На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Направление реформирования современного бюджетного устройства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                          Содержание    

 

                                                 Введение

 
  Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджета Российской Федерации и его состава. Для этого необходимо рассмотреть: перераспределение национального дохода и ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств, образование доходов бюджета, использование бюджетных средств (расходы бюджета) и другие. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.  БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Объектом  рассмотрения в данной работе является бюджет, его состав, источники формирования доходов в бюджете, структура доходов, классификация расходов, методы предоставления средств из  бюджета, бюджетный федерализм, проблемы управления бюджетным дефицитом и государственным долгом, сравнительный анализ изменений параметров Федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов и проекта Федерального бюджета РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
 В основу исследования легли бюджетный кодекс РФ от 17 июля 1998 года, а также конкретные показатели бюджета, отраженные в проекте Закона о Федеральном бюджете Российской Федерации на 2010 и на период 2011,2012  годы , опубликованном в официальном издании законодательных органов власти России. Это и данные Госкомстата, характеризующие как чисто финансовые показатели Государственного бюджета, так и некоторые конкретные аспекты межбюджетных отношений в Российской Федерации. Это публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам, которые четко обрисовывают связь между вынесенными в заглавие проблемами и намечает некоторые пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации.
 

    1 Бюджетная система  Российской Федерации

    1.1 Бюджет: понятие и  функции

 
     Прежде  чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его  достоинства и недостатки необходимо определить, что собственной представляет собой бюджет государства.
     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 17 июля 1998 года :
Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
     В любой стране бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет осуществляется мобилизация ресурсов и их расходование.
     Для бюджета как основного финансового  плана характерны следующие признаки: во-первых, бюджет является универсальным  финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают фактически все области и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальностью не обладает никакой другой финансовый план, поскольку все другие финансовые планы имеют более узкую сферу действия; во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и возможные ассигнования из бюджета. Что же касается бюджетных организаций, то все средства, необходимые им для осуществления своей деятельности и выделяемые по смете, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета (в зависимости от подчиненности).
     Основными задачами бюджета являются:
    перераспределение национального дохода и ВВП (рисунок 1);
    государственное регулирование и стимулирование экономики;
    финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики;
    контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 





 
 
 
 
 
Рисунок 1  - Роль бюджета в перераспределении  валового национального продукта 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2 - Понятие бюджета 

     Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:
     1) образование доходов бюджета;
     2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).
     Бюджет  как экономическая категория  представляет собой систему экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня.
     В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной или местной власти. Именно этот аспект бюджета имеется в виду, когда в официальных документах и в практике государственной деятельности говорят о финансировании тех или иных мероприятий из бюджета, о содержании органов и учреждений за счет средств бюджета, о зачислении источника дохода на счет бюджета и т.д.
     Бюджет  как правовая категория является основным финансовым планом образования, распределения и использования  централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти.
     Утвержденный  в установленном законом порядке  бюджет выступает как основной государственный  финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт местного уровня.
     Субъекты  бюджетных правоотношений можно  разделить на три группы:
    государство,    национально-государственные    и    административно территориальные образования;
    представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;
    государственные и муниципальные организации.
     На  территории Российской Федерации ежегодно составляются консолидированные бюджеты.
     Консолидированный бюджет, представляет собой сводный  бюджет, включающий в себя бюджет соответствующего национально-государственного или административно - территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней.
     Консолидированный бюджет - это свод бюджетов нижестоящего бюджета (местного бюджета) и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета. Консолидированный бюджет используется для расчетов и анализа.
     Консолидированный бюджет Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет и бюджеты  субъектов Российской Федерации.
     Консолидированный бюджет республики в составе Российской Федерации состоит из республиканского бюджета республики и бюджетов районов, республиканских городов республики.
     Консолидированный бюджет края состоит из краевого бюджета  края и бюджетов районов, краевых городов, расположенных на территории края.
     Консолидированный бюджет области включает в себя областной  бюджет области и бюджеты районов, областных городов, расположенных  на территории области.
     Консолидированный бюджет района включает в себя районный бюджет района и бюджеты сел, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района.
     Составление консолидированных бюджетов возложено  на соответствующие исполнительные органы власти. В отличие от самостоятельных  бюджетов они утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.
     Бюджетное законодательство вводит понятие «минимальный бюджет» для расчета объема доходов  соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего уровня (сельского, поселкового, района, города), покрывающих  гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. При этом часть расходов в случае недостаточности материального объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями.
     Таким образом, расчеты минимального бюджета  служат исходной базой для формирования отношений между выше- и нижестоящими органами власти, с тем чтобы обеспечить минимально необходимые расходы  бюджета каждого уровня.
     Бюджетное законодательство предусматривает возможность при введении чрезвычайного положения в стране устанавливать бюджет с особым правовым режимом - чрезвычайный бюджет. Чрезвычайный бюджет следует отличать от режима чрезвычайного расходования средств, который вводится в случае увеличения дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг. Введение чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств регламентируется специальным законом. В рамках чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств финансирование производится в режиме секвестра.
     Сущность  бюджета отражает:
    базовые функции финансов в целом;
    текущую финансовую политику конкретного государств.
    Цели  бюджета:
    ресурсное обеспечение функций, установленных государству в части расходов централизованного характера;
    регулирование экономики путем перераспределения национального дохода.
     Общая структура бюджета:
     а) По направлениям:
      доходная часть;
      расходная часть.
     б) По уровням управления:
      федеральный бюджет;
      бюджеты субъектов Федерации;
      местные (муниципальные) бюджеты.
     Бюджет  Российской Федерации является важнейшим  звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного  продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
     В бюджете ежегодно централизуется часть  денежных доходов предприятий и  населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности - оборота, управление, охрана общественного порядка и безопасность государства, фундаментальная наука и др. Кроме того, за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.
     Существуют  два метода формирования и использования  бюджетных средств - собственно бюджетный и кредитный. Суть бюджетного метода состоит в том, что изъятие части денежных доходов предприятий и населения, с одной стороны, и предоставление финансовых ресурсов для расходования носят безвозмездный характер. Благодаря бюджетному методу аккумулируется и расходуется значительная часть бюджета. Другая часть бюджета формируется и используется на кредитной основе: поступления в форме внутренних займов, иностранных кредитов и расходы в форме бюджетных ссуд, кредитов иностранным государствам.
     Бюджет  РФ как финансовый план государства  базируется на показателе прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие  показатели и структура доходов  и расходов органически связаны  с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.
     Финансовый  план государства взаимосвязан с  финансовыми планами предприятий  и некоммерческих организаций, денежными  доходами и расходами населения. Финансовый план предприятия, представляющий собой баланс доходов и расходов, включает раздел «Взаимоотношения с бюджетом», где отражаются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Финансовые планы некоммерческих организаций, находящихся в государственном или муниципальном ведении, основываются на смете расходов, утверждаемой вышестоящим ведомством - конкретным распорядителем данной бюджетной статьи расходов. В случае коммерческой деятельности у таких бюджетных организаций появляются доходы, которые образуют дополнительный источник средств, облагаются налогами и расходуются на нужды своего развития.
     Финансовый  план государства взаимосвязан и  с балансом денежных доходов и  расходов населения. В доходной части  баланса показываются получаемая бюджета  и социальных внебюджетных фондов заработная плата, пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты, а в расходной части - обязательные платеж бюджет (налоги, сборы) и страховой взнос в Пенсионный фонд.
     В условиях перехода к рыночным отношениям бюджеты в Российской Федерации  стали сводиться с дефицитом.
     Дефицит бюджета (согласно Бюджетного кодекса  РФ) - это превышение расходов бюджета над доходами.
     По  методике Международного валютного  фонда размер первичного дефицита федерального бюджета определяется: 

     Доходы - Расходы (за исключением расходов по обслуживанию государственного долга). 

     Профицит  бюджета (согласно Бюджетного кодекса  РФ) это превышение доходов бюджета  над его расходами. 

     Безусловно, разбалансированность доходов и  расходов свидетельствует о негативных явлениях в экономике. Хронический и постоянно растущий дефицит бюджетных средств ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы, сокращает реальные доходы населения и тем самым уменьшает платежеспособный спрос и сужает возможности экономического роста.

     1.2 Состав и принципы бюджетной системы РФ

     Построение  бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик  в составе РФ. В соответствии с  Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным  кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система  Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) Федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

2) Бюджетов субъектов  Российской Федерации (региональных  бюджетов) и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3) Местных бюджетов, в том числе бюджетов муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения, бюджетов городских и сельских поселений.

В настоящее  время бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджет еврейской автономной области, десять окружных бюджетов и бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

В состав федерального и территориального бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся  за счет целевых источников и имеющих  целевое расходование средств. В  числе таких фондов - дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга.

Кроме федерального и территориальных бюджетов (региональных и местных), в бюджетную систему входят государственный внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования.

     Таким образом, бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. И налицо вывод - оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета:
      единство бюджетной системы РФ;
      разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
      самостоятельности бюджетов;
      равенства бюджетных прав
      полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
      сбалансированности бюджета;
      результативности и эффективности использования бюджетных средств;
      общего покрытия расходов бюджета;
      прозрачности (гласности);
      достоверности бюджета;
          -    адресности и целевого характера бюджетных средств;
         -   подведомственности расходов  бюджета;
         -   единство кассы (казначейство) 
     Для примера рассмотрим некоторые из них.
     Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
     Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  РФ означает закрепление соответствующих  видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти.
     Принцип самостоятельности бюджетов означает:
      право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
      наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ;
      законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов;
      право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направление расходования средств соответствующих бюджетов;
      недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
      недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
     Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
     Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств.
     Принцип общего покрытия расходов означает, что  все расходы бюджета должны покрываться  общей суммой доходов бюджета  и поступлений источников финансирования его дефицита.
     Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов  социально – экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
     Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
 

    2 Анализ  бюджетного устройства  в Российской Федерации

    2.1 Источники формирования доходов в бюджете

 
Доходы бюджета  поступают из трех источников:
Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные  и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Большинство налогов может быть отнесено в одну из трех групп:
Пропорциональный  налог взимается как определенный процент от доходов независимо от величины этих доходов (например, 1% в пенсионный фонд от любого заработка).
Прогрессивный налог означает, что с высоких доходов взимается большой процент, чем с низких. На таком принципе строится подоходный налог. Регрессивный налог означает, что с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких доходов процент налога ниже.
Например, налог  на продажи, как и все косвенные  налоги, большим бременем ложиться на лиц с низкими доходами, чем  на лиц с высокими доходами. Поэтому косвенные налоги носят, регрессивный характер.
Прямые  и косвенные налоги. Прогрессивное налогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство. Регрессивное и пропорциональное налогообложение в большей мере связано с косвенными налогами, как акцизные сборы, налоги с продаж, налоги с добавленной стоимости. В зависимости от источников изъятия существуют следующие виды налогов:
- подоходный  налог на физических лиц (по  доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками подоходного налога с физических лиц в Российской Федерации являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации (включая граждан иностранных государств);
- налоги на  прибыль предприятий (по доле  в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками налога являются все юридические лица, но также филиалы фирм, предприятий и организаций, имеющие отдельный счет и баланс;
- налоги на  имущество и наследство;
- налоги с  продаж, акцизы (на нефть, природный  газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, этиловый спирт) и таможенные пошлины, налог с добавленной стоимости (НДС) (доля в бюджете 33%). Также важно отметить нефтянуб и газовую составляющую бюджета. Согласно, ст. 96.6. БК РФ к нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся:  
1. Нефтегазовые  доходы федерального бюджета  используются для финансового  обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного  фонда и Фонда национального  благосостояния.
2. К нефтегазовым доходам федерального  бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:
налога  на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ  горючий природный         из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
вывозных  таможенных пошлин на нефть сырую;
вывозных  таможенных пошлин на газ природный;
вывозных  таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти. 
Так же доходы Федерального бюджета формируются за счет:
- налога на  игорный бизнес:
- налог на покупку иностранных денежных знаков;
- лицензионных  и регистрационных сборов;
- налога на  операции с ценными бумагами;
- платежей за  пользование недрами;
- дивиденды по  акциям, находящимся в федеральной  собственности;
- Прибыли Центрального  Банка РФ;
- Прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей.
Так же стоит  отметить земельный налог и арендную плату за земельные участки. При  организации эффективного землевладения  и землепользования многие категории  земель могут стать важным источником пополнения доходной части бюджета. Посредством земельных платежей администрации территории решают многие сложные вопросы доходности бюджета.
Налоговые доходы составляют 84% Государственного бюджета, неналоговые доходы - 7%, доходы целевых  бюджетных фондов - 9%.
Неналоговые доходы складываются из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности: перечисление прибыли Центрального банка РФ, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, консульский сбор, доходы от проведения всероссийских государственных лотерей.
  Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.
 В области  регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относятся:
 — установление порядка составления и рассмотрения проектов региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;
 — составление  и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
 — распределение  доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;
 — определение  порядка направления в региональный бюджет доходов от использования  собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;
 — разграничение  полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами  в соответствии с федеральным  законодательством;
 — установление совместно с федеральными органами власти порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;
 — определение  порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным  бюджетам;
 — предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
 — установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
 — определение  перечня и порядка осуществления  государственных внутренних заимствований  субъектов Федерации;
 — осуществление  государственных внутренних и внешних  заимствований субъекта Федерации и управление государственным долгом субъекта Федерации.
 В течение  финансового года органы представительной и исполнительной власти не вправе принимать решений, приводящих к  увеличению расходов бюджетов либо снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной системы, без внесения изменений и дополнений в соответствующие бюджеты, компенсирующие увеличение расходов, снижение доходов.
 Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами Федерации должен придерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным бюджетом, что предполагает установление единых для всех субъектов Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета финансовой помощи регионам из федерального бюджета, определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и иных региональных особенностей и согласовываются с регионами до принятия федерального бюджета на очередной финансовый год.
 Соглашения  между Российской Федерацией и субъектом  Федерации, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации являются недействительными и исполнению не подлежат.
 Экономическая ситуация в стране, несмотря на некоторое снижение темпов инфляции, продолжает оставаться непростой.Неблагоприятными являются характеристики всех основных общехозяйственных показателей: падение промышленного производства, сокращается масса прибыли, растет число убыточных предприятий, высокий уровень ставки банковского процента блокирует инвестиционную активность производителей. Одним из наиболее тревожных проявлений в производственной сфере российской экономики является положение аграрного сектора.
       Экономический кризис способствует усугублению положения сферы материального производства, в котором  занята значительная часть населения России, вызывает социальные деформации в обществе, из которых наиболее существенной является нарушение нормальных пропорций формирования денежных доходов населения, происходящее из за уменьшения доходов работающих граждан. Финансирование образования, науки, культуры и здравоохранения из федерального бюджета сократилось, из-за этого также сложилась сложная ситуация.
     Однако, рассматривая бюджет, мы видим, что  основная проблема здесь не только в нерациональном построении структуры  распределения отдельных статей, но, прежде всего ? в простой нехватке денежных средств в результате недоисполнения доходной части бюджета. Таким образом, ключом к успешному проведению реформы в России, по существу, является успешное построение, организация и исполнение доходной части бюджета РФ. Действительно, именно из-за не в полной мере выполненной доходной части правительство вынуждено сокращать расходы бюджета, в том числе и на культуру, медицинское страхование. Это же и является причиной задержек выплаты пенсий, пособий, денежного довольствия и заработной платы в бюджетных организациях.
     Бюджетная система  призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его  экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.
     Единство  бюджетной системы в новых  условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.
     Сосредоточение  финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной  власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.
     Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным  Собранием (принимается Государственной  Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
     Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.
     Доходность  бюджета составляют налоговые и  неналоговые поступления.
     В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формирования доходов бюджета РФ остается распределение налоговых доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным бюджетом, т.е. вопрос бюджетного федерализма.

    2.2 Классификация расходов бюджета

 
     Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
     В условиях переходной экономики, Правительство  ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы        управления бюджетными средствами. В основу концепции закладываются три основных блока задач:
    сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;
    определить наиболее приемлемые для национальных и региональных  условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;
    создать полноценный информационно- аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.
     Первая группа задач реализуется уже сейчас. Одним из важнейших и сложнейших направлений совершенствования управления бюджетными ресурсами является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета. Основу задач сформированных по территориям  России федеральных казначейских учреждений составляют функции по разассигнованию средств, предназначенных для учреждений, расположенных на соответствующей территории и финансируемых за счет средств федерального бюджета; по организации и контролю за целевым и эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов.
     Сложившаяся в нашей стране экономическая, в  том числе и финансовая, ситуация не позволяет местным органам власти и управления при бюджетном дефиците всерьез рассчитывать на пополнение доходной части бюджетов территорий путем введения дополнительных местных налогов и сборов.
     Следует помнить, что расходы любого бюджета  осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.

    2.2.1 Экономическое содержание системы расходов бюджета

 
     Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная- их величину.
     Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
     Для выяснения роли и значения бюджетных  расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
     Важный  признак классификации расходов бюджета – предметный  (функциональный).
     При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как  правило, выделяются следующие группы расходов:
      финансирование промышленного производства;
      финансирование социально-культурных мероприятий;
      финансирование науки;
      финансирование обороны;
      содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
      расходы по внешнеэкономической деятельности;
      создание резервных фондов;
      расходы по обслуживанию государственного долга;
      прочие расходы и выплаты
      социальная политика
      межбюджетные трансферты
      общегосударственные вопросы (управление, заработная плата аппарату, резервные фонды, международные отношения).
    Также выделяют:
     - Ведомственный – по получателям бюджетных средств
    -Экономический – подразделяемый на текущие расходы: государственные закупки, заработная плата, погашение долга и капитальные, связанные с инновационной и инвестиционной деятельностью государства.
     Здесь хорошо видна роль государства в  разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.
     Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.
     Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.
     Осуществление расходов бюджета достигается при  помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.
     Важную  роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют прежде всего принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:
    получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
    целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
    предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
    безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.
     Однако  помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программ развития.
         -       расходов на  формирование федеральных продовольственных  фондов;
         - расходов на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретение племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга);
    -   части расходов на инвестиционные  программы, программы оборонной промышленности.

Также, предусмотрена программа поддержки малых и средних предприятий в сложных экономических условиях связанных с финансовым кризисом.

 

    2.2.2 Методы предоставления средств из  бюджета

 
     Система расходов  федерального бюджета  учитывает все общегосударственные  потребности, финансирования которых является исключительной прирогативой государства.
     Расходы, производимые государством в сфере  материального производства, жилищно-коммунальном хозяйстве относятся к расходам на финансирование народного хозяйства.
     Бюджетные средства предоставляют министерствам, ведомствам и предприятиям на затраты  по расширению производства, на обеспечение простого воспроизводства, на операционные и прочие расходы.
     Расходы на финансирование народного хозяйства планируются по министерствам, ведомствам и предприятиям и одновременно предусматриваются по целевому назначению.
     Основная  часть бюджетных средств выделяется приоритетным отраслям народного хозяйства, к которым относятся топливная промышленность, энергетика, сельское хозяйство и транспорт. Кроме того, часть расходов в процессе их планирования и финансирования выделяются в специальные группы. Появление таких расходов, как правило, связано с разработкой государством целевых программ. Наиболее крупной группой таких расходов являются затраты на финансирование военного производства и воспроизводство минерально-сырьевой базы.
     Второй  по значению и первой по размеру  статьей расходов бюджета на финансирование народного хозяйства является выплата  различных видов дотаций предприятиям.  
     Основные  типы бюджетных дотаций:
      угольная промышленность, дотируется разница в ценах и отчисления на НИОКР;
      выплата разницы на топливо отпускаемое населению (газовая промышленность);
      жилищно-коммунальное хозяйство;
      транспортные организации.
     На  финансирование производства направляется около 20% расходов бюджета, основной объем занимают дотации и инвестиционные кредиты на конкурсной основе.
     Наряду  с безвозмездным бюджетным финансированием  в настоящее время начало развиваться кредитование предприятий посредством выдачи бюджетных ссуд.
     Бюджетные ссуды занимают промежуточное положение  между кредитами коммерческих банков и бюджетными ассигнованиями. С одной  стороны эти ссуды выдаются с  условием возвратности и в ряде случаев они бывают платными, а с другой стороны, проценты по этим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже, чем кредиты банков. Выдаются такие ссуды в основном по специальным распоряжениям Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программ развития.
     Бюджетные ассигнования направляются на решение узкого круга задач общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников финансирования. Финансовые ресурсы концентрируются на вводе крупнейших мощностей и объектов определяющих решение основных социально-экономических задач и позволяющих предупредить опасные последствия кризиса в социальной сфере и спада производства промышленной продукции необходимой для жизнеобеспечения экономики более 40% бюджетных ассигнований направляются на обеспечение социальных программ, включая программу - жилья, развития культуры и здравоохранения.
     Развитие  агропромышленного комплекса приоритетное направление экономики любого типа, в последние годы в связи с либерализацией цен и ужесточением кредитной политики, произошло ухудшение финансового положения агропромышленного комплекса. Были приостановлены процессы укрепления материально-технической базы, поддержания плодородия почв, развития социальной инфраструктуры на селе. Поэтому были приняты решения направленные на увеличение государственной поддержки агропромышленного комплекса, основными положениями бюджетной поддержки АПК являются:
      финансирование проведения земельной реформы;
      финансирование поддержки развития фермерства;
      поддержка социальной инфраструктуры села;
      мелиорация земель  и поддержание мелиоративных систем;
      улучшение земель связанное с повышением плодородия;
      поддержка развития местных баз строительной индустрии и строительных материалов;
      строительство и реконструкция предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;
      финансовая помощь по землеустройству.
     Расходы на социально-культурные мероприятия  связаны с выполнением государством его социальных функций.
     Эти средства подразделяются на следующие  основные группы:
      народное образование и профессиональная подготовка кадров;
      культура, искусство и средства массовой информации;
      здравоохранение;
      физическая культура и спорт;
      социальное обеспечение (включая средства, передаваемые в Пенсионный фонд Р.Ф.).
     Расходы на социально-культурные мероприятия определяются на основе принципов сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых органах. В основу расчетов кладутся показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживающие контингенты (количество учащихся, учетных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.д.). При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.
     Основной  принцип расходования бюджетных средств – строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.
     Составным элементом планирования и финансирования расходов на социально-культурные мероприятия является денежная норма расхода, выраженная в определенной сумме денежных средств, мера удовлетворения конкретной потребности.
     В современных условиях все большее  значение приобретают укрупненные нормы расходов, охватывающие все виды затрат учреждений социально-культурной сферы. Использование таких норм позволяет ориентировать работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным. Кроме того, применение укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по использованию бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их заинтересованность в рациональном и законном использовании ресурсов.
     Бюджетные нормы подвергаются изменениям под  влиянием многих факторов. Увеличение норм связано с изменением системы цен и тарифов, ростом заработной платы в народном хозяйстве, с появлением дополнительных возможностей по финансированию расходов в местных бюджетах.
     В соответствии с законодательством  Р.Ф. сфера образования признана приоритетной.
     Компетенцией  субъектов федерации является формирование их бюджетов в части расходов на образование и установление региональных нормативов финансирования образования. В компетенции местных органов самоуправления находится формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие нормативов местного финансирования образования.
     Схема финансирования государственного и  муниципального образовательного учреждения определяется типовым положением о типе и виде общеобразовательного учреждения. Нормативы финансирования негосударственных учреждений не могут быть ниже аналогичных государственных, расположенных на данной территории. Могут привлекаться дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных услуг. Такое привлечение не ведет к снижению нормативов и размеров финансирования из бюджета учредителя. Деятельность образовательного учреждения в рамках оказания платных услуг не относится к предпринимательской, так как эти услуги не могут быть оказаны взамен основной деятельности. Образовательные учреждения вправе вести предпринимательскую деятельность: по сдаче в аренду имущества, по торговле оборудованием, по оказанию посреднических услуг, по долевому участию в деятельности других учреждений, по приобретению ценных бумаг и доходов по ним, по ведению других операций приносящих доход.
     Расходы бюджетной системы на образование  и профессиональную подготовку кадров включают затраты на детские дошкольные учреждения,   детские дома, профтехучилища, средние специальные и высшие учебные заведения, а также курсовые мероприятия и институты повышения квалификации.
     Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение включает в себя: выплату  государственных пенсий по старости, пенсии и пособия военнослужащим срочной службы и их семьям, пособия на детей до 6 лет, пособия одиноким матерям и другие.
     Расходы бюджетной системы на здравоохранение. Развитие здравоохранения предусматривает  его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделения лечебным учреждениям средств, в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских услуг. С 1993 года в соответствии с действующим законодательством происходит реформирование системы финансирования здравоохранения на основе программно целевых методов планирования, добровольного и обязательного медицинского страхования. Реформа включает в себя разработку и реализацию на региональных и городских уровнях целевых программ обеспечения населения медицинской помощью при этом ведущим направлением определены: 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.