На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


творческая работа Сравнительный анализ метода конкретных ситуаций и деловых игр

Информация:

Тип работы: творческая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Экзаменационное эссе по курсу 
«Методика преподавания социально-политических дисциплин»
на тему:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

МЕТОДА  КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ И ДЕЛОВЫХ ИГР 
 
 
 

                  Выполнил  студент 5 курса

                  отделения информация и
                  коммуникация
                  ***********  

                  Проверила преподаватель
                  кафедры социальной
                  коммуникации
                  ********** 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Минск, 2008 
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

МЕТОДА  КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ И ДЕЛОВЫХ ИГР
    В современном обществе система образования  развивается в контексте рыночных преобразований. Сфера образования  превращается во все более важную отрасль экономики, производящую наиболее значимое общественное благо - человеческий капитал. В этой отрасли, как и в любой другой, используются определенные технологии, часть из них имеет многовековую историю, а часть лишь недавно возникла. В конкурентной борьбе побеждает тот, кто использует самые современные технологии, поэтому в сфере образования возрастает роль современных технологий обучения как средства повышения конкурентоспособности выпускников вуза. Особую роль среди них играет активное обучение, которое позволяет наряду с получением теоретических знаний развивать необходимые профессиональные способности и качества: инициативу, самостоятельность, готовность к действию, ответственность, решительность, умение осуществлять намеченные цели. Активные методы позволяют развивать способности к коммуникации, преодолевать нерешительность, развивать творческие способности, умение выслушивать других, отстаивать и обосновывать свои решения. Работа в группе дает эффект взаимодействия, основанный на обмене знаниями, кооперации участников и опыте совместной выработки управленческих решений. Перечисленные преимущества активных методов обучения в полной мере относятся как к методу конкретных ситуаций, так и к деловой игре.
    Метод конкретных ситуаций. Существует множество различных названий данной методики, так в зарубежной литературе встречаются такие названия - метод изучения ситуаций (case studies) или метод деловых историй (case stories), или просто метод кейсов (case method); в отечественной литературе – метод конкретных ситуаций, деловых ситуаций, кейс-метод [3].
    Исторически метод конкретных ситуаций возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США) как переложение утвердившейся к тому времени технологии подготовки специалистов по юридическим специальностям на подготовку менеджеров. Главной особенностью метода является изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики. Первый сборник конкретных ситуаций был выпущен в 1921 г. (The Case Method at the Harvard Business School). С тех пор Гарвардская школа бизнеса выступает в качестве лидера и главного пропагандиста метода конкретных ситуаций [5, с. 11].
    Наибольшее  распространение метод конкретных ситуаций получил в программах подготовки менеджеров, в том числе в программах МВА. Он эффективен прежде всего для  формирования таких ключевых профессиональных компетенций специалистов в процессе обучения, как коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации. В этом своем качестве метод выступает как принципиально необходимое дополнение к лекционной методике проведения занятий.
    Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций. Метод конкретных ситуаций относится к неигровым имитационным активным методам обучения [5, с. 14].
    Занятия по методу конкретных ситуаций ориентированы  на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также  умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности студентов. Можно выделить следующие цели и области применения метода конкретных ситуаций [5, с. 14-15]:
    закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
    отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление студентов со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
    отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур);
    экспертиза знаний, полученных студентами в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).
    Метод конкретных ситуаций предполагает наличие  некоторых обязательных элементов, среди которых - подготовленный в  письменном виде пример ситуации из определенной деловой сферы; самостоятельное изучение и обсуждение ситуации студентами; совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя; соблюдение принципа приоритетности процесса обсуждения проблемы над ее решением. Несмотря на приоритет "процессной" компоненты в методе конкретных ситуаций, он не может применяться без предмета обсуждения — самой конкретной ситуации.
    Таким образом, конкретная учебная ситуация обладает рядом характерных признаков: она специально готовится преподавателем для целей обучения на основе реальных фактов из деловой практики; ситуация должна соответствовать определенному концептуальному полю того учебного курса или программы, в рамках которого рассматривается; она должна научить студентов анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и тенденции в изучаемых процессах. В самом общем виде, конкретные ситуации, можно разделить на иллюстративные, аналитические и связанные с принятием решений.
    В структуру конкретной учебной ситуации входят следующие компоненты [3]:
    непосредственно сама ситуация (текст с вопросами для обсуждения);
    приложения с подборкой различной информации, передающей общий контекст ситуации (копии финансовых документов, публикации, фото и другое);
    авторское заключение по ситуации (возможное решение проблемы, последовавшие события);
    записка для преподавателя с методикой разбора данной ситуации.
    Работа  с конкретной ситуацией проходит следующие этапы [3]:
    подготовительный, в рамках которого конкретная ситуация готовится преподавателем для представления студентам;
    ознакомительный, в рамках которого студенты самостоятельно изучают предложенные материалы;
    аналитический, в рамках которого студенты анализируют ситуацию и возможные решения в малых группах под руководством преподавателя;
    итоговый, в рамках которого проходит итоговая дискуссия и представление группами своих результатов.
    Все вышесказанное позволяет сделать  выводы относительно практического применения метода конкретных ситуаций в педагогической практике при подготовке студентов, главным образом в таких прикладных областях знаний, как менеджмент и маркетинг [4]:
    акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя;
    результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
    технология метода заключается в следующем: по определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые необходимо получить студенту;
    несомненным достоинством метода конкретных ситуаций является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок.
    Метод деловых игр. Метод деловых игр известен педагогике с XVII-XVIII веков главным образом в форме военной или предпринимательской игры. Современные деловые игры впервые получили свое развитие в СССР, так первая деловая игра, названная организационно-производственным испытанием, была разработана и проведена в нашей стране в Ленинграде в 1932 г . М.М. Бирштейн. Однако серьезного развития и применения в силу ряда причин деловая игра тогда не получила и возродилась в США лишь в 1957 г., в нашей стране деловые игры вновь стали объектом исследований и разработок в 60-х годах XX века. Интерес к ним обусловлен теми возможностями достижения целей обучения и воспитания, которые не могут быть предоставлены другими, традиционными методами обучения [1].
    Деловая игра – «метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)» [2].
    На  сегодняшний день в литературе существует достаточно большое количество классификаций  деловых игр, останавливаться на которых в рамках данного эссе не представляется целесообразным. Отметим лишь, что, как правило, одномерные классификации проводятся по следующим критериям:  по моделируемому объекту (общие управленческие и функциональные); по наличию взаимодействия (интерактивные и неинтерактивные); по конструктивным особенностям (простые и сложные); по однозначности выигрыша (жесткие и нежесткие); по наличию случайных событий (детерминированные и стохастичные) [7].
    Как уже отмечалось выше, деловая игра имеет ряд преимуществ по отношению к традиционным методам обучения, в особенности в сфере маркетинга и менеджмента. Так исследователи выделяют следующие преимущества деловой игры перед традиционными методами обучения [2, с. 11]:
    цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся: данный метод снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности;
    метод позволяет соединить широкий круг проблем и глубину их осмысления;
    игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению;
    игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых;
    деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах;
    в игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка;
    традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.
    данный метод провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет возможность интерпретации, осмысления полученных результатов.
    Подготовка  и проведение деловой игры осуществляется в ряд этапов, среди которых  можно выделить: предигровой этап (планирование параметров и условий игры); вводный этап (ознакомление участников с правилами, целями и задачами игры); игровой этап (непосредственно игра); аналитический этап (обобщение полученных результатов, подведение итогов).
    При этом непосредственно деловая игра как учебно-практическая деятельность имеет свои собственные этапы, определяющие ее внутреннюю динамику: этап проблематизации, когда участники должны осмыслить те проблемы, которые мешают развиваться моделируемой организации и ее подразделениям; этап оптимизации, целеполагания, когда участники генерируют оптимальную модель развития; этап поиска ресурсов, с помощью которых можно достичь поставленных целей; этап организационного проектирования, заключительный, когда участники соотносят найденные в игре решения к конкретным производственным условиям и связям [1].
    При оценивании эффективности деловой  игры, как активной формы обучения следует отметить следующие параметры: экономия времени, получаемая в сравнении  результатов деловой игры с традиционными методами (у участников вырабатываются навыки и качества, которые не могут отрабатываться иными методами обучения); эффективность обучения проявляется в заинтересованном отношении участников к учебной деловой игре; игра позволяет проводить контроль знаний участников игровых групп непосредственно в процессе игры (что позволяет сократить время на проведение специального текущего контроля знаний); по результатам оценивания деятельности участников во время деловых игр можно получить достаточно полную картину профессиональных и личностных качеств участников, их готовность к руководящей деятельности, к решению практических задач, встающих  на предприятиях [7].
    Таким образом, метод конкретных ситуаций и метод деловых игр хотя и  не представляют собой новейшие методики подготовки высококвалифицированных специалистов в гуманитарных областях знаний, тем не менее являются одним из наиболее эффективных средств обучения на практике. Данные методы направлены не столько на формирование у студентов теоретической базы знаний по изучаемому предмету, сколько на формирование практических знаний, умений и навыков. И метод конкретных ситуаций, и метод деловых игр научают студента аналитически мыслить, творчески подходить к решению сложных и нестандартных задач, работать в группе, презентовать себя и собственные мысли. Вышеописанные методы формируют профессиональные компетенции у студента и являются необходимой частью любой системы качественного гуманитарного образования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.