На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Теории происхождения государства и права зарубежных стран

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.ПРЕДМЕТ  И МЕТОД ИСТОРИИ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.
Объектом  изучения истории государства и права являются государство и право в процессе своего исторического развития, явления социальной жизни, происходящие в государственно-правовой
области. Наука история государства и  права специализируется на изучении институтов государства и права, политического устройства определенных стран мира (в данном случае зарубежных) в процессе их возникновения, становления и развития в конкретной исторической обстановке, в хронологической последовательности, законодательные памятники различных стран в историческом развитии, в определенные хронологические периоды. При этом выявляются как общеисторические закономерности этих процессов, так| и те, которые действуют в рамках определенных исторических эпох конкретных обществ.
Как в  теории, так и в практике историко-правовой науки существует огромный арсенал различных методологических приемов и средств.
Наряду  с чисто историческими методами исследования наука об истории государства и права использует и общенаучные, и конкретно-дисциплинарные методы исследования.
Общефилософские методы: системного анализа и синтеза, индукция и дедукция, метод единства исторического и логического, моделирование, аналогия и т. д.
Общеисторические  методы: хронологический подход, вернее, принцип историзма, согласно которому все события должны рассматриваться в строгой хронологической последовательности. Сюда также относятся и методы историко-лравовых и хронологических исследований.
Особенная область методов - это специальные научные методы исследования. Из-за специфики объекта изучения истории государства и права зарубежных стран важное значение имеет применение таких подходов, как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный анализ. При помощи сравнительного метода стало возможным сравнительное изучение государственно-правовых явлений в истории.
Конкретно-_исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они зародились и развивались. Широко применяется в истории государства и права и метод системного анализа. Он позволяет вычленить из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений ее отдельные элементы, в которых наиболее ярко отражены особенности конкретных государственных институтов и правовых систем. 
 
 

2.Организация  власти в первобытном  обществе. Возникновение государства и права.
Происхождение государства и права в обществе – вопрос более философский, чем  исторический. Научные ответы на него зависят от того, какое в целом  социальное значение приписывают праву  и государственной организации, от того, какое из явлений считают определяющим – государство или право. Первенство философского подхода определяется и двумя объективными (заключающимися в самой природе явления и путей его познания) обстоятельствами. Во-первых, формирование государства и права исторически пришлось на время самой ранней культурной жизни человечества. Развитие государственной организации реально проявляется в возникновении или исчезновении каких-то учреждений, в деятельности определенных лиц, в усилении или умалении их прав или обязанностей – т.е. в политическом по своей исторической форме процессе.
Во-вторых, самый процесс  формирования государственной  организации и, в особенности, права – это процесс, исторически неуловимый, растянутый на длительное время. Ни об одном известном обществе прошлого нельзя сказать, что вот, до такого-то года или числа государства у народа не было, а с такого-то числа оно существует. В еще большей мере это относится к праву. Когда и как начинается выделение права из обычаев первобытного общества, когда из области внешне расплывчатых дозволений или осуждений морального и религиозного характера формируются нормы права, да и чем вообще отличается право от обычаев до эпохи появления письменных законов – ответы на эти вопросы, наверное, никогда не приобретут желаемой конкретности и определенности. Все, что известно сегодня о становлении (появления из малого и наполнения по мере роста новым содержанием) государства и права из данных общей историографии, письменных памятников наиближайших к тем временам эпох, из, главное, данных этнографии (изучающей быт и культуру народов) с использованием сравнительно-исторического метода – все это не более чем историческая реконструкция этого процесса. Степень ее точности, вероятно, никогда нельзя будет проверить. Правильнее было бы говорить о наиболее типических условиях, в которых происходит формирование государства и права в то время, когда первобытная историческая общность людей, насчитывая несколько сот тысяч лет биологической и социальной эволюции, вступает в эпоху резкого ускорения своего культурного развития через неолитическую революцию. С этого времени можно насчитать не менее шести условных стадий социальных и культурных перемен, сопровождающихся шагами по пути становления государственной организации и права. У разных народов эти стадии приходятся на разное хронологическое время истории, но содержание стадий и их последовательность можно считать закономерностью становления государства и права.
Управление, власть. В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Все важные общие дела, касающиеся всего рода, решались общим собранием. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин, вождей. Власть старейшин и вождей базировалась исключительно на авторитете, на глубоком уважении членов рода к старшим, их опыту, мудрости, храбрости охотников, воинов. Споры между членами общины разрешались теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким явлением. Оно состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. В подавляющем большинстве случаев достаточно было простого осуждения сородичей, порицания старших, в особенности вождей, старейшин. Род давал защиту всем своим членам от внешних врагов как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести за смерть сородича. Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни какихлибо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственнополитических форм. По современной этнографической терминологии это было потестарное правление (от лат. роtestas — власть), но еще не политическая власть.  
 

3.Основные  черты общества, государства  и права Древнего  Востока.
Понятие древний  Восток используется в науке для  обозначения совокупности стран  юго-западной, южной и восточной  Азии, А также северной и северо-восточной Африки. Страны Д. Востока внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Они заложили первоначальные основы духовных и материальных ценностей. Разложение первобытно-общинного строя привело к образованию классового общества и государства. Здесь раньше чем в других регионах, получило развитие оседлое проживание, основанное на земледелии с устойчивыми урожаями.
Важными тенденциями  общественного и государственно-правового  развития влияло длительное сохранение сельской общины, основанной на натуральном хозяйстве. Совместным трудом общинников поддерживались и развивались оросительные системы. Консервация общинных структур сдерживало развитие частной собственности на землю. Преобладало полупатриархальная эксплуатация, в интересах монарха, знати и жрецов. Увеличивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщичество, наем работников и т.д.) а также покорение племен в войнах.
Это являлось инструментом классового господства – восточная  деспотия. Вся полнота власти принадлежала монарху, обожествляемому и правящему с помощью войск и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала религия, обожествлявшая личность и власть главы государства.
Первоначально гос. структура возникала на основе территориальных границ отдельных  племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки первобытно-общинного строя. Такие властные структуры, первоначально не всегда монархические. По мере усложнения классовых и общенациональных задач гос-ва, и особенно сохранения политической самоизоляции сельских общин, монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобретала форму деспотии.  
 
 

4.Государство  и право Древнего  Египта.

Возникновение государства: Древнее царство 2700-2400 гг. до н.э. В это время в Египте образовалось первое централизованное сильное раб гос-во. Отличается высоким уровнем развития хозяйства. Армия работников обеспечивала население страны всем необходимым. Жизненный уровень различных слоев населения уже был четко определен. На верху крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями. Крупные землевладельцы занимали важные должности при дворе и в государственном управлении. Основной рабочей силой были крестьяне-общинники. Управлял "рабочими отрядами" фараон через своих чиновников. Рабовладение было распространено в верхах общества, и в средних слоях населения. Рабы использовались для работы в домашнем хозяйстве. Гос строй:   централизация управления. При помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний укреплялся авторитет фараона. В его руках сосредоточилась вся законодательная, исполнительная и судебная власть.  Территория государства делилась на отдельные области - номы, во главе которых стояли правители - номархи. Основные черты права Древнего Египта: Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о составлении кодификаций, однако ни одна из них не дошла до настоящего времени и сведения о египетском праве весьма скудны.

 
 
5.Судебник  царя Хаммурапи  – общая характеристика.
Правление царя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи придавал большое значение законодательной деятельности. Первая кодификация (не сохранилась) создана на втором году правления. Царь «установил право стране». Известные ЗХ относятся к концу его царствования. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Текст содержит три части: 1 часть - обширное введение, в котором Х. объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. 2 - статьи законов (282 статьи), 3 - обстоятельное заключение.
В основу сборника положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни.
Ряд положений  закреплял старые обычаи родового строя: коллективная ответственность общины за преступления на ее территории, самосуд, др.
Нормы группируются по предметам правового  регулирования (как бы образуя прединституты), переход от одной группы к другой - по методу свободных ассоциаций.
В кодексе  содержатся несколько постановлений публичного права (нормы, которые регулируют положения царя и жрецов). В уголовном праве господствует принцип талиона, причем наказание распространяется не только на преступников (объективное вменение), например, если строитель построил дом, который обрушился и убил сына заказчика, то должно убить сына строителя (ст.230). Смертная казнь применяется редко, например, за воровство гос. имущества, религиозные преступления и в случае талиона. Клятва являлась важным элементом правосудия, а клятвопреступление - тягчайшее преступление и влечет за собою смерть. Нормы уголовного права чередуются с процессуальными нормами, регулирующими имущественные отношения. В кодексе хорошо проработано частное право, особенно договор аренды. Тогда уже существовала защита добросовестного покупателя от пороков вещи. Достаточно подробно разработаны отношения  найма, займа, дарения, купли-продажи и договор поклажи.  Особенности: казуистичность, тесная связь права с ритуалом, примитивная техника. Нормы, характерные для древнего права: прямое вмешательство гос. аппарата в хозяйственную жизнь.
Виды  преступлений: против личности (большая группа норм): умышленное или неумышленное убийство, телесное повреждение, оскорбление словом и действием, ложное обвинение; против собственности: особо охранялась собственность дворца или храма. К имущественным преступлениям относились: кража, грабеж, снятие с раба знаков рабства, мошенничество, повреждение или уничтожение чужого имущества; против семьи: кровосмешение, неверность жены, распутное поведение, изнасилование, похищение и подмена ребенка; другие виды: особые воинские правонарушение, должностное преступление судьи (взятка).
З.Х. знают  следующие виды наказаний: смертную казнь (утопление, сожжение, сажание на кол), членовредительство (принцип талиона) (отсечение руки, отрезание уха); телесные наказания (нанесение ударов плетью); другие виды наказаний (рабство, изгнание из общины, штрафы, при этом заведомая непосильность штрафа может быть равносильна смерти преступника). 
 

6.ЗАКОНЫ  МАНУ - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
В Древней Индии  понятие “право” было неизвестно.  Жизнь индийцев подчинялась скорее этическим, чем правовым нормам. При этом эти нормы носили явный отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известная дхармашастра - законы Ману (Ману - мифический Бог). Эти законы появились в период 2 в. До н.э. и 2 в. Н.э.   Законы Ману состоят из 2685 статей , написанных в форме 2-стиший (шлок). Немногие статьи имеют непосредственное правовое содержание (8-9 главы). Всего 12 глав. Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового строя.  Здесь подробно описывается происхождение , согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны , привилегии высших варн. Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его положений.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАСТОВОГО  СТРОЯ В ЗАКОНАХ МАНУ.
Кастовый характер права усматривается в системе преступлений и наказаний. Лица высших варн (2-рожденные) несли меньшую ответственность за преступления, чаще всего - покаяние, штраф. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр , людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес покаяние - ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости вороны, собаки.
В период создания законов Ману в Индии хорошо понимали разницу между собственностью и владением и охране частной собственности уделялось большое внимание. Было 7 способов возникновения права собственности - наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, зарплата, милостынь. Также был способ “давность владения” - 10 лет, только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, то она возвращалась законному владельцу. Основной вид собственности - земля (земли - царские, общинные и частные). Царь не был собственником всей земли, но он охранял землевладельцев и получал за это налоги. Наиболее важное движимое имущество - рабы, скот, инвентарь (наверное сельскохозяйственный). Община стремилась ограничить частное землевладение.  

7.Античный полис как тип государственного устройства. Спарта.

Сущность  античного полиса.
три периода:
1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI –
IX вв. до н.э.) – родоплеменные отношения в  Греции.
2. Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) – формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного иЧерного морей (Великая греческая колонизация).
3. Классический период (V – IV вв. до н.э.) – расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры.
-община основная  ячейка общества, 
-греческие общины  оказали влияние на политическую  жизнь страны, систему ценностей,  отчасти даже на особенности  литературы, искусства, философии, 
- община-полис,  включающая в себя не только  сельское население(как на востоке), но и городское. Членом общины модно было стать при двух условиях:
- если человек  является греком по национальности;
- если он был  свободным и владел частной  собственностью.
Все члены общины - свободные собственники – обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности.
Полис не только занимается внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение на время войн, превращались в воинов.
Полис (т.е. коллектив  граждан) имел право верховной собственности  на землю. Кроме частных участков земли он распоряжался также не поделенной, свободной землей, и это укрепляло  позиции полиса как политического образования.
Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с  идеей автаркии. В полисе создавалась  особая система идеалов: свободные  граждане верили, что благополучие каждого из них зависит прежде всего от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой стороны процветание полиса во многом зависит от его граждан, от того, сколько среди них будет ярких, талантливых и благородных людей. Они почитали древние традиции, осуждали стяжательство и очень высоко ценили крестьянский труд. Сила и самостоятельность общин-полисов во многом объяснялась тем, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств, хотя монархическая форма правления внутри полисов какое-то время существовала.
Высокая роль народного  собрания и выборная власть – два  основных фактора, которые создавали  условия для развития греческой  демократии.
-Греческие полисы обычно были небольшими.
Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, в VI - I вв. до н.э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н.э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин - ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завоеванием.
В Спартанском  государстве сложилось классовое  рабовладельческое общество, сохранившее  пережитки первобытнообщинного  строя и военную организацию  общества. Утверждение социального  и политического устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.
Жители Спартанского государства подразделялись на следующие, социальные группы:
• спартиаты;
• гипомейены;
• периэки;
• илоты.
Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась  собственностью государства и была поделена на участки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земельные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равными, то община спартиатов обычно именовалась "общиной равных".  
 

8.Эволюция  гос. Строя. Афин
Высшая  власть полиса - народное собрание (экклесия) полноправных граждан не моложе 20 лет. Место заседания - агора. Собирались 2-4 раза в месяц. Собрание обладало наивысшими властными полномочиями (законы, должностные лица, война-мир, внутр. и внешн. политика). Голосование тайное, по частным вопросам принимались декреты. Закон вступал в силу после рассмотрения его советом 500. Любой гражданин, недовольный законом мог добиться его отмены. Верховный суд - главный законодательный орган. Гласность. Граждане привлекались к обсуждению и принятию особо важных законов. Эти институты демократии торчали костью в горле афинской аристократии. Совет 500: его члены избирались по жребию народным собранием из граждан не моложе 30 лет. Совет был разбит на 10 пританий. Функции совета 500: высший административный орган, муниципалитет, вопросы благоустройства города, доставка продовольствия в Афины, ведал казной, контроль за должност. лицами, готовил проекты законов, следил за исполнением законов и декретов. Гелиэя - 6 тыс. судей, избираемых народным собранием. Гелиэя оттесняла аристократов от оправления правосудия. Суд был открытый и гласный. Все судьи делились на 10 декастерий. Суд рассматривал уголовные преступления, дела о государственной измене, выносил любое наказание (от штрафа до смерти). Коллегия 10 стратегов - высший орган исполнительной власти. Стратеги избирались открытым голосованием. Стратег должен был иметь определенный возраст, имущ. ценз и военный опыт. Возвышение коллегии стратегов вело к уменьшении роли ареопага. Ареопаг - суд по особо тяжким уголовным делам. Высокий имущественный ценз. При разборе дел запрещалось многословие. Из 9 архонтов привилегии имели 3 - эпоним (рассматривал жалобы граждан), базилевс (культовый, ведал ответственностью за святотатство), полемарх (следил за обрядами жертвоприношений, ставил памятники воинам, ведал преступлениями чужестранцев). Полиция - следила за всем и все докладывала властям. Служить в полиции считалось позором. 
 
 

9.Этапы  эволюции римского  государства.

1 этап. ДРЕВНИЙ РИМ  В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (8-6 ВВ ДО Н. Э)

Во время начального, так называемого царского, периода  Римом последовательно правили  семь царей:
• Ромул;
• Нума Помпилий;
• Тулл Гостилий;
• Анк Марций;
• Тарквиний  Приск;
• Сервий Туллий;
• Тарквиний  Гордый.
2. Время основания  города Рима (753 г. до н. э)  характеризуется процесса-ми разложения  первобытнообщинного строя у  племен, обосновавшихся у реки  Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было Сельское хозяйство.
Старейшины родов  входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.
Главой римской  общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был  реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать  в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:
правом на земельный  надел, закрепленный за ним и его  семьей (будучи, таким образом, участником общей земельной собственности);
правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;
правом на получение  от рода помощи и защиты;
правом на участие  в религиозных обрядах и празднествах и т.д.

2 этап. ОБЩЕСТВЕННЫЙ  И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СТРОЙ ДРЕВНЕГО  РИМА В ПЕРИОД  РЕСПУБЛИКИ (6 В. ДО Н. Э – 27 Г.Н. Э)

Общественный  строй в Риме, в период республики (V-IV вв. до н.э) развивался по 2 основным направлениям:
борьба плебеев  и патрициев.
Изменение характера  рабства.
Плебеи с самого начала установления республики начинали борьбу за рабство с патрициями:
В сфере экономики  плебеи допускались к общему полю и ограничение долгового рабства, от которого в основном страдали плебеи.
В политической сфере плебеи добивались допуска  к патрицианским должностям и  в сенат.
В социальной сфере  плебеи требовали отмены запрета брака с патрициями, вхождения в жреческие коллегии.
В своей борьбе плебеи опирались на свое численное  превосходство и регулярно прибегали  к сецессии (право выхода) – т.е. уход из города с угрозой основать свое плебейское государство. Всего сецессией плебеи воспользовались 3 раза:
Первая произошла  через несколько лет после  установления республики и была вызвана  злоупотреблением консулов при разрешении судебных споров о долгах. В результате 1 сецессии плебеи добились права избирать из своего состава своих должностных лиц – 2 народных трибунов. Эти должностные лица получили право вето ("я запрещаю") на решение консулов и сената. Народные трибуны избирались на плебейских собраниях по трибам.
Вторая сецессия произошла в середине 5 века до н.э.
Для предотвращения злоупотребления со стороны консулов плебеи потребовали записи обычаев  и патриции согласились с условием, что будет избрана специальная  коллегия из 10 патрициев – законодателей (децелебры).
Вторая сецессия в 451г. до н.э. децелебры составили 10 досок законов (таблиц) и заявили о необходимости дополнения этих законов и поэтому в следующем году вновь были избраны. После добавления 2 таблиц децелебры отказались сложить с себя полномочия и установили в Риме тиранию. В результате 2 сецессий плебеи добились свержения тирании и восстановления должности консула и народных трибун.
Законы 12 таблиц закрепили запрет браков между патрициями и плебеями. Но через несколько  лет был принят закон, который  разрешал браки между патрициями и плебеями. Большое значение имел закон Петелия, который существенно ограничил долговое рабство. В ответ на это уступки патрициии стали создавать новые потрицианские должности – преторов (цензоров), которые проводили перепись населения и включали новых членов в сенат.
К началу 3 века до н. э плебеи стали избираться на все остальные должности, входить  в Сенат и жреческие коллегии.
Патриции не соглашались признавать в качестве общегосударственных законов решения, принятые на плебейских патрицианских  собраниях – плебесциты. В 287 г. до н.э. был принят закон, по которому плебесциты были приняты общеобязанными.
Так завершилась  борьба плебеев и патрициев, и  в Риме сложился новый сословный  слой. Патриции и верхушка плебеев  объединились в сословие нобили –  крупные землевладельцы, аристократия.
Второе сословие – всадники – зажиточные торгово-ремесленные  круги. Остальная часть рядовых  граждан составила сословие плебеев.
К 3 веку до н.э. в  Риме изменился характер рабства. Рабство  стола классическим (основная производственная сила).
Расцвет Римской  республики наступил в 3 веке до н.э. Формально  высшими органами государственной  власти считались комиции – народные собрания. К 3 в. до н.э. крупные комиции  потеряли всякое значение.
Реально действовали  два вида народных собраний:
Центуриатные  комиции, которые, в основном, избирали высших должностных лиц;
Трибунные комиции, которые, в основном, принимали законы и избирали народных трибунов.
Т.о. в Риме существовала аристократическая республика.

3 этап.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СТРОЙ ДРЕВНЕГО РИМА В ПЕРИОД ИМПЕРИИ

В истории Римской  империи выделяется 2 этапа:
1. Принципиат (27 г. до н.э. – 284 г. н. э).
2. Доминат (284 г н.э. – 476 г. н. э).
Принципиат:
Основателем режима принципиата является Октавиан, который  после формального сложения с себя чрезвычайных полномочий в 27 г. до н.э. реально сохранил всю полноту власти. В целом, принципиат характеризуется внешним сохранением республики, за которым скрывалась монархическая власть принцепсов.
В 3 веке возникли предпосылки установления в Риме открытой монархии. Из ближайшего окружения императора формировался чиновничий аппарат, в следствии чего отпала необходимость в республиканских магистратурах. Сенат охотно преобразовался в совещательный орган при императоре и сенатконсульты вытесняются актами императора конституции. Началом Т домината считается год вступления на престол Диоклетиана.
Глубокий экономический  и политический кризис привел осложнению Западной Римской империи и к  ее падению в 476 г.
Историки до сих пор спорят о причинах кризиса и падения Западной Римской империи. Одни объясняли это вторжением варварского племени, другие историки объясняли это тем, что Рим перестал быль торгово-промышленным и политическим центром всего Средиземноморья, и торговые пути сместились на Восток. Сторонники цивилизованного подхода (Данилевский, Тойный, Шпенглер) – каждая цивилизация закономерно неизбежно проходит этапы не только зарождения и расцвета, но и упадка и гибели.  
 

10. Общая характеристика  и сферы правового  регулирования по  «Законам 12 таблиц».
Законы XII таблиц. Общая характеристика. Мы упомянули  уже, что важным этапом в борьбе между  патрициями и плебеями послужили  Законы XII таблиц. Они были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V века до н.э. (451-450 гг. Свое название они  получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре - Форуме.
Отличительной чертой названных законов был  строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за перст божий".
Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся  к займовым операциям, к уголовным  преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV-III вв. до н.э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, банковских операций и пр.  
 

11.Легисакционный  процесс и эволюция  римского процессуального  права.
Судебный процесс. Для уяснения дальнейшей истории  римской государственности и  права необходимо уделить некоторое внимание римскому судебному процессу указанной поры - процессу легисакционному. Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется законами XII Таблиц.
Процесс этот состоял  из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая - ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой.
В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный  день на форум к магистрату, каким  для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму залога, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в храм в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.
Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение, Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.
С течением времени  легиксакционный процесс вытесняется  простым (бесформальным) формулярным  процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения 

12.ДРЕВНЕРИМСКОЕ  ЧАСТНОЕ ПРАВО. Кодификация Юстиниана.

Частное право  – это нормы права защищающие интересы отдельного лица, его взаимоотношения с др. лицами
То есть по сравнению  с публичным частное право  – более ценный массив римского права, оно более развито и  до тончайших деталей приспособлено  к регулированию отношений, возникающих  из форм правотворчества и товарооборота.
Различие права на публичное и частное – основное деление национальных правовых систем современности.
Семейные отношения;
Отношения собственности;
Обязательственные отношения;
Отношения по наследованию.
В частном праве  выражались отношения формально  равных лиц, но находящихся в обществе с имущественной дифференциацией всегда в экономически неравном положении. Правовое регулирование имущественных отношений занимало центральное место в римском частном праве. Само понятие вещного права еще не было известно римским юристам, но они четко отличали имущественные иски от личных исков, связанных с обязательственными отношениями. Для защиты прав и интересов частного собственника в римском праве в классический и постклассический периоды использовался также негаторный иск, который был направлен против третьих лиц, выдвигающих необоснованные претензии на чужую вещь, и прогибторный иск, имеющий своей целью устранение помех, которые препятствовали собственнику осуществлять нормальное использование своей вещи. С развитием преторского права лолучил окончательное юридическое оформление институт владения. Под владением вещью понималось фактическое обладание ею, сопровождавшееся намерением владеть ею самостоятельно, как на праве собственности. В классический период получает дальнейшее развитие и такой вид имущественного права, как пра-во на чужие вещи. Появляется ряд новых земельных. У сервитутов, но особенно городских.
В Византии сохранилось  единое кодифицированное законодательство. В VI веке император Юстиниан кодифицировал  римское право, которое впоследствии оказало большое влияние на развитие европейского права. Корпус Юстиниана - так назывался сборник законов, который состоял из четырех частей: кодекса (основных установлений действующего римского права), дигест (собрания правовых положений и казусов), институций (краткого руководства по вопросам правоприменения и юридической техники), и новелл (новых правовых актов, изданных Юстинианом). Для византийского права характерна постоянная тенденция к систематизации материала по систематическому и хронологическому принципам, В неофициальных сочинениях юристов приводились типовые формы договоров, исков и т. п. когда император Юстиниан принял решение о систематизации римского права, постклассическими юристами был накоплен солидный опыт той работы, которой предстояло подвести величественный итог. 
 

13.ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Средневековые государства появились в Западной Европе в IX-XIII вв. и приняли форму  сеньоральной монархии. Они отличались крайней степенью экономической и политической децентрализации. Для XIII-XV вв. характерно становление сословно-представительных монархий. Это связано с экономическим подъемом, с ростом городов и развитием торгового оборота, а также со стадией первоначального накопления капитала. В течение XII-XIV вв. существенным образом меняется экономический облик западноевропейских государств. Большая часть городов находилась на земле феодальных сеньоров. После Крестовых походов (XI-XII вв.) феодальные поборы становятся невыносимыми. На своей последней стадии средневековое государство выступает в форме абсолютной монархии (XVI-XVI! вв). Специфические черты средневекового государства:
1) последовательность  смены его форм (раннее Средневековье,  развитое Средневековье, позднее  Средневековье);
2) политическая  власть переходит от короля  в руки отдельных светских  и духовных магнатов;
3) крестьянская  община, являющаяся исторически  обусловленной формой объединения  крестьян, ведет индивидуальное  хозяйство и обладает минимальными  административными и судебными функциями;
4) сложность  взаимоотношений светских владык  и христианской церкви, которая  постепенно превращалась в крупнейшего  земельного собственника. В 1054 г.  произошел раздел христианской  церкви на восточную (грекокатолическую)  и западную (римско-католическую);
5) важность роли  средневековых городов в формировании  политического и правового сознания  в Западной Европе. История средневековых  городов - это борьба городского  населения за личную свободу,  иные вольности и привилегии, за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за экономическую автономию;
6) главным институтом  в политической системе оставалось  государство. Средневековое государство,  закрепляя феодальные формы собственности  на землю и средства производства, сословные привилегии феодалов, осуществляло общесоциальные функции (поддержание мира, охраняло традиционные нормы общественного порядка и т.д.). В Средние века определяются контуры основных правовых систем - континентальной и англо-саксонской, складываются их специфические и несхожие правовые институты. В XI в. появляются первые кодифицированные сборники с изложением основных принципов феодального права. В становлении общеевропейской правовой культуры особую роль сыграло кодифицированное городское право со строго фиксированными норма-ми и каноническое право. Источники канонического права - Священное
Писание, Деяния святых апостолов, Послания к римлянам и др. Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). Со временем римские источники права выходят из употребления и забываются. Им на смену приходит упрощенное римское право, которое по приказу королей объединялось в специальные кодексы. Своеобразное возрождение римского права поддерживала католическая церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать каноническое право и притязания пап на мировое господство. Наиболее разработанной частью римского права в классический период было обязательственное право, которое являлось юридической формой товарно-денежного обращения. В институциях Гая договоры (контракты) были разделены на четыре основные группы: вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные. Момент наступления ответственности был избран критерием для отнесения сделок, к названному типу договоров и в данном случае. Она наступала сразу же по заключении соглашения, отсюда и название консенсуальный (от consensus - соглашение). Среди консенсуальных договоров особое место занял договор купли-продажи (при господстве манципации данный вид договора был реальным). Ответственность сторон возникала теперь не с передачей вещи, а не-медленно по заключении соглашения - в любой из дозволенных форм: письменной или устной. Оборот товаров был значительно облегчен.  
 

14.Возиникновение  раннефеодальных  монархий. Франкское  государство.
Исторические  условия: Европейский континент имеет умеренный климат, хозяйство ведётся рационально, развито животноводство, рыболовство. Жители жили в условиях родовой организации, расселившись по долинам рек. Особое племя – салические франки, которые в процессе миграции приблизились к границам римской империи, их включили в её состав, сделав федератом. Вследствие этого франкские вожди стали претендовать на власть, сначала внутри племени, затем внутри империи. Процесс становления государства и права, из-за следующих факторов: 1)ускорения процессов имущественной дифференциации франков, 2)введение ими постоянных войн, 3)существование государственности у римлян, которую заимствовали франки в государственно-правовом строительстве, 4)заимствование института частной собственности у римлян, 5)христианство, которое было воспринято франками, их вождями. После принятия христианства, начинается первый этап в истории у франков. С 5-го по 7-ой век – династия Меровингов, затем власть захватывают майордомы. Характеризуется переходом от племенного строя к общине. Вторая эпохаКаролингов сын майордомов Карл Мартелла заточил последнего из династии. Этот период продолжается с 8-го по 9-ый век. Характеризуется формированием классов, формируются основные органы власти. Община характеризуется: 1)наличием частной собственности на землю, как основное средство производства; 2)значительным влиянием частной собственности на общественный уклад. Пути 3)возникновения этих видов собственности, в результате развития общины; 4)состоит из большого количества народа. Частная собственность возникает с развитием способов обработки земли. Сосредоточение земли в руках отдельных личностей приводит к таким формам землевладения как аллоды – это форма землевладения, переходящая по наследству по мужской линии. Карл Мартэлл проводит земельную реформу: теперь владелец земли называется бенефицием. Бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние), земельное владение, которое жаловал король (или какой-либо другой крупный феодал) в пожизненное пользование вассалу на условии несения военной или административной службы. Верденский договор 843 года, по которому внуки Карла Великого разделили государство на части: Франция, Германия и другие государства западной Европы. Раннефеодальная монархия, характеризуется: 1)нерасчленённостью власти и управления; 2)не до конца оформленная система органов власти. Должность короля, до принятия христианства, была выборной, после стала наследоваться. Ему принадлежала вся полнота власти, судебная, исполнительная. Высший орган на местах – совет 100-ни, члены суда – рахинбурги, затем их заменяют подвластные царю – скобины. Это система получила название дворцово-вотчинной.  
 

15.ВАРВАРСКИЕ  ПРАВДЫ - принятое в отечественной литературе название раннефеодальных юридических кодификаций, в которых были записаны правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений германцев, кельтов и англосаксов, основавших на территории Зап. Римской империи свои государства. К ним относятся Салическая правда (конец V в.), Бургундская правда (конец V - начало VI в.), Рипуарская правда (VI в.), Вестготская правда (конец VI - начало VII в.), Алеманнская правда (VIII в.), Саксонская и Тюрингская правды (конец VIII - начало IX в.), капитулярии франкских королей VIII-IX вв., ирландский юридический сборник и скандинавские провинциальные судебники XII-XIV вв.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.