На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 06.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                 Оглавление 

     Введение…………………………………………………………………….2
     ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной  реабилитации детей с
     ограниченными возможностями…………………………………………..
     1.1. Научно-теоретические основы анализа  проблем социальной
     реабилитации  детей с ограниченными возможностями…………………
     1.2. Дети с ограниченными возможностями,  сущность и 
     содержание…………………………………………………………
     ГЛАВА 2. Формы и методы социальной работы с детьми с
          ограниченными возможностями……………………………………..
      2.1. Социальная работа с семьями,  воспитывающими детей- 
       инвалидов………………………………………………………………..
      2.2. Социально-психологической  реабилитации  детей 
       с ограниченными возможностями………………………………………
     Заключение………………………………………………………………….
     Список  использованной  литературы………………………………………
     Приложения………………………………………………………………….
 

                                           Введение. 

     По  данным ООН, в мире насчитывается  примерно 450 миллионов человек с  нарушениями психического и физического  развития. Это составляет 1/10 часть  жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).
     Более того,  в нашей стране, как и  во всем мире, наблюдается тенденция  роста числа детей-инвалидов. В  России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза.
     В 1995г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов.
     Ежегодно  в стране рождается около 30 тысяч  детей с врожденными наследственными  заболеваниями.
     Инвалидность  у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.п.), но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
     В настоящие время процесс реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют  механизмы, этапы и стадии, факторы реабилитации.
     Социальная  политика в России, ориентированная  на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, заметим – не жить, а именно выживать.
     Следствием  ориентации общества и государства  на эту модель является изоляция ребенка  с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно – иждивенческих жизненных ориентаций.
     Стремясь  изменить эту негативную традицию, мы используем понятие «человек с  ограниченными возможностями», которое  стало все чаще использоваться в российском обществе.
     Традиционный  подход не исчерпывает всю полноту  проблем той категории взрослых и детей, о которой идет речь. В  нем ярко отражен дефицит видения  социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.
          Однако проблемы реабилитации  инвалидов, особенно детей-инвалидов  в отечественной литературе все  еще не являются предметом  специального исследования, хотя  проблема реабилитации детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна,  и в теоретическом, и в практическом  отношении.
     В России, имеющей глубокие национальные корни, богатые традиции, для которых  характерны милосердие, взаимопомощь, где веками оказывалась практическая социальная помощь. Официальное появление  социальной работы как профессии зарегистрировано лишь в начале 90-х годов, поэтому   сегодня остро ощущается потребность в научных разработках, исследованиях, новых методиках и технологиях, способствующих созданию условий для максимального внедрения в общество отдельных лиц или групп людей, с ограниченными возможностями. Особую значимость в современных условиях имеет также социальная педагогика, поскольку именно воспитание как социальный феномен призвано содействовать изменению личности, оно играет важную в роль гармонизации отношений отдельной личности и общества. Более того, многие ученые утверждают, что социальная работа должна иметь педагогическую базу. Как пишет Бочарова В. Г., – для большей эффективности осуществляемой деятельности «слишком очевидной стала востребованность  тех ценностей, которые являются общими для всех представителей этой профессии и которые отражают их социально-педагогическую сущность»1.
     Актуальность  темы предполагает обсуждение вопросов касающихся содержания и технологии социальной работы с детьми с ограниченными  возможностями.
     Цель  дипломной работы – Раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, для дальнейшего изучения и повышения их  эффективности.
     Исходя  из цели, можно выделить следующие  задачи:
     - описать содержание понятий инвалидность  и реабилитация, виды реабилитаций;
     - выявить проблемы в работе  с детьми с ограниченными возможностями;
     - рассмотреть основные методы  социальной  реабилитации детей-инвалидов;
     - изучить практический опыт решения  проблем детской инвалидности  в России и зарубежом; 
     Объект исследования - являются дети с ограниченными возможностями.
     Предмет исследования – технология социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.
     Анализ  истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции, реабилитации лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.
       Гипотеза данного исследования: технология социальной работы  с детьми с ограниченными возможностями не достаточно развита, предлагаемые формы и методы работы  доступны не всем, и в целом требует рассмотрения и доработки с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка-инвалида.
     Степень разработанности проблемы: Теоретической  и методологической основой исследования являются статьи, публикации, социологические исследования, монографии, статистические данные.
     На  сегодняшний день  вопросы из области социальной работы отражены в трудах Белинской А.Б., Л. Г. Гусляковой,  С. И. Григорьева, В. А. Ельченинова, Колкова В.В., П. Д. Павленка, М. В. Фирсова, Е. И. Холостовой В. Н. , Шапиро Б.Ю., Ярской В. Н. и др.  К проблемам социальной педагогики, а также соотношения ее с социальной работой обращаются в своих  трудах такие российские ученые  как Бочарова В. Г., Вульфов Б.З., Галагузова М.А., Гуров В. Н., Загвязинский В. И., Зимняя И. А., Никитин В.А.,  Мудрик А.В., Маврина И.А., Малыхин В. П., Павлова Т.Л., Плоткин М. М.,  Сластенин В.А., Смирнова Е.Р.,  Штинова Г.Н., Ярская В.Н.
     При осуществлении исследования использовался личностно-ориентированный подход (Н. А. Алексеев., Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.); концепции социальной психологии механизмов и этапов социализации (Г. М. Андреева, А. А. Реан и др.); концепция реабилитационной педагогики (Н.П. Вайзман, Е. А. Горшкова, Р. В.Овчарова и др.).
     Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа), заключения, списка литературы и приложения.
     Во  введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект и предмет, цель и задачи  исследования, формируется гипотеза.
     В первой главе  «Теоретические основы социальной реабилитации детей с  ограниченными возможностями» идет речь о научных концепциях социальной реабилитации. Раскрывается содержание понятий инвалидность и реабилитация, и виды реабилитаций.
     Во  второй главе «Формы и методы социальной работы с детьми с ограниченными  возможностями» рассматриваются проблемы семей воспитывающих детей с  ограниченными возможностями и  трудности социально-психологической реабилитации, описываются методы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
     В заключении  даются основные выводы и предложения.
     В литературе указывается перечень использованной литературы в процессе работы.
     В приложении  выписки из основных законов по данной теме. 

 

     Глава 1. Теоретические основы социальной реабилитации  
                      детей с ограниченными возможностями. 

        1.1. Научно-теоретические основы анализа проблем социальной
              реабилитации детей с ограниченными возможностями. 

     История развития проблемы инвалидности свидетельствует  о том, что она прошла сложный  путь  - начиная от физического  уничтожения, непризнания изоляции «неполноценных членов» до необходимости  интеграции лиц с различными физическими  дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в общество, создание для них безбарьерной среды.
     Иными словами, инвалидность становится проблемой  не только одного человека  или группы людей, а всего общества в целом.
     В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 миллионов человек. В перспективе их численность будет расти2.
     Вот почему так остро на повестке дня  стоят проблемы социальной реабилитации инвалидов.
     Социальная  реабилитация получила в последние  годы широкое признание. Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база, с одной стороны, и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, реализующиеся научные положения – с другой.
     В современной науке существует значительное количество подходов к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями. Разработаны также и методики решения практических задач, определяющих специфическую сущность и механизмы этого социального феномена.
     Так анализ социальных проблем инвалидизации  в целом и социальной реабилитации в частности осуществлялся в  проблемном поле двух концептуальных социологических подходов: с точки  зрения социоцентристских  теорий и  на теоретико-методологической платформе  антропоцентризма. На основе социцентристских теорий развития личности К. Маркса, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, Т. Парсонса рассматривались социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения общества в целом. На основе антропоцентристского подхода Ф. Гиддингса, Ж.Пиаже, Г. Тарда, Э. Эриксона, Ю. Хабермаса, Л. С. Выготского, И.С. Кона, Г.М. Андреевой, А.В. Мудрика и других ученых раскрываются психологические аспекты повседневного межличностного взаимодействия.
     Для осмысления проблемы анализа инвалидности как социального феномена важной остается проблема социальной нормы, с разных сторон изучавшаяся такими учеными, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Р. Мертон, П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье.
     Анализ  социальных проблем инвалидизации  в целом и социальной реабилитации инвалидов в частности осуществляется в плоскости социологических концепций более общего уровня обобщения сущности этого социально явления – концепция социализации.
     Социальная  реабилитация инвалидов важна не только сама по себе. Она важна как  средство интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум, как механизм создания равных возможностей инвалидам, для того, чтобы быть социально востребованными.
     Важными в разработке теории социальной реабилитации являются подходы к понятию инвалидности, предложенные Н.В. Васильевой, рассмотревшей восемь социологических концепций инвалидизации.
     В структурно функциональном подходе (К.Девис, Р.Мертон, Т.Парсонс) рассмотрены проблемы инвалидности как специфического социального  состояния индивида (модель роли больного Т. Парсонса), социальной реабилитации, социальной интеграции, социальной политики государства по отношению к инвалидам, конкретизируемой в деятельности социальных служб по поддержке семей, имеющих детей-инвалидов. Предложены понятия «дети с ограниченными возможностями», «инвалиды». В отечественных исследованиях в рамках структурно-функционального анализа проблему инвалидизации исследовали Т.А. Добровольская, И.П. Каткова, Н.С. Морова, Н.Б. Шабалина и др.
     В рамках социально-антропологического подхода стандартизированные и институциональные формы социальных отношений (социальная норма и девиация), социальные институты, механизмы социального контроля. Использована терминология для обозначения детей-инвалидов: нетипичные дети, дети с ограниченными возможностями. В отечественных трудах данный подход предложили А.Н. Суворов, Н.В. Шапкина и др.
     Макросоциологический  подход к изучению проблем инвалидности отличает социально-экологическую  теорию У. Бронфебреннера, предложенную в отечественных исследованиях  В.О. Скворцовой. Проблемы инвалидности рассматриваются в контексте «воронки» понятий: макросистема, экзосистема, мезасистема, микросистема (соответственно политические, экономические и правовые позиции, господствующие в обществе; общественные институты, органы власти; взаимоотношения между различными жизненными областями; непосредственное окружение индивида).
     В теориях символического интеракционализма (Дж.Г. Мид, Н.А. Залыгина и др.) инвалидность описывается посредством системы  символов, характеризующих эту социальную группу лиц с ограниченными возможностями. Рассматриваются проблемы становления социального «Я» инвалида, анализируется специфика этой социальной роли, устойчиво воспроизводимые стереотипы поведения самих инвалидов и отношение к ним социального окружения.
     В рамках теории наклеивания ярлыков  или теории социальной реакции (Г.Беккер, Э. Лемертон) для обозначения лиц  с ограниченными возможностями  появляется понятие «девианты». Инвалидность рассматривается как отклонения от социальной нормы, носителям этой девиации наклеивается ярлык – инвалид. В рамках этой теории изучаются социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения отношения к нему общества в целом. В отечественных исследованиях на этой методологической базе проблемы инвалидизации изучались М.П. Левицкой и др3.
     Феноменологический  подход отличает социокультурную теорию нетипичности  Е.Р. Ярской-Смирновой.  Феномен «нетипичного ребенка» формируется и транслируется всем его социальным окружением. Он характеризуется всем многообразием исторически сложившегося этноконфессионального, социокультурного макро- и микросоциума, в котором нетипичный ребенок проходит социализацию. Этот подход продолжен в исследованиях Д.В. Зайцева, Н.Е. Шапкиной и др4.
     В итоге можно сделать вывод  о том, что социальная реабалитация определяется как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социально статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и некоторые др.), девиантным поведением личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест лишения свободы и др.).
     Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса  личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.
     Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход.   

     Основное  содержание и виды реабилитаций инвалидов. 

     Федеральный закон от 20.07.95г. рассматривает реабилитацию инвалидов как совокупность трех составных частей: медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Под медицинской реабилитацией понимают восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование. Очевидно, на основе этих представлений о медицинской реабилитации и надо проводить различие между ней и лечением, которое имеет целью предотвращение непосредственной опасности для жизни и здоровья, вызванной болезнью или увечьем в результате несчастного случая. Реабилитация же составляет следующий за лечением этап (отнюдь не обязательный, ведь необходимость в нем наступает лишь, если в результате лечения нарушения здоровья избежать не удалось), имеющий восстановительный характер.
     Профессиональная  реабилитация включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессиональную и производственную адаптацию, трудоустройство. В построении отечественной системы профессиональной реабилитации инвалидов можно успешно использовать зарубежный  опыт.
     Социальная  реабилитация инвалидов состоит  из социально-бытовой адаптации. Именно таким образом решен вопрос в Примерном положении об индивидуальной программе реабилитации (ИПР) инвалидов, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996г. Его разработка была предусмотрена в ФЗ от 20.07.95 (ст.11), где ИПР  определена как разработанный на основе решения государственной службы МСЭ комплекс оптимальных для инвалидов реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
     Под реабилитацией детей-инвалидов понимается система мероприятий, цель которых  – быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и  инвалидов и возвращение их к  активной жизни. Реабилитация больных  и инвалидов представляет собой  комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий5.
     Медицинская реабилитация направлена на полное или  частичное восстановление или компенсацию  той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирующего заболевания.
     Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь закреплено законодательствами о здравоохранении и труде.
     Реабилитация  в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо ребенок-инвалид, прежде всего, нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения заболевшего ребенка и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного  лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к учебной или трудовой деятельности. Однако мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания – для этого применяются все виды необходимого лечения – хирургическое, терапевтическое, ортопедическое, курортное и др.
     Заболевший  либо получивший травму, увечье ребенок, ставший инвалидом, получает не только лечение – органы здравоохранения  и социальной защиты, профессиональные союзы, органы образования, принимают необходимые меры к восстановлению его здоровья, осуществляют комплексные мероприятия по возвращению его к активной жизни, возможному облегчению его положения.
     Все другие формы реабилитации – психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая – проводятся наряду с медицинской.
     Психологическая форма реабилитации – это форма  воздействия на психическую сферу  больного ребенка, на преодоление в  его сознании представления о  бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительного мероприятия.
     Педагогическая  реабилитация – это мероприятия  воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок овладел необходимыми навыками и умениями по самообслуживанию, получил школьное образование.  Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.
     Социально-экономическая  реабилитация – это целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным  для него жилищем, находящимся вблизи места учебы, поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем предусмотренных государством выплат, назначения пенсии и т. п.
     Профессиональная  реабилитация подростков-инвалидов предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места подростка-инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.
     В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу ребенка. Длительная бездеятельность расслабляет человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. Нежелательный психологический эффект дает и длительная социальная изоляция ребенка.
     Большую роль трудовая терапия играет при  заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата, предотвращает развитие стойких  анкилозов (неподвижность суставов).
     Особое  значение трудовая терапия приобрела  при лечении психических болезней, которые часто являются причиной длительной изоляции больного ребенка от общества. Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают пациента от его болезненных переживаний.
     Значение  трудовой активизации для душевнобольных, сохранение их социальных контактов  в ходе совместной деятельности так  велико, что трудовая терапия как  вид медицинской помощи раньше всех была использована в психиатрии.
     Бытовая реабилитация – это предоставление ребенку-инвалиду протезов, личных средств  передвижения дома и на улице (специальные  вело- и мотоколяски, и др.).
     В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет детям преодолевать страх, формировать культуру отношения к еще более слабому, корректировать иногда гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.
     Социальный  работник, проводящий реабилитационные мероприятия с ребенком, который  получил инвалидность в результате общего заболевания, травмы или ранения, должен использовать комплекс этих мероприятий, ориентироваться на конечную цель – восстановление личного и социального статуса инвалида и учитывать метод взаимодействия с ребенком, предполагающий :
     - апелляцию к его личности;
     - разносторонность усилий, направленных на различные сферы жизнедеятельности ребенка-инвалида и на изменение его отношений к себе и своему недугу;
     -единство  воздействий биологических (медикаментозное  лечение, физиотерапия и т.д.) и  психосоциальных (психотерапия, трудовая  терапия и др.) факторов;
     - определенную последовательность  – переход от одних воздействий  и мероприятий к другим.
     При проведении реабилитационных мероприятий  необходимо учитывать психосоциальные  факторы, приводящие в ряде случаев  к эмоциональному стрессу, росту  нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую – проявлению девиантного поведения. Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации ребенка к условиям жизнеобеспечения.
     При разработке реабилитационных мероприятий  необходимо учитывать как медицинский  диагноз, так и особенности личности  в социальной среде. Этим, в частности  объясняется необходимость привлечения  к работе с детьми-инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и ребенка и его окружения (в первую очередь семейного) – с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка к социальной среде. Лечение в данной ситуации – это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.
     Задачи  реабилитации, а также ее формы  и методы меняются в зависимости  от этапа. Если задача первого этапа – восстановительного – профилактика дефекта, госпитализация, установление инвалидности, то задача последующих этапов – приспособление индивидуума к жизни и труду, его бытовое и последующее трудовое устройство, создание благоприятной психологической и социальной микросреды. Формы воздействия при этом разнообразны – от активного первоначального биологического лечения до «лечения средой», психотерапии, лечения занятостью, роль которых возрастает на последующих этапах. Формы и методы реабилитации зависят от тяжести заболевания или травмы, особенности клинической симптоматики особенностей личности больного и социальных условий.
     Таким образом, необходимо учитывать, что  реабилитация – это не просто оптимизация  лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого ребенка, но и на его окружение в первую очередь на его семью. В этой связи важное значение для реабилитационной программы имеют групповая (психо)терапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой6.
     Терапия как определенная форма вмешательства в интересах ребенка может быть рассмотрена как метод лечения, влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.
     В процессе реабилитации происходит изменение  ориентации – от медицинской модели (установка на болезнь) к антропоцентрической (установка на связь индивида с  социальной средой). В соответствии с этими моделями и решается, кем  и какими средствами, а также в рамках каких государственных учреждений и общественных структур должна осуществляться терапия.      

 

      1.2. Дети с ограниченными возможностями, сущность и содержание. 

     Социальная  реабилитация лиц с ограниченными  возможностями – одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них – независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.
     Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975г.) инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (ее) физических или умственных возможностей.7
     В рекомендациях  1185 к реабилитационным программам 44-й сессии парламентской  Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992г. инвалидность определяется как ограничения  в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью8.
     В 1989г. ООН приняла текст о правах ребенка, которая обладает силой  закона. В ней закреплено право  детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст.23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие9.
          В 1971г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц, в которой утверждались необходимость максимальной степени осуществимости прав таких инвалидов, их права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет им развивать свои способности и возможности. Особо оговорено право продуктивно  трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей,  с чем связано право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень10.
     Особое  значение для детей-инвалидов имеет  норма, утверждающая, что при наличии  возможностей умственно отсталый человек  должен жить в своей семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.
     В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ООН (ст.12) зафиксировано право каждого  инвалида (как взрослого, так и  несовершеннолетнего) на наивысший  достижимый уровень физического и психического здоровья.    
     В соответствии с Законом СССР «Об  основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР», принятым Верховным  Советом СССР  11 декабря 1990г., инвалидом  является лицо, которое в связи  с ограничением жизнедеятельности  вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи защите. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.
     Инвалидность  детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения  их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
     Проблемы  инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного окружения  человека – семьи, дома-интерната  и т.д. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Гораздо большее значение для понимания этой проблемы и преодоления ее последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и другие факторы. Именно поэтому технологии помощи инвалидам – взрослым и детям –  основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этой модели люди с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, отклонения или недостатков развития, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специальным проблемам.
     ВОЗ следующим образом анализирует  данную проблему: структурные нарушения, ярко выраженные или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, в результате чего и формируются «ограниченные возможности»; это при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации. Например, ребенок, которому поставлен диагноз «церебральный паралич», при отсутствии специальных приспособлений, упражнений и лечения может испытывать серьезные затруднения с передвижением. Такое положение, усугубляемое неумением или нежеланием других людей общаться с таким ребенком, приведет к его социальной депривации уже в детском возрасте, затормозит выработку навыков, необходимых для общения с окружающими, и, возможно, формирования интеллектуальной сферы.
     Вся сложность и многоаспектность проблем инвалидов и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения. Остановимся на социально-реабилитационной работе с детьми-инвалидами, обсудим некоторые принципы и направления работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. За рубежом, где такая деятельность имеет достаточно длительную историю, принято различать понятия абилитации и реабилитации. Абилитация – это комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития человека. Реабилитацией в международной практике принято называть восстановление имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменений условий жизнедеятельности. В России реабилитация объединяет оба эти понятия, причем предполагается не узскомедицинский, а более широкий аспект социально-реабилитационной работы.
     В процессе социальной реабилитации решаются три группы задач: адаптация, автомизация  и активизация личности. Решение  этих задач, по сути противоречивых и  в тоже время диалектически единых, существенно зависят от многих внешних  и внутренних факторов.
     Социальная адаптация предполагает активное приспособление инвалида к условиям социальной среды, а социальная автомизация – реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автомизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». В тоже время человек с высоким уровнем социальности  должен быть активным, т.е. у него должна быть сформулирована реализуемая готовность к социальным действиям.
     Процесс социальной реабилитации , даже при  благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и  может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.
     Под проблемами социализации понимается комплекс затруднений ребенка при овладении  той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения  этих проблем является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям.
     Трудности овладения социальной ролью возникает  чаще всего тогда, когда ребенок  не информирован об этой роли, либо информация носит ложный характер, либо у ребенка  нет возможностей попробовать себя в данной роли (отсутствие условий для социальных проб).
     Трудности реабилитации могут быть связаны  и с тем, что внутри социума  наблюдается «размытость» образов  ролевого поведения (например, стираются  границы между представлением об уверенности и агрессивном поведении, между мужским и женским образом жизни).
     В связи с этим у ребенка периодически с необходимостью встает задача самоопределения, как по поводу содержания самой социальной роли, так по поводу способов ее воплощения.
     Условия организации жизнедеятельности детей в интернатах создают внешние трудности для успешной социальной реабилитации, однако, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.
     Наиболее  серьезным следствием инвалидности является утрата «базового доверия к миру», без которого становится принципиально невозможным развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и др.
     Без этих новообразований ребенок не может стать собственно субъектом  межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата базового доверия к миру проявляется и  подозрительности, недоверчивости, агрессивности  ребенка, с одной стороны, и формировании невротического механизма – с другой.
     Слияние блокирует, а иногда делает вовсе  невозможным развитие автономности ребенка, его инициативности и ответственности  за свое поведение. Слияние возможно с конкретным человеком (воспитатель, родитель, учитель и т.д.), а также с группой людей (хорошо известное детдомовское «мы»). В более поздних возрастах действие этого механизма может провоцировать формирование алкогольной, наркотической или токсикологической зависимости.
     Трудности социальной реабилитации, как правило, порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм отношений, складывающихся в социуме.
     Вследствие  последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранение от окружающего мира), отставание в социальном развитии.
     Причины возникновения проблем вхождения  ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные, не, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-инвалидами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.
     Критериями  преодоления этих трудностей могут  быть следующие:
     1. Готовность к адекватному восприятию  возникающих социальных проблем  и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизовать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;
     2. Устойчивость к неблагоприятным  социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных  качеств, сформированных установок и ценностей;
     3. Активная позиция в решении  социальных проблем, реализуемая  готовность к социальным действиям,  саморазвитие и самореализация  в возникающих трудных ситуациях  (социальная активность), способность  к  самоопределению и расширению  границ пространственной жизнедеятельности.  
       Каждый из перечисленных критериев  не свидетельствует  о подготовке  ребенка к преодолению трудностей  социальной реабилитации. Они могут  рассматриваться только в комплексе.
     Главное, что должен учитывать социальный работник – это то, что его деятельность является не узкоспециализированной, а представляет собой широкий спектр услуг, предоставляемых детям, имеющим нарушения развития, и их семьям. Причем дети, развитие которых существенно нарушено, обычно сразу попадают в поле зрения специалиста, и потребности в создании системы профессиональной помощи, как правило, очевидны. Напротив, распознавание детей, которым лишь грозит риск нарушения развития, может быть затруднено, и характер и формы профессиональных услуг в этом случае также не представляются очевидными. Не только малый вес ребенка при рождении или нездоровая обстановка в его семье могут стать причиной отставания его развития, поэтому реабилитация предполагает мониторинг развития ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же после появления у него первых признаков нарушения развития.
     Основная  цель ранней социально-реабилитационной работы – обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального  и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Вторая важная цель – предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в частности, тем, что ожидания родителей (или других членов семьи) относительно ребенка не оправдались.  
 
 

                 1.3. Социальная защита детей-инвалидов. 

          Учреждения, обслуживающие детей-инвалидов. Дети-инвалиды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети до 4 лет с поражением опорно-двигательного аппарата и снижением умственного развития находятся в специализированных домах ребенка Министерства здравоохранения РФ, где получают уход и лечение. Дети с нерезко выраженными аномалиями физического и умственного развития обучаются в специализированных школах-интернатах Министерства общего и профессионального образования РФ. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с более глубокими психосоматическими нарушениями проживают в домах-интернатах системы социальной защиты населения. В 158 детских домах-интернатах находится 30 тыс. детей с тяжелыми умственными и физическими недостатками, половина из них — дети-сироты. Отбор в эти учреждения осуществляют медико-педагогические комиссии (врачи-психиатры, дефектологи, логопеды, представители социальной защиты населения), осматривая ребенка и устанавливая степень заболевания, затем оформляя документацию. На 1 января 1994 г. в 150 детских домах-интернатах находилось 31907 детей; их обучали по специально разработанным программам навыкам самообслуживания и труду с 12 лет. Овладевая некоторыми профессиональными навыками (швеи, плотника, санитарки-уборщицы, дворника, грузчика и т.д.), получали педиатрическую, неврологическую, психиатрическую помощь.
         Дети, которые не могут обслуживать себя сами, находятся в специализированных домах-интернатах системы социальной защиты населения, нуждаются в уходе. В России всего 6 таких учреждений, где на 1 января 1994 г. находилось 506 детей от 6 до 18 лет.
Медицинская реабилитация оставляет желать лучшего. В реабилитационных учре-ждениях дети обучаются по программе  общеобразовательной школы. В соответствии с федеральной целевой программой «Дети-инвалиды», президентской программой «Дети России» создаются территориальные реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и территориальные центры социальной защиты семье и детям.
В 1997 году в системе  организаций социальной защиты действовало 150 специа-лизированных центров, где  находилось 30 тыс. детей с тяжелыми умственными и физическими недостатками и 95 отделений реабилитации детей  и подростков с ограниченными  возможностями. 34,7 % этих учреждений занимаются реабилитацией детей с детскими церебральными параличами; 21,5 % — с нарушениями умственного и психического развития; 20 % — с соматической патологией; 9,6 % — с нарушением зрения; 14,1 % — с нарушением слуха.
Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды», входящая в президентскую программу «Дети России», предусматривает комплексное решение проблем детей с отклонениями в развитии. Она имеет следующие задачи: предупреждение детской инвалидности (обеспечение соответствующей литературой, диагностическими средствами); скрининг-тест новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, аудиологический скрининг, совершенствование реабилитации (развитие центров реабилитации); обеспечение детей техническими средствами для бытового самообслуживания; укрепление кадров с систематическим повышением квалификации, укрепление материально-технической базы (строительство домов-интернатов, реабилитационных центров, обеспечение их оборудованием, транспортом), создание культурных и спортивных баз.
В 1997 году в 70 регионах РФ действовали региональные программы. В ряде регионов создавались квотированные  рабочие места для женщин, воспитывающих  детей-инвалидов (Астрахань, Курск), в  Москве создавались рабочие места  для подростков-инвалидов (профессиональное образование по 13 специальностям) и т.д.
В последнее  время снизился уровень материально-технической  базы детских домов из-за недостатка финансирования, приостановлено строительство новых детских домов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. Формы и методы социальной работы с детьми с
                    ограниченными возможностями. 

      2.1. Социальная работа с семьями, воспитывающими       
           детей с ограниченными возможностями. 

     Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. При интенсивном росте детей-инвалидов актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях. По данным статистики в России на 2001 г. на освидетельствование поступило 5000 детей, из них было признано инвалидами 4500 детей, а к 2005 г. эти показатели выросли вдвое. Так, в 2005 г. освидетельствовано 10000 детей из них было признано инвалидами 8500 детей11.
     Все люди мечтают о счастливой судьбе – об образовании, любимой работе, замечательной семье, своей востребованности. Реальность же нередко вносит коррективы в эти мечты. Одно из самых тяжелых его испытаний – утрата здоровья и связанная с ним инвалидность.
     В декларации о правах инвалидов говорится, что эти люди имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковыми бы ни были происхождения, характер и серьезность их увечий и недостатков, имеют те же основные право, что и их сограждане того же возраста. Это, прежде всего, означает, что у них есть право на удовлетворительную жизнь и меры, которые могут помочь им обрести максимальную самостоятельность.
     Здоровье  и благополучие детей – главная  забота семьи, государства и общества. Первоосновой защиты детства выступает  правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции и методики.
     Международное законодательство по защите детства  представлено Хартией детства, Декларацией  прав ребенка.
     В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают Конституция РФ, Закон о семье, Закон об образовании. В России действует президентская программа «Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.94г. № 474)12.
     В письме Правительства РФ от 04.02.94г. определено примерное положение «О создании и основных направлениях деятельности специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
     Однако  в последние годы наблюдается  рост численности детей инвалидов  с их специфическими проблемами и  трудностями. Большую роль в становлении личности ребенка-инвалида, способной успешно интегрироваться в социум, играю его родители. Поэтому работа с семьями,  воспитывающими детей с ограниченными возможностями, является одним из приоритетных направлений социальной работы.
          Если в 1990 году на учете в органах социальной защиты состояло сто пятьдесят одна тысяча таких детей, то детей-инвалидов в 2007 году насчитывается около шестисот тысяч, две трети из которых - особые дети, имеющие психические и психоневрологические нарушения (аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич и другие).
          Изучение возрастного состава детей-инвалидов показывает, что самой многочисленной является возрастная группа 10 - 14 лет (47%); на втором месте - дети 5 - 9 лет (29%); на третьем - дети в возрасте 0 - 4 года (14%). Дети от 15 до 18 лет составляют 10%13.
     Вопрос  о причинах рождения детей-инвалидов  до сих пор до конца не изучен. Среди факторов риска ученые называют генетику, экологию, неблагополучный  образ жизни, инфекции и перенесенные заболевания родителей. Казалось бы, с развитием современной медицинской диагностики подобные случаи не должны повторяться, но проблема продолжает оставаться актуальной.
     Долгие  годы об этом не принято было говорить вслух, и фактор общественного молчания, как и созданная система закрытых учреждений для детей с тяжелыми нарушениями, привели к тому, что  именно эти дети зачастую оказываются  изолированными от общества, а семьи  - наедине с собственной горечью и проблемами.
     Общеизвестно, что в семьях детей-инвалидов  происходят качественные изменения  на трех уровнях: психологическом - в  силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка, постоянными  и различными по своей природе психотравмирующими воздействиями; социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу; рождение ребенка деформирует отношения между супругами, соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных психосоматических заболеваниях.
     Очевидно, что инвалидность ребенка для  его родителей является сильным  психотравмирующим фактором. Это  особенно свойственно семьям с высоким  образовательным и профессиональным статусом, в которых порой культивируются ожидания повышенной одаренности ребенка. В этих случаях реакция на факт инвалидности ребенка может быть адекватной. Она может принимать крайнюю форму – комплекс собственной вины, что порождает гиперопеку в отношениях с ребенком.
     Другая  категория родителей – люди с низким образовательным уровнем, ограниченным кругом интересов и невысоким интеллектуальными способностями. Им свойственно или пренебрежение проблемами ребенка, или ожидание решения проблем медицинскими и социальными работниками. Это две крайние (патологические) позиции, они нуждаются в коррекции.
     Семьи с детьми–инвалидами – особая категория, относящаяся к «группам риска». Известно, что количество психических (невротически и психосоматических) расстройств в семьях с детьми, имеющими ограниченные возможности выше, чем в семьях, не имеющих детей-инвалидов в 2,5 раза. Распад семей с детьми-инвалидами происходит значительно чаще.
     Все эти и другие факторы приводят к тому, что родители становятся препятствием в реабилитации детей  с ограниченными возможностями. Но и в том случае, когда родители занимают более конструктивную позицию, они испытывают эмоциональные перегрузки и нуждаются в особых знаниях о проблемах своего ребенка.
     Появление в семье ребенка с ОВ всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают ,постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.
     Отец  в семье с больным ребенком – единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, имеющий вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью. Уход за ребенком занимает все ее время, резко снижен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей с ОВ. Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.
     Семьи в процессе воспитания, становления  социальной интеграции ребенка-инвалида сталкиваются с большим числом трудностей. Прежде всего это оказание помощи детям, переживающим свою незащищенность, общественное пренебрежение. Порой сами близкие люди ребенка-инвалида пребывают в состоянии хронического стресса, вызванного его болезнью, обстоятельствами лечения, воспитания, обучения, профессионального становления. В целом переживают за его будущее. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка, имеющего ограниченные возможности в среду его здоровых сверстников. В такой ситуации социальный работник оказывают содействие семье в решении всех этих проблем. При этом его работа ведется в тесном сотрудничестве с социальными партнерами из здравоохранения, образования, культуры, соцзащиты и т.д.
     Социальный  работник, занимающийся проблемами  детей-инвалидов, находится в постоянном поиске новых эффективных форм, методов  и средств социальной реабилитации, опирается на новейшие технологии, исследования и обратную связь от объекта реабилитации. Сотрудники учреждений соцзащиты стремятся к тому, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями смог реализовать себя в соответствии со своими способностями, интересами, навыками и потребностями.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.