Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Чокан Валиханов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ    ВЗГЛЯДЫ
Ч. Ч. ВАЛИХАНОВА
    Чокан Чингисович Валиханов родился в 1835 г. в крепости Кушмурун (ныне ст. Кусмурун Костанайской области). Позже его   родители   переезжают   в   местечко   Сырымбет. Кокшетауского округа, где находилась их родовая зимовка. Ранние детские годы Ч. Валиханова проходят в основном в Сырымбете, в одном из живописных уголков Северного Казахстана. Отец Чокана - Чингис Валиханов в то время занимал пост старшего султана Кусмурунского округа.
    По  свидетельству биографов, Чокан  в детстве около 3-х лет обучался у медресе мусульманской грамоте, был знаком с восточной письменной литературой и казахским фольклором.
    Покорный  слуга   царской администрации  потомственный степной феодал Чингис Валиханов решил подготовить себе достойную смену. С этой целью он в 1847 г. отправляет сына на учебу в Омский кадетский корпус. Когда Чокана привезли в Омск, он ни слова не знал по-русски, однако через несколько месяцев даровитый и любознательный мальчик почти в совершенстве усвоил русский язык.
    Один  из его первых русских друзей, впоследствии известный русский путешественник Г. Н. Потанин обучавшийся в том же кадетском корпусе,   в своих воспоминаниях писал: “Развивался Чокан быстро, опережая своих русских товарищей. Кроме природного ума, он имел к тому же и другие преимущества. По воскресеньям   тех   кадетов, которые   имели родственников или знакомых в городе, отпускали в город. У Чокана ни родных, ни знакомых в городе не было. Но им интересовались многие - киргизский мальчик, и притом такой способный, уже рисует, прежде чем поступить в заведение. Поэтому его охотно брали к себе в отпуск те, которые ценили такое необыкновенное явление”.
    В свободное от занятий время Чокан постоянно ходил в Омскую городскую библиотеку, где он знакомился с русской демократической литературой.
    Круг  интересов Чокана Валиханова был широким и разносторонним. Наряду с русской классической и мировой литературой его интересовали  и научные трактаты путешественников и исследователей Азии. Особенно его начинает увлекать литература, которая вызывала в то время “брожение умов”, как, например, журнал “Современник”.
    В первое время учебы в корпусе  Чокану, как “инородцу”, которому не все было дозволено читать, не разрешалось брать книги из фундаментальной библиотеки кадетского корпуса. “Для меня было большим счастьем, - пишет Г. Потанин, - когда начальство разрешило Чокану брать книги из фундаментальной библиотеки. Это в нашем развитии была эпоха, когда Чокан принес из недоступного книгохранилища “Путешествие Палласа” и “Дневные записки Рычкова”.
    Первой  мечтой Чокана уже в то время было далекое путешествие по Средней  Азии и загадочному Китаю. Поэтому  годы учебы в корпусе были для  него как бы годами подготовки: к  предстоящему путешествию. Он перечитал все книги, относящиеся к Востоку, изучая восточную филологию, “которая становилась уже его специальностью”.
    Благодаря своей даровитости и настойчивости  Чокан в первый же год выделился  из среды кадетов, а в последующие  годы учебы, когда ему было 14-15 лет, по воспоминаниям Потанина, он до того стал популярным, что “кадетское начальство начало на него смотреть, как на будущего исследователя и, может быть, ученого”.   Кадетский корпус Чокан   Валиханов окончил в 1853г. Срок обучения в кадетском корпусе, был шестилетним, но его выпустили раньше на год, так как на последнем курсе читались специальные военные науки, которые для “инородца” должны были оставаться секретными.
    После окончания кадетского корпуса в  чине карнета Ч. Валиханов был  направлен в распоряжение Сибирского линейного казачьего войска. Даровитым молодым офицером вскоре заинтересовался генерал- губернатор Западной Сибири Гасфорт, который через  год в октябре 1854 г. назначил его своим адъютантом.
    Огромное  значение для развития научной деятельности Ч. Валиханова имело его знакомство в Омске с выдающимся исследователем  Азии  академиком   П.   П.Семеновым-Тяншанским. Это было очевидно, зимой 1856 г., когда тот возвращался после своего знаменитого путешествия на Тянь-Шань и озеро Иссык-Куль. П. П.Семенов после первого же знакомства увидел в Валиханове пытливого, настойчивого и любознательного человека, мечтавшего посвятить свою жизнь науке на пользу своего народа. Он всецело поддерживает и одобряет его стремление при удобном случае ехать в Петербург и прослушать там специальный университетский курс по восточному факультету.
    Служба   при   западносибирском   генерал-губернаторе  благотворно     влияет на     развитие       научной  любознательности Ч. Валиханова. В течение 1855 г. он вместе с генералом Гасфортом совершает ряд путешествий по Центральному Казахстану, Тарбагатаю и Семиречью. Об этих путешествиях с участием Валиханова Гасфорт писал: “Валиханов, хотя состоит на службе не более 2-х лет, но при совершенном знании им киргизского языка, местных обычаев он пользуется между киргизским населением особым уважением. В 1855г он сопровождал меня в степь, принес большую пользу”.
    Весной 1856 г. Ч. Валиханов принял участие в экспедиции полковника Хоментовского, направленной для всестороннего изучения районов озера Иссык-Куль. Этот район, где жили киргизские племена, принявшие русское подданство, имел важное значение для России, так как там проходил кратчайший торговый путь в соседний Китай. Во время этого путешествия Ч. Валиханов подробно знакомится с жизнью и бытом киргизского народа делает научное описание флоры и фауны края, собирает материалы по этнографии, истории и устной литературе Киргизии. Часть этих работ под названием 'Очерки Джунгарии' была опубликована   в   “Записках  императорского   русского географического общества” еще при жизни Ч. Валиханова в 1861 г.
    Важным   историко-этнографическим   исследованием   Ч. Валиханова  в  это  время  является  прежде  всего восстановление исторической правды о происхождении  киргизского народа. Многие исследователи Азии, в том числе такие крупные ученые как Гумбольдт и Риттер, по некоторым сходным внешним признакам считали киргизов обособившейся частью казахов Большого жуза. “Но это было большой ошибкой, - пишет Валиханов, со стороны почтенных корифеев науки. Большая, Средняя и Малая киргиз-кайсацкая орды составляют один народ “казах”, отличный от киргизов, называемых китайцами - бурутами, русскими - дикокаменными или черными. Эти два народа отличаются по языку, по происхождению, по обычаям”.
    Изучая  устное народное творчество киргизов, он со слов народного певца впервые записал содержание знаменитого
    героического  эпоса киргизского народа "Манаса".
    В следующем 1857 г. Ч. Валиханов совершил поездку к Алатаусским киргизам. Какова была цель его второй поездки в Киргизию, можно видеть из рапорта генерала Гасфорта в Министерство иностранных дел. “Состоящий при мне поручик султан Валиханов. - писал он. - отправлен уже в кочевья дикокаменных киргизов для ближайшего наблюдения о ходе дел в частях Западного Китая, прилежащих к южной нашей границе; о движениях кашгарского восстания, о мерах правительства китайского к подавлению оного и о духе народонаселения возле городов Кульджи и Аксу, а именно: китайского племени, киргизов и сартов, которые, как известно, все более или менее недовольны Манжурской династией”
    Эта двухкратная поездка в Киргизию была по существу подготовительным   мероприятием  для   совершения   более обстоятельного путешествия  в пределы Западного Китая.
    28 мая 1858 года Ч. Валиханов начинает свое знаменитое путешествие в Кашгарию, которое длилось свыше 10 месяцев, до 12 апреля 1859 г.           Кашгария, или Малая Бухария (ныне провинция Синь-Цзянь Китайской Народной Республики), издавна населенная мусульманскими племенами, после разгрома Джунгаро-ойротского ханства 1758 г. стала подвластной Китайской империи. Кашгарией как важным торговым центром Средней Азии давно интересовалась наряду с Англией и Россия. Кроме того, царское правительство беспокоили частые восстания местного населения Кашгарии     против     манчжурско-китайского     господство: заразительный пример этих восстаний могло легко быть перенесен и в среднеазиатские владения России. Поэтому не случайно в своей докладной записке в Министерство иностранных дел генерал Гасфорт срочно сообщил: "Возмущение о Кашгаре, как и должно было ожидать, вспыхнуло и угрожает вскоре принять обширные размеры. Географическое положение указывает уже на важность Кашгара политическом значении как для России, так и для Англии...".
    В связи с прекращением регулярной торговой связи с этим краем еще в 20-х годах XIX в. царское правительство не располагало точными данными о состоянии края и усиленно искало путей для изучения его экономического, политического и военного положения.
    При этом царское правительство преследовало двоякую цель: во-первых, воспользовавшись вспыхнувшим восстанием против китайских властей способствовать созданию  самостоятельного мусульманского  государства,   находящегося  в  вассальной зависимости от России, во-вторых, предотвратить возможность дальнейшего расширения выступления народных масс. "Признано было  необходимым,  -  писал впоследствии академик П. П. Семенов - Тяншанский, отправить доверенное лицо в Кашгар как для получения на месте достоверных сведений о положении края, так и для исследования, насколько это было возможно, торговых путей в этих частях Средней Азии. Поручение было опасное, и для исполнения его нужен был человек с большой решительностью, с наблюдательным умом и притом такой, который бы знал татарский язык и восточные приемы, так как приходилось ехать переодетым в азиатское платье. Нельзя было найти человека который более соответствовал бы всем тем условиям, как Валиханов"
    Таким образом,  решение этой важной государственной  задачи выпало на долю Чокана Валиханова.
    Решаясь на такое опасное путешествие. Ч. Валиханов преследопал свою цель, свои интересы: использовать время пребывания в Кашгарии для дела науки, подробно изучить и собрать материалы, касающиеся истории, географии, этнографии. экономики, культуры и быта и многих других вопросов, он блестяще выполнил возложенную на него задачу, особенно по вопросам научных исследований, которые больше всего удовлетворяли его ненасытную научную любознательность.
    Результатом его научной деятельности во время  путешествия в Кашгарию явился обширный отчет "О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-лу (Малой бухарии) в 1858 -1859гг ". Эта работа Ч. Валиханова является ценным историко-эконимическим исследованием, дающим полные, всесторонние сведения о географии, истории, народонаселении, правительственной  системе,   промышленности  и  торговле Восточного Туркестана
    Указывая  на большую научную ценность материалов, собранных Ч. Валихановым один из документов Министерства иностранных  дел отмечал: '...это описание по многим отношениям и высшей степени значительное и полезное для правительства и для науки, ибо оно знакомит довольно отчетливо с военным, политическим и торговым состоянием малоизвестной страны и выказывает слабое и ошибочное знание оной теми немногими географами сведениями которых мы доселе руководствовались".
    Кашгарская  экспедиция создала Ч. Валиханову большую  научную славу. Ученый мир России признал поездку Ч. Валиханова в  Кашгарию большим и смелым научным  подвигом. Для более подробного ознакомления с деятельностью Ч. Валиханова в Кашгарии осенью 1859г. он был вызван в Петербург в   распоряжение   Азиатскою   департамента   Министерства иностранных дел. Наряду с официальной службой в Министерстве иностранных дел и в военном министерстве по обработке материалов путешествия он приступил к осуществлению своей давней   мечты:   слушает  университетский   курс,   изучает иностранные языки, знакомится с научной общественностью Петербурга и готовит к печати свои рукописи о Кашгарии.
    Большое значение для Ч. Валиханова имели посещения им редакции журнала "Современник" и его встречи с великим русским революционером демократом Н. Г. Чернышевским, оказавшим решающее влияние на утверждение его демократических взглядов.
    Указывая  на усиление демократизма во взглядах Ч. Валиханова, особенно после жизни в Петербурге академик А. Н. Пынин писал: "Он искренне люби Россию, видел ее недостатки и вместе с лучшими людьми ее желал горячо ее обновления. Он увлекался движением 60-х годов".
    О научной деятельности Валиханова в  Петербургский период вспоминал Н. Ядринцев: "В 60-х годах Валиханов следил за движением русской жизни, за обновлением ее, он читал лучшие журналы, Костомаров был тогда любимым профессором и Валиханов заходил в университет слушать его. ючно также с интересом Валиханов следил за тем, что делает в Императорском Географическом Обществе и помогал своими сведениями по географии, киргизской степи, приготовлял этнографический материал о киргизах и т. д. ".
    Надломленное  тяжелым путешествием, здоровье Валиханова не выдерживает сырого климата Петербурга, и его туберкулезное заболевание начинает прогрессировать. В результате этого он, по совету врачей, весной 1861 г. покидает русскую столицу и возвращается в родную степь, и отцовский аул бырымбет.
    Подкрепив несколько здоровье, Валиханов решает свою дальнейшую деятельность посвятить оказанию практической помощи своему угнетенному народу. С этой целью он во время выборов старшего султана Атбасарскою округа выставляет на этот пост свою кандидатуру. Этот шаг Ч. Валиханова местные феодалы и поддерживавшие их царские чиновники оценили,  как эгоистическое стремление обрусевшего ханского потомка к власти с целью "отдать всех киргиз в солдаты, а их детей в школу". Но у Валиханова была другая, благородная цель, о чем он писал впоследствии Ф. М. Достоевскому: "Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя пользе соотечественников, защищать их от чиновников и от деспотизма богатых киргиз. При этом я думал более всего о том, чтобы, примером своим показать землякам, как может быть для них полезен образованный султан-Правитель. Они увидели бы, что человек истинно образованный не то, что русский чиновник, по действиям которого они составили свое мнение о русском воспитании".
    Этой  мечте Валиханова не суждено было сбыться, выборы не обошлись без разных "чиновничьих штук", хотя он и получил большинство голосов, но генерал-губернатор степи отказался утвердить на эту должность Валиханова, подозревая и нем нежелательные качества" для султана - правителя.
    Осуждая незаконные действия генерал-губернатора Чокан писал своим петербургским друзьям: "Оно и правда, что законы у нас на Руси пока еще пишутся не для генералов, известно мне также, что генералы больше любят натуральных киргиз, потому что в них, знаете, больше этой восточной подобострастности".
    В период с весны 1861 до зимы 1864 г. Ч. Валиханов постоянно живет и степи. Несмотря на свое плохое физическое и моральное состояние, он ведет борьбу с местными феодалами и царскими чиновниками, отстаивая интересы степного пролетариата.
    В такой тяжелой для него обстановке   Ч. Валиханов не прекращает свою научную деятельность. В это время он пишет ряд исследований по истории кочевых народов, о происхождении и сущности религии и на историко-экономические темы. К ним относятся такие его работы, как "Следы шаманства среди киргиз", "Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи ", " Киргизское родословие", "О кочевках киргиз" несколько черновых заметок из истории хана Аблая. Собирает он также множество фольклорного материала.
    В эти годы он не порывает связей со своими петербургскими и омскими друзьями, советуется с ними рассказывает о своих делах и интересуется событиями происходившими в то время в России. Из сохранившихся писем видно, что он в то время больше всего переписывался с писателем Ф. М. Достоевским, поэтами А. П. Майковым, К. К. Гутковским, Г. Н. Потаниным и др.
    Ч. Валиханова особенно интересовали научно общественная жизнь Петербурга, а  также столичные журналы, где  обсуждались все острые вопросы  пореформенной России. Поэтому он не случайно просил Достоевского обязательно выписать для него журнал "Современник".
    Зиму 1864 г. Ч. Валиханов проводит в Омске куда он был приглашен западносибирским Генерал-губернатором Дюгамелем для оказания помощи комиссии по подготовке реформы суда биев для казахов Среднего жуза.
    В феврале 1864г. он пишет свою известную  работу "Записка о судебной реформе  у киргиз Сибирского Ведомства " , где под видом анализа проекта судебной реформы для казахского населения подвергает всесторонней критике экономическую и политическую   основу   казахского   феодального   общества полицейско-бюрократический   режим   царской   колониальной администрации.
    Весной 1864 г. вместе с известным русским путешественником Н. А. Северцовым Ч. Валиханов принимает участие в военном походе генерал Черняев за освобождение южных районов Казахстана от Кокандского ханства. Однако жестокая расправа царских войск над мирным населением при взятии крепостей Пишпек и Аулие-Аты глубоко возмущал Ч. Валиханова. После нескольких горячих споров с генералом Черняевым, не видя иного выхода, он порывает с отрядом насильников насильников и возвращается в Семиречье в аул султана Тезека. Изнурительная походная жизнь резко ухудшает его здоровье, а моральная подавленность еще больше расстраивает его ослабленный болезнью организм. Однако и в таком состоянии он не прекращает научную работу: приводит в порядок свои дневники, записывает из уст народных акынов и жирши легенды, предания. сказки и литературно обрабатывает их. Очевидно, в этот период им были написаны Предания и легенды Большой Киргиз-Кайсапской 0рды"и другие статьи, а также выполнены маршрутные карты и множество художественных зарисовок.
    Осенью 1865 г. после продолжительной болезни Ч. Валиханов скончался. Похоронен Ч. Валиханов близ почтовой станции Алты -Эмель на территории нынешнего района имени 28 гвардейцев -панфиловцев Алма-Атинской области.
    С горечью узнала научная общественность России о печальной судьбе талантливого сына казахского народа Ч.Валиханова. Особенно тяжело переживали эту утрату его близкие друзья и товарищи по службе и путешествиям. Один из офицеров русской армии известный своими исследованиям и Казахстана, Л. К. Т"ейнс, посетив могилу Ч. Валиханова в том же году, 'глубоко скорбя, писал в своем дневнике: "Жалко, жалко богатую голову, жалко натуру, так скоро сгоревшую от избытка сил". Вся бурная жизнь жизнь Ч. Валиханова, его яркая богатая
    научная деятельность  является  замечательным  примером беззаветного служения своей  родине и своему народу. Середина XIX столетия в общественно-политической жизни России характеризуется ростом революционно-демократических идей, вызванных кризисом крепостною хозяйства, революционным движением   крестьянства   и   национально- освободительной борьбой народов национальных окраин. Первыми глашатаями демократических идей казахской степи явились  русские  политические  ссыльные,  прежде  всего
    петрашевцы.
    В Казахском обществе под влиянием классовой борьбы происходило дальнейшее разложение патриархально-феодальных отношений. Этот процесс нашел свое отражение прежде всего в устном народном творчестве, легшем в основу казахской демократической   литературы.   Демократические   традиции казахской национальной культуры в свою очередь оказали благотворное   влияние   на   формирование демократических убеждений Ч. Валиханова.
    Демократические  убеждения  Чокана  Валиханова  стали укрепляться еще в годы учебы в кадетском корпусе под влиянием лучших демократически настроенных преподавателей.
    Г. Н. Потанин впоследствии вспоминал; "Другие все учителя обогащали  наш ум только знаниями, три учителя: Сулоцкии; Н. Ф. Костылецкий и Гонсевский воспитывали в нас убеждение. Чокан обыкновенно присутствовали на уроках Сулоцкого"
    В последние годы своего пребывания в  корпусе Чокан стал посещать дома Гутковского и Капустина, куда часто  собиралась передовая омская молодежь, и где наряду с обсуждением вопросов литературы и искусства происходили дискуссии на философские и социально-политические темы. На них часто присутствовал петрашевец Дуров, отбывший свое наказание, но еще не имевший права вернуться и Петербург. Посещение таких дискуссий и знакомство с передовой, демократически настроенной частью омской интеллигенции ускорили процесс формирования политических взглядов Ч. Валиханова. "Беседы с Гонсевским познакомили его с политическими взглядами уже тогда, когда для его товарищей, и в том числе для меня. -пишет Потанин. - -это была замкнутая еще книга".
    В Омск, как и в другие города Сибири, революционно-демократические идеи стали проникать через русскую  литературу, запрещенную   царской   цензурой,   но   распространяемую политическими ссыльными.
    Решающее  влияние на формирование мировоззрения  Валиханова оказали   произведения   русских революционных демократов: Белинского, Герцена,
    Чернышевского, Добролюбова и статьи журнала "Современник", которые регулярно читал Валиханов. "Современник" к 60 годам, как известно, стал органом русской революционной демократии. В журнале наряду с Н. А. Некрасовымруководящую роль играли Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюоов. Журнал смело выступал против крепостников и либералов, пропогандировал идеи крестьянской революции. На страницах "Современника" были напечатаны   многие   крупнейшие   произведения   русской литературной   критики,   велась   борьба   за   передовую революционную и реалистическую литературу.
    Для укрепления демократических взглядов Ч. Валиханова исключительное значение имела его встреча с великим русским революционером-демократом Н. Г. Чернышевским во время пребывания в Петербурге в 1860г. Вспоминая эту встречу, Ч. Валиханов впоследствии писал: "Какой замечательный человек этот Чернышевский и как хорошо он знает жизнь не только русских! Я после беседы с ним окончательно укрепился и том смысле, что мы без России пропадем, без русских - это без просвещения, в деспотии и темноте, без русских - мы только Азия и причем Другими без нее мы не можем быть" . По своим общественно-политическим воззрениям Ч. Валиханов был      просветителем-демократом. Характерными чертами просветительства, по определению В. И. Ленина, были: вражда к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области, защита просвещения, самоуправления, свободы и отстаивание интересов народных масс, главным образом Крестьян.
    Все эти черты просветительства мы находим  и в Деятельности первого казахского ученого-демократа Ч. Ч. Валнханова. Хотя Валиханова нельзя назвать революционером-демократом типа Герцена и Чернышевского, но как просветитель он принадлежал к революционной части русского просветительства, к которой примыкали и такие писатели-демократы, как Н. А. Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин.
    Осуществляя  свою  просветительскую  деятельность,   Ч. Валиханов также боролся за распространение просвещения, развитие науки и социальный прогресс своего народа. Он, как и другие просветители-демократы, защищал и отстаивал интересы народных масс,  мучительно переживал экономическую и культурную отсталость казахского народа и изыскивал пути для выхода из этого состояния.
    Ч. Валиханов прежде всего правильно  оценил факт добровольного присоединения  Казахстана к России. Он считал, что  только приобщение отсталой^ феодальной экономики Казахстана к более передовой российской экономике может способствовать не только развитию производительных сил казахского общества, но и духовному возрождению народа.
    Отстаивая интересы своего народа,  он требовал от колониальных властей при составлении экономические и социальных реформ для кочевников обращать внимание на нужды и запросы казахскою народа. 'Судьба миллиона людей, - писал он, - подающих несомненные надежды на гражданственное развитие людей, которые считают себя братьями русских по отечеству и поступили в русское подданство добровольно (курсив мой. -М. И.^ кажется   заслуживает   большого   внимания   и   большей попечительности в таких решительных вопросах, которые формулируются в шекспировское быть или не, быть" . Когда Чокан увидел, что царские чиновники не только не удовлетворяют запросы казахского народа, а наоборот, все более усиливают колониальный гнет, он стал на защиту своего угнетенного народа.
    Отмечая общность коренных интересов трудового  казахского люда и русского крестьянства, он в то же время показал враждебное отношение царских чиновников  к трудовому казахскому народу. "В  каждом действии русского чиновника. -указывал  Валиханов,  киргизы видят одно  только  зло, посягательство на их Свободу И ЛЬГОТЫ".
    Ч Валиханов не ограничивался критикой действий местных чиновников царской  колониальной администрации: несмотря на свое сословие и служебное
    положение, он иногда выражал протест против действий царской власти; но выступать открыто он не решался, опасаясь жестоких репрессий которые грозили всякому, кто решался бороться против царизма хотя бы и идейно, а не только оружием в руках. Возмущаясь действиями властей не удовлетворивших его требований, в письме Достоевскому он писал: "Просить удовлетворения по-моему то же самое, что просить конституции: посадят да потом к Макару на пастбище пошлют".
    Ч. Валиханов с болью в сердце отмечал, как народы Средней Азии, в том числе и Казахстана, переживают глубокий духовный кризис, и искал пути для выхода из этого состояния. Кризис выражался прежде всего в упадке многовековой культуры народов Средней Азии. В результате междоусобных феодальных войн среднеазиатских ханств были уничтожены богатейшие библиотеки Ташкента, Ферганы, обсерватории в Самарканде   и другие культурные    ценности.    Характеризуя   общественное    и экономическое состояние народов Средней Азии во второй половине XIX в., казахский просветитель писал: "Средняя Азия в настоящем общественном устройстве представляет явление крайне печальное, какой-то патологический .кризис развития. Вся страна, нисколько не преувеличивая, есть не более не менее как одна громадная пустыня с заброшенными водопроводами, (шлаками и колодцами,  усеянная  развалинами,  пустыня, занесенная песком, заросшая карликовыми кустами колючего саксаула и обитаемая только стадами :их ослов и пугливых сайгаков”. Важными условиями для выхода из состояния социально-экономического и духовного кризиса Ч. Валиханов считал распространение передовой русской науки и просвещения и всяческую борьбу с отсталостью и невежеством. Науку и просвещение казахский народ мог приобрести путем сближения с Россией. Приобщение своего народа к русской науке и культуре было целью, "кораном" его жизни. Это подтверждает в своих воспоминаниях один из его близких друзей, Н. Ядринцев: "Он понимал окружающую русскую среду и готов был сродниться с ней на почве европейской цивилизации. Это был новый коран его жизни".
    Эту идею  Ч.   Валиханова о   широком распространении русской науки и просвещения среди казахского населения полностью разделяли впоследствии и другие просветители казахского народа: выдающийся казахский педагог-просветитель Ибрай Алтынсарин и основоположник казахской письменной литературы великий    поэт-просветитель Абай    Кунанбаев. "Возможное счастье для киргизского народа, - писал Алтынсарин, -я вижу в дальнейшем времени только в нравственном слиянии его с господствующим русских народом и в духовном, экономическом развитии его под посредством русско-киргизского образования".
    Как видно из этого высказывания, Алтынсарин правильно предугадал, что только русско-казахская школа, обучая казахских  детей, должна была способствовать приобщению казахского народа к науке и культуре великого русского народа. Подобных взглядов держался и Абай Кунанбаев. В своих известных афоризмах он писал: "Главное - научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских. Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза.
    Эти высказывания казахских просветителей  о роли науки и просвещения  для духовного возрождения своего народа и для развития в конечном счете производительных сил казахского общества совпадают с мнением великоголусского революционного демократ Н. Г. Чернышевского, который называл науку, знание первой виновницей прогресса общества и общей матерью всей деятельности человека. "Пусть политика и промышленность шумно движутся на первом плане в истории, история все-таки свидетельствует, что знание - основная сила, которой подчинены и политика, и промышленность, и все остальное в человеческой жизни".
    Причину духовной отсталости народов Азии в  то время Ч. Валиханов видел главным образом в религии Ислама, туманом которой была окутана вся Средняя Азия. "На всем мусульманском востоке Коран служит основанием учреждений гражданских, им определяются обычаи, законы и все отношения как общественные, так и международные..."(Ч. Валиханов, Собр. Соч. т. II, '. 337). Мусульманство,   религиозный   фанатизм,   указывал   он, отрицательно  влияют  на  социальное  развитие   народа. Религиозное просвещение ничего не может дать полезного, "кроме мертвой схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувства".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.