На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Спрос и его функция. Закон спроса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  КАРАГАНДИНСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАЗПОТРЕБСОЮЗА 

  ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

  КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И МЭ  
 
 
 
 
 
 
 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА 

  на  тему «Спрос и его функция. Закон спроса» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                             Выполнила: студентка                 
                                                                                               группы УА-16с
                                                                                                   Комлева Ю.В.
                                                                                  Руководитель:
                                           Спанова Б.К.                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КАРАГАНДА 2011.
план
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Экономическая сущность  спроса и его роль в организации деятельности предприятия
      Виды и классификация спроса ………………………………………….5
      Изучение факторов и детерминантов спроса…………………………..8
      Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия………….10
2. СПРОС И ЕГО ФУНКЦИЯ. ЗАКОН СПРОСА
    2.1. Спрос и его функция……………………………………………………..13
    2.2. Закон  спроса………………………………………………………………16
3. взаимосвязь спроса и предложения
    3.1. Закон предложения, кривая предложения и факторы, влияющие на     предложение…………………………………………………………………...25
    3.2. Рыночное равновесие, его виды…………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Для успешного и эффективного ведения хозяйственной деятельности необходимо уметь своевременно принимать правильные решения. А для этого нужно иметь четкое и верное представление о ситуации, сложившейся на рынке. Одной из самых важных категорий для исследования становится спрос и его эластичность. Их изучение, анализ и выяснение причин, влияющих на степень изменения, позволяет принимать наиболее оптимальные решения по поводу установления количества выпускаемой продукции, уровня цен на нее, что в дальнейшем позволит производителю избежать убытков и банкротства.
    Изучение  процессов спроса как фактора, влияющего  на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов  любой страны. Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке. Именно поэтому тема данной курсовой работы является актуальной. А также актуальность темы обусловлена тем, что связь между ценой и количеством покупаемого товара устойчивая, постоянно повторяющаяся и имеет характерную направленность. Поэтому ее можно определить как закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению величины спроса, а рост цены - к снижению спроса. Эта закономерность сохраняет свою справедливость, как для индивидуального спроса, так и для рыночного спроса.
    Однако  нас интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта. Поэтому для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.
    Целью работы является изучение спроса, его функции, а также самого закона спроса.
    Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:
    изучение и анализ изменения величины спроса, направлений данных изменений, выявление причин и последствий этих изменений;
      классификация видов спроса;
      изучение функций спроса;
      изучение закона спроса.
    Спрос - это количество продуктов, которые  потребители готовы и в состоянии  купить по определенным ценам за его  единицу в течение определенного  периода. В основе спроса лежат потребности. Именно они определяют, что покупатель желает купить.
    Функция спроса – это функция, отражающая зависимость объема спроса на отдельные товары и услуги (потребительские блага) от комплекса факторов, влияющих на него. Более узкая трактовка: функция спроса выражает взаимозависимость между спросом на товар и ценой этого товара при условии, что другие факторы, влияющие на величину спроса, признаются постоянными.
    Закон спроса – это экономический закон, предложенный британским экономистом  А.Маршаллом (1842-1924), согласно которому величина спроса на товар или услуги в течение определенного периода времени обратно пропорциональна величине его цены.
    При написании курсовой работы использовались различные источники информации. Основой написания курсовой работы в основном явились: Абдразаков Т.А. «Основы экономической теории (учебное пособие)», Казаков А.П. и Минаева Н.В. «Экономика. Учебный курс по основам     экономической теории», «Общая экономическая теория (политэкономия)» под общей редакцией В.И.Видяпина и Г.П.Журавлевой, а так же Эдвин Дж. Долан. «Микроэкономика», Николаева И. П. «Экономическая теория», Борисов Е. Ф. «Экономическая теория». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Экономическая сущность спроса  и его роль в организации деятельности предприятия 

      Виды  и классификация  спроса
    Спрос — это количество товара, которое  хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при  всех возможных ценах на этот товар. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих — экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.
    Спрос на рынке – это общий объем продаж применительно к рынку товара (или к отрасли) в данном месте и в данный период для совокупности марок или конкурирующих фирм.
    Спрос на продукцию фирмы (спрос на марку) – это часть спроса на рынке, соответствующий  доли рынка, удерживаемая фирмой или маркой на базовом рынке товара.
    Рыночный  спрос – это не фиксированная  величина, а функция ряда переменных, называемых детерминантами спроса. Различают  две группы детерминант спроса1:
    -контролируемые  факторы;
    -неконтролируемые  факторы (ограничения, с которыми фирма сталкивается на рынке).

    Контролируемые  факторы спроса это:

    -Товар  или «решение» проблемы покупателя, т.е. набор создаваемых благ;
    -Цена, совокупность издержек, которые  несет покупатель, чтобы воспользоваться  благами выбираемого решения;
    -Место  или предоставление товаров с  наибольшим удобством для покупателя;
    -Продвижение  или коммуникации, информирующие  о достоинстве предлагаемого  товара.

    Неконтролируемые  факторы спроса это:

    -Ограничения  со стороны покупателей;
    -Ограничения со стороны конкурентов;
    -Ограничения  со стороны сбытовых сетей;
    -Ресурсы,  сильные и слабые стороны фирмы;
    -Ситуационные  ограничения (факторы внешней  среды).
    Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей). Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.
    Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в  виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.
    Цена  спроса — это максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.
    Величины  спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному  отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных  условиях.
    Деятелю рынка необходимо знать, на сколько чувствителен спрос к изменению цены. Если под влиянием небольшого изменения цены спрос почти не меняется, мы говорим, что он не эластичен. Если же спрос претерпевает значительные изменения, мы говорим, что он эластичен. Что определят эластичность спроса по ценам?
    Спрос, вероятнее всего, будет менее  эластичным при следующих обстоятельствах2:
    1) товару нет или почти нет  замены или отсутствуют конкуренты,
    2) покупатели не сразу замечают  повышение цен,
    3) покупатели медленно меняют свои  покупательские привычки и не торопятся искать более дешевые товары,
    4) покупатели считают, что повышенная  цена оправдана повышением качества  товара, естественным ростом инфляции  и т. п. 
    Существую следующие виды спроса на рынке:
    Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры, операции на желчном пузыре. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков.
    Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться новым агротехническим приемом, а студенты колледжа - изучением иностранного языка.
    Скрытый спрос. Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг. Существует большой скрытый спрос на безвредные сигареты, безопасные жилые микрорайоны и более экономичные автомобили.
    Падающий спрос. Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров. Снижается посещаемость церквей, падает число желающих поступать в частные колледжи. Деятель рынка должен проанализировать причины падения конъюнктуры и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения характеристик товара или установления более эффективной коммуникации.
    Нерегулярный спрос. У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик. По будням в музеях мало посетителей, зато в выходные дни залы переполнены.
    Полноценный спрос. О полноценном спросе говорят, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом.
    Чрезмерный спрос. У ряда организаций уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить. Задача маркетинга, именуемого в данном случае "демаркетингом", - изыскать способы временного или постоянного снижения спроса. При общем демаркетинге стремятся сбить чрезмерный спрос, прибегая к таким мерам, как повышение цен, ослабление усилий по стимулированию и сокращение сервиса.
    Нерациональный спрос. Противодействие спросу на товары, вредные для здоровья, требует целеустремленных усилий.
 
                               Таблица 1
Классификация спроса 

Признак классификации Вид спроса
По  числу объектов спроса - макроспрос  – спрос всего населения на  товарную группу или совокупность  товаров - микроспрос  – спрос целевого рынка на  отдельный товар или его ассортиментную  разговидность
По  состоянию рынка - негативный  спрос -отсутствующий  спрос
- скрытый  спрос
-чрезмерный  спрос
-полноценный  спрос
По  формам образования - потенциальный  (закрытый) - формирующийся
- сложившийся
-нерегулярный: сезонный, рекреационный, дневной,  часовой
-отложенный (накапливаемый)
- панический (ажиотажный)
По  тенденциям - растущий (интенсивный) - стабилизировавшийся
- угасающий  (сокращающийся, спад спроса)
По  покупательским намерениям - твердо сформулированный (жесткий) - альтернативный (мягкий, компромиссный)
- спонтанный (импульсный)
По  социально – демографическим  группам потребителей - спрос лиц  (семей) - спрос  половозрастных групп населения
По  месту покупки - глобальный -региональный
- городской
- сельский
- базовый
- мобильный
По  степени удовлетворения - удовлетворенный  спрос - условно  удовлетворенный спрос
- неудовлетворенный спрос
По  времени формирования и предъявления на рынке - прошлый - настоящий
- будущий
 
 
      Изучение  факторов и детерминантов спроса
    Фактор спроса - это повышение уровня совокупного спроса, обусловливающее экономический рост в масштабе всего хозяйства страны. Факторы спроса имеют свою классификацию:
    - Производственные – это объем,  структура и ассортимент производства  товаров, качество и уровень  конкурентоспособности товара, проявление  НТП, политика импортирования, доля нетоварного потребления;
    - Социально – экономические –  уровень инфляции, уровень и соотношение  цен, уровень и структура денежных  доходов, размер и прирост сбережений, уровень занятости или безработицы,  пенсионное и социальное обеспечение;
    - Социальные – распределение населения  по социальным группам (классам), социальный статус, стиль и образ  жизни, уровень образования и  культуры, вероисповедание, эстетические  взгляды и вкусы, система социальных  и моральных ценностей, потребительская культура;
    - Психологические – тип личности, степень рекламной внушаемости, потребительская психология, престижность, отношение к моде;
    - Демографические – численность  и половозрастная структура населения,  размер, состав и жизненный цикл  семей, уровень урбанизации, региональное распределение населения, миграция, типы и размер городских и сельских поселений, обеспеченность населения жильем, структура и планировка жилищ, антропологические признаки (рост, размер и т.д.);
    - Торгово – экономические – емкость и насыщенность рынка, система защиты прав потребителей, потребительские свойства товаров, их иерархия и взаимозаменяемость, процесс морального старения товаров, мода, организация и эффективность маркетинга, наличие и эффективность системы стимулирования покупок, реклама;
    - Инфраструктурные – развитие  сети торговых предприятий и  предприятий услуг, обеспеченность  ими населения, организация торговли, время, затрачиваемое на покупки,  качества обслуживания;
    - Физиологические – естественные (физические) свойства человека, определяющие естественные границы потребления, потребительские привычки;
    - Национально - климатические –  национальные традиции потребления,  особенности климата. 
    Для управления спросом предприятию, производителю  новой продукции, необходимо знать факторы, воздействующие на величину и характер спроса и называемые детерминантами спроса. Заметим, что детерминанты, влияющие на спрос на нововведения, значительно отличаются от факторов спроса на традиционно предлагаемую потребителям продукцию.
    Все факторы спроса на новую продукцию можно разделить на внутренние, относящиеся к деятельности объекта анализа, и внешние, связанные, в основном, с особенностями функционирования внешней среды (табл. 2). 

Таблица 2
Влияние факторов на изменение  спроса на новую продукцию 

    № п/п Детерминанты  спроса Тенденции изменения  спроса
    I Внутренние  
    1 Соответствие  отраслевым стандартам Прямая
    2 Соответствие  тенденциям моды Прямая
    3 Высокое качество новой продукции Прямая
    4 Обеспечение гарантийного и сервисного обслуживания новой продукции Прямая
    5 Величина расходов на научные исследования Прямая
    6 Технический уровень  предприятия-изготовителя новой продукции Прямая
    7 Скорость освоения Прямая
    8 Транснациональный уровень отрасли Прямая
    9 Цена Обратная
    10 Авторитет покупателя Прямая
    11 Сегмент рынка Специфическая
    12 Коммуникация Прямая
    13 Затраты на рекламу Прямая
    14 Уровень профессиональной подготовки кадров Прямая
    II Внешние  
    1 Состояние экономики Прямая
    2 Политическая  обстановка Специфическая
    3 Правовая база Прямая
    4 Экологическая обстановка Обратная
    5 Технический прогресс Прямая
    6 Соотношение на рынке старой и новой продукции Специфическая
    7 Повышение эффективности  работы потребителя Прямая
    8 Действенность рекламы Прямая
    9 Доходы потребителей Прямая
    10 Наличие заменителей Обратная
    11 Неопределенность Обратная
    Изучив  все факторы влияющие на спрос  предприятие может получить максимальную прибыль с меньшими затратами, а  так же быть конкурентоспособным  предприятием.  
 

      Влияние спроса на экономическую  стратегию предприятия
    Первым  направлением применения теории спроса является ее использование для разработки стратегии предприятия-производителя  на рынке готовой продукции. Для  определения объема производства необходимо оценить ситуацию на рынке, т.е. провести анализ спроса, анализ предложения и оценить уровень конкурентоспособности продукции, производимой данным предприятием.
    Размер  реального спроса зависит от реальной покупательной способности (спрос  всегда есть платежеспособный спрос), а также цены на товар.
    Произвести  анализ спроса теоретически очень сложно, так как любое изучение статистики, привлечение социологических исследований и печатных материалов дает весьма приблизительный результат. Личные контакты с возможными покупателями дают возможность определить их предпочтение, вкусы и требования, но это требует больших затрат времени и денег. В данном случае эффективно применить пробные продажи, но это не всегда реально осуществить.
    Нужно учитывать, что спрос на традиционные товары (например, хлеб) практически постоянен, а при выпуске принципиально новых товаров спрос только зарождается и может опережать предложение, то есть объем производства данного товара. Но наступает момент, когда спрос на товар насыщается, потребности покупателей удовлетворяются, объем производства начинает превышать спрос.
    Прогнозирование спроса для различных товаров  различно по сложности. Например, для  автомобильных коробок передач  или химического сырья размеры  спроса достаточно очевидны. А спрос  на товары, имеющие многофункциональное назначение, не так очевиден. Еще сложнее прогнозировать спрос на потребительские товары, где наряду с факторами, которые могут быть весьма точно определены на будущее, например, изменение душевого дохода, действуют факторы, не поддающиеся строгому анализу и измерению, например, вкусы и предпочтения потребителей, мода демонстрационный эффект и т.д. Ни статистический учет, ни экономико-математическое моделирование рыночной ситуации не в состоянии достоверно определить тенденции изменения спроса на конкретный товар.
    Прогнозирование можно осуществлять различными способами: можно переносить выявленные тенденции  прошлого на будущее. Можно учесть возможность  изменения тенденций в связи  с изменением какого-либо фактора, в  частности, дохода на душу населения.
    Краткосрочные прогнозы спроса делать труднее, чем долгосрочные. Спрос с трудом поддается прогнозу, и еще труднее целенаправленному воздействию.
    При определении объемов производства нельзя не учитывать производство этого  же товара другими производителями  — конкурентами. При решении этого вопроса важно определить меру насыщенности рынка, а также насыщенность хозяйственной сферы предпринимательской инициативой и деятельностью. Если эти показатели невысоки, то можно надеяться на успешный поиск производственной ниши. Методы определения этих мер различны: изучение справочных рекламных изданий, статистики, конкретный анализ.
    Определив ожидаемый уровень спроса, необходимое  и возможное предложение со стороны  фирмы можно определит возможный  объем производства. Определение цены продукции нужно производить с учетом ряда факторов:
    — цена должна покрывать затраты на производство единицы продукции  и приносить предприятию прибыль;
    — цена должна ориентироваться на цены конкурентов, то есть не превышать их при соответствии функциональных характеристик и качества товара, и при возможности быть ниже цен конкурентов, чтобы стимулировать спрос на продукцию данной фирмы;
    — цена должна соответствовать цене спроса, то есть максимальной цене, которую  покупатели должны заплатить за данную продукцию.
    Спрос на ресурсы является зависимым от спроса на готовую продукцию, поэтому  в первую очередь определяются виды продукции, производство которых будет  пользоваться наибольшим спросом и  принесет наибольшую прибыль. Получение  наибольшей прибыли означает, что продукция будет производиться с меньшими издержками. Известно, что значительную часть издержек составляют затраты на материальные ресурсы, то есть ресурсы необходимые на производство данной продукции. Поэтому из определенных видов продукции необходимо выбрать те виды продукции, производство которых будет приносить наибольшую удельную прибыль, то есть прибыль на единицу продукции. Для этого предлагается решить задачу о планировании производства. Исходными данными для решения задачи являются: виды продукции, которое может выпускать данное производство, виды ресурсов, которыми располагает предприятие и их запасы, удельный расход каждого вида ресурса на производство каждого вида продукции, цена от реализации единицы продукции, а также стоимость единицы каждого вида ресурса. В результате решения задачи мы получим те виды продукции, которые необходимо производить и в каком количестве, а также суммарную прибыль от реализации всей выпускаемой продукции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПРОС И ЕГО ФУНКЦИЯ. ЗАКОН СПРОСА
 
      Спрос и его функция
    Рыночные  отношения всегда представлены парными  отношениями продавца и покупателя. Эти отношения выступают в  виде связи между производством  и потреблением в качестве предложения  и спроса.
    Спрос – это платежеспособная потребность. Его можно определить, как то количество товара, которое потребители готовы и в состоянии приобрести по определенной цене в течение некоторого времени.
    В условиях рыночной экономики спрос  выступает главным фактором, определяющим, что и как производить. Различают  индивидуальный и рыночный спрос. Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага, а индивидуальный - это спрос конкретного потребителя; а так же соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.
    Рыночный  спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым покупателем при разных ценах. Он обозначается знаком «D» (от английского – demand – спрос). Таким образом, спрос – это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что можно записать в виде формулы: 

                 D = P * Q                 (1) 
    где Р – цена, а Q – количество товаров и услуг.
              Р 

      
 
 

                0    Q
                                  Рисунок 1
    Функция спроса [demand function] — функция, отражающая зависимость объема спроса на отдельные товары и услуги (потребительские блага) от комплекса факторов, влияющих на него. Более узкая трактовка: Функция спроса выражает взаимозависимость между спросом на товар и ценой этого товара при условии, что другие факторы, влияющие на величину спроса, признаются постоянными.
    Такие зависимости применяются в аналитических моделях спроса и потребления и строятся с использованием методов математической статистики на основе информации о структуре доходов населения, цен на товары и других факторов. Например, для анализа и прогнозирования спроса на предметы длительного пользования нужны данные о наличии и возрасте таких предметов, уже имеющихся у населения, о составе семей; спрос на мебель во многом определяется интенсивностью жилищного строительства и т. д.
    Наибольшее  распространение получили однофакторные функции, отражающие зависимость спроса от уровней семейных доходов. Соответствующие этим функциям кривые названы кривыми Э. Энгеля (по имени впервые изучившего их немецкого ученого). В обобщенной форме эти кривые можно выразить формулой:
                 xi = fi(S),      (2)
    где S — средний доход; xi — объем потребления блага (либо объем спроса, если он удовлетворяется). Формы же кривых (т. е. характер функций fi) могут быть различны. Например, если спрос в определенной группе семей на данный товар возрастает примерно в той же пропорции, что и доход, то функция будет линейной: отложив на оси абсциссе графика уровень дохода, а на оси ординат — величину спроса, получим точки, расположенные примерно по прямой линии. Например, зависимость между доходами и расходом на фрукты и ягоды, трикотажные изделия, готовую одежду и рыбные продукты в семьях рабочих и служащих была до реформы цен приблизительно линейной.
    Второй  вид зависимости: когда по мере роста  дохода спрос на данную группу товаров  возрастает все более высокими темпами. Здесь мы уже имеем выпуклую кривую.
    Если  же рост значений спроса (потребления), начиная с определенного момента  по мере насыщения спроса, отстает от роста дохода, то графически связь между этими показателями выражается вогнутой кривой.
    Таковы  наиболее обобщенные формы зависимости  между доходами и спросом. В аналитических  моделях используются для разных статей расходов различные функции (напр., степенная, параболическая и др.). Большую роль играет коэффициент эластичности, показывающий относительное изменение потребления при изменении дохода на единицу. Коэффициенты эластичности различны для разных благ в зависимости от степени удовлетворения соответствующей потребности и ее настоятельности.
    Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса. Неэластичен, как правило, спрос на предметы первой необходимости, спрос на другие товары обычно эластичнее. Парадоксальным часто бывает спрос на предметы роскоши или атрибуты статуса. Эластичность спроса бывает по цене, по доходу и перекрестная эластичность спроса.
    Эластичность  спроса по доходу – это мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя. Она измеряется, как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей.
    Эластичность  спроса по цене или ценовая эластичность показывает на сколько измениться в  процентном отношении величина спроса на товар при изменении его  цены на 1%.
    Так же в ряде классификации спроса выделяют совокупный спрос. Совокупный спрос представляет собой спрос на общий объем товаров или услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен.
    Составляющими совокупного спроса являются:
    - спрос на потребительские товары  и услуги (спрос предъявляет домашнее хозяйство);
    - спрос на инвестиционные товары (спрос предъявляет бизнес на  товары и услуги, используемые  в процессе производства или  реализации);
    - спрос на товары и услуги  со стороны государства;
    - спрос на экспорт со стороны  иностранцев.
    Таким образом, совокупный спрос – это  сумма всех расходов на конечные товары и услуги произведенные в экономике  в течении определенного периода. 

                 АД=С+I+G+xn,                  (3) 

    где АД – совокупный спрос.
            Р
      
 

      

    
                                  Рисунок 2    У 
    На  совокупный спрос оказывают влияние  ценовые факторы, что на графике отражается движением вдоль кривой АД. Изменение цен приводит к изменению величины АД. Сдвиг кривой АД вправо вверх или влево вниз происходит под влиянием некоторых эффектов:
    1). «Эффект процентной ставки» - процентная ставка – это плата за пользование кредитом. Повышение процентной ставки делает кредиты дорогими, недоступными для субъектов экономики, а чем меньше берут кредитов, тем меньше спрос предъявляют на товары и услуги, следовательно, совокупный спрос уменьшается и кривая АД сдвигается влево вниз и наоборот понижение процентной ставки приводит к увеличению совокупного спроса.
    2). «Эффект кассовых остатков или  эффект богатства» - рост цен снижает  реальную покупательную способность, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов.
    3). «Эффект импортных товаров» - рост  цены внутри страны при стабильных  ценах на импорт перекладывается  часть спроса с внутренних  товаров на импортные, что снижает  совокупный спрос в экономике.
    Функции спроса строятся также для анализа соотношения спроса и цен. Для большинства благ действует зависимость: чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот (ср., однако, Веблена эффект, Гиффина товары). Здесь также возможны разные типы зависимости и, следовательно, разные формы кривых. Важно различать действительное увеличение спроса на данный товар, когда кривая сдвигается вверх и вправо, и увеличение покупок в результате снижения цен (при неизменности суммы затрат), что означает движение вверх, напр. от A к B или от A? к B? по той же кривой (рис. 3).
      
 
 
 
 

    Рисунок 3
    Приведенные примеры относятся к функциям индивидуального рыночного спроса на отдельные группы товаров и  услуг. От них следует отличать макроэкономическую функцию совокупного (агрегатного) спроса, показывающую планируемый уровень расходов населения (домашних хозяйств) и фирм на товары и услуги при каждом уровне совокупных доходов, а также предельную склонность к потреблению, показывающую долю прироста дохода, на величину которой увеличивается потребление.
    Из  этой части главы можно сделать  вывод, что спрос – это фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар. Спрос характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Объем и структура спроса зависят как от цен на товар, так и от других, неценовых факторов, таких, как мода, доходы потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряженные, сопутствующие товары. Различают индивидуальный спрос одного лица, рыночный спрос на данном рынке и совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые и продаваемые товары. 

      Закон спроса
 
    Спрос (ёмкость рынка в экономике) — это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.
    Максимальное  количество товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей  в единицу времени при определенных условиях называется величиной спроса.  Величина спроса на товар определяется его ценой. Между ценой товара и количеством проданного товара существует обратная зависимость. Обратная зависимость между ценой и спросом называется законом спроса, суть которого сводиться к тому, что при прочих равных условиях снижение цены, единицы товара ведет соответственно к возрастанию спроса.
    Проявление  закона спроса связано с рядом  важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.
    Какие еще факторы, кроме полезности товара и его цены, влияют на формирование спроса? Таких факторов пять: доходы покупателей; цены на дополняющие или  заменяющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.).
    Действие  закона спроса объясняется тремя факторами:
    1. психологией покупателя – в основном покупатели предпочитают приобретение большего количества товара по низкой цене, чем по высокой;
    2. законом убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы товара обладают для потребителя меньшей полезностью (удовлетворяют менее настоятельную потребность), а значит, будут приобретаться при условии снижения на них цены;
    3. эффектом дохода и эффектом замещения. Суть эффекта дохода заключается в том, что при условии постоянного дохода потребителя снижение цены товара повышает его покупательную способность, и, следовательно, он может приобрести большее количество товара и наоборот. Эффект замещения состоит в том, что повышение цены товара делает его относительно более дорогим и побуждает покупателя предпочесть относительно более дешевые товары-заменители и наоборот. Более подробно действие эффектов дохода и замещения будет рассмотрено в одной из последующих тем.
    Коренное  свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение  цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Другими словами, существует обратная связь между ценой и величиной спроса. Эту обратную связь экономисты назвали Законом спроса. В основе этого Закона лежат следующие обстоятельства:
    А) здравый смысл и элементарное наблюдение действительности. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Высокая цена отбивает охоту у потребителей покупать товары, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку.
    Б) В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения , или выгоды, или полезности, от каждой последующей единицы продукта. Например, вторая съеденная шоколадка приносит меньше удовольствия, чем первая. Отсюда следует, что поскольку потребление подвержено действию принципа  убывающей предельной полезности – то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
    В) Эффект дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении других товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательскую способность денежного дохода потребителя и у него появляется возможность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.
    Кривая  спроса (рис.4) показывает, какое количество товара готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
      
 
 
 
 
 

    Рисунок 4
    Свойства кривой D:  
    1) убывающая; 
    2) тангенс угла наклона отрицательный; 
    3) отражает обратную зависимость между P и Q.

    Цена  служит самой важной детерминантом  количества  любого  покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые  влияют  на  покупки.  Они называются неценовыми детерминантами. Когда  они  действительно  изменяются, происходит  сдвиг  кривой  спроса.  Поэтому  их  также  называют   факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет  положение  кривой спроса.  Если  потребители обнаруживают  желание и способность   покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен,  то  произошло увеличение спроса и  кривая  спроса  сместилась  вправо.  Уменьшение  спроса происходит тогда, когда  из-за  изменения  в  одной  его  детерминанте  (или более)  потребители  покупают  меньшее  количество  продукта  по  каждой  из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.
    К неценовым факторам, оказывающим  влияние на спрос относятся:
    - Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение пот потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды;
    - Число покупателей. Увеличение  на рынке числа покупателей  обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей  находит отражение в сокращении  спроса. Примеры: японцы сокращают  импортные квоты на американское  телекоммуникационное оборудование, тем самым повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.
    - Доход. Воздействие спрос изменения  денежного дохода более сложно. В отношении большинства товаров  повышение дохода приводит к увеличению спроса.
    - Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.
    - Ожидание. Потребительские ожидания  относительно будущих цен на  товары, наличие товаров и будущего  дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в Казахстане порождает ожидания в будущем более высоких цен на зерно и тем самым повышает текущий спрос на него.
    Увеличение  спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает  эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта.
    Спрос испытывает влияние ценовых и  неценовых факторов. Эта функция  может быть представлена в виде формулы
                                                 
    
(4)
    где Pa – цена данного товара; 
    Pn – цена товаров-заменителей; 
    Pm – цена на дополняющие товары; 
    I – доход покупателя; 
    M – вкусы и предпочтения покупателя.

    Изменение цены данного товара (P), при прочих равных условиях (неценовые факторы  неизменны), влияет на величину спроса (то количество товара, которое потребитель готов приобрести в данный момент времени, при данных условиях), что графически выражается в движении вдоль кривой спроса. В результате снижения цены от P1 до P2 происходит увеличение QD от Q1  до Q2 (от т.1 до т.2 по кривой D) (рис. 5).
               
                     Рисунок 5 
    Существование закона спроса подтверждают некоторые  факты:
    1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают “распродажи “, служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.
    2. В любой данный период времени  каждый покупатель продукта получает  меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей  единицы продукта. Поскольку потребление  подвержено действию принципа  убывающей предельной полезности  — то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
    3. На несколько более высоком  уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене.
    Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной  оси.
    Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной — это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая переменная, а величина спроса — зависимая переменная.
    Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.
    Вместе  с тем следует обратить внимание на тот факт, что в некоторых  случаях закон спроса не действует. Такие ситуации принято называть парадоксами закона спроса.  Свое конкретное выражение они находят в четырех случаях. Рассмотрим каждый из них.
    1. Товары, рассчитанные на богатых покупателей или предметы роскоши, привлекательность которых заключается именно в их цене. Эти товары являются престижными, именно они служат для так называемого «демонстративного потребления» богатых покупателей, которое иллюстрируется эффектом Веблена: товары покупаются для того, чтобы произвести впечатление. Поэтому снижение цен на них снижает их привлекательность и приводит, как правило, к сокращению объема их продаж. (Вместе с тем, очевидно, что такое сокращение может частично или даже полностью компенсироваться за счет того, что эти товары становятся доступными для менее обеспеченных покупателей).
    2. Товары, о качестве которых покупатели судят по цене. В случае, когда покупатели плохо осведомлены о товаре (асимметрия информации), они, как правило, судят о нем, ориентируясь на цену. Невысокая цена такого товара, сигнализируя покупателю о соответствующем качестве, вызывает эффект, противоположный действию закона спроса.
    3. Товары Гиффена. Английский статистик и экономист Р.Гиффен, наблюдения которого впоследствии получили название «парадокса Гиффена», заметил, что в Англии XIX века «чем дороже становился хлеб, тем больше его покупали». «Парадокс Гиффена» объясняется тем, что хлеб был основным продуктом питания для основной массы населения Англии, имевшей очень низкий уровень доходов. При росте цены на хлеб, он становился для них практически единственным доступным продуктом питания, поскольку другие продукты (мясо, овощи, фрукты) оказывались относительно еще более дорогими. По этой причине объем спроса на хлеб возрастал. «Парадокс Гиффена» возникает в отношении товаров первой необходимости при условии очень низкого дохода потребителей и объясняется тем, что эффект дохода оказывает большее влияние на спрос, чем эффект замещения. Таким образом, он не противоречит действию закона спроса, так как происходит рост спроса на относительно подешевевший товар, даже при том, что его цена в абсолютном значении возрастает.
    4. Инфляционные ожидания – повышение цен в период инфляции может привести к увеличению спроса, поскольку потребители ожидают в будущем  еще большего роста цен.
    Следует различать понятия индивидуальный спрос (спрос со стороны одного потребителя) и рыночный (отраслевой) спрос (спрос со стороны всех потребителей на данном рынке (отрасли)).
    На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Идет совмещение кривых индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса.
    Цена служит самой важной детерминантом количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминантов изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.
    Мера  реакции одной величины на изменение  другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов  измениться одна переменная величина под влиянием другой. Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.
    Эластичность  спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
    Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
    Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
    Консерватизм покупателей во вкусах;
    Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
    Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).
    В зависимости от этих показателей  различают:
    Неэластичный спрос (Ep(D) < 1) — рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.