На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности формирования и использования Пенсионного фонда Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание. 
 
 
 
 

      

     Введение.

 
     Стремительное развитие денежные фонды получили в  России в 90-х гг. XX в. В условиях перехода к рыночной экономике, характеризующейся повышением уровня социального риска, сопряженного с безработицей, материальной необеспеченностью работников и другими явлениями, поддержание сложившегося уровня финансирования существующей системы социальной защиты, базирующейся на доходах государственного бюджета, стало проблематично. Возникла объективная необходимость в установлении связей между получением социальных выплат и созданием фонда финансовых ресурсов, из которого они осуществляются. Решением данной задачи было создание внебюджетных фондов государства.
       Внебюджетные фонды - это самостоятельное звено финансовой системы, представляющее обособленные, вне бюджетной системы финансовые средства, управляемые органами государственной власти и предназначенные для финансирования социальных конституционных прав граждан.
     Совокупность  государственных внебюджетных фондов можно разделить на две группы - государственные внебюджетные фонды социального назначения и прочие внебюджетные фонды (экономические, научные, политические и т.п.).
     К государственным внебюджетным фондам социального назначения относятся:
     а) Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР);
     б) Фонд социального страхования Российской Федерации;
     в) Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.
     Наиболее  значимым и крупным является Пенсионный фонд Российской Федерации, который образован Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.
     Исходя  из актуальности темы, целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, а также его особенностей его функционирования.
       Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    изучить теоретические основы Пенсионной системы;
    проанализировать источники формирования и направления использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда;
    выявить проблемы движения финансовых ресурсов ПФР и выработать рекомендации.
     Объектом  данной работы является формирование и расходование финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ, анализ его деятельности.
     Предметом исследования служит Пенсионный фонд Российской Федерации.
     Субъектом исследования является Российская Федерация.
     Источником  информации при написании курсовой работы послужили Федеральные законы, учебные пособия, периодические издания.
     Курсовая работа состоит из 3 глав на 37 страницах. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общая характеристика деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

1.1. Эволюция пенсионной системы.

     Переход от государственного социализма к смешанной, многоукладной экономике в России потребовал глубоких реформ не только в экономике, но также в области социальной политики в соответствии с принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными в Конституции Российской Федерации.
     Пенсионный  фонд России (ПФР) образован Постановлением Верховного Совета страны от 02.12.1990 N 2122-1 в целях государственного управления финансовыми средствами пенсионного  обеспечения.
     Впервые объединение основных функций по пенсионному обеспечению (сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий, назначение, перерасчет, выплата пенсий) произошло в 1992 г. в Московской области на базе регионального отделения ПФР в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 06.07.1992 N 3209-1 "О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области".
     Созданная в Московской области модель управления пенсионным обеспечением населения, объединила все функции по пенсионному обеспечению от сбора, аккумуляции страховых взносов, финансирования пенсионных средств до их расходования - назначения (перерасчета), выплаты и доставки государственных пенсий.
     В дальнейшем опыт Московской области  получил свое развитие. В некоторых субъектах РФ органы государственной власти в инициативном порядке стали передавать функции по назначению и выплате пенсий ПФР.
     В 2000 г. был принят Указ Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 "О мерах  по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации", которым было предусмотрено закрепить за ПФР и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ в течение 2001 г. заключить с Пенсионным фондом соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы ПФР.
     Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 ПФР заключил соглашения о передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий с 81 субъектами РФ.
     С принятием Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.
     Пенсионный  фонд РФ и его территориальные  органы стали составлять единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования  в Российской Федерации.
     Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации представляло собой одну из острейших социально-экономических проблем в период перехода к рыночным отношениям.
     Социальная  значимость пенсионного обеспечения  определялась тем, что оно затрагивало  жизненно важные интересы почти 37 млн. человек - получающих пенсию по старости, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.
     Государственная пенсионная система Российской Федерации  пережила кризис, который был в  значительной мере спровоцирован резким скачком цен в 1992 г., не сопровождавшимся принятием действенных мер по поддержанию покупательной способности пенсии. Доходы пенсионеров хронически отставали от уровня цен. Реальное содержание среднего размера пенсии по старости (с учетом компенсации) в декабре 1994 г. было почти в 2 раза ниже (в сопоставимых ценах), чем до начала либерализации цен в декабре 1991 г.
     Основной  проблемой пенсионного обеспечения  на данном этапе развития общества являлся низкий уровень как абсолютных, так и относительных размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения (29% фонда оплаты труда). В 1994 г. средний размер пенсии составил около 35% средней заработной платы против соответственно 34% в 1993 г. и 25% в 1992 г.
     Особо остро стояла проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения продолжал снижаться.
     Так, в 1992 г. минимальный размер пенсии составлял 84,6% прожиточного минимума, в 1993 г. - 78,5%, в 1994 г. - 66,6%. При этом если в январе 1994 г. данное соотношение составляло 79%, то в декабре 1994 г. оно упало до 52%, а в марте 1995 г. - до 45 - 47%.
     На  протяжении 1992 - 1993 гг. и частично 1994 г. удавалось поддерживать минимальный  размер пенсии на уровне, который был приближен к величине прожиточного минимума, за счет уменьшения дифференциации размеров других пенсий. В первой половине 1992 г. пенсии выплачивались практически в одинаковом размере - 342 - 410 руб. [14].
     Во  второй половине 1992 г. и в 1994 г. было проведен поэтапный пересчет прошлых заработков для исчисления пенсий, направленный на увеличение дифференциации их размеров. Это в значительной степени сократило финансовые возможности для принятия неотложных мер по повышению минимальных пенсий и, как следствие, привело к снижению их реального содержания.
     Повышение пенсий лицам, имевшим в прошлом  более высокие заработки, вызвало  недовольство пенсионеров, которые  имели низкие заработки, но получили максимальные пенсии благодаря тому, что максимальный размер пенсии искусственно сдерживался в прошлом. Именно это обстоятельство явилось одной из основных причин, приведших к развитию уравнительных тенденций в пенсионном обеспечении и необходимости проведения пенсионной реформы. Положение усугублялось еще тем обстоятельством, что в последние годы по причине все еще заниженного максимального размера пенсии росло число лиц, получающих пенсию в максимальных и близких к ним размерах.
     Таким образом, шел процесс постоянного  уменьшения дифференциации размеров основной массы пенсий. В это время система пенсионного обеспечения пыталась решить задачу - одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада (рис. 1) [14]. 

                     --------------------------------------¬
     -------------¬   \       Необходимость  увеличения     ¦
     ¦  Проблема  ¦    \    минимального размера пенсии    ¦
     L-------------    /      до прожиточного минимума     ¦
                      /     нетрудоспособного человека     ¦
                     L--------------------------------------
     -------------¬  --------------------------------------¬
     ¦Пути решения¦   \  Неоднократная  линейная индексация ¦
     L-------------   /              пенсий                ¦
                     L--------------------------------------
                     --------------------------------------¬
                      \  В результате опережающего  роста   ¦
     -------------¬    \  цен и недостаточности выделенных ¦
     ¦ Последствия¦     | средств минимальный размер пенсии¦
     L-------------    /   в 1995 г. составлял 52% размера  ¦
                      /         прожиточного  минимума      ¦
                     L-------------------------------------- 

     Рис. 1. Проблема дифференциации размеров пенсии,
     пути  ее решения и последствия 

     Решить  эту проблему возможно было только путем либо значительного увеличения поступлений в ПФР, либо рационализации и оптимизации самой пенсионной системы за счет изменения ряда норм действующего законодательства, которые  не представляются оправданными с социальной и экономической точек зрения.
     В связи с невозможностью повышения  минимального размера пенсии в 1993г. был применен механизм выплаты компенсаций.
     Существующие  в этой области проблемы в первую очередь были вызваны сужением финансовой базы пенсионного обеспечения (рис. 2). 

                           -------------------------------------------------¬
                           ¦Снижение доли заработной платы,  с которой       ¦
                           ¦взимались взносы на финансирование  пенсий       ¦
                           ¦(с 69,9% в 1992 г. до 46,6% в 1994 г.  и 37%     ¦
                           ¦в 1995 г.).                                     ¦
     -------------------¬  ¦Увеличение выплат социального  характера (от 17  ¦
     ¦Негативные явления+--+до 30% среднемесячной заработной платы          ¦
     L-------------------  ¦в 1994 г.).                                     ¦
                           ¦Уменьшение численности занятых  в народном       ¦
                           ¦хозяйстве (с 75,8 в 1991 г. до 69,4 млн чел.    ¦
                           ¦в 1994 г.).                                     ¦
                           ¦Усиление процесса уклонения  от уплаты налогов   ¦
                           L-------------------------------------------------
                           -------------------------------------------------¬
                           ¦Расчетное соотношение численности  плательщиков  ¦
     -------------------¬  ¦взносов на пенсионное обеспечение  к численности ¦
     ¦    Последствия   +--+пенсионеров  составляло менее 1,4 к 1, в то время¦
     L-------------------  ¦как по статистическим данным о численности      ¦
                           ¦занятых оно должно было составлять 1,8 к 1      ¦
                           L-------------------------------------------------
     -------------------¬
     ¦     Решение     +-- Пенсионная реформа
     L------------------- 

     Рис. 2. Проблемы пенсионного обеспечения,
     последствия и решение 

     Пенсионная  реформа предполагала рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся ресурсов и улучшения их использования. Оптимизация нагрузки пенсионной системы на экономику должна была содействовать стабилизации и развитию экономики и, как следствие этого, привести к улучшению материального обеспечения пенсионеров.
     Можно выделить основные тенденции, с учетом которых осуществлялась пенсионная реформа:
     1. Интеграция Российской Федерации  в мировую систему хозяйства  и переход к рыночной экономике.
     2. Неблагоприятное соотношение численности  плательщиков взносов и пенсионеров.
     3. Усиление процесса старения населения.
     4. Снижение доли занятых вообще  и занятых по найму в частности  в общей численности трудоспособного  населения.
     Все это требовало создания условий для снижения издержек производства.
     Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров имело ряд особенностей российской пенсионной системы.
     Среди таких особенностей можно назвать:
     - относительно низкий пенсионный  возраст;
     - высокую долю пенсионеров-льготников;
     - возможность получения пенсии  при продолжении трудовой деятельности  после достижения пенсионного  возраста;
     - приток пенсионеров из республик  бывшего СССР.
     Таким образом, основными целями пенсионной реформы являлись:
     1) реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца и в иных установленных законом случаях;
     2) обеспечение финансовой стабильности  пенсионной системы и создание  предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;
     3) адаптация системы пенсионного  обеспечения к развивающимся  в Российской Федерации рыночным  отношениям;
     4) рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;
     5) повышение эффективности пенсионной  системы путем совершенствования  системы управления пенсионным  обеспечением.

1.2.  Пенсионная реформа.

     В апреле 2001 г. Национальным советом и  Правительством РФ была одобрена Программа пенсионной реформы, которая определила новые принципы и направления развития пенсионной системы страны.
     В данной Программе определена структура пенсионной системы (рис. 3). 

-------------------¬
¦Пенсионная система¦
L---T----T----T-----
--------------   ¦    L------------¬
\¦/               \¦/               \¦/
--------+--------¬  -------+------¬ ---------+------¬
¦государственного¦  ¦обязательного¦ ¦дополнительного¦
¦   пенсионного  ¦ ¦ пенсионного  ¦ ¦  пенсионного  ¦
¦  обеспечения   ¦ ¦ страхования ¦ ¦  страхования  ¦
L-----------------  L-------------- L---------------- 

     Рис. 3. Основные элементы пенсионной системы
     Основными принципами реформирования пенсионной системы были признаны следующие.
     1. Снижение вдвое ставки единого  социального налога на пенсионные цели. Зачисление его не в ПФР, а в федеральный бюджет. Финансирование за счет этих средств базовой части пенсии, размер которой не должен зависеть от стажа и заработка.
     2. Введение страховых взносов в  ПФР, т.е. индивидуально-возмездных  платежей по обязательному пенсионному страхованию. Учет суммы взносов, застрахованных лиц, на их индивидуальном счете, которая составит  пенсионный капитал.
     3. Пенсионные права, приобретенные  гражданами к моменту проведения  реформы должны быть преобразованы  в начальный пенсионный капитал.
     4. Размер накопительной части пенсии  будет определяться исходя из  величины пенсионных накоплений  и ожидаемого периода выплаты  пенсии по старости.
     Практическая реализация пенсионной реформы началась с 1 января 2002г., т.е. с момента вступления в силу следующих Федеральных законов:
     от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
     от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
     от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
     от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской Федерации";
     от 31.12.2002 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Федеральный  закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования";
     от 10.01.2003 N 14-ФЗ "О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и др.
     Страховщиком  в сфере обязательного пенсионного страхования является Пенсионный фонд РФ, который осуществляет свои полномочия в статусе государственного учреждения и вместе с территориальными органами составляет единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. При этом по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами государство несет субсидиарную ответственность.
     Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ устанавливает  круг страхователей, застрахованных лиц, а также определяет виды страхового обеспечения.
     Тарифы  страховых взносов в ПФР установлены  в неравных процентных долях отдельно для финансирования страховой и  накопительной частей пенсии.
     Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусматривается, что выступать в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию могут негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
     В российской пенсионной системе выделяются три вида трудовой пенсии (табл. 1) [].
     Таблица 1
Виды  трудовой пенсии
Вид пенсии Лица, имеющие  право на данный вид
Трудовая пенсия  
по старости
Назначается при  наличии не менее 5 лет страхового стажа при достижении  мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет
Трудовая  пенсия  
по инвалидности
Право возникает  в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или 
I степени, определяемой по медицинским показаниям
Трудовая  пенсия  
по случаю потери 
кормильца
Право имеют  нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении
 
     Ограничений по выплате трудовой пенсии работающим пенсионерам не предусмотрено.
     Трудовая  пенсия состоит из нескольких частей (табл. 2).
     Таблица 2
Структура трудовой пенсии
Источник   Трудовая  
пенсия   
по старости
Трудовая   
пенсия по  
инвалидности
Трудовая пенсия по    
случаю потери кормильца
Федеральный    
бюджет       
     Базовая часть                Базовая часть          
Бюджет  ПФР         Страховая часть              Страховая часть        
Бюджет  ПФР         Накопительная часть    
 
     Базовая часть трудовой пенсии является государственной  гарантией минимального пенсионного обеспечения всем гражданам, имеющим право на трудовую пенсию, независимо от продолжительности страхового стажа. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется из федерального бюджета.
     Страховая часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер. Суммы страховых взносов, уплачиваемые за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии, учитываются на его индивидуальном лицевом счете в виде обязательств пенсионной системы. По достижении лицом пенсионного возраста он получит сумму пенсии в размере,  учтенных на его счете страховых взносов.
     Накопительная часть трудовой пенсии финансируется  исключительно на накопительной  основе.
     Суммы страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии не расходуются на выплату пенсии нынешним пенсионерам, а инвестируются по правилам Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". После достижения гражданином пенсионного возраста он получит в виде накопительной части трудовой пенсии по старости именно свои деньги, а не деньги следующего поколения работающих граждан. Застрахованные лица обладают возможностью непосредственно влиять на размер своей предполагаемой трудовой пенсии, т.е. они являются активными субъектами системы обязательного пенсионного страхования.
     Таким образом, размер трудовой пенсии поставлен  в прямую зависимость от суммы  поступивших в ПФР страховых  взносов за весь период трудовой деятельности работника, а не от продолжительности его трудового стажа и среднемесячного заработка, как было ранее. Не существует никаких ограничений по учету заработной платы при исчислении пенсии.
     Пенсии по государственному пенсионному обеспечению могут быть различных видов в зависимости от категории граждан, которым они назначаются.
       Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ  предусматривается установление  социальных пенсий. Фактически социальная  пенсия представляет собой социальное  пособие, основная цель которого - предоставить минимальный источник к существованию гражданину, не заработавшему право на получение трудовой пенсии.
     Данный  Федеральный закон закрепляет право  некоторых категорий граждан  на получение двух пенсий. Например, такое право имеют участники Великой Отечественной войны, которым может устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ, и трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
     В органах, осуществляющих пенсионное обеспечение, выводится на качественно новый уровень работа с населением: создаются клиентские службы, обеспечивающие комплексное обслуживание застрахованных лиц и страхователей, консультационные пункты на предприятиях, передвижные консультационные пункты.
     К настоящему времени происходящие преобразования принципиально изменили пенсионную систему Российской Федерации и  непосредственно сказались на размерах пенсий граждан в сторону увеличения (по сравнению с дореформенным  временем).
     Так, только при перерасчете в соответствии с нормами нового пенсионного законодательства всех видов пенсий 12 млн человек получили существенную прибавку к пенсии, которая соответствует более чем 30%-ному росту пенсий.
     Суть  ныне действующей пенсионной системы  Российской Федерации – в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности россиян за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. 

Глава 2. Особенности функционирования ПФР.

2.1. Формирование Пенсионного  фонда.

     Порядок формирования и использования Пенсионного  фонда РФ регулируется бюджетным  законодательством и федеральными законами Российской Федерации.
     Согласно  Положению о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г., Пенсионный фонд Российской Федерации - самостоятельное финансово-кредитное учреждение, созданное в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Кроме того, правовой статус данного Фонда определяется положениями ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по которому Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.
     Пенсионный  фонд Российской Федерации – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового  обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения профессиональной деятельности.
     ПФР входит в одно из звеньев сферы  государственных финансов и является основной материальной базой пенсионной системы Российской Федерации.
     Пенсионный  фонд Российской Федерации имеет  свой бюджет, утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
     При создании ПФР решались две принципиальной важности задачи. Первая - средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда. Вторая задача - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями.
     К основным задачам Пенсионного фонда  можно отнести:
     а) целевой сбор и аккумуляцию средств  для выплаты пенсий и пособия  для детей, а также организацию  их финансирования;
     б) участие на долговременной основе в  финансовых федеральной и региональных программах социальной поддержки населения;
     в) расширенное воспроизводство средств  фонда на основе принципов самофинансирования и др.
     Обязанности Пенсионного фонда Российской Федерации:
      служить материальной основой государственного обязательного социального страхования;
      являться одним из основных источников финансирования социальных гарантий, закрепленных Конституцией РФ;
      функционировать как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, т.е. обеспечивать эффективность процесса формирования и использования фондов денежных средств.
     Для выполнения поставленных задач фонд наделен властными полномочиями, позволяющими ему управлять финансовыми средствами, к которым относятся полномочия по контролю над соблюдением законодательно установленного порядка уплаты обязательных страховых взносов, распределение и перечисление аккумулированных финансовых ресурсов получателям в соответствии с целевым назначением, накопление финансовых резервов для обеспечения финансовой устойчивости и др.
     Выплаты по обязательному пенсионному страхованию  и государственному пенсионному  обеспечению осуществляются с разграничением источников, за счет которых финансируются данные выплаты.
     ПФР осуществляет свою финансовую деятельность на основе бюджета, утверждаемого федеральным законом.
     При формировании бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств. Это означает, что по окончании отчетного периода, в бюджете должны оставаться денежные средства, из которых будет производиться финансирование выплат пенсии в начале следующего отчетного периода.
     Так, в ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного  фонда РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" установлено, что  Пенсионный фонд вправе в 2008 году и  на плановый период 2009 и 2010 годов устанавливать  размер норматива оборотных денежных средств дифференцированно.
     В соответствии с текстом Закона № 167-ФЗ бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным. Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней. Относительно бюджета Пенсионного фонда это означает, что в бюджет Пенсионного фонда РФ входят бюджеты отделений Пенсионного фонда в субъектах РФ.
     Федеральным законом установлены средства, за счет которых происходит формирование бюджета Пенсионного фонда РФ. При формировании бюджета Пенсионного фонда РФ, должен быть соблюден (ст. 32 Бюджетного кодекса РФ) принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующем бюджете.
     В настоящее время доходы Пенсионного  фонда Российской Федерации формируются  за счет следующих источников:
      страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
      средств федерального бюджета;
      сумм пеней и иных финансовых санкций;
      доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
      межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
      добровольных взносов физических лиц и организаций;
      иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
      Основным  источником формирования доходов Пенсионного  фонда РФ являются обязательные страховые  взносы работодателей и лиц, занимающихся индивидуальным предпринимательством. Порядок их исчисления регламентируется Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
      Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование  – индивидуально возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного  фонда Российской Федерации и  персональным целевым назначением  которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме  страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (ст.3 Федерального закона).
      Объектом  обложения страховыми взносами являются выплаты работодателями физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам либо доходы от предпринимательской деятельности граждан. Тарифы страховых взносов устанавливаются ст. 22 и 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
      В соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» с 1 января 2009г. в Российской Федерации начала выполняться Программа государственного софинансирования пенсии. Граждане вправе уплачивать добровольные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на накопительную часть трудовой пенсии, а государство в этом случае будет осуществлять их софинансирование за счет средств федерального бюджета, которое включается в состав пенсионных накоплений застрахованных граждан.
      Финансирование государственных пенсий и пособий также производится за счет средств федерального бюджета. Кроме того, за счет бюджетных средств осуществляются расходы на выплату досрочных пенсий безработным.
      Кроме того, с 1 января 2007г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которым устанавливается право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1 января 2007г. появился второй ребенок. В соответствии со ст. 2 этого закона, материнский капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Сумма материнского капитала на одного ребенка, ежегодно индексируется государством. В 2009 году она составляла 312162 руб. 50 коп.
      Порядок размещения пенсионных накоплений устанавливается  Федеральным законом от 24.07.2002г. № 11-ФЗ «Об инвестировании средств  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской Федерации», который обеспечивает перечень активов, разрешенных для размещения пенсионных накоплений. К их числу относятся государственные федеральные ценные бумаги и ценные бумаги субъектов РФ, корпоративные облигации и акции российских эмитентов, ипотечные ценные бумаги и другие.
      К прочим средствам относятся доходы от размещения временно свободных средств, штрафные санкции и пени, другие поступления.

2.2. Особенности расходования финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации.

     Цели, определяющие основные направления расходования средств государственным Пенсионным фондом, следующие:
      социальное обеспечение по возрасту;
      социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
      социальное обеспечение в случае безработицы;
      охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
    В соответствии с принятыми в 2001г. законами в настоящее время через Пенсионный фонд российской Федерации осуществляются выплаты по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов. Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
     Трудовые  пенсии в Российской Федерации состоят из следующих составных частей:
      базовой – фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме, размер которой дифференцируется в зависимости от вида пенсии;
      страховой – дифференцированной части, зависящей поступивших взносов, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных пенсионных прав в связи с уплатой страховых взносов в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;
      накопительной – части, исчисляемой из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода.
      Расходы Пенсионного фонда можно разделить  на следующие группы:
      по обязательному пенсионному страхованию;
      по государственному пенсионному обеспечению;
      на дополнительное пенсионное обеспечение;
      на финансовое и материально – техническое обеспечение деятельности фонда;
      прочие расходы.
      Значительную  часть расходов Пенсионного фонда  РФ составляют расходы по обязательному  пенсионному страхованию. Они включают в себя выплаты трудовой пенсии, пособий и компенсаций.
      Расходы по государственному пенсионному обеспечению  состоят из выплат следующим категория  граждан:
      федеральные государственные служащие;
      военнослужащие;
      граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
      участники Великой Отечественной войны;
      нетрудоспособные граждане.
     Расходы на дополнительное пенсионное обеспечение  включают в себя доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов  гражданской авиации, выплаты дополнительного  ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
     Расходы на финансовое и материально –  техническое обеспечение деятельности фонда включают в себя расходы  на содержание органов управления, на подготовку и повышение квалификации работников Пенсионного фонда и прочие расходы.
     Для оперативного управления средствами пенсионного  фонда РФ создана организация  с одноименным названием –  Пенсионный фонд Российской Федерации, с трехуровневой структурой управления:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.