На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление системой социального обслуживания населения в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       ВВЕДЕНИЕ
     Современная социально-экономическая, морально-психологическая  и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в  экономике, остро ощущается дефицит  федерального бюджета, практически  не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.
     Сложившаяся ситуация требует от государства  и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в  сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения  социальной безопасности.
     Актуальность  темы: существенной особенностью любого общества, на каком бы этапе развития оно ни находилось, является оказание помощи и поддержки отдельным группам населения, тем, кто не может посредством трудовой деятельности обеспечить себя, в частности, детям, пожилым людям, инвалидам и др. В мировой практике существуют разные формы помощи и поддержки людей, реализуемые как государственными, так и общественными структурами. От того, насколько эта помощь и поддержка эффективны, зависит социальное благополучие страны, уровень жизни проживающих в ней граждан.  
          Политические и экономические реформы в России конца XX - начала XXI вв. повлекли за собой изменения многих сфер социальной практики, в частности, падение уровня доходов, и как следствие - снижение уровня жизни большей части населения; резкую поляризацию между богатыми и бедными; увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев; падение рождаемости и т.п. В связи с этим возникла потребность повышения эффективности социальной защиты населения, которая реализуется через социальную поддержку и социальное обслуживание. Это в свою очередь потребовало переосмысления истории благотворительности в России, моделей государственной социальной политики, а также противоречивого опыта социального обеспечения населения в советский период.  
        С начала 1990-х гг. система социального обеспечения была преобразована в систему социальной защиты населения, в рамках которой произошло, во-первых, выделение сферы услуг как самостоятельного направления, во-вторых, формирование систем социального обслуживания населения в отдельных регионах и муниципалитетах России. Реформы, происходящие в конце XX - начале XXI вв., повлекли за собой существенное повышение роли регионов и муниципалитетов в реализации социальной политики государства, в частности, социального обслуживания населения как одного из ее направлений. В настоящее время в регионах сформировались различные системы социального обслуживания, включающие технологии и модели взаимодействия специалистов и клиентов, механизмы и методы оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и др.  
        В результате реформы системы социальной защиты населения России, начатой в 2004 г. и направленной на модернизацию ее структурно-организационных и нормативно-правовых основ, произошло разграничение таких направлений социальной защиты, как социальная поддержка и социальное обслуживание населения, реализуемых как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. В связи с этим возникла потребность в специальном исследовании этих направлений. Особенно актуальны исследования таких проблем, как обеспечение качества социальных услуг, разработка стандартов как основы подтверждения соответствия и оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения, выявление особенностей организации социального обслуживания населения на различных уровнях, в том числе муниципальном.

     Социальное обслуживание, согласно статье 1 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», представляет собой «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».
     Объектом  данной работы является система социального  обслуживания населения в Российской Федерации.
     Предметом исследования - управление системой социального обслуживания населения в Российской Федерации.
     Цель  работы: изучить механизм управления системой социального обслуживания населения в Российской Федерации на различных территориальных уровнях.
     Задачами данной работы являются:
     - рассмотрение сущности, целей, задач и принципов социального обслуживания населения в РФ;
     - раскрытие понятий федерального, регионального и муниципального уровней управления системой социального обслуживания населения в РФ.
     В курсовой работе использованы методы анализа, сравнения, обобщения и систематизации.
     Курсовая  работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка используемой литературы.
     В первой главе раскрываются сущность, цели и задачи социального обслуживания населения, раскрывается понятие социального обслуживания и его основные принципы, функции, виды и формы деятельности.
     Во  второй главе рассматриваются государственный, региональный и муниципальный уровни управления системой социального обслуживания, рассматривается структура и состав органов управления системой социального обслуживания на региональном и муниципальном уровнях на примере Калужской области и города Калуги. 
 

1. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания
     Россия  как социальное государство в  качестве одной из важнейших целей  в области социальной политики ставит цель защиты прав и интересов граждан, находящихся в трудной жизненной  ситуации.
     Согласно  ст. 26.3 Федерального Закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится к полномочиям и расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
     В научной литературе понятие «социальное  обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества.
     В «Словаре по социальной работе» Р. Баркера  социальное обслуживание определяется как «представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)».1]
     Следует отметить, что не во всех странах  мира в понятие «социальное обслуживание»  вкладывается одинаковый смысл. Например, в Финляндии в Законе о социальном обслуживании (1982г.) под ним подразумевается «совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, общества».2
     Основы  правового регулирования в области  социального обслуживания населения  РФ устанавливает Федеральный Закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по поддержке, оказанию социально – бытовых, социально – медицинских, психолого – педагогических, социально – правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» (ст. № 1).
     В отечественной литературе предпринимались  попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального обслуживания различных категорий населения – составная часть современной социальной политики, принципиально новое направление социальной защиты населения».
     Как указывается в концепции развития социального обслуживания населения  в РФ, практически становление  этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг и поддержки населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию к общеевропейскому пониманию системы социального управления, которое построено на принципах рыночно – организованной экономики и отвечает требованиям создания гуманного и правового общества.
     В настоящее время развитие системы  социального обслуживания населения  находится в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учетом специфики различных регионов РФ. Важное значение приобретает при этом определение четкой структуры программ и принципов управления, а также способности к автономии и к самоограничению как с экономической, так и с социологической точки зрения. Для формирования эффективной системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.
     В Федеральном Законе от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком – конкретной личностью или с группой людей.1
     Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации.
     При этом принципиально важными являются следующие моменты:
     - во-первых, цели социального обслуживания могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности;
     - во-вторых, цели социального обслуживания  должны учитывать социально –  экономическую, морально – психологическую, экологическую, политическую и прочую обстановку, сложившуюся в условиях политических и экономических реформ первой половины 90-х годов;
     - в-третьих, цели социального обслуживания  в современной России должны  быть неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода страны и ее регионов из кризиса, а также стабилизации социального положения различных категорий населения.
     Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании.
     Основываясь на концепции системных потребностей социально – экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции и цели этой сферы. Это системные функции гуманности, к которым относятся:
     а) помощь неимущим, слабым, больным и  попавшим в трудные жизненные  ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств  попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность. Кроме того, «общественному организму» (государство, общество, народ, нация, этнос и т.п.) могут оказаться полезными не только потенциально сильные и здоровые люди;
     б) обеспечение поддержания выработки  в «общественном организме» так  называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для  выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов.
     Система социального обслуживания населения  может выступать как инструмент коррекции работы механизмов самоорганизации  и саморегуляции в обществе: одной  из основных задач по удовлетворению системной потребности в корректировке  работы общественных механизмов, основанных на принципе саморегуляции и самоорганизации «общественных организмов», является корректировка поведения людей в соответствии с интересами включающего их «общественного организма». Функции по решению этих задач несут такие институты общества, как система образования и воспитания, религия, семья и т.д. С началом формирования и развития системы социального обслуживания коррекция работы общественных механизмов самоорганизации и саморегуляции стала одной из ее важнейших задач.
     Важное  значение приобретает роль социального  обслуживания населения как стимулятора  развития общества. Работа системы  социального обслуживания населения  способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социального неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности «общественных организмов» в повышении «уровня нормального потребления» в обществе.
       1.2 Система социального  обслуживания населения: функции, виды, принципы и формы деятельности
       Социальное  обслуживание осуществляется через  систему социальных служб.
       Понятие «социальная служба» относится  к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных  и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в  своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.
       Социальная  служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и  социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:
       - помощь должна носить реинтегрирующий  характер;
       - при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;
       - социальная помощь оказывается  на основе принципа субсидарности;
       - получатель помощи должен проявлять  деятельностную активность;
       - механизмы социальной помощи  «включаются» тогда, когда исчерпаны  иные способы поддержки (психологические,  моральные, договорные, законодательные).
       Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную  службы.
       К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами.
           К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
       К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия  социального обслуживания, создаваемые  благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.
       Система помощи клиенту в системе социального  обслуживания
       а) функция социальной помощи, которая  включает:
       - выявление, учет семей и отдельных  лиц, наиболее нуждающихся в  социальной поддержке (малообеспеченных  граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;
       - профилактика бедности: создание  семьям условий для самостоятельного  обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;
       - надомные услуги нуждающимся  в постороннем уходе (доставка  продуктов, лекарств, транспортировка  на лечение, наблюдение на дому  за состоянием здоровья и т.д.);
       - содействие развитию нетрадиционных  форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;
       - организация временного вынужденного  пребывания ребенка вне родительской  семьи, его дальнейшее устройство  в детское учреждение, под опеку  (попечительство), усыновление;
       б) функция консультирования, которая  включает:
       - консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);
       - участие в подготовке молодежи  к выбору профессии;
       - подготовку юношей и девушек  к браку и сознательному родительству;
       - родительский медико-психологический  всеобуч;
       в) функция социального корректирования  и реабилитации, которая включает:
       - социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;
       - медико - социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;
       г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три  направления:
       - предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
       - распространение среди населения  медико - психологических, педагогических  и иных знаний;
       - изучение специалистами по социальной  работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация мер, направленных на их устранение;
       д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению  последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:
       - участие специалистов социальной  службы в разработке чрезвычайных  программ;
       - формирование в рамках спасательных  служб, организуемых на центральном  и других уровнях, бригад социальных  работников и т.д.
       Основные направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ « Об основах социального обслуживания населения в РФ»:
       - предоставление материальной помощи  гражданам, находящимся в трудной  жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
       - социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем  предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постороннем или временном нестационарном социальном обслуживании;
       - социальное обслуживание в стационарных  учреждениях, осуществляемое путем  предоставления социальных услуг  гражданам, частично или полностью  утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;
       - предоставление временного приюта  в специализированных учреждениях  социального обслуживания детям-сиротам,  безнадзорным несовершеннолетним  детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определении временного приюта;
       - организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально - бытового, социально - медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
       - консультативная помощь по вопросам  социально - бытового и социально  - медицинского обеспечения жизнедеятельности,  психолого-педагогической помощи, социально  - правовой защиты;
       - реабилитационные услуги лицам  с ограниченными возможностями,  несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в  трудную жизненную ситуацию и  нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.
       Социальное  обслуживание базируется на принципах:
       - равных возможностей граждан  независимо от национальности, пола  и возраста;
       - доступности;
       - добровольности;
       - содействия социальной адаптации  с опорой на собственные силы;
       - адресности, приоритета содействия  граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;
       - гуманности, доброжелательности, соблюдения  конфиденциальности;
       - профилактической направленности;
       - законности и учета международных  стандартов.
       Социальная  служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:
       Принцип приоритета государственных начал  в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.
       Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая - необходимое  звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.
       Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.
       Принцип информированности означает, что  учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу  от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам.
       Функции управления вопросами социального  обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, спорта, правоохранительными органами, службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ
       2.1.Федеральный и региональный уровни управления системой социального обслуживания населения
       Впервые характеристики управления были определены Генри Файолем, одним из основателей научной теории управления. По его мнению, наиболее общими характеристиками управления являются: планирование общего направления действия и предвидение; организовывание человеческих и материальных ресурсов; выдача распоряжений для действий в оптимальном режиме; координация различных действий для достижения общих целей и контролирование работы в соответствии с существующими правилами и нормами.
       Процесс управления социального обслуживания предполагает определенную организационную  структуру, под которой понимается совокупность органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Организационная структура управления в целом и в социальном обслуживании населения в частности должна содержать минимальное число звеньев и уровней управления, обеспечивать четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.
     Управление государственной системой социальных служб осуществляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальным органом исполнительной власти, т.е. осуществляется на трех «уровнях» - федеральном, территориальном и муниципальном. На примере Калужской области это схематично можно представить в виде следующей схемы:  
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Значительное  место в этой деятельности занимает Правительство Российской Федерации, которое: обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области социального обеспечения, поддержку наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.