На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие каст в социологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


·  КАСТА
   - замкнутые,  эндогамные страты с аскриптивным (приписанным) членством и полным  отсутствием социальной мобильности,  составляющие основу особой исторической  формы социальной стратификации – кастовой. В чистом виде кастовая система  существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс.лет ). Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет определенное разделение труда,  сформировавшееся на этнической основе, - каждой касте разрешается только определенный род занятий. Касты занимают свои места в соответствии со степенью "ритуальной чистоты", т.е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовых группы и одна внекастовая – неприкасаемые.  С 1947 года кастовое разделение перестало поддерживаться государством,  но его социальная роль  все еще остается очень значительной.
   ·  – ведущее направление в социологии 19 века, основные положения которого были сформулированы О. Контом. Конт провозгласил необходимость отказаться от спекулятивных, умозрительных рассуждений об обществе и создать точную, "позитивную" науку об обществе, построенную по образцу естественных наук, столь же доказательную и общезначимую. Для позитивизма  характерно прямое заимствование методов и теоретических моделей естественных наук (биологии, анатомии и физиологии человека,  механики), опирающееся на понимание  общественных законов как части или продолжения природных законов. Поэтому характерными чертами классического позитивизма были натурализморганицизм  и эволюционизм. Для позитивизма характерно также требование, чтобы наука  имела дело только с наблюдаемыми объектами и явлениями, а законы  выражали отношения между явлениями и были непосредственно проверяемыми.
   Позитивизм  имел и социально-политическое измерение:  "позитивное" знание  об обществе рассматривалось в качестве основы "позитивной политики", реорганизации общества на "научной основе".
   В современной социологии позитивизм критикуется за неспособность к подлинной теоретической интерпретации социальных явлений, за эмпиризм,  за полное невнимание к намерениям и мотивам социальных деятелей. -позитивизма 

·  СОСЛОВИЕ
   – социальные страты, составляющие особую историческую систему социальной стратификации  – сословную, сложившуюся в Европе и России. Для нее, как и для  кастовой системы, характерны аскриптивное (приписанное) членство и ограниченная социальная мобильность.  В отличие от касты, сословная система,  также закрепляющая общественное разделение труда,  поддерживалась не религиозными, а законодательными средствами. Специальными законами определялось место каждого сословия в иерархической системе, его права  и обязанности,  регулировалась допускаемая мобильность  между сословиями. Сословная система, сложившаяся в период феодализма,  разрушалась в ходе буржуазных революций, которые в качестве одного из важнейших требований выдвигали требование юридического равенства всех граждан, ликвидацию сословных привилегий.
   В России до реформы 1861 года существовали следующие  сословия: податные – крестьяне,  мещане и купцы, неподатные – дворянство и духовенство.
·  СОЦИАЛИЗАЦИЯ
   процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация  также делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек  обретает социальную природу ("очеловечивается") и способность участвовать в социальной жизни.
   Наиболее  развернутая социологическая теория,  описывающая интеграцию индивида  в социальную систему, была предложена Т.Парсонсом. По Парсонсу, она происходит путем интернализации ( внутреннего приятия) общепринятых норм на основе идентификации индивида со значимыми фигурами (например, в детстве – с фигурой отца или матери, в подростковом возрасте – с фигурой лидера и т.д.) . В процессе интернализации социальные нормы становятся внутренними для индивида, происходит замена внешних санкций (внешней регуляции) внутренним контролем, появляется потребность  соответствовать социальным нормам
   Процесс социализации продолжается всю жизнь,  поскольку человек за свою жизнь осваивает множество социальных ролей. Он делится на различные этапы – начальный ( социализация ребенка, преимущественно в семье), средний (обучение в школе) и завершающий (социализация взрослого человека, осваивающего новые роли – супруга, родителя, дедушки и т.п.). Кроме того выделяют первичную социализацию, которая осуществляется ближайшим неформальным окружением, прежде всего семьей ( а также другими родственниками, друзьями, учителями, врачами и т.д.), и вторичную социализацию, которая осуществляется на более формальном, институциализированном уровне. На этом уровне агентами социализации являются школа, вуз, СМИ и т.д.
   Социализация  – двусторонний процесс, в котором  активную роль  играют индивиды, редко всецело формируемые культурой своего общества.
·  РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
   - В специфическом  социологическом смысле этот термин  предложен Вебером в качестве основного понятия для описания основной тенденции изменения западного общества. Он объединяет множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых рациональность  утверждается в качестве основного принципа  во всех сферах общественной жизни, а рациональное действие  вытесняет иррациональные ( аффективное и традиционное) (См. действие социальное  ) Современное капиталистическое общество  характеризуется рациональной религией (протестантизм), рациональным правом  и управлением  (рациональная бюрократия) , рациональным денежным обращением,  максимально рациональным поведением  в хозяйственной сфере, позволяющим добиться предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры (музыку, живопись) и рассматривается Вебером как неизбежная "судьба Запада" . Рациональность "западного типа" Вебер связывал с особенностями иудаистски-христианской формой религиозности, задаваемой ею "картиной мира". По мере углубления процесса рационализации происходит "разволшебствление" мира, разрушение религиозной "картины мира", этой фундаментальной предпосылки западного типа рациональности.
КЛАСС
   понятие,  которое употребляется в социологии в нескольких смыслах:
   1. для обозначения  социальных страт, составляющих  особую, "открытую" систему социальной стратификации, характерную для индустриального общества. Для нее, в отличие от "закрытых" кастовой и сословной систем стратификации, характерны преимущественно достижительский статус,  "открытые" социальные границы и высокий уровень социальной мобильности;
   2. как самый  общий термин  в теориях  социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий ( высший, низший и средний классы) ;
   3. как теоретическое  (аналитическое) понятие, лежащее  в основе классовых теорий  общества. В классической и современной  социологии имеются две наиболее  влиятельные классовые теории – марксистская и веберовская.
АНОМИЯ
   (букв. –  безнормность) – состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия,  индивидуальное поведение
   Понятие введено  в социологию Э.Дюркгеймом. По Дюркгейму, у человека  отсутствуют какие-либо "естественные" ограничения потребностей и желаний. Ограничения носят социальный  характер, т.е. устанавливаются обществом  посредством социальных норм. Аномия  возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус  относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида
   Социология - Наука о закономерностях развития и функционирования общества
Глобализация  
Р.Н.Абрамов
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ  – один из наиболее модных концептов  современного социального  теоретизирования, обсуждение которого вышло далеко за пределы научного дискурса. Исторически данное понятие связано с понятием империализма (Дж.Э.Гобсон, В.И.Ленин), а также со многими теориями зависимости. Современные представления о глобализации во многом опираются на теорию миро-системы, разработанную И. Уоллерстайном.
Стигма  
И.Ф.Девятко
СТИГМА  – результат категоризации  отдельных черт личности или личной идентичности в целом как  девиантной, отклоняющейся от нормы. Наибольший вклад в социологическую концептуализацию стигмы внес И.Гофман в одноименной работе (1963). В древнегреческом термин С. относился к татуировкам на теле, маркировавшим зависимый или социально не одобряемый статус носителя татуировки (раб, преступник). В социологии С.
Науковедение  (гл. 14) — термин, введенный И.А.Боричевским (1926) для обозначения теории науки, включающей теорию познания и социологию науки. Утвердился в советской литературе в 60-е гг. Доминирующей стала трактовка науко-ведения как комплексного изучения науки, преимущественно ее социальных аспектов, но в единстве с когнитивной (познавательной) составляющей. Считалось, что логика, философия, методология, история науки остаются самостоятельными направлениями, тесно связанными с науковедческим комплексом, включающим в себя социологию, психологию, экономику, управление и организацию науки.
Нравственность - внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек (группа людей, нации), этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Общество - в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений .
Cекта - братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь ( В.Даль)
Этнос это социальная общность, которой присущи специфические  культурные модели, обуславливающие  характер активности человека в мире, и которая функционирует в  соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержания определенного уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течении длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений.  
 

   П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: "Социологи-позитивисты", "Введение в историю мысли", "Теория  и практика  прогресса", "Социальная революция  и задачи нравственности", "Задачи понимания истории".
·  НАБЛЮДЕНИЕ
   - англ. observation; нем. Beobachtung. 1. Непосредственное восприятие  предметов и явлений. 2. Метод  сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях.
ЯЗЫК
   -англ. language; нем. Sprache. Система  знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, средством передачи от поколения к поколению и хранения информации.
·  ИДЕОЛОГИЯ (IDEOLOGY)
   Общие идеи и верованияслужащие  для поддержки и оправдания интересов господствующих групп. Идеологии существуют во всех обществах, в которых существует четко выраженное неравенство между группами. Понятие  “идеология”  тесно связано с понятием “власть” , поскольку идеологические системы служат для придания законности различиям в степени власти, которой обладают разные группы населения
·  ИНСТИНКТ
   (instinct). Особый  способ поведения, закладывающийся  на генетическом уровне, существует у всех представителей любого вида.
·  САНКЦИЯ
   (sanction). Виды  поощрения или наказания, с  помощью которых подкрепляются  социально приемлемые нормы поведения.
·  СЕМЬЯ (FAMILY)
   Группа  индивидов, связанных узами кровного родства, браком или отношением  усыновления. Эти люди ведут общее хозяйство, а взрослые несут ответственность  за воспитание  детей. Во всех обществах существует институт  семьи, хотя природа семейных отношений в каждом из них сильно отличается. Хотя основной формой в современных обществах является нуклеарная семья,  существуют также многообразные варианты расширенной семьи.  
 
 
 

                                      2 
 
 

                                  Введение 
 

СОЦИАЛЬНАЯ  СТРАТИФИКАЦИЯ  -  центральная  тема  социологии.  Она  объясняет
социальное  расслоение на бедных, зажиточных и  богатых.
Рассматривая  предмет  социологии,   мы   обнаружили   тесную   связь   трех
фундаментальных  понятий  социологии  -  социальной  структуры,  социального
состава  и   социальной   стратификации.   Структуры   мы   выразили   через
совокупность  статусов и  уподобили  ее  пустым  ячейкам  пчелиных  сот.  Она
располагается как бы в горизонтальной плоскости, а   создается  общественным
разделением труда.  В примитивном обществе мало  статусов  и  низок  уровень
разделения  труда,  в  современном  -  множество  статусов  и  высок  уровень
организации разделения труда.
Но как  бы много ни было  статусов,  в  социальной  структуре   они  равны  и
связаны друг с другом функционально. Но  вот   мы  заполнили  пустые  ячейки
людьми, каждый статус превратился в большую  социальную группу.  Совокупность
статусов  дала нам новое понятие –  социальный  состав   населения.  И  здесь
группу   равны   друг   другу,   они   также   расположены    горизонтально.
Действительно, с точки зрения социального  состава,  все  русские,  женщины,
инженеры,
беспартийные  и домохозяйки равны.
Однако мы знаем, что в реальной  жизни  неравенство  людей  играет  огромную
роль. Неравенство  – это критерий, при помощи которого мы  можем   разместить
одни  группы  выше  или  ниже  других.  Социальный  состав  превращается   в
социальную  стратификацию  –  совокупность  расположенных   в   вертикальном
порядке социальных слоев, в частности,  бедных,  зажиточных,  богатых.  Если
прибегнуть  к физической аналогии, то социальный состав –  это  беспорядочная
совокупность  железных  опилок. Стратификация – это определенным  образом
«ориентированный» состав населения.
      Что  же  «  ориентирует   »   большие  социальные  группы?  Оказывается
неодинаковая  оценка обществом значения и роли каждого  статуса  или  группы.
Сантехник или дворник  ценятся  ниже  адвоката  и  министра.  Следовательно,
высокие статусы  и занимающие их люди  лучше вознаграждаются,  имеют  больший
объем власти, выше престиж их занятия, более высоким  должен быть  и  уровень
образования. Вот мы и получили  четыре  главных  измерения  стратификации  –
доход, власть, образование, престиж. И все, других  нет.  Почему?  А  потому
что они  исчерпывают круг
социальных  благ, к которым стремятся люди. Точнее  сказать,  не  самих  благ
(их как  раз может быть много),  а  каналов доступа к ним.  Дом  за  границей,
роскошный автомобиль,  яхта,  отдых  на  Канарских  островах   и   т.  п.  –
социальные  блага,  которые  всегда  в  дефиците  (т.е.  высокочтимы   и  не
доступны  большинству) и приобретаются благодаря  доступу к деньгам и  власти,
которые, в  свою  очередь,  достигаются  благодаря   высокому  образованию  и
личным качествам.
  Таким  образом, социальная структура   возникает  по   поводу  общественного
разделения  труда, а  социальная  стратификация  –  по  поводу  общественного
распределения результатов труда, т.е. социальных благ.
   А  оно всегда неравное. Так возникает   расположение  социальных  слоев   по
критерию  неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу. 
 
 

                       Теория социальной стратификации 
 

Социальная  стратификация  выражает  социальную   неоднородность   общества,
существующее  в нем неравенство, неодинаковость социального  положения  людей
и их групп. Под социальной стратификацией  понимается  процесс  и  результат
дифференциации  общества  на  различные  социальные  группы  (слои,  страты),
отличающиеся  по  своему  общественному  статусу.   Критерии   подразделения
общества  на  страты  могут   быть   самыми   разнообразными,   притом   как
объективными,  так  и  субъективными.  Но чаще  всего сегодня   выделяются
профессия, доход, собственность, участие во  власти,  образование,  престиж,
самооценка  личностью своей социальной позиции (самоидентификация)  и  др.  В
эмпирических  социологических исследованиях  социальной  стратификации  обычно
выделяют  три-четыре  основных  измеряемых  признаков  -  престиж  профессии,
уровень дохода, отношение к политической власти и уровень образования.
      При   всем   различии   теоретических   толкований   сути   социальной
стратификации можно все же выделить общее:  это  естественное  и  социальное
расслоение  общества, имеющее иерархический  характер, устойчиво  закрепляемое
и   поддерживаемое    различными    социальными    институтами,    постоянно
воспроизводимое  и  модернизируемое.  Естественные  различия  между   людьми
связаны с  физиологическими  и  психологическими  их  особенностями  и  могут
служить основой  социального неравенства.
   Неравенство  людей  –  социальных  общностей   является  одной  из  главных
характеристик общества на протяжении всей истории его  развития.  Каковы  же
причины  социального  неравенства?   В   современной   западной   социологии
господствует  мнение, что социальная стратификация  вырастает из  естественной
потребности общества в стимулировании деятельности индивидов,  мотивируя  их
деятельность  через  соответствующие  системы  наград  и  поощрений.  Однако
данное  стимулирование  в   различных   научно-методологических   школах   и
направлениях  интерпретируются  по-разному.  В  этой  связи  можно  выделить
функционализм, статусную, экономическую теории и др.
      Представители    функционализма    объясняют    причину    неравенства
дифференциацией функций, выполняемых различными группами, слоями,  классами.
Функционирование  общества,  по  их  мнению,   возможно   только   благодаря
разделению  труда, когда каждая социальная группа, слой,  класс  осуществляют
решение соответствующих  жизненно  важных  для  всего  социального  организма
задач: одни  занимаются  производством  материальных  благ,  другие  создают
духовные  ценности, третьи управляют т т.д. Для нормального  функционирования
общественного  организма  необходимо  оптимальное   сочетание   всех   видов
деятельности, но некоторые из них с позиций  этого организма  являются  более
важными, другие менее важными. Так, на основе  иерархии  социальных  функций
складывается  соответствующая иерархия групп, слоев, классов их  выполняющих.
На  вершину  социальной  пирамиды  ставятся  те,  кто   осуществляет   общее
руководство  и  управление,  ибо  только  они  могут  поддерживать  единство
государства, создавать необходимые условия  для успешного  выполнения  других
функций.
   Подобная  иерархия существует не только  на уровне государства в целом,  но
и в каждом социальном институте. Так,  по  мнению  П.  Сорокина,  на  уровне
предприятия  –  основу  межпрофессиональной  стратификации  составляют   два
параметра: 1) важность занятия (профессии) для  выживания и  функционирования
организма  в  целом;  2)  уровень  интеллекта,  необходимый  для   успешного
выполнения  профессиональных  обязанностей.  П.А.   Сорокин   считает,   что
наиболее  социально-значимые профессии это  те, которые  связаны  с  функциями
организации и контроля. Недобросовестная работа рядового труженика  принесет
вред предприятию. Но этот  вред  несравним  с  тем,  который  будет  нанесен
предприятию,  если  недобросовестно,  безответственно  будут  поступать  его
высшие должностные  лица, руководители. Таким  образом,  в  любом  конкретном
сообществе  более профессиональная работа проявляется  в более высоком  уровне
интеллекта, в  функции  организации  и  контроля,  в  более  высоком  ранге,
который занимают люди этих профессий в межпрофессиональной  иерархии.  Ясным
подтверждением  этому положению, по  мнению  П.  Сорокина,  служит  постоянно
действующий   универсальный   порядок,   который   состоит   в   том,    что
профессиональная  группа неквалифицированных рабочих  всегда  находится  внизу
профессиональной  пирамиды.  Люди,  принадлежащие  к  этой  профессиональной
группе, являются самыми низкооплачиваемыми работниками. У них  меньше  всего
прав  и  самый  низкий  уровень  жизни,  самая  низкая  функция  контроля  в
обществе.
   Близким  по смыслу функционализму  является  статусное  объяснение  причин
социального  неравенства.  С  точки  зрения  представителей   этой   теории,
социальное  неравенство  –  это  неравенство  статусов,  вытекающее  как  из
способностей  индивидов выполнять ту  или  иную  социальную  роль  (например,
быть компетентным, чтобы управлять,  обладать  соответствующими  знаниями  и
навыками, чтобы  быть профессором, изобретателем, адвокатом  и  т.д.),  так  и
из возможностей, позволяющих человеку достичь того  или  иного  положения  в
обществе   (происхождение,   владение   собственностью,   принадлежность   к
влиятельным политическим силам и т.д.).
    Экономический  подход  при   объяснении  причин  социального   неравенства
связан  с   интерпретацией   отношений   собственности.   С   точки   зрения
представителей  этого  подхода  те индивиды  и группы,  которые   обладают
собственностью,  прежде  всего  собственностью  на  средства   производства,
занимают  господствующее  положение  и  в  сфере  управления,  и   в   сфере
распределения и потребления материальных и  духовных благ.
Наиболее краткое определение социальной стратификации,  часто  встречающееся
в социологической  литературе, отождествляет  ее  с  социальным  неравенством
как универсальным  феноменом человеческой цивилизации. При  более  тщательном
анализе этого  явления в  нем,  как  правило,  выделяют  две  главные  черты.
Первая  связана  с  дифференциацией  населения  в  иерархически  оформленные
группы,  т.е.  высшие  и  низшие  слои  (классы)  общества.  Второй  момент,
характеризующий   социальную   стратификацию,   заключается    в    неравном
распределении  в  обществе  различных  социокультурных  благ  и   ценностей,
перечень  которых весьма широк.
   В   социологической  теории  социальная  стратификация  анализируется   под
углом  зрения  взаимодействия  трех  фундаментальных  уровней   общественной
жизни:  культуры,   образующей   ценностно-нормативный   уровень   регуляции
поведения людей,  социальной  системы  (системы  социального  взаимодействия
людей, в  ходе  которого  образуются  различные  формы  групповой  жизни)  и,
наконец, уровня поведения самой личности, затрагивающего  его  мотивационную
сферу.
   Если  эти общие  принципы  социологического  анализа  перенести  на  сферу
социальной  стратификации, то  следует  признать,  что  конкретные  формы  ее
проявления  в том или ином обществе  будут определяться взаимодействием двух
основных  факторов: социальной системы или,  точнее  говоря,  происходящих  в
обществе  процессов   социальной   дифференциации   с   одной   стороны,   и
господствующих  в  данном  обществе  социальных   ценностей   и   культурных
стандартов, с другой.
 Рассмотрим  этот процесс более  подробно.  Сразу  уточним  исходное  понятие
социальной  дифференциации,  которое  в  нашей  литературе   истолковывается
довольно  узко и обычно отождествляется с разделением общественного труда.  В
социологической теории под социальной дифференциацией  понимается  вычленение
различных подсистем и единиц  социальной  системы  в  ходе  ее  развития,  в
качестве  которых  выступают  социальные  институты,  коллективы,  группы  и
социальные  роли. Однако в теории социальной стратификации  внимание в  первую
очередь  обращается  на  социально-дифференцирующие  признаки,   порождающие
неравенство между людьми.
    По  мнению  Т.  Парсонса,  заложившего   основы  теоретического   анализа
социальной  стратификации, многообразие существующих  в  обществе  социально-
дифференцирующих  признаков может  быть  классифицировано  по  трем  основным
группам. Первую образуют «качественные характеристики»  людей,  которыми  они
обладают  от  рождения,  такие,  например,  как этническая  принадлежность,
половозрастные  особенности,  родственные  связи,  различные  физические   и
интеллектуальные  особенности личности.  Вторая  группа  включает  социально-
дифференцирующие  признаки, связанные с «исполнением  роли»,  куда  относятся
различные виды профессионально-трудовой  деятельности.  И,  наконец,  третью
группу образуют, как их называет Т. Парсонс,  «обладания»,  сюда  включаются
собственность, материальные и духовные ценности, привилегии,  товары  и  др.
Не трудно заметить, что  на  различных  ступенях  общественного  развития  в
качестве   социально-дифференцирующих   признаков   выдвигались    различные
критерии.  Так,  на  ранних  ступенях  общества  социальное  неравенство   в
значительной мере определялось «качественными характеристиками». В  условиях
современного   промышленно   развитого    общества    критерии    социальной
дифференциации    перемещаются    в     область     производственно-трудовой
деятельности, хотя  определенную  роль  продолжают  играть  и  «качественные
признаки», не говоря уже о значении критериев  третьей группы,  роль  которых
в истории  всегда была значительной. С точки  зрения социологического  подхода
принципиально важно зафиксировать, что господствующие в обществе  культурные
стандарты  и  ценности,  идеологические  нормативы  определяют   объекты   и
критерии  социальной дифференциации, их социальную значимость. 

В социологической  теории социальная стратификация увязывается  не  только  с
процессом  социальной дифференциации,  но  в большей мере  с оцениванием
занимаемой  человеком  позиции  вообще.  По  словам  Б.  Барбера,  социальная
стратификация  «есть  продукт  взаимодействия  социальной  дифференциации  и
социальной  оценки».  Уточняя  этот  теоретический  постулат,  С.  Айзенштадт
подчеркивает, что «социальная  стратификация  связана  с  дифференцированной
оценкой  ролей  и  соответствующим  размещением  наград».  Термин  «награда»
следует понимать в данном случае предельно широко,  относя  сюда  не  только
материальный  доход и привилегии, но и любые  другие  общественные  ценности,
которые  стремятся  получить  индивиды.  Термины  «оценка»  и   «оценивание»
используются  здесь не  в  моральном,  а  более  широком  смысле  слова,  как
общественно значимое вознаграждение человеческой деятельности. Хотя  следует
признать,   что   моральная   оценка,   выносимая   общественным    мнением,
одобрительная или неодобрительная, как  правило,  сопровождает  почти  любое
передвижение  по  лестнице  социальной  иерархии.  Оценивание  эффективности
выполняемой  человеком  социальной  роли  и   соответствующей   ей   позиции
составляет  ключевой  момент  в  социологической  интерпретации   социальной
стратификации.
   Следовательно,  процесс оценивания, как бы  автоматически,  предопределяет
место индивида или группы в  социальной  иерархии.  Поэтому  под  социальной
стратификацией  следует  понимать  «структурно  регулируемое  неравенство,  в
котором люди ранжируются «выше» или «ниже» в  соответствии с  той  социальной
значимостью,   которой   обладают   социальные   роли   и   различные   виды
деятельности».
     Если   принять   вслед   за   американским   социологом   Б.   Барбером
процитированное выше положение о социальной  стратификации  как  «структурно
регулируемом  неравенстве», то мы невольно  приходим  к  выводу  о  том,  что
социальное  неравенство должно выполнять в  обществе  определенные  позитивные
функции.  Эта  идея  звучит  диссонансом   популярной   в   нашем   обществе
уравнительной  морали  и  она,  на  первый  взгляд,  кажется  противоречащей
принципам гуманизма и демократии. Но в  действительности  дело  обстоит  как
раз наоборот. Старые  идеологические  догмы  и  все  еще  крепко  живущие  в
общественном  сознании иллюзии всеобщего равенства  и  справедливости  мешают
видеть тот  несомненный исторический факт,  что  социальное  неравенство  при
правильном  его регулировании может  служить  мощным  стимулом  общественного
прогресса. И напротив, при его искусственном  сдерживании и попытках  строгой
регламентации,  как  это  имело  место  в  недавней  истории  нашей  страны,
превращается  в тормоз общественного развития. Н. Бердяев,  будучи  одним  из
самых  последовательных  оппонентов  коммунистической  утопии,   справедливо
отмечал, что  «свобода есть право на неравенство».
Итак, каков  же конкретный механизм дифференцирования  оценки различных  видов
человеческой   деятельности,   лежащей   в   основе   процесса    социальной
стратификации? 
 
 

                                  Механизм 
 

Исходный  постулат гласит:  существующая  в обществе  система стратификации
теснейшим образом связана с господствующей  системой  ценностей,  на  основе
которой формируется  «нормативная шкала оценивания», позволяющая  ранжировать
различные  виды  деятельности,  вознаграждая  их  неравным  образом.   Иными
словами, сущность социальной стратификации заключается  в размещении людей  и
коллективов по определенным социальным позициям, которые,  в  свою  очередь,
подвергаются  оцениванию, как находящиеся «выше» или  «ниже»  по  нормативной
шкале стратификации, т.е.  ранжируются  как  обладающие  различной  степенью
социального  престижа.  По  словам  Т.  Парсонса,  «стратификация  в   своем
оценочном  аспекте  представляет  собой  ранжирование  единиц  в  социальной
системе в  соответствии с общеразделяемыми  ценностными стандартами».  Эта
оценка, уточняет американский социолог, носит  дифференцированный  характер,
а  действующая  в  обществе  нормативная  шкала  оценивания  и  ранжирования
базируется  на господствующей системе ценностей. Впервые эту интерпретацию
стратификации предложил известный американский социолог У. Л. Уорнер,  автор
знаменитого  исследования  «Янки-сити».  С  точки  зрения   функционирования
социальной  системы как целого, отмечал он, дифференцированная  оценка  ролей
необходима  для  того,  чтобы   обеспечить   необходимую   для   нормального
функционирования  общества   координацию   различных   видов   деятельности,
соответственно  мотивируя людей  через  систему  наград  и  поощрений.  Стало
быть,  объективная   потребность   в   социальной   стратификации   общества
заключается в необходимости размещения  людей  и  коллективов  по  различным
социальным   позициям,   имеющим    неравный    общественный    престиж    и
соответствующие ему привилегии, доход, власть, культурные  ресурсы,  которые
играют роль  побудительного  мотива  эффективного  исполнения  людьми  своих
обязанностей.
   Предпосылкой  процесса ранжирования является  сравнение  различных  позиций
и  выполняемых  людьми   ролей,   ибо   эффективность   выполнения   ролевых
предписаний, отношение к работе  значительно  варьируются  среди  индивидов.
Если иметь  в виду современное  общество,  то  социальные  статусы  (позиции)
могут подвергаться сравнению по трем  критериям:  во-первых,  по  личностным
характеристикам,  таким  как  интеллигентность,  красота  или   сила,   т.е.
относятся к индивидуально-биологическим предпосылкам  выполнения  роли.  Во-
вторых, сравнение  может осуществляться под  углом  зрения  профессионального
мастерства  и способностей, необходимых для эффективного выполнения  роли.  И
третий  критерий  для  сравнения  связан  с  теми   последствиями,   которые
оказывают на  общество  или  коллектив  выполнение  данной  роли.  Сравнение
позиций и  последующее их ранжирование по  принятой  в  обществе  нормативной
шкале стратификации  имеет своей целью, подчеркивает  М.  Тюмин,  «обеспечить
поиск наиболее подходящих людей для соответствующих  ролей»,  особенно  важно
найти талантливых  и способных людей, осуществить  их  эффективную  подготовку
и тренировку.
   В  рамках  теоретического  подхода   к  изучению  социальной  стратификации
обобщенная  оценка предполагает наличие  «совокупного  социального  статуса»,
под которым  подразумевается «место индивида и  иерархии  социальных  оценок,
основанное  на некотором типе кумулятивной оценки всех занимаемых статусов  и
всех наград, которые он способен получить». В  эмпирической  социологии,  где
обязательно требуется использовать  измеряемые  факторы,  обобщенная  оценка
престижа  позиции обычно  операционализируется  посредством  трех  измеряемых
признаков – престижа профессии, уровня дохода  и  уровня  образования.  Этот
популярный  в западной социологии тип обобщенного  статуса  принято  называть
Социально-экономическим  индексом позиций.
   Что  касается  «наград»,  в  которых  как  бы  объективируется  социальная
оценка деятельности, то их перечень довольно широк  и  зачастую  сводится  к
трем-четырем  основным, таким как материальные блага,  собственность,  власть
и культурные ресурсы (образование), хотя в реальности их может быть  гораздо
больше.   Дифференцированная   оценка   деятельности   индивидов   и   групп
подразумевает наряду с этим автоматическое распределение  «наград»  вместе  с
размещением позиций по шкале социальной иерархии. Получается, что  «награды»
как  бы  встроены  в  ранжированные  социальные  позиции  индивидов.   Таким
образом,  размещение  позиций  по  шкале  социального  престижа  (социальное
оценивание) и  распределение  в  обществе  материальных  благ,  ценностей  и
прочих наград, включая власть, это две стороны одной медали.
    Такого рода трактовка процесса  социальной стратификации  дает  основание
некоторым  исследователям  считать  ее   характерной   особенностью   именно
неравное  распределение  в  обществе  различных  «наград».  Так   поступает,
например,  американский  социолог  Дж.  Ленски,  отождествляющий  социальную
стратификацию с процессом распределения в  обществе трех основных  ценностей,
к  которым,  по  его  убеждению,  всегда  стремятся  люди.  Это  –   власть,
привилегии и престиж. Дифференциация общества на различные классы как раз  и
объясняется, по его мнению, неравным распределением указанных ценностей,  из
которых он на первое место выдвигает власть.
   Однако  далеко не всегда оценка (награда)  адекватна  социальной  позиции,
занимаемой  человеком.  Нередко  случается  так,  что  занимаемая  человеком
позиция является довольно высокой, а ее оценка  –  низкой.  Типичный  случай
несоответствия  статуса  и  оценки,  когда   человек   с   высоким   уровнем
образования  получает  низкую  зарплату.  Этот  феномен   получил   название
«статусной  инкосистенции» (несовместимости). Он относится не только  к  двум
указанным позициям (образованию и зарплате)  совокупного  статуса,  но  и  к
любым   другим.   Многолетнее   его   изучение   выявило   ряд    интересных
закономерностей.  Обратим  внимание  на  две   из   них.   Первая   касается
индивидуальной  реакции человека на статусную несовместимость.  Как  правило,
она  характеризуется  наличием  стрессовой  реакции  у   индивида,   который
переживает  несправедливую  оценку  занимаемого  им  статуса.  Второй  момент
относится к сфере политической социологии. Изучение поведения избирателей  в
период  выборов  показало,  что  люди,  находящиеся  в  ситуации   статусной
несовместимости, чаще всего имеют довольно радикальные политические  взгляды
и предпочитают оказывать поддержку кандидатам  либерального  и  радикального
толка.
   В  том же случае, когда имеет  место совпадение  или  близость  позиций  по
ряду  существенных  признаков  у определенной  группы  людей,  то   принято
говорить  о  «классовой  кристаллизации»  или,  иными  словами,  формирование
класса в  самом  широком  смысле  этого  слова.  Правда,  может  возникать  и
определенная  путаница с  понятиями  «класса»  и  «страты»,  ибо  их  нередко
отождествляют, хотя в узком и  строгом  смысле  слова  под  стратой  следует
понимать  определенный социальный срез  или  слой,  выделяемый  по  какому-то
отдельному  параметру стратификации – доходу,  образованию,  собственности  и
т.п.
     Размышляя   о   проблемах   взаимоотношения   личности   и   социальной
стратификации,  следует  напомнить,  что  человек  не   является   пассивным
носителем  социальной  позиции.  Занимаемое  им  место   в   обществе,   его
социальный  престиж  обязательно  вызывают  в  нем  определенные  личностные
реакции.  Так,  существующая  в  обществе   нормативная   шкала   социальной
стратификации может стать  объектом  его  личных  устремлений,  переживаний,
удовлетворенности  или  фрустации,  что   в   конечном   счете   затрагивает
мотивационную сферу личности – побуждает  человека  к  активному  выполнению
своих  профессиональных  обязанностей  или,  напротив,  относиться   к   ним
индифферентно, работать, так сказать «спустя  рукава».  В  отдельных  случаях
человек может  негативно  расценивать  существующую  в  обществе  нормативную
шкалу  стратификации,  уклоняться  от  участия  в  трудовой  и  общественной
деятельности  или  даже  вступить  на  путь  борьбы  против   господствующих
общественных  устоев, будучи  убежденным  в  несправедливости  сложившейся  в
данном  обществе  системы  распределения   материальных   благ,   культурных
ценностей, властных полномочий. Общественная практика  свидетельствует,  что
фактически  для любого индивида, занимаемый им в обществе  статус  является
важнейшим условием самоутверждения его как  личности.
   Исторический  опыт свидетельствует о  том,  что  формирование  нормативной
шкалы оценивания социальных позиций не может опираться  только  на  власть  и
принуждение,  ибо  любая власть,  как справедливо отмечает   Г.   Ленски,
стремится быть легитимной, опираться не только на право и  закон,  но  и  на
убеждение, на принятие в обществе моральные  нормы и ценности, в том числе  и
понятия  о  справедливости.  Эту  функцию  общественной  морали  В.   Джеффи
называет  феноменом   «поддерживающей»   идеологии.   Она   есть   результат
господствующей  в обществе системы ценностей  и верований, норм  и  убеждений,
создающих идейную и моральную почву  для  применения  с  помощью  действующей
власти   нормативной   шкалы   оценивания,   в   соответствии   с    которой
распределяются  материальные блага и ценности, привилегии, да и сама  власть.
«Для   людей,   занимающих   высокие   позиции,   господствующая   идеология
обеспечивает  оправдание их привилегий  и  исключительных  прав.  Для  людей,
находящихся   на   невыгодных   позициях,   идеология   стремится    внушить
оправданность  и  приемлемость  их  положения.  В   американском   обществе,
например, существование  «социального  дна»  объясняется  обычно  нежеланием
этих людей  «делать  карьеру»,  неприятием  ими  господствующих  в  обществе
моральных образцов и ценностей, ориентирующих  людей на достижение  успеха  и
карьеры, активную профессиональную деятельность. 
 
 

                                   Генезис 
 
 

   Изучение  господствующей в обществе морали  и  идеологии  дает  возможность
объяснить феномен возникновения престижных групп, которые общество  наделяет
особым почетом. Фактически любая  престижная  группа  в  обществе,  будь  то
римские патриции или дворянское сословие, наделялась уникальными  правами  и
привилегиями  в силу их особо ценимых  господствующей  властью  и  идеологией
заслуг. С  одной стороны,  высокопрестижные  группы,  как  правило,  являются
ближайшей опорой власти, с другой – они выступают  в  качестве  авторитетных
представителей  господствующей в обществе идеологии  и морали,  обосновывающей
их особые заслуги перед обществом.
   В  нашей стране после Октябрьской  революции правящей  партией   большевиков
был выдвинут курс на строительство бесклассового общества и создание  такого
социального порядка, где фактически  должно  было  отсутствовать  социальное
неравенство и, следовательно, не должно  быть  и  социальной  стратификации.
Правда, не следует забывать, что за чертой  этого  «самого  справедливого  и
самого демократического»  общества  оставались  многочисленные  представители
старых  «непролетарских»  слоев  –  дворяне,  помещики,  купцы,   зажиточные
крестьяне, ремесленники, интеллигенция и прочие «бывшие». Сегодня мы  знаем,
что в годы гражданской войны и после  свертывания  НЭПа  значительная  часть
выходцев  из  старых  сословий  была  фактически   истреблена.   Трагической
особенностью  строительства  социализма   в   нашей   стране   было   резкое
расхождение  между   провозглашенными    официальной   идеологией   всеобщим
равенством  и уродливой системой социального  неравенства.
   После  Октябрьской революции власть  в лице «диктатуры  пролетариата»,  или
точнее, вождистско-харизматической  диктатуры, а  затем  диктатуры  партийно-
государственной  бюрократии,  была  инструментом  тотального  подавления   и
принудительного
регулирования  общественной  жизни.  При  этом  следует  помнить,  что  сами
политические  вожди  рассматривали  власть  (диктатуру  пролетариата)  прежде
всего как  инструмент  строительства  «нового  социалистического  общества»,
орудие  осуществления  в  небывало  короткие  сроки  модернизации  общества,
перевода  его  на  рельсы  индустриального  развития.  Поэтому  несмотря  на
провозглашаемые официальной идеологией всеобщее равенство и  справедливость,
начинает  создаваться новая  система  социального  неравенства,  вызванная  к
жизни объективными потребностями развития индустриального  общества, с  одной
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.