На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Портрет в историческом интерьере: Алексей Михайлович Романов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Пермский  государственный институт искусства  и культуры
Факультет культурологии
Кафедра общественных наук 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа на тему:
«Портрет  в историческом интерьере:
Алексей Михайлович Романов» 

по курсу  «Отечественная история» 
 
 
 
 
 
 

                                                                 Исполнитель: Малыхина Елена Николаевна
                               студентка гр. 3МТ-11А
                                                         Проверил: Аликина Ольга Васильевна, 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь
2007
     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ                                                                                                         3
     ПОРТРЕТ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИнТЕРЬЕРЕ:
     Алексей Михайлович Романов                                                        5
     1. Личность царя Алексея Михайловича
    Внутренняя деятельность правительства Алексея Михайловича
    Церковные дела при Алексее Михайловиче
    Культурный перелом при Алексее Михайловиче
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Переходные  периоды в истории любого государства очень важны для понимания закономерностей его развития, осознания исторической судьбы. Чрезвычайно интересным в этом плане для нашего Отечества является XVII столетие, породившее немало сложных и дискуссионных проблем в историографии и общественном мнении. Был ли это последний век русского Средневековья, времени косного, неповоротливого консерватизма, разрушенного мощной рукой Петра I, или это переходный период истории, когда объективно вызревали условия жизни новой России? Одной из ярких личностей позднего русского Средневековья, безусловно, является царь Алексей Михайлович.
     Царевич Алексей родился 10 марта 1629 г. В семье  царя Михаила Федоровича это был  долгожданный наследник престола. У  зрелых к тому времени родителей  одна за другой рождались девочки. 22 марта 1629 г. царевич Алексей был крещен в Чудовом монастыре. В 1645 г. скончался  царь Михаил Фёдорович, а через месяц умерла и жена его, так что Алексей Михайлович остался сиротой. Ему было всего 16 лет, и, конечно, он не самостоятельно начал своё замечательное царствование.
     На  бедную, еще слабую средствами Русь при Алексее Михайловиче обстоятельства наложили столько государственных  задач, поставили столько вопросов, требовавших немедленно ответа, что  невольно удивляешься исторической содержательности царствования Алексея Михайловича.
     Прежде всего, внутреннее неудовлетворительное положение государства ставило правительству много задач юридических и экономических. Рядом с крупными вопросами юридическими и экономическими поднялись вопросы религиозно-нравственные; рядом с ними встал вопрос об отношении церкви к государству.
     Кроме внутренних вопросов назрел и внешний  политический вопрос, исторически очень  важный, – вопрос о Малороссии. С ее присоединением начался процесс присоединения к Руси отпавших от нее волостей, и присоединение Малороссии было первым шагом со стороны Москвы в деле ее исторической миссии. До сих пор Литва и Польша играли в отношении Руси наступательную роль; с этих пор она переходит к Москве.
     Со  всеми этими задачами Москва, еще слабая, еще не готовая к их решению, однако, справлялась: государство не падало, а росло и крепло, и в 1676 г. оно было совсем иным, чем в 1645 г.: оно стало гораздо крепче как в отношении политического строя, так и в отношении благосостояния.
     Только признанием за Московским государством способности к исторической жизни и развитию можно объяснить общие причины этого явления. Это был здоровый организм, имевший свои исторические традиции и упорно преследовавший сотнями лет свои цели. 
 

     ПОРТРЕТ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИНТЕРЬЕРЕ:
     АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РОМАНОВ 
 

    Личность  царя Алексея Михайловича
 
 
     Важнейшим событием в биографии юного Алексея  и всей страны, недавно пережившей ужасы Смуты, стало представление  его в «новолетие», 1 сентября 1642 г., народа Тринадцатилетний царевич тогда, наверное, и не мог предположить, что совсем скоро вступит на арену официальной большой политики, а «объявление» воспринималось только как акт укрепления царской власти. Но судьба распорядилась иначе. Царевич Алексей почти одновременно потерял обоих родителей. 12 июля 1645 г. умер Михаил Федорович, а 18 августа этого же года - Евдокия Лукьяновна.
     28 сентября 1645 г. официальная Россия  ликовала по случаю коронации  в Успенском соборе нового  государя, царя Алексея Михайловича.  Но для многих россиян происходившее в Московском Кремле оказалось, по меньшей мере, спорным действом. Одни сомневались в «подлинности» нового царя, другие – в законности передачи власти от выборного царя Михаила к его невыборному «всей землей» сыну по наследству. Корни этих сомнений кроются в Смутном времени, когда «выкрикивание» царя на площади стало нормой. Другой отголосок Смуты – многочисленные самозванцы, наводнявшие стран. Все это определило стиль мышления, поведения и творчества царя Алексея. 

     Среди западников и старозаветных людей, не принадлежа всецело ни к тем, ни к другим, стоит личность самого царя Алексея Михайловича. Известна мысль, что если бы в период культурного брожения в Московском государстве середины XVII в. московское общество имело такого вождя, каким был Петр Великий, то культурная реформа могла бы совершиться раньше, чем это произошло на самом деле. Но таким вождем Алексей быть не мог. Это был прекрасный и благородный, слишком мягкий и нерешительный человек. Не такова натура была у царя Алексея Михайловича, чтобы, проникнувшись одной какой-нибудь идеей, он мог энергично осуществлять эту идею, страстно бороться, преодолевать неудачи, всего себя отдать практической деятельности, как отдал себя ей Петр. Сын и отец совсем несходны по характеру; в царе Алексее не было той инициативы, какая отличала характер Петра. Стремление Петра всякую мысль претворить в дело совсем чуждо личности Алексея Михайловича, мирной и созерцательной. Боевая, железная натура Петра вполне противоположна живой, но мягкой натуре его отца.
     «Тишайший царь» – таково прозвание Алексея Михайловича, но относилось оно больше к личным качествам царя, а не к годам его царствования. Всё его долгое правление, 31 год, страну сотрясали войны, народные бунты (Соляной и Медный), восстание Степана Разина. Почти полтора десятка лет шла борьба царя с патриархом Никоном, затеявшим реформу богослужения.
     Царь  Алексей рос тихо в тереме московского  дворца, до пятилетнего возраста окруженный многочисленным штатом мам, а затем, с пятилетнего возраста, переданный на попечение дядьки, известного Бориса Ивановича Морозова. С пяти лет стали его учить грамоте по букварю, перевели затем на Часослов, Псалтирь и Апостольские Деяния; семи лет научили писать, а девяти лет стали учить церковному пению. Этим собственно и закончилось образование. С ним рядом шли забавы: царевичу покупали игрушки, музыкальные инструменты и санки потешные, словом, все обычные предметы детского развлечения.
     Дальнейшие  годы жизни царя Алексея дали ему  много впечатлений и значительный житейский опыт. Первое знакомство с делом государственного управления, необычные волнения в Москве в 1648 г, путешествия в Литву и Ливонию в 1654— 1655 гг., на театр военных действий, где царь видел у ног своих Смоленск и Вильну и был свидетелем военной неудачи под Ригой,— все это развивающим образом подействовало на личность Алексея Михайловича, определило эту личность, сложило характер. Царь возмужал, из неопытного юноши стал очень определенным человеком, с оригинальной умственной и нравственной физиономией.
     Современники искренно любили царя Алексея Михайловича. Самая наружность царя сразу говорила в его пользу и влекла к нему. В его живых голубых глазах светилась редкая доброта; взгляд этих глаз, по отзыву современника, никого не пугал, но ободрял и обнадеживал. Лицо государя, полное и румяное, с русой бородой, было благодушно-приветливо и в то же время серьезно и важно, а полная (потом даже чересчур полная) фигура его сохраняла величавую и чинную осанку. Однако царственный вид Алексея Михайловича ни в ком не будил страха: понимали, что не личная гордость царя создала эту осанку, а сознание важности и святости сана, который Бог на него возложил.
     Привлекательная внешность отражала в себе, по общему мнению, прекрасную душу. Алексей Михайлович всем, кто имел случай его узнать, казался светлой личностью и всех удивлял своими достоинствами и приятностью. Он очень любил писать и в этом отношении был редким явлением своего времени, очень небогатого мемуарами и памятниками частной корреспонденции. Его личные литературные попытки не ограничивались составлением пространных, литературно написанных писем и посланий. Он начинал писать записки о польской войне. Значительная часть его литературных попыток дошла до нас, и притом дошло по большей части то, что писал он во времена своей молодости, когда был свежее и откровеннее и когда жил полнее. Этот литературный материал замечательно ясно рисует нам личность государя и вполне позволяет понять, насколько симпатична и интересна была эта личность. Царь Алексей высказывался очень легко, говорил почти всегда без обычной в те времена риторики, любил, что называется, поговорить и пофилософствовать в своих произведениях.
     Его занимает и волнует все одинаково: и вопросы политики, и военные  реляции, и смерть патриарха, и садоводство, и вопрос о том, как петь и служить в церкви, и соколиная охота, и театральные представления, и убийство пьяного монаха в его любимом монастыре. В увлечении тем или иным предметом царь не делает видимого различия между важным и неважным.
     Такой живой и восприимчивый человек, как царь Алексей, мог быть очень вспыльчив и подвижен на гнев.
     Но  не только тем, что царь легко прощал и мирился, доказывается его душевная доброта. Общий голос современников называет его очень добрым человеком. Царь любил благотворить. В обычные для той эпохи рутинные формы «подачи» и «корма» нищим Алексей Михайлович умел внести сознательную стихию любви к добру и людям.
     Живая, впечатлительная, чуткая и добрая натура Алексея Михайловича делала его  очень способным к добродушному веселью и смеху. Склонностью к юмору он напоминает своего гениального сына Петра; оба они любили пошутить и словом и делом. Насколько «потеха» отца благороднее «шутовства» сына, и насколько острый цинизм последнего ниже целомудренной шутки Алексея Михайловича! Уменье соединять дело и потеху заметно у царя Алексея и в том отношении, что он охотно вводил шутку в деловую сферу. В его переписке не раз встречаем юмор там, где его не ждешь.
     Такова  была природа царя Алексея Михайловича, впечатлительная и чуткая, живая  и мягкая, общительная и веселая. Эти богатые свойства были в духе того времени обработаны воспитанием. Алексея Михайловича приучили к книге и разбудили в нем умственные запросы. Склонность к чтению и размышлению развила светлые стороны натуры Алексея Михайловича и создала из него чрезвычайно привлекательную личность. Он был один из самых образованных людей московского общества того времени: следы его разносторонней начитанности, библейской, церковной и светской, разбросаны во всех его произведениях. Поэтому его речь всегда искренна и полна содержания. Высказывался он чрезвычайно охотно, и потому его умственный облик вполне ясен.
     Чтение  образовало в Алексее Михайловиче  очень глубокую и сознательную религиозность. Религиозным чувством он был проникнут  весь. Он много молился, строго держал посты и прекрасно знал все церковные уставы. Его главным духовным интересом было спасение души. С этой точки зрения он судил и других. Но обряд и аскетическое воздержание, к которому стремились наши предки, не исчерпывали религиозного сознания Алексея Михайловича. Религия для него была не только обрядом, но и высокой нравственной дисциплиной: будучи глубоко религиозным, царь думал вместе с тем, что не грешит, смотря комедию и лаская немцев. Однако при этом он ревниво оберегал чистоту религии и, без сомнения, был одним из право-славнейших москвичей; только его ум и начитанность позволяли ему гораздо шире понимать православие, чем понимало его большинство его современников.
     Умственная  работа приводила его к образованию  собственных взглядов на мир и людей, а равно и общих нравственных понятий, которые составляли его собственное философско-нравственное достояние. Конечно, это не была система мировоззрения в современном смысле; тем не менее, в сознании Алексея Михайловича был такой отчетливый моральный строй и порядок, что всякий частный случай ему легко было подвести под его общие понятия и дать ему категорическую оценку. Знаменательным кажется и отношение царя к вопросу о внешнем принуждении в делах веры. Алексей Михайлович видимо разделяет мысли несогласных с Никоном и терпевших от него подневольных постников и молитвенников. Нельзя силой заставить Богу веровать — это, по всей видимости, убеждение самого Алексея Михайловича.
     При религиозном настроении и напряженной моральной вдумчивости царь Алексей был весьма эстетичен — в том смысле, что любил и понимал красоту. Его эстетическое чувство сказывалось ярче всего в страсти к соколиной охоте, а позже — к сельскому хозяйству.
     То  же чувство красоты заставляло царя увлекаться внешним благочестием церковного служения и строго следить за ним, иногда даже нарушая его внутреннюю чинность для внешней красоты. Не только церковные церемонии, но и парады придворные и военные необыкновенно занимали Алексея Михайловича с точки зрения «чина» и «урядства», т. е. внешнего порядка, красоты и великолепия. Он, например, с чрезвычайным усердием устраивал смотры и проводы своим войскам перед первым литовским походом, обставлял их торжественным и красивым церемониалом. Большой эстетический вкус царя сказывался в выборе любимых мест: Саввина-Сторожевского монастыря в Звенигороде, излюбленного царем Алексеем Михайловичем, – это одно из красивейших мест всей Московской губернии; в селе Коломенском, – прекрасные виды с высокого берега Москвы-реки.
     Соединение  глубокой религиозности и аскетизма с охотничьими наслаждениями и светлым взглядом на жизнь не было противоречием в натуре и философии Алексея Михайловича. В нем религия и молитва не исключали удовольствий и потех. По мнению царя, жизнь не есть печаль, и от печали нужно лечиться, нужно гнать ее — так и Бог велел.
     Но  если жизнь — не тяжелое, мрачное  испытание, то она для царя Алексея  и не сплошное наслаждение. Цель жизни — спасение души и достигается эта цель хорошей благочестивой жизнью; а хорошая жизнь, по мнению царя, должна проходить в строгом порядке: в ней все должно иметь свое место и время. Он убежден, что во все, что бы ни делал человек, нужно вносить порядок, «чин». Чин и благоустройство для Алексея Михайловича — залог успеха во всем. Поэтому царь Алексей Михайлович очень заботится о порядке во всяком большом и малом деле.
     До  сих пор царь Алексей Михайлович был обращен к нам своими светлыми сторонами, и мы ими любовались. Но были же и тени. Злых и мерзких  дел за Царем Алексеем современники не знают; однако иногда они бывали им недовольны. В годы его молодости, в эпоху законодательных работ над Уложением (1649 г.), настроение народных масс было настолько неспокойно, что многие давали волю языку. Один из озлобленных реформами уличных озорников Савинка Корепин болтал на Москве про юного государя, что царь «глядит все изо рта у бояр Морозова и Милославскаго: они всем владеют, и сам государь все это знает да молчит». Мысль, что Царь «глядит изо рта» у других, мелькает и позднее. «Гораздо тихий» царь был ведь тих добротой, а не смыслом; это ясно для всех, знакомых с историческим материалом.
     При всей своей живости, при всем своем  уме царь Алексей Михайлович был  безвольный и временами малодушный человек. Он не мог взять в свои руки настроение окружающих, не мог круто разделаться с виновными, прогнать самоуправца. Он мог вспыхнуть, выбранить, даже ударить, но затем быстро сдавался и искал примирения. Он терпел князя Львова у дел, держал около себя своего плохого тестя Милославского, давал волю безмерному властолюбию Никона — потому, что не имел в себе силы бороться ни с служебными злоупотреблениями, ни с придворными влияниями, ни с сильными характерами. Хуже всего он чувствовал себя тогда, когда видел неизбежность вступить открыто в какое-либо неприятное дело. Душевным малодушием доброго государя следует объяснить его вкус к письменным выговорам: за глаза можно было написать много и сильно, грозно и красиво; а в глаза бранить трудно и жалко. В глаза бранить кого-либо царю Алексею было можно только в минуты кратковременных вспышек горячего гнева, когда у него вместе с языком развязывались и руки.
     Итак, слабость характера была одним из теневых свойств царя Алексея  Михайловича. Другое его отрицательное  свойство легче описать, чем назвать. Царь Алексей не умел и не думал  работать. Он не знал поэзии и радостей труда и в этом отношении был совершенной противоположностью своему сыну Петру. Вся его энергия уходила в отправление того «чина», который он видел в вековом церковном и дворцовом обиходе. Управление же государством не было таким делом, которое царь Алексей желал бы принять непосредственно на себя. Для того существовали бояре и приказные люди. Сначала за царя Алексея правил Борис Иванович Морозов, потом настала пора князя Никиты Ивановича Одоевского, за ним стал временщиком патриарх Никон, правивший не только святительские дела, но и царские; за Никоном следовали Ордин-Нащокин и Матвеев. Но ни работать с ними, ни увлекать их властной волей боевого вождя он не может. 

    Внутренняя  деятельность правительства  Алексея Михайловича
 
     С середины XVII века Россию сотрясали мощные восстания, происходившие в ответ на меры правительства по усилению эксплуатации и дальнейшему закрепощению крестьян – разрастания дворянского землевладения, введения новых сборов и повинностей.
     В 1648 г. вспыхнуло в Москве движение, получившее название “соляного бунта”. Начавшись 1 июня, восстание продолжалось несколько дней. Народ громил дворы московских бояр и дворян, дьяков и богатых купцов, требуя выдать ненавистных чиновников Плещеева, ведавшего управлением столицы и главу правительства боярина Морозова. Для стабилизации положения властями был созван Земский собор, принявший решение подготовить новое “Уложение”. Волнения в столице не прекращались до конца года.
     Летом 1648 г. народ во время бунта расправился  с ненавистными боярами, близкими к Морозову. Тогда 19–летний царь стал править самостоятельно. Он понял, что нужны законы, которые бы не допустили возмущений народа. (Однако это так и не удалось). Но Уложение – свод законов – было составлено в кратчайшие сроки. В июле были разосланы по стране грамоты, предписывающие прислать с мест свои предложения, а уже с 3 октября царь и собравшийся Земский собор слушали проект. Это был огромный свиток длиной 343 аршина – почти четверть километра. Его хранили в специальном футляре.
     Соборное Уложение прикрепляло всех людей к сословиям, в которых они родились. Каждое сословие обязано было заниматься своим делом: дворяне отбывали военную службу, посадские (горожане) обязаны были заниматься только торговлей и промыслами, превращаясь в замкнутый класс, прикрепленный к посаду. Духовенству Соборное Уложение запрещало приобретать вотчины. В самом худшем положении оказались крестьяне: они прикреплялись к землям бояр и дворян. Срок сыска беглых крестьян отменялся: искать можно было бессрочно. Так состоялось окончательное закрепощение крестьян.
     Такова  была победа средних классов на соборе 1648 г. Созванный для примирения страны собор повел к разладу и  неудовольствиям в московском обществе. Соборные представители провинциального общества восстановили против себя сильных людей и крепостную массу. Общественная вершина привела правительство к полному прекращению Земских соборов.
     Земский собор 1648 г. был самым полным, самым  деятельным и самым влиятельным  из соборов при династии Романовых.
     Со  времени правления Алексея Михайловича уже отмечается резкими чертами начало преобразовательного периода в жизни Московского государства. Начиная с 1649 г. и вплоть до эпохи Петра Великого появляется множество так называемы новоуказных статей, вносивших в Уложение необходимые поправки и дополнения.
     Мощное, хотя и скоротечное восстание  вспыхнуло в Москве – “медный  бунт” 25 июля 1662 г. Его участники  – столичные посадские люди и  часть стрельцов, солдат, рейтар московского гарнизона – предъявили царю Алексею Михайловичу свои требования: снижения налогов, сильно возросших в связи с войнами с Польшей и Швецией, отмены медных денег, выпущенных в огромных количествах и приравненных к серебряным.
     Потратив  огромные средства на войну с поляками и
                             шведами, русское правительство  в 1662 г. впервые начало 
                             чеканить медные деньги, что привело  к обесцениванию 
                             серебряной монеты и появлению  в обороте «воровских»
                             (фальшивых) денег. Эта мера  вызвала новый народный бунт,
                             получивший название «медный  бунт». Основную роль в нем 
                             играли низы московского посада (ремесленники, мелкие 
                             торговцы и пр.). Толпы возбужденного народа устремились
                             в село Коломенское, где в  это время находился царь.
                             Здесь восставшие потребовали  от царя уменьшить налоги и 
                             выдать «на убиение» наиболее ненавистных бояр —
                             Милославского и Ртищева, которых  горожане считали 
                             ответственными за денежную реформу.  Тем временем в 
                             Москве начался погром усадеб  тех людей, имена которых
                             были связаны с выпуском медных  денег. 
                                   Застигнутый врасплох царь вышел  к толпе и обещал 
                             «тихим обычаем» рассмотреть  жалобы восставших. Его 
                             обещания были рассчитаны исключительно на выигрыш во
                             времени. Когда в Коломенское  подошли значительные 
                             военные силы, поведение царя  резко изменилось: он 
                             приказал стрельцам «побивать бунтовщиков без жалости».
                             Бунт был подавлен. Не менее  2 тыс. человек подвергли 
                             жестоким пыткам и казням. Тем  не менее, в 1663 г. выпуск 
                             медных денег государство прекратило.
     К тому же на рынке появилось много  фальшивых денег. Все это привело  к сильному обесцениванию медной монеты, дороговизне, голоду. Властями было жестоко подавлено это восстание. В начале 1663 г. отменили медные деньги, откровенно мотивируя эту меру желанием предотвратить новое кровопролитие. В 1667г. на Дону вспыхнуло восстание казаков во главе со Степаном Разиным.
     Стремясь упорядочить систему приказов и ограничить влияние боярской аpистокpатии на государственные дела, царь создал специальный приказ «великого государя тайных дел». По словам современника, «устроен тот приказ при нынешнем царе для того, чтобы его царская мысль и дела исполнялись по его хотению, а бояре и думные люди ни о чем не ведали».
     Правительство Алексея Михайловича поощряло промышленную деятельность, поддерживало отечественное купечество, защищая его от конкуренции иностранных торговцев. Были приняты Таможенный и Новоторговый уставы, способствовавшие развитию внутренней и внешней торговли. Самым значительным достижением внешней политики того времени явилось воссоединение Украины с Россией, провозглашенное 8 января 1654 года гетманом Украины Богданом Хмельницким на Переяславской Раде. Однако это событие стало причиной еще одной русско-польской войны, продолжавшейся 13 лет — до 1667 года и закончившейся Андрусовским перемирием.
     В царствование Алексея Михайловича  Московское государство расширило  свои пределы не только на юго-запад (получив левобережную Украину и  Белорусские земли), но и далеко на восток и на юг. Цари Кахетии и  Имеретии, теснимые турками и персами, просили о московском подданстве. В западной Сибири казаки победили потомков хана Кучума. Русскими землепроходцами была открыта восточная Сибирь.
     В годы правления Алексея Михайловича  в России предпринимались попытки  создания первых военных кораблей и началось формирование постоянной армии «нового строя» из добровольцев, заложившей основу будущей системы pекpутских наборов. Алексей Михайлович скончался  
 

    Церковные дела
 
 
     Современники  и историки отмечали особую религиозность  царя Алексея. Довольно трудно определить степень искренности его религиозного чувства, но по внешним проявлениям, правильности соблюдения норм и обрядов царь не мог быть другим, он по своему статусу был обязан наиболее благочестиво блюсти православный образ жизни. В то же время представления об особой роли государя в церковной жизни сформировали у Алексея Михайловича представление об особых возможностях и правилах поведения во время богослужений. На первый взгляд оно кажется далеким от благоговейного и благочинного. Известно, что он мог прервать богослужение, чтобы поправить пение, навести дисциплин}7 в храме. Во время службы читал присланные депеши («во всеношное, как на-чели чести на завтрене святое Евангелие, писали к нам из Вязьмы»), писал ответы на них. Письмо Ю.АДолгорукому от 30 сентября 1658 г. завершено словами: «Писана сия припись на всенощном у Пресвятыя Богородицы Честнаго Ея покрова, во время, егда воспели первый припев: величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой Святых».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.