На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Архитектура Древней Греции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Санкт-Петербургский  государственный технический институт
(Техничиский  университет) 
 

Кафедра истории  Отечества, науки и культуты        Факультет ..9.
                                                   Курс…. 1
                                                                  Группа… 9993
Учебная дисциплина:                   Культорология 
 

               КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Тема: ….Архитектура Древней Греции 

Студент         Лещев С.В. 

Руководитель          

Оценка
 за курсовую 
работу   ______________________________ 
 
 

          Санкт-Петербург 2011г.
                 Содержание 

                                                                      Стр.
    Введение…………………………………………………………   3
    Глава 1.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение. 

     Наши  современники представляют греческую культуру гораздо более древней, чем она является на самом деле. Искусствоведы считают ее началом период архаики (800-700 годы до н.э.) когда античный мир узнал поэмы Гомера и Гесиода. Этой эпохе предшествовали тысячелетия варварства, в течение которых эллинские племена готовились к вступлению в цивилизацию.
     Посмотрим  на карту мира. Нас удивит, какой  небольшой по размерам была великая  колыбель европейской культуры –  Древняя Греция. Это клочок земли в бассейне Средиземноморья: южная часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и узкая полоса малоазийского побережья. Все население Афинского полиса не превышало, вероятно, двухсот – трехсот тысяч человек; по нашим современным масштабам, совсем мало. И в этом маленьком, казалось бы, примитивном мирке родилась и расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия! Не чудо ли это? Некоторые ученые действительно употребляли выражение «греческое чудо».
     Более достоверными источниками информации служат памятники, которыми во все времена  отмечали важные события, происходившие  в государстве, обществе и жизни  отдельных личностей. Эллины сооружали монументы в честь реальных и легендарных героев, праздников, спортивных побед, ратных подвигов.
     Греция, как ни одна страна в мире, богата древностями. Множество предметов  античной эпохи дает возможность  проследить развитие искусства данного края и далее составить мнение о других сторонах жизни его обитателей, например политике, экономике, социальной сфере. Исчезнувшая культура наиболее полно предстает в литературе и зодчестве, в этих видах искусства проявляется истинная цивилизованность – любовь к красоте и гармонии. Однако в поэзии греков превзошли другие народы, тогда как первенство в архитектуре и пластике не утрачено ими до сих пор.   
     Архитектура античной Греции, охватывающая в своём  развитии в основном VIII-I века до н.э., делится на три периода: архаика, классический и эллинистический.
     Им  предшествовали периоды крито-микенской  культуры на территории  южной Греции и островах Эгейского моря (III тыс. - XII в. до
н.э.) и  так называемый Гомеровский период (время разложения родового строя и возникновения ранних классовых отношений) -  XII-VIII вв. до н. э., что привело в VIII – VII вв. до н. э. к формированию античных рабовладельческих государств.
     Период  архаики (VIII – начало V в. до н. э.) совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования основных типов культовых и общественных зданий. Из второго периода, охватывающего время с 480 г. до конца IV в. следует выделить время наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.),  к которому применяют название «классического периода».  Ведущее место в эту эпоху принадлежит Афинам, где в «золотой век» правления Перикла достигает своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а в месте с нею – искусство и архитектура.
     Третий  период — эпоха эллинизма (320-е  годы IV в.— I в. н. э.) — время возникновения греко-восточных монархий и интенсивной экспансии эллинской культуры в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрами торговой и культурной жизни.
     Если говорить о самой архитектуре, то в Древней Греции она развивалась быстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются жилые каменные здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое появилось не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Именно здесь, и, прежде всего в архитектуре храмов, сложились классические греческие архитектурные ордера.
     Прямоугольное в плане, строгое и величественное сооружение, возвышающееся на трех ступенях цоколя, обнесенное строгой  колоннадой и покрытое двускатной кровлей, — вот что всплывает в памяти, как только мы произносим слова «архитектура Древней Греции». И действительно, построенный по правилам ордера греческий  храм был самой значительной постройкой в городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его  архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм царил над городом; он господствовал над пейзажем в  тех случаях, когда храмы сооружались  в каких-либо других важных местностях, например, в местах считавшихся у греков священными. Потому что ордерный храм был своего рода вершиной в греческой архитектуре, и потому что он оказал огромнейшее воздействие на последующую историю мировой архитектуры, мы обратились именно к особенностям ордерных построек. Ордер в Древней Греции, принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Архитектура (Крито-микенский период III тыс. - XII в. до н.э.) 

     Греческое искусство возникло не сразу, у него была длительная предыстория. В конце  IX и начале XX века раскопки археологов в Греции и на острове Крите приоткрыли перед нами полусказочный мир – ранний этап античного. Его центром в конце III и середине II тысячелетия до н.э. был Крит, а несколько позже – та часть греческого материка, где находится город Микены. Культуру этой эпохи называют крито-микенской, или эгейской. Создателями этой культуры были народы, еще не знавшие железа. В конце III тысячелетия они вступили в эпоху бронзы.
      Из  всех областей Эгеиды первая роль в развитии культуры и искусства принадлежала острову Криту, который во II тысячелетии был центром могущественной державы в Восточном Средиземноморье.
      В греческих мифах Крит много раз  упоминается как родина великого Зевса, где верховный бог был  вскормлен ланью в горах Иды; туда он увез прекрасную Европу, превратившись  в быка; там совершил свой подвиг Геракл, укротив бешенного быка, опустошавшего остров.
      Но  самое увлекательные и самые значительные для истории эгейского Крита легенды связаны с именем царя Миноса. Раскопками Эванса (в 1900 году) был открыт древний город Кносс (на севере Крита). Английский ученый посвятил всю свою жизнь исследованию и описанию грандиознейшего сооружения древности – Кносского дворца. Связав Кносский дворец с именем царя Миноса, археологи назвали его «дворцом Миноса», а критскую культуру, памятником которой он является – «минойской» культурой.
     Начало  сооружения Кносского дворца относится еще к концу III тысячелетия до н.э. Сохранность его стен, лестниц, вымосток, даже расписной штукатурки – удивительна. Кносский дворец, занимавший более 24000 кв. метров, имел два, а в некоторых частях и три этажа. Достаточно беглого взгляда на план этого сооружения, чтобы убедиться в том, что в нем отсутствует единство архитектурного замысла. Все эти многочисленные помещения возникали, пристраивались и перестраивались в течении многих веков жизни целого ряда поколений обитателей дворца. Необычайно сложный план дворца в Кноссе вызывает и сейчас изумление посетителей. Даже имея в руках план-путеводитель не всегда легко найти путь к выходу из этого переплетения коридоров, широких и узких комнат, залов, кладовых, бассейнов без воды, лестниц и т.д.
     Древние греки называли этот дворец лабиринтом. В центре дворца находиться большой прямоугольный двор, вымощенный плитами. Часть помещений представляли парадные залы, в одном из которых сохранился каменный трон со спинкой и каменные скамьи вдоль стен. Видимо это был «тронный зал», предназначавшийся для собраний, где главное место занимал царь или жрец. Значительную часть площади занимали кладовые, где хранились огромные глиняные сосуды для овощей, вина, зерна. Здесь же в полу были открыты тайники, предназначавшиеся, вероятно, для царских сокровищ. Несколько бассейнов наполнялось проведенной водой; глиняные трубы водопровода и закрытые сточные каналы свидетельствуют о высоком уровне бытового устройства дворца в период его расцвета. Внутренние покои дворца освещались через световые колодцы, необходимые также и для доступа свежего воздуха. Лестничные клетки и карнизы световых колодцев поддерживали колонны характерной для эгейской архитектуры формы. Гладкий ствол колонн утолщался кверху и завершался капителью, состоящей из круглого валика и лежащей на нем широкой квадратной плиты. Большинство колонн Кносского дворца были деревянными; ствол их покрывался окрашенной штукатуркой. Как правило, колонна не имела профилированной базы.
     Одна  из наружных стен дворца, выходившая на площадь, представляла его оригинальный фасад с асимметричными выступами. Он был в нижней части облицован большими, хорошо отесанными плитами из кристаллического гипса, образующими цоколь. Над цоколем возведена бутовая кладка, скрепленная деревянными балками и отделанная штукатуркой с росписью. Эти приемы говорят о высоком развитии строительной техники на Крите во II тысячелетии до н.э.
     Причудливая асимметрия царит в критских дворцах-лабиринтах, и ту же асимметрию, ту же любовь к  извилистым, прихотливым формам критяне  проявляют в живописи, в орнаменте  и прикладных изделиях. Мы не знаем в точности, что за люди там жили, к какой этнической группе они принадлежали, каков был их общественный строй, - была ли это рабовладельческая монархия или еще родовое доклассовое общество с племенным вождем во главе. Так или иначе, Крит был сильным торговым государством древнего мира, и его искусство отличалось роскошной изысканностью. И вдруг, приблизительно в конце XVI века до н.э., Крит постигла катастрофа. Его города превратились в развалины. По-видимому, главной причиной было какое-то страшное стихийное бедствие, отразившееся в легендах о Девкалионовом потопе. Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. Близкая, но не точно такая же: росписи суше, строже, архитектура более сурова. В критских городах не было крепостных стен, военных укреплений: островное государство рассчитывало только на свой флот. Микенский и тиринфский дворцы – это уже настоящие крепости. Они воздвигались на высоких холмах и окружались стенами, сложенными из огромных каменных глыб. Такую кладку стен греки впоследствии называли циклопической – по их мнению, только сказочные великаны – циклопы могли поднимать эти камни. Толщина крепостной стены Тиринфа достигает восьми метров. Из мощных блоков известняка сложены знаменитые «Львиные ворота», ведущие на микенский Акрополь; большие надвратные рельефы двух львиц – единственный сохранившийся образец монументальной скульптуры эгейского мира.
     Люди  мекинской эпохи недаром строили крепости: жизнь была суровой, войны длились годами.
     Приблизительно  в XI веке до  н.э. начинается смутный период греческой истории, его основным событием историки считают вторжение в Грецию северных племен – дорийцев, стоявших на значительно более низком уровне развития. Эгейская культура уступила натиску дорийцев, принесших с собой иные, еще примитивные формы культуры и так называемый «геометрический стиль искусства», в общем, похожий на искусство неолита.
     Крито-микенское  искусство было прекрасной прелюдией  греческого, потом последовала длительная пауза, а в конце VIII, главным образом, в VII-VI столетиях до н.э. складываются уже вполне отчетливые и целостные стилистические черты греческой архаики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Архитектура (Гомеровский период XI-VIII вв.) 

     Некоторые представления об архитектуре гомеровской  эпохи дают: эпос, немногие остатки  древнейших построек, терракотовые модели храмов, найденные при раскопках так называемых священных участков. Скудость археологических данных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов того времени. В отдельных местах “Илиады” и “Одиссеи” встречаются описания древних святилищ - священных рощ и пещер с примитивными алтарями, дается характеристика жилой усадьбы, группировавшейся вокруг двора (“ауле”), разделенной на мужскую и женскую половины и включающей специальные помещения для рабов; главным помещением жилого дома был примыкавший ко двору “мегарон”- прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке и входным портиком, образуемым выступающими концами продольных стен (“антами”) и столбами между ними.
    Мегарон был исходным архитектурным типом в развитие греческого храма. Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительная техника гомеровской эпохе заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из глины или сырцового кирпича (редко из плитняка) на фундаментах из бута, скрепленного глиняным раствором; вытянутые в плане, они завершались криволинейной апсидой. В IX – VIII вв. до н. э. начали применять деревянный каркас, укрепляющий стерцовую постройку (храм Артемиды Орвали в Спарте), что способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма VIII в. до н. э.  из Герайона близ Аргоса свидетельствует о развитие двуматной кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют самостоятельный портик. Позже возникает портик вокруг всего храма, защищающий сырцовые стены от дождя(1й храм Геры в Герайоне близ Самоса, ныне Тигани, здание в Гермоне).
      Описание в “Одиссее” дворца Алкиноя позволяет угадать эстетические воззрения той эпохи, когда архитектура еще не отделилась от ремесел, a представления о красоте - от восхищения мастерством, по словам Гомера: «сияющим, подобно солнечному отсвету, на всех продуктах человеческого труда». Это сияние и делает “лучезарным” сказочный дворец, при виде которого сердце Одиссея забилось сильнее; он чарует не столько специфическими средствами архитектуры, сколько искусными металлическими деталями и обшивками, резьбой по дереву, росписями, декоративными тканями; путника манят богатый дом, искусно орошенный сад, прохлада помещений, продуманная организация всей усадьбы, наполненной творениями человеческих рук. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Архитектура (Архаика VIII-VI вв.) 

     В искусстве греческой архаики  видны «наследственные» черты преемственности  и с крито-микенским, и с геометрическим стилем, а также явные следы  влияния соседних восточных культур, но его новые качественные особенности, очевидно, связаны с социальными  сдвигами эпохи. Они повлияли на становление культуры Древней Греции. Греческое искусство не знает гигантомании. Оно стремиться к человеческой мере во всем, для него человек – мера всех вещей; его излюбленный образ – стройный юноша-атлет. Греческая архитектура не грандиозна, но основана на началах ясной и целесообразной тектоники несущих и несомых частей.
     В эпоху архаики интенсивно развивалась  культура. Говорить о ее примитивности не приходиться – это была великая эпоха в духовном развитии человека.
     В то время город обычно располагался вокруг укрепленного холма - “акрополя”, на вершине кoторого находилось святилище с храмом, посвященным богу - покровителю  полиса. Взятая за основу простая балочно–стоечная конструкция с выходным портиком и двускатной кровлей, обогащается и технически, и эстетически при строительстве храмов: скромный портик из двух или нескольких столбов разрастается в колоннаду, окружающую храм, складывается тип храма-периптера («периптер» означает «оперенный» - здание в оперении колонн). Внутри за стенами находилось святилище (целла).         Происхождение периптера можно проследить начиная от построек, близких древнейшим мегаронам. Наиболее близок мегарону храм «в антах», то есть храм, где на торцевой стороне выступают концы стен, между которыми помещаются колонны.    Далее следуют простиль с портиком на фасаде, амфипростиль с двумя портиками на противоположных сторонах и, наконец, периптер. Разумеется, это лишь схема исторического развития: в Греции нередко одновременно сооружались храмы разных типов. В храмах этого времени еще применялись кирпич-сырец и деревянные колонны, которые со временем заменялись каменными.       У подножия акрополя размещались живые кварталы; их планировка складывалась стихийно; ремесленники каждой профессии селились отдельными слободами. Центром нижнего города была торговая площадь “агора” - место политических собраний граждан.   Наряду с храмами сложились другие типы общественных зданий: “булевтерий” – дом для собрания совета общины; “пританей”- дом со священным очагом общины, предназначенный для официальных приемов и торжественных трапез. Рано появились “ста”- портики, открытые спереди, а часто и с других сторон, служившие местом отдыха и прогулок. К числу общественных зданий относились также “лесхи” (своего рода клубы), фонтаны, театры, стадионы. Целые комплексы сооружений отводились для “палестр” и “гимназий”- школ для физического и общего воспитания молодежи. Большинство общественных сооружений свободно размещалось вокруг агоры.  Нaчало поисков более долговечных, чем известных прежде, более внушительных и соответствующих требованиям новой эпохи архитектурных форм знаменует храм Аполлона Терепиоса в Гермоне и храм Геры в Олимпии.       Эти храмы в большей мере свидетельствуют о поисках, чем об успехах зодчества архаики. Его крупнейшие достижения были связаны с созданием и последовательным применением ордерных принципов. Ордер представляет особый тип архитектурной композиции, характерными чертами которого является трехчастность (стереобой, колонны и антаблемент), четкое разделение частей на несомые и несущие, нарастание сложности построения снизу вверх. Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания.
      В греческой архитектуре сложились  три основных ордера: дорийский, ионический и коринфский.
     Дорический  ордер сложился на базе строительного  опыта дорийских племен, заселявших греческую метрополию. Он встречается уже в первых сооружениях, построенных из камня, как в метрополии (ст. храм Афины Пронайи и ст. фолос в Дельфах), так и в дорийских колониях (храм Артемиды в Керпире, храм Аполлона в Сиракузах). Колонны сравнительно более приземистые, сужаются кверху, покрыты продольными желобками (каннелюрами), капитель простая и строгая. Лежащая на колоннах горизонтальная часть (антаблемент) делится на три слоя: архитрав, фриз и карниз, причем фриз расчленен на отдельные ячейки (метопы). На первых порах дорические постройки имели много местных особенностей. Со временем стерлись различия в плане. Исчезли и резкие колебания в пропорциях колонн, первоначально весьма значительных. Вышла из употребления керамическая облицовка, бессмысленная в каменных сооружениях, но иногда применявшаяся по традиции (сокровищница илоян в Олимпии).
     Примерами сложившейся архаической дорике служит храм Афины на о-ве Эгида, сокровищница афинян в Дельфах, храм Аполлона в Коринфе, “базилика” и храм Деметры в Пестуме.
     Важным  элементом архаической архитектуры  был декор: cкульптура, заполнявшая поля метол и фронтонов, и раскраска фасадов (восковыми красками по тончайшей мраморной штукатурке или прямо по камню). В дорических храмах фоны для скульптуры окрашивались в синий или красный цвет. Мутулы, триглифы и регулы – в синий, нижние поверхности карниза, тении, под капителями – в красный. Основные, “работающие” части здания (архитрав, колонна) не окрашивались. Раскраска пoдчеркивала кoнструкцию и в то же время придавала архитектуре праздничный, мажорный характер.
     Легкий  в пропорциях декоративно-изящный  ионический ордер сформировался  в богатых торговых городах островной  и малоазийской Греции, испытавших воздействие культуры Востока. Колонны  прямые, пропорции облегчены, капитель имеет характерную изогнутую  форму, похожую на рога барана (волюты), фриз тянется сплошной лентой. Конструктивным прототипом ионического антаблемента была плоская, совмещенная с потолком глинобитная кровля, уложенная по сплошному накату из мелкого леса. В этой конструкции и находит  свой прообраз высокая ионическая сила и зубчики, расположенные поверх архитрава. Ионический ордер встречается  впервые в больших малоазийских диптерах середины VI в до н. э., возведенных из известняка  и мрамора. Среди них наиболее прославлен храм Артемиды (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе.
     В конструктивном, функциональном отношении  греческие архитектурные ордера мало различаются между собой: и  дорические, и ионические колонны  выполняют одинаковую функцию –  поддерживать горизонтальные балки. Тождественно и их расположение в пространстве: они окружают внутреннюю постройку  с глухими стенами, где помещается, «живет» статуя божества (ритуальных действий внутри античного храма  не совершалось, только снаружи). Различие ордеров только пластическое. Римский архитектор Витрувий считал, что дорийский ордер выражает идею мужественности, ионический – женственности. Мужская и женская фигуры построены по общим законам анатомии, но разнятся по своим пропорциям, как и греческие храмы. В тех случаях, когда античные зодчие заменяли колонны статуями, передавая им функцию подпоры, они ставили мужские фигуры атлантов в постройках дорийского стиля, а в ионических – женские фигуры кариатид.
     Коринфский  ордер похож на ионический, но отличается от него сложной капителью, украшенной стилизованными листьями аканфа (самая древняя коринфская колонна известна в храме Аполлона в Басах, ныне — Вассе в Пелопоннесе, сооруженном около 430 года до н.э. знаменитым зодчим Иктином).   Эолийский ордер (известен по нескольким постройкам VII в. до н.э. — в Неандрии в Малой Азии, в Ларисе, на острове Лесбос) имеет тонкую гладкую колонну, стоящую на базе и завершенную капителью, большие волюты и лепестки которой воспроизводят растительные мотивы. Применяется местный строительный прием, согласно которому балки укладывались на развилку ветвей древесного ствола. Вместе с созданием каменных конструкций древние зодчие «из области шатких и неустойчивых глазомерных расчетов доработались до установления прочных законов «симметрии» или соразмерности составных частей здания». Так писал об этом римский архитектор I в. до н.э. Витрувий, автор единственного полностью сохранившегося античного трактата о зодчестве, по которому мы можем достоверно судить о взглядах той эпохи на архитектуру. Разумеется, с учетом того, что ордера сложились за шестьсот лет до появления на свет этого трактата. Все эти «прочные законы» закрепились в каменном зодчестве Древней Греции на века, а если считать те эпохи, когда в архитектуре снова возрождался ордер, — то и на тысячелетия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Архитектура (классическая Греция в V в. До н.э.) 

     Греческое искусство, развиваясь, сохранило в  основе начала, заложенные архаикой. В  стиле греческой классики слиты жизнеподобие и мера, то есть живая, чувственная непосредственность и рациональность. Каждое из этих качеств в отдельности не представляет ничего загадочного, весь секрет в их слиянии, взаимопроникновении, которое осталось недоступным для многочисленных позднейших подражателей. Оно во всем – в архитектуре, в живописи, в пластике. Оно коренится в мироощущении античного демократического полиса.
    Развитие периптера и других типов храмов в архаическую и классическую эпоху даёт наиболее яркое представление об изменениях в ордерной композиции и о сложении характерных черт греческой архитектуры. Вершиной развития стали храмы Афинского акрополя, который создаётся в V - IV вв. до н.э. и господствует над городом и его окрестностями. Разрушенный во времена персидских нашествий, Акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом. В течении третьей четверти V в. до н. э. были возведены сверкающие, беломраморные здания: Парфенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос («Бескрылой Победы»). Завершающее ансамбль здание Эрейхтейона строилось позже.
    Подлинно гармонии удалось достичь строителям Парфенона, Иктику и Калликрату. Колонны храма имеют ту же высоту, что и колонны храма Зевса в Олимпии, но на смену тяжёлым пропорциям «сурового» стиля пришли стройность, изящество. Влияние ионийских традиций сказалось в появлении фриза с внешней стороны западной части сооружения. К соединению обоих стилей стремился и архитектор Мнесиклет, создатель величественных ворот, ведущих на Акрополь, — Пропилеев: ионийские колонны соседствуют здесь с дорическими. Напротив, в архитектуре красивого миниатюрного храма Афины-Победительницы преобладают ионийские черты. Также в духе ионийских традиций сооружён был Эрейхтейон, расположенный весьма живописно.
    Все эти замечательные творения Афинских зодчих расположены на Акрополе.
    На холме Акрополя разместились основные святилища афинян, и прежде всего Парфенон — храм Афины, богини мудрости и покровительницы Афин. Там же хранится казна. В здании Пропилей, служившем входом в Акрополь, в двух их пристройках – крыльях находится библиотека и картинная галерея.  
    Греческие архитекторы умели прекрасно выбирать места для своих построек. Храм возводился там, где ему было словно приготовлено место самой природой, и вместе с тем его спокойные строгие формы, гармонические пропорции, светлый мрамор колонн, яркая раскраска противопоставляли храм природе, утверждали превосходство разумно созданного человеком сооружения над окружающим миром.
    Акрополь    воплощал    представление   о    могуществе   и   величии Афинской  державы  и  в  то  же  время,  впервые  в  истории Греции, выражал   идею    общеэллинского   единства.  

 

    Смысл планирования Акрополя можно понять, лишь представляя движение торжественных процессий в дни общественных празднеств. Дорога вела вверх, к торжественным воротам — Пропилеям. Дорическую колоннаду Пропилей два не равных, но взаимоуравновешенных крыла здания, к правому, меньшему крылу прилегает храм Ники Аптерос («Бескрылой победы»), начатый строительством в 449 г. как памятник в честь победы Афин над персами. Это не большой по размера, гармоничный и ясный по форме храм, словно отделившись от общего массива холма, первым встречал процессию. Стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма придают зданию черты изящества.    
От Пропилей главный храм Акрополя Парфенон, возведённый на самой высокой площадке Акрополя, виден с угла. Большое здание Парфенона уравновешенно стоящими по другую сторону площади изящным и сравнительно небольшим храмом Эрехтехоном, оттенявшим свободной асимметрией возвышенную строгость Парфенона.
    Парфенон — совершеннейшее создание греческой классической архитектуры и одно из высочайших достижений зодчества вообще. Это монументальное, величественное здание возвышается над Акрополем, подобно тому как сам Акрополь возвышается над городом и его окрестностями. Парфенон самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Внутри он располагает двумя большими залами — прямоугольным и квадратным, входы в которые располагались с противоположных сторон.   Восточный прямоугольный зал со статуей Афины в глубине был разделён на три части двухъярусными колоннадами дорического ордера. Квадратный зал служил сокровищницей и носил название «Парфенон».
    Тип греческого храма, над созданием которого трудились многие поколения, получил в Парфеноне  наиболее совершенное истолкование. В своих основных формах — это дорический периптер с восемью колоннами на коротких и семнадцатью на длинных сторонах. Но он органически включает элементы и ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегчённый антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание, сложенное из квадратов пентелийского мрамора. Раскраска подчёркивает конструктивные детали и образовывала фон, на котором выделялись скульптуры фронтонов и метоп.
    Величавой ясности и строгой гармонии Парфенона словно противостоит изящество и свобода композиции Эрехтейона — асимметричного здания, сооружённого на Акрополе неизвестным мастером в 421 – 406 гг. до н. э. Посвящённый Афине и Посейдону, Эрехтейон отличается живописной трактовкой архитектурного целого, контрастным сопоставлением архитектурных и скульптурных форм. Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы. Храм состоит из двух находящихся на разных уровнях помещений. С трёх сторон он имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стене. 
    Расчленённостью и живописностью форм Эрехтейон прокладывает пути искусству позднее классики, то более трагически взволнованному, то лирически утончённому, но менее ценному и героическому, чем высокая классика.
      Общий ансамбль Акрополя – пример греческого классического искусства, в нем, как в законченной модели, выражены его главные черты. Сама планировка Акрополя на первый взгляд совершенно непринужденна. Зодчие избегали фронтальности, симметрии, параллелизма. Но в этой свободной живописной планировке все  продумано и выверено, простая  симметричность заменена более сложными принципами ритма и равновесия. В самом деле, справа от Пропилей – миниатюрных храм-беседка Ники Аптерос, а слева – приземистое, массивное и гораздо большее по размерам помещение Пинакотеки. Казалось бы, где же равновесие? Но посмотрим, как располагаются постройки дальше, на самой площади. Там обратное расположение: справа – величественный Парфенон, слева – небольшой и изысканный Эрехтейон. Так обе стороны ансамбля в конечном счете уравновешиваются и вводится перекрестный ритм: Эрехтейон созвучен храму Ники, а Парфенон – зданию Пинакотеки.    

    Помимо Афинского акрополя в архаический и классический периоды сложилось множество других ансамблей, включающих храмы, святилища и общественные здания (святилище Зевса в Олимпии, комплекс храмов в Посейдонии и др.). Но уже с IV века храмы начинают терять ведущее значение и получают всё большее развитие здания и комплексы светского назначения, формирующиеся как элементы общей структуры городов. Особенно стоит выделить торговые и зрелищно – спортивные комплексы, сочетавшиеся с природным ландшафтом. Стадионы устраивались в естественных впадинах, достигая иногда значительных размеров (Афины, Олимпия), театры использовали склоны гор для устройства естественного полукруглого театрона с круглой площадкой — орхестрой, где обычно выступал хор. К орхестре примыкала прямоугольная сцена. Строители амфитеатров владели секретом необычайной акустики: каждое слово актера было слышно даже в самых верхних рядах.
      Когда сейчас мы произносим слова «античное  искусство», нам представляется музейный зал, уставленный статуями и увешанный  по стенам обломками рельефов. Но тогда  все выглядело иначе. Хотя у греков и были специальные здания для  хранения картин (пинакотеки), в подавляющей  массе произведения искусства вели не музейный образ жизни. Статуи стояли на открытом воздухе, озаренные солнцем, возле храмов, на площадях, на палестрах (площадках для гимнастических упражнений), на берегу моря; возле них происходили  шествия, праздники, спортивные игры. Рельефы  покрывали фронтоны, фризы и балюстрады храмов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.