Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края
Чайковский  профессионально-педагогический колледж
Предметно-цикловая комиссия специальности 050709
Преподавание  в начальных классах 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
на тему:
Влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных  умений 

              Выполнила: студентка 3 курса группы 131
              очной формы обучения
              специальности 050709
              Волкова Елена 

              Руководитель:
              преподаватель психологии высшей квалификационной категории
              ______________ Сырова Г. В. 
               
               
               

Чайковский 2009
 

Содержание
Введение…………………………………………………………………… 1. Теоретические основы влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений…………………………………………………………………….
1.1. Развитие коммуникативных умений у младших школьников…….
1.2. Технология  творческой деятельности младших  школьников на уроках чтения……………………………………………………………...
1.2.1 Виды  работы с текстом на уроке  чтения………………………….
1.2.2 Виды  творческой деятельности на уроках  чтения……………….
1.2.3 Выделение  мыслей текста, внимание к слову…………………….
1.2.4 Прогнозирование……………………………………………………
1.2.5 Диалог  с текстом…………………………………………………….
1.2.6 Включение  воображения……………………………………………
1.2.7 Работа  над сочинением……………………………………………...
1.3. Психолого-педагогическая  характеристика младших школьников
2. Опытно-экспериментальное исследование влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений………………………………………………..
2.1. Организация  и методы исследования……………………………….
2.2. Результаты  исследования и их обсуждение………………………..
Заключение………………………………………………………………..
Список  использованных источников…………………………………….
Приложение  А……………………………………………………………..
Приложение Б……………………………………………………………..
3 
 
6
6 

12
14
16
19
19
21
21
22
27 
 

30
30
36
38
40
42
43
 
 
 

Введение 

     Сфера коммуникации – необходимая часть  социального пространства, в котором  существует личность. В современных  условиях жизнедеятельности человека коммуникативные умения приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Коммуникативные умения и навыки – это средства обеспечения успешной деятельности человека. Кроме того, общение является показателем культуры личности в целом. Формировать коммуникативные навыки целесообразно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит от ситуации.
     Исследования  показывают, что формирование коммуникативной  деятельности можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс  этот должен строиться на четкой системе  знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка – дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. Именно поэтому приоритетную значимость на уроках в младших классах приобретает развитие у школьников коммуникативных умений.
     В связи с тем, что направление  обучения с уклоном на развитие коммуникативных умений появилось сравнительно недавно (до настоящего времени развитию коммуникативных умений уделялось не достаточно внимания), оно еще не достаточно изучено и внедрено в существующие образовательные программы. Количество учителей, которые имеют специальную подготовку для работы с малышами в данном направлении, мало. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями – задача весьма нелегкая и ответственная. Следовательно, педагогам необходимо совершенствовать свою квалификацию для успешного формирования коммуникативных навыков школьников на уроках в младших классах.
     Особую  роль в развитии коммуникативных умений у младших школьников играет творческая деятельность на уроках чтения, так как она приводит в активное состояние различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза. Этот процесс позволяет проявить младшему школьнику его личные качества, направленность ума, воли, чувства, которые проявляются в коммуникативной деятельности.    Также на уроках чтения формируются основные навыки общения – связная речь, умение слушать и понимать, логическое мышление и т. д.
     Таким образом, влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений – тема актуальная, требующая детального изучения и внедрения в педагогический процесс.
    Информационной  базой исследования послужила научная и учебная литература, труды ученых и специалистов в области педагогики и психологии, государственные стандарты, учебные программы, а также публицистические издания и прочие материалы.
    Тема  исследования – влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений.
    Объектом  исследования является педагогический процесс развития коммуникативных умений у младших школьников на уроках чтения.
    Предметом исследования данной работы является технология творческой деятельности как средство развития коммуникативных навыков на уроках чтения в младших классах.
    Контингент  исследования – учащиеся начальной  школы.
    Цель  исследования – исследование особенностей влияния творческой деятельности на уроках чтения на развитие коммуникативных умений у младших школьников.
    Задачи  исследования:
    Обосновать актуальность проблемы развития коммуникативных умений младших школьников.
    Определить сущность понятия коммуникативных умений, классифицировать их, определить способ оценки развития коммуникативных умений у младших школьников.
    Теоретически обосновать процесс развития коммуникативных умений у младших школьников и влияние на него творческой деятельности на уроках чтения.
    Систематизировать изученный материал.
    Экспериментально определить наличествующий уровень развития коммуникативных умений у младших школьников.
    Методы  исследования - изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; наблюдение за общением детей на занятиях и в условиях свободного общения; беседы с учителями и детьми, направленные на выявление особенностей общения детей; анкетирование учителей; опрос школьников; анализ полученных результатов.
    Организационная база исследования - МУП "СОШ № 11" г. Чайковский.
    Этапы исследования.
    На первом этапе (сентябрь 2009 г.) - Теоретико-поисковом – был проведен поиск теоретического материала исследования, который систематически изучался, анализировался и конспектировался.
    На  втором этапе (октябрь 2009) - Опытно-экспериментальном – для подтверждения теоретического материала нами были проведены исследования коммуникативных умений учащихся третьего класса школы №11, велось систематическое наблюдение за педагогическим процессом проведения уроков чтения, за деятельностью учащихся на уроках, за их коммуникациями вне занятий. Было проведено анкетирование учителя и опрос школьников для оценки уровня развития коммуникативных умений у школьников.
    На  последнем этапе (ноябрь 2009) - Итогово-аналитическом – были подведены итоги исследования, был обобщен изученный материал и сделано соответствующее заключение. Материалы исследования были систематизированы и отражены в данной работе.
 

     1. Теоретические  основы влияния  творческой деятельности  младших школьников  на уроках чтения  на развитие их  коммуникативных  умений 

      Развитие  коммуникативных  умений у младших  школьников
 
     Коммуникативные умения играют важную роль в социализации человеческой личности, являются условием любой деятельности человека, имеющей общественную природу.
     Прежде  всего, рассмотрим какова же их сущность и структура.
     К этому вопросу существует несколько  подходов. Некоторые специалисты  определяют коммуникативные умения как умение общаться. Существуют и  другие определения данной категории.
     Например, в журнале Начальная школа дано следующее определение: коммуникативные умения – это умения точно и не затрудненно излагать материал, опираясь на большой словарный запас и знания в области предметного поля; владеть логикой и синтаксисом языка; правильно использовать необходимые стилистические обороты и словосочетания; различать особенности устной и письменной речи; находить и реализовывать адекватную форму изложения материала, включая образность и выразительность речи, интонацию и силу необходимого звучания [10].
     Адамьянц  Т. З. в своей статье определяет коммуникативные умения как характеристику особенностей ориентации человека в коммуникационных процессах, отражающую степень адекватности понимания им основных смысловых доминант коммуникатора [1].
     Преподаватель психологии Андреева Л. Н. приводит свое определение. Коммуникативные умения – это умение общаться, слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию [2].
     Существуют  и другие определения. Так или  иначе, коммуникативные умения подразумевают  под собой в основном речевые навыки, то есть средства вербального общения. Они в наибольшей степени подвластны развитию и тренировке, так как средства невербального общения в основном носят неосознанный характер. Но те и другие входят в структуру коммуникативных умений. Рассмотрим некоторые из них.
     Тищенко В. А. в своей работе привел следующую  классификацию [19]:
     Коммуникативные умения состоят из блока общих  умений и блока специальных умений (Рисунок 1). В свою очередь общие умения делятся на умения говорения и умения слушания. В обоих блоках выделяют как вербальные составляющие, так и невербальные. К специальным коммуникативным умениям относятся в основном умения необходимые в профессиональной деятельности (умения провести презентацию, деловую беседу, организовать производственное совещание, инструктировать подчиненных).

     Рисунок 1 – Классификация коммуникативных  умений по Тищенко В. А. 

     Существует  также и более подробная классификация  коммуникативных умений (Рисунок 2) [5].

     Рисунок 2 - Классификация коммуникативных умений 

     Далее рассмотрим метод оценки уровня развития коммуникативных умений у младших школьников [20]. Шевченко А. Е. в своей работе предлагает метод экспертных оценок. При обработке результатов используется метод математической статистики. Согласно данном методу предлагается создать экспертную комиссию и определив критерии оценить уровень развития коммуникативных умений у каждого школьника. Далее вычисляется среднестатистический показатель по всему классу в целом.
     Можно выделить 3 основных уровня сформированности коммуникативных умений учащихся:
     1 уровень (низкий): техника чтения - ниже нормы; не может сформулировать  тему и главную мысль текста; отсутствует логичность, последовательность, связность высказывания; налицо пассивность в речевой деятельности, недостаточно сформированы умения  формулировать вопросы и ответы по заданной задаче;        
     2 уровень (средний): техника чтения - норма; тема и основная мысль  текста формулируется частично; учащиеся с трудом делятся своими мыслями, отсутствует лексическое богатство языка; испытывают затруднения в общении с друг другом,  не всегда учитывают точку зрения другого;
     3 уровень (высокий): техника чтения - выше нормы; правильно, точно,  кратко формулирует главную мысль, содержащую в тексте, определяет тему; речь образная, выразительная, эмоциональная, используются правильные синтаксические конструкции, выражается свое отношение к излагаемому; владеет правилами и культурой ведения диалога, умеет ставить вопросы по обсуждаемой теме, манеры участия в диалоге соответствуют общекультурным нормам.
     Количество  уровней и критериев может  отличаться.
     Итак, мы ознакомились с понятием коммуникативных  умений, их классификацией и оценкой. Как же развиваются (формируются) коммуникативные умения?
     Специалисты выделяют четыре основных этапа формирования коммуникативных умений у младших школьников [8]:
     1. Ознакомительный.
     2. Подготовительный (аналитический).
     3. Стандартизирующий (синтетический).
     4. Варьирующий (ситуативный).
     Процесс овладения коммуникативными умениями представляет собой многократное выполнение действий, направленных на автоматизацию в различных видах речевой деятельности и общении.
     Первоначально ребенок узнает о том или ином составляющем коммуникационного умения, далее это умение изучается, дается возможность его опробовать, проиграть, смоделировать. В процессе будущей деятельности учащегося применение данного умения постоянно повторяется и постепенно вводится в обиход ребенка. Далее предлагается применить данное умение в нестандартной ситуации, то есть дать возможность применить умение самостоятельно в реальном общении, закрепить его.
     В процессе речевой коммуникации люди пользуются средствами языка –словами и грамматикой – для построения высказываний, которые были бы понятны адресату. Однако знание только слов и грамматики недостаточно для того, чтобы общение было успешным: надо знать ещё условия употребления тех или иных слов и их сочетаний. Иначе говоря, помимо собственно грамматики, носитель языка должен усвоить «ситуативную грамматику», которая предписывает использовать речь не только в соответствии со смыслом лексических единиц и правилами их сочетания в предложении, но и в зависимости от характера отношений между говорящим и адресатом, от цели общения и от других факторов, знание которых в совокупности с собственно языковыми знаниями составляет уровень коммуникативных навыков носителя языка.
     Характер  навыков общения, входящих в коммуникативную  компетенцию, можно проиллюстрировать  на примере, так называемых косвенных речевых актов. Косвенным называется такой речевой акт, форма которого не соответствует его реальному значению в данной ситуации. Например, если сосед за обеденным столом обращается к вам со следующими словами: – Не могли бы вы передать мне соль?, то по форме это вопрос, а по сути – просьба, и ответом на неё должно быть ваше действие: вы передаёте соседу солонку. Если же вы поймёте эту просьбу как вопрос и ответите: – Могу, не производя соответствующего действия и дожидаясь, когда же собеседник действительно прямо попросит вас передать ему соль, – процесс коммуникации будет нарушен: вы поступите не так, как ожидал говорящий и как принято реагировать на подобные вопросы – просьбы в аналогичных ситуациях.
     Также в процессе общения имеет место  ориентация на социальные характеристики речевого партнёра: его статус, позицию, ситуационную роль, что проявляется в выборе альтернативных речевых средств со стратификациями и речевыми ограничителями [11].
     Таким образом, как грамматические, так  и лексические навыки и умения представляют собой центр речевой компетенции, на который опираются коммуникативные умения.
     Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.
     На  наш взгляд, общение является важнейшей  фазой формирования личности младшего школьника.
     При организации коммуникативного процесса важную роль играет учет личностных и возрастных особенностей младших школьников. Младший школьный возраст является чрезвычайно благоприятным для овладения коммуникативными умениями. Это предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступать в контакт, умения взаимодействовать в коллективе и так далее. Безусловно, речь идет не о том, чтобы заниматься развитием детей в ущерб знаниям, а о том, чтобы развитие коммуникативных навыков было специально направлено на развитие личности младших школьников [15].
     Идеально, с нашей точки зрения, для развития коммуникативных умений подходят уроки  чтения.
     Любовь  к предмету в данном возрасте очень  тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.
     Уроки чтения в образовательных учреждениях согласно государственному образовательному стандарту [6] направлены на достижение следующих целей:
•    развитие художественно-творческих и  познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
•    овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением  как базовым умением в системе  образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
•    воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов.
      Все вышеперечисленное и есть составляющие коммуникативных умений. Каким же образом они развиваются и  формируются на уроках чтения? Конечно посредством творческой деятельности. Далее рассмотрим технологию творческой деятельности на уроках чтения в младших классах более подробно. 

      Технология  творческой деятельности младших школьников на уроках чтения
 
     Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, т. е. формировать у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее задач, расковывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового [14].
     Решение поставленной задачи требует внедрения  в образовательный процесс новых образовательных программ, методологические принципы которых предполагают включение ребёнка в активный творческий процесс.
     Развитие  творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной  сферы, формированию нестандартного, продуктивного мышления, становлению индивидуальности. Творческий акт – это реализация неповторимости, индивидуальности, уникальности человека.
     Творчество  – это создание объективно или  субъективно нового [2]. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности. Эта субъективная новизна, создаваемая и переживаемая ребёнком, имеет важное развивающее и образовательное значение – через неё ребёнок усваивает общественный опыт предшествующих поколений. В этом – значение творчества для формирования личности.
     Наиболее  благоприятны для развития творческого  потенциала ребёнка уроки чтения. Чтение как учебный предмет имеет  в своем распоряжении такое сильное  средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает [4].
     Чтение  тоже включает творческий акт, а именно: субъективное, индивидуальное восприятие читаемого и осознание через  него себя как личности. Как и  любое творчество, чтение – эмоциональная  деятельность, основывающаяся на личностном восприятии и воссоздании образов художественного произведения в своём воображении.
     Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную  деятельность, в рамках которой формируются  базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной  с развитием индивидуальных задатков учащихся, коммуникативных умений, познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
     Развитие  детского творчества в первую очередь  зависит от чуткого, тактичного, понимающего  учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи: замечать любые творческие проявления учеников; создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе [16].
     Далее рассмотрим технологию творческой деятельности на уроках чтения Зайцевой Т. В. [7].
     Технология  творческой деятельности младших школьников на уроках чтения включает несколько этапов: 
- выделение  мыслей текста, внимание к слову,
- прогнозирование, 
- диалог  с текстом,
- включение  воображения. 
      Рассмотрим основные виды работ с текстом на уроке чтения. 

1.2.1 Виды работ с текстом на уроке чтения
1. Чтение  всего текста (по заданию учителя).
2. Чтение, деление на части, составление  плана. 
3. Чтение  по готовому плану. 
4. Чтение, после чтения - пересказ.
5. Чтение  учеником нового текста, заранее  подготовленного дома.
6. Чтение  с сокращением текста (из текста убираются предложения или слова, которые можно опустить).
7 .Чтение  цепочкой по предложению. 
8. Чтение  цепочкой по абзацу.
9. Чтение  в полголоса.
10. Чтение, нахождение отрывков к рисунку. 
11. Чтение, ответы на вопросы. 
12. Нахождение  в тексте отрывка, который поможет  ответить на вопрос.
13.Чтение  самого красивого места в рассказе  или стихотворении. 
14.Нахождение  по данному началу или концу предложения всего предложения (позже предложение может заменять логически законченный отрывок).
15. Чтение  «выше нормы» (в основном это  домашнее задание, которое ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировки дома, набирает 10-15 слов).
16. Чтение  отрывка, к которому можно подобрать  пословицу. 
17. Нахождение  предложения, с помощью которого  можно исправить допущенную ошибку.
18. Нахождение  предложения или отрывка, отражающего  основную мысль рассказа.
19. Чтение  и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
20. Чтение, нахождение предложений, которые  стали поговорками (для басни).
21. Чтение, составление сценария к диафильму  (кратко, подробно).
22. Чтение, подборка звукового оформления  фильма.
23. Беседа  с сопровождением выборочного текста.
24. Нахождение  в тексте три (пять, семь…) выводов. 
25. Высказывание  своих непосредственных суждений  о прослушанном тексте после чтения учителем или учеником.
26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось  произведение, что запомнилось.
27. Установление  путем чтения причинно – следственных связей.
28. Чтение названия рассказа (как еще можно назвать?).
29. Чтение  по ролям. 
30. Чтение  по ролям диалога, исключая  слова автора.
31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью  жестов, мимики, позы.
32. «Живая  картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует  на услышанное).
33. Нахождение  предложения (отрывка), которое мог  бы прочитать вот этот человечек. 
34. Нахождение  отрывка, который нужно прочитать  презрительно, строго, с мольбой, с досадой, с возмущением, с насмешкой, с радостью, весело, печально и т. д.
35. Нахождение  и чтение предложения с восклицательным  знаком, с вопросительным знаком, с запятой, с многоточием. 
36. Конкурсное  чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
37. Нахождение  и чтение образных слов и  описаний.
38. Нахождение  и чтение слов с логическим  ударением. 
39. Нахождение  и чтение слов, предложений, которые  читаются громко, тихо, быстро, медленно.
40. Чтение  стихотворения, расстановка пауз.
41. Чтение  стихотворения цепочкой, заканчивая  каждый раз на паузах.
42. Выразительное  чтение отрывка, стихотворения,  рассказа по собственному выбору.
43. Чтение  отрывка текста с распространением предложений в нем.
44. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме.
45. Кто  быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
46. Нахождение  в рассказе самого длинного  слова. 
47. Нахождение  двух-, трех-, четырехсложных слов.
48. Нахождение  в рассказе и чтение сочетаний:
      а) существительное + прилагательное;
      б) существительное + глагол.
49. Чтение, пометка непонятных слов.
50. Чтение  слабочитающими учениками слов  с предварительной разбивкой  их на слоги. 
51. Нахождение  и чтение слов и выражений,  с помощью которых можно нарисовать  устный портрет. 
52. Нахождение  и чтение в тексте слов, близких  по значению данным (данные слова записаны на доске).
53. Чтение  слов, к которым даны сноски.
54. Нахождение  и чтение слов и выражений,  которые можно использовать при  написании сочинений. 
55. Чтение  с выписыванием слов для практического  словаря, например, к теме «Осень»,  «Зима» и т. д.
56. Комбинированное  чтение (учитель – учащиеся хором).
      Каковы  же виды творческой деятельности учащихся на уроках чтения? Рассмотрим их с учетом возрастных особенностей. 

1.2.2 Виды творческой деятельности на уроках чтения 

     1 класс. 
1. Составление  слога.
2. Составление  слова. 
3. Составление  предложения: по картинке, по началу  слов, закончи предложения. 
4. Игры  «Доскажи словечко», «Верни слово  на место», Подбери рифмы к  словам», «Сочини чистоговорку»,  «Буква заблудилась», «Буриме».
5. Составление  скороговорок, чистоговорок.
     2 класс. 
1. Иллюстрирование  произведений и подписывание  рисунков словами из текста.
2. Серия  рисунков к одному тексту. Каждому ученику дается задание проиллюстрировать одно предложение или один абзац изучаемого текста.
3. Нарисуй портрет героя. Каждый ученик рисует портрет героя произведения, затем устраивается конкурс «Кто точнее?».
4. Составление  писем и телеграмм от имени  героев.
     3 класс. 
1. Сочинение  стихотворений по данному началу.
2. Закончи  стих и самостоятельно напиши стихотворение.
3. Сочинение  загадок, считалок, потешек. 
4. Составление  диафильмов.
5. Инсценировка  произведений. 
     4 класс. 
1. Составление  карты волшебной страны.
2. Защита  фантастических проектов.
3. Составление  программы для выборов мэра.
4. Изобрази, как представляешь. Это задание можно использовать после
чтения  произведений по природе. Напиши свой рассказ, сказку,
стихотворение.
5. Пишем,  подражая автору.
6. Самостоятельное  составление сказок.
     На  протяжении всех лет обучения проводятся:
1. Сочинения:
- по картине,
- по музыкальному произведению,
- по прочитанной книге,
- по наблюдениям в природе,
- по событиям в жизни.
2. Описание  предметов. 
3. Разгадывание  ребусов, шарад, анаграмм и  самостоятельное их составление. 
4. Изготовление  книжек – самоделок. 
     Границы творчества неуловимы, ибо оно может  проявиться и в малом: в особом, насыщенном чувством голосе, в уместной шутке, в создании юмористической ситуации; в сопереживании литературному герою, в перевоплощении в него, в наблюдательности, в умении сделать неожиданный вывод, обобщение. 
     Каковы  же условия создания творческой атмосферы  на уроках?
     1. Свободная атмосфера в школе и в классе: без авторитарности; возможность выбора вида деятельности – для учеников, методики – для учителя.
     2. Доверие и уважение к ученикам  со стороны учителя; постоянное  предоставление ученикам самостоятельности  в познавательной деятельности; помощь детям, по возможности, неявная, наводящая, а не подсказывающая.
     3. Высокий уровень познавательной  активности учащихся, внимание учителя  к мотивации учения, игровые методики, юмор, решение субъективно – творческих  задач и при изучении разных тем.
     4. Внимание к интересам каждого  ученика, к его склонностям,  здоровью, разностороннему развитию (физическому, эмоциональному, эстетическому,  интеллектуальному и пр.), к его  способностям.
     5. Атмосфера общей культуры в  школе, высокая нравственность учащихся, высокий уровень духовного развития и учителя, и учащихся.
     Таким образом, творческому развитию детей  способствуют различные виды и формы учебной и читательской деятельности, в том числе занимательные игры на литературном материале. Остановимся на некоторых из них более подробно. 

     1.2.3 Выделение мыслей текста, внимание к слову 

     Выделить  главную мысль – это значит осознать ее в тексте, абстрагировать от конкретного воплощения и оценить степень ее значимости.
     Наиболее  ясно это проявляется в пословицах – драгоценном культурном фонде каждого народа. Пословицы, как правило, содержат две мысли:
- частную,  конкретную, прямо вытекающую из  текста (например, «Дорога ложка  к обеду»), 
- общую  – переносный смысл, требующий  абстрагирования от конкретного текста и широкого обобщения.
          На каком еще материале можно формировать умение схватывать суть?
     Снова обратимся к народной мудрости. Ею создан специфический жанр для развития смекалки у детей – загадки. Загадки  учат отыскивать сходство между самыми отдельными, внешне не сходными вещами на основании существенных свойств. Для разгадывания загадок требуется немалая сообразительность.
     Таким образом, чтобы научиться выделять главную мысль, необходимо соблюдать  следующие условия:
1. Осознание  учащимися необходимости выделения концепта при каждом взаимодействии с текстом;
2. Вычерпывание  всех смыслов каждого слова,  словосочетания, предложения и более  крупных смысловых единиц текста, а так же их 
монтажа;
3. Постоянная  работа по прогнозированию текста на всех уровнях - от слова или словосочетания до целого текста;
     При организации этой работы надо иметь  в виду, что она будет эффективной  в том случае, если и сами тексты, и задания к ним будут разнообразны.  

     1.2.4 Прогнозирование 

     Беря  в руки любой текст, зрелый читатель всегда, хотя иногда и неосознанно, ставит перед собой задачу выделить главное, т. е. понять, ради чего написан этот текст. Именно эта цель организует анализ текста, начиная с заголовков.
      Заголовок – это «входная дверь»  текста. Если поразмышлять над смыслом заголовка, то многое станет понятно еще перед чтением, «на пороге текста». Мысленная обработка заголовка – первый шаг к усвоению идеи автора.
     Сопоставление известного  с темой заголовка  рождает догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы и гипотезы. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли. Работая над заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте. Учитель задает вопрос:
- Как  вы думаете, о чем или о ком пойдет речь, судя по названию текста?
     Дети  выдвигают гипотезы, предположения, доказывают, почему они так считают. После этого читается текст.
     Таким образом, заголовок дает возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел.
     В некоторых случаях автор пользуется заголовком – загадкой. Понять скрытый  смысл такого заголовка мы сможем после прочтения, однако, на «пороге  текста», он невольно привлекает наше внимание, настраивает на вдумчивое чтение. Например: «Королевство кривых зеркал», «Кому было плохо?», «Какая бывает роса на траве?».
     У человека есть удивительная особенность: он умеет предугадывать. При чтении ребенок может по отдельным словам догадаться, что будет дальше. А дети младшего школьного возраста делают это с большим удовольствием.
     Начиная обучать прогнозированию с первого  класса, использую задания в качестве минуток – разминок и минуток  – отдыха. Позже мы занимаемся прогнозированием буквально на каждом уроке.
     Существуют 3 типа вопросов:
1. Тематические, помогающие понять информацию. 
2. Смысловые,  способствующие пониманию авторского  отношения к тому, о чем говорится в этом тексте.
3. Прогнозирующие  вопросы, дающие возможность учащимся 
предполагать  дальнейшее развитие событий.
     Итак, ведя диалог с автором, дети останавливаются, задают вопрос и пытаются представить, что будет дальше, они контролируют себя, а значит –  помогают себе быть талантливыми, вдумчивыми, заинтересованными  читателями.   

     1.2.5 Диалог с текстом 

     Многие  тексты, особенно детские, отличаются тем, что содержат явные или скрытые  вопросы, возможность предугадывать  развитие событий. Поэтому первоначальная задача научить ребенка видеть такие вопросы:
- давать  на них свои ответы;
- удерживать  вопросы и ответы в памяти до тех пор, пока не появится в тексте ответ, т. е. пока не появится возможность провести самоконтроль. В этом заключаются основные операции диалога с текстом.
     В диалог включены мышление, память, воображение, внимание, поэтому -   это основной прием работы с текстом. В диалоге, кроме поиска вопросов, скрытых в тексте, важная роль отводится прогнозированию.
На прогнозирование  возможен целый ряд заданий. Это  задания типа: придумать ответы к  тексту, его окончание. Неожиданные  ответы или концовки текста, как правило, рождают у ребят улыбку. Тексты даются не случайно, с их помощью формируется не только гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, но и чувство юмора, умение ценить шутку.  

     1.2.6 Включение воображения 

     Работа  над умением включать воображение является следующим этапом формирования творческого читателя. Задания на развитие воображения разнообразны и иногда выходят за рамки собственного чтения. Они включают в себя:
- наблюдения  за явлениями; 
- изображение  описанных картин;
- художественная деятельность;
- описание  образов различных модальностей (звуки, запахи, цвета, формы, рисование  по представлению, эмоции, чувства).
     Исходя  из своего опыта, можно говорить о  трех основных взаимодействующих и взаимообогащающих друг друга путях воздействия на развитие воображения:
1. Воздействие извне.
2. Стимуляция воображения.
3. Самовоспитание.                 
     Первый  путь – это традиционный принцип  наглядности в обучении. Здесь  могут быть предложены задания типа:
 - рассмотреть очень похожие рисунки и найти в них различия;
 - рассмотреть группы рисунков, соотносящихся друг к другу как целое и его части;
 - определить место каждой части на рисунке, изображающем целое.                                                       
     Второй  путь воздействия на воображение состоит в том, что учитель или учебный материал дает только первоначальный толчок, пусковой момент для дальнейшей самостоятельной работы воображения. Он включает в себя следующие формы работы: составление своеобразных «грамматических сказок», создание образов при помощи сравнения; соотнесение предметов по их схожести, дописывание стихотворений по первым строкам
     Последний вид работы очень нравится детям. Строчки, предлагаемые ребятам, содержат остросюжетную завязку какого-то необычного происшествия. Задача детей – придумать развязку, соблюдая при этом не только логику сюжета, но и заданную стихотворную форму.
     Третий  путь – это путь целенаправленной работы самого школьника.
     Могучий источник развития воображения –  образцы актерского чтения. Воспринимаемые на слух радиопередачи, грамзаписи, магнитофонные записи, с их великолепным звуковым оформлением, стимулируют фантазию детей.   

     1.2.7 Работа над сочинением 

     Одним из видов монологической речи являются устные сочинения детей по воображению. Тематика сочинений в классе может быть широкой и разнообразной. Важно, чтобы тема сочинения пробуждала мысль  детей, а предметы, взятые для описания, вызывали бы у них эстетические чувства. Детские сочинения можно классифицировать так:
а) Творческие сочинения по картинке.
б) Контаминации на темы художественных произведений.
в) Свободное  сочинение сказок и рассказов.  
г) Драматизация и словесное рисование.
д) Сочинение  стихотворений.                            
     1. Творческое сочинение по картинке.
     Учащимся демонстрируется картинка с любым изображением, в том числе сюжетным. Предлагается представить себе и рассказать классу данную  ситуацию. В качестве объекта выбирается любой герой, животное и даже предмет. Можно придумать развитие сюжета, а так же его финал. Контаминация на темы художественных произведений.
     Известно, что дети с большим удовольствием  воображают себя в ситуациях, в которые  попадают их любимые герои, приписывают себе их действия, творчески переосмысливая приключения, по-своему меняя поведение героев в определенных ситуациях. Эту особенность детей необходимо использовать, прежде всего, для воспитания в них благородных черт характера.
     2. Сочинение на темы художественных произведений.
     Методика  обучению сочинению – контаминации предельно проста: ребенку предлагают пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним. Учитель сочувственно следит за течением «сочинения», делая вид, что верит каждому его слову, и при этом обязательно следит за речью ребенка, неназойливо поправляет его.
     Очень важно выбрать произведение, достойное  того, чтобы ребенок перенял положительные черты его главного героя: усвоенное в этом возрасте остается на всю жизнь.
     3. Свободное сочинение сказок и рассказов.
     Заключается в том, что ребенку представляется полная свобода сочинять сказку или возможную ситуацию, этому не учат специально, но способствовать свободному (самостоятельному) сочинению необходимо. Подготовкой является упражнение на пересказ.
          При подготовке к работе над  сочинением приходилось задумываться  над вопросами: 
- Как  должно строиться высказывание?
- С чего  начинается сочинение? 
- Как  научить связывать в сочинении  части друг с другом по своему
содержанию  и форме?    
     Прежде всего, детей надо научить рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать нужные слова.
        В букварный период после прочтения  выбранного рассказа необходимо предлагать детям передать его содержание от имени героя, представив себя в его образе.
     Учитывая, что в младших классах сочинения носят в основном обучающий характер, план работы с детьми при подготовке к сочинению имеет примерно следующую структуру:
1. Раскрытие  темы (чаще тему предлагают сами дети):
 - определение границ темы;
 - озаглавливание;
 - определение идейного содержания;
 - композиция (место действия, действующие лица).
2. Определение  средств художественной выразительности. 
3. Грамматическое  задание (использование родственных слов или глаголов 2-го лица, ед. числа).
4. Составление  плана: 
 - вступительная часть (выразить общее впечатление);
 - основная часть;
 - заключительная часть (оценочные суждения, выражение личного отношения к сказанному).
5. Отбор языкового материала:
 - родственные слова;
 - сравнения;
 - эпитеты;
 - пословицы.
     Большой интерес вызывает у детей составление  рассказа по сюжетным картинкам от лица различных персонажей. Это позволяет  проследить, как изменится сюжет  в зависимости от того, с чьей точки зрения ведется рассказ и кому он адресован. В Приложении А рассматривается несколько приемов, которые позволяют пробудить фантазию детей, устранить их скованность в общении.
     4. Драматизация и словесное рисование.
     Ценность  приема драматизации определяется тем, что он помогает зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.
     Чтение  по ролям предваряет по степени сложности драматизацию развернутой формы, оно возможно в работе над любым произведением, в котором есть диалоги.
     Последовательность  подготовки к чтению по ролям:
- знакомство  с текстом – чтение или слушание;
- общая  проверка восприятия;
- определение  количества действующих лиц;
- чтение  текста про себя и обозначение  реплик действующих лиц и авторских 
слов  на закладках;
- определение  необходимости чтения авторских  слов;
- анализ  эмоционального состояния или  качеств характера действующих  лиц 
с целью  выразительного чтения;
- определение  интонационной окраски реплик  героев;
- выбор  чтецов и первое чтение по  ролям; 
- разбор  достоинств и недостатков чтения  по ролям; 
- повторное  чтение с новыми исполнителями; 
- подведение  итогов.
     Работа по драматизации. Необходимо разбить класс на группы по 5-6 человек. Перед каждой группой ставится задача: инсценировать рассказ, сказку; разобрать самостоятельно сценарий (отобрать значительный эпизод или цепь эпизодов и определить, что и как играть); подобрать действующих лиц; оснастить сценку (выбор инвентаря не ограничен). 
     Одним из методических приемов, побуждающих учеников проникнуть в текст произведения, является создание воображаемых мизансцен и запечатление их в рисунках. Словесное рисование, создание диафильмов позволяет вообразить, дополнить картины, образы.
     Итак: школа живого устного слова –  драматизация и словесное рисование – должна проходить через весь курс обучения в младших классах, ибо является источником больших переживаний, эстетического наслаждения, развивает устную и письменную речь, стимулирует развитие познавательных процессов личности – восприятия, воображения, мышления. 
     5. Сочинение стихотворений.
     Чуковский К. И. говорил: «В начале жизни мы все – стихотворцы, и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой».
     Работу  начинается уже с первого класса. Сначала на уроках обучения грамоте, затем на уроках чтения, развития речи. С первого дня ведется обучение, применяется много стихотворного материала: сказки, стихи – загадки о буквах и звуках. Используются и подборки всевозможных стихотворных диалогов разной степени трудности.
     С целью устранения неточностей в  произношении лучше начинать работу с чистоговорок, в ходе проговаривания которых, детям предлагается самим придумать ее продолжение. Ученики с удовольствием заканчивают фразу и сочиняют свои чистоговорки. Материалом, способствующим усвоению норм литературного произношения и ударения, могут быть: игры «Доскажи  словечко», «Исчезли слова», «Кто больше подберет рифмы к словам», упражнение «Произнеси правильно».
     На  этом же начальном этапе необходимо познакомить детей с некоторыми особенностями стихотворений: ритмом, рифмой. Проводим наблюдения над созвучными окончаниями строк.
     Один  из интереснейших приемов работы над стихотворением, когда ребенок выступает в роли соавтора. На доске записано стихотворение, но наиболее яркие образные слова закрыты. Нам нужно найти эти слова и поставить их на место.
Школьники, восстанавливая текст, должны помнить, что не любое слово подойдет, а только то, которое соответствует оригиналу и по числу слогов. Это важно еще и потому, что дети учатся чувствовать ритм стиха, метрические соответствия.
     Важную  роль в развитии коммуникативных  умений посредством творческой деятельности на уроках чтения также является работа с народным творчеством, в частности  работа с пословицами. Методика использования пословиц в образовательном процессе способствует индивидуально – творческому развитию детей, и особенно развитию речи, творческого воображения, логического и нестандартного мышления, нравственных качеств.
Пример  работы с пословицами рассмотрен в Приложении Б.
         
      Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
 
     Границы младшего школьного возраста, совпадающие  с периодом обучения в начальной  школе, устанавливаются в настоящее  время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
     Начало  обучения в школе ведет к коренному  изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально  значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества
     Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».
     В этом возрасте увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.
     В этом возрасте происходит появление  и другого важного новообразования  — произвольного поведения. Ребенок  становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях.
     В этом возрасте ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам.
     В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.
     В сознании ребенка закладываются  определенные нравственные идеалы, образцы  поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого.
     Именно  в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми.
     Таким образом, младший школьный возраст  является наиболее ответственным этапом школьного детства.
     Основные  достижения этого возраста обусловлены  ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими  для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь  учиться и верить в свои силы.
 

2. Опытно-экспериментальное исследование влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.