На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа История в звуках и красках

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 05.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Оглавление: 
 

    Введение           2 

    Глава 1.             

         1.1.   Экскурс в историю России 19 века      3 

        Художественная  культура  XIX века      5
 
    Глава 2.  История  в звуках  М. Мусоргского.       

      Биографические  сведения и творческое наследие композитора.  8
 
          2.2.  Опера  М. Мусоргского   «Борис Годунов».     11 

    Глава 3.  История в красках  В. Сурикова. 

          3.1. Биографические сведения.       15 

          3.2. Картина  В. Сурикова «Боярыня  Морозова».     17 

          3.3. Творческое наследие художника      21 

    Заключение.          23 

    Список  литературы.         24 

    Приложение.          25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

       На протяжении многовековой истории   русское искусство переживало  существенные, порой коренные изменения:  оно обогащалось, усложнялось, совершенствовалось, но всегда оставалось самобытным. Учитывая все лучшее, что было создано другими народами, критически осваивая эти достижения, русские художники и музыканты последовательно развивали художественную национальную культуру. Их характерной чертой была тесная и неразрывная связь искусства с общественной жизнью, с прогрессивной научной мыслью, с народом. Русское искусство всегда отличалось своей гражданственностью и патриотизмом.
       « В области искусства, в  творчестве  русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужасающих условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку,  которой восхищается весь мир.  Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок», - справедливо писал А. М. Горький. 1
  И действительно,  в тяжелое для России время   творили, выражая народные мечты  и чаяния, многие выдающиеся люди русской культуры.  Жизнь народа стала главной темой их творчества, объектом постоянного наблюдения, изучения. Они воссоздавали её через  события истории, через философские раздумья  о судьбах Родины и яркие картины быта, через образы русских людей всех сословий и времен.
        Так как я представительница  молодого поколения, то для каждого из нас большим счастьем является  знать и любить все бесценное, что создали своим талантом наши далекие и близкие предки, жившие судьбами народа. История не умирает, а живет в нас, помогая осознать действительность – эту почву настоящего искусства, его реалистического метода.
         Я выбрала тему «История в  звуках и красках»: творчество  М. Мусоргского и В. Сурикова», так как она актуальна и интересна для меня.  Ведь уже доказано, что искусство, как и история, развивается по спирали. Всё повторяется на новом витке. И изучая трагическую роль русского народа в истории на примерах произведений М.П. Мусоргского и  В.И. Сурикова, есть над чем задуматься и в нашей современной жизни.
          Анализируя изученную  по этому вопросу литературу приходишь к выводу, что есть различные мнения и направления у разных авторов. Я выбрала то, что мне ближе, что мне кажется более правдивым. При работе над оперой М.П. Мусоргского мне понравился подход к этой проблеме
Е.Н. Абызовой  и И. В. Кошминой. Очень всё понятно и доступно. Ещё мне понравилась книга
Л. С. Третьяковой  «Русская музыка XIX века». А говоря уже об этой проблеме в изобразительном искусстве, я бы хотела отметить книгу « История русского искусства» и книгу А.Ф.Дмитриенко
 "50 биографий мастеров русского искусства", которые мне очень много дали, а также материалы по этому вопросу, изученные мною ранее.  Эта книга Г. Чурак «Василий Суриков», статьи
Н.П. Кончаловской о В.И. Сурикове, статьи Балакиной  Т.И. о литературе и живописи, книгу  «1000 великих картин». 

          Работая над этой темой, я убедилась, что изучать  эту проблему можно бесконечно, материалов много. Чем больше погружаешься, тем  интереснее и поэтому я ставлю перед собой следующие задачи:
    -   Ознакомиться  с историей и культурой XIX века;
    -   Изучить  проблемы этого века;
    -   Дать  анализ жизни и творчества  М. Мусоргского и В. Сурикова;
    -   Исследовать  и проанализировать историю написания  М. Мусоргским оперы «Борис  Годунов»  и 
        В.  Суриковым  картины « Боярыня  Морозова»;
    -   Более  детально изучить историю  русской культуры и искусства, как совершенно нового                       
         художественного явления  XIX века. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1.
    1.1. Экскурс в историю  России 19 века 

    Я хочу начать свой экскурс  c описания того исторического периода, когда жили и творили такие замечательные люди как М. Мусоргский и В. Суриков.
   В XIX в. Россия немало воевала. В 1805-1807 гг. и 1812-1814 гг. огромных усилий и жертв потребовала  борьба с наполеоновской Францией. В 1826-1831 гг. последовательно пришлось воевать с Ираном, Турцией и восставшей Польшей. На протяжении 1817-1864 гг. шла в Дагестане, Чечне и Адыгее тяжелая и кровопролитная Кавказская война. Крымская война 1853-1856 гг. была войной с сильной коалицией держав (Англия, Франция, Турция) и закончилась поражением. В 1860-е годы Россия подавляла польское восстание и завоевывала среднеазиатские ханства. 1877-1878 гг. были отмечены нелегкой русско-турецкой войной за освобождение балканских славян. Страдала Россия и от эпидемий, и от неурожаев, вызывавших голод.                                                                                                                                                                      Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века (пореформенная Россия).                                             Эпоха 1812 г. — важный этап в развитии национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Успешное завершение в войне воспринималось современниками как национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение.  “1812 г. — эпоха, с которой начиналась новая жизнь для России и дело не только во внешнем величии и блеске, но прежде всего во внутреннем развитии в обществе гражданственности и образования, которые были результатом этой эпохи”.1 Россия XIX столетия не была царством застоя. Это была быстро развивавшаяся и растущая вширь страна.
       В 1830-х гг. в России начался промышленный переворот. Появились фабрики со сложными машинами, на реках внедрялось пароходное сообщение. В 1850-е годы началось строительство железных дорог, однако большинство рабочих (вольнонаемных) были оброчными помещичьими и государственными крестьянами. По темпам развития промышленности, строительства железных дорог Россия все сильнее отставала от стран Запада. Если в 1800 г. Россия и Англия выплавляли по 10 млн. пудов чугуна, то в дальнейшем это равенство нарушилось (в 1850 г. в России - 16 млн. против 140 млн. в Англии). Страны Европы в 1850-е годы были опутаны паутиной железных дорог, а в России имелась лишь одна крупная магистраль (Москва - Петербург). Отставала Россия и в ведении парового флота. Все это сказалось на ходе Крымской войны 1853-1856 гг.
    Вплоть  до 1861 г. в России господствовали крепостнические  отношения. Крестьяне были задавлены  барщиной и оброком, бесправны в  правовом отношении. Застойной была сельскохозяйственная техника и  агрокультура. Господствовало трехполье, урожаи были низкие, а сбор хлеба рос за счет освоения новых земель (Причерноморье, Предкавказье, степное Заволжье). Лучшим было состояние государственных крестьян. Положение помещичьих хозяйств постепенно ухудшалось. Около 12% дворян-помещиков продали свои имения. В 1859 г. в банках были заложены имения с 7 млн. крепостных «душ», что составляло около двух третей крепостного населения. Уродливым явлением стал рост числа дворовых (до 1,5 млн. человек).
    Реформа 1861 г. покончила с крепостным правом. Началось ускоренное развитие экономики России. Возникали новые промышленные города, целые промышленные районы. Изменилась с падением крепостного рабства сама общественная атмосфера. Начался длительный процесс демократизации российского общества. Лишившись даровых рабочих рук помещичье хозяйство стало клониться к упадку. Все большее значение получали денежные отношения. Началось развитие российского капитализма.
    Развитие  экономики и культуры проходило  в России на протяжении всего XIX в. в  условиях сохранения самодержавия (неограниченной монархии). Императору принадлежала вся полнота законодательной и исполнительной власти. В начале столетия были созданы Государственный совет и министерства. Правительство императора Александра I (1801-1825 гг.) осуществило до Отечественной войны 1812 г. некоторые либеральные реформы. В их числе - меры по развитию системы образования. Это был последний период политики «просвещенного абсолютизма». Суть ее в попытке приспособить самодержавно-крепостническую систему к требованиям современности. Идеология «просвещенного абсолютизма» делала упор на «просвещение умов» и «улучшение нравов», смягчение законов и веротерпимость. Однако пределы проводимых реформ были узкими. Развитие системы образования, поощрение промышленности, «покровительство наукам и искусствам» - но все это под строгим надзором бюрократии и полиции.
    Возникают военные поселения, призванные укрепить военную мощь империи без особых затрат. Россия вступает в «Священный союз» - своего рода «интернационал»  монархов, помогающих друг другу в  борьбе с революционным движением. Такая политика вызвала недовольство передовой части дворянства, создавшей подпольные революционные организации. Дворянские революционеры мечтали превратить Россию либо в конституционную монархию, либо в республику, отменить крепостное право. Движение закончилось неудачным восстанием 14 декабря 1825 г. “Декабристы пробудили душу у нового поколения”1, но их движение было разгромлено и на трон вступил Николай I (1825-1855).
    Политика  нового императора, не доверявшего  дворянам и опиравшегося на бюрократию и полицию, была реакционной. Он подавил польское восстание 1830-1831 гг. и помог разгромить революцию в Венгрии (интервенция 1849 г.). Отдельные реформы (финансовая, опубликование Свода законов, улучшение управления государственными крестьянами) сочетались с беспощадным подавлением оппозиции. Милитаризм, взяточничество, волокита в судах, бесправие и произвол - вот черты «николаевской системы», приведшей страну к военному поражению.
       Что касается Александра II, то  он был Великим реформатором, реформатором с большой буквы. Может быть, он был осторожным, бдительным человеком. Ведь из-за чего он решил провести отмену крепостного права? Я думаю не только из-за отсталости России, но и из-за того, что он боялся, что если он не проведёт реформу «сверху», то её проведут «снизу», с помощью восстания. И свергнут его с престола. Поэтому он проводит реформу «сверху» с небольшой пользой для помещиков (в виде оброка или барщины с крестьян).
    Самой главной заслугой Александра II была отмена крепостного права, но не малое значение имели и ряд других реформ. Это отмена телесных наказаний, введение суда присяжных, установление выборного местного самоуправления (земства). Однако «увенчания здания» реформ, как называли либералы введение в России конституции и парламента не последовало.
        Между тем в образованной молодежи  разных сословий (т.н. разночинцы) все большее распространение  получали идеи народничества  (социализм Н.Г. Чернышевского и др.). Недовольство росло и возникли подпольные организации. В 1874 г. началось так называемое «хождение в народ» - агитационное движение. Оно потерпело неудачу. Народ не пошел за социалистами, а полиция вылавливала их. В ответ революционеры встали на путь террора. Концом этого пути стало убийство Александра II 1 марта 1881 г.
        Следующий император Александр III сильно повлиял на развитие империи в не самую лучшую сторону. Получив в наследство не очень преуспевающую страну, он смог изменить эту обстановку.  «Сверху блеск, а снизу гниль» П.А.Валуев.  Но, по-моему, он делал не всё правильно, так как он решил сохранить в стране самодержавие, что сильно не понравилось некоторой части населения империи, и в стране начали появляться разные политические мысли. Политическое течение - марксизм, стало популярно среди интеллигенции и пролетариата, которого стало очень много. Я думаю, что это явилось одной из причин революции.
          “ Никогда изучение русской  истории не имело такого серьезного  характера, какой приняло оно  в последнее время, - писал В.Г.Белинский. - Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем”.2 
         Рассматривая историю 19-ого века нельзя не отметить, что этот век стал веком расцвета русской культуры во всех её проявлениях. Начиная с правления Александра I, Россия вступила в эпоху великих писателей, поэтов, художников и так далее. Без таких имён как Пушкин, Лермонтов, Толстой, Глинка, Мусоргский, Суриков, Левитан, невозможно представить себе историю России.

        XIX век можно смело назвать «Золотым веком русской культуры». Поэтому о  художественной культуре  XIX века  поговорим в следующей главе данной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Художественная  культура  XIX века
 
    В XIX веке в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского национального искусства заключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности. «Серьезную содержательность» искусства как его особенность отмечал художественный и музыкальный критик В.В. Стасов (1824-1906).
    Искусство критического реализма (непосредственное изображение повседневной жизни людей) становится основным художественным направлением. Оно было тесно связано с идейными исканиями того времени и не только описывало жизнь, но и анализировало ее, пыталось раскрыть и объяснить свойственные ей противоречия. Критический реализм 60 — 70-х годов отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).
    «Идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая  эстетика, основы которой были заложены еще Белинским.  Дальнейшее ее развитие было связано с именем  Н. Г. Чернышевского.»1
    В художественной литературе нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. « Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых пореформенных десятилетий.»2
    Разночинская  молодежь своим идейным вождем считала  Н. А. Некрасова (1821 — 1877/78). Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзии Некрасова центральное место. В это время он создал свое крупнейшее произведение — поэму «Кому на Руси жить хорошо», в которой дана реалистическая картина жизни русского крестьянства. В творчестве Некрасова выражена не только «мечта о счастье народа, но и вера в его силы, способные сбросить оковы крепостного рабства.»3
    Вершиной  русской литературы XIX в. стало творчество Л. Н. Толстого (1828 — 1910). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике «великие вопросы» (В. И. Ленин). Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея «Война и мир»). Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого «Анна Каренина», в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор буржуазно-помещичьему строю, его морали, нравам, устоям.
    Общественно-идейная  атмосфера сказалась и на состоянии  музыки. В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна (1829—1894) было организовано Русское музыкальное общество «для развития музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов». Общество устраивало симфонические и камерные концерты. В Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна (1862), а затем в Москве (организатор Н. Г. Рубинштейн, 1866) были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России.
    В Петербурге в 60-е годы композитором М. А. Балакиревым и преподавателем пения Г. Я. Ломакиным была открыта бесплатная музыкальная школа, существовавшая до 1917 г. Она ставила задачу распространения музыкальных знаний, пропаганды сочинений М.И.Глинки,
    А.С. Даргомыжского, композиторов «Могучей кучки», лучших произведений зарубежной музыки (Л. Бетховена, Ф. Листа, Г. Берлиоза ).
    Огромную  роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение  композиторов «Могучая кучка» [М. А. Балакирев (1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц. А. Кюи (1835-1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908)]. Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В. В. Стасов. Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием передовых идей 60 —70-х годов. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов «Могучей кучки» было стремление передать в музыке «правду жизни», национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского). Композиторы «Могучей кучки» много сделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав в 60 —70-х годах несколько сборников русских народных песен.
        Выдающиеся достижения русской  музыки связаны с именем П. И. Чайковского (1840-1893). Он один из величайших композиторов нашей эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).
    Чайковский  создал основные произведения в 70 —80-е  годы. В своем творчестве он утверждал  право человека на свободную жизнь, призывал к борьбе с темными силами зла и несправедливости.
    Отличительным свойством музыкального искусства была его программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов из литературных произведении. В. В. Стасов отмечал, что композиторы следовали примеру Глинки. «Наша эпоха, — писал критик, — все дальше и дальше отходит в сторону от «чистой» музыки прежних периодов и все сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного, определенного содержания».1
    В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Они составили культурное наследие страны. Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях культурного застоя и деградации нашего общества, дальнейшее культурное и общественное  развитие России, невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры и общественной мысли. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.2
         Прогрессивная общественная мысль  ставила новые задачи и перед живописью.
    60-е  годы составляют в истории  русского изобразительного искусства  определенный внутренний этап  с преобладанием социально-бытового  жанра. «Жанр не прихоть, не  каприз, не выдумка одного или  нескольких художников, — писал В. В. Стасов, — а выражение современной потребности, всеобщей, неудержимой потребности в выражении искусством всех сторон жизни».3
    Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву  для возникновения «Товарищества передвижных художественных выставок» (1871).
    Товарищество  возникло первоначально в Москва. Идею создания предложил Г.Г.Мясоедов (1835-1911 гг.). Он увидел на опыте европейских художников, что можно жить и работать в товарищеском сообществе, не зависящем ни от каких эксплуататоров творческого труда.
    Первоначально в товарищество вошли В.Г.Перов (1833-1882 гг.), Н.Н.Ге (1831-1894 гг.), А.К.Саврасов (1840-1894 гг.), К.А.Савицкий (1844-1905 гг.), В.М.Касаткин (1859-1930 гг.), В.М.Максимов (1844-1911 гг.).
    Примерно  в это же время в Петербургской императорской академии художеств тоже началось новое движение. В 1863 г. художники И.Н.Крамской (1837-1887 гг.), К.Е. Маковский (1839-1915 гг.), А.Д.Литовченко (1835-1890 гг.) и другие, отказавшись писать картины на предложенный академией сюжет из скандинавского эпоса «Пир в Валгалле», в виде протеста покинули академию и основали свободную Артель художников.   
    Передвижничество  — ведущее направление в национальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения революционно-демократической эстетики определили программность творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника.
    Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно-важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих.
    Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е. Репина (1844-1930), художника огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е. Репина складывалось в эпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Эти идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы современной жизни. Новое, не известное искусству отношение к народу показал И.Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873). Обличая эксплуатацию народа, художник в то же время утверждал скрытую в нем силу, зреющий протест. И. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные черты и характеры. Успешно работая в области портретного жанра, он создал серию блистательных образов — людей своей эпохи. Вершиной мастерства И. Репина является портрет М. П. Мусоргского (1881).
    Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в их полотнах преобладала  национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея», 1871; И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван», 1885).                                                                                                                  
        Кроме И.Е.Репина  картины на  исторические темы писал В. М. Васнецов. Образ истории в его произведениях имеет ощутимый былинный, сказочный оттенок: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.), «Аленушка» (1881 г.), особенно ярко соединение эпоса и истории проявилось в грандиозном полотне «Богатыри» (1898 г.).
    Передвижники” хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией “передвижников” пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору— идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о само ценности живописи.
      Пожалуй, самую большую дань  идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834—1882). Достаточно вспомнить такие его картины, как “Приезд станового на следствие”, “Чаепитие в Мытищах”. Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом ( “Тройка”, “Старики-родители на могиле сына”). Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского).
    Некоторые полотна “передвижников”, писанные с натуры или под впечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянской жизни. В картине С. А. Коровина “На миру” показана стычка на сельском сходе между богачом и бедняком. В. М. Максимов запечатлел ярость, слезы, и горе семейного раздела. Торжественная праздничность крестьянского труда отражена в картине
Г. Г. Мясоедова  “Косцы”. 

        Проведя небольшой анализ материалов по истории и культуре XIX века я хотела бы сделать следующие выводы:
    - Этот  период характеризуется отображением  реальной жизни; 
    - Это   время особенно отмечено рождением  ярких имен в области искусства; 
    - Деятельность композиторов « Могучей кучки» и Товарищества передвижных художественных выставок» за годы своего существования,  позволила объединить плеяду чрезвычайно - талантливых людей. Они создали истинные шедевры русской культуры, которые в настоящее время хранятся не только в музеях нашей страны, но частично представлены и в зарубежных коллекциях;                                            
    -Анализируя деятельность целого поколения художников и музыкантов  можно сказать, что их творчество существенно обогатило реалистическое направление во всех  ее жанрах. 

                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2.  История  в  звуках  Модеста Петровича  Мусоргского. 

                       2.1.  Биографические сведения и творческое наследие композитора. 

      “Мусоргский  - гордость и слава нашего народа, Илья Муромец русской музыки…Такого, как он, художника до него не было и доселе поставить с ним рядом некого….Музыка его открыла взору современников и потомков такие «дальние дали», о которых они давно даже мечтать не могли….” 1
      Вначале я хотела бы остановится  на биографии композитора.
      Мусоргский родился 9 марта 1839 в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Фамилия Мусоргских ведет начало из глубин русской истории: родоначальником своим они считали князя Смоленского, Рюриковича, потомок которого, Роман Васильевич Мусоргский (Мусорга ), живший в XV веке, и был основателем фамилии. Детские годы провёл в имении родителей; в автобиографии Мусоргский писал: «... ознакомление с духом народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления ещё с самыми элементарными правилами игры на фортепиано».2  
Первым педагогом будущего композитора была его мать - Юлия Ивановна Мусоргская (Чирикова). Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Уже в семилетнем возрасте он играл небольшие сочинения Ф. Листа, а в 9 лет он сыграл большой концерт Фильда.  
Дарование сына радовало и отца - Петра Григорьевича Мусоргского, также горячо любившего музыку. Но никто из них не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Ему готовилась другая участь. Все Мусоргские, происходившие из дворянского рода, служили по военной части, за исключением отца композитора.  
     В 1849  Модест и его старший брат Филарет становятся учениками Петропавловской школы в Петербурге. Тогда же будущий композитор начинает заниматься фортепиано с А.А. Герке - одним из лучших Петербургских педагогов. Мальчик быстро двигался вперед, с успехом выступал в домашних концертах. В 1852  при содействии Герке, была опубликована полька Мусоргского - "Подпрапорщик".  
    В июне 1856  Мусоргский окончил школу и, несколько месяцев спустя, был зачислен на службу в Преображенский полк. Тогда же, в 1856 , Мусоргский познакомился с А.П. Бородиным, который стал его близким другом. Зимою этого же года Модест Петрович знакомится с А.С. Даргомыжским, а через него  с М.А. Балакиревым,  Ц.А. Кюи, а  затем с братьями В.В. и Д.В. Стасовыми.  
     Для Мусоргского, как впрочем и для всех членов будущей "Могучей кучки", Балакирев стал учителем и другом. Часто два музыканта играли в четыре руки симфонии Бетховена, произведения

    М. И. Глинки, Ф. Шуберта, Р. Шумана. Балакирев помогал Мусоргскому в изучении композиции. Модест Петрович с жадностью изучал творчество классических и современных авторов, посещал концерты и спектакли. В нем пробудилась жажда к творчеству, созиданию прекрасного, стремление к совершенствованию в музыкальном искусстве, которое стало целью его жизни.  
     В июне 1858  он вышел в отставку. Благодаря этому он полностью мог посвятить себя творчеству. Чтобы освободить крепостных от выкупных платежей, он отказался от наследства и остался без всяких средств к существованию. Но он был молод, здоров, энергичен, окрылен большими планами и дружбой с замечательными людьми.  
    В 60-е годы XIX столетия начинался новый этап в русской музыкальной культуре. Члены "Могучей кучки" продолжали дело Глинки, чутко прислушиваясь ко всему новому. К этому времени относиться ряд крупных творческих замыслов.  
    В 1856 Мусоргский задумал оперу "Ган Исландец" на сюжет В. Гюго, из  которой, как он сам вспоминает впоследствии, "ничего не вышло, потому, что не могло выйти" (Модесту было 17 лет).  
     В конце 50-х годов Мусоргский работает над музыкой к трагедии "Царь Эдип" Софокла. В 1863  он начал сочинять оперу "Саламбо" на сюжет Флобера. Опера осталась неоконченной, но некоторые из ее эпизодов вошли в оперу "Борис Годунов".  
    В это время Мусоргский жил интересами "Могучей кучки", принимал участие во всех собраниях, в исполнении новых произведений. Он блестяще играл на фортепиано (в чем он не имел соперников, кроме Балакирева), превосходно исполнял вокальные произведения. Но занимаясь музыкой, он был вынужден служить чиновником Инженерного Управления ( 1863-1867 ), Лесного департамента и в ревизионной комиссии Государственного контроля (1868-1880). 
      В начале 60-х годов Мусоргский совершил несколько поездок, обогативших его яркими воспоминаниями и впечатлениями. Январь 1861 он провел в Москве, поразившей его своей красотой и величием исторических памятников, среди которых развертывалось действие его
"Бориса Годунова" и "Хованщины". Мусоргский очень хорошо понимал значение этих поездок: "Когда меняешь обстановку и окружающую среду - освежаешься, прошлое очищается, становится рельефнее и тогда смело разбирает прожитое:" 1- из письма к Балакиреву. Много народных типов запечатлелось в памяти композитора, и это богатство наблюдений дало драгоценный материал для творчества: "Подмечаю баб характерных и мужиков типичных - могут пригодиться и те и другие. Сколько свежих, не тронутых искусством сторон кишит в русской натуре, ох, сколько! И каких сочных, славных"2. Эти впечатления Мусоргский выразил в романсах 60-х годов: "Светик Савишна" - являющаяся, по свидетельству Стасова, зарисовкой с натуры, "Колыбельная Еремушки" (слова Н.А.Некрасова), "Гопак" (слова  Т. Г.Шевченко), "Семинарист" (слова М. Мусоргского).  
           Наряду с вокальной музыкой Мусоргский не забывает и об инструментальной. В 1867  он задумывает симфоническую поэму "Подибрат Чешский". Однако этот замысел остался незавершенным, т.к. Мусоргский начал сочинять в начале июня оркестровую фантазию "Ночь на Лысой горе", которую писал сразу в партитуре и закончил 23 июня 1867.  
       В июне 1868  было сочинено первое действие комической оперы "Женитьба", на сюжет Гоголя. Однако и она не была закончена, по причине, о которой сам автор говорил: "Женитьба" - это клетка, в которую я засажен пока не приручусь, а там на волю:"3 ( В наше время "Женитьба" была закончена М.М. Ипполитовым-Ивановым).  
       В 1869  закончена опера "Борис Годунов". Партитура была написана полностью. Она являлась центром, сосредоточением долгих исканий Мусоргского, который работал очень быстро, с огромным увлечением, буквально дышал каждой нотой.  
       Тогда же в 1869 был написан памфлет "Раек" - единственный пример музыкальной сатиры на врагов передового искусства. В 1870  Мусоргский пишет несколько песен, из числа вошедших в цикл "Детская".  
       Зимой 1871  композитор вынужден был переработать оперу "Борис Годунов", которая была "не пропущена" на сцену Мариинского театра. В связи с этим и дабы угодить цензорам Мусоргский добавляет в нее "Польский акт" и сцену под Кромами. В это время он жил бок о бок с Н.А. Римским-Корсаковым. Оба работали с увлечением, как бы дополняя друг друга. В этой обстановке были закончены: Мусоргским - "Борис Годунов", а Римским-Корсаковым - "Псковитянка". 27 января 1874  на сцене Мариинского театра под управлением Э.Ф. Направника состоялось первое представление "Бориса Годунова".

        Я согласна со словами Г. Хубова о том, что для Мусоргского  «семидесятые годы - период высшего развития творческого гения - самая яркая и самая мрачная полоса его жизни. Это время великих творческих  завоеваний и невозвратимых утрат, время мужественных порывов и опустошительных душевных бурь… В эти годы  создавались «Хованщина», « Сорочинская ярмарка», вокальные циклы: «Без  солнца», «Песни и пляски смерти», «Картинки с выставки» и многое другое. Безотрадно складывались обстоятельства жизни Мусоргского. Разлад с друзьями углублялся.»4
           Еще в 1872 , когда не была полностью  завершена работа над "Борисом  Годуновым", Мусоргский задумал  новую оперу - народную музыкальную  драму "Хованщина". В то же  время были сочинены песни  - "Кот Матрос", "Поехал на  палочке", вошедшие в последствие в сборник "Детская". Летом 1875  Мусоргский усиленно работает над 2-м действием "Хованщины".  В опере показаны судьбы русского народа в период, непосредственно предшествовавший царствованию Петра I. Идея оперы глубоко трагична. Как чуткий художник, Мусоргский чувствовал неизбежность гибели старого порядка, но видел, что и петровские реформы не принесли народу облегчения. Широкий социальный фон, правдивый колорит эпохи, яркие характеристики исторических личностей и различных слоев народа делают "Хованщину" выдающимся произведением искусства. 
    В середине 1876 Мусоргский начинает писать комическую оперу "Сорочинская ярмарка" (по Гоголю) и « в течении 1875-1880 годов написал целый ряд эпизодов и сцен, дышащих жизнерадостным чувством и добродушием. Смех Мусоргского потерял здесь свой острый саркастический оттенок, стал ясным и солнечным. Лирика зазвучала светлей и оптимистичней.»5  
      Последние годы Мусоргского были очень тяжелыми. Пошатнувшееся здоровье, материальная необеспеченность мешали ему сосредоточиться на творческой работе. Он был вынужден работать аккомпаниатором в вокальных классах, организованных певицей Д.М. Леоновой.  
   В 1879  он совершает концертную поездку по югу, которая принесла ему много новых и ярких впечатлений. Эти впечатления отразились в фортепианных пьесах, сочиненных на Крымском полуострове. Тогда же, во время путешествия по югу была написана знаменитая "Песня о блохе".  
  1880  - новые испытания. Мусоргский остался без службы, без средств к существованию.

      Лето Мусоргский провел в Ораниенбауме (сейчас г. Ломоносов, Ленинградской обл.), где продолжал работу над "Хованщиной" и "Сорочинской ярмаркой". 22 августа он сообщает Стасову, что "Хованщина" готова. Оставалось только оркестровать оперу. Но сделать этого он не смог.
          12 февраля 1881  Мусоргского разбил  паралич. Скончался он 16 марта  в военном госпитале. В некрологе  Стасов писал: "Еще одним большим  человеком в России меньше! …Мусоргский  умер в самом расцвете сил  и таланта: Как далеко еще  до старческих годов и сколько надо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру!"1
       Мне бы хотелось обратить внимание на знаменитый портрет Мусоргского, который был написан Репиным в последние дни жизни композитора. ( ил. 1) Усталое, измученное лицо, встрепанные волосы, явная небрежность в одежде…Однако, всматриваясь, замечаешь и другое - энергичный поворот массивной головы, проницательный взгляд, в котором не угасла еще незаурядная сила духа.
    Как я вижу, Мусоргский прожил трудную  жизнь. По семейной традиции он должен был стать военным, но в девятнадцать лет Модест Мусоргский решает посвятить себя сочинению музыки - делу, которое тогда вообще не считалось серьезной профессией. Это свидетельствовало об исключительной силе творческого потенциала молодого музыканта. Полностью отдаваясь творчеству и определяя этим совершенно новое для того времени отношение к искусству, композитор писал: « Требования искусства от современного деятеля так громадны, что способны поглотить всего человека. Прошло время писаний на досуге; всего себя подай людям - вот что теперь надо в искусстве».2  
    Жизнь Мусоргского была преданным служением  искусству, а в искусстве - народу. Стремление к социальной справедливости, сочувствие крестьянской доле, уважение и вера в силу народа - становятся его идеями и воплощаются в музыкальных образах.  Горькая ирония бедняка в песне  “Калистрат”, стихийная мощь бунтовщиков – стрельцов в опере “ Хованщина” , прекрасная печаль протяжной русской песни в колыбельной “спи, усни, крестьянский сын” – все это типичные для Мусоргского и очень русские образы, привлекающие его с юных лет и на протяжении всего творческого пути. Только воплощались эти образы в разные годы по-разному: композитор постоянно искал новые пути, новые музыкальные средства выражения. Его задачей была жизненная правда; к ней он стремился всю жизнь, и на этом пути открыл  столько перспектив, смог увидеть столько возможностей в различных музыкальных жанрах, что его справедливо считают реформатором в музыке.
    Мусоргский  почти не пишет «чистой музыки» - в жанре симфоний, концертов, прелюдий; его интересуют прежде всего вокальные жанры, а инструментальные сочинения всегда связаны с какой-то сюжетной или живописной идеей. Музыкальному мышлению композитора свойственна программность: его вдохновляет либо литературный текст, либо зрительный образ.3  В этом проявляется и индивидуальность художника, и убежденность творца: «чистую»  музыку он считает более низкой ступенью  в искусстве, идеал для него – синтез искусств. Именно поэтому главный жанр  для  Мусоргского – опера как жанр, синтезирующий драматическое действие, музыку и литературно-поэтический текст.
    Новаторство Мусоргского не было оценено современниками. Непривычные для их слуха выразительнейшие звукосочетания,  нетрадиционные формы и приемы оркестровки делали его стиль труднодоступным даже для друзей-музыкантов. Лишь в XX веке было осознано национальное и всемирное значение творчества Мусоргского, открывшего новые пути развития музыкального искусства.4
    Творчество  его оказало большое влияние на многих композиторов: К. Дебюсси, М. Равеля,
С. С.Прокофьева, И. Ф. Стравинского, Д.Д. Шостаковича, Л. Яначека. 
 
 
 
 

                                      

      

    2.2.  Опера   М.П.  Мусоргского   « Борис Годунов». 

    Я хотела бы продолжить тему  о трагической роли  русского народа на примере оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Поразмышлять, как средствами музыкального языка можно рассказать об этой проблеме.
    Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов" (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский.   Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей,- писал он.- Это моя задача. Я попытался решить ее в опере".  1
             На сюжет трагедии Пушкина « Борис Годунов» М.П. Мусоргским написана народная музыкальная драма «Борис Годунов» - одно из самых замечательных созданий русского оперного искусства. Центральная фигура, которая передала содержание эпохи, - царь Борис. От его характера и действий зависела историческое развитие.
    Правление Бориса Годунова  история описывает  так: после смерти царя Федора Годунов  был избран  на царство в 1598 году. Царствование Бориса Годунова было трудным. Голод 1601- 1603 годов вызвал крестьянские волнения. В разгар борьбы с Лжедмитрием I Борис Годунов скропостижно скончался. По утверждению некоторых историков, он был причастен к убийству царевича Дмитрия Угличского.  “ Борис принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя,-привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали невидимыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверия; его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на всё способным”2,-так писал историк В. Ключевский.
      Сама мысль о создании оперы  “ Борис Годунов”  была не  просто смелой, а дерзкой, вызывающей. Историческая драма, написанная  Пушкиным накануне восстания  декабристов в ссылке в Михайловском, на долгие годы была запрещена к постановке царской цензурой. Спустя почти тридцать лет после смерти поэта пьесу наконец решили поставить в театре, но премьера не состоялась. Из-за покушения на царя Александра II постановка снова была отложена. Наступило тревожное, неспокойное время. Начались аресты, закрыты журналы  «Современник», «Русское слово». Стоит ли сочинять оперу о Борисе Годунове? У Мусоргского сомнений не было:
    « Прошло время писаний на досуге, всего себя подай людям - вот что  теперь надо в искусстве». 3 В драматических страницах русской истории, в прошлом композитор видел настоящее, драматическую ситуацию своего времени. Конфликт  между царём и народам, народный мятеж против царя – не это ли преддверие крестьянской революции, о которой говорили  Чернышевский и Добролюбов? Мусоргского волновала, интересовала роль народа в истории и, конечно, образ Бориса – сильная трагическая личность, вызывающая осуждение и сочувствие.
    Именно  Борис совершил такое деяние, которое  положило начало неожиданному и трагическому повороту истории. Жертвой этого поворота стал он сам. Оно же породило Смуту и новые бедствия государственного масштаба и значения. Логическим завершением преступления Бориса явились гибель его жены, его сына и воцарение Самозванца, выступившего отрицанием не только Бориса и его династии, но и всей предыдущей русской истории. Событие истории не создаются народом: тот привлекается либо для одобрения, либо для низвержения того или иного властителя. И Борис, и Самозванец, и бояре стремятся заручиться его поддержкой, но никто из них не рассматривает народ как действующую силу. Не народ создал ситуацию, после которой началась Смута, не народ посадил Бориса царём и не народ призвал Самозванца в Москву.
          Мне кажется, с точки  зрения обычной логики, реакция народа неразумна: на благие дела, совершённые Борисом он отвечает чёрной неблагодарностью и клеветой. Борис не в силах понять народные настроения, а народ не может простить Борису нечистую совесть. Царь оказывается жертвой собственного преступления. Убийство Дмитрия обернулось всеобщим грехом царя, бояр и народа.
    Дирекция  императорских театров препятствовало постановке этого революционного по духу, новаторского по форме произведения. Однако под давлением передовых  артистических кругов «Борис Годунов» был поставлен в 1874 г. Мариинским театром. С восторгом приняли оперу демократические слушатели. Царский двор и «верхушка общества» старались всячески помешать успеху оперы.
    Музыка  оперы заселена небывалыми дотоле в  музыкальном искусстве героями  и образами. Беглые монахи, юродивые, семинаристы, подьячие, корчмарки, дети-сироты, нищие, бесправные люди пришли в музыку прямо из жизни.
    Мусоргского волновала и увлекала больше всего  судьба русского народа. В одном  из писем к своему другу и единомышленнику  Репину он также писал: « …народ хочется сделать, сплю и вижу его, ем и помышляю о нём, пью – мерещится мне он, он один, цельный, большой, не подкрашенный и без сусального…»1. Русский народ – угнетённый, страдающий, униженный беззаконием и тяготами жизни в крепостной Руси, ещё не созревший, только порой помышляющий о сопротивлении - вот содержание большей части созданных Мусоргским произведений.
    Мне нравиться, что музыка Мусоргского – музыка русского человека, и не просто русского, а православного. Перевернём ещё раз страницы клавира оперы «Борис Годунов», услышим внутренним слухом рассказы, монологи, песни, причитания, стоны, хоры действующих лиц оперы.
    В опере практически отсутствуют  подлинные церковные мелодии. Ещё  раз вслушаемся в музыкальную  речь героев, попытаемся понять, как композитор оценивает каждого героя с точки зрения духовности, с позиции православного сознания. Официальная трактовка оперы – драма совести, драма народа.
    Совесть – ключевое слово оперы. Какой  путь совесть укажет Борису. Вслед  за Н.М. Карамзиным и А.С. Пушкиным М.П. Мусоргский обращается к образу царя. Уже слушая вступление к опере можно понять, что это будет народная драма. Музыка вступления звучит как хор монахов. Мотив песни горький, глубоко страдальческий как мелодичная русская песня. Эта драма – страдание Руси, она проходит 4 раза. Превращаясь из скорбной жалобы в грозный гул могучей силушки народной. Если вспомнить, что во вступлении к опере заложены главная мысль композитора и краткое содержание оперы, то ещё раз убеждаешься, что это будет народная драма: народ – это всё, и драма – всех. Но кто же в опере народ? Борис Годунов, Шуйский, Щелканов, Ксения, Пимен, Варлаам, Самозванец – народ. А хоры, в которых поёт русский люд, - толпа?
    Вопрос  «народ или толпа», имевший для  русских людей особое  значение, не мог, конечно, не встать перед Мусоргским и не сделаться для него стержневым. Но суть позиции композитора в том, что для него, собственно, вопроса нет: народ – но всё же толпа. Толпа – но ведь народ? В опере «Борис Годунов» события развиваются так, что народ терпит поражение.
    Критическим взором окидывая современность и  прошлое, Мусоргский выносил приговор определенным явлениям жизни: ненавидя врагов народа, виновных в тяжком его  положении, но не снимая вины и с  самого народа – толпы. Однако критика народа у Мусоргского – лишь выражение глубокой сыновней любви.
    Первое  обращение к народу думного дьяка  Щелканова: «Православные!» несколько  фраз, но каких:              
                    Стонет земля в злом бесправье
            Ко Господу сил  припадите
            Да ниспошлёт он скорбной Руси утешение…
            И озарит небесным светом Бориса усталый дух!
    Соблюсти  заповедь Божью и надеяться на Бога, а не на себя да на людей. Именно к этому призывает Щелканов народ, стоящий на коленях. И сразу проходит перед нами в этой сцене хор  калик перехожих : «Слава Тебе, Творцу всевышнему на земле, Слава силам Твоим небесным и всем угодникам слава на Руси!» великое славословие в устах Божьих людей переходит в грандиозный колокольный звон на площади Московского Кремля (II картина). Звучит хор «Слава» царю, помазаннику Божьему на земле. Как отмечается по интонационному строю «Слава» Богу и «Слава» человеку.
    Отликовал народ, прославил нового царя и в  оркестре слышится лейтмотив царя Бориса. Первые его слова, его обращение  тоже  Богу.  
            «Скорбит душа!
            Какой-то страх невольный  зловещим предчувствием
            Сковал мне сердце.
            О, праведник, о, мой  отец державный!
            Воззри с небес  на слёзы верных слуг
            И ниспошли ты мне  священное на власть
            Благословение, да будет  благ и праведен, как ты,
            Да в славе правлю свой народ.
            За кого скорбит  душа в этот тревожный миг вознесения: за себя? За народ? За Русь?
       И не это ли знание скорбящей  души заставляет царя падать  ниц перед Юродивым, обряжённом  в колпак – венец, глаза  в глаза, боль к боли?
          Скорбит душа у царя Бориса, и помочь ему может только Господь, у которого он как простой человек просит благословения. Огромная душевная драма царя приближает его к народу, но у каждого драма своя.
          В I действии оперы мы знакомимся ещё с одним персонажем из народа. Это монах – летописец Пимен, он пишет перед лампадой. Его не мучают угрызения совести, он спокоен, силён духом: Ещё одно последнее сказанье –
                И летопись окончена моя,
                Исполнен долг. Завещанный от бога
                Мне, грешному, недаром  многих лет
                Свидетелем Господь меня поставил
                И книжному искусству  вразумил.
          Этот персонаж оперы  отличается стойкостью духа и веры. Своё последние сказание он  должен закончить без лжемудрия (по древнерусской  традиции бесстрастно описывать  происходящие события). Картина в  Чудовом монастыре заканчивается тем, что  Григорий, будущий Самозванец, выносит приговор царю: грозит Борису Божьим и Людским судом.
                И не уйдёшь ты от суда людского,
                Как не уйдёшь от божьего  суда.
          Григорий – враг Бориса. Его внутренний облик прямо  противоположен умиротворённости Пимена. Жаждущему славы и приключений Григорию тесно в стенах монастыря. Он не внемлет совету старца «смирять себя молитвой и постом».  В его партии преобладают взволнованные и порывистые интонации. Тема Лжедмитрия, рождённая как  бы в воспаленном сознании молодого монаха, становится в дальнейшем одним из главных лейтмотивов оперы. В эпизодах с Борисом она звучит как тема возмездия, напоминающая о страшном злодеянии.
          Но не Самозванцу дано объявить царю приговор. Это право  Мусоргский передаёт Юродивому, блаженному, особо почитаемому Божьему человеку на Руси. Юродивый вершит судьбу Бориса: он не желает «Молиться за царя ирода» потому, что «Богородица не велит», - нет царю Борису Божьей защиты, на которую он уповает.
          Далее в развитии оперы мы знакомимся с двумя монахами: Варлаамом и  Мисаилом. Как не похожи они на Пимена! Мы знаем, что Варлаам и Мисаил – беглые монахи. В опере им отведена трагическая роль: они приведут на Русь Лжедмитрия. Мусоргский с удивительным мастерством передаёт бездонную тоску бродяги Варлаама. Тоска такая, что хоть удавись, а если удавиться не хочется, то надо смеяться, выдумывать такое разгульно – пьяное, будто бы смешное. Разве это не драма человека?
          Варлаам не очень-то жалует нового царя, вот с Иваном IV хорошо было, а сейчас Варлаам стал беглым. Не только пьяный разгул слышится в голосе Варлаама. Огромная сила, дремучая, неуёмная, чувствуется в этом человеке. Вырвется она на волю, и именно он поднимет народный бунт против иезуитов, забредших на Русь с Лжедмитрием. Вот вам и беглый пропойца-монах!
          В далёкие времена, которые воскресил Пушкин, народ  уповал на царскую милость. Сначала  народ «любил Бориса» пишет Н.М. Карамзин, затем Бориса ненавидели, считая его «незаконным» царём, злодеем, убийцей наследника престола малолетнего Димитрия. Зато доверчиво восприняли сказку о чудесном спасении Димитрия, «праведника», «законного царя». Его ждали как избавителя. А на самом деле вместо него помогли зайти на престол Самозванцу, предателю Родины, тем самым навлекли на себя ещё худшей беды – не об этом ли льёт слёзы прозорливый Юродивый?
          В первой картине  IV действия на сцене господствует предельная накалённость страстей. Открывается картина сочной народно-бытовой сценой: на площади толчётся народ, обмениваясь злыми шутками о царе и сообщая друг другу сведения о Лжедмитрии. Борис Годунов со своими приближёнными – в соборе на богослужении.
          Появляется Юродивый с мальчишками. Звучит песня, песня-причитание, простая, заунывная, наивная, в чём-то непонятная, поёт её нищий, дурачок, «блаженный».
          Мелодия с отголосками  старинных духовных песнопений выражает кротость и детскую наивность. В  сопровождении оркестра интонация  мольбы, жалобы. На этой же интонации начинает звучать мелодия хора, с которой народ на площади обращается к царю. Народ стоял и дожидался у собора пока из храма выйдет царь и одарит людей после богослужения своей царской милостью.
          Не копеечку, которою  получил Юродивый от старухи, ждали собравшиеся здесь люди, а настоящей подати царёвой.
          В музыке сначала, как  в первом хоре в «Прологе» («На  кого ты нас покидаешь»), слышится причитание, просьба, но постепенно мольба становится всё настойчивее и переходит  в возглас и вопль: «Хлеба! Хлеба дай голодным!»
Если посмотреть эту сцену из зрительного зала, становиться страшно за царя Бориса Годунова: он в окружении злых, голодных людей, протягивающих к нему руки. Еще мгновение…
    А что же в музыке? После яркого вопля люди, стоя на коленях (ремарка Мусоргского  в партитуре), опускают головы (это очень наглядно в музыке -  мелодия идет вниз) и, кланяющаяся царю, толпа расступается, динамика хора уходит: вот он великий страх перед царем – помазанником Божьим. Хор «Хлеба» кончается на звуке, с которого начался. В опере в трех драматургических точках образ народа выведен на первый план. В этих сценах композитор воплотил не только поведение, но и внутреннее психологическое состояние разнохарактерной людской массы. В опере есть народ, униженно молящий Бориса принять трон и корону, заведомо равнодушный к делам власть предержащих («Митюх, а Митюх, чаво орем? Вона! Почем я знаю!»). Есть народ, стонущий от голода: «Хлеба! Хлеба!» (сцена у собора Василия Блаженного). И есть безжалостная толпа в сцене крестьянского бунта под Кромами.
    Воплощая  образ народа, композитор осуществил новаторское преобразование массовой сцены. В ней он впервые применил хоровой речитатив, исполняемый  отдельными персонажами или группами действующих лиц, выделенных из народной массы. Реалистичность хоровых сцен «Бориса Годунова» достигает той грани, что пролегает между живой действительностью и художественным творчеством.
    Яркую самобытность музыки, характеризующей  в опере быт народа, придают  фольклорные истоки. Композитор свободно ориентируется в разных народно-песенных жанрах.
    Жизненная достоверность «народа - личности»  достигается в опере дифференциацией  людской массы, конкретизацией персонажей, представляющих разнообразные социальные слои охваченной Смутным временем Руси. Мусоргский точно воспроизводит интонации крестьянского народного говора. Герои Мусоргского, включенные в водоворот драматических исторических событий, живут на сцене полнокровной жизнью, меняются, преображаются.
    Особое  место среди персонажей из народа занимает Юродивый. Он впервые появляется в сцене у собора Василия Блаженного. Юродство на Руси – явление привычное, повсеместно распространенное. Среди нищих-юродивых встречались больные и безумные люди, живущие подаяниями. В народе они считались «божьими людьми» и признавались за праведников, которым ведомо прошлое и настоящее. Именно таким убогим, но чистым душою человеком, показан Юродивый в опере. Открыто высказывая народное мнение о преступлении Бориса, он нравственно возвышается над царской властью.
    Причитания  блаженного построены на одной нисходящей интонации. Юродивый только плачет, стонет, но не кричит. Почему не кричит этот необыкновенный, прозорливый человек? Потому, что знает наверняка – просить бесполезно.  Юродивый по копеечке плачет, а народ?
    Короткий, но потрясающий диалог царя и Юродивого начинается с обращения блаженного к царю: «Борис! – мгновенная пауза, чтобы только в глаза царю заглянуть, - а, Борис!».
    Лейтмотив царя – Борис не подал голос, и  музыка, всего лишь 2 такта, поставили  героев рядом. И опять прозвучит лейтмотив Бориса уже после обвинения Юродивого, чтобы, наконец, был услышан голос - голос царя, не карающего, а так же, как голос народа, просящего, молящего: «Молись за меня, блаженный».
    На  что отвечает ему Юродивый: «Нельзя, нельзя, Борис! Нельзя молиться за царя Ирода! Богородица не велит». Разве это не драма для Божьего человека – Юродивого, который отказывается помолиться за помазанника Божьего, ведь не из-за упрямства или гордости, а из-за величайшего запрета: «Богородица не велит». Юродивый – человек-символ, человек-совесть. Он оплакивает Русь и предрекает темень темную и горе – их принесет с собой новый царь. Юродивый от имени народа вещает судьбу, прозревает будущее.
    По  словам  Туманиной Надежды Васильевны: «влияние  « Бориса Годунова»  на современников, на последующее поколение композиторов вплоть до наших дней  очень сильно. Художественная же ценность его настолько велика и значительна, что если бы Мусоргский не создал ничего, кроме  « Бориса Годунова», то и тогда бы он вошел  в историю мирового искусства как гениальнейший народный художник.»1
    Рассмотрев  главу о жизни и творчестве М. Мусоргского,  мне хотелось бы подвести  итог всему вышесказаному. Ведь действительно, каждое поколение рождает гениальных людей, а быть понятым среди современников большое счастье. Однако, на мой взгляд, еще большее счастье - это осознание того, что тебя оценят, поймут и будут помнить потомки. А в заключение хотелось бы процитировать  слова Ф.И. Шаляпина"...Считаю Мусоргского самым гениальным создателем оперного реализма. Ни до, ни  после него не было равных ему по вдохновению и творческому гению художника."2
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.