На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование экономической деятельности, административная и уголовная ответственность за нарушения в сфере экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВСЕРОСИЙСКИЙ  ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа
по дисциплине «Правоведение»
на тему: 
 
 

«Государственное  регулирование экономической деятельности, административная и уголовная ответственность  за нарушения в сфере экономики» 
 
 
 
 
 
 

Студент – Огурцова Н.М.
Номер личного  дела - 09УББ02927
Специальность – Финансы
Преподаватель – Пельмешкина А.Б.  
 
 

Моска, 2008
Содержание 
 

Введение.             3
1. Понятие и сущность государственного регулирования экономической деятельности           4
2. Ответственность за нарушения в сфере экономики             11
3. Практическое задание                 21
Заключение                   28
Список  литературы                  30
 

      Введение.
     Преступления  в сфере экономики - в уголовном  праве РФ - вид преступлений, имеющих общий объект посягательства: имущественные и производственные отношения, экономические права граждан, юридических лиц, муниципальных и государственных образований.
     Характерной чертой развития криминологической ситуации в стране стал рост масштабов экономической преступности. Борьба с преступностью всегда являлась одной из важных задач любого государства. Не потеряла она своей актуальности и в настоящее время. На современном этапе проведения радикальных реформ в экономической и политической жизни России, создания правового государства все больше встает вопрос об укреплении законности и правопорядка, обеспечении прав и свобод граждан в нашей стране. В связи с этим на первый план выступает решительная и бескомпромиссная борьба с преступностью. Сегодня преступность превратилась в сильнейший, если не сказать один из основных тормозов осуществляемых демократических преобразований. В современных условиях финансово-бюджетного кризиса и продолжающейся криминализации экономики страны преступления в экономической области приобретают все более массовый характер. Именно поэтому тема контрольной работы «Государственное регулирование экономической деятельности, административная и уголовная ответственность за нарушения в сфере экономики» является актуальной на сегодняшний день.
     Цель работы - выявить сущность государственного регулирования экономической деятельности и изучить уголовную и административную ответственность за нарушения в сфере экономики.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- проанализировать сущность государственного регулирования экономической деятельности;
- рассмотреть понятие административное правонарушение;
- изучить нормы уголовного права.
 

        1. Понятие и сущность государственного регулирования экономической деятельности
       Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства.
       Классификация видов государственного регулирования может основываться на степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Так, возможно выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий. Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.
       Виды государственного регулирования классифицируются в зависимости от территории применения тех или иных средств воздействия. В связи с этим можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации, на уровне автономной области и автономных округов.
       Правовое обеспечение государственного регулирования в экономической сфере предполагает придание правовой формы тем средствам, с помощью которых осуществляется регулирование. В качестве правовых форм государственного регулирования экономики традиционно выступают:
    НПА: законы и подзаконные акты, среди которых следует выделить указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, НПА субъектов РФ, ведомственные нормативные акты и внутренние (локальные) нормативные акты;
    Акты ненормативного характера .
       Значение налогового контроля для ПД огромно - основная его задача заключается в проверке выполнения предпринимателем требований законодательства по выплате налогов и иных налоговых платежей.
       Административная  ответственность является одним из видов юридической ответственности. Под административной ответственностью понимается самостоятельный вид юридической ответственности физических и юридических лиц, установленной законодательными актами в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, охраны природных ресурсов, всех форм собственности, безопасности, охраны общественного порядка, а также порядка осуществления государственной власти. В данном определении анализируемое понятие рассматривается как один из видов юридической ответственности, где субъектами могут выступать как физические, так и юридические лица. Кроме этого, указывается, что административная ответственность устанавливается законами и направлена на охрану различных объектов: собственности, общественного порядка, прав и свобод граждан.
         Три основания административного правонарушения:
       - «нормативное: систему норм, регулирующих ее;
       - фактическое: деяния конкретного  субъекта, нарушающие правовые предписания,  охраняемые административными санкциями;
       - процессуальное: акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение», [№3, с. 119].
       Для наступления реальной ответственности  необходимо, чтобы были все три  основания и именно в такой  последовательности.
       Законодательную основу административной ответственности образует система нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, закрепляющие:
       - составы административных проступков;
       - систему административных взысканий;
       - круг субъектов, имеющих право  налагать административные взыскания;
       - процедуру привлечения к ответственности.
       Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение  правовых норм, охраняемых административными  санкциями.
       Административным правонарушением признается противоправное, виновное  действие  либо бездействие физического или юридического лица, за  которое установлена административная ответственность. 
       Административное  наказание является установленной  государством мерой ответственности  за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации физического лица.
       За  совершение административных правонарушений могут применяться следующие  административные взыскания:
- «предупреждение;
- административный штраф;
- возмездное  изъятие орудия совершения или  предмета административного правонарушения;
- лишение  специального права, предоставленного  физическому лицу;
- конфискация  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;
- административный арест;
- административное  выдворение за пределы России  иностранного гражданина или  лица без гражданства;
- дисквалификация», [№1, с. 142].
       Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме или (в предусмотренных законодательством случаях) оформляется иным установленным способом. Устное предупреждение и устное замечание не являются административным взысканием и не влекут отрицательных правовых последствий.
       Штраф – «это денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях», [№3, с. 201]. Штраф выражается в величине, кратной одной из следующих величин:
- минимальному  размеру месячной оплаты труда,  установленному законодательством на момент окончания или пресечения административного правонарушения (в дальнейшем обозначается как МРОТ);
- стоимости  предмета административного правонарушения  не момент окончания или пресечения  административного правонарушения;
- сумме  неуплаченных налогов, подлежащих оплате, либо сумме незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.
       Штраф может быть установлен в пределах:
- «для граждан – до 25 МРОТ;
- для  должностных лиц – до 50 МРОТ;
- для  юридических лиц – до 1000 МРОТ», [№1, с. 176]..
       В исключительных случаях, в связи  с особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.
       Возмездное  изъятие предмета, явившегося орудием  совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.
       Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях. Лишение специального права назначается судьей на срок не менее 1 месяца и не более 2 лет.
       Административный  арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток.
       Административное  выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства применяется в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
       Новым видом административного наказания  является дисквалификация. Это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательсткую деятельность по управлению юридическим лицом.
       Рассмотрим  некоторые наиболее распространенные нарушения и преступления. Одним из них является незаконное предпринимательство.
       Под этим нарушением статей 171 УК РФ понимается осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
       К незаконному предпринимательству  относится также и игнорирование  использования кассовых аппаратов, маркировки продукции, несоблюдение определенных технических требований, изложенных в лицензии (санитарные нормы, оборудование, уровень подготовки и т.д.).
       Уклонение от постановки на учет в налоговом  органе, выразившееся в осуществлении  организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течении более 90 дней со дня истечения установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.
       Другим, часто встречающимся преступлением является лжепредпри-нимательство (ст.173 УК РФ), под которым признается создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившей крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Значимым для квалификации лжепредпри-нимательства как преступления, является размер причиненного ущерба, который определяется как реальным ущербом, так и в виде упущенной выгоды.
       Лжепредпринимательство  наказывается крупным штрафом, либо лишением свободы с выплатой штрафа. Уголовная ответственность согласно ст.179 УК РФ возникает за принуждение к совершению сделки или отказ от ее совершения под угрозой насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, распространения порочащих сведений, которые могут причинить вред потерпевшему и его близким.
       Часто встречающимся преступлением является незаконное получение кредита, под которым согласно ст.176 УК РФ понимается получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении, либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации. По данной статье ответственность наступает в случае, если данное деяние причинило крупный ущерб.
       Преступление, которое встречается, пожалуй, чаще других (наряду с такими преступлениями, как уклонение от уплаты налогов), но, к сожалению, в силу косности правоохранительных органов крайне редко признается таковым, являются деяния, предусмотренные статьей 177 УК РФ - злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. При этом ответственность наступает в случае уклонения от уплаты кредиторской задолженности в крупном размере. Под злостным уклонением понимаются обстоятельства, когда у должника имеются денежные средства, достаточные для удовлетворения требований должника, но в силу каких-либо оснований должник уклоняется от исполнения своего обязательства.
       К двум последним относятся преступления, связанные с уклонением организаций от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
 

        2. Ответственность за нарушения в сфере экономики
       Преступления  в сфере экономической деятельности — самая большая глава в  действующем Уголовном кодексе, включающая в себя 32 статьи. Эти преступления различны и по характеру и степени общественной опасности, и по степени тяжести. Если принять во внимание квалифицированные виды таких преступлений, то 21 из них являются преступлениями небольшой тяжести, 20 — средней тяжести, 16 преступлений являются тяжкими, а 3 — особо тяжкими. Объединенные в одной главе Кодекса эти преступления составляют разновидность экономических преступлений, общий объект которых можно определить как охраняемую государством систему общественых отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности общества, ориентированного на развитие рыночной экономики.
       Являясь одной из основных категорий уголовного права России, понятие преступления определяется как "совершенное виновно  общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания", [№7,с. 12].
       Приведенная формулировка закона дает все основания  для утверждения, что преступление означает собой поведение, поступок, деятельность конкретного лица. При  этом общественно опасным и противоправным поведение человека может быть не только в том, случае, когда оно выразилось в форме активных действий. Бездействие также способно отражать поступок лица, на которое законом была возложена обязанность действовать.
       Кроме того, понятием деяния данный закон охватывает как общественно опасное действие (бездействие), так и наступившие в результате его совершения общественно опасные последствия. Мыслительная же деятельность человека не может признаваться преступной.
       Общественная  опасность деяния, выражая его материальную сущность, указывает на то, что такое преступное деяние причиняет или создает реальную угрозу причинения вреда общественным отношениям. Это свойство носит объективный характер, поскольку причиняемый вред не зависит от сознания и воли законодателя и вступает в противоречие с нормальными условиями существования общества.
       Видовым объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, возникающие  в сфере экономической деятельности - производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Непосредственным объектом могут выступать конкретные общественные отношения, связанные с определённой сферой экономики, конкретным экономическим отношением.
       Объективная сторона большинства рассматриваемых  преступлений в сфере экономической деятельности заключается в совершении их путём действий (например, понуждение к совершению сделки или к отказу от её совершения). Часть преступлений может совершаться путём бездействия (например, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности).
       Составы, имеющие материальную конструкцию, предполагают обязательную взаимосвязанность  деяния, общественно опасных последствий  и причинной связи между ними (например, незаконная банковская деятельность). Формальные составы предполагают для  правовой оценки лишь установления факта общественно опасного деяния (например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности).
       Субъектом преступлений в сфере экономической  деятельности могут быть физические, вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Субъекты некоторых преступлений имеют признаки специального субъекта -должностного лица (например, регистрация незаконных сделок с землёй).
       Субъективная  сторона преступлений в сфере  экономической деятельности предполагает умышленную форму вины, либо может иметь две формы вины.
       В зависимости от непосредственного  объекта все преступления можно  разделить на три группы:
а)посягающие на законную предпринимательскую деятельность (ст. 169-200 УК)
б)посягающие на государственную монополию в  сфере экономической деятельности (статьи 181, 186, 190-193 УК)
в)таможенные и налоговые (статьи 188- 199 УК).
       Система преступлений в сфере экономической деятельности.
       1) «Преступления должностных лиц, нарушающие установленные КРФ, ФЗ гарантии осуществления экономической, в т.ч. предпринимательской, деятельности, права и свободы участников –этой деятельности. /ст. 169 и 170/
       2) Преступления, нарушающие общие принципы установленного порядка предпринимательской и иной экономической деятельности. /ст. 171-175/
       3) Преступления против интересов кредиторов. / ст. 176, 177, 195-197/
       4) Преступления, связанные с проявлением монополизма и недобросовестной конкуренции. /ст. 178-180, 182-184/.
       5) Преступления, нарушающие установленный порядок обращения денег, ценных бумаг /ст. 185-187/.
       6) Преступления против установленного порядка внешнеэкономической д-ти или таможенные преступления /ст. 188-190, 194/.
       7) преступления против установленного порядка обращения валютных ценностей /ст. 191-193/.
       8) Преступления против установленного порядка уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды или налоговые преступления /ст. 198-199/.
       9) преступления против прав и интересов потребителей /ст. 181 и 200/», [№6, с. 97].
       В качестве критериев криминализации экономического правонарушения УК отказывается от конструкции состава с административной преюдицией и чаще всего использует:
       1) Характер причиненного последствия. Во многих составах обязательным условием ответственности является причинение крупного ущерба (ст. 171-173, 176 и т.д.) либо значительного ущерба /ст. 182/, либо тяжкие последствия /ст. 196/.
       2) Размеры или размах правонарушающей экономической деятельности. Ст. 171, 172, 177, 180, 188, 192-194 и т.д.
       3) Способ действия: обман, подкуп, угрозы, сговор, угроза и т.п. Ст. 176, 178, 183.
       4) Особая мотивация, цель нарушения: корысть, личные интересы. Ст. 173, 184, 197 и др.
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ч 2 ст.169)
       Объектом преступления являются основы предпринимательской деятельности, функционирование экономики, которые по КРФ предполагают свободу предпринимательской деятельности физических лиц и коммерческих организаций. Такая деятельность может быть ограничена только законом.
       Объективная сторона выражается:
       1) Неправомерным отказом в регистрации индивидуального предпринимателя или организации.
       2) Ограничением прав и законных интересов предпринимателей или коммерческих организаций.
       3) Ограничением самостоятельности и иным вмешательством в деятельность предпринимателя.
       Субъективная сторона выражается прямым умыслом, т.е. лицо сознает характер противоправных действий и желает их совершить.
       Субъект является специальным, т.е. это должностное лицо исполнительной власти или регистрационной палаты м/с, осуществляющее регистрацию субъектов предпринимательской деятельности.
       Квалифицирующие обстоятельства:
       1) Воспрепятствование предпринимательской деятельности, несмотря на вступивший в силу судебный акт. Имеется в виду решение суда о признании недействительным акта органов исполнительной власти, нарушающего права индивидуального предпринимателя или ЮЛ. Либо решение суда о признании незаконным отказ в государственной регистрации или уклонении от нее. Совершение любого из перечисленных в ст. 169 деяний после вступления в силу решения суда влечет ответственность по ч. 2 ст. 169. 2)
       2) Причинение крупного ущерба. Данная категория носит оценочный характер и учитывается как количественные показатели (размер вреда в случае порчи товара при необоснованном запрете его реализации), так и качественные: срыв выгодной сделки в результате необоснованного запрета на данный вид деятельности либо тяжелое положение ЮЛ из-за оказанного давления.
       Незаконное предпринимательство ( ч 2, ст 171)
       Ст. 2 ГК РФ определяет предпринимательство как самостоятельно осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятельность граждан и ЮЛ подлежит обязательной государственной регистрации. Кроме того, на некоторые виды деятельности также выдаются специальные разрешения – лицензии. Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходима лицензия, возникает с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении указанного в ней срока.
       Объективная сторона может осуществляться в 2 формах: 1) отсутствие регистрации 2) либо отсутствие лицензии, либо занятие деятельностью при просроченной лицензии. В этом случае объектом преступления является порядок осуществления предпринимательской деятельности, обеспечивающий нормальное развитие экономики и финансовых интересов государства, которое не получает соответствующих доходов (пошлин, налогов и т.д.).
       Уголовная ответственность наступает в случае причинения крупного ущерба гражданам, ЮЛ или государству либо, если предпринимательство сопряжено с доходом в крупном размере. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственного контроля способна причинить вред здоровью граждан, интересам общества, обороне страны и ее безопасности.
       Доходом в крупном размере считается сумма, превышающая 200 ММОТ. Размах, масштаб незаконной д-ти предпринимателя определяется в данном случае без учета расходов, понесенных им в сфере данной д-ти.
       Субъективная сторона определяется прямым умыслом. Субъектом является физическое лицо, достигшее 16 лет.
       Квалифицирующие признаки данного состава перечислены в ч. 2 ст. 171:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере; 
в) совершенное лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или банковскую деятельность (ст. 171 и 172).
       Если незаконное предпринимательство было связано с деятельностью, запрещенной уголовным законом, как то: оборот оружия и наркотических веществ, содержание притонов, распространение порнографии, - ответственность наступает по специальным нормам УК.
       Лжепредпринимательство (ч 2, ст 173)
       Это создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Подобные действия противоправны самой сути предпринимательской деятельности. В отличие от незаконного предпринимательства, когда сама экономическая деятельность осуществляется, но с нарушением установленного порядка, т.е. без регистрации или лицензий, то в данном случае форма может быть в порядке.
       Объективная сторона преступления включает:
- создание зарегистрированной коммерческой организации;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.