На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкуренция, ее виды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение …………………………………………………………………..3-5
    Значение конкуренции и ее влияние на рынок…………………...6-7
      Сущность и особенности рыночной конкуренции в
          современной экономике…………………………………………...7-10
      Виды конкуренции…………………………………………….10-25
    Анализ конкурентных преимуществ на примере
    Петербургского  птвоваренного завода “Балтика”……………….26-28
  Заключение……………………………………………………………....29-31
  Список  использованной литературы…………………………………...32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
    Цель  курсовой работы- дать определение конкуренции, выявить виды конкуренции и их харектерные черты.
    Задача  курсовой состоит в том, чтобы  доказать, что конкуренция является одним из элементов стратегического  планирования.
    Конкуренция составляет один из наиболее важных признаков  рыночной экономики ( так называемые обыватели ) с рождения знают о том, что конкуренция состоит в остром соперничестве, столкновении интересов, борьбе. В популярных трудах по экономике можно встретить расхожее представление о конкуренции, согласно которому в процессе подобных столкновений одни фирмы разоряются и уходят в небытие, другие, напротив, достигают всеобщего признания и занимают заслуженное место на экономическом Олимпе. Таким образом, сильный всегда оказывается прав, а изнуряя друг друга взаимным соперничеством, конкуренты двигают вперед технический прогресс, расширяют корзины товарного предложения, снижают цены и улучшают сервис. Потребители при этом преуспевают, а раз так- конкуренция расценивается как мотор развития общества и его эволюции в сторону изобилия.
    Для руководителей бизнеса- тема конкуренции, как и реальная конкурентная практика являются предметом повседневной экономической  политики, сферой основного внимания в деловых начинаниях. Их точкой зрения на конкуренцию никак нельзя пренебречь.
    Между тем, взглянув на конкуренцию глазами многочисленных субъектов предпринимательского бизнеса, заметим, что все их усилия по созданию и сбыту товаров ( услуг ), стратегическому, оперативному и ситуационному управлению данными процессами, организации инвестиционной и маркетинговой деятельности подчинены главным задачам- опережению конкурентов и приобретению конкурентных преимуществ над ними. В глазах владельцев и высшего руководства предпринимательских фирм конкурентами выступает все их внешнее окружение- прямые соперники, пытающиеся проникнуть в освоенную ими рыночную нишу, контрагенты, стремящиеся превзойти их в процессе подготовки и исполнения сделок, а также потребители, регулярно вступающие с ними в оживленный спор по поводу цены и качества товаров ( услуг ).
    Конкуренты  противодействуют друг другу вовсе  не потому, что все они изначально агрессивны, злонамеренны и кровожадны. Каждый из них борется за место  под солнцем в виде успешно  реализованных деловых интересов, что выражается в расширении объектов собственности, максимизации доходов и прибыли, повышении личной и корпоративной конкурентоспособности, росте уровня и качества потребления.
    В условиях современного рынка приходится сталкиваться с большой конкуренцией, и чтобы выжить, необходимо быть лучшим. Что бы вы ни предлагали сегодня на рынке, вы столкнетесь с конкурентами. Это значит, что если вы не сумеете удовлетворить нужды и желания потребителей, у потребителей всегда есть выбор обратиться к кому-либо еще.  
Поэтому чтобы сохранять старых клиентов и продолжать привлекать новых, вам необходимо постоянно совершенствовать ваши товары и услуги. В этом отношении развитие бизнеса – это меры, которые предпринимают компании и организации в целях выживания в условиях сегодняшнего рынка. К первичным мерам, которые практикуют компании, относятся послепродажное обслуживание, отслеживание цен на взаимозаменяемые товары и учет привычек и обычаев целевых потребителей. Все это очень обычная и распространенная практика, используемая повсеместно. Поэтому если владеете каким-либо бизнесом и хотите выжить, вам важно пойти дальше в плане развития бизнеса. 

     
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно  и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.

    Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам характер и формы ее различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.
    В условиях рыночной экономики конкуренция  является важным механизмом экономических  связей между производителями и  потребителями.
    Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться за продавца, способствуя тем самым росту цен.
    Конкуренция, хотя и связана с определёнными  издержками (усиливает социально-экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает потери экономических ресурсов от потери побежденных и т.д.), вместе с тем обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений и др.
    В условиях командно-административной системы  с полным государственным регулированием экономики предприятия соперничают  не за рынок и прибыль, а за получение  фондов, лимитов, государственных капиталовложений, за снижение директивных показателей. 

1.Значение  конкуренции и  ее влияние на  рынок. 

    Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
    По  определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
    Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться ).
    Конкуренция - это центр тяжести всей системы  рыночного хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объемов предложения  товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
    В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

1.1Сущность  и особенности  рыночной конкуренции  в современной  экономике.

    Конкуренция (от лат. соncurrencia-сталкиваться) – соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка, это борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Конкуренция – это неотъемлемая часть рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности, это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс, который служит лучшему обеспечению рынка товарами.
    Борьба  за экономическое выживание и  процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.
                           
 

                        Основными показателями являются:
      Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
      Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
      Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
      Участие фирм в контроле над рыночной ценой.
    Рыночная  конкуренция является одной из важнейших  категорий совре менной экономической  теории. Без этого понятия не обходится ни одна модель механизма функционирования рынка. Более того, теория рыночной конкуренции, в отличие от многих других разделов экономической теории, находит и находила раньше, в течение, по меньшей мере, трех последних веков, самое широкое практическое приложение. Начиная от меркантилистов и кончая современными законодательными положениями в области антимонопольной политики, государства с традиционной рыночной экономикой пытаются регулировать рынок, обеспечивая за ним определенную конкурентную среду.
    Конкуренция, как научное понятие, связывается  с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им “невидимой рукой”, формирует цены товаров под влиянием спроса, предложения и конкуренции. Заметим, что основной его труд “Исследование о природе и причинах богатства народов.“, принесший А. Смиту мировую известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений и фискальной политики государства, которое, по его понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую жизнь.
    С самого начала, конкуренции отводилась не только функция рыночного регулирования, но и стимулирующая роль. Иначе  говоря, она рассматривалась как  фактор развития, совершенствования  производства и качества производимой товарной массы. Хотя физиократы, основываясь на своей теории естественного порядка, не рассматривали купечество и промышленников как производительный класс, А. Смит преодолел эту ограниченность, что и позволило классикам расширить “функциональные возможности” конкуренции, придав ей роль производительной силы и фактора общественного развития или прогресса, понимаемого с тех пор, как рост общественного благосостояния.
    Идеальный рынок, согласно теории А. Смита не состоялся. Оказалось, что освободить государство от вмешательства в рыночные процессы невозможно. Противоречия между наемными работниками и собственниками капитала заставили, в конечном счете, государство принимать определенные регулирующие законодательства. Аналогичные явления произошли и в сфере таможенной политики и в области поддержания устойчивого конкурентного рынка.
    В повседневной жизни мы все чаще встречаем  слова: "конкуренция", "конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Этим строкам  иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).

    Конкурентность рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют

на рынок, где  они реализуют свою продукцию  тот более конкурентным считается  рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда  отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь, в случае если на рынке товаров действует так много фирм, что любая из них в частности никак не может повлиять на цену товара, и воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях целиком конкурентного рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не считается.

    По  масштабам развития конкуренция  может быть:
    индивидуальной (один участник рынка стремится занять "свое место под солнцем" - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
    местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);
    отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
    межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
    национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
    глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке). По характеру развития конкуренция подразделяется:  на свободную и регулируемую.
        Виды конкуренции.
          Конкуренция – это соперничество предприятий и организаций, работающих на одном рынке и обслуживающих один сегмент целевой аудитории. Все борются за клиента, а в конечном счете за прибыль. Эта борьба заставляет конкурентов применять все новые маркетинговые ходы для достижения своих целей.
    Развитие  конкуренции идет вместе с развитием  товарно-денежных отношений. Так, если для эпохи исследования экономических процессов  К. Марксом была характерна совершенная (свободная) конкуренция, которая определялась небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей, то со второй половины 19 века картина начинает существенно меняться: крупные предприятия постепенно захватывают все большую долю рынков отдельных товаров, диктуя свои условия “игры”. Наряду с совершенной конкуренцией появились ее новые виды и прежде всего конкуренция несовершенная.
    В современной экономической науке  выделяют четыре модели рынка, а соответственно и 4 вида конкурентной борьбы:
    Совершенную (чистую) конкуренцию;
    Монополистическую конкуренцию;
    Олигополию;
    Чистую монополию.
    Последние три вида конкуренции объединяются в общее название – “несовершенная конкуренция”.
Чистая  конкуренция.
    Чистая конкуренция на практике довольно редка, но это модель рынка, которая имеет весомое аналитическое значение. Так чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, в которой следует использовать понятия “доход” и “издержки”. Чистая конкуренция является ясным и значительным отправным пунктом для любой дискуссии об определении цены и объема производства.
    Характерные черты:
    Очень большое число фирм.
         Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
    Стандартизированная продукция.
    Конкурирующие фирмы производят однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.
    Практически отсутствует контроль над ценой продукции.
    На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из двух предыдущих. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта.
    Свободное вступление в отрасли.
    Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы - свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Ограничителями здесь выступает получаемая прибыль. Каждый предприниматель будет производить товары до той точки, в которой цена и предельные издержки не уравняются.
    Равный доступ к информации.
    Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о ценах, технологии производства, возможной прибыли. В сою очередь покупатели осведомлены о ценах и об их изменении.
    Чистая  монополия.
    Абсолютная, или чистая, монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.
    Анализ  чистой монополии важен, по крайней  мере, по двум причинам. Первая: немалый  объем экономической деятельности – может быть, 5 или 6% ВНП – ведется в условиях, которые приближаются к чистой монополии. Вторая: изучение чистой монополии полезно с той точки зрения, что оно дает возможность понять более реальные рыночные структуры монополистической конкуренции и олигополии.
Характерные черты:
    Единственный продавец. 
    Чистый, или абсолютный, монополист есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, фирма и отрасль – синонимы.
        2.  Нет близких заменителей.
    Из первого признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.
    То, что не существует близких заменителей  монополизированного продукта, имеет  важное значения с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предлагаемого  продукта или услуги монополист может  заниматься или не заниматься широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий предметы роскоши, такие, как бриллианты, мог бы осуществить широкую рекламу, стремясь повысить спрос на свою продукцию. Возможно, что в результате больше людей охотнее приобретут бриллианты, а не будут отдыхать, например. Местные коммунальные службы, с другой стороны, обычно не видят смысла в больших расходах, связанных с рекламой, поскольку люди, нуждающиеся в воде, электроэнергии, телефонной связи, и так знают, у кого они должны покупать эти предметы первой необходимости.
    Если  чистые монополисты ряда предприятий  общественного пользования занимаются рекламой, вероятно, такая деятельность носит скорее характер связи с  общественностью ради престижа или  проявления добрых намерений, а не высококонкурентный, какой является реклама, связанная, скажем, с сигаретами, моющими средствами или пивом.
    “Диктующий  цену”.
    Мы подчеркивали, что отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта. Ярким контрастом выступает чистый монополист, диктующий цену: фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта. Если это выгодно, мы можем ожидать, что эта способность будет использована таким образом.
    Заблокированное вступление.
    Если, по определению, чистый монополист не имеет прямых конкурентов, должна быть причина такому отсутствию конкуренции. И она есть: существование монополии зависит от барьеров для вступления. Будь они экономическими, техническими, юридическими или другими, определенные препятствия должны существовать, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль, если монополия собирается продолжать свое существование. Реальными барьерами, препятствующими вступлению в отрасль, являются:
      Эффект масштаба.
      Исключительные права. В некоторых странах правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца товаров и услуг, но взамен на эти привилегии оно сохраняет за собой право регулировать деятельность таких монополий, чтобы исключить ущерб, который они могут принести немонополизированным отраслям и населению.
      Собственность на важнейшие виды сырья.
    Кроме этих барьеров, препятствующих вступлению в отрасль, монополии могут использовать и другие, т.н. нечестные способы: физическое устранение конкурента, давление на банки с целью воспрепятствовать получению конкурентом кредита, переманивание ведущих специалистов фирм-конкурентов и другие способы.
        Ценообразование в условиях чистой монополии.
    Основным  инструментом для установления своего господства монополии используют цену. Различают три вида монопольных цен:
    монопольно высокие, по которым монополии продают свою продукцию потребителям с целью извлечения наивысшей прибыли. Но, как уже говорилось ранее, монополия определяет оптимальный уровень цен исходя из уровня спроса на свою продукцию.
    монопольно низкие, по которым монополии закупают продукцию (как правило, сырьё) у поставщиков.
    3. дискриминационные, которые выражаются  в различных формах:
    дифференциация по группам покупателей. Разным группам покупателей один и тот же товар или услуга продается по разным ценам (иногда бесплатно).
    Дифференциация по варианту товара или услуги. Разные варианты товаров и услуг продают по различным ценам без учета разницы в затратах. Так, стоимость перелета Пермь-Москва коммерческим рейсом в несколько раз дороже, чем обычным рейсом компании Аэрофлот.
    Дифференциация по территории. Товары реализуются в разных местах по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с доставкой, одинаковые.
    Дифференциация по времени.
    Последствия монополий.
    Монополия как тип экономического поведения на рынке имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, крупное производство дает возможность снижать издержки производства и в целом экономить ресурсы; оно меньше подвержено банкротству, а значит сдерживает рост безработицы, имеет больше возможностей для проведения научно-исследовательских работ и т.д. В существовании некоторых монополий при условии регулирования их деятельности государством заинтересовано общество в целом, ибо эффект масштаба позволяет сокращать издержки производства на единицу продукции, экономить ресурсы. Такие монополии носят название естественных.
    С другой стороны, в рыночной экономике  монополия является препятствием свободной  конкуренции, что не способствует снижению цен, повышению качества продукции и т.д. и в конечном итоге ведет к снижению жизненного уровня населения.
    Примеры абсолютных монополий.
    В большинстве городов принадлежащие  государству или регулируемые государством предприятия общественного пользования: газовые и электрические компании, водопроводная компания – все  являются монополиями или по сути таковыми. Нет близких заменителей  услугам, предоставляемым коммунальными службами. Конечно, почти всегда есть некоторая конкуренция. Свечи или керосиновые лампы являются очень несовершенными заменителями электричества, но они либо неудобны и непривлекательны, либо дороги.
    Монополия также может иметь географическое измерение. Небольшой город подчас обслуживается только одной авиалинией или железной дорогой. Местный банк, кинотеатр или книжный магазин может относиться к монополии в маленьком и географически изолированном населенном пункте.
    Монополистическая конкуренция.
    Монополистическая конкуренция предполагает смешение монополии и конкуренции: точнее, монополистическая конкуренция  включает в себя очень значительный объем конкуренции, смешенной с  небольшой дозой монопольной  власти. 

    Характерные черты:
    Относительно большое число фирм. 
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.