На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Инфляция: сущность, виды, измерение (индексы цен Пааше, Ласпейреса, Фишера)

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Инфляция: сущность, виды, измерение
(индексы цен  Пааше, Ласпейреса, Фишера)
Содержание
Введение
    Инфляция и ее определяющие
      Понятие инфляции
      Типы инфляции
      Виды инфляции
    Измерение инфляции. Индексы цен
      Индекс цен Ласпейреса
      Индекс цен Пааше
      Идеальный индекс цен Фишера
    Основные причины инфляционного роста цен
    Социальные и экономические последствия инфляции
    Антиинфляционная политика государства
Заключение
Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Как экономическое  явление инфляция существует уже длительное время. Это  явление возникло одновременно с  возникновением бумажных денег, с оборотом которых она неразрывно связана, так как они не обеспечены золотом. Когда в качестве меновой единицы  были золотые и серебряные монеты, инфляции, по природе, быть просто не могло. Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX этот термин употребляется так же в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20-х годов. Существует множество определений инфляции. Наиболее общим, традиционным является определение инфляции: Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.
     Однако, инфляция проявляется не только в росте цен, но и является сложным социально-экономическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Не любое повышение цен является инфляцией. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране, а не на каком-то отдельном рынке.
     В данной работе рассмотрим различные  виды инфляции, такие как: открытую и скрытую. Открытая инфляция проявляется  в продолжительном росте уровня цен, скрытая — в усилении товарного  дефицита. Открытую форму инфляция принимает в условиях свободных, подвижных цен, скрытую — в  условиях жесткого государственного контроля над ними. По уровню различают ползучую, то есть ее уровень относительно не высок, галопирующую – измеряется в  пределах от 10 до 200% в год, и, наконец, гиперинфляцию – темпы превышают 200% в год или 50% в месяц. Также  выделяют сбалансированную и несбалансированную, ожидаемую и неожидаемую формы  инфляции.
     Для рассмотрения сущности инфляции остановимся  на изучении действительных инфляционных причинах роста цен.
     Инфляция  является сложным многопрофильным  экономическим процессом и наносит  огромный ущерб экономике страны, и ведет к таким социально-экономическим  последствиям, как: перераспределение  доходов и богатства в пользу немногочисленного слоя населения; отставание цен государственных  предприятий от рыночных цен; скрытая государственная конфискация денежных средств у населения через налоги; ускоренная материализация денежных средств в товары; нестабильность и недостаточность экономической информации для продавцов и покупателей; отставание ставки реального процента за кредит от ежегодных темпов инфляции, что заставляет банкиров завышать ставки процента, и кредиты дорожают; обратная зависимость темпов роста инфляции от уровня безработицы и другие.
     Большое внимание этой проблеме уделялось со стороны таких известных экономистов, как Дж. Кейнс, Л. Хейн, С. Богданкевич и др. Однако уже во многих развитых странах это экономическое явление не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются эффективные методы её ограничения и регулирования. В последнее время в США, Японии и странах западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции. Но, к сожалению, для Украины проблема инфляции по-прежнему остается значимой. Популярность и противоречия этого экономического явления определили актуальность выбора исследования.
     Необходимо  отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. В настоящее  время разрабатываются программы  сдерживания инфляции, предлагаются методы ее регулирования.
     Объект исследования – инфляция как фактор, нарушающий равновесие экономики; предмет - социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика.
     Цель  работы – рассмотреть особенности современной инфляции и провести анализ ее социально-экономических последствий.
     Задачи  работы:
    Дать понятие инфляции, определить механизмы, причины ее возникновения.
    Проанализировать положительные и отрицательные социально-экономические последствия инфляции.
Работа  состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 

    Инфляция  и ее определяющие
 
      Понятие инфляции
         Чтобы подробно изучить инфляционные  процессы, важно выяснить, что же  за ужасное и интригующее явление  скрыто в этом слове, с которым  боролись и борются государства. 
     В настоящее время существует разнообразное  количество определений инфляции. Каждый экономист пытается дать свое и считает  его наиболее точным и лаконичным. Обратимся для начала к Большой  советской энциклопедии, ведь в ней  собраны наиболее полные определения.
Инфляция (от лат. inflatio - вздувание), переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающее их обесценение. В результате инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к денежному товару – золоту, а также по отношению ко всей массе рядовых товаров и к иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей степени
     Листая  учебные пособия по экономической  теории, почти в каждом можно встретить  определение инфляции. Вот некоторые  из них:
А С  Булатов считает, что инфляция –  это обесценивание денег, снижение их покупательной способности.
     В Я Иохин подразумевает под ней болезнь бумажноденежного обращения, когда деньги теряют связь с золотом. В таких условиях объем бумажных денег, находящихся в обращении, приобретает исключительное значение. Если он превышает потребности товарного обращения, то возникает инфляция, как результат излишней денежной эмиссии.
       Если обратиться к историческим  данным, то трактовка инфляции  как многофакторного процесса  утверждается лишь с 60 -70гг. В  западную теорию инфляции начинают  проникать идеи теории цены, оттесняя  господствовавшие ранее теории  денег. Современная трактовка  цены включает ряд элементов,  каждый из которых нацелен  на объяснение определённых факторов  ценообразования, связанных с  формированием потребительского  спроса; предложением товаров и  услуг; соотношением спроса и  предложения в зависимости от  различных форм рынков; формированием  цен факторов производства.
     Таким образом, более конкретным является определение: инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, то есть повышение общего уровня цен, а не цены какого отдаленного товара на рынке. Следует помнить так же, что к инфляции приводит не всякий рост цен. Могут оказать влияние изменения в динамике производительности труда, структурные сдвиги в экономике и попытки её слишком активного регулирования со стороны государства, непродуманная налоговая политика и др.
     Следовательно, инфляцию можно рассматривать как:
    нарушение действий законов денежного обращения, что вызывает расстройство государственной кредитно-денежной системы;
    явный или скрытый рост цен;
    натурализация процессов обмена (бартерные сделки);
    снижение жизненного уровня населения.
     Исходя  из всех этих достаточно похожих друг на друга определений, можно сказать, что инфляция - это некий денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванным избытком денежной массы в обращении. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги). Это вызовет расширение спроса, повышение цен и снижение покупательной способности денег отрицательные последствия неверной денежной политики государства, чреватые значительными экономическими и социальными потрясениями.
     Инфляция, хотя и проявляется в росте  товарных цен, не может быть сведена  лишь к чисто денежному феномену. Это достаточно сложное социально-экономическое  явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных  сферах рыночного хозяйства. Инфляция, имея длительную и богатую историю, и в настоящее время представляет собой одну из наиболее острых проблем  современного развития экономики не только в нашей стране, но и во многих других. 

     1.2 Типы инфляции 

     Как уже отмечалось, инфляция – это  снижение покупательной способности  денег, проявляющееся в первую очередь  через относительный быстрый  рост цен. Существует два основных типа инфляции: скрытая и открытая. В  основе обоих типов лежит нарушение  равновесия между стоимостью всей массы  товаров и услуг в противостоящей ей денежной массой.
     1. Скрытая инфляция существует  как правило, в нерыночной экономике,  в которой цены и заработная  плата контролируется и определяются  государством. Она проявляется через  товарный дефицит, через ухудшение  качества выпускаемых товаров. Товарный дефицит приводил к тому, что деньги переставали выполнять свои функции, так для того чтобы купить некоторые товары, недостаточно было иметь деньги, требовались еще специальные талоны.
     2. Открытая инфляция проявляется главным образом через рост цен на товары и услуги. Бумажные деньги обесцениваются, возникает избыточная денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг.
     В то же время нельзя любой рост цен  рассматривать как инфляцию. Наоборот, повышение цен может быть неинфляционным и происходить под воздействием других причин.
     1.3 Виды инфляции 

     Как известно, существует несколько видов  инфляции. Почти каждый экономист  пытается охарактеризовать их со своей  позиции, аргументируя собственно подобранными примерами. На мой взгляд, наиболее точно, конкретно и доступно классифицировал  виды инфляции О Ю Мамедов. Рассмотрим их подробнее:
       Инфляция спроса - это явление нарушения равновесия между спросом и предложением в сторону спроса. Причиной такого смещения может быть увеличение государственных заказов (к примеру, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности населения (рост заработной платы) в результате активных действий профсоюзов. В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров; повышаются цены.
     
     Рис.1 График инфляции спроса
     Инфляция  предложения, где рост цен объясняется возрастанием издержек. Этот вид инфляции обычно связан с воздействием экзогенных факторов - неурожаев, стихийных бедствий или, например, подорожанием нефти в 70-х годах, связанным с деятельностью ОПЕК. В результате инфляция издержек сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия намерены предложить при существующем уровне цен, и смещает кривую предложения влево. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения опять восстанавливается, но уже при более высокой цене.
     Таким образом, инфляция предложения гораздо  сложнее инфляции спроса, т.к. правительство  в данном случае встает перед ситуацией: либо увеличить спрос для стимулирования производства, что чревато еще большим обострением инфляции и скачком цен; либо бездействовать, что приведет к глубокому спаду, который может вернуть к прежнему уровню, но это обернется для экономики значительной потерей реального выпуска.
     Кроме того, инфляция может быть ожидаемой и неожидаемой.
     Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее с достаточной степенью надежности, она зачастую даже является прямым результатом действий Правительства.
     Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике. Однако в случае, когда внезапный скачок цен происходит в экономике, не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает так называемый “эффект Пигу”, резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса производитель вынужден снижать цену, и все возвращается в состояние равновесия.
     Рассмотрим  виды инфляции с точки зрения соотносительности  роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:
     1. Сбалансированная  инфляция - цены различных товаров неизменны относительно друг друга, она не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и соответственно должна увеличиваться цена конечной продукции. В этом случае по результатам среднегодового роста цен поднимается процентная ставка Государственного банка и, таким образом, ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции.
     2. Несбалансированная инфляция – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Она является большой бедой для экономики. Еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами долгое время. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.
     В зависимости от величины роста цен инфляцию делят на три вида:
     1. Ползучая (умеренная) инфляция - это инфляция, темпы роста цен, в условиях которой не превышают 10% в год. Такую инфляцию современная экономическая теория рассматривает как благо для экономического развития.
     2. Галопирующая инфляция - для нее характерен темп роста цен на 20% до 200% в год. Это уже серьезное напряжение для экономики. Поскольку деньги быстро теряют свою покупательную способность, население стремится избавиться от них, скупая товары, валюту, недвижимость и т.д. Нарушается функционирование финансового рынка, а затем и всей экономики. Такие высокие темпы в 80-90х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии.
     Таблица 1 Развивающиеся страны: инфляция (в  процентах)
Страна В среднем 1981-90
По годам
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Азия 7.1 8.3 7.6 10.7 15.9 12.8 8.2 4.8 8.0
Бутан 9.1 13.3 16.0 8.9 8.1 10.7 7.0 7.0 7.0
Бруней-Даруссалам 1.6 1.3 4.3 2.4 6.0 2.0 1.7
Камбоджа 197.0 75.0 114.3 -0.5 7.7 6.8 8.0 14.8
Китай 6.9 3.6 6.4 14.7 24.3 16.7 8.4 2.8 -0.8
Фиджи 7.1 6.1 8.2 6.5 4.9 5.2 0.6 2.2
Индия 8.9 13.9 11.8 6.4 10.2 10.2 9.0 7.2 13.0
Индонезия 8.6 9.4 7.5 9.7 8.5 9.4 7.9 6.6 59.6
Лаос 43.1 13.4 9.8 6.3 6.8 19.4 13.0 19.3 81.0
Малайзия 3.2 2.6 4.7 3.5 3.7 3.4 3.5 2.7 5.3
Мальдивская респ. 4.8 14.7 16.8 20.1 3.4 5.5 6.2 7.2 5.0
Маршалловы  острова 4.0 10.3 5.0 5.6 8.3 9.6 4.8 4.0
Мьянма 12.3 29.1 22.3 33.6 22.4 28.9 20.0 10.0 10.0
Непал 9..3 19.3 5.9 9.1 8.7 9.2 1.7 10.1 9.0
Пакистан 6..9 11.6 3.6 9.8 11.3 12.4 10.3 12.5 7.8
Папа  Новая Гвинея 5.8 7.0 4.3 5.0 2.9 17.3 11.6 3.9 13.5
 
     3. Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц). Большинство экономической литературы приводит в качестве примеров Никарагуа периода гражданской войны (33000% - среднегодовой прирост цен) или же послевоенную Венгрию. Население начинает терять сбережения, обесценивается вложенный капитал. В некоторых литературных источниках можно встретить термин «стагнации», когда предложение не растет длительное время. Стагнация, сопровождающаяся инфляцией, разрушает экономику и не создает механизма выхода на путь эффективного роста, т.к. не приводит к росту предложения.
     Все эти виды инфляции существуют только при открытом ее состоянии, т.е. при относительно свободном рынке. При подавленной же инфляции рост цен на товары и услуги может и не наблюдается, а обесценивание денег может выражаться в дефиците предложения. О подавленной инфляции следует сказать особо. Как считает А С Булатов, она порождена неверной деятельностью государства. Например, введение им временного замораживания доходов и цен, установление верхних пределов их роста; стремление удержать динамику заработанной платы на уровне, не превышающем темпы роста производительности труда; или даже тотальный административный контроль над ценами и доходами.
     Положительным воздействием отличается, пожалуй, лишь комбинация (ожидаемая +сбалансированная инфляция) в сочетании с умеренным  ростом цен (до 10% в год). Она тонизирует реальное инвестирование, т. е. слегка подгоняет предприятия по пути ускорения  замены и модернизации производственных мощностей, разработки новых видов  продукции. Большинство развитых стран  тяготеет к умеренной инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная политика в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым или сбалансированным.
    Измерение инфляции. Индексы цен
 
     Индексы - это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду, для которого устанавливается уровень цен, равный 100.
    Инфляция  рассчитывается по следующей формуле:

     Р – темп инфляции, Qp - индекс цен прошедшего года,
      Qc – индекс  цен текущего года
     Есть  “правило величины 70“ , дающее возможность количественно измерить инфляцию. Оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
     Т = 70/Р, где
     Р – темп инфляции, Т –приблизительное количество лет, необходимое для освоения темпов инфляции.
     Правило величины 70“ обычно применяется тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или ваши личные сбережения удвоились.
     Существует  несколько индексов цен:
    индекс потребительских (розничных) цен - он измеряет стоимость «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров в различных городах, в общем виде его можно представить так:
     
    индекс  стоимости жизни – показатель, характеризующий динамику стоимости  набора потребительских товаров  и услуг (в соответствии с фактической  структурой потребительских расходов населения);
    индекс стоимости строительства;
    индекс цен производителей – показатель, отражающий изменения оптовых цен производителей в определенный период времени.
     М Н Чепурин выделяет еще ряд индексов:
    индекс оптовых цен – исчисляется для трёх групп товаров: конечных товаров, готовых для использования, но не проданных потребителям; промежуточных товаров; сырья, подготовленного для дальнейшей переработки. Он показывает изменение среднего уровня цен промышленных и строительных предприятий и компаний, а также продукции фирм.
    индекс экспортных цен;
    дефлятор валового национального продукта (ВНП) – отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала. Он измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен.
     В экономике в условиях рыночных отношений  особое место среди индексов качественных показателей отводится индексу  потребительских цен. С его помощью  осуществляется оценка динамики цен  и пересчет важнейших стоимостных  показателей системы национальных счетов.
Рассмотрим  принцип построения агрегатных индексов качественных показателей на примере  индекса цен.
     Если  нам необходимо выявить изменения  цен на различные продукты и товары или количества товаров и продуктов, то необходимо привести определенное количество товаров и продуктов  по определенным ценам к общей  стоимости. Для этого мы должны соизмерить "вес" каждого элемента (будь то цена или кол-во товара).
     При отражении изменения цен на товары в качестве весов будет выступать  количество товара. Если же необходимо отразить изменение количества товаров, то в роли "весов" будут выступать  цены. Но возникает проблема: на уровне какого периода зафиксировать веса (базисного или отчетного).
Существует  два способа расчета индексов цен: индексы цен Пааше и Лайспейреса.
      2.1 Индекс цен Ласпейреса
     Данный способ предлагает использование весов базисного  периода  . Впервые был введен в 1864 году экономистом Э.Ласпейресом.

 — стоимость продукции реализованной  в базисном (предыдущем) периоде  по ценам отчетного периода
    — фактическая стоимость продукции в базисном периоде
 
   Индекс  цен Ласпейреса показывает, на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но на товары, реализованные в базисном периоде. Иначе говоря, индекс цен Ласпейреса показывает во сколько товары базисного периода подорожали или подешевели из-за изменения цен в отчетном периоде. 
      2.2 Индекс цен Пааше
     Индекс цен Пааше — это агрегатный индекс цен с весами (количество реализованного товара) в отчетном периоде.

 — фактическая стоимость продукции  отчетного периода
 — стоимость товаров реализованных  в отчетном периоде по ценам базисного  периода.
     Индекс  цен Пааше характеризует изменение цен отчетного периода по сравнению с базисным по товарам, реализованным в отчетном периоде. То есть индекс цен Пааше показывает на сколько подешевели или подорожали товары.
Значения  индексов цен Пааше и Ласпейреса для одних и тех же данных не совпадают, так как имеют разное экономическое содержание и следовательно применяются в разных ситуациях.
     В отечественной статистике до перехода к рыночным отношениям отдавали предпочтение индексу цен Пааше. Но из-за особенностей расчета, начиная с 1991 года,  вычисление общего уровня цен на товары и услуги начали проводить по формуле Ласпейреса. Связано это с тем, что во время инфляции или экономических кризисов многие товары могут выпасть из потребления. При исчислении по формуле Пааше не учитываются товары, спрос на которые упал, поэтому при исчислении индекса цен по формуле Пааше, небходим частый перерасчет информации для формирования правильной системы весов. В связи с этим и в международной практике прибегли к расчету индексов цен по формуле Ласпейреса. 

     2.3 Идеальный индекс  цен Фишера
     Представляет  собой среднюю геометрическую из произведений двух агрегатных индексов цен Ласпейреса и Пааше:

     Идеальность заключается в том, что индекс является обратимым во времени, то есть при перестановке базисного и  отчетного периодов получается обратный индекс (величина обратная величине первоначального  индекса).
Индекс  цен Фишера лишен какого-либо экономического содержания. В силу сложности расчета  и трудности экономической интерпретации  используется довольно редко (например при исчислении индексов цен за длительный период времени для сглаживания значительных изменений).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.