Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Образно-логическое мышление детей 5-6 лет с ЗПР

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Российский  государственный университет имени  И. Канта
Кафедра специальных психолого-педагогических дисциплин 
 

Образно-логическое мышление детей 5-6 лет с ЗПР
Курсовая  работа 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работа  сдана «      »                     2010г.
                                                                                                     оценка: ___________                                                     
                                                                              
 Калиниград
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                               3 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР                                                                                     5  

1.1 Мышление, как психический процесс                                                                5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР                                                                                                            10
1.3 ЗПР как фактор депривации психического развития                                       14 

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР                                                                               16 
 

2.1  Организация  и ход исследования                                                                      16
2.2 Анализ интерпретации результатов                                                                 20 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                         24 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                        26 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1                                                                                                     27
ПРИЛОЖЕНИЕ 2                                                                                                     28
ПРИЛОЖЕНИЕ 3                                                                                                      29     
ВВЕДЕНИЕ 
 
 

     Мы считаем, что актуальность  данной темы в наше время  особо велика, поскольку последние несколько лет проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется много споров. Все связано с тем, что само отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, сложно по своей структуре и требует пристального и тщательного анализа. Между тем, диагноз ЗПР очень популярен среди врачей, что некоторые из них, опираясь на минимальное количество информации и фактов, ставят ребенку такой диагноз, часто не задумываясь о последствиях. Поэтому мы считаем важным, изучить проблему ЗПР и ее структуру как можно глубже. И эту работу посвящаем образно-логическому мышлению детей с ЗПР, одной из важнейших подструктур. Так как именно эта форма мышления является одной из базовых и чем лучше она будет развита, тем легче произойдет переход к более сложным формам мышления. Ведь известно, что образно-логическое мышление в школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере.
    Актуальность  проблемы выбранной темы курсовой работы заключается в изучении и экспериментальном исследовании особенностей образно-логического мышления у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
       Объект исследования мышление, как психический процесс.
       Предмет – образно-логическое мышление детей с ЗПР.
    Цель  исследования – исследовать образно-логическое мышление у детей 5-6 лет с ЗПР. 

    Задачи.
    1. Проанализировать учебные материалы, посвященные данной проблеме;
    2. Исследовать образно-логическое  мышление у детей с ЗПР 5-6 лет;
    3. Анализ полученных данных.
    Гипотеза  исследования: дети с ЗПР испытывают трудности в формировании образных представлений, у них не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень образно-логического мышления. Недостатки такого вида мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала, формированию логических связей между объектами, низкой сформированности основных мыслительных операций анализа и синтеза.
    Методы  исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы; экспериментальные – тестирование.
    Методики: «Нелепицы», «Времена года», «Исключение  лишнего».
    Выборка: 10 детей 5-6 летнего возраста.
    Опытно-экспериментальная  база: МДОУ ЦРР Детский сад № 7, адрес: г. Калининград, ул. Вогоностроительная,7.
    Структура работы. Цели и задачи данной работы предопределяют её следующую структуру: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. 

ГЛАВА I
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 
 
 

  
      Мышление, как психический процесс.
 
      Отражая действительность на чувственном уровне, человек получает разнообразную информацию о предметах и явлениях окружающего мира, которые фиксируются в сознании в виде зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых и иных образов. Однако такой информации об объективном мире человеку недостаточно для удовлетворения различных потребностей жизнедеятельности. Исчерпывающие знания о предметах и явлениях действительности, их внутренней, непосредственно не данной в ощущениях и восприятиях сущности человек постигает мышлением.
    Мышлением, как психологическим процессом  заинтересовалась еще в начале XX века Вюрцбургская школа психологов (О. Кюльпе и др.),  работы представителей которой были основаны на феноменологии Гуссерля и отвержении ассоцианизма. В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции с целью разложения процесса на основные этапы. [8]
    Так же ярким деятелем, трудившимся над  данной проблемой, был наш соотечественник  С. Л. Рубинштейн. Мышление, по Рубинштейну, это познавательный процесс: «Наше познание объективной действительности начинается с ощущения и восприятия. Ощущение является источником, и притом единственным источником, нашего познания действительности. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению. Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые непосредственно чувственно не данные абстрактные свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях». [7]
    Среди деятелей, занимавшихся проблемой изучения мышления, были такие яркие представители  как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и  др.
    Мышление  – это обобщенное и опосредованное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. [5; 55]
    Виды  мышления:
Выделяют  различные виды мышления.
    Наглядно-действенное  мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
    Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся  опорой на представления и образы.
    Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств  и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
    Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с  понятиями.
    Теоретическое мышление направлено на решение теоретических  задач, опосредованно связанных  с практикой.
    Практическое  мышление направлено на решение теоретических  задач, возникающих в ходе практической деятельности.
    Дискурсивное  мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию  основного принципа, закономерности.
    Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей  и условий его получения.
    Репродуктивное  мышление – это воспроизводящее  мышление.
    Продуктивное  мышление – это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы. [9]
    Качества  мышления:
    Глубина. Проявляется в степени проникновения  в сущность явления, процесса.
    Самостоятельность. Выражается в умении увидеть новую  проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами.
    Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет  условиям, которые обнаруживаются в  ходе решения задачи.
    Критичность. Отражает способность человека правильно  оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.
    Быстрота. Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и  реализовывать их в условиях дефицита времени. [5; 59]
    Практическое  мышление представляет собой мышление действиями, логическое является мышлением  понятиями, образное мышление – это  мышление представлениями, наглядными образами. [4; 308] 

    Мыслительные  операции
    В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию, абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение вглубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи. [9]
    Мышление  является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. [10] 

    Предметы  и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые  можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятии, и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно  и благодаря обобщению, т.е. посредством  мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
      Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
 
 
    Явление ЗПР стало изучаться сравнительно недавно – в 60 гг. XX века в связи с исследованием причин школьной неуспеваемости. Аномалия развития, квалифицируемая как задержка психического развития, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического онтогенеза.
    ЗПР(Задержка Психического Развития) – это незрелость психических функций, вызванная  замедленным созреванием головного  мозга под влиянием неблагоприятных  факторов. [3; 73]
    Понятие ЗПР употребляется по отношению  к детям с минимальными органическими  повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной  системы, а также длительно находившимся в условии депривации.
    Причины ЗПР. Нарушение темпа развития чаще всего обусловлено:
      расстройством питания при рано перенесенной дизентерии, при длительной диспепсии и дистрофиях;
      внутриутробной патологией;
      близнецовостью (многоплодием);
      природовой патологией (асфиксиями, легкими родовыми травмами);
      недоношенностью;
      эндокринными, хромосомными нарушениями;
      длительная депривация.
    Все эти причины приводят не к грубым органическим изменениям головного  мозга, а к нарушению его питания, чем и определяется задержка развития. Симптомы задержки развития частично выступают в раннем и дошкольном возрасте и очень резко проявляются в школьном возрасте. [3; 73-74]
    Характеристика  психических особенностей детей  с ЗПР.
      Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР характеризуются малым ростом и весом, по своим физическим особенностям напоминают детей младшего возраста, позже начинают ходить. Характерны недостатки моторики, особенно мелкой, затруднения в координации движений, проявления гипперактивности.
      Инфантильные психические особенности. Эмоциональная незрелость, слабость мотивации, игровой характер интересов, неспособность к волевому усилию, низкий уровень самоконтроля, неумение планировать свою деятельность.
      Особенности познавательных процессов. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедлением приема и переработки информации. Восприятие детей ЗПР отличается крайне ограниченным объемом. Память также ограничена в объеме и непрочна. Внимание крайне неустойчиво, отличается слабой концентрацией и распределяемостью, легко отвлекаемо. Мышление и речь особенно отстают в развитии. Представления бедны, схематичны, недостаточно общие знания
      Особенности обучения в школе. Дети стойко не успевают в массовой школе: не усваивают знания, предусмотренные программой. Не формируется учебная мотивация – дети не хотят учится. Ведущий вид деятельности – игра. Затруднения в обучении появляются из-за незрелости сложных форм поведения и целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушения работоспособности. [3; 74-75]
 
    У некоторых детей с ЗПР в  основе их дефекта лежит минимальная  мозговая дисфункция, следствием которой  является гиперподвижность ребенка. 

    Дети  с ЗПР обучаются, развиваются  и воспитываются в различных  образовательных условиях. Это есть специальные детские сады, специальные  группы в детских садах, школах, школы-интернаты  седьмого вида, классы компенсирующего  обучения, классы ЗПР, классы выравнивания.
    Основные  клинические виды ЗПР (дифференцированные по этиопатогенетическому принципу):
      ЗПР конституционального происхождения: при этом типе ЗПР эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминает нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемы у этих детей в младших классах, это связывают с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов. Часто эмоционально-волевая незрелость сочетается с инфантильным типом телосложения.
      ЗПР соматогенного происхождения: в замедлении темпа психического развития этих детей значительная роль принадлежит астении. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, это связано с ощущением своей физической неполноценности.
      ЗПР психогенного происхождения: Этот тип ЗПР связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетается с недостаточным уровнем знаний и представлений.
      ЗПР церебрально-органического происхождения: этот тип ЗПР занимает основное место в данной полиморфной аномалии развития. Он встречается чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Церебрально-органическая недостаточность прежде всего откладывает типичный отпечаток на структуру самой ЗПР -  как на особенности эмоционально-волевой незрелости, так и на характер нарушений познавательной деятельности. [6; 66-77]
 
    Учитывая  большую распространенность такого нарушения, как задержка психического развития (ЗПР) и тенденцию к увеличению количества таких детей, весьма актуальным является изучение особенностей этого нарушения с целью разработки адекватных методов диагностики и коррекции. 
 
 
 
 
 
 
 

          й 
 

      ЗПР как  фактор депривации психического развития.
 
 
    Так как мы исследуем мышление, то целесообразно  будет более подробно остановится  на том, как ЗПР влияет на этот психический  процесс.
    Можно сказать, у детей рассматриваемой  группы наблюдается отставание в  развитии всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического), которое в наибольшей мере обнаруживается по показателям актуального уровня развития и в наименьшей степени выступает при решении задач наглядно-действенного характера.
    Характеризуя  мыслительную деятельность детей с  задержкой психического развития, к примеру, взять старших дошкольников, можно сказать, что по уровню сформированности всех трех видов мышления они отстают от нормально развивающихся сверстников, но это отставание проявляется неравномерно. В наименьшей мере оно проявляется в наглядно-действенном мышлении, особенно если учитывать зону ближайшего развития. Очень велико отставание в развитии наглядно-образного мышления. Развитие словесно-логического мышления у них так же значительно отстает по сравнению с тем, что наблюдается у нормально развивающихся сверстников. При этом имеется выраженная неравномерность в формировании разных проявлений этого вида мышления. Так, обобщение видовых понятий и классификация реальных объектов, непосредственно связанные с усвоением лексики языка, оказываются доступными детям, хотя и на несколько более низком уровне, чем это делают нормально развивающиеся дети. Значительное отстование обнаруживается в проявлениях возможности осуществлять суждения и умозаключения.
    При качественном анализе вышеизложенного  можно сказать обо всех видах мышления, что общим для детей рассматриваемой группы является проявление отставания в развитии - недостаточная сформированность мыслительных операций и действий: анализа, синтеза, отвлечения, обобщения, различения, сравнения. Проявлением этой недостаточности сформированности является то, что ребенок, используя ту или иную операцию в одних условиях при решении несложной задачи, не может ее применить к решению другой задачи, более сложной или выполняемой в других условиях. [2; 103] 

    У детей с ЗПР все предпосылки  развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт – все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития. Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II 

ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 
 
 

    2.1 Организация и ход исследования.  
 

    Цель практического исследования – практически исследовать образно-логическое мышление у детей 5-6 лет с ЗПР.
    Задачи.
    формирование исследуемой группы;
    подбор методик;
    проведение методик;
    анализ полученных результатов.
    Гипотеза: у дошкольников рассматриваемой  группы наблюдается отставание в  развитии образно-логического мышления.
    Выборка: 10 детей 5-6 летнего возраста.
    Опытно-экспериментальная  база: МДОУ ЦРР Детский сад № 7, адрес: г. Калининград, ул. Вогоностроительная,7.
    Методы  исследования: тестирование.
    Методики: «Нелепицы», «Времена года», «Исключение  лишнего». 

    Ход исследования.  

    Придя в садик, мы отобрали исследовательскую  группу, состоящую из десяти детей, все с задержкой психического развития. Нам выделили небольшую  рабочую комнату с детскими партами и доской. Мы усадили детей, представились сами и познакомились с каждым ребенком. Дети оказались очень дружелюбны.
    Процедура проведения практического исследования нашей курсовой работы состояла из трех методик. Каждая из них с отдельным ребенком проводилась лично, в тихой, спокойной обстановке. Нами было отмечено, что дети реагировали и на нас, и на задания вполне адекватно и даже с интересом, мы предполагаем, это связано с тем, что дети воспитываются в группе коррекционного вида и для них это не стало чем-то новым. Это в большой мере облегчило нам работу.
    Исследование  образно-логического мышления было проведено с помощью специально отобранных методик: методики «Нелепицы»,  «Времена года» и «Исключение  лишнего».
    При помощи методики «Нелепицы» [Приложение 1] оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. Так же с помощью этой методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
    Каждому ребенку была представлена картинка формата А4, на которой имелось несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Ребенок должен за 3 минуты успеть назвать все 7 нелепиц, объяснить, что не так и сказать, как должно быть.
    Нужно сказать, что с заданием все дети справились вполне успешно, но нельзя не отметить, что ребята все разного уровня, что между ними имеются существенные различия. О них свидетельствовало количество использованной помощи со стороны экспериментатора. Все практически дети сразу поняли, что от них требовалось, и самые очевидные нелепицы отметили сразу. Но были и такие случаи, что ребенок в упор смотрел и не видел нелепой ситуации, пока ему не укажешь.
    С методикой «Времена года» [Приложение 2] ребята тоже справились вполне успешно. Она состоит в том, что ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой картинке и почему именно это. На эту методику отводится две минуты.
    Дети  вполне отчетливо указывали, что на картинке изображено именно это, а не другое время года. Называли вполне удовлетворительные доводы. Единственное, и то это, скорее всего, в силу неправильности подобранной картинки, дети не могли отличить весну от лета, а с остальными временами года у ребят проблем не возникло.
    С третей методикой «Исключение лишнего» [Приложение 3] проблем также не возникло. Эта методика предназначена для исследования процессов образно-логического мышления, умственных операций и обобщения у ребенка. Детям предлагается серия картинок, на каждой картинке изображено четыре предмета, один из них лишний. Задача ребенка указать на этот предмет и объяснить, почему именно он лишний.
    Все, без исключения дети назвали лишний предмет, но лишь половина из них смогла объяснить, почему именно этот предмет  лишний на всех картинках.
    В процессе проведения всех методик мы записывали ответы и пояснения детей.
    В целом, занятие прошло вполне успешно. Дети произвели на нас впечатление  очень дружелюбных, старательных и  интересных детей. Каждый ребенок был  индивидуален, и это породило еще  больший интерес с нашей стороны  к таким детям. Нам показалось, что и мы на детей произвели  положительное впечатление.
    После проведения методик, мы еще некоторое время посидели с детьми и поговорили уже на отвлеченные темы. А перед уходом сделали общую фотографию на память. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.2 Анализ интерпретации результатов. 

    При выполнении задания методики «Нелепицы» дети больших трудностей не испытывали и, в целом, с заданием справились неплохо.
    Мы  считаем, что при выполнении очень  отличился, исключительно с положительной  стороны Никита. В. Он отвечал очень  быстро, без загвоздок, было видно, что  задание для ребенка очень  простое. Он указал все нелепые ситуации, объяснил почему они таковыми являются и все это менее чем за две  минуты.
    Остальные ребята (таких было семеро) были практически на одном уровне, находили все нелепицы и лишь некоторым не нашли объяснения. Исключением из основной массы детей оказались Тимур У. и Дарена М. Эти ребята указали на нелепые ситуации, но объяснить почему они таковыми являются, а тем более дать ответ как должно быть, они не смогли, но это в силу того, что эти два ребенка совершенно плохо разговаривают.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.