варианта поведения в рамках установленных законом. Согласно ч.IV ст. 89 УИК по желанию осужденного или адвоката свидания могут представляться наедине;
     - запрещающие нормы напротив устанавливают требования к субъектам  воздерживаться от неправомерных действий; например ч.I стю90 УИК устанавливает – вес одной передачи не более веса посылки.
     Поощрительные нормы направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных. Они в основном сконцентрированы в ст. 113 УИК – меры поощрения применяемые к осужденным. Согласно ч.II ст. 111 УИК участие осужденных в самодеятельных организациях поощряется и учитывается при определении степени их исправления. Они также сформулированы и содержаться в ст.108, 109, 112 и др.
     Охранительные нормы призваны защищать правоотношения, возникающие в процессе отбывания наказания, к таким нормам относятся ст. 115 – меры взыскания и ст. 102 – материальная ответственность лиц лишенных свободы (это порча государственного имущества, книг, постельных принадлежностей, производственного инвентаря и т.д.)
     Нормы уголовно-исполнительного права  подразделяются на материальные и процессуальные (процедурные).
     Материальные  нормы права устанавливают содержание правила поведения, а процедурная норма регулирует условия и порядок его реализации.
     Например  в ст.113 и 115 УИК сформулированы материальные нормы (меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным), а в ст.116 и 117 определена процедура их применения.
     Таким образом, разделение норм уголовно-исполнительного  права на виды имеет не только общетеоретическое значение, оно помогает предметно анализировать их при правоприменительной деятельности.
     В общей теории права в структуре норм выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. Такое структурное разделение норм применимо и в уголовно- исполнительном праве.
     Гипотеза  представляет собой условие или событие, при наличии которого норма должна применяться. Во многих случаях гипотеза выносится за пределы текста нормы, она может быть общей для большинства норм, а также может содержаться в самом нормативном акте, например, в ст.97 УИК сформулированы условия краткосрочного выезда осужденных за пределы мест лишения свободы.
     Диспозиция  – правило поведения субъектов и участников правоотношений, где определены их права и обязанности.
     В качестве санкции рассматривается предусмотренное нормой права последствие нарушения установленных ею правил поведения. Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права в отличие от норм уголовного права является то, что они могут находиться в другой статье (ст.115 УИК), но применяются за нарушение правил поведения, установленных в различных статьях УИК.
     Применение  норм уголовно-исполнительного права.
     Необходимым условием выполнения задач, поставленных перед уголовно-исполнительным законодательством, является успешная реализация норм данной отрасли права. Она зависит от многих социальных, организационных и правовых факторов. К социальным условиям можно отнести отношение государства, общества, граждан к выполнению правовых предписаний, правопослушное поведение представителей государственной власти, должностных лиц, лиц, обладающих должностными полномочиями, представителей общественных объединений, а также граждан. К числу указанных факторов относятся господствующие в обществе, различных слоях населения и группах граждан нравственные и правовые представления, психологические установки на соблюдение законов; серьезно влияет на успешность реализации норм уголовно-исполнительного права состояние экономики. Экономический кризис в обществе препятствует выполнению такой задачи, как успешная реализация средств исправления осужденных.
     Кроме социальных и организационных факторов, влияющих на применение норм уголовно-исполнительного права, существует и правовой фактор. Он определяется степенью и полнотой регламентации правового механизма реализации норм этой отрасли права, полнотой и всесторонностью процедурного обеспечения норм материального права. Материальная норма без соответствующих ей процедурных норм остается мертвой.
     Успешное  применение норм уголовно-исполнительного  права предлагает их реализацию в пространстве и во времени, основные правила которой установлены в ст.6 УИК.
     В ч.I ст.6 УИК определено, что уголовно-исполнительное законодательство РФ применяется на всей территории РФ. Это положение особенно важно для государства с федеративным устройством. Никакие иные правила исполнения наказания, устанавливаемые субъектами Федерации (кроме случаев, прямо предусмотренных в УИК), не могут применяться на его территории, как противоречащие ст.71 Конституции. В ч.II ст.6 УИК впервые установлены правила применения уголовно-исполнительного законодательства во времени.
     Для выяснения начала действия закона, регулирующего исполнение наказания, необходимо руководствоваться общим положением о вступлении законов в силу, согласно ч.3.ст.15 Конституции РФ в которой говориться «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Из данного конституционного положения следует, что нормы уголовно- исполнительного права вступают в действие с момента их опубликования, если иное не оговорено в самом тексте закона или соответствующем законе, определяющем порядок введения его в действие.
     Так, Закон « О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса  РФ» устанавливает, что он вводится в действие с 1 июля 1997 г.( ст.1) Одновременно в указанном с учетом изменений внесенных в 2001 г. предусмотрено, что положения Кодекса о наказании в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2004-2006 гг., т. е. в полном объеме УИК РФ вступит в действие до 2006 г. (ст.6 УИК).
     Действие  нормативного акта, регулирующего исполнение наказания, прекращается с момента опубликования соответствующего закона об отмене конкретного акта или с того дня, который специально оговорен во вновь принятом законе. В ст. 2 Закона «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ» указывается, что ИТК 1970 г. признается утратившим силу с 1 июля 1997г.
     Введение  в действие норм уголовно-исполнительного  права может влечь за собой ухудшение положения некоторых категорий осужденных. Так для лиц, содержащихся в колониях общего и строгого режимов, нормами УИК была предусмотрена возможность перевода с 1 июля 1997 г. на строгие условия (ч.4 ст. 121, ч. 3 ст. 123), где они содержатся в запираемых помещениях, что не было предусмотрено ИТК 1970 г.  
 
 

     3. Уголовно-исполнительные  правоотношения и  их структура. 

     Уголовно-исполнительные правоотношения возникают с момента  вступления приговора в законную силу и продолжаются до отбытия осужденным наказания ( ст.7 УИК).
     Согласно  ст. 390 УПК моментом возникновения уголовно-исполнительных отношений является распоряжение об исполнении судебного приговора и с этого момента лицо становится не подсудимым, а осужденным. Поэтому в процессе исполнения наказания уголовно-исполнительные правоотношения, не меняя свою юридическую природу, могут изменить свое содержание. Это может быть как при замене одного вида наказания другим, так и при изменении вида исправительного учреждения.
     В этой связи необходимо рассмотреть  структуру уголовно-исполнительных правоотношений, которые состоят из следующих элементов:
     - субъекты и иные  участники правоотношений;
     - содержание правоотношений
     - объекты правоотношений;
     - юридические факты,
     Субъектами  правоотношений являются юридические и физические лица, которые обладают определенными субъективными правами и обязанностями, установленные нормами уголовно-исполнительного права.
     Согласно  ст.16 УИК к этим субъектам, прежде всего, относятся  учреждения и органы, исполняющие наказания:
     - суды – исполняющие лишение  специального воинского звания или почетного звания, классного чина (ч.VI ст. 16);
     - судебные приставы, на которых  возложено исполнение штрафа;
     - уголовно-исполнительная инспекция,  исполняющая обязательные работы  и исправительные работы;
     - учреждения уголовно-исполнительной  системы, исполняющие наказания в исправительных центрах, арестных домах, в исправительных учреждениях лишения свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертную казнь;
     - дисциплинарная воинская часть,  исполняющая содержание осужденных военнослужащих в дисциплинарных воинских частях;
     - командование гарнизонов, исполняющих  арест и ограничение по военной службе.
     Субъектами  уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, а также участвующих в решении многих правовых вопросов, связанных с исполнением и отбыванием наказаний. Например, дают санкцию на задержание осужденного, уклоняющегося от выезда к месту отбывания наказания в виде ограничения свободы (ч.2 ст. 48 УИК), дают согласие на введение режима особых условий в исправительном учреждении (ч.3 ст. 85) и т. д.
     Субъектами  уголовно-исполнительных правоотношений являются осужденные т.к. уголовно-исполнительные правоотношения возникают именно при отбывании ими наказаний. Субъектами правоотношений, которые обладают наименьшим объемом прав и обязанностей являются – общественные объединения, попечительский совет, отдельные граждане, священнослужители и родственники осужденных, лица, работающие на предприятиях с осужденными.
     Под содержанием уголовно- исполнительных правоотношений следует понимать фактическое поведение субъектов, а также совокупность их прав и обязанностей, иными словами взаимосвязь прав и обязанностей образуют содержание правоотношений. Права и обязанности корреспондируются между собой, поэтому если один из субъектов несет какую-либо обязанность, то другой из них имеет право требовать выполнения данной обязанности, что образует взаимосвязанную систему и определяет содержание правоотношений, а совокупность их прав и обязанностей зависит от вида исполняемого наказания, которое реализуется в процессе его исполнения.
     Объектом  правоотношений могут быть реально существующие обстоятельства или законные интересы, по поводу которых возникают правоотношения. Например, - для осужденных, - получение краткосрочного или длительного свидания, выезд из исправительного учреждения и т.д. Для администрации исправительных учреждений в качестве объекта выступают интересы, связанные с обеспечением режима и внутреннего порядка в исправительных учреждениях и т. д. В этой связи можно считать, что реализация прав и обязанностей субъектов и участников направлена на определенные объекты.
     Юридические факты представляют собой действия или события, в связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения. Юридические факты можно разделить на несколько групп:
     1) генеральный юридический  факт – это вступление приговора суда в законную силу обращение его к исполнению (действие); истечение срока наказания назначенное судом; условно досрочное освобождение, иначе говоря – событие;
     2) юридический факт  со сложным фактическим  составом, т.е. те факты, которые влекут за собой изменение комплекса правоотношений, например, замена одного вида наказания другим, перевод осужденного из колонии в тюрьму и т. д.;
     3) это те юридические  факты, которые способствуют возникновению, изменению или прекращению конкретных правоотношений, например предоставление осужденному свидания, привлечение его к работе без оплаты труда и т. д.
     Таким образом, анализ показывает оценка правоотношений, возникающих на основании различных юридических фактов, даёт возможность правильно применять конкретные нормы, относящиеся к различным отраслям права. 

     4. История развития уголовно-исполнительного законодательства и права в России 

     Формирование  положений пенитенциарного законодательства началось еще при становлении государства и права Древней Руси. Наиболее известный памятник древнерусского права, содержащий нормы об уголовных наказаниях и их исполнении, - Русская Правда, древнейшей редакцией которой, была Краткая Правда. Объединенные в Русской Правде нормативные предписания основывались на существующих обычаях и сложившейся практике наказания за опасные для князя и общества деяния. Исходя из обычая, за убийство допускалась кровная месть, т.е. разновидность смертной казни, которую приводили в исполнение родственники убитого, а не представители власти, но кровная месть могла быть заменена штрафом. Таким образом, штраф служил альтернативой смертной казни, а также служил альтернативой и за нанесение телесных повреждений. Весьма сурово законодатель относился к воровству. Так, любому предоставлялось право убить застигнутого на месте преступления ночного вора.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.