На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная рабоат по "Социологии"

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 06.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Вариант 4
Задание 1 (тема 6). Раскройте содержание понятия "социальные движения" и приведите примеры.  
3
Задание 2 (тема 2). Раскройте суть учения Э. Дюркгейма  о методе в социологии.  
6
Задание 3 (тема 7). Сформулируйте критерии отнесения  людей в современной России к социальной труппе бедных.  
9
Задание 4 (тема 12). Назовите виды наблюдений в  социологическом исследовании.  
11
Задание 5 (тема 12). Назовите основные виды социологических шкал, приведите их примеры.  
15
Список  литературы 20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Задание 1 (тема 6)
Раскройте содержание понятия  «социальные движения»
и приведите примеры.
      В развитии общества довольно часто возникают  процессы, связанные с коллективными  действиями людей, не входящих в состав формальных организаций или социальных институтов, и направленные либо на осуществление социальных изменений, либо на предотвращение последних.
      Содержание  понятия «социальное движение»  органически связано с такими социальными процессами, как коллективные действия, социальные изменения и  сопротивление им, конфликтное взаимодействие соперничающих групп и классов, социокультурные ориентации различных обществ, их борьба за социальный контроль.
      Исходя  из этого, можно дать следующее определение  рассматриваемому социальному процессу. Социальное движение – это массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей как материальных, так и духовных, направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном взаимодействии с другими социальными группами. Под такое определение подпадает широкий круг социальных движений: экологических, феминистических, религиозных, революционных, политических, молодежных и др.
      Следует отличать социальные движения от социальных институтов, которые представляют собой относительно устойчивые и стабильные общественные образования, выполняющие функцию воспроизводства человека и определенных социальных отношений и взаимодействий в определенных циклах. Социальные движения высокодинамичны и имеют неопределенные жизненные циклы.
      Для социологического изучения социальных движений весьма существенное значение приобретает их типологизация. Одним  из распространенных типов рассматриваемого социального процесса являются общие социальные движения (например: рабочее, молодежное, женское движение и движение в защиту мира).
      Наряду  с общими, в современном обществе имеют широкое распространение  специфические социальные движения. Нередко они возникают на тех социальных основах, которые присущи общим социальным движениям, но придают им более конкретное воплощение в своих целях и действиях.
      Если  говорить о современных социальных движениях, то необходимо отметить, что  в послевоенный период возникли и  стали активно развиваться такие  социальные движения как: женское движение, движение за права сексуальных и гендерных меньшинств, движение за мир, движение за гражданские права, антиядерное движение и энвайронментализм. Часто эти движения называются новыми социальными движениями. Они стали основой для возникновения, в частности, зеленых партий и организаций, находящихся под влиянием идей новых левых. Некоторые считают, что 1990-е годы стали временем появления нового глобального социального движения - антиглобализационного.
      Было  предложено множество различных  способов классификации общественных движений. Пожалуй, самую точную и  полную классификацию разработал Дэвид  Эберл, описавший четыре типа движений.
      Движения  трансформации нацелены на далеко идущие перемены в обществе или обществах, частью которых они являются. Перемены, за которые ратуют члены этих движений, могут быть катаклизмами, нередко сопряженными с насилием. Примерами могут служить революционные или некоторые радикальные религиозные движения. Скажем, многие движения милленариев предвидят, что с наступлением эры спасения произойдет более или менее полная перестройка общества.
      Движения  за реформы (реформистские движения) имеют более простые цели. Их притязания ограничиваются изменением лишь некоторых сторон существующего социального порядка. Свою деятельность они связывают с конкретным видом несправедливости или неравенства. В качестве примера можно привести Женский Христианский Союз, выступающий за трезвость, и группы, выступающие за запрещение абортов.
      Движения  трансформации и реформистские  движения ориентируются в основном на перемены в жизни всего общества. Два других типа движений, выделяемых Эберлом, в качестве целей ставят изменение привычек и взглядов индивидов.
      Движения  за перевоспитание стремятся оградить людей от порочного, по их мнению, образа жизни. К этой категории относятся многие религиозные движения, поскольку свою цель они видят прежде всего в спасении индивидов. Примером являются секты пятидесятников, которые считают, что показателем истинного достоинства индивида может быть только его духовное развитие.
      Наконец, движения альтерации (название несколько  неудачное) ориентируются на частичные  изменения в жизни индивидов. Они не преследуют своей целью  полное изменение привычек людей, их занимают лишь отдельные специфические черты ( например, общество Анонимных Алкоголиков).
      Для социолога социальные движения представляют двойной интерес. Они дают материал для исследования, но, кроме того, они могут способствовать изменению взглядов самих социологов на интересующие их аспекты социального поведения. Таким образом, существует непрерывный диалог не только между социальными движениями и противостоящими им организациям, но и между социальными движениями и самой социологией. 
 
 
 
 

Задание 2 (тема 2)
Раскройте суть учения Э. Дюркгейма  о методе в социологии.
      В качестве обобщающего понятия, которое  выражает основные принципы теории и  методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие «социологизм», хотя, естественно, оно не охватывает и не исчерпывает всего многообразия идей Дюркгейма.
      Во  всякой теории общества, теории социологии явно или не явно присутствует теория человека, теория социологии так или  иначе базируется на философской  антропологии. И в этом плане человек  для Дюркгейма - это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят друг другу две сущности: социальная и индивидуальная.
      Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые характеризуются  двумя основными признаками: во-первых, они существуют вне индивида; во-вторых, оказывают на него принудительное воздействие.
      Несколько позже, развивая эту мысль, он рассматривает  «социальный факт» в более  широкой плоскости и выражает этот весьма специфический способ бытия  термином «институт», в котором, по Дюркгейму, отражаются «все верования, все поведения, установленные группой». Отсюда он дает следующее определение социологии: «Социологию... можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании».
      Его социология делилась на три основные сферы: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию, которые отражали в определенной мере его взгляды на назначение тех или иных сфер социальной жизни.
      Социальная  морфология аналогична анатомии; она  исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, а также народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.
      Социальная  физиология, которая исследует «жизненные проявления обществ», охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя: социологию религии; социологию морали; юридическую социологию; экономическую социологию; лингвистическую социологию; эстетическую социологию.
      Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы. Эта структура, если вспомним, отражает общий замысел строения социологической науки, высказанный Контом, то есть можно наблюдать преемственность подходов, которая сохранялась длительное время во французской социологии.
      Что касается его утверждения о принудительной силе (воздействии) по отношению к  индивидам, то Дюркгейм приводит множество  примеров, причем очень разных, которые  демонстрируют применение термина «принуждение».
      Так, по Дюркгейму, принуждение имеет  место, когда на собрании или в  толпе всем внушается какое-либо чувство или коллективная реакция (например, смех). Такой феномен оказывается  типично социальным, поскольку его  опорой и субъектом выступает группа, а не отдельный индивид. Точно так же и мода - это социальный феномен: каждый одевается определенным образом в данное время, потому что так одеваются остальные. В качестве примера Дюркгейм берет также общественное мнение, которое побуждает к большей или меньшей рождаемости, к браку, самоубийству и т. д. Это общественное мнение он определяет как состояние коллективной души. Наконец, нельзя не назвать институт воспитания, право, верования, которые также отличаются тем, что они всем навязываются и заданы извне. Таким образом, феномен толпы, различного рода потоки мнений, мораль, воспитание, право, верования - все эти факты Дюркгейм объединяет на основании свойственного им одинакового главного признака. Они всеобщи, потому что это коллективные факты; они оказывают различное влияние на каждого в отдельности.
      Дюркгейм, стремясь построить социологию как  специальную научную дисциплину, имеющую свой особый предмет, поддающийся  эмпирическому исследованию, настаивал  на общезначимости ее результатов для  всех социогуманитарных наук, поскольку они также в той или иной степени сталкиваются с коллективными аспектами человеческой деятельности, и он решительно отделял «коллективно-всеобщее» от единичного, индивидуально-психологического.
      Основополагающие  принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности социологических воззрений французского ученого.
      Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать  в нем два аспекта: онтологический и методологический.
      Онтологическая  черта «социологизма» - это «социальный  реализм», хотя у Дюркгейма он и  не выражен в столь экстремистской форме. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.
      Методологический  аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.
      Делая вывод о социологическом учении Дюркгейма, следует подчеркнуть  плодотворность ряда положений его  концепции «социологизма» на историческом периоде развития социологии. Среди  них можно назвать следующие: признание общества самостоятельной объективной реальностью по отношению к составляющим его индивидам; рассмотрение влияния социальной среды на индивидуальное сознание и поведение, а также обоснование социальной природы морали религии и самого процесса познания. 

Задание 3 (тема 7)
Сформулируйте критерии отнесения людей в современной России
к социальной труппе бедных.
      Официальные представления о бедности в России базируются на ее абсолютном понимании, при этом индикатором служит сопоставление  среднедушевого дохода с прожиточным минимумом, т.е. со стоимостью минимальной корзины, формируемой с учетом установленных нормативов потребления.
      ВЦИОМ, например, регулярно отслеживает  мнение населения о необходимой  величине прожиточного минимума, но данные, исходящие из сопоставления прожиточного минимума и душевых доходов россиян не всегда адекватны реальной ситуации с бедностью, поскольку в современных условиях сведения о доходах не достаточно надежны.
      Критерии  прожиточного минимума могут давать разные результаты в зависимости от того, что будет под ним пониматься. Помимо официально используемой методики, существуют разные подходы к расчету прожиточного минимума и разные представления о нем. Также существует метод измерения дохода семьи, домохозяйств (RLMS).
      В эпоху кризиса так называемого государства всеобщего благосостояния, затронувшего развитие стран мира (в России также фиксируются эти процессы), многие ученые и политики приходят к выводу, что бедность в современном индустриальном обществе должна рассматриваться уже не как абсолютное, а как относительное состояние, и, следовательно, неизбежно будет существовать до тех пор, пока существует общественное неравенство.
      Концепция относительной бедности (П.Таузент): (бедных выделяют по принципу медианы): бедными признаются те, чей доход составляет определенную долю «серединного» дохода в данной стране в данный период времени. При этом черта бедности всегда находится на одном и том же расстоянии от медианы, статистически характеризующей достигнутой в обществе жизненный стандарт.
      Именно  в последнее время российские социологи начинают приходить к  выводу, что в исследованиях бедности необходим анализ депривации, лишений  и ограничений в социальной жизни, которые испытывает определенная доля населения. В том и состоит  суть депривационного подхода в оценках бедности, неотъемлемой составляющей концепции ее относительного понимания и изучения.
      Депривационный  подход (или оценка бедности через испытываемые лишения) требует учета целого ряда материальных, но и социальных индикаторов с целью определения качественного «порога», ниже которого недостаточность душевых подходов приводит индивида не грань выпадения из привычных социальных связей и общепринятого образа жизни большинства населения определенного региона или страны, «порога», который, по сути, означает социальную эксклюзию, т.е. фактическое исключение определенной доли населения из нормальных условий жизнедеятельности.
      Слабым  местом любых количественных оценок бедности остается игнорирование широкого спектра других доступных ресурсов, влияющих на поддержание материального состояния людей.
      Существует  целый ряд индексов бедности, дающих ее различные характеристики: так, прибавочно - разделительный индекс, когда удельный вес разных по доходам групп в общей численности населения употребляют в виде коэффициентов, позволяет дать как качественную, так и количественную оценку изменений бедности среди групп населения по отношению к глобальной бедности; индекс Раулса отражает положение только самой бедной семьи, другие индексы отражают пропорциональную недостаточность доходов бедных, суммарный недостаток доходов, недостающий до черты бедности.
      Основными показателями уровня жизни населения  являются:
    Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини) показывает характер распределения всей суммы доходов населения между отдельными его группами. При равномерном распределении доходов коэффициент Джини стремится к 0, чем выше степень поляризации общества, тем ближе коэффициент к 1.
    Децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления рассчитываются как соотношение уровней верхней и нижней децилей.
    Коэффициент фондов – отношение средних значений дохода и потребления в границах верхней и нижней децилей. Этот показатель, рассчитанный по данным ряда распределения населения, ранжированного по уровню среднедушевого (среднесемейного) дохода показывает, во сколько раз доход (потребления) 10% наиболее высокодоходного населения (семей), выше, чем у 10% населения с наименьшими доходами.
 
Задание 4 (тема 12)
Назовите  виды наблюдений в  социологическом исследовании.
      Наблюдение  в социологическом исследовании представляет собой метод сбора и простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
      Социологическое наблюдение характеризуется целым  рядом существенных признаков. Во-первых, оно должно быть направлено на социально важные области, т. е. на те обстоятельства, события и факты, которые являются существенными для развития личности, коллектива, и в этом оно должно соответствовать социальному заказу со стороны общества. Во-вторых, наблюдение следует проводить целенаправленно, организованно и систематизировано. В-третьих, наблюдение в отличие от других социологических методов характеризуется определенной широтой и глубиной.
      Широта  наблюдения предполагает фиксацию как  можно большего количества свойств объекта, а глубина - выделение наиболее значимых свойств и наиболее глубинных и сущностных процессов. В-четвертых, результаты наблюдения должны четко фиксироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению.
      Считается, что наблюдение возникло и до сих  пор используется чаще всего в антропологии - науке о происхождении, эволюции человека и человеческих рас. Из антропологии в социологию пришли не только методология и методика наблюдений, но и их классификация. Однако наблюдение в обыденной жизни и научное наблюдение - далеко не одно и то же. Научное социологическое наблюдение отличается планомерностью, системностью, обязательной последующей проверкой результатов, разнообразием видов представленных в таблице 1.
      Таблица 1
      Сущностная  классификация социологических  исследований
Основание классификации Виды  наблюдения
Наличие системы контроля при проведении наблюдения Контролируемое, Неконтролируемое
Положение наблюдателя относительно наблюдаемых Включенное, Не включенное
Степень формализованности Структурированное, Неструктурированное
Условия организации Полевое, Лабораторное
Степень осведомленности наблюдаемых о  наблюдении Открытое, Инкогнито
Регламентированность  времени проведения Систематическое, Эпизодическое, Случайное
 
      Каждый  вид социологического наблюдения имеет свои достоинства и недостатки. Задача социолога состоит в том, чтобы выбрать или модифицировать вид наблюдения, максимально соответствующий природе и особенностям изучаемого объекта.
      Так, при помощи неконтролируемого наблюдения исследуются в основном реальные жизненные ситуации в целях их описания. Этот вид наблюдения весьма феноменологичен, проводится без жесткого плана и носит поисковый, разведывательный характер. Он позволяет лишь «нащупать» проблему, которую впоследствии можно будет подвергнуть контролируемому наблюдению. Последнее носит более строгий характер и заключается в контроле, увеличении количества наблюдателей, проведении серий наблюдений и т. д.
      Включенное  и не включенное наблюдения различают  как наблюдение «изнутри» и «со стороны». При включенном наблюдении наблюдатель становится полноправным членом группы, которую он изучает. При этом создаются условия для фиксации интимных сторон поведения членов социальной группы. Такое наблюдение требует от наблюдателя высокой квалификации и существенных жизненных самоограничений, поскольку ему приходится  разделять образ жизни исследуемой группы. Вот почему примеров использования этого вида  наблюдения в практике социологических исследований немного. Так, в результате одного из первых включенных наблюдений за жизнью бродяг, проведенного американским социологом Дж. Андерсоном, который в течение многих месяцев скитался с бродягами по стране, были зафиксированы не только уникальные особенности их образа жизни, но и наметились попытки оправдать стандарты «бродяжьей жизни». Не включенным называют наблюдение как бы со стороны, когда исследователь не становится равноправным участником исследуемой группы и не оказывает влияния на ее поведение. По процедуре оно значительно проще, но более поверхностно, затрудняет учет мотивов и побуждений, использование самонаблюдения. Между тем фиксируемая информация при этом виде наблюдения лишена привнесенного действия со стороны социолога.
      Неструктурированное наблюдение основывается на том, что  исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса он будет наблюдать. В этом случае наблюдение осуществляется за объектом в целом, выясняются его границы, элементы, проблемы и т.д. Оно применяется, как правило, на первоначальных этапах исследования для «пристрелки» проблем, а также в монографических исследованиях.
      Структурированное наблюдение, в отличие от неструктурированного, предполагает четкое предварительное определение того, что и как нужно наблюдать. Оно применяется в основном при описании ситуаций и проверке рабочих гипотез.
      Полевое наблюдение ориентировано на реальные жизненные ситуации, а лабораторное - на специально созданные условия. Первый вид наблюдения осуществляется при изучении объекта в естественных условиях и используется при социологической разведке, а второй позволяет обнаружить качества обследуемых, не проявляющие в реальной жизни, и фиксируемые лишь при экспериментальных исследованиях в лабораторных условиях.
      Открытым  наблюдением называют такое, при  котором исследуемым известно о самом факте наблюдения, что может привести к элементам субъективности результата из-за неестественности их поведения и влияния, оказываемого на них наблюдателем. Для достоверности оно требует повторных наблюдений со стороны различных наблюдателей, а также учета времени адаптации обследуемых к наблюдателю. Такое наблюдение применяется на разведывательных фазах исследования.
      Что касается наблюдения инкогнито, или  скрытого, то оно отличается от включенного тем, что социолог, находясь в исследуемой группе, наблюдает со стороны (он замаскирован) и не оказывает влияния на ход событий. В зарубежной социологии существует терминологическое сочетание «замаскироваться под фонарный столб». Дело в том, что человеку свойственно не фиксировать привычное, отношение к которому напоминает отношение к фонарному столбу, не замечаемому во время прогулки. Этот феномен зачастую используется  социологами, «фонарными столбами» для которых являются привычные людям социальные роли: командированного, стажера, студента на практике и т. д. Результаты наблюдений в этом случае носят более естественный характер, но иногда людей приходится приучать к новому «фонарному столбу». 

Задание 5 (тема 12)
Назовите  основные виды социологических шкал,
приведите их примеры.
      Социальные  изменения - многообразные перемены, происходящие в течение определенного времени, в обществе как в целостной системе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в социальных статусах и ролях определенных личностей, в их взаимодействиях между собой с любыми структурными компонентами общества.
      Социологические измерения различных сторон и  свойств социальных явлений связаны  с  поиском и использование  таких фактов, которые могли бы служить их количественной (числовой) характеристикой. К таким фактам, в частности, относят разнообразные предметы, события, акты, поступки (реальные, потенциальные, опредмеченные), оценки и суждения людей. Все факты, которые используются для социологического измерения принято называть индикаторами.
      Измерительная шкала – используемый в социальном измерении инструмент фиксации той или иной совокупности значений, интересующих исследователя объектов, представляющий собой конструкт индикаторов конкретно – эмпирического проявления изучаемых признаков и количественных индексов, с помощью которых достигается преобразование системы этих признаков с отношениями в соответствующую числовую систему. Измерительная шкала представляет сбой метрическую систему, состоящую из трех основных систем:
    эмпирически данного множества объектов, рассматриваемых в некоторых отношениях;
    числовой системы с отношениями;
    функции, отображающей элементы множества объектов в некоторую числовую систему.
      Измерительная шкала в прикладной социологии является главным средством сбора и  анализа соответствующего статистического  материала. Основная задача измерения, решаемая с помощью измерительной шкалы, состоит в том, чтобы привести качественно разнородные данные к сопоставимым количественным показателям.
      Шкалы различаются в зависимости от того, какая функция берется за основу построения. Эта функция классификации (номинальная шкала), функция по возрастанию или убыванию интенсивности проявления признака (порядковая шкала), функция отношения порядка (ранговая шкала), функция интенсивности того или иного свойства признака (интервальная шкала), функция, отражающая отношения пропорций (шкала отношений).
      Наиболее  ограниченными измерительными возможностями  обладает номинальная шкала (или  шкала наименований). Шкала наименований – измерительная шкала, предназначенная  для классификации объектов, градации шкал не упорядочены. В данной шкале объекты или признаки могут выражаться и при помощи взаимно исключающих понятий или сужений, при чем необязательно, чтобы между ними существовала взаимосвязь. Простейшей разновидностью такой шкалы является перечень или набор, каких – либо признаков.
      В строгом смысле слова номинальная  шкала не является шкалой измерения. Она допускает лишь операцию равенств или неравенства, дает лишь простую  классификацию объектов. По этой шкале  можно проводить только операции простого суммирования чисел и расчет процентов, моды, а также корреляцию качественных признаков.
      Когда перечень признаков,  характеризующих  то  или иное социальное явление, объект или процесс, расположен в  ранговом порядке относительно некоторой  переменной, то речь идет о порядковой шкале. Шкала порядка – измерительная шкала, упорядочивающая объекты по некоторому критерию; расстояние между объектами или классами неизвестно. Порядковая шкала допускает операции равенства – неравенства и больше – меньше. Она представляет собой ранжирование по признаку. По сравнению с номинальной шкалой она позволяет высчитать медиану и осуществлять ранговую корреляцию. В отличие от порядковой в ранговой шкале не только осуществляется ранжирование самого признака, но и указывается его место в ряду в порядке возрастания или убывания. При помощи этой шкалы между объектами устанавливаются и отношения эквивалентности и отношения порядка.
      Наиболее  совершенными измерительными шкалами  являются шкала интервалов и шкала  отношений. Если шкалирование по номинальной шкале осуществляется виде классификации, порядковой и ранговой – в виде ранжирования, то в интервальной шкале и шкале отношений шкалирование осуществляется путем метрики. По интервальной шкале можно рассчитать среднеарифметическое, осуществлять корреляцию количественных переменных.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.