На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Инновационный политика

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Формирование государственной инновационной политики……………………4
2. Классификация инноваций…………………………………………………….....6
3. Роль государственной инновационной политики……………………………….8
4. Основные направления инновационной политики……………………………10
5. Планирование инновационной политики……………………………………….13
6. Сущность государственной инновационной политики в России……………..17
Заключение…………………………………………………………………………..19
Список  использованной литературы……………………………………………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Ленивых людей не бывает.
                                               Бывают мизерные цели, то есть
                                               такие цели, которые не вдохновляют. 
 

     Научно-технический  прогресс, признанный во всем мире в качестве  важнейшего  фактора  экономического  развития,  все  чаще  и  в западной,  и  в   отечественной   литературе   связывается   с   понятием инновационного  процесса.  Это,  как  справедливо  отметил   американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде  процесс,  объединяющий науку, технику, экономику,  предпринимательство и управление. Он  состоит в  получении  новшества  и  простирается  от  зарождения   идеи   до   ее  коммерческой  реализации,  охватывая,  таким  образом,   весь   комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
      Существует  множество форм управления  инновациями  на  самых  разных уровнях: от подразделений  корпораций до государства, в целом  призванного   в современных  условиях осуществлять специальную  экономическую  политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах,   хотя и  подчинена одной  и  той  же  цели:  стимулированию  инновационной   активности и развитию научно-технического потенциала.
     Проблему  государственной инновационной политики  в  России  подробно   освещена в периодической литературе. Здесь можно выделить  таких  авторов   как Н.Гапоненко, М.Ионов, С.К. Симоновский и др.
        Цель:  Целью  данной работы  является   определение   основных   направлений государственной инновационной политики в России.
       Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи.
        1.Охарактеризовать сущность инновационной  политики.
        2. Раскрыть основные задачи планирования инновационной политики
        3. Выявить особенности инновационной политики в Российской Федерации.  
 

1. Формирование государственной  инновационной политики 

Государственная Дума Российской Федерации 01 декабря 1999 года приняла Федеральный закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике". Этот закон решает несколько задач. Прежде всего закон вводит в нормативно-правовой оборот такие важнейшие понятия, как "инновационная деятельность" и "государственная инновационная политика". Кроме этого, закон определил основы формирования государственной инновационной политики и главные способы реализации государственной поддержки инновационной деятельности. Принятый Федеральный закон направлен на регулирование государственной поддержки инновационной деятельности вовсе не во всем спектре гражданского оборота, а только, как сказано в законе: "в научно-технической и производственно-технологической сферах".
Законодатель  применил двухуровневое определение  понятия "инновационная деятельность". В статье 1 закона указано, что "инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса". Кроме указанного прямого определения понятия "инновационная деятельность" в других статьях закона (см., например, статью 3) приведены виды работ и услуг, которые относятся к инновационной деятельности.
Следует отметить, что использованное законодателем  определение инновационной деятельности не вступает в противоречие с определением понятия инновационная деятельности, примененным Правительством Российской Федерации в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.06.98 за N 832 "О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы", и с определением, данным в письме Инновационного Совета при Председателе Совета Министров РСФСР от 19.04.91 за N-448 и Министерства финансов РСФСР от 14.05.91 за N 16/135В, где указано: "Инновационной (внедренческой) считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке".
     В инновационном процессе невозможно выделить наиглавнейшее звено. Удача  при создании научного результата должна быть дополнена рентабельностью при производстве научной продукции или внедрении. В конечном итоге должен быть произведен продукт, имеющий коммерческий успех. Только тогда инновационный процесс можно полагать завершенным. Законодатель не случайно обходит вниманием субъекты и объекты инновационной деятельности. В законопроекте отсутствуют статьи, перечисляющие субъектов или объекты инновационной деятельности. Дело в особом правовом характере инновационной деятельности. Строго говоря, инновационная деятельность не имеет универсальных субъектов или объектов инновационной деятельности. Инновационная деятельность являет собой особый процесс, при реализации которого один вид деятельности сменяется другим, равно как и один субъект деятельности сменяется другим. При этом все свойства объектов и все результаты отдельных этапов инновационной деятельности одинаково необходимы и важны.
     Прием двухуровневого описания законодатель применил и для определения понятия "государственная инновационная политика". В статье 1 закона указано: "государственная инновационная политика - часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности". В последующих статьях законодатель указывает на составную, иерархическую организацию государственной инновационной политики России. Статья 5 в своем названии вводит понятие государственной инновационной политики Российской Федерации, в отличии от "инновационной политики субъектов Российской Федерации, а также инновационной политики муниципальных образований" (см. пункт 3 статьи 5). Кроме того, законодатель указывает, что "государственная инновационная политика формируется с учетом предложений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Законодатель устанавливает иерархическую структуру формирования и сочетанного, комплексного механизма реализации инновационной политики Российской Федерации.
Закон вводит понятия "инновационная политика субъекта Российской Федерации", а также "инновационная политика муниципального образования". Это также весьма важное обстоятельство. К настоящему времени наличествует более 400 законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, которые имеют целью установить правовое регулирование инновационной деятельности и инновационной политики на территории данного региона. Если бы Федеральный закон не установил иерархическую структуру формирование и реализации государственной инновационной политики, то многие из нормативных актов субъектов Российской Федерации подлежали бы корректировке или отмене. Законодатель нашел способ увязать нормативно правовую базу регулирования инновационной деятельности в единую российскую систему. 

2. Классификация инноваций 

Инновации можно классифицировать следующим образом:
    технологические инновации, направленные на создание и освоение в      производстве новой продукции, технологии, модернизацию оборудования,      реконструкцию зданий, реализацию мероприятий по охране окружающей      среды;
    производственные инновации, ориентированные на расширение      производственных мощностей, диверсификацию производственной      деятельности;
    экономические инновации, связанные с изменением методов планирования      производственной деятельности;
    торговые инновации, направленные на целевые изменения сбытовой      деятельности;
    социальные инновации, связанные с улучшением условий труда,      социального обеспечения коллектива;
    инновации в области управления, направленные на улучшение      организационной структуры, методов принятия решений.
 
     Инновации стали промышленной религией 20 века. Для бизнесмена они являются основным средством повышения прибылей, ключом к новым рынкам сбыта. Правительства делают ставку на инновации, когда пытаются преодолеть экономический кризис. Приоритеты инновационного развития давно заменили популярную в послевоенные годы концепцию "благополучной экономики". По словам профессора Кембриджского университета Грегори Дейнса, инновации стали новой религией, объединившей левых и правых политиков.
     Однако  до сих пор так и не было сформулировано четкое определение инновации, не было придумано единой системы оценки инноваций. Обычно под инновацией понимают создание новой улучшенной продукции или производственного процесса. С другой стороны инновацией является и использование более дешевого сырья для производства уже известного товара, изменение маркетинговой политики, выход на новые рынки или новый уровень сервиса.
      Удачливые бизнесмены (антрепренёры), которые  чаще всего и являются главными новаторами, редко задумываются о том, как им удалось придумать и раскрутить удачное нововведение. Большинство из них просто "делает деньги", пользуясь сиюминутными изменениями на рынке сырья и технологий, в налогообложении, изменением демографической ситуации и даже геополитики в целом. Они создают новые рынки, или придумывают новые способы эксплуатации уже существующих.
     Еще в 1800 году Жан - Батист Сей, французский  экономист, ввел в экономическую науку термин "антрепренёр" - "человек, который находит более эффективный способ использования имеющихся в его распоряжении экономических
ресурсов  для увеличения продуктивности и  получение большего количества конечного продукта". Два столетия спустя экономисты все еще пытаются постигнуть сущность этой наиболее загадочной части процесса создания новой стоимости.
Чтобы лучше понять, что же такое инновация (или нововведение) можно объяснить, что ей не является. Муж с женой, решившие открыть закусочную напротив нового офисного здания, и, возможно, рискующие своими заготовленными на "черный день" сбережениями, все равно не являются новаторами. Японская фирма, заваливающая прилавки магазинов модной моделью видеокамеры просто пытается вытеснить с полок товары своего конкурента. Фармацевтическая фирма, которая запускает в производство непатентованную версию популярного обезболивающего препарата, всего лишь пользуется моментом, чтобы получить максимальную прибыль, пока конкуренты не возобновят свой патент. Все это предпринимательские авантюры, но не инновации. 
 

3. Роль государственной инновационной политики 

        Место и роль инновационной   политики  в  структуре  государственного  регулирования  экономики   определяются    особенностями   инновационного процесса как   объекта  управления.  Он  в   большей  степени,  чем другие  элементы НТП, связан с   товарно-денежными отношениями,  с последующими всеми  стадии  его  реализации.  Это  обстоятельство  вполне  убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики  капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь  частными компаниями  разного  уровня  и  масштаба,  и  такие  процессы  выступают, понятно, не как самостоятельная цель,  а  как  средство  лучшего  решения производственных и  коммерческих  задач  компании,  добивающейся  высокой   прибыльности.    В   этих   обстоятельствах   инновация   изначально   нацелена    на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей  толчок,  имеет  меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный  университетским ученым в  свободном,  ничем  не  ограниченном  творческом  поиске. В практической направленности инновационной  идеи  и  состоит  ее  притягательная сила для капиталистических компаний.
        Приступая  к  разработке  и  осуществлению  этой   идеи,   компании, разумеется,  должны   начать   с   авансирования   денежного    капитала.  Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том,  что она   связана с резко повышенной угрозой их потери:  инновации носят рисковый   характер. Вероятность успеха  воплощения  новой  идеи  в  новом  продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит  до  последней  стадии   массового   производства   и   массовых   продаж. Американский  специалист  в  области  инноваций   Твисс   отмечает,   что коммерческий  успех   достигается   лишь   в   10%   начатых    проектов,  следовательно, уровень неудачи   можно оценить в 90%.  Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне  мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в  банке или дивиденда на акции. И потому, что  такая  отдача  может  при  удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и  потому, что может при  неудаче  отсутствовать  вовсе,  более  того,   погибнет  и вложенный капитал.
        Какие же побудительные  силы  заставляют  предпринимателей  идти  на столь значительный риск? Силы  эти для любой экономической  системы  (малая инновационная  фирма; крупная корпорация; группа  промышленных  компаний; "объединения"   промышленных   фирм,   университетов,   правительственных лабораторий в разных комбинациях и т.д.)  могут быть  подразделены  на  внутренние и внешние либо на имеющие объективную и субъективную  природу.  Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности  можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров   реализовать свой  творческий   потенциал   (субъективная   причина).    Набор    внутренних  побудительных мотивов инновационной активности  индивидуален  для  каждой  отдельной компании и в  некоторых случаях играет  решающую  роль  в  том,  чтобы предпринять решение об инновационном процессе. Так, для только  что  созданной  малой  фирмы  рождение  и  освоение   новшества   может   быть  единственной возможностью  завоевать  место  на  рынке.  Однако  зачастую  внутренние причины оказываются недостаточно  весомыми.  Многим  компаниям  свойствен довольно устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так,  крупные монополии, добившиеся преобладания  на  рынке,  обычно  не  имеют  внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с  инновациями.  Тут  решающим  стимулом  могут  выступить  причины  внешнего   характера,   в частности, обусловленные соответствующими мерами  экономической политики  государства.
Государственная  инновационная  политика  в   промышленно   развитых странах  направлена на создание благоприятного экономического климата  для  осуществления инновационных  процессов и  является,  очевидно,  связующим  звеном  между  сферой   "чистой"   (академической)   науки   и   задачами  производства. В  целом роль государства  в  области  поддержки  инноваций  можно свести, никак не претендуя на полноту  перечисления,  к   следующим  моментам:
    государство способствует развитию  науки,   в  том  числе  прикладной,  и  подготовке научных и инженерных кадров (основной  источник  инновационных
   идей);
    в рамках большинства правительственных ведомств существуют  разнообразные
   программы, направленные на повышение  инновационной активности бизнеса;
    фискальные и прочие  элементы  государственного  регулирования  формируют стимулирующее   воздействие   внешней   среды,   которые    обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм.
 
4. Основные направления инновационной политики 

     Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально  новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.
С учетом сегодняшнего состояния экономики  инновационная политика на современном  этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.
Сложившийся уровень спроса на внешнем и внутреннем рынках на продукцию отраслей промышленности будет определять и перспективу  их развития, и структурные изменения основных производственных фондов.
Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой  рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления  на нем нуждаются в повышении  эффективности производственного  потенциала. Другие отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная в
основном  на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов).
Инновационная политика в отношении этих групп  отраслей отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений науки и техники.
В этой связи к основным направлениям государственной  инновационной политики можно отнести:
- разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов её стимулирования, механизмов её стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение её в хозяйственный оборот;
-  создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники;
- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;
- реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу, использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.
     Для реализации инновационной политики будет совершенствоваться система  возвратного финансирования инновационных  проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возрастет необходимость привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов, заемных средств международных кредитно-финансовых организаций).  

5. Планирование инновационной политики 

Инновационная политика - это своеобразная программа, устанавливающая очередность внедрения инноваций в зависимости от имеющихся ресурсов и поставленных задач. Целью инновационной политики является обеспечение согласованности качественных и количественных связей всех элементов инновационной деятельности. При разработке инновационной политики широко используют экономико-математические модели. Успешно реализуемая инновационная политика обеспечивает постоянную связь между всеми этапами
осуществления инноваций и согласует действия служб предприятия, непосредственно участвующих в инновационном процессе (службы НИОКР, маркетинга, производственного отдела, финансовых служб). Необходимыми условиями эффективного управления инновационной деятельностью являются: создание благоприятной обстановки, стимулирующей поиск и освоение новшеств, которые рассматривают как необходимый процесс. Стимулирование сотрудников инновационных подразделений должно учитывать экономические особенности инновационного процесса (большой риск, длительный период запаздывания результата по отношению к затратам, крупное вознаграждение в случае успеха). Стимулирование может включать в себя долю в будущих прибылях,  руководство соответствующим новым подразделением, возникшим в результате успешной инновации. Неудачная инновация не влечет за собой санкций по отношению к сотрудникам, определение приоритетных направлений инновационной деятельности в соответствии с установками стратегического плана, причем ведущая роль в организации инновации принадлежит высшему руководству. Нацеливание всей инновационной деятельности на нужды рынка; реорганизация системы управления предприятием с учетом развития инновационных структур. При всем положительном значении диверсификации предприятию нецелесообразно слишком далеко выходить за рамки своей сферы деятельности, ограничиваясь той областью, в которой оно имеет экспертные знания. Если инновации слишком отличны от сферы деятельности предприятия, то следует создавать дочерние инновационные структуры; увеличение скорости реакции предприятия на требования рынка.
     При планировании инновационной политики следует учитывать следующие
факторы:
    сложность нового продукта, обусловленную технологией, которая
      значительно влияет на технико-экономические  показатели производства;
    необходимость учета финансовых потерь (прибыли и т.п.) в переходный      производственный период и проведение поиска дополнительных источников      финансирования;
    умение определять ожидаемые количественные потери при организации      производства нового изделия в связи с недогрузкой производственных      мощностей при отработке технологических процессов и неполного      использования оборудования из-за недостаточной его надежности и т.д. с целью принятия мер для более эффективного их использования;
    изменение конструкторско-технологической документации в процессе      перехода на производство нового ассортимента продукции, что в      определенной степени влияет на сроки и затраты подготовки   производства;
    динамичное изменение удельного потребления материальных и трудовых
      ресурсов и, как следствие,  себестоимости в период развертывания   выпуска новых видов продукции  по мере освоения технологии, что  значительно осложняет планирование производства;
    необходимость учета в период обновления времени адаптации производства к новым технологическим процессам и скорости приобретения работниками предприятия навыков работы при выполнении операций.
     Механизм  разработки инновационной политики включают в себя ряд последовательных этапов. Наиболее существенными из них являются:
    исследование спроса на продукцию предприятия, определение           емкости рынка и перспектив его развития;
    исследование рынков необходимых ресурсов;
    планирование и организация инновационной деятельности;
    кадровое обеспечение инновационной деятельности;
    комплексный анализ эффективности внедрения нововведений и           связанных с ними рисков.
     Основная  цель планирования инновационной политики - объединение всех участников проекта на выполнение комплекса работ для достижения конечного результата. Поскольку инновационная деятельность значительно отличается от серийного производства, традиционные приемы планирования не могут обеспечить корректных показателей за плановый и фактический периоды.
     Поэтому при планировании инновационной политики используют как общие подходы к планированию, так и специфичные для инновационной деятельности принципы:
    целеполагания, когда определяют не только главную цель, но и набор
      подцелей, а принимаемые решения  оценивают с точки зрения их      оптимального сочетания;
    системности, при котором инновационный процесс рассматривают как      сложную динамическую систему, включающую в себя взаимосвязанные      элементы. Это дает возможность описывать инновационный процесс с      помощью динамических экономико-математических моделей;
    неопределенности, учитывающие систематические и случайные факторы,    которые воздействуют на процесс, причем игнорирование случайных     факторов снижает достоверность анализа;
    адаптивности, предполагающей возможность предприятия воспринять то или
      иное нововведение;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.