На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инфляция и антииифляционная политика государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального образования 

«ПОВОЛЖСКАЯ  АКАДЕМИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ
имени  П.А.СТОЛЫПИНА»

Филиал  в г. Ульяновске

КАФЕДРА  ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
 
по дисциплине   «Экономическая теория» 

на тему:  «Инфляция и антиинфляционная политика государства» 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил:
                студент 3 курса, ГМУвз- 330 группы,
                заочной формы обучения,
                специальности  080504.65,
                Абдулмянов  Р.Р.
                Руководитель:
                Доцент, д.с.х.н. Семенов А.Ю.
                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ульяновск   2010 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1. Инфляция…………………………………………………………………..5
      Сущность инфляции……………………………………………………….5
      Причины и формы проявления инфляции……………………………….7
Глава 2. Экономическое содержание антиинфляционной политики государства………………………………………………….……………….……..12
        2.1 Сущность антиинфляционной политики …………….…………………12
        2.2 Модели антиинфляционной политики…………………………………..14
Глава 3. Мировой опыт результативной антиинфляционной политики………..19
       3.1 Антиинфляционная политика развитых стран. Таргетированние……..20                                                                                                          
       3.2 Антиинфляционная политика Латиноамериканских стран…………….26
 Глава 4. Антиинфляционная политика России…………………………………..29                                                                                                                                                                                                                                                                 
         4.1  Инфляционное таргетирование в России…………………………………....29
         4.2 Антиинфляционная политика 90-х годов………………………..……..31
           4.3 Антиинфляционная политика 1999- первой половины 2000-х годов……….37
           4.4 Проблемы современной антиинфляционной политики в России и их решение…………………………………………………………………………………41
Заключение………………………………………………………………………....44
Библиографический список………...……………………………………………..47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Инфляция  представляет собой одну из самых  тяжелых болезней экономики. Ее грозные  симптомы зафиксированы как в  рыночных хозяйствах, так и нерыночных, где механизм рынка разрушен административно-командной  системой.
     Чем более запущена инфляционная болезнь, тем труднее государству осуществлять меры антиинфляционного регулирования. Воздействовать приходится не только на денежный рынок, но и на государственные финансы, инвестиционный процесс, текущее потребление и другие области экономики. В период неконтролируемой гиперинфляции обостряются экономические и социальные противоречия, борьба с ней становится всепоглощающей заботой государства, а любые его действия приобретают антиинфляционную направленность. При этом другие экономические проблемы отодвигаются на второй план.
     Есть  немало примеров, которые, казалось бы, свидетельствуют о том, что инфляции присущи не только минусы, но и плюсы. Так, открытая инфляция, порождая непрерывный  рост цен, стимулирует оживление  на товарных рынках, повышение деловой активности, расширение производства и занятости, рост спроса на акции. В 60-е - начале 70-х годов правительства многих развитых государств преднамеренно провоцировали инфляционные бумы, используя их в качестве средства краткосрочного регулирования экономики.
     Как доказано экономической наукой и  подтверждено хозяйственной практикой, в долгосрочной перспективе в  инфляционных эффектах нет ничего положительного. Более того, такие кратковременные  бумы оборачиваются обострением  инфляции, усложняют ее течение, делают неизбежным применение радикальных антиинфляционных мер, которые болезненны в социальном отношении, поскольку сопровождаются ростом безработицы, снижением уровня жизни и т.п. Таким образом, имеется достаточно оснований для утверждения, что инфляция  наносит экономике немалый удар. 

     Цель  антиинфляционной политики состоит  в том, чтобы установить над инфляцией  надежный контроль и удержать сравнительно невысокий темп роста цен. Различные  варианты социальной защиты населения  воздействуют не на причины инфляции, а на ее последствия, следовательно, и не спасают от нее. Ошибочно причислять к антиинфляционному регулированию и тотальный административный контроль цен.
     Антиинфляционные  методы должны воздействовать непосредственно  на устойчивое равновесие рынков либо на механизм инфляции. Это есть критерий, согласно которому антиинфляционные меры можно отличить от всех остальных.
  Целью работы являются:
     1)  раскрыть сущность такого явления как инфляция,
     2) рассмотрение основных методов и средств борьбы с инфляцией, используемых в политико-экономической практике, в том числе с учетом их особенностей в России (антиинфляционная политика нашего правительства).
          Данная курсовая работа состоит из четырех глав, введения и заключения, библиографического списка. В первой главе раскрываются сущность, причины и формы проявления инфляции. Во второй главе очерчиваются контуры антиинфляционной политики государства, рассматриваются её сущность и основные модели. Третья глава посвящена исследованию успешного мирового опыта данной политики. Четвертая глава обращает внимание на особенности антиинфляционной политики России.
           В работе используются несколько категорий источников. Во-первых, общие работы по дисциплинам общей экономической теории. Во-вторых, материалы периодической печати последних лет, посвященных данной проблематике (журналы “Экономическая наука современной России”, “Экономист”, “Финансы ” и др.).  
 
 
 
 

Глава 1. Инфляция.
      
         1.1 Сущность инфляции.
         Термин «инфляция» впервые стали употреблять в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865гг. для обозначения процесса разбухания бумажноденежного обращения. Inflatio в переводе с латинского означает «вздутие». Суть инфляции сводилась к чрезмерному увеличению находящейся в обращении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров. Данное экономическое явление имело место и раньше, например во Франции в XVI в. Инфляция как экономическое явление проявилась тогда в переполнении каналов денежного обращения бумажными знаками, покупательная способность которых резко падала.
       В настоящее время под инфляцией  понимается переполнение каналов  денежного обращения по сравнению  с товарной массой, что вызывает  обесценивание денежной единицы  и общий длительный рост товарных цен.11 Но это не означает, что растут все цены. Даже в периоды быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными или снижаться. Например, хотя в 1970-х и в начале 1980-х гг. в США наблюдался высокий уровень инфляции, цены на такие товары, как видеомагнитофоны, электронные часы и персональные компьютеры, снижались2. Одно из наиболее болезненных проявлений инфляции состоит в том, что цены растут крайне неравномерно. За один и тот же период цены на одни товары резко подскакивают, на другие поднимаются более умеренными темпами, на третьи вообще не меняются.
    Таким образом, инфляция предстает в виде долговременных процессов:
    Роста общего уровня цен
    Устойчивого обесценивания денег
 
    Систематического  снижения покупательной способности
     Инфляционные процессы органически связаны с:
        особенностями воспроизводственного цикла
        регулированием хозяйственных процессов
        милитаризацией экономики
        увеличением безработицы
        диспропорциями между реальным объемом общественного продукта и его стоимостным выражением.
          В этом суть данного явления.  От инфляции как процесса отличают  инфляционный шок - однократное  повышение уровня цен, которое  может стать импульсом для  развертывания или ускорения  процесса инфляции, а может и  не стать им. В последнем  случае экономика абсорбирует инфляционный шок.3
        Инфляция  является результатом  макроэкономической нестабильности, и определяется как дисбаланс  между совокупным спросом (AD) и предложением(AS), вызывающий повышение общего уровня цен. Несоответствие денежного спроса и товарной массы можно представить как  AD>AS или AS<AD
      Рассмотрим  формулу Фишера (уравнение обмена): MV=PY .Где M-количество денег в обращении,V-скорость обращения денежной единицы, P- уровень цен, Y-объем реального ВВП.
      Исходя  из него, для инфляции характерно следующее неравенство: MV>PY
      Таким образом, инфляция – это результат  разбалансирования совокупного  спроса и предложения в обществе. Следовательно, всякое увеличение количества денег в обращении или скорости их оборота приводит к
росту совокупного спроса, и наоборот. Рост денежной массы в обращении,
влекущий  за собой рост совокупного спроса, может быть вызван разными  

причинами: экспансионистской финансовой политикой, политикой государства, инвестиционным бумом, структурным сдвигом в потребительском вкусе и др.4
          1.2 Причины и формы проявления инфляции.
     Причиной  инфляции являются объективно происходящие изменения в объеме и структуре  общественного производства, политика господствующих экономических структур и государства.
     Эти изменения проявляются в возникновении  диспропорций между различными сферами  народного хозяйства, накоплением  и потреблением, спросом и предложением, доходами расходами государства, денежной массой в обращении и потребностями  хозяйства в деньгах.
     Как мы установили, для возникновения инфляции необходимо, чтобы темпы оста количества денег и (или) скорости их обращения превышали темпы роста реального объема производства.
     Различают монетарные и немонетарные концепции  инфляции, согласно которым классифицируются причины инфляции. Рисунок 1.
     
     
 


   
 
 

Рисунок 1. Общая  классификация причин инфляции. 
 

          Сторонники монетарных концепций считают инфляцию чисто денежным феноменом. Известно, что естественный прирост совокупной производственной мощности и реального ВВП составляет примерно 4% в год. Следовательно, всякий прирост количества денег и (или) скорости их оборота сверх этой величины будет вызывать инфляцию. Поэтому монетаристы полагают, что неравенство отражает основную причину инфляционного процесса.
     Согласно  монетарному подходу первый канал  развития инфляции – это рост денежной массы в обращении, превышающий  рост производства и влекущий за собой  рост совокупного спроса. Рост денежной массы может быть вызван следующими причинами:
      Экспансионистской финансовой политикой государства;
      Покрытием бюджетного дефицита с помощью «печатного станка»;
      Резким расширением кредита;
      Ростом использования долговых обязательств населения в качестве средств платежа.
      В этом случае виновником инфляции выступает кредитно – банковская система, осуществляющая неэффективный контроль за денежными агрегатами. Данный способ развития инфляционного процесса характерен для «классической» инфляции эпохи домонополистического капитализма. Схематически этот процесс можно представить следующим образом: отказ от золотого обращения          резкое увеличение государственных расходов              
дефицит государственного бюджета        дополнительная эмиссия банкнот                                             
рост цен       новый рост государственных расходов и так далее  по кругу5. Восстановление золотого стандарта останавливало инфляцию.
      Другой  канал развития инфляции связан с  ростом скорости обращения денег, превышающим  рост производства. Увеличение скорости оборота денег могут вызвать различные причины: 

    Технические нововведения в банковском деле;
    Изменение законодательства;
    Использование ценных бумаг в качестве средства накопления;
     Быстрый рост цен также сокращает реальные кассовые остатки. Это связано с  тем, что альтернативные затраты  поддержания реальной кассы на прежнем уровне становятся очень высокими. Население и фирмы стремятся быстрее совершать покупки, происходит «бегство» от денег. Скорость обращения денег имеет тенденцию к периодическому повышению.
     В немонетарных концепциях инфляция рассматривается как многофакторное явление. Здесь неравенство выступает лишь необходимым условием инфляции. Причины же инфляционного роста цен лежат на стороне как денежного обращения, так и производственной сферы. К последним относятся факторы, вызывающие рост затрат производства, изменение структуры спроса, перераспределение национального дохода. Инфляция может возникнуть в результате роста заработной платы, прибылей или налогов сверх роста производительности труда и (или) реального дохода. В этом случае развертывается борьба за перераспределение национального дохода между рабочими (занятыми), предпринимателями и государством. Экономические субъекты осуществляют рост доходов за счет увеличения цен6. Развитие данного процесса происходит по принципу «гонка за лидером»: как только экономический субъект обнаруживает снижение своего реального дохода в связи с увеличением дохода других субъектов, он повышает цены, стремясь компенсировать снижение дохода.
Причиной  инфляционного шока может быть рыночная власть монополий, олигополии и государства, реализующаяся в административном повышении цен.
         Немаловажными причинами развития  инфляции являются чрезмерные 

 военные  расходы и инфляционные ожидания. В случае, если у государства  разница между объемом экспорта  и импорта – отрицательная, возможно импортирование инфляции.
     Таким образом,  основными причинами  инфляции являются:
      Чрезмерное инвестирование, в процессе которого объем инвестиций превышает возможности экономики. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики.
      Опережающие темпы роста заработной платы по сравнению с темпами роста производства и производительности общества.
      Диспропорция между совокупным спросом и предложением, которые приводят к росту цен.
      Несоответствие денежной и товарной массы.
      Государственная политика цен без учета спроса и предложения, которая приводит к изменению структуры спроса и предложения.
      Сокращение поступлений от внешней торговли, что приводит к отрицательному сальдо платежного баланса страны и к снижению покупательной способности национальной денежной единицы. С ростом «открытости» экономики той или иной страны увеличивается опасность импортируемой инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие внешнего повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с импортируемой инфляцией достаточно ограничены.
       Следует отметить, что инфляция приобретает  особый характер в результате так  называемых инфляционных ожиданий. Если люди привыкли жить в ожидании роста цен и учитывать это в планах на будущее, то инфляция встраивается в ожидания и сама себя подхлестывает. Потребители берут товары впрок, усиливая давление на рынок, производители закладывают ожидания в  

цену  производимой продукции, идет цепная реакция. Конечно, нужна ясная правительственная политика: стабильные темпы роста денежной массы, положительное сальдо государственного бюджета и платежного баланса, обменный валютный курс должен отражать реальное состояние экономики.7
        Таким образом, мы выяснили, что причины инфляции разнообразны.  А повышение цен и появление излишнего количества денег – это лишь внешние проявления инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства, т. е. нарушение общего равновесия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
          2.1 Сущность антиинфляционной политики.
     Борьба  с инфляцией и разработка специальной  антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.
     Экономисты  время от времени расходятся во мнениях по поводу двух стратегий противодействия инфляции. Некоторые говорят, что нам следует приспособиться жить в условиях инфляции путём поиска адаптационной политики. Другие стремятся ликвидировать инфляцию     антиинфляционными мерами. Рассмотрим кратко первый вариант, а затем вернёмся ко второму.
Адаптационная политика.
     На  первый взгляд может показаться, что  улучшая приспособленность экономики  к инфляции через широко распространённую индексацию налоговых и процентных ставок, заработной платы, пенсий, переговоров относительно контрактов и т. п.(то есть внимание уделяется последствиям инфляции, а не её причинам и механизмам) ничего не стоит. Если инфляция не происходит, нечего и терять, если происходит, её разрушительные последствия будут меньше. Но, как показали знаменитые экономисты С. Фишер и Л. Саммерс, подобная политика может привести к таким большим скачкам инфляции, что общие потери в экономике в действительности возрастают.
Антиинфляционная  политика.
     Негативные  социальные и экономические  последствия   инфляции                     вынуждают правительства разных стран проводить антиинфляционную политику8. Значительное внимание всегда уделялось государством 

регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика имеет богатый
выбор самых разных денежно-кредитных, бюджетных  мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию доходов.
         Таким образом,  антиинфляционная политика - это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с  инфляцией. Влияние Центрального банка значительно, но нельзя сказать, что он имеет определяющее значение. Проводя политику по преодолению инфляции, необходимо помнить, что денежные отношения не оторваны от других сфер экономической и социальной жизни страны. Активные действия, Центрального банка, без других комплексных мер могут и не привести к желаемым результатам, и даже вызвать обратный эффект.
     Тем не менее, повышение регулирующей роли Центрального  банка важная предпосылка успеха. Необходимо предоставить ему необходимую самостоятельность в осуществлении денежной политики, законодательно закрепленную возможность контролировать каналы, по которым возникает нагнетание денежного обращения в стране, в то же время, обеспечив согласованность его мероприятий с общей политикой, проводимой правительством.
     Различаются антиинфляционная стратегия, соединяющая цели и методы долговременного характера, и тактика, которая дает результаты в краткосрочном периоде времени. Стратегическая цель антиинфляционной политики – привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму влияние на экономику внешних воздействий. 
 
 

       2.2 Модели антиинфляционной политики.
     Оценивая  характер антиинфляционной политики, в ней можно выделить следующие  общие модели.
     В рамках первой (предлагаемой сторонниками современного кейнсианства) предусматривается комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путём:   а) дефляционной политики (или регулирование спроса)
б) «политики  доходов» (или регулирование издержек)
     Дефляционная  политика - это методы ограничения денежного спроса через  конфискационную денежную реформу, денежно- кредитный и налоговый механизмы путём маневрирования государственными расходами и налогами: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги, ограничивает денежную массу, проводит рестриктивную денежно - кредитную политику. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. Таким образом, особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает  замедление экономического роста и даже кризисные явления. В условиях спада, для расширения спроса, проводится бюджетная политика. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами. Поэтому тогда большинство правительств при  проведении данной политики  проявляли сдержанность или вовсе отказывались от неё. 
     «Политика доходов» используется для подавления инфляции издержек, предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путём полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко. Очень важно определить соотношение между темпами роста цен и индексами доходов (предельно допустимое около 0,2, которое не вызовет более высоких темпов инфляции). Тогда как наиболее распространённое соотношение между инфляцией и темпами роста оплаты труда 2:1. Также, как значимый инструмент данной модели, используются ценовые соглашения. Субъектами данных соглашений выдвигаются государство, профсоюзы и предприниматели. Последние дают обещание изменять цены только при увеличении издержек производства, связанных с ростом заработной платы. Профсоюзы обязуются требовать увеличения  заработной платы в соответствии с темпами роста производительности труда. Государство осуществляет контроль за достигнутыми ценовыми соглашениями, задаёт предельный уровень роста цен и ответственность субъектов за нарушения своих обязанностей. Использовать данный инструмент очень сложно, так как интересы субъектов разнонаправлены. Данный подход, как и дефляционная политика, в 60-70-х гг. не помог избавиться от галопирующей инфляции9.

     Среди противоречий кейнсианских подходов можно выделить следующие.
    Непоследовательность действий правительств во время проведения дефляционной политики.
    Сложность обеспечения компромисса интересов профсоюзов и предпринимателей (поэтому правительства ограничиваются только рекомендациями, которые не всегда реализуются).
    Инфляция издержек 70-х годов ХХ века имела внешний характер и являлась следствием энергетического кризиса, то есть удорожанием
    сырья и энергоресурсов. Поэтому решать проблему ценовыми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

соглашениями  было невозможно.
    Второй  подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма. Согласно которому инфляция – чисто денежное явление, динамика цен зависит только от денежной массы, величина ее определяется спросом на деньги со стороны хозяйства, и чем меньше государство вмешивается в формирование этого спроса, тем лучше. Устанавливается, таким образом, почти функциональная зависимость динамики цен от количества денег в обращении.
    В соответствии с данной моделью, завоевавшей  большую популярность в 1970—1980-е гг., государственное регулирование экономики должно осуществляться крайне ограниченно. Меры борьбы с инфляцией должны сводиться к жесткому использованию основных методов дефляционной политики, уменьшению платежеспособного спроса. Особое значение при этом придается ликвидации дефицита госбюджета. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. По их мнению, следует отказаться от вмешательств государства, сдерживающих   инфляцию издержек, так как рынок в состоянии сам справиться с этим недугом, однако, нужна рыночная конкуренция и плавающий курс национальной валюты. Денежно-кредитное регулирование должно проводится неподконтрольным правительству Центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки процента. Необходимо, сказать, что сторонники монетаризма в экономической теории утверждали: Центральный банк не должен ни в коем случае отступать от намеченных ориентиров, обращать внимание на краткосрочные колебания конъюнктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги.
      Но  рецепты стабилизации экономики, предлагаемые теоретиками монетаризма, нигде  не были восприняты буквально.  Поэтому, несмотря на  

рецепты монетаристов, Центральные банки  при установлении целевых ориентиров учитывали краткосрочные колебания  конъюнктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. Таким образом, Центральные банки на практике проводили меры, отклоняющиеся от данного подхода или даже просто ему обратные, так как главной своей целью видели не доказательство правильности или ошибочности той или иной теории, а удовлетворение национальных интересов и благосостояние своей страны.
     Классическая  модель антиинфляционной политики, базируясь на количественной теории денег, рассматривает инфляцию как денежный феномен. Именно поэтому её главным инструментом является рестриктивная денежная политика Центрального банка, но причины инфляции более разнообразны, и нельзя считать, что манипулирование денежным предложением, можно рассматривать как антиинфляционную политику в долгосрочном периоде.
     Сторонники  теории «экономики предложения» признают только один антиинфляционный путь, в соответствии с которым, во всём мире должно быть стимулирующее развитие производства и предложения товаров.
     На  практике для борьбы с высокой  инфляцией в различных странах  используют смешанные программы, в которых в разной степени используются рекомендации разнообразных подходов. Каждое правительство само выстраивает систему приоритетов в экономической политике, решая, что нужно обеспечить в первую очередь – социальную или финансовую стабильность
     В мире накоплен богатейший опыт проведения антиинфляционной политики. Сроки и  интенсивность возобновления инфляции определяются специфическими факторами, но в самих механизмах краткосрочной  стабилизации много общего. Беда в  том, что при всей экономической очевидности антиинфляционных мер их осуществление всегда политически
крайне  тяжело. Нет популярного, легкого  пути, позволяющего сбалансировать 

социальные  желания и возможности экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. МИРОВОЙ ОПЫТ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ.
     Когда-то исследовать инфляцию было сравнительно просто. Инфляция представляла собой  повышение общего уровня цен, вызванное  войнами. “Перегретая” экономика военного времени создавала такие условия, когда избыточное количество денег противостояло недостаточному объему товаров.
     После первой мировой войны возникло новое  явление, наблюдавшееся в побежденных  странах (Германии и бывшей Австро-Венгрии), а также в переживших революцию  и гражданскую войну (России). Этот феномен получил название “гиперинфляция”. Производство в этих странах было попросту подавлено, и для выполнения своих финансовых обязательств правительства прибегали к помощи печатного станка. Однако со временем старая, обесцененная валюта была заменена новой, производство восстановилось, и конец 20-х годов характеризовался в Европе относительной стабильностью цен.
     В целом инфляция ассоциировалась  с военным временем, послевоенный восстановительный период сменялся дефляцией (как в ведущих капиталистических  странах в 30-е годы).
     Ценовая неустойчивость в XIX в. в большой  мере обусловливалась действием  международного золотого стандарта, так  как отток золота для покрытия внешнеторгового дефицита вызывал  в той или иной стране тенденцию  сокращения внутренней денежной массы и в конечном счете приводил к падению цен.
     В условиях использования денег - товара (базирующихся на благородных металлах) дефляция в отдельных странах, участвующих во внешней торговле, компенсировала инфляцию в странах, получающих это золото. Подобные приливы и отливы золота считались необходимыми для восстановления так
называемого международного баланса цен и  предотвращали общемировую
инфляцию. 

     В 1950-х – 60-х гг. инфляция протекала  в большинстве стран умеренными темпами; а в 1970-е годы стала выходить из под контроля. Особую остроту инфляция приобрела во второй половине 1970-х гг. (что, в первую очередь, как уже было отмечено в первой главе, связано с энергетическим кризисом). В 1980-е на волне неоконсервативной революции темпы роста цен понизились и соответствовали умеренной инфляции. Это можно объяснить рядом причин, среди которых основные – падение мировых цен на нефть, усиление ценовой конкуренции, прежде всего в международном масштабе, повышение производительности труда, сдерживание роста заработной платы.
           3.1 Антиинфляционная политика развитых стран. Таргетирование.
          В прошлом особый интерес представляет послевоенный опыт ФРГ и Японии. Обе страны — первая в 1948 г. вторая в 1949 г.— провели радикально быстрый, так называемый шоковый переход от огосударствленной к рыночной экономике. Решающими его направлениями были либерализация цен и параллельные антиинфляционные меры, направленные на сдерживание той высокой инфляции, которая могла быть вызвана освобождением цен. Как известно, «шоковые» реформы в ФРГ и Японии были успешными, в том числе и с точки зрения предотвращения высокой инфляции. Последнее обычно объясняется жесткостью использовавшихся антиинфляционных мер (конфискационная денежная реформа в ФРГ, сильные монетаристские ограничения в Японии). Однако причины заключались не только в этом. Применялись две группы особых мер, имевших исключительно важную роль и в сдерживании инфляции, и вообще в успехе «шоковых» рыночных реформ. Во-первых, в этих странах, особенно в Японии, в период проведения «шоковой терапии» и длительное время после нее сохранялся жесткий государственный внешнеэкономический и валютный контроль. Во-вторых, и после либерализации цен длительный период сохранялось достаточно жесткое государственное регулирование цен ряда товаров и услуг, имеющихважное
народнохозяйственное  и социальное значение (энергоресурсы, оплата за жилье, 

сельскохозяйственная  продукция и др.).
     Если  обратиться к более позднему времени, то можно взять в качестве примера  экономическую программу администрации Рейгана (основой которой служила антиинфляционная программа) так называемую рейганомику, успешно проведенную в жизнь в 1981—1988 гг. В самом     первом, по сути предвыборном, варианте «рейганомика» шла к монетаризму, поскольку в качестве решающих мер борьбы с высокой инфляцией в ней предусматривались заметное сокращение социальных и хозяйственных государственных расходов, ликвидация на этой основе дефицита федерального бюджета и последовательное проведение жесткой рестриктивной денежно- кредитной политики. Правда, в этой программе было одно важное отступление от монетаризма — целью «рейганомики» провозглашалась борьба и с высокой инфляцией, и с высокой безработицей (а последнее подразумевало осуществление мер по поддержке и стимулированию производства). Как только обнаружилось в самом начале президентства Рейгана, что жесткое следование монетаристским рекомендациям ведет к чрезмерному спаду производства и усугубляет проблему безработицы (ситуация 1982 г.), программа принципиально пересматривается (в США это трактовалось как переход от «рейганомики-I» к «рейганомике-II»).
     В итоге практический вариант «рейганомики»  оказался отражением прежде всего политики здравого смысла, умело сочетающей методы и монетаристских, и отвергаемых  ранее кейнсианских теорий, и концепций «экономики предложения» (с явным приоритетом последних). Выполнение этой программы дало блестящие результаты. Галопирующая инфляция была снижена до устойчиво-ползучих форм; безработица сократилась до умеренных размеров. И все это на фоне длительного бескризисного развития экономики
США (1983— 1990 гг.) при ускорении научно-технического прогресса и росте производительности труда.
         Какие же основные экономические меры «рейганомики-II» позволили 

добиться таких успехов? Прежде всего, огромную роль сыграло налоговое
стимулирование  производства и сбережений населения, включая его наиболее состоятельные слои. Была проведена широкомасштабная налоговая реформа. Максимальная ставка индивидуального подоходного налога снизилась более чем в два раза. Налог на прибыли корпораций был уменьшен. В результате госбюджет недополучил (а предпринимательство и население, включая его богатейшие слои, наоборот, получили) миллиарды долларов. Частному бизнесу был предоставлен и ряд других льгот (стимулирование по линии амортизационных отчислений и затрат на науку, смягчение экологических стандартов и др.).
     Были  значительно сокращены государственные  расходы, но тем не менее они продолжали увеличиваться выше запланированного предела, так как, во-первых, администрация отказалась на базе реалистичных оценок от планируемого ранее сокращения некоторых важных социальных и хозяйственных затрат (например, от предполагаемого ранее резкого сокращения государственного финансирования фундаментальной науки), а во-вторых, резко возросли военные расходы. В результате администрация Рейгана, по существу, отказалась от ликвидации или даже смягчения дефицита федерального бюджета (ограничившись лишь мерами по сдерживанию его «чрезмерного» роста). Этот дефицит оказался выше, чем при предшествующих администрациях. Были приняты законодательные акты о перспективной ликвидации дефицита федерального бюджета в период деятельности уже последующих администраций. И преемник Рейгана — Буш — не устранил и даже не смягчил этого дефицита. Администрация президента Клинтона поставила задачу заметно сократить дефицит федерального бюджета страны путем уменьшения некоторых государственных расходов и повышения отдельных налоговых поступлений.
Отказавшись от ликвидации дефицита федерального бюджета, администрация Рейгана направила экономическую политику на нейтрализацию инфляционного влияния этого дефицита (поскольку при сохранении этого влияния был бы  

неминуем  крах и антиинфляционных мер, и «рейганомики»  вообще). В качестве решающей меры использовалось покрытие этого дефицита за счет роста государственного долга — прежде всего использования сбережений населения и предпринимательства (что не вело к чрезмерной денежной эмиссии).
     Администрация Рейгана уже в 1982 г. отказалась от курса жесткой ограничительной денежно-кредитной политики, а стала в зависимости от экономической конъюнктуры чередовать ее с либеральным вариантом. Это основывалось на двух теоретических посылках: кейнсианских идеях о стимулирующем воздействии на экономику такой либеральной политики и монетаристском положении о существовании 1,5—2-годового лага между введением подобной политики и проявлением ее инфляционного эффекта.
     Еще одно важное практическое направление  «рейганомики» — серия мер  по усилению конкурентно-рыночного  климата в стране (всемерная либерализация внешне- и внутриэкономической деятельности; отказ от прежних государственных мер по поддержке малоконкурентоспособных отраслей, включая и защиту их от международной конкуренции и др.). Это, несомненно, резко усилило конкурентное, в том числе и со стороны дешевого импорта, понижающее давление на уровень цен внутри США, дополнительно способствуя уменьшению инфляции. Таким образом, высокая безработица 1982 года и рост курса доллара в основном и обеспечили снижение инфляции с 10,4% в 1980 году до 3,2% в 1982 году10. В итоге, в течении нескольких лет
безработица была высокой, а ВНП был ниже потенциального уровня, зато длительное время сохранялась  низкая инфляция.
          С начала 90-х годов в развитых странах происходит ослабление инфляции. Это – период самой низкой инфляции за последние 30 лет. В некоторых странах (Германия, Япония, Канада) достигнута относительная стабильность цен. Однако даже столь впечатляющие успехи в борьбе с  

инфляцией не приводят большинство западных специалистов к выводу о том, что инфляция окончательно побеждена, а антиинфляционная политика может быть снята с повестки дня. Главной причиной неуверенности в возможности поддержания относительной стабильности цен в ведущих странах является огромный государственный долг.
     В экономической литературе широко распространено мнение, что в решении экономических  проблем и особенно проблем инфляции господствующую роль играет монетаризм. Но это ошибочная точка зрения. Все приведенные выше примеры свидетельствуют об одном. Как правило, успешными являются смешанные программы, в которых в зависимости от особенностей экономики страны в том или ином варианте сочетаются меры различных направлений.
     Важное  значение для снижения темпа инфляции в развитых странах имеют изменения в антиинфляционной политике в 90-х годах. Основным средством антиинфляционной политики признано таргетирование. В современных условиях использование этого инструмента опирается на изменение юридического статуса центральных банков, в частности на обеспечение их реальной независимости при проведении денежно-кредитной политики. В практике применения антиинфляционной политики сложились три основные системы таргетирования – установление целевых ориентиров изменения валютного курса, денежных агрегатов и инфляции11.
     Для достижения относительной стабильности цен стоимость национальной валюты условно привязывается к иностранной  валюте страны с низкими темпами  инфляции. Преимущество – ясность  данных показателей. На
практике это означает обязательство Центрального банка ограничить выпуск национальной валюты до уровня, сравнимого с показателями той страны, к валюте которой привязана национальная денежная единица. Недостатком является то, что страна, применяющая данный метод, утрачивает контроль за  

проведением национальной денежной политики, которая не может ни отражать особенности внутренней экономической политики, ни ограждать себя от негативных явлений, передающихся из страны, к валюте которой была привязана национальная денежная единица.
     Таргетирование  денежных агрегатов – подход, использующийся в ряде развитых стран, в первую очередь в Германии, предусматривающий установление целевых ориентиров роста определенных показателей денежной массы. Преимущество заключается в том, что эти показатели поддаются непосредственному и быстрому контролю со стороны центрального банка. Метод эффективен только в тех странах, где можно оценить соотношение между избранным в качестве ориентира денежным агрегатом и целевым уровнем инфляции. В условиях резкого колебания скорости обращения денег контроль за тем или иным денежным агрегатом со стороны центрального банка не приведет к достижению конечной цели стабильности цен.
     Таргетирование  инфляции основано на признании факта, что динамика денежных агрегатов не всегда определяет реальные темпы инфляции, зависящие и от неденежных факторов. Этот метод, в отличие от первых двух, предоставляет центральному банку больше возможностей действовать в соответствии с нуждами экономики в краткосрочном плане. Конкретные действия, направленные на достижение целевого ориентира изменения темпа инфляции, могут принести эффект с некоторым лагом. Поэтому достичь поставленной цели при регулировании данным способом значительно труднее12.
     Выделяются следующие положительные черты режима таргетирования инфляции:
      Установление номинального якоря денежно-кредитной политики, наиболее соответствующего ценовой стабильности.
      Появление ясного для общественности критерия деятельности
 
         органов денежного регулирования и стабилизация инфляционных
         ожиданий.
      Гибкость в выборе инструментов денежно-кредитной политики, позволяющая органам денежно-кредитного регулирования выбирать те способы достижения целевых показателей, которые являются наиболее подходящими в конкретной ситуации и макроэкономической среде.
      Представляет интерес оценка эффективности таргетирования. Ежегодно устанавливаемые, например, в Германии, целевые ориентиры роста денежной массы не выполняются примерно в половине случаев. Однако даже при фактических отклонениях от целевых ориентиров зарубежные специалисты оценивают их как необходимые, так как Центральный банк, наделенный независимым статусом, вынужден публично объяснить причины этих отклонений, их связь с реальными экономическими процессами и выдвигать убедительную аргументацию для поддержания доверия к себе.
     Значение таргетирования среди всех методов регулирования денежного обращения центральным банком трудно переоценить. Установление целевых ориентиров и наблюдение за реальной динамикой цен позволяет своевременно принимать решения о необходимых регулирующих мероприятиях.
     Кроме того, определение целевых ориентиров влияет на инфляционные ожидания хозяйственных субъектов. Безусловно, это будет иметь положительный результат только при значительной степени доверия населения политике Центробанка и правительства.
          3.2 Антиинфляционная политика Латиноамериканских стран.
      В   латиноамериканских странах в 1980-е  гг. была гиперинфляция.  В двух из этих стран — Боливии и Чили — успех в борьбе с гиперинфляцией
приписывается полностью или преимущественно использованию ортодоксально-монетаристских методов (причем лишь в Чили происходит действительно благоприятное развитие экономики). Опыту этой страны было  

уделено значительное внимание, так как снижение инфляции до 2% по сравнению с начальным  уровнем 20% было осуществлено при достаточно
высоких темпах экономического роста.13 В антиинфляционной политике во второй половине 1970-х — в начале 1980-х гг. наряду с монетаристскими мерами использовались и противоположные данной концепции инструменты— длительное установление фиксированного курса обмена национальной валюты, активная государственная поддержка благоприятных структурных преобразований в экономике. Кроме того, Чили получила огромную экономическую помощь из-за рубежа.
     В трех других латиноамериканских странах (Мексике, Перу и Аргентине) применение  монетаристских методов борьбы с гиперинфляцией (включая в Аргентине и Перу конфискационные денежные реформы, а в Аргентине — переход от полной к частичной индексации доходов) не принесло успеха. И только широкое использование при сохранении жестких монетаристских ограничений других мер борьбы с инфляцией, особенно «политики доходов», позволило Мексике в конце 1980-х гг., а Перу и Аргентине — в начале 1990-х гг. устранить гиперинфляцию, переведя ее на более умеренный галопирующий уровень. Однако, следует заметить, что Аргентина после проведения антиинфляционной политики стояла на грани социального взрыва.
В Бразилии же, также последовательно использовались монетаристские методы (в том числе конфискационную денежную реформу и переход от полной к частичной индексации доходов). Тем не менее, справиться с гиперинфляцией так и не удавалось до 1994 года. Поэтому была разработана новая серия антиинфляционных действий. Наряду с жесткими монетаристскими мерами использовались и некоторые методы явно гетеродоксального характера (ограничение роста заработной платы и запрет на увеличение стоимости продукции, вызванный повышением заработной платы, и некоторые другие).
Эти меры дали положительные результаты. Будущее покажет, насколько этот 

успех прочен (поскольку в прошлом там  уже были примеры относительно краткосрочных  успехов в борьбе с высокой  инфляцией).
         Мировой опыт является, безусловно, очень важным  для  российской экономики. В борьбе с инфляцией нет смысла  изобретать  что-то  новое;  надо лишь умело использовать опыт других стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ. 

     4.1 Инфляционное таргетирование в России.
     Рассматривая  международный опыт таргетирования инфляции, имеется ряд условий  желаемых для успешного перехода к подобной практике. Основными являются:
      Независимость Центрального Банка от исполнительной власти, освобождающая его от обязанностей по покрытию бюджетного дефицита и дающая свободу при выборке инструментов в целях достижения предусмотренных темпов инфляции.
      Отсутствие у Центрального Банка целей равноправных по отношению к достижению основной цели его денежно-кредитной политики.
      Способность органов денежного регулирования моделировать и предсказывать инфляцию.
      Некоторые российские экономисты подчеркнув важность соблюдения этих условий, считают, что могут возникнуть различные отклонения от них в процессе перехода к таргетированию инфляции.
        В России имеется мнение, согласно которому, для объективной оценки международного опыта таргетирования инфляции требуется достаточно длительное время, а история инфляционного таргетирования насчитывает лишь около 10 лет, причём многие страны находятся ещё в самом начале пути. Вместе с этим нужно признать тот факт, что всё большее количество государств переходит к рассматриваемой форме денежной политики и случаев отказа от неё зафиксировано не было.
     Отметим хотя бы некоторые аспекты, в силу которых использование таргетирования инфляции в качестве способа реализации денежно-кредитной политики в российских условиях требуют крайней осторожности.
     Это прежде всего величина фактического спроса экономики на деньги и умение прогнозировать инфляцию на основе общепризнанных индексов и  

моделей. Как это не парадоксально, эти  условия в настоящее время  отсутствуют.
     В условиях России индекс потребительских  цен можно рассматривать как  общий измеритель  инфляционных процессов лишь с определённой долей  условности. Назрела необходимость очистки индекса от величин, изменение которых подвержено краткосрочным случайным колебаниям.
     Однако  в Банке РФ имеются исследовательские  структуры, которые обладают собственным  достаточно эффективным экономическим  аппаратом анализа и прогнозирования  инфляции и которые готовы сотрудничать с соответственными заинтересованными ведомствами в решении задачи прогнозирования её динамики.
     В этой связи необходимо сопоставить  принципы, подходы, аппарат, привлекаемый для построения моделей анализа  и прогнозирования инфляции, получаемые на его основе результаты. Кроме того, можно и нужно узнать какие, исходя из имеющейся статистики, индикаторы, инфляционных процессов следовало бы использовать для получения более полной и достоверной оценки складывающейся в стране ценовой ситуации. Чрезвычайно полезным было бы участие в работе такого совещания представителей Госкомстата России, в недрах которого имеется много информации, важной для информационной проблематики14.
        Оценивая перспективы перехода  к инфляционному таргетированию в России, отмечается, что Банк России давно изучил опыт прямого инфляционного таргетирования и использует его элементы при формировании своей денежно-кредитной политики. Интерес к этой проблеме усилился в связи с тем, что в 1999-2000 годах отмечалось снижение тесноты взаимосвязи между агрегатом денежной массы и инфляцией. Превышение расчётных целевых ориентиров обусловливалось более быстрым, чем предполагалось, спросом на  

деньги  под воздействием тенденции роста  объёма производства товаров и услуг.
      По этой причине была сделана попытка ввести элементы инфляционного таргетирования при формировании денежно-кредитной политики  на 2001 год. Основной целью оставалось снижение и удержание инфляции на уровне, обеспечивающем устойчивый экономический рост. При этом  на 2001 год темп роста  денежной массы рассматривался как один из важнейших индикаторов в ряду других показателей, используемых в процессе формирования и проведения денежно-кредитной политики.
      При сильном платёжном балансе в  условиях режима плавающего валютного курса рубля и накопления Банком России золотовалютных резервов по средствам покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, важнейшим элементом денежно-кредитной политики  оставался контроль Банка России за денежным предложением и, при необходимости, проведение стерилизационных мероприятий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.