На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сны и сновидения героев Пушкина

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                   Содержание работы
I  Глава первая.
Сны и сновидения. Определение  понятий и обоснование  работы               стр.3 
 
 

II Глава вторая. 

Сны героев Пушкина                                                                                             стр.5 

1. Сон Марьи  Гавриловны из повести «Метель»                                                   стр.6
2. Сон Адрияна  Прохорова (повесть "Гробовщик)                                                стр. 8
3. Сновидение Григория из «Бориса Годунова»                                                    стр.10
4. Сон Петра  Гринева из повести "Капитанская  дочка"                                        стр.11
5. Сон Татьяны  из романа «Евгений Онегин»                                                       стр. 13  

III Глава третья. 
Поэтика сновидений                                                                                               стр.14
 

IV Список используемой литературы                                                                     стр.15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                        Пушкин... унес с собою.. .великую тайну. 
                                                                                И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем. 
                                                                                                    Ф. М. Достоевский
 

                                                        Глава первая 
                                                     Сны и сновидения 
                                    Определение понятий и обоснование работы
 

       Сон у человека, как и у животного, вызывается усталостью и переутомлением, 
что создает потребность отдыха и покоя. В состоянии сна к переутомленному, 
уставшему организму возвращается необходимая бодрость и сила для новых действий, 
из которых слагается жизнь.

       Какова физиологическая природа сна? Истощение нервной системы вызывает 
замедление кровообращения, что, в свою очередь, обусловливает замедление всех 
жизненных функций. Вследствие этого внимание и воля утрачиваются, и наступает 
забытье - сон. Когда человек засыпает, у него прекращается связь с внешним миром, он отчасти теряет сознание собственного бытия, наружные предметы и явления не 
действуют на него более. Только мозг продолжает свою деятельность, которая создает 
грезы и сновидения.

       Сновидения и грезы являются оттого, что некоторые органы засыпают, а другие 
продолжают бодрствовать. Постепенно все органы успокаиваются, и настает глубокий и 
спокойный сон. После нескольких часов такого сна, когда органы приобретают 
достаточную силу и нуждаются в новом труде, а уставшие органы зрения продолжают 
свой путь, снова приходят сновидения, но более определенные, часто хорошо 
запоминаемые.

       Сновидения являются результатом деятельности памяти и воображения, поэтому- 
то они и бывают так различны по смыслу и имеют так мало общего с тем, что может 
происходить в действительной жизни. Но сновидения, по своему смыслу почти всегда 
соответствуют общественному положению, умственному развитию, физическому 
состоянию, темпераменту и возрасту спящего. Сны поэта никогда не снятся сапожнику. 
Нищий никогда не увидит снов миллионера.

       Сновидения ужасные, тяжелые, страшные бывают вызваны следующими 
причинами: сильными впечатлениями, получаемыми в бодрствующем состоянии, каким 
- либо из ряда вон выходящим случаем или событием, личным участием в каком - либо 
выдающемся происшествии; наконец, плохим состоянием желудка, неудобной постелью 
или неудобным положением во время сна. Поэтому весьма немногие сны имеют 
прозаическое, реальное значение. Так сон трактует традиционная медицина.
 

       Но есть и другие точки зрения. Сновидения издревле волновали людей, ощущавших в них нечто неподвластное разуму. Именно разуму, потому что все рациональные и психоаналитические толкования проблему не решили. 
Сны снятся, люди в них верят или не верят, но рассказывают друг другу и пытаются 
толковать. Именно иррациональность сна всегда влекла искусство (в том числе русское): 
и музыку, и живопись, и литературу.

       Сон Святослава в «Слове о полку Игореве», сон Обломова, бредовые сновидения 
Роди Раскольникова, сны героев Л.Н.Толстого, знаменитые сны героини Чернышевского 
Веры Павловны - даже этот небольшой перечень говорит о том, что в русской 
литературе сон всегда нес смысловую нагрузку, в нем подспудно, а иногда и явно 
раскрывались будущие испытания героя, шла психологическая мотивация его 
поступков.

       А. М. Ремизов пишет об этом так: «В снах дается и познание, и сознание, и 
провидение».
 

В словаре В.И.Даля понятия «сон» и «сновиденье» разделены. Даль многозначен: 
сон- это отдых тела в забытьи чувств, причем это забытье трактуется дальше как морока, бред - сон на яву. Сновиденье-это виденье во сне, грезы бред, игра воображения. Если 
говорить о снах и сновидениях в произведениях русской литературы, то эти понятия 
порой трудно разделить, ибо забытье героев это и есть их отдых (как у Обломова, 
например), или короткий бред беспокойного сознания, напряженность чувств (как у 
Пети Ростова) и т. д. Для нас важно прежде всего, что сны - всегда значимые эпизоды 
произведений, которые раскрывают концепцию, образа и несут смысловую нагрузку.

Говоря о значении сна в осмыслении глубинных течений литературного произведения, нельзя пройти мимо пушкинских творений: «Бориса Годунова», «Евгения 
Онегина», «Капитанской дочки», «Пиковой дамы», «Гробовщика». Все вместе они 
составляют большое «сновиденческое пространство». Эти произведения знает каждый 
школьник, и тем не менее сны героев А.С. Пушкина, в которых особенно раскрывается 
его мастерство как психолога как-то не очень четко запечатлеваются в нашей школьной 
памяти. Поэтому я хочу подробно остановиться на теме «Сны и сновидения героев А. С. 
Пушкина». Меня привлекает эта тема еще и тем, что, кроме "говорящей мистики", в 
снах отразилась своя специфическая поэтика.

                                                  Глава вторая
 
                                            Сны героев Пушкина
 

       "Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Повести Белкина", "Капитанская дочка" - 
любимые произведения читающих людей. Попытаемся определить место сновидения в 
развитии каждого из перечисленных произведений.

       Внимательно читая текст, нетрудно заметить, что сны герои видят перед какими - 
либо решающими событиями. И связано это с тем, что в судьбе каждого героя сны 
играют роль пророчества, предсказания: такова первая и, несомненно, важнейшая 
функция сна в сюжете пушкинских произведений.

Характерно и  то, что пробуждение пушкинских героев происходит в кульминационный 
момент сновидений. Свои сновидения герои, как правило, не «досматривают». 
Примечательна также эмоциональная наполненность сновидения. Падение в конце сна - 
тоже эмоция, хотя и видоизмененная и, очевидно, самая сильная, поскольку приводит к 
пробуждению.
 
 

                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  1
                    Сон Марьи Гавриловны из повести «Метель»
       "Метель" - повесть о том, как живая жизнь побеждает книжное представление о 
жизни; повесть о следовании духу судьбы, божьему промыслу. Символом этой живой 
жизни является метель. Именно метель сотворяет то, что распадается нежизнеспособная 
романтическая любовь и неожиданное продолжение и разрешение получает поговорка 
родителей Марьи Гавриловны "Суженого конем не объедешь". Решающая ночь, когда 
героиня видит вещий сон, - ночь метельная: ветер воет, ставни трясутся и стучат - и все 
это кажется ей угрозой и печальным предзнаменованием.

       Вспомним пушкинский текст: "...Перед самым рассветом она задремала; но и тут 
ужасные мечтания поминутно ее пробуждали. То казалось ей, что в самую минуту, когда 
она садилась в сани, чтобы ехать венчаться, отец останавливал ее, с мучительной 
быстротой тащил ее по снегу и бросал в темное, бездонное подземе лье... и она летела 
стремглав, с неизъяснимым замиранием сердца.. То видела она Владимира, лежащего на 
траве, бледного, окровавленного. Он, умирая, молил ее пронзительным голосом 
поспешить с ним обвенчаться.. Другие безобразные, бессмысленные видения неслись 
перед нею одно за другим."

       Видела она это окровавленное и пронзительное, очутившись на дне «бездонного 
подземелья», куда сбросил ее отец. Этот звучащий - с пронзительным голосом - вещий 
сон есть концентрированное образно-символическое воплощение идеи произведения.

       Мария Гавриловна - единственное дитя уже немолодых родителей, которые хотят 
ей счастья и проницательны в оценке Владимира как потенциального мужа дочери. И 
она терзается противоречиями, поэтому во сне отец тащит ее из саней, причем «с 
мучительной быстротой», как будто хочет спрятать, скрыть от глаз, но одновременно он 
бросает ее в подземелье (мотив наказания за своеволие, запрета). Во сне Марья 
Гавриловна видит препятствия к своему браку с Владимиром.

      И судьба Владимира предрешена в сне Марьи Гавриловны: он бледен, слаб, 
беспомощен и окровавлен. Он в ее сне умирает, и эта вещая смерть есть 
предзнаменование будущей реальной смерти героя. У него во сне ни сил, ни желаний 
нет, лишь мольба и пронзительный голос, который звучит в душе у бедной Марьи 
Гавриловны. На самом деле описание его блужданий ломают романтическую мечту. В 
противоположность героине, Владимир лишен дара судьбы, дара предвидения, поэтому 
он обречен блуждать в жизненной метели и потерпеть неудачу. Нет Божьего 
благословения - нет пути.

       Бурмин, подобно Марье Гавриловне, тоже следует Божьему промыслу. Вот как 
передает Пушкин его состояние: "... непонятное беспокойство овладело мною; казалось, 
кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я поехал в самую бурю..." И 
герой, и героиня инстинктивно чувствуют, что метель в корне изменила их жизнь, и 
судьба действительно расставляет все по своим местам.

       Мимолетным оказалось стремление Марьи Гавриловны к независимости, ее «романтический бунт» ничем не завершился, она быстро подчинилась власти 
обстоятельств и стала жить по законам предков (родителей и дедов). Но ситуация 
выбора, мятежность героини великолепно отражены в ее сне. Именно сон и образ 
метели как метафоры жизни выводят бытовой рассказ в разряд философских 
произведений о человеческом бытии, о способности слышать глас судьбы. Об этом 
слова Баратынского:

                                            Всех благ возможных тот достиг, 
                                              Кто дух судьбы своей постиг
 
 
 
 

                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     2
                  Сон Адрияна Прохорова (повесть "Гробовщик")
      "Г робовщик" - произведение о том же: о жизни и о судьбе. Адриян допускает 
отступление от закона нравственного, Господнего - и получает своеобразное 
предупреждение в виде "бала мертвецов". В чем заключается это отступление? Он 
привык на смерть людей смотреть с точки зрения выгоды: "в мыслях он хоронит 
живых", он растерял простые человеческие связи, человеческое отношение к миру. Из 
повести мы узнаем, что тайна материального благополучия Адрияна кроется в обмане и 
мертвых, и живых. Постоянная забота о том, как бы половчее продать свой товар, как бы 
получить богатый заказ, мечта о смерти купчихи Трюхиной, "которая уже около года 
находилась при смерти", - все это живет в подсознании героя и нравственно его 
разлагает. Эпизод сна настолько тонко и талантливо вплетен в сюжет рассказа, что 
трудно оторвать пьяные сновидения героя от его реальных обид, ворчаний, тайных 
желаний и предвкушения подзаработать. Это достигается, в частности, такими 
конкретными деталями сна, как «гривенник на водку», « поехал на Разгуляй», «модный 
сюртук» наследника купчихи Трюхиной, живая картина отпевания и т.д.

       А дальше начинается кошмар. "Комната полна была мертвецами. Луна сквозь 
окна освещала их желтые и синие лица, ввалившиеся рты, мутные полузакрытые глаза и 
высунувшиеся носы..." Все это были клиенты, приглашенные им попировать в отместку 
сапожнику, булочнику, переплетчику, которые задели его: «пей за здоровье своих 
мертвецов». И опять все кажется в порядке и нет ничего неожиданного. Но такие сны 
так просто не кончаются: отставной сержант гвардии Петр Петрович Курилкин,

которому гробовщик  продал свой гроб и не без обмана: сосновый за дубовый, - 
напомнив о себе, "простер ему костяные объятия". Гробовщика это задело, он оттолкнул 
Курилкина, а тот, несчастный, не выдержал, упал и рассыпался. И вот конец: мертвецы, 
заступаясь за Курилкина, набросились на гробовщика - "оглушенный их криком и почти 
задавленный, сам упал он на кости отставного сержанта и лишился чувств".

       Сон Адрияна - это метафора неправедной жизни - с ложью и обманом, 
сословными предрассудками, по которым бедняк и на том свете стесняется своего 
рубища и не участвует в общем бале мертвецов. Такая жизнь хуже смерти, и поэтому 
Адриян лишается чувств.

      Пробуждение после хмельного бредового сна тяжело: "С ужасом вспомнил Адриан все 
вчерашние происшествия. Трюхина, бригадир и сержант Курилкин смутно 
представились его воображению. Он молча ждал, чтобы работница начала с ним 
разговор и объявила о последствиях ночных приключений".

       Ему страшно первому начать разговор - вот следствие сна! И он даже спорит с 
ней, но где-то внутри уже рождается совершенно противоположное чувство - радость: 
это был лишь сон, и еще полдня впереди. И впереди жизнь! Именно потрясение от сна 
дает герою ощущение, что живому человеку место среди живых. Все происшедшее в 
повести и есть пробуждение совести Адрияна от неправедной жизни... Поэтому рассказ 
заканчивается предвкушением самовара и чая с дочерьми.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 3
                   Сновидение Григория из «Бориса Годунова»
       Это необычное сновидение прекрасно подтверждает романтический и страстный 
характер авантюриста, предвещает скорое будущее:

                             "Мне снилося, что лестница крутая
                              Меня вела на башню: с высоты
                              Мне виделась Москва, что муравейник;
                              Внизу народ на площади кипел
                              И на меня указывал со смехом,
                              И стыдно мне, и страшно становилось
                              И, падая стремглав, я пробуждался..." 
       "Проклятый сон" снится в третий раз, поэтому так отчетливы в нем детали и 
эмоции. И опять падение, как в "Метели", во сне Марьи Гавриловны. Но там было 
темное, бездонное подземелье, куда летела она (с земли вниз, под землю) с 
"неизъяснимым замиранием сердца", а здесь падение с крутой лестницы, с башни (с 
высоты на землю), в людской муравейник с чувством стыда и страха.

       «Сновидения - это ведь моменты пробуждения... мы видим свою жизнь вне 
времени, видим соединенным в одно то, что разбито по времени; видим сущность своей 
жизни: степень своего роста», - писал в своем дневнике Л.Н. Толстой. Действительно, во 
сне самозванца отразилась его сущность - он человек, играющий со своей судьбой и 
судьбами других людей, он "глядит в Наполеоны", и перевоплощение - непременный 
атрибут его игры.

       Для него нет ПРАВДЫ, он легкомысленно воспринимает своего духовного 
руководителя Пимена, человека, с которым живет в одной келье. Не услышанное, ложно 
понятое слово правды Пимена о народном грехе, о своем грехе вне его ведома 
подвигает молодого честолюбца выдать себя за убитого Димитрия, делает Григория 
"бичом Божьим".

       Падение с огромной высоты во сне символизирует его человеческое, личностное 
падение. Перед нами герой - фанатик, роль которого, начатая с пробуждения и с 
рассказа о преследующем его сне, сном и заканчивается.
 
 
 
 
 
 

                                                                     4
                            Сон Петра Гринева из повести "Капитанская дочка"
       Говоря о снах героев Пушкина, нельзя пройти мимо замечательного сна в повести 
"Капитанская дочка". Ко времени сна герой уже встретил своего вожатого, и 
мимолетный сон демонстрирует будущие встречи, перекрещение судеб. "Мне казалось, 
буран еще свирепствовал, и мы еще блуждали по снежной пустыне...Вдруг увидел я 
ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы...С беспокойством выпрыгнул я из 
кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце... "Тише, - говорит она мне, - отец 
болен, при смерти, и желает с тобой проститься". Пораженный страхом, я иду за нею в 
спальню ... Что ж? Вместо отца моего вижу - в постеле лежит мужик с черной бородою, 
весело на меня поглядывая. Я в недоумении обратился к матушке: "Что это значит? Это 
не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика?" — "Все равно, 
Петруша, - отвечала мне матушка, - это твой посаженный отец; поцелуй у него ручку, и 
пусть он тебя благословит..." Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, 
выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; 
комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых 
лужах... Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: "Не бойсь, подойди под мое 
благословение..." Ужас и недоумение овладели мною... "

       Бросается в глаза явная абсурдность "сюжета" сновидения: "отец оказывается 
мужиком с бородой", он весело "поглядывает", вскакивает с постели и машет топором. 
Сновидение наполнено нарастающими и эмоциональными переживаниями героя: 
беспокойство, страх, ужас и недоумение. Финал сна Гринева схож с финалом сна 
Григория: пробуждение в момент наивысшего психологического напряжения. 
Интересно, что переживания героя отражаются в природных явлениях ("буран еще 
свирепствовал"). "Буран" - в контексте повести - весьма многозначительный образ, 
связанный не только с чувствами Гринева, но и с историческими событиями того 
времени. Здесь так же, как и во сне Григория, поведение "сновидца" пассивно: 
случайный приезд домой ( на самом деле Гринев едет из дома), подчинение 
обстоятельствам, невозможность убежать от мужика с черной бородой, образ которого,

кстати, возникает  не случайно: сну предшествовала встреча  с вожатым, который 
впоследствии окажется Емельяном Пугачевым - царем-самозванцем (во сне он 
фигурирует как отец-самозванец). Мать Гринева называет мужика "посаженым отцом", 
это опять-таки не случайно - достаточно вспомнить, какую роль Пугачев сыграет в 
судьбе Гринева и Маши Мироновой. Гринев признает, что это "сон в котором до сих пор 
он видит нечто пророческое, когда соображает с ним странные обстоятельства своей 
жизни".

       В этом сне Пугачев благословляет, направляет Петрушу, оберегает на жизненном 
пути. Сколько раз он прощает его и в реальной жизни! Ему больно, что Гринев не 
оправдал его доверия, как больно отцу за сына, но Пугачев все равно отпускает его 
вместе с невестой на все четыре стороны, по-христиански. Как пишет М. Цветаева, 
отпускает "изнутри своей волчьей любви".

       Л. Толстой считал. Что "в зеркале снов можно увидеть внутренний мир 
персонажа" В "Капитанской дочке" сон Гринева - осколок от зеркала, мимолетное 
видение под вой ветра и ритма раскачивающейся кибитки. Но как важен он для 
понимания глубинных смыслов произведения. И топор, и мертвецы - страшная 
символика, которая воплотится в реальный бунт со всеми его последствиями. Во сне 
Гринев бежит от махающего топором мужика, в реальности - не приемлет стихии 
"русского бунта", "бессмысленного и беспощадного", он умеет разглядеть в грозном 
бунтовщике Пугачеве незаурядную личность и отдать должное его справедливости и 
великодушию. Вчерашний дворянский недоросль, "домашний мальчик", он 
предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга, чести, отказывается от 
компромиссов с Пугачевым и в трудной ситуации стремительно меняется, вырастает 
духовно и нравственно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               5
                   Сон Татьяны из романа «Евгений Онегин»
       «Чудный сон» Татьяны изучен вдоль и поперек и с точки зрения народной гадательной символики, и как сон - предзнаменование будущих событий. Это сон 
влюбленной девушки, и все в нем значимо, тем более что рассказчик уж так 
неравнодушен к своей героине (об этом свидетельствует обилие уменьшительно- 
ласкательной лексики: « ручкой оперлась», « с ножки милой» башмачок слетел и т.д.)

      Сон Татьяны - это не только плод ее девичьего воображения, но результат долгой 
упорной работы измученного сердца. Обращение ко сну помогает Пушкину объяснить 
всю горечь участи своей героини. В этом смысле сои даже не предупреждение, а 
утверждение опасения.

      Суеверная Татьяна верит в то, что ее сон сбудется, потому что идут Святки, время 
чудес, время гаданий.

       Первый образ сна - снеговая поляна, «печальная мгла» вокруг и «дрожащий 
гибельный мосток», который среди безмолвия, скуки, одиночества, окружающих 
Татьяну в жизни, символизирует единственный верный путь в будущее. Несмотря на 
обилие символики, сон наполнен и реальными деталями: зимний лес с клоками снега на 
соснах, нагие липы, осины, березы, занесенные снегом кусты, убогий шалаш, наконец 
Онегин, Ленский и Ольга.

       Сон Татьяны не бредовое виденье, как в рассказе «Метель», а реалистичное, 
наполненное ясностью и смыслом постижения сути происходящего с героиней в жизни. 
Это зеркало, гротесковое, утрированное, но зеркало будущего сельского бала - именин 
Татьяны, который станет роковым в судьбах героев романа.

       В ее сне нет мистической силы, подавляющей сознание и эмоции; в нем глубина, 
поэтичность, мудрость простой созерцательной души, отважность и целомудрие, 
естественность своих порывов - все то, что составляет природу Татьяны.

       Любовь становится мощной силой ее познания, ее нравственного роста. Она сама 
сотворила себе веру, сама сделала свой выбор, и сон помогает ей постичь свой 
внутренний мир.
 
 
 
 
 
 

                                                                  Глава третья 
                                                       Поэтика сновидений

       Поэтика снов и сновидений составляет отдельную область изучения. Ведь автор 
пытается через эти описания передать душевно - чувственные особенности героев: 
Адриан Прохоров пьян и озлоблен, потому что унизили; Марья Гавриловна вся в 
противоречиях: и хочется, и боится; Гринев еще слишком близок к дому, но уже 
пережил буран в степи, страх,

       Микротексты сновидений отличаются особой фонетикой, лексикой, синтаксисом. 
В них часты умолчания, инверсии, повторы, которые создают загадочную, 
таинственную, мистическую атмосферу; метафоры, синонимы, символы, перифразы - 
все это нити, из которых создается полотно сна как текстового эпизода.

       Сон несет и поток звуковых и слуховых ассоциаций, цветовую гамму, которые 
усиливают эмоциональный настрой читателя. Например, сон Татьяны черно-белый, но 
именно эта строгость придает ему серьезность, тревожность. Постоянно повторяющиеся 
цвета будто усиливают страх: белый снег - бурый медведь, ярко светится окошко - 
темная шайка и т.д.

       Сны Прохорова и Гринева - цветные, динамичные, там льется красная кровь, 
мелькают мертвецы, много движения. Почти все сны Пушкина полны диалогов, споров, 
криков людей и природного шума: метель воет, медведь ревет, мосток дрожит, поток 
кипит, шумит, клубит...

Несколько слов нужно сказать и о построении снов. Композиционная структура 
их отличается дробностью, фрагментарностью, особой ритмичностью. Они несут 
связующую функцию в сюжете, соединяя в одно то, что в действительности разбито по 
времени и пространству.

       Одним словом, мир снов и сновидений героев Пушкина необычайно богат и 
врастает в текст произведений, как дерево в почву.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Список используемой литературы.
1. Порудоминский  В. В. Особенно оживленная деятельность  мозга.    Сны и 
сновидения в духовных исканиях Толстого //Человек. - 1997. - № 6
 

2. Руднев В.  П. Культура и сон// Даугава. - №  3. - Рига, 1990. 

3. Зуев Н. "Повести Белкина" А. С. Пушкина как одна из вершин философской 
прозы. В сб. "Наш Пушкин". М.: Деком, 2003.
 

4. Лотман Ю.  М. Роман А. С. Пушкина "Евгений  Онегин." Комментарий. Л., 1983. 

5. Ремизов А.  Сны Пушкина // ж. "Русская речь" 3/1993. 
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.