На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Гражданский служащий и его правовой статус

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание.

 
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие  государственного служащего и  классификация госслужащих………………………………………………………………..…….4
2. Правовой  статус государственного служащего……………………..............13
2.1. Права государственного служащего………………………………………13
2.2. Обязанности государственного служащего………………………………15
2.3. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой……….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список  литературы………………………………………………………………24
 

     Введение
     В настоящее время особое внимание уделяется развитию законодательства о государственной службе как  на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено прежде всего теми изменениями, которые  произошли и происходят в нашем  обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция - основной закон страны. Кардинально  изменилась структура, функции органов  государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению  роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности  функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных  служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом.
     Отсутствие  единой научной концепции государственного управления обществом в переходный период существенно затруднило развитие российской государственности на новых  правовых принципах и формирование государственной службы, как важнейшего инструмента преобразований в соответствии с современными требованиями.
     Государственная служба является неотъемлемой частью государства, ибо благодаря её существованию  достигается две цели: осуществляется государственное управление, а также  обеспечивается конституционное право  каждого гражданина принимать участие  в этом управлении. Рассмотрение административно  – правового статуса госслужащих, а также их классификация позволит нам более полно понять ту важность данного института для нашего общества и государства, которую  трудно переоценить в условиях непрерывно меняющегося времени. Государственная  служба - важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового  регулирования отведена роль "локомотива" для обеспечения "движения" государственного управления. 

     Государственный гражданский служащий является главным  действующим лицом в сфере  государственно-административного  управления, той организационной  единицей, которая обеспечивает исполнение политическими руководителями конституционных  и иных государственных полномочий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие государственного служащего и классификация государственных служащих.
     Долгое  время понятия «служащий» и «государственный служащий» не имели у нас правового  статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались  в науке. Вместе с тем, начиная  с конца 50-х годов в литературе предпринималось немало попыток  охарактеризовать понятие «государственный служащий». В конечном итоге все  авторы приходили к выводу, что  следует различать понятия «государственный служащий» в широком и узком  смыслах слова.
     Если  строго следовать положениям Федерального закона «О системе государственной  службы Российской Федерации»1, то государственный служащий — это лицо, профессионально осуществляющее служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, а также получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ. Несколько иное определение государственного служащего дает Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»2: гражданский служащий — это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
     Между государственным служащим и государством (государственным органом) на определенном этапе возникает конкретное государственно-служебное  правоотношение, характеризующееся  наличием взаимных прав, обязанностей, ограничений и запретов, ответственности  и других атрибутов правового  статуса государственного служащего.
      Российская  Федерация является нанимателем федерального государственного служащего, а соответствующий субъект РФ — нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ.
     В узком понимании государственный служащий — это лицо, занимающее должность государственной службы, т. е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах (за вознаграждение, заработную плату, денежное содержание) функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).
     Итак, понятие «государственный служащий»  можно определить следующими признаками.
     Во-первых, государственный служащий — это  физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным  языком, имеющий профессиональное образование  и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим  федеральным законом. Государственный  служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом  и служащим заключается трудовой договор3, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.
     Во-вторых, государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о  государственной службе, т. е. положениям конкретного закона о соответствующем  виде государственной службы.
     В-третьих, государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной  службы в установленном законом  порядке. Специальные федеральные  законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления  деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и  т. д. Должности государственной  службы могут занимать только государственные  служащие.
     В-четвертых, государственному служащему присваивается  в установленном законом порядке  классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.
     В-пятых, государственный служащий выполняет  государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные  задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка  и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).
     В-шестых, государственный служащий совершает  во многих случаях действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.
     В-седьмых, деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.
     Совокупность  упомянутых признаков позволяет  сформулировать следующее определение. «Государственным служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус»4.
     Исходя  из всего вышеизложенного можно  заключить, что определение понятия  «государственный служащий» является прерогативой государства. На современном  этапе законотворчества данное понятие  получило законченную юридическую  форму, что является несомненным  шагом вперёд, по сравнению  с  советским периодом, когда  понятие  госслужащего было сильно размыто ввиду  объективных причин (ввиду отсутствия института частной собственности  любой гражданин мог быть частично признан госслужащим, т.к. государство  являлось единственным субъектом трудовых правоотношений, имеющим полномочия работодателя).5 

       1.1 Классификация государственных служащих 

     В настоящее время при множестве действующих нормативных правовых актов о государственной службе целесообразно классифицировать государственных служащих по тем же критериям, по которым классифицируется сама государственная служба. В зависимости от органа государственной власти государственные служащие могут быть разделены на федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ. Правовой статус федеральных государственных служащих регламентируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в будущем предполагается принятие закона «О федеральной государственной гражданской службе»), Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», а также иными федеральными нормативными правовыми актами. Правовое положение государственных гражданских служащих субъектов РФ устанавливается законодательными актами, принимаемыми в субъектах Федерации.
     В зависимости от групп занимаемых должностей государственной службы можно выделить государственных служащих, занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы.
     Если  в качестве критерия классификации  государственных служащих взять  способ поступления на государственную службу, то можно выделить избираемых государственных служащих; назначаемых государственных служащих; служащих, замещающих государственную должность государственной службы по конкурсу.
     Все государственные служащие могут  быть разделены на две группы: лица, принимающие присягу (военнослужащие, сотрудники таможенных органов, прокурорские работники и др.); служащие, не принимающие  присягу (например, служащие отделов  и управлений областной администрации).
     Если  положить в основу деления государственных  служащих такой критерий, как специальные профессиональные обязанности и характер государственной службы, то выделяются гражданские государственные служащие и государственные служащие, находящиеся на военной и правоохранительной службе (военнослужащие, сотрудники милиции, должностные лица таможенных органов и пр.).
     В соответствии с принципом разделения государственной власти различаются государственные служащие, замещающие государственные должности в органах представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти. Здесь же уместно выделить и государственных служащих, занимающих должности в органах прокуратуры, таможенных органах, Счетной палате, Центральной избирательной комиссии и т. д.
     По  объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц (иногда их называют также сотрудниками государственных органов) и служащих, не являющихся должностными лицами (обычных служащих). Среди государственных служащих, являющихся должностными лицами, следует выделить руководителей и представителей власти. Руководящие служащие (начальники) являются носителями линейной власти по отношению к подчиненным им лицам. Представители власти, как известно, реализуют свои властные полномочия вне зависимости от подчиненности субъектов и применяют меры принуждения к не подчиненным по службе субъектам права (физическим и юридическим лицам). Руководящие служащие часто выполняют функции представителей власти (начальники и заместители начальников органов внутренних дел, государственных инспекций, других контрольно-надзорных органов).
     В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта РФ ведутся, в том числе на электронных  носителях, реестры государственных служащих, которые формируются на основе персональных данных государственных служащих. Сведения, которые внесены в реестр федеральных государственных служащих в федеральном государственном органе и в реестры государственных служащих субъектов РФ в государственных органах субъектов РФ, в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера.
     Содержание  и порядок ведения Реестра  федеральных государственных служащих, а также перечень сведений, включаемых в Сводный реестр государственных  служащих Российской Федерации, устанавливаются  Президентом РФ.
     Статья 43 Федерального закона «О государственной  гражданской службе Российской Федерации»6 определяет порядок ведения представителем нанимателя реестра государственных гражданских служащих Российской Федерации. Реестры федеральных государственных гражданских служащих в федеральных государственных органах и реестры государственных гражданских служащих субъектов РФ образуют Сводный реестр государственных гражданских служащих Российской Федерации, порядок ведения которого утверждается указом Президента РФ.
     Таким образом, существует ряд оснований, который позволяет нам классифицировать государственных служащих. Возможность  классификации государственных  служащих позволяет более точно  определить место конкретного госслужащего в системе государственной службы Российской Федерации. Процесс законодательного оформления госслужбы ещё не завершен. Наряду с существующим законодательством  намечается принятие законов, регулирующих правовой статус госслужащих правоохранительной и военной службы.  
 
 

     2. Правовой статус государственного служащего
     2.1. Права государственного служащего
     В качестве основного элемента правового  статуса государственного служащего, раскрывающего демократизм государственной  службы и обусловливающего ее эффективное  функционирование, выступают права государственного служащего. Установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными законами о соответствующем виде государственной службы права государственного служащего можно разделить на три группы:
    права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту;
    права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;
    права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего.
     К первой группе прав государственного служащего относятся:
     а) ознакомление с документами, определяющими  его права и обязанности по занимаемой должности государственной  службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-технические  условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
     б) ознакомление с должностным регламентом  и иными документами, определяющими  его права и обязанности по замеща емой должности государственной службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
     в) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь  и достоинство;
     г) право на обращение государственного служащего в соответствующие  государственные органы или в  суд для разрешения споров, связанных  с государственной службой, в  том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную  должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, увольнения с государственной службы;
     д) защита сведений о государственном  служащем;
     е) государственная защита своих жизни  и здоровья, жизни и здоровья своей  семьи, а также принадлежащего государственному служащему имущества.
     Ко  второй группе прав государственного служащего относятся:
     а) получение в установленном порядке  информации и материалов, необходимых  для исполнения должностных обязанностей; обеспечение надлежащих организационно-технических  условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
     б) доступ в установленном порядке  в связи с исполнением должностных  обязанностей в государственные  органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; посещение в установленном  порядке для исполнения должностных  обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
     в) принятие решений и участие в  их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
     г) переподготовка (переквалификация) и  повышение квалификации за счет средств  соответствующего бюджета;
     д) внесение предложений по совершенствованию  государственной службы в любые  инстанции;
     е) право на ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих  государственных органах).
     Третью  группу прав государственного служащего  составляют:
     а) участие по своей инициативе в  конкурсе на замещение вакантной  должности; должностной рост на конкурсной основе;
     б) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов  и стажа его работы, уровня квалификации;
     в) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
     г) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих  прав, социально-экономических и  профессиональных интересов;
     д) право на денежное содержание, состоящее  из должностного оклада, надбавок к  нему за классные чины и специальные  звания, особые условия государственной  службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;
     е) право на отдых, обеспечиваемое установлением  нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных  дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
     ж) право на включение в стаж государственной  службы государственного служащего  иных периодов трудовой деятельности;
     з) медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;
     и) обязательное государственное страхование  на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением  им должностных обязанностей;
     к) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания  или потери трудоспособности в период прохождения им государственной  службы.
     Государственному  служащему могут компенсироваться расходы в связи с его служебными командировками, связанные с приемом  на государственную службу, переводом  на государственную должность в  другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются  связанные с этим транспортные расходы  и расходы на оплату жилья.
     Государственному  служащему в зависимости от условий  прохождения им государственной  службы предоставляется в установленном  законом порядке жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.7
     Таким образом, государственный служащий обладает набором прав, которые в  совокупности с обязанностями являют собой один из важнейших элементов  административно – правового  статуса государственного служащего. 

     2.2. Обязанности государственного служащего
     Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности, ибо государство (государственный орган) принимает на работу гражданина главным образом в целях возложения на него соответствующих должностных обязанностей. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственными служащими своих обязанностей, а также нарушение ими правил установленных административных процедур являются основаниями возникновения их конфликтов с гражданами.
     Круг  общих (основных) обязанностей государственного служащего сводится к следующему.
    Обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий.
    Добросовестное исполнение должностных обязанностей; соблюдение установленных в государственном органе правил служебного распорядка, порядка обращения со служебной информацией; выполнение должностных инструкций. Государственный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
    Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан.
    Исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных (или неправомерных) поручений.
    Поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных обязанностей.
    Соблюдение норм служебной этики.
    Хранение государственной тайны и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших известными государственному служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.
    Своевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принятие по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.
     Существуют  также должностные обязанности, которые присущи конкретному  виду государственной службы и конкретной занимаемой должности. Они регламентированы в должностных инструкциях, а также локальных нормативных актов того учреждения, в котором проходит службу государственный служащий.
     Таким образом, мы видим, что обязанности  госслужащего являются логичным продолжением его прав и в совокупности с  оными делают возможным сделать  систему государственного управления более эффективной. 

     2.3. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой
     Для государственного гражданского служащего  установлены специальные ограничения  и запреты по службе (ст. 16 и 17 Федерального закона «О государственной гражданской  службе Российской Федерации»). Гражданский  служащий не может быть принят на государственную  гражданскую службу, а гражданский  служащий не может находиться на гражданской  службе в случае:
     1) признания его недееспособным  или ограниченно дееспособным  решением суда, вступившим в законную  силу;
    осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
    отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
    наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
    близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
    выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
    наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
    представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
    непредставления установленных законодательством или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
     Для гражданского служащего установлены  запреты, связанные с гражданской  службой. Гражданскому служащему, например, запрещается:
    участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
    замещать должность гражданской службы в случае:
     а) избрания или назначения на государственную  должность;
     б) избрания на выборную должность в  органе местного самоуправления;
     в) избрания на оплачиваемую выборную должность  в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном  органе; государственный служащий обязан полностью посвятить себя государственной  службе, что обеспечивает ее эффективность. Государственный служащий не вправе занимать другую должность, быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Этот запрет обусловлен требованием от государственного служащего полнейшей самоотдачи, нахождения на службе постоянно в течение всего служебного времени;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.