На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Совершенствование организации учета и аудита деятельности торгового предприятия

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ                ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ      080109.65 «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»
КАФЕДРА                       БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА 

Допустить к защите:
зав. кафедрой
_________________/Н.  В. Киреева/
«_____»_________________2010 г. 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА  И АУДИТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 

                                                                            Студент группы БСЗ-402
                    Сотникова Юлия Владимировна
                                                                                                                                                  (ФИО)
                                                                        ____________________________
                                                                                                                                              (Подпись) 

Дипломная работа направляется                      Руководитель дипломной работы
в ГАК для  защиты:                                            Бардин Кирилл Евгеньевич
                                                                                                                                           (ФИО)
Декан ____________/Прокопьев  Ю. А./          Доцент УрСЭИ, канд. экон. наук
                       (Подпись)                                                                         (Должность, ученая степень, звание)
 
«_____»__________________2010 г.                ______________________
                                                                                                                                        (Подпись) 

                                                                            Нормоконтроль пройден: 

____________________________
                                                                                                            (Должность, ученая степень, звание, ФИО)
«_____»__________________2010 г
Челябинск
2010
     ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение……………………………………………………………………...............3 

Глава 1. Теоретические основы организации учёта  и проведения аудита деятельности торгового предприятия
      Анализ законодательных актов, регламентирующий учёт операций по реализации товаров………………….....…………………………………......8
      Организация синтетического, аналитического и налогового учёта деятельности торгового предприятия…………………………………......15
      Основные этапы аудиторской проверки товарных операций…...............27
Глава 2. Организация учёта  и аудит операций по реализации товаров в ЗАО «Дюрал»
2.1. Технико-экономическая характеристика ЗАО «Дюрал».............................36
    2.2. Оценка организации бухгалтерского учёта и внутреннего контроля товарных операций ЗАО «Дюрал»................................................................43
    2.3. Проведение аудита операций по реализации товаров……………….…...52
Глава 3. Рекомендации по организации учёта и проведению аудита операций по реализации товаров в ЗАО «Дюрал»
    3.1. Предложения по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки…………..…………..………...........................................................60
    3.2. Повышение эффективности учета реализации товаров в ЗАО «Дюрал»...................................................................................................68 

Заключение………………………………………………………………………….77
Библиографический список……………………………………..............................83 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы исследования
     Основу  деятельности торговых организаций  составляют операции по сбыту товаров. Прибыль от продажи товаров определяют как разницу между выручкой от продажи товаров в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов, экспортных пошлин и других вычетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ее покупной (входящей) ценой и затратами на ее реализацию.
     Объем реализации товаров – это один из основных показателей характеризующих деятельность торгового предприятия, поэтому так важно, чтобы он был отражен в бухгалтерском учете правильно. Верно учтенные объемы реализации продукции, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты товаров – это основа правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанных налоговых обязательств.
     Объем реализованных товаров крайне важен для исчисления целого ряда налогов, наибольшую долю из которых занимают налог на прибыль и налога на добавленную стоимость.
     Точность  определения выручки от реализации важна и для установления размеров нормируемых статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов – для целей исчисления налога на прибыль.
     По  своему экономическому содержанию объем  реализации товаров характеризует конечный результат работы торгового предприятия, выполнение своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка. Таким образом, от правильности определения объема реализованных товаров зависят дальнейшие пути развития хозяйствующего субъекта.
     Следует отметить, что поскольку операции по реализации в наибольшей степени  формируют финансовый результат любой коммерческой организации, то и вопросы налогообложения таких операций являются весьма актуальными.
     В сложившихся современных условиях преодоления посткризисных тенденций  в экономике, операции купли-продажи  – наиболее распространенная форма бизнеса, так как период оборачиваемости довольно небольшой, по сравнению с производством, а торговая наценка может быть довольно значительная. Порой, продукцию одного производителя реализуют несколько его представителей на сравнительно небольшой территории. Высокая конкуренция торговых организаций и желание предприимчивых бизнесменов увеличить свои доходы породили нетрадиционные формы реализации продукции, товаров, работ, услуг и стимулирования реализации – сетевая торговля, интернет-торговля, акции, скидки и пр. Данные формы реализации продукции явно имеют западное происхождение, у них свои преимущества и конечно же недостатки.
     Руководство любого торгового предприятия в  условиях современной жесткой конкуренции  должно осознавать, что эффективная  организация                такого раздела учета, как реализация – основное конкурентное                  преимущество.
     Достоверно  сформированная информация о реализации позволяет руководству экономического субъекта внедрять определенные элементы планирования на предприятии. Формирование достоверной информации о результатах деятельности по реализации невозможно без организации внутренней отчетности, отражающей данный раздел учета. Существующие формы финансовой отчетности не могут обеспечить всех требований, предъявляемых к учетной информации в современных условиях хозяйствования: оперативность, достоверность.
     Вместе  с тем, организация внутренней отчетности, в определенной степени, способствует и организации внутреннего контроля на предприятии. Операции по реализации – раздел учетной работы, попадающий в поле зрения аудитора практически при проведении любой формы аудиторской деятельности,    так    как    являются    основой    формирования     финансового
результата.
     Обладая эффективной методикой проведения аудита операций по реализации продукции, аудиторы способны оградить аудируемое лицо от штрафных санкций. Поэтому можно сделать вывод, что исследования в области организации учета и аудита деятельности торговых предприятий являются актуальными.
     Объект  исследования – ЗАО «Дюрал».
     Закрытое  акционерное общество «Дюрал» - торговое предприятие, осуществляющее реализацию лакокрасочных изделий датской  фирмы «DUPONT» на основании дилерского соглашения. Условия данного дилерского соглашения позволяют занимать исследуемому предприятию лидирующие позиции в таком сегменте рынка как реализация автомобильных эмалей и сопутствующих компонентов. На сегодняшний день ЗАО «Дюрал» имеет свои представительства в Уфе, Екатеринбурге, Тюмени и Сургуте. Основными клиентами ЗАО «Дюрал» являются предприятия и малярные участки, занимающиеся кузовным ремонтом автомобилей. На сегодняшний день, одним из наиболее перспективных направлений развития исследуемого предприятия считается реализация продукции фирмы «DUPONT» предприятиям-производителям. В число таких покупателей входят: ЗАО «АЗ Урал», Устькатавский вагоностроительный завод, Миасский завод пожарной техники, Чебаркульский крановый завод.
     Предмет исследования – организация учёта и аудит деятельности торгового предприятия.
     Цель  исследования – разработать и обосновать комплекс мер, направленных на повышение эффективности организации учета и аудита деятельности торгового предприятия.
     Для достижения поставленной цели необходимо реализовать  ряд задач:
    Обобщить теоретические основы организации учета и аудита деятельности торгового предприятия.
    Проанализировать содержание нормативных документов, регламентирующих организацию учета и аудит операций по реализации товаров.
    Дать технико-экономическую характеристику исследуемого предприятия.
    Оценить организацию бухгалтерского учета и внутреннего контроля торгового предприятия.
    Разработать рекомендации по совершенствованию организации учета операций по реализации товаров.
    Разработать рекомендации по устранению выявленных нарушений и усилению контроля деятельности торгового предприятия.
     Информационная  база исследования: В ходе исследования были изучены работы отечественных авторов, таких как Бычкова С. М., Газарян. А. В., Данилевский Ю. А., Камышанов П. И., Новодворский В. Д., Палий В. Ф. Для написания дипломной работы использовались нормативно-правовые документы Российской Федерации, учебные и периодические издания, учетные данные и бухгалтерская отчетность ЗАО «Дюрал».
     Характеристика  глав
     Данная  работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
     Первая  глава носит теоретический характер. В ней рассмотрены вопросы  нормативного регулирования учета  операций по реализации товаров, обобщены основы организации учета и аудита деятельности торгового предприятия. Рассмотрена методика проведения аудиторской проверки деятельности торгового предприятия.
     Вторая  глава раскрывает практическую значимость исследуемого раздела учета для  исследуемого предприятия. Дана технико-экономическая  характеристика объекта исследования, проведена оценка организации учета и внутреннего контроля операций по реализации товаров. Выявлены положительные и отрицательные стороны организации исследуемого объекта учета.
     В третьей главе предложены рекомендации, направленные на повышение эффективности  организации учета операций по реализации товаров ЗАО «Дюрал», а также даны рекомендации по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки.
     Работа  выполнена на 81 странице основного  текста, содержит 2 рисунка, 13 таблиц и  список библиографических источников из 41 наименования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы организации  учёта и проведения аудита деятельности торгового предприятия 

      Анализ  законодательных  актов, регламентирующий учёт операций по реализации товаров
 
     Не  для кого не секрет, что отечественные стандарты учета, отчетности и аудита разработаны на основе международных. В соответствии с «Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» в период с 2008 – 2010 гг. все хозяйствующие субъекты должны будут перейти на международные стандарты консолидированной финансовой отчетности, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.
     Сегодня, отечественные законодатели ориентируются  на международные стандарты (МСФО) и  американские (GAAP). Специалисты в области исследования международных стандартов, отмечают, что американские стандарты детальнее и четче, но гораздо объемнее и жестче, чем международные. МСФО проще и либеральнее, но расплывчаты и нестабильны.1
     Американские  стандарты примерно на 40 лет старше международных. Их история восходит к началу 30-х годов прошлого века, когда после крушения фондового рынка и Великой депрессии правительство США столкнулось с проблемой защиты инвесторов. Одной из мер этой защиты стала разработка требований к раскрытию достоверной информации о компаниях для объективной оценки их финансового состояния. С тех пор американские стандарты совершенствовались и изменялись, следуя за развитием бизнеса. А потому гораздо более проработаны и практичны, чем МСФО. 

     МСФО  как более молодые стандарты  подвержены постоянному развитию, что  обусловливает их нестабильность: частые изменения и выход новых документов.
     Стоит отметить, что в рамках программы  сближения МСФО и US СААР, начавшейся в сентябре 2002 года, намечено создание на их базе единой системы высококачественных мировых стандартов отчетности. Однако ожидать этого в ближайшие 15-20 лет не приходится. И вовсе не из-за отсутствия понимания между стандартоустанавливающими органами, а по причине большого количества расхождений и разного подхода к разработке стандартов.
     На  сегодняшний день в России МСФО и  US СААР одинаково популярны. Американская система учета стала, по сути, наднациональной: она признаётся на фондовых биржах США, а это больше половины мирового фондового рынка. Поэтому публичные компании нефтяного сектора («ЛУКОЙЛ», «Сибнефть», «Татнефть» и др.), рассматривающие финансовый рынок США как приоритетный, составляют отчетность по американским стандартам.
     Другие  крупные компании, больше ориентированные  на европейский или азиатский  рынок («Газпром», РАО «ЕЭС», «СУАЛ», «АвтоВАЗ» и т. п.), отдали предпочтение МСФО как отчетности, которая признается в этих регионах без корректировок или с небольшими оговорками.
     Таким образом, ответ на вопрос, что предпочесть, на сегодняшний день во многом зависит  от того, на какие рынки ориентируется  компания.
     Исследуемый раздел учета – операции по реализации товаров, отдельного нормативного документа, регламентирующего методику учета таких операций в Российской Федерации не имеет. Отдельные положения по учету реализации отражены в ПБУ 9/99 «Доходы организации». Так, доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка).
     В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связанно с этой деятельностью (арендная плата).
     В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности).
     В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение  которых связано с этой деятельностью.
     Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим (операционным) доходам.
     Выручка принимается к бухгалтерскому учету  в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.
     Если  величина поступления покрывает  лишь часть выручки, то выручка, принимаемая  к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской  задолженности (в части, не покрытой поступлением).
     Величина  поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления и (или) дебиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов.
     При продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.
     Также в соответствии с п. 6.7 ПБУ 9/99 определено, что при образовании в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов сомнительных долгов величина выручки не изменяется.
     Такой вопрос, как момент перехода права собственности, в Российской Федерации регулируется Гражданским кодексом.
     Рассматривая  зарубежную практику следует отметить, что моментом признания выручки  в соответствии с МСФО признается момент перехода значительных рисков и выгод, связанных с собственностью на товары. Вопрос признания выручки рассматривается в рамках отдельного стандарта МСФО 18 «Выручка». В американских стандартах выручка признается в момент получения денежных средств (их эквивалентов) или когда с достаточной долей уверенности можно говорить о вероятности их получения. US GAAP содержит множество регламентов, посвященных как общим правилам признания выручки, так и специфическим вопросам отдельных видов сделок.2
     В таблице 1 представлены МСФО, у которых  нет аналогов в российских положениях  по  бухгалтерскому  учету.  Как  видно  из представленных данных
     Таблица 1.1
МСФО, у  которых нет аналогов в российских ПБУ
Номер ФСФО Название стандарта
1 2
МСФО 1 Первое применение МСФО
МСФО 2 Выплаты долевыми инструментами 
 
Продолжение табл. 1.1
1 2
МСФО 3 Объединения бизнеса 
МСФО 4 Договоры страхования 
МСФО 7 Отчет о движении денежных средств 
МСФО 17 Аренда
МСФО 18 Выручка
МСФО 26 Учет и отчетность по пенсионным планам
МСФО 27 Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность
МСФО 28 Инвестиции  в ассоциированные компании
МСФО 29 Финансовая  отчетность в гиперинфляционных  экономиках
МСФО 30 Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и  аналогичных финансовых учреждений
МСФО 33 Прибыль на акцию
МСФО 34 Промежуточная финансовая отчетность
МСФО 36 Обесценение активов
МСФО 40 Инвестиции  в недвижимость
МСФО 41 Сельское хозяйство
 
в табл.1, в отечественной практике отдельный  стандарт, посвященный вопросам учета  выручки от реализации продукции, отсутствует. Из чего следует, что в ближайшее время мы должны ориентироваться на очередное реформирование отечественного законодательства, регламентирующего вопросы учета операций по реализации продукции и отражения данной информации в отчетности.
     Одной из основных проблем развивающейся экономики является инфляция. Инфляционные процессы напрямую влияют на реализацию продукции. Президент зачитал уже огромное количесвто ежегодных посланий Федеральному собранию, и слово «инфляция» произнес не одну сотню раз. Возможно, именно поэтому планы денежных чиновников по удержанию роста цен, как правило, не выполняются. Не стал исключением и 2010 год – инфляция снова будет двузначной. По прогнозу отечественных экономистов, прирост потребительских цен составит около 18 процентов, между тем в плане на год значились гораздо более скромные 8-9. Никто, однако, своих должностей не потеряет. Более того, председатель Центрального банка Российской федерации досрочно заручился поддержкой Владимира Путина на следующие четыре года. Но думается, президент в последний раз был столь лоялен к срыву плана по инфляции. 24 августа 2010 г. он потребовал разработать дополнительную программу антиинфляционных мер. Доля сарказма («Было бы правильно, если бы правительство подумало...») не оставляет сомнений: чиновники получили политический импульс достаточной силы.3
     Российской  экономике мешает развиваться инфляция издержек, а не инфляция спроса. Между  тем антиинфляционная политика Минфина  и Центрального банка явно била по второй. Власти максимально ограничивали рост денежной массы, а также бюджетных расходов. Только за 2009 год ЦБ РФ пришлось скупить более 60 млрд. поступивших в страну нефтяных, металлических и других долларов, но на широкий потребительский рынок эти деньги не выплеснулись. Рубли достаточно эффективно абсорбировались в Стабилизационном фонде. Однако инфляция все равно зашкалила. Причина: правительство шло на поводу у монополий и позволяло им увеличивать тарифы опережающими темпами. Так, в августе 2008 года В. В. Путин разрешил формировать тарифы ЖКХ на бездотационной основе. В итоге за 9 месяцев 2009 года мы увидели рост тарифов ЖКХ на 31,7 процента. Ошибка научила кабинет: теперь издержки монополий жестко контролируются. Рост цен на природный газ в 2009 году ограничен 11 процентами, электроэнергии и железнодорожных перевозок - 7,5 процентов.
     С большим опозданием правительство  начнет регулировать рынок бензина, подорожавшего за 9 месяцев на 15,6 процента. Правда, ценам на бензин как антиинфляционной мере пока уделяется пониженное внимание. Оно заключается лишь в сохранении уровня акциза на моторные топлива и масла на уровне 2009 года. Между тем рынку не повредили бы снижение акциза и антимонопольные меры. Ведь бензин - генератор инфляции. Если растут тарифы ЖКХ, это находит прямое отражение в индексе потребительских цен, а если дорожает бензин, влияние будет еще и косвенное. Следовательно, замораживание (как минимум) стоимости автомобильного топлива ударит по ценам сильнее, чем полезные, но долгосрочные меры по повышению нашей склонности к сбережению. Если правительство обуздает цены на топливо и тарифы ЖКХ, в 2011 году мы впервые увидим инфляцию на уровне в 8-9 процентов.
     Таким образом, на операции по реализации влияет множество факторов, одни из которых  зарождаются на уровне фирмы, а другие имеют макроэкономическое происхождение. Поэтому, необходимое освещение данного раздела учета должно происходить как на уровне конкретного предприятия – в учетной политике, так и на федеральном уровне – соответствующие положения по бухгалтерскому учету. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Организация синтетического, аналитического и налогового учёта деятельности торгового предприятия 

      Реализация  приобретенных для перепродажи товаров, представляет собой важнейший показатель деятельности торгового предприятия. Ведь                     именно реализацией завершается оборот средств торгового предприятия. В результате реализации торговое предприятие получает оборотные средства, необходимые для возобновления нового цикла процесса перепродажи. Реализация продукции может осуществляться путем отгрузки товаров в соответствии с заключенными договорами или путем продажи через собственные розничные подразделения.
      Согласно  статье 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности  на продукцию, приобретаемую в соответствии с договором, возникает у покупателя с момента ее передачи.
      Право собственности у приобретателя  вещи по договору возникает с момента  ее передачи, если иное не предусмотрено  законом или договором.
      В соответствии со статьей 224 ГК РФ передачей  продукции признается вручение ее покупателю, сдача перевозчику или в организацию связи, для отправки покупателю.
      Реализуемые товары считаются врученными покупателю с момента ее фактического поступления во владение покупателя или указанного им лица.
      К передаче товаров приравнивается передача на нее товаросопроводительных документов.
      Для отражения в учете (и в бухгалтерском  и в налоговом) операции по реализации товаров необходимо иметь документальное подтверждение перехода права собственности на эти товары к покупателю. Этим подтверждением выступают различные первичные документы: накладные, товаротранспортные накладные, акты приема-передачи и так далее.
      Для учета реализации продукции в бухгалтерском учете организации используется счет 90 «Продажи» субсчет «Выручка».
      По  общему правилу операции по реализации товаров в бухгалтерском учете организации-продавца отражаются в момент ее отгрузки (исключение составляет лишь реализация продукции по договорам с особым переходом права собственности).
      Для этого в бухгалтерском учете  используется запись: Д 62 – К 90/1 – отгружены товары покупателю.
      Одновременно  производится списание себестоимости отгруженных товаров. Если производственная организация ведет учет товаров для перепродажи по фактической себестоимости, то в учете списание                отражается:
      Д 90/2 – К 41 – списаны товары по фактической себестоимости.
      В соответствии с нормами главы 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации являются объектами налогообложения, следовательно, если организация является плательщиком данного налога, то она обязана исчислить НДС с суммы реализации, согласно статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
      Статья 167 НК РФ, определяющая в законодательстве по НДС момент определения налоговой базы, с 1 января 2006 года значительно изменена Федеральным законом №119-ФЗ. Указанный закон с 1 января 2006 года отменил ранее используемый в целях налогообложения НДС метод по мере поступления денежных средств (по мере оплаты), следовательно, с указанного момента в России все налогоплательщики НДС в качестве момента определения налоговой базы будут использовать только метод «по мере отгрузки».
      Для этого в бухгалтерском учете  используется следующая корреспонденция счетов бухгалтерского учета: Д 90/3 – К 68 – начислен НДС с реализации продукции (товаров).
      В себестоимость отгруженных и реализованных товаров включаются и коммерческие расходы. В соответствии с Инструкцией по применению              Плана счетов бухгалтерского учета, организации, осуществляющие торговую деятельность на счете 90/2 «Себестоимость» отражают следующие виды расходов: «…на затаривание и упаковку товаров на складах; по доставке товаров на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения товаров в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы».
      Их  списание осуществляется записью по дебету счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость».
      Затем сопоставлением дебетового и кредитового  оборота по счету 90 «Продажи» определяется финансовый результат от реализации.
      Торговое предприятие может реализовывать свою продукцию не             только «смежникам» или «оптовикам», но и торговать в розницу в             специально открываемых торговых подразделениях. Для производственных организаций легкой промышленности такая форма реализации уже                       стала привычной, ведь основными видами изготавливаемых изделий в               легкой промышленности являются именно товары народного                    потребления.
      Нужно отметить, что такая форма торговли имеет массу преимуществ,             в частности, увеличивается рынок сбыта, имеется возможность получать оперативную информацию о потребительском спросе на изготавливаемую продукцию, ускоряется процесс получения выручки и так далее. Но наряду с «плюсами» такой реализации, имеются и «минусы». Открытие специального подразделения означает, что промышленное предприятие фактически становится многопрофильным, то есть помимо основной деятельности (производство продукции) осуществляет непосредственно и торговую деятельность.
      Аудиторская практика показывает, что зачастую такие организации неверно отражают реализацию собственной продукции  через торговое подразделение организации, используя схему реализации с  применением счетов 41 «Товары», 42 «Торговая наценка», 44 «Расходы на продажу». Использование такой схемы является ошибочным, она приемлема только в               том случае, если торговое подразделение промышленного производственного предприятия, помимо собственной продукции осуществляет реализацию покупных товаров.
      Такая точка зрения основана на Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета. В отношении счета 41 «Товары» данный документ содержит следующее положение: «Счет 41 «Товары» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи. Этот счет используется в основном организациями, осуществляющими торговую деятельность, а также организациями, оказывающими услуги общественного питания.
      В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, счет 41 «Товары» применяется в случаях, когда какие-либо изделия, материалы, продукты приобретаются специально для продажи или когда стоимость готовых изделий, приобретаемых для комплектации, не включается в себестоимость проданной продукции, а подлежит возмещению покупателями отдельно»
      Как видим, на счете 41 «Товары» учитываются именно приобретенные ценности, а не изготовленные самостоятельно.
      Кроме того, в пункте 219 Методических указаний №119н указано, что бухгалтерский учет движения готовой продукции в подразделениях, осуществляющих торговую деятельность, ведется по счету «Готовая продукция» на отдельном субсчете «Готовая продукция в неторговой организации». 

      Передача  готовой продукции из основной деятельности в                 подразделение организации, осуществляющей торговую деятельность, учитывается по счету «Готовая продукция» как внутреннее перемещение.
      Списание  готовой продукции из основной деятельности организации производится по фактической себестоимости».
      Исходя  из этого торговые подразделения  промышленных производств (магазины, павильоны, торговые дома и так далее) обязаны  вести учет готовой продукции, переданной для реализации только с применением счета                                 43 «Готовая продукция».
      Передача  готовой продукции в торговое подразделение для реализации оформляется  требованием-накладной (форма № М-11), утвержденной Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30 октября 1997 года №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и                 быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве», а              их реализация и передача покупателям – накладной формы                                          № М-15.
      При   передаче  готовой   продукции   в  магазин в бухгалтерском учете производственной организации делается следующая бухгалтерская                           запись: к счету 43 «Готовая продукция» можно открыть субсчет 43/1                   «Готовая продукция в неторговой организации». Д 43/1 – К 43 -                        отражена стоимость готовой продукции, переданной для реализации                             в магазин.
      Операции  по реализации готовой продукции  покупателям отражаются в бухгалтерском  учете следующим образом:
      Д 50 – К 90/1 – отражена наличная выручка, поступившая от покупателей;
      Д 90/3 – К 68- начислен НДС с реализации;
      Д 90/2 – К 43 – списана себестоимость реализованной продукции собственного производства;
      Д 90/2 – К 44 – отражены расходы, связанные с реализацией продукции через структурное подразделение.
      Сопоставлением  дебетового и кредитового оборотов по счету 90 «Продажи» определяется финансовый результат: Д 90/9 – К 99 – отражена прибыль от реализации продукции, и наоборот, при отражение убытка, полученного от реализации продукции, работ, услуг.
      Вышеприведённые бухгалтерские записи используются при отражении операций за наличный расчет. Однако, не редки случаи, когда в розничной торговле материальные ценности приобретаются представителями юридических лиц или индивидуальными предпринимателями (для осуществления предпринимательской деятельности). При продаже указанным категориям покупателей используется следующая корреспонденция: Д 51 – К90/1 – отражена выручка от реализации готовой продукции, переданной для реализации в магазин.
      При этом, по требованию покупателя (юридического лица или индивидуального предпринимателя) работники магазина должны в обязательном порядке выдать все необходимые документы, а именно счет-фактуру, накладные и документы об оплате.
      Во  всех случаях при реализации готовой  продукции за наличный расчет организации обязаны применять контрольно-кассовую технику. Такое требование установлено Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
      При реализации готовой продукции через  структурное подразделение (магазин, торговый дом, павильон) организации  могут использовать следующие первичные  документы:
    «Товарный отчет»;
    «Ведомость движения готовой продукции и товаров».
 
 
      Формы указанных документов содержатся в  Приложении № 5 к Методическим указаниям №119н по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».
      Товарный  отчет состоит из двух разделов: «А» и «Б». В разделе «А» отражается движение готовой продукции и покупных товаров, в разделе «Б» - движение наличных денежных средств. Составляется указанный отчет либо заведующим торговым подразделением, либо материально-ответственным лицом в двух экземплярах. Период, за который составляется товарный отчет, не должен превышать 1 календарный месяц. Как правило, в торговых подразделениях эти документы составляются подекадно.
      В разделе «А» материально-ответственное лицо отражает остатки и движение готовой продукции и товаров в количественном выражении с указанием наименований, номеров и дат приходных и расходных                  документов, а также «Расход» и «Остаток на конец месяца» в продажных             ценах (включая НДС).
      Раздел  «Б» содержит информацию об источниках поступления и выбытия наличных денег: выручка от продажи готовой продукции и товаров, сдача денег в кассу своей организации, инкассаторской службе, недостачи и излишки наличных денег и так далее.
      Затем (в установленные сроки) товарный отчет вместе с приходными                 и расходными товарными и денежными документами передается                                 в бухгалтерию организации на проверку. Принимая отчет, бухгалтер                      делает об этом отметки на обоих экземплярах отчета. Первый экземпляр                отчета с документами остается в бухгалтерии организации,                                   второй экземпляр возвращается материально ответственному                                лицу.
      Если  при проверке отчета обнаружены ошибки, то вносятся соответствующие исправления. Внесение исправлений согласовывается  с материально-ответственным лицом. Если материально-ответственное лицо согласно с вносимыми изменениями в отчет, то он должен исправленную сумму остатка готовой продукции, товаров и наличных денег на конец периода, подтвердить своей подписью.
      После принятия отчета бухгалтерия заполняет графу «По фактической себестоимости» – по готовой продукции и товарам, после чего данные товарного отчета заносятся в учет.
      К товарному отчету прилагается «Ведомость движения готовой продукции и товаров», в которой отражаются приход и расход готовой продукции и товаров, с указанием их наименований, отличительных признаков и номенклатурных номеров (если они имеются), единицы измерения, количества, цены и суммы по продажным ценам (включая НДС). Если приход или расход готовой продукции и товаров оформлен документами с отражением вышеуказанных показателей, они в ведомости могут отражаться с указанием только общих (итоговых) сумм.
      В ведомости указываются итоговые суммы отдельно по приходу и расходу. Данные по фактической себестоимости  и (или) покупным ценам заполняются отделом торговли или бухгалтерской службой.
      Таким образом, на основе данных товарного  отчета бухгалтерской службой ежемесячно формируются данные о фактической  себестоимости, поступившей и реализованной  продукции, а также стоимость остатка готовой продукции на конец месяца.
      Неотъемлемой  частью расходов организаций, занимающихся продажей товаров (продукции), являются расходы на приобретение упаковочных  материалов - бумаги, полиэтиленовых пакетов, шпагата, скотча и прочего.
      Статья 481 ГК РФ обязывает продавца передавать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки.
      Для отдельных видов товаров требования к упаковке установлены в законодательном порядке. Так, например, требование об отпуске неупакованных продовольственного сырья и пищевых продуктов в упаковочных материалах (бумага, пакеты и др.) или в чистую тару            потребителя содержится в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 2.3.6.1066-1.
      В упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы покупателю должны передаваться развесные продовольственные  товары, а также ткани, одежда, меховые товары и обувь, согласно п. п. 35 и 45 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.
      В обязательном порядке подлежат упаковке хлеб и хлебобулочные изделия, продаваемые  в местах мелкорозничной торговли.
      Бухгалтерский учет расходов на упаковку зависит  от разных факторов. Для производителей товаров - это организация процесса упаковки. Упаковка товара может производиться на складе готовой продукции или же быть частью процесса изготовления товара и соответственно осуществляться в цехе основного производства.
      Для торговой организации бухгалтерский учет упаковки зависит от порядка возмещения стоимости упаковки покупателем: стоимость упаковки может возмещаться покупателем в составе цены товара, сверх его цены или не возмещаться вообще.
      Порядок бухгалтерского учета расходов на упаковку готовой продукции (тару однократного использования) описан в разд. 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, согласно Приказа Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические указания).
      В п. 162 этого документа отмечается, что тара однократного использования (бумажная, картонная, полиэтиленовая и др.), а также мешки бумажные и из полимерных материалов, использованные для упаковки продукции (товаров), как правило, включаются в себестоимость затаренной продукции и покупателем отдельно не оплачиваются. 
 

      Производственные  организации, приобретенные упаковочные материалы, учитывают на счете 10 «Материалы», субсчет 4 «Тара и                    тарные материалы». Принятие упаковки к учету отражается                              записями:
      Д 10 – К 60 – отражена стоимость упаковочного материала, указанная в документах поставщика;
      Д. 19 – К 60 – отражен НДС согласно счету-фактуре поставщика.
      После оплаты упаковки поставщику сумма НДС  подлежит вычету:
      Д 60 – К 51 – перечислены денежные средства поставщику в счет оплаты упаковочных материалов;
      Д 68 – К 19 – предъявлен к вычету оплаченный НДС.
      Если  упаковка продукции осуществляется в производственных подразделениях организации, стоимость упаковочных  материалов относится в дебет счета 20 «Основное производство», т.е. включается в производственную себестоимость продукции, согласно п. 172 Методических                                 указаний): Д 20 – К 10.
      Если  же упаковка продукции осуществляется после сдачи продукции на склад, стоимость упаковки включается в состав расходов на продажу: Д 44 – К 10.4
      Порядок списания расходов на упаковку в составе  расходов на продажу на себестоимость  реализованной продукции (дебет  счета 90) определяется учетной политикой  организации. Такие расходы могут относиться                               на себестоимость ежемесячно в полной сумме или же распределяться                  между реализованной продукцией и остатками продукции                                            на складе.
      Организация может не приобретать упаковочный материал, а изготавливать самостоятельно. В этом случае затраты по его изготовлению предварительно списываются с кредита счетов затрат (как правило, это счет 23 «Вспомогательные производства») в дебет счета 10 «Материалы» по фактической себестоимости или учетным ценам, согласно п. 172 Методических указаний.
      Торговые  организации для учета стоимости  тары всех видов (к которой относится  и упаковочный материал) используют счет 41 «Товары», субсчет 3 «Тара под товаром и порожняя».
      Упаковка  товаров может осуществляться торговой организацией непосредственно при  их приобретении или после оприходования  товаров (например, в момент продажи).
      Если  расфасовка и упаковка товаров осуществляются при их приобретении, стоимость упаковочных  материалов относится на увеличение стоимости товаров: Д 41 субсчет 1 «Товары на складах» - К 41 субсчет 3 «Тара под товаром и порожняя».
      Основанием  для оформления такой записи служит п. 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Согласно этому пункту к фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, а именно затраты по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.
      Учет  расходов на упаковку товаров при  их продаже зависит от того, возмещается  или нет стоимость упаковки покупателем. Если стоимость упаковки покупателем отдельно не возмещается, она относится на издержки обращения торговой организации: Д 44 – К 41 субсчет 3 «Тара под                       товаром и порожняя». Увеличение стоимости реализуемых товаров на                  сумму стоимости упаковки в данном случае невозможно, поскольку в соответствии с п. 12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость                        материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, изменению не подлежит, кроме случаев, установленных законодательством РФ.
      В случае если приобретенный организацией упаковочный материал в дальнейшем будет оплачиваться покупателем  сверх цены товара (полиэтиленовые пакеты, подарочные коробки), он должен быть учтен как самостоятельный товар на счете 41 субсчет 1 «Товары на складах». Передача упаковочного материала отражается в этом случае в порядке реализации.5
      В налоговом учете затраты налогоплательщика  на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку), относятся к материальным расходам и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ. Как правило, такие расходы признаются косвенными расходами и полностью относятся на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль отчетного периода в соответствии со ст. 318 НК РФ.
      На  основании пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы  на упаковку учитываются и при  определении налоговой базы по единому налогу организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
      Следует помнить, что согласно пп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ организации, применяющие «упрощенку», учитывают при определении объекта налогообложения материальные расходы применительно к порядку, предусмотренному ст. 254 НК РФ.
      Таким образом, можно сделать вывод, что  учет реализации продукции, работ, услуг  – сложный и многогранный раздел учета, имеющий свои особенности. 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Основные этапы аудиторской проверки товарных операций 

     Целью аудита товарных операций является установление полноты и правильности исчисления выручки от реализации и отнесения расходов, связанных с реализацией товаров на себестоимость продаж.
     Источниками информации для проверки товарных операций являются: карточки складского учета товаров, прейскурант цен, договоры на поставку товаров, счета-фактуры, книга продаж, накладные на передачу товаров в места хранения (ф. № МХ-18), товарные накладные (ф. № ТОРГ-12), доверенности покупателей, ведомости учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения (ф. № МХ-19), выписки с расчетных счетов в банках с приложенными первичными документами (платежные поручения, платежные требования и др.), кассовые документы о поступлении выручки (приходные кассовые ордера, квитанции строгой отчетности и др.), учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 41, 45, 50, 51, 62, 90 и др., Главная книга, Положение об учетной политике предприятия и др.6
     В ходе проверки реализации товаров аудиторы решают следующие задачи:
    подтверждение обоснованности выбора и правильности применения варианта товаров;
    подтверждение первоначальной оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля товарных операций;
    подтверждение объемов реализованных (отгруженных) товаров;
    подтверждение затрат, связанных с реализацией (отгрузкой) товаров.
     От состояния операций  по реализации во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Уверенность в достоверности показателей отчетности о состоянии этой операции необходима всем пользователям отчетности. Поэтому аудитор особенно тщательно проверяет данный раздел учета.
     Для достижения задач, поставленных в ходе проверки необходимо получить доказательства, используя различные приемы и источники получения информации. При проверке расчетных операций по реализации товаров, аудитор использует:
    основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации учета и налогообложения операций по реализации товаров, расчетных операций с покупателями и заказчиками;
    приказ об учетной политике;
    бухгалтерскую отчетность;
    регистры синтетического и аналитического учета расчетных операций с покупателями и заказчиками, составленные организацией;
    первичные документы.
     По  приказу об учетной политике аудитор  знакомится с:
    рабочим планом счетов;
    формой бухгалтерского учета и перечнем учетных регистров, составляемых в организации;
    документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом операций расчетов с покупателями и заказчиками;
    перечнем лиц, которым предоставлено право подписи документов, оформляющих операции по расчетом с покупателями и заказчиками и операций по реализации;
    организацией инвентаризации этих операций.
     По  бухгалтерскому балансу (ф. № 1) аудитор  устанавливает состояние задолженности  по данным разд. II «Оборотные активы» по статьям «Дебиторская задолженность» стр. 241 «Покупатели и заказчики» и разд. V «Краткосрочные обязательства» по статьям «Кредиторская задолженность» стр.627 «Авансы полученные».
     По  данным приложению к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) в разд.2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» выясняется состояние (на начало и конец отчетного периода) и движение краткосрочной и долгосрочной задолженности (по расчетам с покупателями и заказчиками) с выделением «просроченной», а из нее - длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев.
     По  справкам к разд.2 (ф. № 5) устанавливается  движение полученных векселей и дебиторской задолженности по поставленной продукции (работам, услугам) по фактической себестоимости, а также перечень организаций - дебиторов и кредиторов, имеющих наибольшую задолженность.
     Для проведения проверки аудитору могут  быть предоставлены разные формы регистров синтетического и аналитического учета в зависимости от формы бухгалтерского учета, применяемой в организации. Перечень необходимых для проверки регистров может быть установлен в приказе об учетной политике.
     В организациях, применяющих единую журнально-ордерную форму учета, используются журналы - ордера № 11, 16 в соответствии с рекомендациями по применению учетных регистров на предприятиях.
     При организации учета с использованием компьютерных программ, используются распечатки дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по счетам 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Продажи», аналитические ведомости, Главная книга (оборотно - сальдовая ведомость), и книга продаж.
     Если  при выполнении процедуры сверки учетных и отчетных данных выявляются несоответствия, то аудитор устанавливает их существенность и причины образования.
     Необходимо  затребовать первичные документы  по оформлению и отражению в учете  расчетных операций и операций по реализации товаров - это договоры, накладные, товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры, отгрузочные документы, банковские документы (выписки банка, платежные поручения, реестры чеков), кассовые документы, векселя, акты инвентаризации расчетов с покупателями (ф. ИНВ-17) и пр.
     В ходе аудиторской проверки правильности учета отгрузки и реализации товаров и расходов, связанных с ее сбытом (коммерческих расходов) должно быть подтверждено, что:
    операции по продаже надлежащим образом санкционированы;
    на счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки по продаже;
    продажа своевременно отражена на соответствующих счетах учета;
    стоимостная оценка операций по продаже правильно определена;
    суммы продажи правильно классифицированы;
    суммы дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции (работ, услуг) правильно отражены на соответствующих счетах 7.
     Аналитические процедуры проверки предполагают сопоставление  данных о продаже за месяц с:
    данными других месяцев и всего цикла продажи;
    ежемесячными прогнозами объемов продажи;
    данными за соответствующий период прошлых лет.
     Операции  по продаже должны быть надлежащим образом санкционированы. Необходимо проверить соблюдение установленных вариантов учетной политики экономического субъекта в отношении предоставления кредитов покупателям, процедур доставки и ценообразования при выполнении ежедневных операций. Аудиторская проверка проводится путем сравнения фактических цен по различным видам товаров, условий оплаты транспортных расходов или доставки, указанных в счетах, с данными соответствующих документов, утвержденных руководством. Фактические цены и условия доставки можно узнать из счетов-фактур или товарно-транспортных накладных. Эти показатели могут быть сопоставлены с утвержденными прайс-листами, номенклатурой цен, иными документами, определяющими порядок и условия реализации.
     Если  продажные цены или условия продажи  товаров определяются индивидуально для каждого заказчика, то необходимо удостовериться в том, что они были надлежащим образом санкционированы уполномоченным на это сотрудником экономического субъекта (например, начальником отдела продаж). В случае, если продажи базируются на выполнении нескольких крупных договоров, сумма и описание фактически доставленных товаров или оказанных услуг должны быть связаны с условиями этих соглашений.
     Проверка  наличия необходимых разрешений на совершение операций по продажам, как показывает аудиторская практика, осуществляется независимо от уровня эффективности системы внутреннего контроля, однако объем выборки для проверки может быть уменьшен в случае, если было получено подтверждение эффективности системы внутреннего контроля.
     Аудитору  необходимо установить, все ли операции по реализации продукции, являются реально совершенными сделками по продаже. При проведении этой процедуры необходимо обратить внимание на возможность возникновения двух видов ошибок:
    данные по реально совершенным операциям не отражены в учете;
    на счетах отражены фиктивные операции.
     Подобные  ошибки могут приводить соответственно к занижению или завышению  стоимости активов и сумм продажи. Проверка полноты и достоверности отражения сумм продажи на счетах бухгалтерского учета является частью проверки эффективности системы внутреннего контроля.
     При проверке достоверности отражения  сумм от продажи товаров следует  выборочно сверить ряд записей  в регистрах учета продаж с данными первичных документов (товарно-транспортных накладных и т.д.), а также с документами, свидетельствующими о приеме отгруженной продукции, для подтверждения того, что товары были действительно доставлены, и право собственности на них перешло от продавца к покупателю. В дополнение к этому необходимо также проверить условия поставки для точного определения момента перехода права собственности.
     Проверка  полноты учета продаж может быть эффективно осуществлена путем выборочной сверки данных товарно-транспортных накладных (или заменяющих их документов) отдела продаж со счетами-фактурами и данными бухгалтерского учета. При проведении этой проверки аудитор должен быть уверен, что все товарно-транспортные накладные собраны и надлежащим образом хранятся в отделе продаж. Это можно сделать путем анализа порядковой нумерации этих документов.
     При проверке достоверности данных исходным пунктом является регистр учета  продажи. На основе данных этого регистра делается выборка номеров счетов, которые затем сверяются с товарно-транспортными накладными и заказами на покупку, полученными от заказчиков (покупателей).
     При проверке полноты учета, напротив, исходным пунктом служат товарно-транспортные накладные. Делается выборка товарно-транспортных накладных, данные которых сверяются с данными счетов-фактур и регистра учета продажи.
     Счета на продажу должны выставляться и  данные о реализации учитываться  своевременно, т.е. по мере совершения операции (отгрузки) с отнесением к  соответствующим периодам. Это предотвращает риск случайных пропусков данных в учете.
     При проверке своевременности учета  продажи, как правило, сопоставляются даты, указанные в товарно-транспортных накладных, с датами соответствующих  счетов-фактур, датами записей по счетам учета реализации и дебиторской задолженности. Значительные расхождения в датах свидетельствуют о потенциальных проблемах своевременности учета реализации.
     Точный  расчет суммы продаж влияет на правильное выставление счетов-фактур за отгруженные  товары и последующее отражение  этих данных в бухгалтерских регистрах.
     Проверка  правильности оценки продажи включает пересчет данных учета для выявления  возможных математических ошибок. Как  правило, подсчитываются итоговые суммы  счетов-фактур либо осуществляется проверка контрольных документов, подготовленных самостоятельно.
     Помимо  полного и достоверного учета  данных о проданных товарах, важно также, чтобы эти данные были правильно классифицированы в Отчете о прибылях и убытках.
     В ходе проверки классификации операций необходимо на основании первичных документов определить правильность корреспонденции счетов в регистре учета продажи и правильность разноски по Главной книге.
     При проверки формирования выручки следует  обратить внимание на счет 90 «Продажи». К счету 90 должны быть открыты субсчета:
90/1 –  «Выручка»;
90/2 –  «Себестоимость продаж»;
90/9 –  «Прибыль/убыток от продаж».
     Если  организация является плательщиком НДС и других налогов, то должны быть открыты соответствующие субсчета:
90/3 –  «Налог на добавленную стоимость»;
90/4 –  «Акцизы»;
90/5 – «Экспортные пошлины»;
     По  итогам каждого месяца должен быть определен финансовый результат от продаж. Если финансовый результат положителен, то заключительными оборотами месяца прибыль списывается: Д 90/9 – К-т 99. Если финансовый результат отрицателен, то убыток списывается: Д 99 – К 90/9.
     На  конец каждого месяца счет 90 сальдо иметь не должен. Однако все субсчета счета 90 в течении года сальдо иметь  могут, и их величина будет увеличиваться  начиная с января отчетного года. При этом субсчет 90/1 в течении года может иметь только кредитовое сальдо. А субсчета 90/2, 90/3, 90/4, 90/5 – только дебетовое сальдо. Субсчет 90/9 может иметь как дебетовое сальдо (прибыль), так и кредитовое сальдо (убыток). В конце года все субсчета, открытые к счету 90 должны быть закрыты.
     При аудите операций по реализации товаров аудитору также необходимо обратить внимание на учет расходов, связанных со сбытом продукции. Такие расходы учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».
     Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.
     В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.
     По  дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению:
    в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность - расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям);
    в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, - расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).
     Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).
     Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и статьям расходов.
     Суммы дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции правильно  отражены. Полнота отражения данных о продаже в регистре учета расчетов с покупателями и заказчиками имеет важное значение, поскольку влияет на возможность экономического субъекта контролировать оплату непогашенной дебиторской задолженности.
     Свои  выводы аудиторы обосновывает данными проверяемых первичных документов и учетных регистров, результатами производимых контрольных арифметических расчетов. Обнаруженные в ходе аудита ошибки и нарушения они регистрируют в рабочей документации и определяют их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.
     Как свидетельствует аудиторская практика, типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки операций по реализации продукции, являются следующие:
    ведение бухгалтерского учета реализации продукции «по оплате»;
    неправильное исчисление фактической себестоимости реализованной продукции;
    несоблюдение установленного учетной политикой метода определения выручки для целей налогообложения;
    некорректная корреспонденция счетов при отражении в учете реализации продукции по бартеру, при осуществлении многостороннего зачета взаимных требований и другим операциям.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Организация учёта и аудит операций по реализации продукции ЗАО «Дюрал» 

2.1. Технико-экономическая характеристика ЗАО «Дюрал» 

     Фирменное наименование исследуемого предприятия – закрытое акционерное общество «Дюрал». Форма собственности – частная. Юридический адрес исследуемого предприятия – г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 120.
     ЗАО «Дюрал» зарегистрировано 14 октября 1993 г., ранее данное предприятие имело другую организационно-правовую форму и функционировало как частный предприниматель без образования юридического лица. В общей сложности исследуемое предприятие существует 14 лет. В сферу деятельности фирмы входит реализация товаров и оказание услуг в сфере автомобильного ремонта и обслуживания. Исследуемое предприятие имеет четыре обособленных подразделения, расположенных в различных регионах страны (см. рис. 1). 


Рис. 1. Взаимосвязь торговых подразделений  ЗАО «Дюрал»
     ЗАО «Дюрал» - профессиональный поставщик инновационных и уникальных материалов, оборудования и услуг для авторемонта. Компания поставляет мировые технологии в авторемонтные мастерские, а также оказываем поддержку своим клиентам с учетом индивидуальных решений, быстрой реакции и создания долговременных отношений. Своим партнерам ЗАО «Дюрал» предлагает комплексные решения по организации прибыльного бизнеса. Успех здесь за
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.