На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Основные средства предприятия

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 06.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Введение

 
      В современных рыночных условиях  хозяйствующие субъекты предоставлены  сами себе и могут заниматься  любой, не запрещенной 
законодательством деятельностью.  Но ни какая деятельность не может протекать на пустом месте, для этого необходимо:
      место для проведения деятельности (участок земли, офис, цех, склад и др.)
      объект, с помощью которого будет выполняться эта деятельность (станки, машины, транспорт, инвентарь, инструменты и др.)
          Все это относится к основным  средствам, и это показывает  важность основных средств. Учет основных средств на предприятии является одним из важных и сложных объектов учета. Так позволяет решить проблему повышения эффективности использования основных фондов и производственных мощности предприятий. От решения этой проблемы зависит место предприятия в промышленном производстве, его финансовое состояние, конкурентоспособность на рынке. 
      Основные  средства часто составляют главную  часть активов предприятий, действующих  во многих сферах предпринимательской  деятельности. Информация о них имеет большое значение для характеристики финансового положения и результатов деятельности предприятий. Переход к рыночной экономике и требования к конкурентоспособности продукции предполагают техническое перевооружение предприятий различной отраслевой направленности, обновление и реконструкцию основных средств, улучшение использования действующих мощностей, ускорение замены устаревшей техники и освоение вновь вводимых мощностей. Это предъявляет новые требования к качеству учетной информации о формировании, движении, использовании и сохранности основных средств. Эти обстоятельства и определяют актуальность проблем раскрываемых в дипломной работе. 

   В дипломной работе поставлена цель: изучить организацию учета и аудита основных средств и наметить пути их совершенствования.  
   В соответствии с намеченной  целью в дипломной работе поставлены  следующие задачи:
    раскрыть экономическую сущность основных средств и проблем совершенствования их учета;
    дать организационно-экономическую характеристику и рассмотреть состояние учетно-финансовой работы на предприятии;
    изучить организацию учета поступления, выбытия, износа и ремонта основных средств;
    рассмотреть методику аудита состояния учета основных средств;
    обобщить результаты исследования и сделать предложения по совершенствованию учета основных средств.
  Теоретической  и методологической основой дипломной  работы послужили действующие  нормативные акты по учету  и отчетности, труды ученых и  практиков по исследуемой проблеме.
   Объектом исследования является АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов».
   В процессе исследования использованы  приемы и методы экономического  анализа, учета и аудита.
   Работа изложена на 68 страницах компьютерного текста, состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, включает в себя 17 таблиц и 3 рисунков.
  
 
 
 
 

Глава 1. Экономическое  содержание основных средств 
                 и вопросы  совершенствования  их учета.                                 
            1.1. Экономическое содержание основных средств  

   Основные средства – это материальные активы, действующие в течение длительного времени (более одного года), как в сфере материального производства, так и в непроизводственной (социальной) сфере. К ним относятся: недвижимость (земельные участки, здания, сооружения, многолетние насаждения и другие объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых невозможно без ущерба их назначению), транспортные средства, оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь, взрослый рабочий и продуктивный скот, специальные инструменты и прочие основные средства.
      Учет  основных средств организуется в  соответствии с СБУ№6, утвержденный приказом Министерства финансов РК от 28.01.2003г. №27.
Этот  стандарт определяет методику учета  основных средств, принадлежащих субъекту на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
          Главными вопросами в учете  основных средств являются:
    Определение момента их признания;
    Определение их первоначальной стоимости, срока полезной службы, порядка начисления амортизации и результатов от их выбытия;
    Определение и порядок учета последующих капитальных вложений и прочего изменения первоначальной стоимости основных средств.
Единицей  учета основных средств является инвентарный объект, то есть законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми принадлежностями и приспособлениями. Инвентарные объекты делятся на простые (единичные) и сложные, состоящие из нескольких предметов. Признаком обособления одного вида  инвентарных объектов от другого служит выполнение ими  самостоятельных функций.
      Важным  условием правильной организации бухгалтерского учета основных средств является их классификация.

Основные средства 


      по участию              по принадлежности            по характеру         по вещественному                                     
     в производстве                                                    использования                 составу
  


 производственные             собственные                действующие               инвентарные

  непроизводственные       арендованные                бездействующие        неинвентарные
                                   
                                             временно                        находящиеся
                                             ввезенные                      в запасе
Рис. 1 Классификация основных средств 

В зависимости  от характера участия в процессе производства основные средства делятся  на производственные и непроизводственные.
К производственным основным средствам относятся объекты, непосредственно участвующие в  производственном процессе, при помощи которых осуществляется воздействие  на предметы труда при изготовлении продукции (машина, оборудование, инструменты  и другие) или которые создают необходимые материальные условия для осуществления производства (здания, сооружения, передаточные устройства). Обобщающим экономическим показателем, характеризующим использование основных производственных средств, является фондоотдача.
      Непроизводственные  основные средства – средства потребительского назначения. Они предназначены для  обслуживания культурно-бытовых потребностей коллектива (здания, сооружения, инвентарь  жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения  и т.п.).
По принадлежности основные средства делятся на собственные, арендованные и временно ввезенные.
      Собственные – основные средства, которые принадлежат  субъекту и получают отражение на его балансе.
      Арендованные  – основные средства, полученные от другого субъекта по договору аренды в установленный в нем срок. При текущей аренде арендодатель  их учитывает на балансе, арендатор  на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». В условиях финансируемой аренды в учете арендатора арендуемое имущество учитывается как актив на счетах 121,122,123,124,125 с использованием субсчета «Арендуемые основные средства».
          Временно ввезенные – основные  средства, которые временно ввезены  на территорию Республики Казахстан,  и подлежат возврату в неизменном  состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа.
      По  характеру  использования основные средства делят на действующие, бездействующие (законсервированные) и находящиеся  в запасе. К действующим относятся  средства, находящиеся в эксплуатации, бездействующие – это временно не используемые основные средства в связи с консервацией или по другим причинам. К находящимся в запасе относят объекты, которые составляют запас, образуемый в плановом порядке для замены действующих в случае их ремонта, ликвидации, аварии.
      По  вещественному составу основные средства подразделяют на инвентарные  и неинвентарные. К инвентарным  относятся объекты, имеющие вещественное содержание и поддающиеся обмеру и подсчету в натуре (здания, сооружения, машины, оборудование). К неинвентарным  относятся капитальные вложения в земельные, лесные и водные угодья (кроме сооружений), т.е. затраты, не имеющие вещественной формы (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, капитальные затраты в арендованные основные средства и другие).
      На  каждом объекте основные средства в  зависимости от целевого назначения и выполняемых функций подразделяют на следующие виды (группы, подгруппы):
земля – территория с угодьями, находящаяся во владении предприятия, приобретенная на правах собственности или безвозмездно полученная на правах постоянного землепользования;
здания  – архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий для труда, жилья, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей;
сооружения – инженерно-строительные объекты, назначением которых является выполнение тех или иных технических функций в процессе производства  без изменения предметов труда или для осуществления различных непроизводственных функций;
передаточные  устройства –устройства, при помощи которых производится передача электрической, тепловой и механической энергии, со всеми промежуточными устройствами, необходимыми для трансформации и передачи энергии. Инвентарным объектом по электрическим сетям, например, является линия от распределительного устройства электростанции или от клемм генераторов до распределительных устройств, приемных подстанций или от подстанций до фидеров транспортных помещений;
машины  и оборудование – устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию. Инвентарным объектом является каждая машина, если она не часть другого инвентарного объекта, включая входящие в её состав приспособления, принадлежности, приборы, ограждения, фундамент;
транспортные  средства – технические устройства, предназначенные для перемещения людей и грузов. Инвентарным объектом является отдельный объект со всеми относящимися к нему приспособлениями и принадлежностями. К данному виду относят: автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный, трубопроводный  транспорт;
инструмент – механизированные и немеханизированные орудия ручного труда или прикрепленные к машинам предметы для обработки металла и дерева. Инвентарным объектом являются  лишь те предметы, которые не входят в состав другого инвентарного объекта;
производственный инвентарь и принадлежности – предметы производственного назначения, которые служат для выполнения или облегчения производственных операций. Инвентарный объект – предмет, который не является частью какого-либо другого инвентарного объекта и имеет самостоятельное значение;
прочие  основные средства – библиотечные фонды, спортивный инвентарь и другие.
С целью  рациональной организации учета  основных средств отдельные предметы идентифицируются, то есть придают  им индивидуальный учетный признак.
      В соответствии с СБУ 6 одним из вопросов в учете основных средств является их оценка. Сопоставление и сведение в едином балансе различных объектов учета возможно с помощью такого метода бухгалтерского учета, как оценка. Оценка – это процесс определения денежных сумм, по которым элементы финансовой отчетности должны признаваться и включаться в баланс и в отчет о доходах и расходах. В учете основных средств выделяют пять видов оценок.
      Первоначальная  стоимость – стоимость фактически произведенных затрат по возведению или приобретению основных средств, включая уплаченные невозмещаемые налоги и сборы (НДС, госпошлина), а также затраты по доставке, монтажу, установке, пуску в эксплуатацию, вознаграждения за кредит, предоставленный на период строительства (такие затраты капитализируются в связи с длительностью использования кредита), и любые другие расходы, непосредственно связанные с приведением актива в рабочее состояние для  его использования по назначению (СБУ 6 п.5).
      Изменение первоначальной стоимости допускается  только в случаях осуществления дополнительных капитальных вложений или частичной ликвидации и демонтажа объекта, влияющих на состояние основных средств, что в свою очередь, увеличивает или сокращает срок полезной службы .
      Текущая стоимость – стоимость основных средств по действующим рыночным ценам на определенную дату (п.6 СБУ6). В целях приведения первоначальной стоимости основных средств в соответствие с действующими ценами на определенную дату производителя переоценка объектов, в результате которой основные средства отражаются в учете и отчетности по текущей стоимости.
        Стоимость реализации – стоимость, по которой возможен обмен основных средств между хорошо осведомленными и готовыми к проведению сделки независимыми сторонами (п.8 СБУ 6).
      Балансовая  стоимость – первоначальная  или текущая стоимость основных средств за вычетом суммы накопленной амортизации, по которой актив отражается в учете и финансовой отчетности (п.7 СБУ 6). Величина этой стоимости снижается по мере увеличения времени нахождения основных средств в эксплуатации.
      Ликвидационная  стоимость – стоимость запасных частей, лома, отходов и других ценных материалов, возникающих при ликвидации основных средств в конце срока полезной службы за вычетом ожидаемых затрат по выбытию, в оценке по ценам возможного использования (п.9СБУ 6)
      В соответствии с п. 14 СБУ 6 при признании  объект  основных средств должен быть оценен по фактической (первоначальной) стоимости, включающей все произведенные  затраты по приобретению. 
 
 

1.2. Вопросы  совершенствования учета основных средств
в трудах ученых и практиков.
                                                
      Учет основных средств – один из наиболее сложных разделов бухгалтерского учета и ведения его требует от бухгалтера особой внимательности. Основной проблемой совершенствования учета основных средств остается различия в понятии «основные средства» в бухгалтерском и налоговом учете. С января 1997 года в Республике Казахстан произошли огромные изменения, связанные с внедрением стандартов бухгалтерского учета и Генерального плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности. Бухгалтера испытывают трудности в учете основных средств из-за различий в бухгалтерском и налоговом учете.
         Данной проблемой занимаются  многие ученые и практики Казахстана.
      Директор аудиторской компании «Хегай и К»  И.Хегай (19): «Если бы у нас не существовали различия в понятии «основные средства» в бухгалтерском и налоговом учете, все было бы просто. Однако в некоторых налоговых периодах применялись разные определения. Сейчас, когда подход к определению основных средств стал единым, на мой взгляд, появляются определенные «перегибы»: в основные средства активы включаются пол принципу «лучше больше, чем правильно» во избежание последующих налоговых споров. Рассмотрим  определение: «основные средства- это материальные активы, которые используются организацией для производства или поставки готовой продукции для сдачи в аренду другим предприятиям или для административных целей и которые предполагается использовать в течении длительного периода времени (более одного года)». Выделим ключевые моменты, поскольку любое определение должно быть лаконичным и при этом легкодоступным для понимания:
    Материальные активы. Материальность основных средств предполагает, что они имеют вещественную форму – их можно увидеть и потрогать.
    Срок службы. Этот момент является «камнем преткновения» и предметом споров. Ошибка многих заключается в том, что срок службы для целей учета отождествляется с физическим сроком службы. Если это здание, мы считаем, что оно построено и предназначено для использования в течение длительного периода. Если это транспортное средство, по нашему общему убеждению, любой автомобиль может прослужить 15 – 20 лет.
    Предназначение. Это одно из наиболее легко идентифицируемых понятий. Как правило, при покупке мы предполагаем, будем ли мы использовать этот объект в хозяйственной деятельности или намерены продать.
Из трех ключевых моментов хочу остановиться на самом важном – сроке службы. Обычно покупка основных средств  осуществляется после принятия управленческого решения, где сравниваются ожидаемые потоки денежных средств с затраченными сегодня ресурсами. Поэтому срок службы активов определяется предприятием самостоятельно, исходя из его намерений. Таким образом, если предприятие намеревается купленный калькулятор использовать в течение одного года и далее заменить его на более совершенную модель, купленный актив не будет являться объектом основных средств, а затраты на его приобретение подлежат отнесению на расходы текущего периода. Следовательно, никто не вправе диктовать предприятию, что будет являться для нее основными средствами, и какой срок службы будет определен для каждого актива. Если предприятие предполагает использовать актив в течение одного года, в таком случае он не будет являться объектом основных средств ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (16).
По моему  мнению, подобные активы в силу несущественности их стоимости в общих расходах предприятия, а также согласно принципу эффективности было бы целесообразно  признать расходами текущего периода в момент приобретения. Признание актива объектом основных средств зависит в первую очередь от намерений предприятия, а именно от предполагаемой схемы получения дохода, связанной с данным активом. Предприятие, на мой взгляд, вправе в отношении определенных активов в учетной политике принять решение в силу несущественности затрат по их приобретению и, следуя принципу преобладания сущности над формой, признавать затраты по их приобретению расходами текущего периода. Последующие капитальные затраты по основным средствам в целях налогообложения целесообразно направлять на увеличение стоимостного баланса в полном объеме. Следует внести ясность в Налоговый кодекс по механизму определения вычетов по расходам на ремонт зданий и сооружений».
      С проблемой вычета расходов на ремонт фиксированных активов делится  Т.А.Косалева, директор аудиторской  компании ТОО «UTA Consultig». Она считает, что «…отнесение расходов по ремонту фиксированных активов, не подлежащих амортизации за счет чистой прибыли противоречит всякой логике». Поэтому их надо относить на вычеты. Так как «…если после завершения инвестиционного контракта, когда оборудование уже не новое и начало регулярно ломаться, а гарантийный срок на него истёк, бухгалтер не может взять на вычеты расходы по ремонту. А если учесть, что за время эксплуатации оборудования суммарный ремонт значительно превысит стоимость самого оборудования, то  преференции не льготами, а наказанием»(13).
      На  практике возникают ситуации, когда  бухгалтер ставит на баланс компьютер плюс все его составные части: монитор, процессор, память и т.д.. Получается, что в накладной одно название, а в балансе другое, а ведь учет должен вестись на основе документов. Н.Васильева предлагает составить Акт приема-передачи в целом на компьютер. А в инвентарной карточке в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» перечислить основные конструктивные элементы(10).
      Известно, что многие хозяйствующие субъеты  снимают в аренду помещение под  офис. Чтобы офис соответствовал современным требованиям, чтобы создать в нем нормальные условия труда для работников, проводить деловые встречи и поддерживать таким образом имидж фирмы, возникает необходимость провести ремонт. Зачастую арендаторы самостоятельно улучшают арендованное имущество- делают «косметический» ремонт, производят перепланировку. Часто возникает вопрос отнесения в зачет НДС по расходам на ремонт, произведенный арендатором. Напрямую расходы на ремонт арендованого помещения не связаны с основной деятельностью фирмы и с получением дохода. Но создание нормальных условий труда посредством ремонта, так же как мебель для офиса, косвенно имеют отношение к бизнесу фирмы, они как дополнительный сервис способствуют созданию благоприятных условий, а значит и улучшению работы фирмы и получению большей прибыли от её деятельности. Поэтому К.Базарбекова – директор аудиторской фирмы ТОО «Сапа-Аудит» считает, что НДС по расходам на ремонт необходимо относить в зачет.(8) Известно, что с 2005 года все бухгалтера переходят на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). В связи с этим возникают определенные проблемы. Например, возникает ситуации, когда вследствие начисления амортизации балансовая стоимость основных средств становится равной нулю, при этом основные средства  по своим техническим и эксплуатационным качествам еще продолжают использоваться в хозяйственной деятельности предприятия. Э.Нурсеитов, президент аудиторской компании «ФинАудит» пишет, что «…в такой ситуации приемлемым выходом является, во-первых, пересмотр срока полезной службы основного средства с корректировкой финансовых отчетов; во-вторых, если полученная балансовая стоимость не соответствует действующим ценам на аналогичные объекты, произвести их переоценку с привлечением профессионального оценщика»(12).
  Таким  образом нами рассмотрены некоторые проблемы совершенствования учета основных средств. 
 
 

Глава 2.  Организационно-экономическая характеристика АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» и организация учетно-финансовой работы. 

2.1. Организационно-экономическая  характеристика АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов». 

         Желаевский комбинат хлебопродуктов образован 28 декабря 1988 года на базе Желаевского элеватора, а с 31 декабря 1993 года преобразован в акционерное общество открытого типа «Желаевский комбинат хлебопродуктов». Организационную систему управления на комбинате представлена на рисунке 2. Основными видами деятельности предприятия являются: производство сортовой муки, крупы манной, отрубей, зерноотходов; хранение, сушка и очистка зерна. Так же осуществляет отправку зерна и готовой продукции автомобильным и железнодорожным транспортом.
      Основными производственными цехами являются: мельзавод, заготовительный и промышленный элеваторы. Действующий с 1989 года высокопроизводительный мельзавод работает на воспроизведенном оборудовании швейцарской фирмы «Бюллер», являющейся одним из лидеров по хранению и переработке зерна на мировом рынке. В 1995 году провели его модернизацию, что дало немалый экономический эффект. И теперь выпускают муку только высшего и первого сортов. Сохраняя прежний процент выхода, когда с потока шел и второй сорт, повысили тем самым удельный вес качественной продукции.
         Производственная  мощность мельзавода по переработке  зерна позволяет перемолоть 500 тонн в сутки или при годовом  рабочем периоде в 300 суток может переработать 150 000 тонн зерна в год. Общий выход продукции составляет 98%, в том числе муки сортовой – 75%, отрубей – 23%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Акционерное общество «Желаевский комбинат хлебопродуктов» - это крупное предприятие, занимающееся обработкой, хранением и переработкой зерна. АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» относятся к акционерным обществам, поэтому целью предприятия является извлечение прибыли из производства и реализации продукции и использование ее в интересов акционеров. Основным видом продукции является мука
( высшего,  первого и второго сортов).
         В таблице 1. приводится объём и структура товарной продукции, производимой в АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов».
Таблица 1.
Объём и  структура товарной продукции АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов».
Виды  продукции 2003 год 2004 год 2005 год
Стоимость Тыс. тенге Струк-тура, %
Стоимость Тыс. тенге Струк-тура, %
Стоимость  Тыс.  тенге
Струк-тура, %
Мука  в/с 467 052 45,1 350 434 31 208 019 20
Мука 1/с 213 157 20,6 116 312 10 48 789 4,7
Мука 2/с 25 458 2,5 17 064 1,5 9 263 1
Отходы 5 543 0,5 13 192 1,2 13 050 1,2
Отруби 11 967 1,2 9 457 0,8 2 423 0,2
Манная  крупа 1 290 0,1 17 853 1,6 3 072 0,3
Реализация  услуг 59 424 5,7 181 747 16 256 513 24,6
Зерно 185 866 17,9 367 051 33 485 000 46,7
Прочее 66 174 6,4 42 729 3,8 13 076 1,3
Итого 1 035 931 100 1 115 839 100 1 039 207 100
 
         Как свидетельствуют  данные таблицы 1., наибольший удельный вес во всем объеме товарной продукции АО «Желаевский КХП» занимает производство муки высшего сорта. Резкое уменьшение объёмов переработки муки в 2004 году вызвано тем, что комбинат не хочет быть естественным монополистом по продаже муки, и дает возможность мелким сельскохозяйственным товаропроизводителям и коммерческим структурам осуществлять её продажу. В дальнейшем комбинат планирует отказаться от закупки зерна и оказывать услуги только по его хранению и переработке.
         Исходя из этих данных, можно определить общий выход  продукции: мука (всех сортов) в 2003 году – 68,2%, в 2004 году – 43,3%, в 2005 году – 25,7%.
         Произошли изменения  по некоторым позициям коммерческой деятельности: в частности, значительно увеличились доходы от реализации зерна. В 2003 году –185 866 тысяч тенге, а в 2004 году – 367 051 тысяч тенге, в 2005 году – 485 000 тысяч тенге. Резкие изменения в 2004 году связаны с большим урожаем в Республике Казахстан и более низкими урожаями в странах ближнего зарубежья.
         Наименьший удельный вес во всем объёме товарной продукции  АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» занимают отруби и отходы.
         По своему размеру  АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» одно из крупнейших предприятий в Казахстане. Кроме Уральска, аналогичные предприятия работают в Актюбинске и Чимкенте. Но АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» является среди них самым крупным. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.
Таблица 2.
Размеры производства АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов».
Показатели Годы В среднем  за 3 года
2003 год 2004 год 2005 год
Объем товарной продукции, тыс. тенге 1 035 931 1 115 839 1 039 207 1 063 659
Среднегодовая численность работников, занятых в производстве, человек 302 305 310 306
Основные  средства – всего, тыс. тенге 122 811 152 297 214 921 163 343
В том числе производственного  назначения 113 846 142 245 204 175 153 422
Среднемесячная  заработная плата, тенге 17 659 19 563 22 504 19 908
 
         Данные таблицы 2. свидетельствуют о том, что АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» относится к крупным предприятиям. За анализируемый период наблюдается увеличение товарной продукции. Так, в 2005 году объем товарной продукции составлял 1 039 207 тысяч тенге, что в 2,1 раза больше по сравнению с 2003 годом.
         Произошло увеличение численности работников с 300 человек  в 2003 году до 310 человек в 2005 году. Это способствовало снижению социальной напряженности в обществе, созданию новых рабочих мест, увеличению фонда заработной платы.
        За прошедшие три  года предприятие достигло следующих  финансовых результатов:

                                                                                                               Таблица 3

    Результаты  финансово- хозяйственной деятельности АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» за период 2003-2005 годы (тыс.тг.)
                            Годы 2005 к 2003 (%)
                     Наименование  показателя 2003 2004 2005
Доход от реализации продукции 503445 545359 597948 118,8
Себестоимость реализованной продукции 417055 456267 507064 121,6
Валовый доход 86390 89092 90884 105,2
Расходы периода- всего 85259 86122 87166 102,2
    из них:        
    общие и административные расходы 84600 85258 86020 101,7
    расходы по реализации 659 864 1146 173,9
    расходы по процентам        
Доход (убыток) от основной деятельности 1131 2970 3718 328,7
Доход от не основной деятельности 5803 4378 3854 66,4
Доход от обычной деятельности до налогообложения 6934 7348 7572 109,2
Подоходный  налог 2080,2 2204,4 2271,6 109,2
Доход от обычной деятельности после налогообложения 4853,8 5143,6 5300,4 109,2
Доход от чрезвычайных ситуации 0 0 0  
Чистый  доход (убыток) 4853,8 5143,6 5300,4 109,2
                По данным таблицы 3. видно, что предприятие работает стабильно, получает увеличивающийся доход. Доход от основной деятельности увеличился более чем в три раза по сравнению с 2003 году. К сожалению, большую часть дохода до налогообложения занимает доход от неосновной  деятельности, но он уменьшается и в 2005 году составляет примерно 50% от дохода от обычной деятельности до налогообложения.
   Состав основных фондов АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» представлен в таблице 3. Как видно из данной таблицы, все группы основных средств предприятия относятся к производственным.

      Основные  фонды также подразделяются  на активные и пассивные. К активным средствам относятся машины и оборудования, к пассивным – здания, транспортные средства и другие виды основных средств.

                                                                                                          Таблица 4

Размер  и структура основных средств АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» за период 2003-2005годы (тыс.тенге)
  Годы
2003 2004 2005
        Тыс. тенге %         Тыс. тенге %         Тыс. тенге %
Основные  средства (всего): 256  442, 00     100 259 123, 00 100 268 973, 00 100
Здания  и сооружения (122) всего, в том числе:   160 803, 00 62,71 161 227, 00 62,22 162 727, 00 60,50
Здания     53 500, 00 33,27    53 590, 00 33,24   54 190, 00 33,30
Сооружения      107 000, 00 66,54 107 300, 00 66,55 108 200, 00 66,49
Прочие          303, 00 0,19         337, 00 0,21        337, 00 0,21
Машины и оборудования (123) всего     72 334, 00 28,21    74 321, 00 28,68   74 820, 00 27,82
Транспортные  средства (124) всего, в том числе:     14 820, 00 5,78    16 370, 00 6,32   22 520, 00 8,37
Автобусы       2 750, 00 18,56      2 750, 00 16,80     2 750, 00 12,21
Грузовые              5 450, 00 36,77      5 450, 00 33,29     6 450, 00 28,64
Специализированные                        2 350, 00 15,86      2 350, 00 14,36     2 350, 00 10,44
Легковые           750, 00 5,06      2 300, 00 14,05     7 450, 00 33,08
Трактора       3 520, 00 23,75      3 520, 00 21,50     3 520, 00 15,63
Прочие  основные средства (125)       8 485, 00 3,31      7 205, 00 2,78     8 906, 00 3,31
 
    В структуре  основных средств  (таблица 4) наибольший удельный вес, в соответствии с наибольшей стоимостью, занимают здания и сооружения, которые занимают более 60%. Из них две трети занимают сооружения (зернохранилище, мельница, автоприемник и др.), имеющие очень высокие стоимости. На втором месте находятся машины и оборудования, занимающие около 30% общей стоимости основных средств. Затем транспортные средства, что связано с их вспомогательной функцией (перевозка людей на работу и с работы, работы на территории предприятия- трактора и специализированные и др.), увеличившиеся за три года с 5 % до 8 %. А наименьший удельный вес (примерно 3%) занимают прочие основные средства.
    Динамика изменений показывает, что рост стоимости  зданий  и сооружений не вызывает их  роста в структуре основных  средств. Это вызвано более  высоким ростом стоимости и соответственно увеличение удельного веса транспортных средств на 2 % в 2005 году. В разрезе групп видно, что изменения в стоимостях зданий и сооружений на сотни тысяч тенге изменяет их удельный вес лишь на сотые доли процента, что связано с их высокой стоимостью. В группе транспортные изменения произошли в основном в части легковых автомобилей на 1,55 млн.тенге в 2004 году и на 5,15 млн.тенге в 2005 году, что увеличило удельный вес в группе на 8,99 % и 19,03% соответственно за 2004 и 2005 годы. В 2005 году также увеличилась стоимость грузовых автомобилей на 1 млн.тенге, но это не увеличило их удельный вес в группе. Эти изменения связаны с приобретением предприятием нескольких автомобилей. 

      2.2 Организация учетно-финансовой  работы. 

   Субъект, осуществляя организацию бухгалтерского учета, исходя из вида деятельности, размера и конкретных условий хозяйствования. Ответственность за организацию бухгалтерского учета субъекта, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель.
  Бухгалтерский  учет субъекта осуществляется  его структурным подразделением (службой), возглавляемым главным  бухгалтером, либо бухгалтером  в случае отсутствия у субъекта  собственной службы.
  В  АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов»,  как в большинстве других предприятий, отдел бухгалтерского учета является структурным подразделением, которая имеет вертикальную структуру. Руководителем Отдела бухгалтерского учета является Главный бухгалтер.
Главный бухгалтер назначается на данную должность и освобождается
от нее  приказом Директора Комбината.
То есть вся деятельность предприятия делится  на несколько основных частей и каждой из них занимается конкретный бухгалтер. Все бухгалтера подчиняются главному бухгалтеру, а при его отсутствии его заместителю. В общем структуру можно представить в виде следующей схемы:

                                                                                                          


 


 

 

 
 

Рис.3 Структура  отдела бухгалтерского учета АО «Желаевский  комбинат хлебопродуктов».
  В своей работе Отдел бухгалтерского учета руководствуется:
      Уставом АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов»;
      Политикой и Целями в области качества АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов»;
      Руководством по качеству АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов»;
      требованиями системы менеджмента качества АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов»;
      требованиями действующего законодательства Республики Казахстан;
      нормативными правовыми актами и стандартами Республики Казахстан, используемыми в деятельности Отдела бухгалтерского учета;
      внутренними процедурами, приказами и распоряжениями Комбината;
      правилами трудового распорядка;
      настоящим Положением и Должностными инструкциями;
      организационной структурой Комбината;
      Учетной политикой Комбината;
требованиями  Законодательства Республики Казахстан  по охране труда, чрезвычайным ситуациям, технике безопасности, пожарной безопасности и охране окружающей среды
   Главный  бухгалтер обязан обеспечить:
      ведение бухгалтерского учета в соответствии с положением о бухгалтерском учете и отчетности и другими нормативными документами;
      контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;
      составление отчетности и предоставление оперативной информации о хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений;
      осуществление анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов;
      оценку фактического исполнения выявленных резервов и др.
     Главному бухгалтеру предоставляется  право подписи документов, служащих  основанием для приема и выдачи  ТМЦ и денежных средств, а  также на расчетных, кредитных  и денежных обязательств. Указанные  документы без подписи главного  бухгалтера считаются не действительными и не принимаются к исполнению.
      С главным бухгалтером целесообразно  согласовывать назначение, увольнение  и перемещение материально-ответственных  лиц. За невыполнение или недобросовестное  выполнение своих обязанностей  главный бухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
       Заместитель главного бухгалтера  обязан:
      принимать от ответственных лиц, в соответствии с графиком документооборота, материальные отчеты;
      правильно и своевременно обрабатывать первичные документы;
      осуществить контроль за соответствующим  должностным лицом по вопросам  правильного заполнения и оформления первичных документов;
      составлять главную книгу.
   Он также ведет учет расчетов  с поставщиками и подрядчиками  и несет ответственность и обязанности  бухгалтера расчетного отдела.
   Бухгалтер материального отдела  и учета основных средств занимается  учетом и контролем товарно-материальных  ценностей  и основных средств.  Он принимает документы по  движению товарно-материальных ценностей и основных средств, проверяет состояние складского учета, исчисляет амортизацию по основным средствам и др.
    Бухгалтер отдела учета готовой  продукции осуществляет учет  реализации продукции и расчетов  с заготовительными организациями.  Этот бухгалтер занимается всем процессом производства и контролирует затраты на производство продукции , следит за качеством продукции и правильностью применения цен, составляет регистры по учету реализации продукции и др.
    Бухгалтер отдела оплаты труда  и заработной платы и кассир по совместительству является материально-ответственным лицом и дает обязательство о материальной ответственности за сохранность принятых материальных ценностей. Он ведет учет оплаты труда и кассовых операций, принимает у должностных лиц документы по учету труда, занимается начислением заработной платы, премий отпускных и т.п. управленческому персоналу, составляет платежные поручения, хранит денежные средства в несгораемом сейфе, выдает и получает наличные деньги из кассы, получает наличность в банке и др.
   Все бухгалтера ответственны  за соблюдение своих обязанностей, за правильное оформление документов, своевременность учета операций  и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Организация учета и аудита основных средств в АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов». 

3.1 Организация учета поступления и выбытия основных средств. 

Основные  средства могут поступать на предприятие  в результате: 
     - строительства производственных  и жилых зданий, сооружений, передаточных  устройств;
     - приобретение машин, оборудования, транспортных средств, изготовление своими силами инвентаря, оборудования, прочих объектов;
     -    безвозмездного поступления от  других субъектов и физических  лиц;      
     -    от учредителей в качестве  вкладов в уставный капитал;
     -    в результате товарообменных операций;
     -    перевода молодняка животных  в основное стадо;
     -    зачисление в основные средства  многолетних насаждений.
Учетной политикой определяется порядок  оприходования поступивших основных средств, состав комиссии, осуществляющей осмотр и приемку объектов, их обязанности и порядок оформления соответствующей документации. Поступление основных средств оформляется актом   приемки-передачи основных средств (ф.№ОС-1, приложение 1). Применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов; для оформления ввода их в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод в действие должен быть, в соответствии с действующим законодательством, оформлен в особом порядке; для оформления передачи основных средств при передаче другому субъекту.
      При оформлении приемки основных средств  акт оформляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект приемочной комиссией, назначенной распоряжением  руководителя субъекта. Составление  общего акта, оформляющего приемку-передачу нескольких объектов основных средств, допускается лишь при учете хозяйственного инвентаря, инструментов, оборудования и т.п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце.
Акт, после  его оформления, приложенной технической  документацией, относящиеся к данному объекту, передается в бухгалтерию, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем или его заместителем.
      В акте приемки-передачи основных средств  помимо обязательных реквизитов комиссия отражает срок полезного использования, который определяется исходя из технических условий его эксплуатации.
      При оформлении внутреннего перемещения  основных средств Акт выписывается в двух экземплярах. Первый экземпляр  с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй – отделу-сдатчику.
      При реализации основных средств Акт  составляется в трех экземплярах: первые два остаются у сдающего субъекта (где первый экземпляр прилагается  к отчету об остатках и движении основных средств, а второй – расчетно-платежным  документам), третий экземпляр передается лицу, принимающему основные средства.
      Бухгалтерия закрепляет поступивший объект за материально  ответственным лицом, открывает  инвентарную карточку (приложение 2 ), присваивает инвентарный номер, вносит объект в Инвентарный список и делает запись по оприходовании основных средств.
  Учет  основных средств в Казахстане  организуется в соответствии  с СБУ №6 (этот стандарт определяет  методику учета основных средств)  и ведется на счетах 12 подраздела  « Основные средства»Типового  плана счетов:
121 Земля
    Здания и сооружения
    Машины и оборудования, передаточные устройства
    Транспортные средства
    Прочие основные средства
    Незавершенное строительство.
  Эти  счета активные, по дебету счета  отражается поступление, а по  кредиту – выбытие основных средств.
  В ОАО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» данные документы ведутся в электронном виде. Все операции по поступлению основных средств выглядят следующим образом (таблица 5):
      Таблица 5
Корреспонденция счетов по поступлению основных средств
      в акционерном обществе «Желаевский комбинат хлебопродуктов» 

Содержание  хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Д-т К-т
1 Основные средства перемещены из одного цеха в другой 121-125 121-125
2 Приобретены  основные средства  - на  договорную стоимость
- на  сумму НДС (15%)
- в счет  выданных подотчетных сумм
- в счет  ранее выданных авансов
 
121-125 331
121-126
121-126
 
671 671
333
353
3 Оприходованы  основные средства, внесенные учредителями в счет их вклада в уставный капитал  
 
121-125
 
 
511
4 Оприходовать  основные средства, полученные безвозмездно: -на  балансовую стоимость
-на  сумму износа
 
 
121-125 121-125
 
 
727 131-134
5 При инвентаризации выявлены неучтенные основные средства: -на  остаточную стоимость
-на  сумму износа
 
 
121-125 121-125
 
 
727 131-134
6 Основныесредства  изготовлены в цехах 121-125 900
    Аналитический учет в бухгалтерии  АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов»  ведется по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Таким образом, инвентарный объект является единицей учета основных средств. Каждому объекту присваивается инвентарный номер по серийно-порядковой системе кодирования, который сохраняется за ним на весь период нахождения его на предприятии, в объединении, организации. Инвентарные номера приводятся в актах приемки-передачи, актах о ликвидации и в других первичных документах, служащих основанием для учета движения основных средств.
   В АО «Желаевский комбинат  хлебопродуктов» учет построен также в соответствии с СБУ №6, что указано в учетной политике предприятия. Аналитический учет ведется в инвентарных карточках с помощью программы «1С- Бухгалтерия».
      Карточку  заполняют на основе Актов на поступившие  основные средства, технических и  других документов. Характеристика объектов и отдельных их конструктивных элементов  должна быть краткой и точно отражать индивидуальные особенности объекта, а не дублировать полностью данные технической документации. Инвентарная карточка  ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу отдельных объектов. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств. Основанием для отметок о выбытии основных средств при переходе объекта основных средств другому субъекту, а также при перемещении объектов основных средств внутри  субъекта является Акт приемки-передачи основных средств, при списании объекта основных средств вследствие ветхости или износа – Акт на списание основных средств  (приложение 3).
     Заполненные инвентарные карточки в бухгалтерии регистрируют в Описях инвентарных карточек по учету основных средств, которые ведут в одном экземпляре. В картотеке предусмотрены разделы: «Основные средства в эксплуатации», «Поступило в текущем месяце», «Выбыло в текущем месяце», «Внутреннее перемещение», «В ремонте», «В запасе», «Архив». В течение месяца карточку разделов «Поступило», «Выбыло» и «Внутреннее перемещение» после сверки с оборотами, учтенными на счетах подраздела 12 «Основные средства», помещают в соответствующие разделы картотеки. После возврата объекта из ремонта, передачи из запаса в эксплуатацию и т.д. карточки на эти объекты раскладывают в соответствующие разделы картотеки.  По выбывшим основным средствам карточки помещают в раздел «Архив».
      Все основные средства, закрепленные за материально  ответственными лицами в разрезе  цехов, заносят в инвентарные  списки. Списки находятся у материально ответственных лиц и используются  ими для оперативных целей. Данные  о стоимости основных средств в списках и инвентарных карточках должны соответствовать.
ПРИМЕР: В августе 2005 года предприятие приобрело комплект производственного оборудования стоимостью 3 144 000 тенге (в т.ч. НДС). Установлен срок полезной службы – 15 лет; предполагаемые ликвидационная стоимость в конце срока службы – 2 734 тенге. В бухгалтерском учете произведена следующая запись:
Д-т 123 «Машины  и оборудование, передаточные устройства» - 2 733 913 тенге
Д-т  331 «НДС к возмещению» - 410 087 тенге
К-т  671 «Счета к оплате» - 3 144 000 тенге
Объекты основных средств списываются с  бухгалтерского баланса предприятия  в результате:
        ликвидации по физическому и моральному износу;
    в связи со строительством, расширением и техническим перевооружением предприятий, цехов и других объектов;
    при вкладе в уставный капитал;
    при сдаче объектов в долгосрочную аренду;
    в результате стихийных бедствий, аварий, недостаче и т.п.
     Ликвидация может быть полной или частичной. В порядке ликвидации с баланса списывают изношенное имущество, полностью утратившее производственное назначение.
     Для определения непригодности основных средств, а также для оформления всей необходимой документации, по приказу руководителя, на предприятии создается постоянно действующая  комиссия в составе главного инженера, главного бухгалтера, материально ответственных лиц. Эта комиссия производит непосредственный осмотр объектов, подлежащих списанию, и устанавливает их непригодность к восстановлению и дальнейшему использованию; причины списания; в необходимых случаях виновных в преждевременном списании; возможность использования отдельных узлов; деталей и материалов, их оценку; составляют акты на списание. Полное или частичное списание основных средств оформляют Актом списания основных средств  .
Первый  экземпляр Акта передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и  является основанием для сдачи на склад полученных в результате списания запасных частей, материалов и т.д.
     В Актах дают характеристику у списываемых  объектов, указывают причину выбытия, приводят описание технического состояния  основных частей, узлов, деталей, обосновывается нецелесообразность ремонта. Кроме  того, определяют результат от ликвидации объекта. При списании объектов и Актом прилагаются документы, объясняющие причины их списания с указанием мер, принятых и виновных.
Корреспонденция счетов по выбытию основных средств  приведу в таблице 6
Таблица 6

Корреспонденция счетов по выбытию основных средств

 
 
Содержание  хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Д-т К-т
  Ликвидация
1 Списано оборудование: -на  сумму износа
-на  балансовую стоимость
 
132 842
 
123 123
2 Начислена заработная плата за разборку -заработная  плата
-отчисления (социальный налог 20%)
 
842 842
 
681 635
3 Оприходованы  материалы от ликвидации 206 722
4 В конце года списываются доходы и расходы  на счет итогового дохода (убытка): -расходы
-доходы
 
 
571 722
 
 
842 571
  Реализация
1 На сумму  износа, ранее начисленного 132 123
2 На балансовую стоимость 842 123
3 Предъявлен  счет покупателю: -на договорную  стоимость
-сумму НДС  (15%)
 
301 301
 
722 633
  Внутренние  перемещения
1 Переданы основные средства из одного цеха в другой 121-125 121-125
 
     3.2. Учет амортизации и износа, ремонта основных средств.
         Основные средства, участвуя в процессе производства под  влиянием времени, воздействием технических, природных сил и в процессе эксплуатации постепенно изнашиваются. В соответствии с СБУ 6,  износ- это процесс потери физических и моральных характеристик объектов основных средств. Различает два вида износа: физический и моральный.
Физический  износ основных средств является результатом их использования
и воздействие  внешних факторов, то есть такой износ происходит в результате участия основных средств в процессе производства в связи с механическим изнашиванием частей и деталей оборудования, конструктивных элементов зданий и сооружений, а также под воздействием различных факторов: влажности атмосферных осадков, ржавления, старение металла и др. В результате физического износа утрачивается часть первоначальной стоимости основных средств.
       Моральный износ основных средств представляет собой процесс,
в результате  которого активы не соответствуют современным требованиям 
развития   науки  и техники, то есть, связан  с техническим процессом, совершенствованием и обновлением методов производства. С созданием и внедрением в  производство более совершенных  и экономических видов машин  становится экономически целесообразным дальнейшее использование действующих основных средств. Воздействию морального износа подвержены все основные средства, кроме музейных и художественных  ценностей, книг фундаментальных библиотек, фильмофондов, зданий и сооружений, являющихся памятниками архитектуры и искусства.
      Амортизация – стоимостное выражение износа. В соответствии с принципами Бухгалтерского учета стоимость основных средств должна равномерно распределяться в течение предпологаемого срока их эксплатации путем распределения (списания) на четные периоды, в течение которых эти объекты способны выполнить функции, приносящие доход их владельцу. Задача процесса амортизации распределить стоимость материальных активов длительного пользования на себестоимость продукции или на расходы.
            Амортизационные отчисления – один из основных элементов, составляющих себестоимость продукции, работ и услуг. Амортизационные отчисления признаются за каждый отчетный период как расход.
             Начисление амортизации на основные  средства, вновь введенные в эксплуатацию, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода, а по выбывшим основным средствам прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия. Амортизация по всем видам основных средств начисляется в целых тенге.
             Начисление амортизации не производится  во время проведения реконструкции  и технического перевооружения  при условиях их полной остановки,  а также в случае перевода  основных средств на консервацию.  Кроме того, амортизация не начисляется по следующим видам основных средств:
-земля;
-продуктивный  скот;
-музейные  ценности;
-автомобильные  дороги, тротуары, бульвары, скверы  общего пользования;
-незавершенное  капитальное строительство;
-основные  средства, введенные в эксплуатацию
      Для учета амортизации основных средств  применяют счета подраздела 13 «Износ основных средств», который включает 4 счета:
131 «Износ  зданий и сооружений», 132 «Износ  машин и оборудования, передаточных  устройств», 133 «Износ транспортных  средств», 134 «Износ прочих основных средств».

Таблица 7

      Корреспонденция по начислению износа основных средств 

 
Содержание  хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Д-т К-т
1 Начисление  износа основных средств, используемых - в производстве
- в административных целях
- в процессе  сбыта
 
 
935 821
811
 
 
131-134 131-134
131-134
2 Начисление  износа основных средств, сданных в  текущую аренду 845 131-134
3 Списание ранее  начисленного износа при выбытии  объектов основных средств 131-134 122-125
   
 Методы начисления могут быть разными. В соответствии со СБУ 6 субъекты вправе самостоятельно предусматривать своей учетной политикой применение следующих методов начисления амортизации:
- метод  равномерного списания стоимости;
- метод  списания стоимости пропорционально  объему выполненных работ (производственный  метод);
- метод  уменьшающегося остатка;
- метод  списания стоимости по сумме  чисел (кумулятивный метод).
Опишу подробнее каждый метод.
Метод равномерного списания стоимости является наиболее простым, при котором амортизируется стоимость объекта ежемесячно, списывается в равных суммах. Метод основан на предложении, что амортизация зависит только от длительного срока службы. При этом методе сумма амортизационных отчислений определяется исходя из:
-срока  полезной службы;
-предельных  норм амортизации, установленных  налоговым законодательством Республики  Казахстан.
      Срок  эксплуатации основных средств, как  и ликвидационная стоимость, при  необходимости могут пересматриваться с учетом произведенных последующих затрат, улучшающих состояние основных средств, что приводит к увеличению срока службы, а также с учетом технологических изменений на рынке сбыта или в результате  изменений условий хозяйственной деятельности, что приводит и сокращению срока службы.     
         Метод равномерного списания  стоимости используется тогда,  когда предполагается, что доходы  от использования объектов условиях  средств одинаковых  в каждом  периоде на протяжении срока  его эксплуатации,  т. е. уменьшение остающейся полезности объекта происходит равномерно.
      Производственный  метод основан на том, что амортизация является только результатом эксплуатации объекта, и отрезки времени не играют никакой роли в процессе ее начисления. Сумма амортизации за месяц или год определяется путем деления амортизируемой стоимости объекта на количество изделий, которые произведены с его участием.
При использовании  этого метода накопленный износ  увеличивается ежегодно в прямой зависимости от единицы. В соответствии с данным методом единицы работы или использования, которые применяются для определения предполагаемого срока полезной службы для каждого объекта, должен соответствовать определенным активом.
            Метод списания стоимости  по сумме  чисел (кумулятивный метод ) заключается в том, что для вычисления суммы амортизации за тот или иной период амортизационная стоимость основного средства умножается на дробь, числитель которой равен количеству оставшихся лет эксплуатации данного средства в начале учетного периода, а знаменатель – сумме порядковых номеров лет эксплуатации основного средства, начиная с единицы и заканчивая последним годом эксплуатации, т.е. 1+2+3+….+n
       При данном методе сумма амортизации  резко увеличивается в первый год использования объекта и  снижается в последний.
ПРИМЕР:  Срок службы оборудования 6 лет. Сумма  чисел составит (кумулятивное число) 21(1+2+3+4+5+6)
            В первый год будет  начислено 6/21 первоначальной стоимости  объекта, во второй- 5/21, в третий- 4/21, в четвертый –3/21, пятый-2/21, в шестой 1/21. Ежегодная сумма амортизации представляет собой дробь, в знаменателе которой будет сумма числа лет, а в числителе: для первого года –6, второго-5, третьего-4, четвертого-3, пятого-2, шестого-1.
            Первоначальная стоимость  оборудования 330000 тенге, прогнозируемая ликвидационная стоимость 3000 тенге.
Таблица 8
Расчет  суммы  амортизации кумулятивным методом
 
Годы
 
Кумулятивное  число
 
Норма амортизации
 
Сумма амортизации, тенге
год месяц
     1 1 6/21 93429 7786
2 3 5/21 77857 6488
3 6 4/21 62286 5190
4 10 3/21 46714 3893
5 15 2/21 31143 2595
6 21 1/21 15571 1298
       Метод уменьшающегося остатка также предполагает сокращение балансовой стоимости актива на сумму амортизации. В этом случае используется коэффициент ускорения, выраженный в процентах. Наиболее распространена двойная норма амортизации. Рассчитанная сумма амортизации вычисляется из балансовой стоимости основного средства.
Остаток балансовой стоимости переносится  на следующий период, и вся процедура  повторяется.
ПРИМЕР:  При прямолинейном методе амортизации оборудования составляет 8% (8%/5 лет). При методе уменьшающего остатка с удвоенной нормой списания норма амортизации будет равна 16% (2*8%) . Первоначальная стоимость оборудования 200000 тенге.
                           Таблица9
Расчет  суммы амортизации методом уменьшающегося остатка
Годы Балансовая  стоимость, тенге
Норма амортизации, % Сумма амортизации,  тенге
год месяц
1 200000 16 32000 2667
2 168000 16 26880 2240
3 141120 16 22579 1882
4 118541 16 18967 1581
5 99574 16 15932 1328
 
  Учетной политикой АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» определен метод начисления амортизации – это метод равномерного списания стоимости, но также предусмотрено использование других методов, если иное оговорено в дополнительном приложении . Метод равномерного списания в АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» используется практически для всех объектов основных средств, производственный метод начисления амортизации – для транспортных средств, а для оргтехники используется кумулятивный метод.
      Введенные в действие и принятые к учету объекты основных средств требуют дополнительных затрат для поддержания их в рабочем состоянии. Обслуживание основных средств – существенная статья для многих предприятий, особенно в тех случаях, когда срок эксплуатации этих объектов большой. Необходимость этих затрат вызвана неравномерностью износа отдельных частей машин, оборудования, зданий и других видов основных средств. Бухгалтер сталкивается с проблемой отражения расходов на содержание основных средств. Эти затраты в бухгалтерском учете:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.