На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Информационным системам в экономике"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Вопросы по дисциплине «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ в экономике»
 
         Преподаватель:  Калашников Виктор Сергеевич
      Третий  вопрос  Задача     (билетов  20) 
      Основные понятия информатики.

     Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. Информация не отделима от процесса информирования, поэтому необходимо рассматривать источник информации и потребителей информации.
     Свойства  информации: важность, достоверность, своевременность, доступность и т.д.
     Одной из важнейших разновидностей информации является экономическая информация. – совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере

     Структура системы управления - взаимодействие двух систем - управляющей и управляемой
 
     В информатике часто  употребляется понятие  Данные. Их отличие от информации:
     Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому информацией являются используемые данные
      Информационный  обмен.
     При работе с информацией всегда имеется  ее источник и потребитель (получатель), рис. 1 Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-нибудь среды, являющейся в таком случае «каналом связи».
     Сообщение — это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.
     

     Оценка  информации:
     Информация  имеет разную ценность для субъектов, и при ее оценке выделяют несколько аспектов:
     Синтаксический  – связан со способом представления информации и не зависит от ее семантических и прагматических свойств. На этом уровне рассматриваются формы представления информации. Они зависят от способа хранения, передачи, отображения и преобразования информации. Например – формат сообщений.
     Семантический – связан со смысловым содержанием информации между словами и другими элементами. Отражает тезаурус или др. словами словарь, который имеет 2 части: список слов и список словосочетаний, которые сгруппированы по смыслу.
     Прагматический – определяет возможность достижения цели в результате получения информации. Он определяет потребительские свойства информации.
     Система – любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов
     Системы отличаются между собой по составу и по главным целям.
Система Элементы системы Главная цель системы
Фирма Люди, оборудование, материалы, здания и др Производство  товаров
Компьютер Электронные и  электромеханические элементы, линии связи и др Обработка данных
Телекоммуникационная  система Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др. Передача информации
Информационная  система Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное  обеспечение Производство  профессиональной информации
      Определение информационной системы (ИС). Задачи и функции ИС.
     Добавление  к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и функционирования.
     Информационная  система — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
     Информационные  системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.
     Современное понимание информационной системы  предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав базы информационной системы может суперЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.
     Необходимо  понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями
     Информационные  ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных храненьях и др.).
     Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. Информационная система создается для конкретного экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта.
     Задачи  и функции ИС.
     ИС  предназначены для решения задач  обработки данных, автоматизации  работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта.
     Задачи  обработки данных обеспечивают обычно рутинную обработку и хранение экономической информации с целью выдачи (регулярной или по запросам) сводной информации, которая может потребоваться для управления экон. объектом.
     Автоматизация работ предполагает наличие в ЭИС системы ведения картотек, системы обработки текстовой информации, системы машинной графики, системы электронной почты и связи.
     Поисковые задачи имеют свою специфику, и информационный поиск представляет собой интегральную задачу, которая рассматривается независимо от экономики или иных сфер использования найденной информации.
     Алгоритмы искусственного интеллекта необходимы для задач принятия управленческих решений, основанных на моделировании действий специалистов предприятия при принятии решений.
      Состав  и структура информационных систем, основные  элементы, порядок функционирования.
     ИС-коммуникационная система по сбору, передачи и обработки информации об объекте, снабжающая работников различного ранга информацией для реализации функций управления. В общем виде система охватывает комплекс взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое в интересах цели.
     Система включает компоненты:
    структура системы, т.е. множество элементов системы и взаимосвязи между ними,
    функция каждого элемента системы,
    цели и ограничения системы и ее отдельных элементов (материальные и информационные потоки поступающие в систему или вводимые ею,
    вход и выход каждого элемента системы).
       Каждая система обладает свойствами: - делимости и целостности. Делимость – систему можно представить состоящих из относительно самостоятельных частей (подсистем) каждая из которых, может рассматриваться как система. Это упрощает анализ разработку внедрение и эксплуатацию. Свойство целостности – указывает на согласование целей функционирования всей системы с целями функций ее подсистем и элементов. ИС создается для конкретного объекта. Эффективная ИС принимает во внимание различие между уровнями управления, сферами действий, а так же внешними обстоятельствами и дает каждому уровню управления только ту информацию которая ему необходима для эффективной реализации функций управления. Внедрение ИС производится с целью повышения эффективности производственно хозяйственной деятельности за счет не только обработки и хранения информации но и за счет применения новых методов управления основанных на моделировании действий специалиста фирмы при принятии решения за счет методов искусственного интеллекта, экспертных систем, средств телекоммуникаций, глобальных и локальных сетей и т.д.
      Классификация информационных систем, документальные и  фактографические системы.
     ИС  делятся на две  группы:
     (Документальные  ИС), (Фактографические ИС)
     Документальные  ИС – системы работы с документами на естественном языке – публикации и т.п. Они обеспечивают анализ данных при неполном, приближенном представлении смысла. Наиболее распространенный тип Документальной ИС – информационно-поисковые системы (ИПС), предназначенные для накопления и поиска по различным критерием документов на естественном языке.
     Фактографические  ИС – оперируют фактическими сведениями, представленными в виде спец. Образом организованных совокупностей формализованных записей данных. Центральное функциональное звено факт. ИС – СУБД. Факт. ИС используются не только для реализации справочных функций, но и для решения задач обработки данных. Под обработкой данных понимается специальный класс решаемых на ЭВМ задач, связанных с вводом, хранением, сортировкой, отбором и группировкой записей данных однородной структуры. Эти задачи предусматривают представление пользователям итоговых результатов обработки в виде отчетов табличной формы.
     1. Системы имеющие самостоятельное  целевое назначение и область применения.
     2. Системы,  входящие в состав  любой автоматизированной системы   управления, они являются важнейшими компонентами систем автоматизированного проектирования, автоматических систем научного исследования, ЭИС.
     К числу ИС имеющих самостоятельное  назначение: - информационные поисковые системы, информационные справочные системы.
     Задачи 2-й группы ИС - обеспечение конечного пользователя входной и результатной информацией в привычном для пользователя виде – обеспечение возможности решения задач планирования, управления, проектирования подготовки производства и научных исследований по их постановке и исходным данных вне зависимости от сложности и наличия математических моделей этих задач в режиме диалога с ЭВМ используя профессиональный опыт и принимая решение одновременно по множеству критериев.
     Как правило системы 2-й группы делят на три класса систем: Интеллектуальные-диалоговые (вопрос/ответ), расчетно-логические (системы принятия решения), экспертные системы.
     Интел-диалог – предназначены для поиска методов решения интеллектуальных задач с применением новых информационных технологий использование БД и БЗнаний.
     Системы принятия  решения – это системы которые использует программа, реализующая модели принятия решения в конкретных задачах, возникающих у людей в их профессиональной деятельности. Сущность задачи- выбор некоторого подмножества из множества альтернатив или в их упорядочивании.
     Экспертная  система – система способная заменить эксперта при решении некоторых задач. От степени автоматизации:
     - информационные, инф советующие,
     - управляющие, 
     - самонастраивающиеся системы управления.
     Информационная система включает всю необходимую информацию для выработки решений не касаясь самого существа решений, т.е. после анализа решение принимает человек.
     Информационная  советующая система представляет информацию для принятия решения содержащая элементы оценки решений, окончательное решение человек.
     Управляющая система на основании исходной информации и выработанных решений осуществляет по заданным программам воздействие на  производственный процесс с целью  приведения его к заданному состоянию.
     Самонастраивающаяся система может в пределах разработанного алгоритма изменить программу при ситуациях не  соответствующих заданной программе выработанных решений.
 
   Модели  ИС.
   Стандарт ISO/IEC 12207 не предлагает конкретную модель ЖЦ и методы разработки ПО (под моделью  ЖЦ понимается структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении ЖЦ. Модель ЖЦ зависит от специфики ИС и специфики условий, в которых последняя создается и функционирует). Его регламенты являются общими для любых моделей ЖЦ, методологий и технологий разработки. Стандарт ISO/IEC 12207 описывает структуру процессов ЖЦ ПО, но не конкретизирует в деталях, как реализовать или выполнить действия и задачи, включенные в эти процессы.
   К настоящему времени наибольшее распространение  получили следующие две основные модели ЖЦ:
      Каскадная модель ИС (70-85 г.г.);
      Спиральная модель ИС (86-90 г.г.).
   В изначально существовавших однородных ИС каждое приложение представляло собой  единое целое. Для разработки такого типа приложений применялся каскадный способ. Его основной характеристикой является разбиение всей разработки на этапы, причем переход с одного этапа на следующий происходит только после того, как будет полностью завершена работа на текущем (рис. 1.1). Каждый этап завершается выпуском полного комплекта документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков.
   Положительные стороны применения каскадного подхода  заключаются в следующем [2]:
    на каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности;
    выполняемые в логичной последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.
   
   Рис. 1.1. Каскадная схема  разработки ПО
   Каскадный подход хорошо зарекомендовал себя при  построении ИС, для которых в самом  начале разработки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования, с тем чтобы предоставить разработчикам свободу реализовать их как можно лучше с технической точки зрения. В эту категорию попадают сложные расчетные системы, системы реального времени и другие подобные задачи. Однако, в процессе использования этого подхода обнаружился ряд его недостатков, вызванных прежде всего тем, что реальный процесс создания ПО никогда полностью не укладывался в такую жесткую схему. В процессе создания ПО постоянно возникала потребность в возврате к предыдущим этапам и уточнении или пересмотре ранее принятых решений. В результате реальный процесс создания ПО принимал следующий вид (рис. 1.2):
   
   Рис. 1.2. Реальный процесс  разработки ПО по каскадной схеме
   Основным  недостатком каскадного подхода  является существенное запаздывание с  получением результатов. Согласование результатов с пользователями производится только в точках, планируемых после завершения каждого этапа работ, требования к ИС "заморожены" в виде технического задания на все время ее создания. Таким образом, пользователи могут внести свои замечания только после того, как работа над системой будет полностью завершена. В случае неточного изложения требований или их изменения в течение длительного периода создания ПО, пользователи получают систему, не удовлетворяющую их потребностям. Модели (как функциональные, так и информационные) автоматизируемого объекта могут устареть одновременно с их утверждением.
   Для преодоления перечисленных проблем была предложена спиральная модель ЖЦ [10] (рис. 1.3), делающая упор на начальные этапы ЖЦ: анализ и проектирование. На этих этапах реализуемость технических решений проверяется путем создания прототипов. Каждый виток спирали соответствует созданию фрагмента или версии ПО, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка спирали. Таким образом углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта и в результате выбирается обоснованный вариант, который доводится до реализации.
   Разработка  итерациями отражает объективно существующий спиральный цикл создания системы. Неполное завершение работ на каждом этапе позволяет переходить на следующий этап, не дожидаясь полного завершения работы на текущем. При итеративном способе разработки недостающую работу можно будет выполнить на следующей итерации. Главная же задача - как можно быстрее показать пользователям системы работоспособный продукт, тем самым активизируя процесс уточнения и дополнения требований.
   Основная  проблема спирального цикла - определение  момента перехода на следующий этап. Для ее решения необходимо ввести временные ограничения на каждый из этапов жизненного цикла. Переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена. План составляется на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах, и личного опыта разработчиков.
   
   Рис 1.3. Спиральная модель ЖЦ
      Этапы проектирования экономических  информационных систем.
   В определении количества фаз и  их содержания имеются некоторые  отличия, поскольку эти характеристики во многом зависят от условий осуществления конкретного проекта и опыта основных участников. Тем не менее логика и основное содержание процесса разработки информационной системы почти во всех случаях являются общими.
   Можно выделить следующие фазы развития информационной системы:
   1. формирование концепции;
   2. разработка технического задания;
   3. проектирование;
   4. изготовление;
   5. ввод системы в эксплуатацию.
   Рассмотрим  каждую из них более подробно.
   Концептуальная  фаза
   Главным содержанием работ на этой фазе является определение проекта, разработка его концепции, включающая:
   1. формирование идеи, постановку целей;
   2. формирование ключевой команды  проекта;
   3. изучение мотивации и требований  заказчика и других участников;
   4. сбор исходных данных и анализ  существующего состояния;
   5. определение основных требований и ограничении, требуемых материальных,
   финансовых  и трудовых ресурсов;
   6. сравнительную оценку альтернатив;
   7. представление предложений, их  экспертизу и утверждение.
   Разработка  технического предложения
   Главным содержанием этой фазы является разработка технического предложения
   переговоры  с заказчиком о заключении контракта. Общее содержание работ этой фазы:
   1. разработка основного содержания  проекта, базовой структуры проекта;
   2. разработка и утверждение технического  задания;
   3. планирование, декомпозиция базовой структурной модели проекта;
   4. составление сметы и бюджета  проекта, определение потребности  в ресурсах;
   5. разработка календарных планов  и укрупненных графиков работ;
   6.  подписание контракта с заказчиком;
   7.  ввод в действие средств коммуникации участников проекта и контроля за ходом работ.
   Проектирование
   На  этой фазе определяются подсистемы, их взаимосвязи, выбираются наиболее эффективные  способы выполнения проекта и  использования ресурсов. Характерные работы этой фазы:
   1. выполнение базовых проектных работ;
   2. разработка частных технических  заданий;
   3. выполнение концептуального проектирования;
   4. составление технических спецификаций  и инструкции;
   5. представление проектной разработки, экспертиза и утверждение.
   Разработка
   На  этой фазе производятся координация и оперативный контроль работ по проекту, осуществляется изготовление подсистем, их объединение и тестирование. Основное содержание:
   1. выполнение работ по разработке  программного обеспечения;
   2. выполнение подготовки к внедрению  системы;
   3. контроль и регулирование основных  показателей проекта.
   Ввод  системы в эксплуатацию
   На  этой фазе проводятся испытания, опытная  эксплуатация системы в реальных
   условиях, ведутся переговоры о результатах  выполнения проекта и о возможных
   новых контрактах. Основные виды работ:
   1. комплексные испытания;
   2. подготовка кадров для эксплуатации  создаваемой системы
   3. подготовка рабочей документации, сдача системы заказчику и  ввод ее в эксплуатацию;
   4. сопровождение, поддержка, сервисное  обслуживание;
   5. оценка результатов проекта и подготовка итоговых документов;
   6. разрешение конфликтных ситуаций  и закрытие работ по проекту;
   7. накопление опытных данных для  последующих проектов, анализ опыта,  состояния, определение направлений  развития.
      Исследование  предметной области (ПО). Модель «сущность-связь».
   Предметной  областью называются элементы материальной системы, информация о которых хранится и обрабатывается в ЭИС.
   Одной из наиболее популярных семантических  моделей данных является модель «сущность-связь" (часто называемая также ER-моделью — по первым буквам английских слов Entity (сущность) и Relation (связь)).
   На  использовании разновидностей ER-модели основано большинство современных подходов к проектированию баз данных (главным образом, реляционных). Модель была предложена Ченом в 1976г. Моделирование предметной области базируется на использовании графических диаграмм, включающих небольшое число разнородных компонентов. В связи с наглядностью представления концептуальных схем баз данных ER-модели получили широкое распространение в CASE-средствах, предназначенных для автоматизированного проектирования реляционных баз данных.
   Для моделирования структуры данных используются ER-диаграммы (диаграммы  «сущность-связь»), которые в наглядной  форме представляют связи между сущностями. В соответствии с этим ER-диаграммы получили распространение в CASE-системах, поддерживающих автоматизированное проектирование реляционных баз данных. Наиболее распространенными являются диаграммы, выполненные в соответствии со стандартом 1DEF1X, который используют наиболее популярные CASE-системы (в частности, ERwin, Design/IDEF, Power Designer). Основными понятиями ER-диаграммы являются сущность, связь и атрибут.
   Сущность
   Сущность  — это реальный или виртуальный объект, имеющий существенное значение для рассматриваемой предметной области, информация о котором подлежит хранению. Если не вдаваться в подробности, то можно считать, что сущности соответствуют таблицам реляционной модели. Каждая сущность должна обладать следующими свойствами:
   1. иметь уникальный идентификатор;
   2. содержать один пли несколько  атрибутов, которые либо принадлежат  сущности, либо наследуются через  связь с другими сущностями;
   3. содержать совокупность атрибутов,  однозначно идентифицирующих каждый
   экземпляр сущности.
   Любая сущность может иметь произвольное количество связей с другими сущностями.
   В диаграммах ER-модели сущность представляется в виде прямоугольника, содержащего  имя сущности.
   Связь
   Связь — это соединение двух сущностей, при котором, как правило, каждый экземпляр одной сущности, называемой родительской сущностью, ассоциирован с произвольным (в том числе нулевым) количеством экземпляров второй сущности, называемой сущностью-потомком, а каждый экземпляр сущности-потомка ассоциирован в точности с одним экземпляром сущности-родителя.
   Связь представляется в виде линии, связывающей  две сущности или идущей от сущности к ней же самой. Для каждой связи между сущностями указываются правила, обеспечивающие ее поддержание.
      Организационно-экономическая  модель экономического объекта.
     Экономическая информация- информация про процессы производства, распределению, обмену и потреблению материальных благ.
     Функции управления экономическим объектом: прогнозирование, планирование, учет, контроль, анализ, координация, регулирование.
     Цикл управления экономическим объектом: анализ руководящей информации, которая поступает от других организаций и определение основных целей ии задач перед объектом; сбор и анализ информации про состояние объекта; обработка информации и определение вариантов, целей и путей ее достижения, принятие решения (не автоматично), планирование (автоматизировано); контроль принятия решений, сравнение, регулирование.
     Особенности и свойства информации: она единственная для экономического объекта; есть тенденция к постоянному увеличению объемов данных; отображает деятельность производства через систему натуральных, стоимостных показателей; характеризуется большой массовостью о объемностью; характеризуется необходимостью сохранения и накопления; характеризуется цикличностью появления и обработки в установленных часовых пределах; имеет сложную и разностороннюю структуру.
     Классификация экономической информации: по функциям при управлении объектом (фактическая, плановая, нормативно-расценочная, справочная), по видам объектов которые отображаются, по назначению процессов управления.
     Состав  информационной совокупности: атрибут или реквизит, экономический показатель, документ, массив или файл.
     Атрибут- элементарная информационная совокупность, которая состоит из ряда символов; они м.б. качественные- идентифицируют объекты, определяют свойства сути, и характеризуют обстоятельства, при которых происходит процесс и были получены атрибуты; количественные- групповые и справочные ( они раскрывают абсолютные или относительные характеристики качественного атрибута.
     Экономический показатель - раскрывает суть явления, процесса или действия и есть информационной совокупностью составленная с разного количества количественных и одного качественного атрибута и есть -наименьшей экономической единицей.
     Массив- набор связанных экономических показателей по одной форме.
     Количественные: фактические, плановые, нормативно-расценочные, расчетные.
      Цель, задачи и принципы создания информационной системы
     Цель  создания и. с. - в ограниченно короткие сроки создать систему обработки данных, которая имеет заданные потребительские свойства
     (функциональная полнота- свойство и.с. которое характеризует уровень автоматизации управленческих работ, коэффициент ФП=автоматизированные показатели/общее количество показателей; своевременность- свойство которое характеризует своевременное управление и получение информации, коэффициент своевременности КС=( автоматизированные показатели минус показатели полученные с задержкой)/ автоматизированные показатели; функциональная надежность- свойство и.с. выполнять свои функции по обработке данных, адаптивная надежность- свойство и.с. выполнять свои функции при их изменении и экономическая эффективность- улучшение экономических результатов в результате внедрения информационной системы).
     Задачи  при создании и.с.: 1) выявление существенных характеристик объекта, 2) создание математической или физической модели системы, которая исследуется, 3) установление условий взаимосвязи человека и технических средств, 4) проведение детальной разработки проектных решений, 5) анализ проектных решений, практическая апробация и внедрение.
     Принципы  создания и.с.: системность ( при декомпозиции д.б. такие связи между структурными элементами системы, которые обеспечивают целостность и ее взаимодействие с другими системами), развитие или открытость, совместимость, стандартизация и унификация, эффективность.
     Системный подход к созданию информационной системе
     Подходы к созданию и. с: 1) локальный - создание и.с. производиться путем последовательного наращивания задач, которые решаются на ЭВМ, преимущества: быстрая отдача, возможность разработки небольшими группами, наглядность, простота управления задачами, недостатки: невозможность обеспечения комплексной увязки всех видов обеспечения; 2) глобальный- сначала выполняется разработка проекта полной завершенной системы, а потом ее внедрение; 3) системный- комплексное изучение экономического объекта как одного целого, с представлением его частей как целенаправленных систем, и изучение этих систем и взаимоотношений между ними. Принципы системного подхода: конечные цели, единство, связность, модульные построения, иерархия, функциональность, развитие, децентрализация, неопределенность. Задача системного подхода- разработка всей совокупности методологических, социально-научных средств исследования (описание, анализ, синтез) систем разного типа. СП базируется на идеях целостности, целенаправленности, организованности, динамизма изучаемых объектов.
     4.Декомпозиция- процесс деления системы на части или элементы, удобные для каких-либо операций с нею. Цель Д.- разделение элементов на части, которые имеют меньшую сложность.
     Шаги  декомпозиции: 1) а)разделение соответственно административному делению системы управления объектом (БУ, управление материальными ресурсами, оперативное управление, техническая подготовка производства, технико-экономическое планирование), б) по функциям управления, в) по ресурсам (материальные, трудовые, основные средства, готовая продукция, денежные), 2) выделение функциональных процессов или задач в каждом компоненте( задача и.с.,функция или часть функций и.с. - есть формализованная совокупность автоматизированных действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида, 3) изучение экономических показателей, которые входят в ту или иную задачу.
     Структуры для анализа систем: функциональные (компоненты, функции, задачи, процедуры, связи- информационные), технические (устройства, компоненты, комплексы, связи- линии и каналы связи), организационные (коллективы людей, отдельные исполнители, связи- информационные), программные (программные модули и изделия, связи- управленческие), информационные (в форме существования и представления информации в системе, связи- операции в системе), алгоритмические (алгоритмы, связи- информационные), документальные (неделимые составные части и документы, связи- взаимодействие, вхождение).
     Надежность и эффективность ИС
     Качество  и.с. Надежность- свойство системы сохранять  во времени в установленных пределах значения всех параметров, которые характеризуют способность системы выполнять необходимые функции в заданных режимах и условиях эксплуатации. Особенности надежности: безотказность, ремонтоспособность, долговечность. Факторы уровня надежности: а) состав и уровень надежности технического и программного обеспечения, б) рациональное разделение задач, которые решаются системой между техническими средствами, программным обеспечением и персоналом, в) уровень квалификации персонала, г) режимы параметров и организационных форм эксплуатации технических средств, д) степень использования различных видов резервирования, е) реальные условия функционирования и.с.
     Эффективность и.с. - определяется сравнением результатов от функционирования и.с. и затрат этих видов ресурсов, необходимых для ее функционирования и развития. Оценка эффективности проводиться при: формирование условий и.с., анализе и.с., выборе наилучшего варианта, синтез наиболее целесообразного варианта построения и.с., по критерию эффективности затрат. Экономическая эффективность определяет: годовой экономический эффект, расчетный коэффициент эффективности капитальных затрат на разработку и внедрение и.с., срок окупаемости капитальных затрат на разработку и внедрение и.с.
      Формирование  требований к информационной системе
     Требования: и.с. должна обеспечить повышение эффективности производственно хозяйственной деятельности объекта, приводить к полезным технико-экономическим и социальным результатам.
     Группы  требований к и.с.: к и.с. в целом, к функциям и.с., к подготовленности персонала, к видам обеспечения, к безопасности и.с.
     Цели  исследования и.с.: 1) исследование сферы  деятельности объекта; 2) выявление объектов и характера существующих информационных потоков, внутренних и внешних взаимосвязей; 3) определение информационных нужд объекта; 4) установление организационных, технических и технологических предпосылок к введению и.с.; 5) построение новых информационных моделей.
     Работы  по подготовке исследования: ознакомление с входными материалами и документацией по созданию и.с., изучение целей исследования, планирование исследования, организация рабочих групп, выбор или разработка инструктивно-методических материалов для проведения исследования, сбор и анализ данных по аналогам.
     Направления исследования: исследование объекта, исследование методических и литературных источников, исследование на основе требований пользователя.
     Этапы формирования требований к и.с.: 1) исследование объекта и обоснование создания и.с. (сбор данных про объект автоматизации и виды деятельности которые выполняются, оценка качества функционирования объекта и вида деятельности, оценка целесообразности создания и.с.), 2) формирование требований к и.с. (подготовка выходных данных для формирования требований к и.с., формулирование и оформление требований пользователя к и.с.), 3) оформление отчеты про проведенную работу и заявки на разработку и.с.
     2. Разработка концепции и.с
     Этапы разработки концепции: изучение объекта, проведение необходимых научно-исследовательских работ, разработка вариантов концепции и выбор удовлетворяющего требования пользователя (разработка альтернативных вариантов концепции и планов по их реализации, оценка необходимых ресурсов по их реализации и обеспечению функционированию, сравнение требований пользователя и характеристик системы, определение порядка оценки качества и условий приема системы, оценка преимуществ системы), 4) оформление отчета про выполненную работу.
     3.Работы  и этапы стадии  тех. задания: разработка (разрабатывается проект и.с., в котором определяются требования к и.с., требования к составу научно-исследовательских работ, разработка частичных ТЗ на компоненты и виды обеспечения), оформление, согласование, утверждение.
    Технология  технорабочего проектирования ИС
     1.Тех  проект и его  этапы:
     1) разработка проектных решений  по системе и ее частям (по  функциям персонала, по структуре  и составу технических средств,  по постановкам решения задач, по языкам, по организации ведения БД, по системе классификации и кодирования, по программному обеспечению, организационных средств по подготовке объекта к вводу системы в действие), 2) разработка, оформление, согласование и утверждение документации в объеме необходимом для описания полной совокупности принятых проектных решений, 3) р.о.с. и у. для проведения строительных, электротехнических и санитарных работ.
     2.Этапы  рабочей документации: разработка РД для системы и ее частей (принятие решения по организации и разработке РД, разработка общесистемных проектных решений, разработка проектной документации по видам обеспечения, оформление согласование и утверждение в установленном порядке), разработка или адаптация программ.
     Документы для рабочей документации: документация на информационную систему (пояснительная записка к тех проекту, ведомость тех проекта, схема организационный структуры, схема функциональной структуры, описание функций которые автоматизируются, описание постановки задачи, локальный сметный расчет, проектная оценка надежности системы, описание информационного обеспечения, описание организации информационной базы), проектно-сметная документация, рабочая документация на совместимые части информационный системы (формуляр, паспорт, общее описание системы, программа и методика испытаний, ведомость эксплуатационных документов, проектная оценка надежности системы, локальная смета, каталог БД, ведомость машинных носителей информации, состав входных документов, массив выходных документов, чертеж форм документов, инструкции по формированию ведения БД).
     3.Этапы  создания структуры  и.с.: 1) разделение и.с. на компоненты на основе административного, ресурсного, функционального подходов, 2) определение необходимого перечня задач, 3) определение необходимости решения конкретных прикладных задач с помощью вычислительной техники, 4) согласование задач между собой с выделением некоторых задач из разработок, объединением, упрощением задачи.
     4.Классы  задач: 1) задачи, которые не м.б. решены без ЭВМ (оптимизации, оперативного управления), 2) задачи в которых нет формализованного алгоритма, 3) задачи относительно которых не возможно принять категоричного решения про целесообразность решения.
     5.Постановка  задачи - необходимая и достаточная совокупность знаний по конкретной задаче и.с., которые определяют ее сущность, требования к регламенту решения, входным данным и конкретным результатам.
     Состав  постановки задачи: 1) характеристика комплекса  задач ( назначение комплекса, перечень атрибутов при управлении которыми решается комплекс, периодичность и длительность решения, условия приостановки решения комплекса задач автоматизированным способом, связь данного комплекса, должности личностей и наименование подразделений, распределение действий между персоналом и техническими средствами при различных ситуациях решения задачи), 2) выходная информация (изложение и описание выходных сообщений, изложение и описание структурных единиц информации которые имеют самостоятельные значения), 3) входная информация ( изложение и описание структурных единиц информации, информация (изложение и описание входных сообщений которые подаются в виде таблиц.
    Основные  принципы проектирования информационного обеспечения
     1.Информационное  обеспечение- совокупность форм документов нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, которая используется в информационный системе при ее функционировании.
     Структура ИО: методические инструктивные материалы (совокупность государственных стандартов), система классификации и кодирования информации, информационная база (внешняя- нормативно-справочные документы, информационные сообщения, внутренние- информационные массивы).
     Основные  принципы создания ИО: целостность, вероятность, контроль, защита от несанкционированного доступа, единство и гибкость, стандартизация и унификация, адаптивность, минимизация ввода и вывода информации.
     Подходы к созданию информационный базы: анализ сущностей (для больших и.с.), синтез атрибутов.
     Требования  к информационному обеспечению: 1) оно д.б. достаточным для выполнения всех функций, которые автоматизируются, 2) для кодирования информации должны использоваться классификаторы которые есть у заказчика, 3) для кодирования входной информации, которая используется на высшем уровне д.б. использованы классификаторы этого уровня, 4) д.б. совмещена с ИО, которое взаимодействует с ним, 5) формы документам должны отвечать требованиям стандартов унифицированной системы документации, или нормативным документам заказчика, 6) форма документов и видео кадров д.б. согласованы с соответствующими характеристиками терминалов, 7) формы представления выходной информации д.б. согласованы с разработчиком, 8) сроки и сокращение информационных сообщений д.б. общеприняты в этой предметной области и согласованы с заказчиком, 9) в информационной системе д.б. предусмотрены необходимые средства по контролю и обновлению данных в информационных массивах, контроля идентичности информации в БД.
     Информационное средство - комплекс упорядоченной относительно постоянной информации на носителях данных.
     Информационное  изделие - информационное средство, которое прошло испытания и передается заказчику вместе с программным обеспечением его ведения.
     2.Информационная база- совокупность упорядоченной информации, которая используется для функционирования системы и делится на внешнюю и внутреннюю машинную базу.
     Внешняя машинная информационная база- часть  информационной базы, которая представляет собой совокупность сообщений, сигналов и документов, которые предназначены для непосредственного восприятия человека.
     Внутренняя  машинная информационная база- часть  информационной базы, которая есть совокупностью информации, которая используется в информационной системе на машинных носителях данных.
     Этапы внешней машинной информационной базы: разделенный фонд данных, централизованный фонд данных, организация БД.
     3.Требования  при создании внутри  машинной информационной базы: полнота представления данных, минимальный состав данных, минимизация времени обработки данных, независимость структуры массивов от внутренних средств ее организации, динамичность структуры информационной базы.
     Основные  подходы к построению внутри машинной ИБ: 1) проектирование массива как  отображение содержания, 2) проектирование массивов для отдельных процессов управления, 3) п.м. для комплексов процессов управления, 4) проектирование БД, 5) проектирование нескольких БД.
     Виды  массивов: входные (первичные), основные (базовые), рабочие (промежуточные), выходные (результатные).
     Массив  данных - конструкция данных, компоненты которой идентичны по своим характеристикам.
     Файл - идентифицированная совокупность экземпляров полностью описанного в конкретной программе.
     4. Этапы проектирования  информационного обеспечения: разработка решений по информационной базе (изучение состава и объема нормативно-справочной информации, разработка предложений по усовершенствованию действующего документооборота, разработка структуры БД, разработка системы сбора и передачи информации, разработка решений по организации и ведению БД, определение состава и характеристик входной и выходной информации), выбор номенклатуры и привязка системы классификации кодирования информации (определение перечня типов информационных объектов, о.п. необходимых классификаторов, выбор и разработка классификаторов информационных объектов и систем кодирования, определение систем внесения изменений и дополнений классификаторов, разработка принципов и алгоритмов автоматизированного ведения классификаторов), разработка решений решений по обеспечению учета информации в системе.
    Модели  данных: концептуальные, логические и физические.
     Концептуальные  модели данных
     Организация данных во внутримашинной сфере характеризуется  на двух уровнях: логическом и физическом. Физическая организация данных определяет способ размещения данных на машинном носителе.
     Пользователь, как правило, при работе с программным  обеспечением и данными оперирует  логической организацией данных (ЛОД). Она определяется типом структур данных и видом модели данных, которая поддерживается применяемым ПО.
     Модель  данных – это совокупность взаимосвязанных структур данных и операций над этими структурами. Вид модели и используемые в ней типы структур данных отражают организацию и обработку данных, используемых в СУБД, поддерживающих эту модель, или в языке программирования, на котором создается прикладная программа обработки данных.
     Выбор модели определяется объемом решаемой задачи, требуемым быстродействием, необходимостью обеспечения целостности и безопасности данных (защита от несанкционированного доступа), предпочтениями пользователя, возможностью аппаратных средств.
     Модели  данных делятся на две группы: синтаксические и семантические. Синтаксические связаны  с формой представления данных, а семантические определяются содержанием.
     Описание  хранимой и обрабатываемой информации в ЭИС делается с разной степенью детализации. Различают 3 уровня детализации:
     1. Внешний уровень - описание информационных  потребностей конечного пользователя.
     2. Концептуальный уровень - описание информационных потребностей на уровне ЭИС.
     3. Внутренний уровень - описание  способов хранения информации  в памяти ЭВМ и методов доступа  к ней.
     Информационные  потребности отдельного пользователя относятся лишь к некоторой части БД, описание этих потребностей может не совпадать с хранимыми в ЭИС представлениями данных.
     Внешнее представление может пользоваться любым аппаратом понятий. Основное требование к внешнему представлению - возможность преобразования его  в концептуальные представления. Цель концептуального уровня - создать такое представление о БД, чтобы любое внешнее представление являлось его подмножеством. В процессе интеграции внешних представлений устраняются двусмысленности и противоречия в информационных потребностях различных пользователей. Допускается множество внешних описаний, каждое из которых отображается частью БД, и единственное концептуальное описание, представляющее всю БД.
     Внешний уровень достаточен для применения ряда прикладных программ, который  можно назвать генератором отчетов. Поток входной информации преобразуется в поток выходной информации, который оформляется в виде отчетов, удобных для использования специалистами.
     Концептуальное  представление описывает полное информационное содержание БД в более абстрактной форме по сравнению со способом физического хранения данных. В нем необходимы не только сведения о структуре обрабатываемой информации, но и сведения о технологии ее обработки.
     Концептуальный  уровень описания оказывается достаточным  для использования программной поддержки СУБД. Его при этом необходимо трансформировать к требованиям конкретной СУБД. После такого преобразования возможно наиболее эффективное использование этой СУБД, упрощаются проблемы разработки программного обеспечения системы, сокращаются сроки разработки ЭИС.
     К концептуальному представлению  предъявляется требование устойчивости. Это означает, что изменения в предметной области не должны приводить к обязательной корректировке концептуального представления. Оно должно быть достаточно абстрактным, т.е. не содержать ограничений, вытекающих из программной реализации требуемых методов обработки данных.
     Для преодоления ограничении реляционной  модели и обеспечения потребности  проектировщиков базы данных в более  удобных и мощных средствах моделирования предметной области проектирование бал данных обычно выполняется не в терминах реляционной модели, а с использованием концептуальных моделей предметной области.
     Обычно  различают концептуальные модели двух видов:
      объектно-ориентированные модели, в которых сущности реального мира представляются в виде объектов, а не записей реляционных таблиц;
      семантические модели, отражающие значения реальных сущностей и отношений.
     Объектно-ориентированную  модель можно рассматривать как  результат объединения семантической модели данных и объектно-ориентированного языка программирования.
     Несмотря  на то что в последнее время  все большее распространение получают объектно-ориентированные модели, не снижается и значение семантических моделей. Концептуальное моделирование баз данных на основе семантических моделей поддерживается во всех известных CASE-средствах (например, таких как ERWin и Power Designer). Кроме того, семантические модели более просты для понимания, особенно при проектировании сравнительно небольших баз данных. Как и реляционная модель, любая развитая семантическая модель данных ик.'почае структурную, манипуляционную и целостную части. Главным назначением семантических моделей является обеспечение' возможности выражения семантики данных. Цель семантическою моделирования — обеспечение наиболее естественных для человека способов сбора и представления той информации, которую предполагается хранить в создаваемой базе данных. Поэтому семантическую модель данных пытаются строить по аналогии с естественным языком (последний не может быть использован в чистом виде из-за сложности компьютерной обработки в тексте неоднозначности любого естественного языка). Основными конструктивными элементами семантических моделей являются сущности, связи между ними и свойства (атрибуты).
    Инфологические  и даталогические модели данных.
   СУБД  должна предоставлять доступ к данным любым пользователям, включая и тех, которые практически не имеют и (или) не хотят иметь представления о:
    физическом размещении в памяти данных и их описаний;
    механизмах поиска запрашиваемых данных;
    проблемах, возникающих при одновременном запросе одних и тех же данных многими пользователями (прикладными программами);
    способах обеспечения защиты данных от некорректных обновлений и (или) несанкционированного доступа;
    поддержании баз данных в актуальном состоянии
   и множестве других функций СУБД.
   При выполнении основных из этих функций СУБД должна использовать различные описания данных. А как создавать эти описания?
   Естественно, что проект базы данных надо начинать с анализа предметной области  и выявления требований к ней отдельных пользователей (сотрудников организации, для которых создается база данных). Подробнее этот процесс будет рассмотрен ниже, а здесь отметим, что проектирование обычно поручается человеку (группе лиц) – администратору базы данных (АБД). Им может быть как специально выделенный сотрудник организации, так и будущий пользователь базы данных, достаточно хорошо знакомый с машинной обработкой данных.
   Объединяя частные представления о содержимом базы данных, полученные в результате опроса пользователей, и свои представления о данных, которые могут потребоваться в будущих приложениях, АБД сначала создает обобщенное неформальное описание создаваемой базы данных. Это описание, выполненное с использованием естественного языка, математических формул, таблиц, графиков и других средств, понятных всем людям, работающих над проектированием базы данных, называют инфологической моделью данных (рис. 1.3).    Такая человеко-ориентированная модель полностью независима от физических параметров среды хранения данных. В конце концов этой средой может быть память человека, а не ЭВМ. Поэтому инфологическая модель не должна изменяться до тех пор, пока какие-то изменения в реальном мире не потребуют изменения в ней некоторого определения, чтобы эта модель продолжала отражать предметную область.
   Остальные модели, показанные на рис. 1.3, являются компьютеро-ориентированными. С их помощью СУБД дает возможность программам и пользователям осуществлять доступ к хранимым данным лишь по их именам, не заботясь о физическом расположении этих данных. Нужные данные отыскиваются СУБД на внешних запоминающих устройствах по физической модели данных.
   Так как указанный доступ осуществляется с помощью конкретной СУБД, то модели должны быть описаны на языке описания данных этой СУБД. Такое описание, создаваемое АБД по инфологической модели данных, называют даталогической моделью данных.
   Трехуровневая архитектура (инфологический, даталогический и физический уровни) позволяет обеспечить независимость хранимых данных от использующих их программ. АБД может при необходимости переписать хранимые данные на другие носители информации и (или) реорганизовать их физическую структуру, изменив лишь физическую модель данных. АБД может подключить к системе любое число новых пользователей (новых приложений), дополнив, если надо, даталогическую модель. Указанные изменения физической и даталогической моделей не будут замечены существующими пользователями системы (окажутся "прозрачными" для них), так же как не будут замечены и новые пользователи. Следовательно, независимость данных обеспечивает возможность развития системы баз данных без разрушения существующих приложений.
    Иерархическая модель данных
   ИМД основана на понятии деревьев, состоящих из вершин и ребер.  Вершине  дерева  ставится в соответствие  совокупности атрибутов данных,  характеризующих некоторый объект.  Вершины и ребра  дерева  как бы образуют иерархическую древовидную структуру, состоящую из n уровней.
   Структура записей имеет иерархический характер. Все множество экземпляров записи единицы структуры образует тип записи. Объектом модели данных является запись определенного типа. На схеме агрегат – прямоугольник, элемент – окружность. Корнем иерархической модели является тип записи (договор).
   Первую  вершину называют корневой вершиной.
    Она  удовлетворяет условиям:
    Иерархия начинается с корневой вершины.
    Каждая  вершина  соответствует одному или нескольким атрибутам.
    Hа уровнях с большим номером находятся зависимые вершины. Вершин  предшествующего уровня является начальной для новых зависимых вершин.
    Каждая вершина, находящаяся на уровне i, соединена с одной и только одной вершиной уровня i-1, за исключением корневой вершины.
    Корневая  вершина   может быть  связана с одной или несколькими зависимыми вершинами.
    Доступ  к  каждой вершине происходит через корневую по единственному пути
    Существует  произвольное  количество вершин каждого уровня.
   Иерархическая модель  данных состоит из нескольких деревьев, т.е.  является лесом.  Каждая корневая вершин  образует начало записи логической базы данных.  В ИМД вершины, находящиеся на уровне i, называют порожденными вершинами на уровне i-1.
   Основные  достоинства  ИМД:  простота   построения  и использования, обеспечение определенного  уровня  независимости данных, простота   оценки  операционных характеристик.
   Основные  недостатки: отношение "многие  ко  многим"  реализуется очень сложно, дает громоздкую структуру и требует хранения избыточных данных, что особенно нежелательно на  физическом уровне,  иерархическая упорядоченность усложняет операции удаления и  включения, доступ к любой вершине возможен только через корневую, что увеличивает время доступа.
   В иерархической модели выполняются  следующие операции над данными:
    Добавление новой записи (при добавлении новой записи должен быть организован уникальный ключ, значение которого однозначно характеризует ее).
    Изменение значения предварительно извлеченной записи (значение ключа при этом не должно изменяться).
    Удаление некоторых записей, при этом удаляются все записи, находящиеся с ней в групповом отношении.
    Извлечение
    Конкретной записи по значению ключа
    Следующей записи (эта операция выполняется в порядке левостороннего обхода дерева)
    Сетевая модель  данных
   В СМД  элементарные  данные  и  отношения  между  ними представляются в  виде  ориентированной  сети (вершины - данные, дуги - отношения).
   В 1971 году на конференции по языкам систем данных был опубликован официальный  стандарт сетевых баз данных, который известен как модель CODASYL.
   Сетевые базы данных обладали рядом преимуществ:
    Гибкость. Множественные отношения предок/потомок позволяли сетевой базе данных хранить данные, структура которых была сложнее простой иерархии.
    Стандартизация. Появление стандарта CODASYL популярность сетевой модели, а такие поставщики мини-компьютеров, как Digital Equipment Corporation и Data General, реализовали сетевые СУБД.
    Быстродействие.  Вопреки своей большой сложности, сетевые базы данных достигали быстродействия, сравнимого с быстродействием иерархических баз данных. Множества были представлены указателями на физические записи данных, и в некоторых системах администратор мог задать кластеризацию данных на основе множества отношений.
   Конечно, у сетевых баз данных были недостатки. Как и иерархические базы данных, сетевые базы данных были очень жесткими. Наборы отношений и структуру записей приходилось задавать наперёд. Изменение структуры базы данных обычно означало перестройку всей базы данных.
   Как иерархическая, так и сетевая база данных были инструментами программистов. Реализация пользовательских запросов часто затягивалась на недели и месяцы, и к моменту появления программы информация, которую она предоставляла, часто оказывалась бесполезной.
   Над данными сетевой модели можно  выполнять следующие действия:
    внести запись в БД (в зависимости от типа включения запись может быть внесена в групповое отношение или нет);
    включить запись в групповое отношение (связать запись с каким-либо владельцем);
    переключить (связать подчиненную запись с записью владельца в том же групповом отношении);
    изменить значение элементов предварительно извлеченной записи;
    извлечь запись либо по значению ключа, либо последовательно в рамках группового отношения;
    удалить – при удалении записи необходимо учитывать классы членства;
    исключить из группового отношения (разорвать связь между записью владельца и подчиненной записью).
    Реляционная модель данных
   Недостатки  иерархической и сетевой моделей  привели к появлению новой, реляционной модели данных, созданной Коддом в 1970 году и вызвавшей всеобщий интерес. Реляционная модель была попыткой упростить структуру базы данных. В ней отсутствовали явные указатели на предков и потомков, а все данные были представлены в виде простых таблиц, разбитых на строки и столбцы. 
   Реляционной называется база данных, в которой все данные, доступные пользователю, организованны в виде таблиц, а все операции над данными сводятся к операциям над этими таблицами.
   Реляционная СУБД также способна реализовать  отношения предок/потомок, однако эти  отношения представлены исключительно значениями данных, содержащихся в таблицах.
   Ограничения реляционной модели данных:
    Должны отсутствовать записи-дубликаты
    Столбцы реляц.таблицы поименованы, поэтому их порядок не важен.
    порядок записей может быть произвольным
    Каждая запись  уникальна и однозначно определяется значением ключа.
    Каждый элемент таблицы называется полем, может быть однозначно определен.
    В столбце записываются данные одного типа
   На  значения таблицы накладываются  ограничения, которые определяются именем домена и зависят от значения других полей.
   Все операции, выполняемые над отношениями, можно разделить на две группы:
    Операции над отношениями, к которым относятся проекция, соединение и выбор.
    Операции над множеством, то есть над несколькими отношениями (объединение, пересечение, разность, деление, декартово произведение).
    Множества, отношения, атрибуты, домены и кортежи  отношений.
Домен
Наименьшая  единица данных реляционной модели — это отдельное атомарное (неразложимое) для данной модели значение данных. Доменом называется множество атомарных значений одного и того же типа. Иными словами, домен представляет собой допустимое потенциальное множество значений данного типа.
В нашем  примере можно для каждого  столбца таблицы определить домен:
- домены  «Имена» и «Специальности» для столбцов «Имя» и «Специальность» соответственно будут базироваться на строковом типе данных — в число их значений могут входить только те строки, которые могут изображать имя и название специальности (в частности, такие строки не должны начинаться с мягкого знака);
- домен  «Даты_рождения» для столбца «Дата_рождения»  определяется на базовом временном  типе данных — данный домен  содержит только допустимый диапазон дат рождения студентов;
- домены  «Номера_курсов» и «Номера_студенческих_билетов»  базируются на целочисленном типе — в число его значений могут входить только те целые числа, которые могут обозначать номер курса университета (обычно от 1 до 6) и номер студенческого билета (обязательно положительное число).
Следует отметить также семантическую нагрузку понятия домена: данные считаются сравнимыми только в том случае, когда они относятся к одному домену. Если же значения двух атрибутов берутся из различных доменов, то их сравнение, вероятно
лишено  смысла. В нашем примере значения доменов «Номера_курсов» и "Номера_студенческих_билетов" основаны на одном типе данных - целочисленном, но не являются сравнимыми.
Атрибуты, схема отношения, схема базы данных
Столбцы отношения называют атрибутами, им присваиваются имена, по которым к ним затем производится обращение.
Список  имен атрибутов отношения с указанием  имен доменов (или типов, если домены не поддерживаются) называется схемой отношения. Схема нашего отношения СТУДЕНТ запишется так: СТУДЕНТ {№_студенческого_билета Номера_студенческих_билетов
Имя Имена.
Дата_рождения Даты_рождения,
Курс  Номера_курсов.
Специальность Специальности}
Степень отношения —  это число его атрибутов. Отношение степени один называют унарным, степени два — бинарным, степени три — тернарным,..., а степени п — п-арным.
Степень отношения СТУДЕНТЫ равна пяти, то есть оно является 5-арным. Схемой базы данных называется множество именованных схем отношении.
Кортеж
Кортеж, соответствующий данной схеме отношения, представляет собой множество пар {имя атрибута, значение}, которое содержит одно вхождение каждого имени атрибута, принадлежащего схеме отношения. «Значение» является допустимым значением домена данного атрибута (или типа данных, если понятие домена Не поддерживается). Тем самым степень кортежа, то есть число элементов в нем, совпадает со степенью соответствующей схемы отношения. Иными словами, кортеж — это набор именованных значений заданного типа.
Таким образом, отношение по сути является множеством кортежей, соответствующим  одной схеме отношений.
Кардинальным  числом или мощностью отношения называется число его кортежей. В отличие от степени отношения кардинальное число отношения изменяется во времени.
 
   Реляционная алгебра
   Реляционная алгебра представляет собой набор  операторов, использующих отношения  в качестве аргументов, и возвращающие отношения в качестве результата. Таким образом, реляционный оператор  выглядит как функция с отношениями в качестве аргументов: R = f (R1, R2,…, Rn). Реляционная алгебра является замкнутой, т.к. в качестве аргументов в реляционные операторы можно подставлять другие реляционные операторы, подходящие по типу: R = f (f1 (R11, R12,…), f2(R21, R22,…). Таким образом, в реляционных выражениях можно использовать вложенные выражения сколь угодно сложной структуры.
   Будем называть отношения совместимыми по типу, если они имеют идентичные заголовки, а именно, отношения имеют одно и то же множество имен атрибутов, т.е. для любого атрибута в одном отношении найдется атрибут с таким же наименованием в другом отношении, атрибуты с одинаковыми именами определены на одних и тех же доменах. Некоторые отношения не являются совместимыми по типу, но становятся таковыми после некоторого переименования атрибутов.
   Оператор  переименования атрибутов имеет  следующий синтаксис: R RENAME Atr1, Atr2,…AS NewAtr1, NewAtr2,,…, где  R - отношение, Atr1, Atr2,… - исходные имена атрибутов, NewAtr1, NewAtr2,… - новые имена атрибутов. В результате применения оператора переименования атрибутов получаем новое отношение, с измененными именами атрибутов. Пример. Следующий оператор возвращает неименованное отношение, в котором атрибут  City_Num переименован в Cityld:  City RENAME City_Num AS Cityld.
    Теоретико-множественные операторы
   Объединение
     Объединением двух совместимых  по типу отношений A и B называется отношение с тем же заголовком, что и у отношений A и B, и телом, состоящим из кортежей, принадлежащих или A, или B, или обоим отношениям. Синтаксис операции объединения: A UNION B. Объединение, как и любое отношение, не может содержать одинаковых кортежей. Поэтому, если некоторый кортеж входит и в отношение A, и отношение B, то в объединение он входит один раз.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.