На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет операций на специальных счетах в банках и средств, находящихся в пути

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
ГЛАВА 1 Учет кассовых операций
    1.1. Документальное оформление кассовых операций
    1.2. Синтетический учет кассовых операций
         1.3. Учет денежных документов
   ГЛАВА 2 Учет операций по расчетному счету
      Документация по движению операций на расчетном счете
      Синтетический учет операций на расчетном счете
ГЛАВА 3 Учет операций на валютных счетах
    3.1.    Классификация валютных операций
    3.2.    Синтетический учет операций на валютных счетах
       3.3. Учет операций по продаже иностранной валюты
Глава 4. Учет операций на специальных счетах в банках и средств, находящихся в пути
    4.1. Синтетический и аналитический учет на специальных счетах
    4.2. Синтетический учет средств, находящихся в пути
Заключение
Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Денежные  средства – это финансовые ресурсы  организации, самые высоколиквидные  активы, способные обеспечить выполнение обязательств любого вида и уровня. Понятно, что от их наличия зависит своевременность погашения задолженности перед бюджетом, персоналом и прочими кредиторами.
    Для учета денежных средств и контроля за их поступлением и целевым использованием предназначены следующие счета: 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути".
      В процессе хозяйственной деятельности предприятия вступают во взаимоотношения  друг с другом, кредитными учреждениями, финансовыми органами, органами социального страхования и обеспечения и другими юридическими и физическими лицами. Эти взаимоотношения возникают в связи с реализацией продукции, выдачей заработной платы, осуществлением различных финансовых операций и т.п. Каждая организация при этом является с одной стороны - поставщиком для ряда предприятий и, с другой стороны – покупателем для других.
      Денежные  расчеты осуществляются либо в форме  безналичных платежей, либо с участием наличных денег.
      Бухгалтерия предприятия должна вести строгий учет расчетов со сторонними организациями, осуществлять контроль наличия и использования денежных средств. Таким образом, основными задачами бухгалтерского учета денежных средств и расчетных операций являются:
    проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, расчетных и кредитных операций, своевременное и полное отражение их в учете;
    обеспечение  своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженности;
    своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, денежных документов и расчетов, обеспечение изыскания дебиторской и погашение кредиторской задолженности и ссуд кредитных учреждений в установленные сроки;
    обеспечение сохранности денежных средств, бесперебойное обеспечение денежной наличностью неотложных нужд организации;
    изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.
      В данной курсовой работе рассматриваются основные вопросы бухгалтерского учета денежных средств.
      Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации  денежного обращения, в эффективном  использовании финансовых ресурсов. Умелое распределение денежных средств само по себе может приносить организации дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств  для получения прибыли.
      Целью  данной   курсовой   работы    является    закрепление   и подготовка к практическому использованию знаний в области бухгалтерского учета денежных средств, а именно учета кассовых операций, операций на расчетном и валютном счете, специальных счетах в банке и средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1  Учет кассовых операций
      1.1. Документальное оформление кассовых операций
    Для приема, хранения и расходования наличных денег организация имеет кассу. Порядок ведения кассовых операций утвержден советом директоров ЦБ РФ 04.10.93 № 40.
    Порядок обращения наличных денежных средств, их сдачи в банк, хранения определяется Банком России. Организация наличного денежного обращения на территории России регламентируется также Банком России, который приказом от 05.01.98 № 14-п утвердил "Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации".
    В соответствии с указанным Положением размер сумм наличных денег в кассе организации ограничен лимитом, ежегодно устанавливаемым обслуживающим банком по согласованию с организацией. Сверх установленных норм наличные деньги могут храниться в кассе только в дни выплаты заработной платы, пенсий, пособий, стипендий в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в кредитном учреждении.
    Для установления лимита остатка наличных денег в кассе организация представляет в учреждение банка, осуществляющее ее расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме №0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу".
    По  организации, в состав которой входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях  банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом структурных подразделений.
    Лимит кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя организации. При наличии у организации нескольких счетов в различных учреждениях банков она по своему усмотрению обращается в одно из них с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. О сумме предоставленного лимита организация уведомляет другие банки, где открыты ей соответствующие счета.
    Для организации, не представившей расчет на установление лимита кассы ни в  одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная в банк денежная наличность — сверхлимитной.
    Лимит остатка кассы определяется исходя из объема наличного денежного оборота организации с учетом особенностей режима ее деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в банк, обеспечения сохранности и сокращения перевозок ценностей. Причем при сдаче выручки ежедневно лимит остатка равен сумме, необходимой организации для обеспечения нормальной работы с утра следующего дня:
    - при сдаче выручки на следующий день — в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;
          - неежедневно — в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы
          денежной выручки;
         - для организаций, не имеющих денежной выручки, — в пределах  
        среднедневного расхода наличных денег (кроме расхода на заработную плату,
       выплаты социального характера и стипендии).
    Установленные банком указанные лимиты письменно  сообщаются организациям, возможно, как второй экземпляр справки № 0408020. Обычно лимит кассы устанавливается на год, но по просьбе организации может пересматриваться в течение года (изменение объемов кассовых оборотов и др.), а также по условиям договора банковского счета.
    Решения о расходовании организациями денежной выручки из кассы принимаются  учреждениями банков ежегодно на основании письменного заявления организации и справки по форме № 0408020 с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетом всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов, услуг, а также с банком по ссудам.
    Напомним, что согласно п.9 Указа Президента РФ от 23.05.94 № 1006 "Об осуществлении  комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов  и иных обязательных платежей" за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также накопление в кассах наличных денег сверх установленного лимита вводится штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности. На руководителя организации, допустившей указанные нарушения, налагается административный штраф в размере 50-кратного установленного законодательством размера минимальной месячной оплаты труда.
    Кассовые  операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом РФ по согласованию с Банком России и Минфином РФ.
    Касса принимает наличные деньги по приходным  кассовым ордерам, подписанным главным  бухгалтером или уполномоченными на это лицами. При этом выдается квитанция, подписанная главным бухгалтером и кассиром.
    Отметим, что при получении денег по чеку с расчетного счета выписывается приходный кассовый ордер, который регистрируется в журнале регистрации, и на оборотной стороне корешка чека записываются номер и дата приходного кассового ордера. Чек действителен в течение 10 дней с момента его выписки.
    Выдача  наличных денег производится по расходным  кассовым ордерам или другим надлежаще  оформленным документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетами др.), на которых ставится специальный штамп, заменяющий реквизиты расходного кассового ордера.
    Документы на выдачу денег подписывают руководитель и главный бухгалтер или лица, ими уполномоченные. Если на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах имеется разрешающая подпись руководителя организации, подпись его на расходных кассовых ордерах необязательна. Выписываются приходные и расходные кассовые ордера бухгалтером общего или финансового отдела или главным бухгалтером.
    Деньги  отдельному лицу, не работающему на данном предприятии, выдаются при предъявлении им паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, по расходному кассовому ордеру, где проставляются подпись в получении и данные предъявленного документа.
Заработная  плата, пособия, премии выплачиваются кассиром по платежным ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя. По истечении трех рабочих дней, установленных для выплаты заработной платы, бухгалтер выписывает расходный кассовый ордер на общую выплаченную по платежной ведомости сумму. Никаких подчисток, помарок или исправлений в кассовых документах не допускается.
    Деньги  по кассовым ордерам принимаются  и выдаются только в день составления этих документов. Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы не выдаются на руки лицам, вносящим или получающим деньги. Они передаются в кассу лицом, выписавшим документ. При выдаче денежных средств по доверенности она прилагается к расходному кассовому ордеру или ведомости на выдачу средств.
    При завершении операции кассир обязан подписать  расходный или приходный кассовые ордера вместе с приложенными к ним документами, погасить их штампом или надписью: приходные документы — "Получено", расходные — "Оплачено" с указанием числа, месяца, года. Все приходные и расходные кассовые ордера, а также заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, и документу присваивается порядковый номер.
      Журнал регистрации (ф. Х2 КО-3) построен таким образом, что по его данным контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных денежных средств организацией, присваиваются номера кассовым документам, проверяется полнота произведенных кассиром операций.
    Кассовая книга (ф. Х2 КО-4) ведется кассиром. Каждая организация может иметь только одну кассовую книгу. Листы в книге нумеруют, прошнуровывают и опечатывают сургучной (о6ычно круглой) печатью организации. На последней странице книги делается надпись: "В настоящей книге всего пронумеровано страниц..." и проставляются подписи руководителя и главного бухгалтера организации.
    Записи  в кассовой книге ведутся в  двух экземплярах через копировальную бумагу. Вторые экземпляры должны быть отрывными, они служат отчетом кассира. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются, исправления, сделанные корректурным способом, заверяются подписями кассира и главного бухгалтера. Разрешается ведение кассовой книги с использованием вычислительной техники.
    Записи  в кассовую книгу производятся сразу  после получения или выдачи денег, кассир обязан подсчитать итоги операций за день, вывести остаток денег в кассе и передать в бухгалтерию отчет с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (на первом экземпляре). Кассовая книга ведется ежедневно с расчетом остатка на конец каждого дня. Бухгалтеры и другие счетные работники, имеющие право подписи кассовых документов, не могут исполнять обязанности кассиров.

1.2. Синтетический учет кассовых операций

      Счет 50 "Касса" предназначен для обобщения  информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации.
      К счету 50 "Касса" могут быть открыты  субсчета:
    50-1 "Касса организации";
    50-2 "Операционная касса";
    50-3 "Денежные документы" и др.
      На  субсчете 50-1 "Касса организации" учитываются денежные средства в  кассе организации. Когда организация  производит кассовые операции с иностранной  валютой, то к счету 50 "Касса" должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.
      На  субсчете 50-2 "Операционная касса" учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п. Он открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.
      На  субсчете 50-3 "Денежные документы" учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 "Касса" в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.
      По  дебету счета 50 "Касса" отражается поступление денежных средств и  денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 "Касса" отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.
      Из  этого описания мы видим, что на счете 50 "Касса" учитываются три вида ценностей:
    отечественная валюта;
    иностранная валюта;
    денежные документы.
      Относительно  валюты отечественной все довольно просто: рубль есть рубль, и никакие  инфляционные или дефляционные процессы не могут оказать влияние на деньги. Их покупательная сила может меняться, но это никак не может повлиять на учет. Учет не знает ни инфляции, ни дефляции, - отечественные деньги всегда учитываются по номиналу.
      На  предприятии может быть открыто несколько касс. Это следует из порядка определения лимита наличных денежных средств в кассе предприятия. Согласно п. 2.5 положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, утвержденного ЦБ РФ 05.01.1998 № 14-П, если структурные подразделения предприятия не имеют самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, то для этих структурных подразделений и для предприятия устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Следовательно, предполагается, что структурные подразделения имеют самостоятельные кассы. А в каждой организованной кассе должна вестись кассовая книга (п.3 письма ЦБ РФ от 04.10.1993 № 18). Совсем с другими обстоятельствами мы сталкиваемся при учете валюты иностранной. Теоретически могут возникать две возможности: или учитывать ее как деньги; или как товар.
      В первом случае колебания курсов приводят к изменению рублевой оценки иностранной  валюты и необходимости постоянной ее переоценки. Во втором случае, такая  валюта принимается по текущему курсу, и ее оценка не меняется до тех пор, пока эта валюта не будет выплачена. В нашей стране принят первый вариант.
      Весьма  большие трудности возникают  и при учете денежных документов, которые будут рассмотрены в  следующем разделе.
      Наличные  деньги поступают в кассу организации: с банковских счетов организации; от покупателей (выручка от продаж); от подотчетных лиц (возврат неиспользованных сумм); в оплату за денежные документы; от сотрудников организации (возврат  займов, возмещение ущерба);от учредителей (внесение уставного капитала) и т.д.
       Основные хозяйственные операции по поступлению наличных денежных средств в кассу предприятия.
    Получено в кассу по чеку с расчетного счета – Д50К51;
    Получено наличными от покупателей в счет оплаты за продукцию (товары, работы, услуги) при определении выручки по оплате – Д50К90;
    Получено наличными от покупателей в счет оплаты за продукцию (товары, работы, услуги) при определении выручки по отгрузке – Д50К62;
    Получено наличными в счет оплаты за прочие активы – Д50К91;
    Внесен в кассу остаток подотчетной суммы – Д50К71;
    Получено в кассу в возмещение задолженности по недостаче – Д50К73;
    Получено в кассу наличными от дебиторов – Д50К76;
      Выдача  наличных денег из кассы происходит в следующих случаях:
    выплата заработной платы и приравненных к ней платежей (премии, отпускные, пособия);
    выдача денег под отчет сотрудникам организации;
    сдача наличных денег в банк;
    выплаты поставщикам;
    выплаты учредителям  и т.д.
      Основные  хозяйственные операции по выдаче наличных денежных средств из кассы предприятия.
    По объявлению на взнос наличными внесено на расчетный счет организации: Д51К50;
    Выдано из кассы в подотчет на хозяйственные нужды или командировочные расходы - Д71К50;
    Выдана из кассы заработная плата работникам предприятия – Д70К50;
    Выдано наличными в погашение кредиторской задолженности – Д76К50;
    Выданы из кассы единовременные пособия за счет средств социального страхования – Д68К50;
      Не  реже одного раза в месяц должна проводиться ревизия кассы. Результаты ревизии оформляются актом. Излишки, выявленные в кассе, зачисляются в доход предприятия – Д50К91.
      Выявленная  недостача отражается проводкой  – Д94К50.
      При возможности недостача относится  на материально-ответственное лицо – кассира – Д73К94.
      Если  недостачу невозможно отнести на виновное лицо – Д91К94. 
      В следующем разделе рассмотрим более подробно учет денежных документов.

1.3. Учет денежных  документов

       Весьма  большие трудности возникают  и при учете денежных документов. Сложности связаны с определением того, что считать денежным документом. В плане счетов они определяются по принципу перечисления, и это позволяет четко выделить в учете их некоторые разновидности:
    марки почтовые;
    марки госпошлины;
    марки вексельные;
    авиабилеты оплаченные.
       Далее составители плана указывают "и  другие", т.е. главный бухгалтер  в каждом отдельном случае должен решить: включать или не включать данный документ в состав денежных и, соответственно, на каком счете отразить его денежный эквивалент.
       По  классификации счетов все субсчета счета 50 "Касса" должны быть отнесены к счетам денежных средств, но, так называемые денежные документы, - это суррогаты денежных средств, и они далеко не всегда могут быть использованы, в отличие от денежных средств, в покрытие кредиторской задолженности. В сущности, неслучайно денежные документы выделены на отдельный субсчет 50.3 "Денежные документы".
       Покажем  некоторые подходы к определению  денежных документов.
       Денежный  документ есть целевое свидетельство, за которое заплачены деньги. Под  словосочетанием "целевое свидетельство" понимается то, что этот документ может  быть использован в строгом соответствии со своим назначением.
       Теоретически  возникает вопрос о том, в какой  оценке фиксировать денежные документы  в учете.
       До 2001 года предписывался порядок, согласно которому денежные документы должны были учитываться в номинальной оценке. Во всех случаях, а их было большинство, когда фактическая себестоимость (как правило, уплаченная цена) совпадала с оценкой по номиналу, проблем не возникало, но когда такого совпадения не было, возникала проблема отражения в учете разности между уплаченной ценой и номиналом. К счастью, в новом плане счетов этой проблемы нет.
       Однако, решив эту проблему, составители  плана счетов создали проблему другую: сальдо счета 50.3 "Денежные документы" трудно проверить. Это связано с  тем, что при проведении инвентаризации общая стоимость денежных документов может быть выявлена только по номиналу, в то время как в синтетическом учете на счете 50.3 "Денежные документы" их стоимость будет показана по фактической себестоимости. Следовательно, будет нарушено одно из основополагающих требований к бухгалтерскому учету - требование непротиворечивости. В самом деле, п. 7 ПБУ 1/98 "Учетная политика", предписывает администрации предприятий обеспечить "тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца".
      Естественно, если скажем, путевка, номинальная стоимость  которой 3 000 руб. куплена администрацией для сотрудников предприятия  за 2 800 руб., то по дебету счета 50.3 "денежные документы" будет отражено 2 800 руб., но в кассе, вместо 2 800 руб. будет лежать денежный документ в 3 000 руб.
      Это создает дополнительные трудности  для бухгалтера, ибо он должен по каждому такому документу в своем  аналитическом учете предусмотреть  две оценки - номинальную (она почти всегда обозначена на самом документе) и фактическую, относительно которой, во всех случаях расхождения оценок, должна быть сделана справочная запись. И только в этом случае можно придерживаться приведенных требований ПБУ 1/98 и обеспечить коллацию между синтетическим и аналитическим учетом.
      Учет  наличия денежных документов объясняется  необходимостью приобретения организацией путевок в дома отдыха и санатории, проездных документов, почтовых марок, марок государственной пошлины  и т.п.Все они имеют цену приобретения.
      Учет  поступления денежных документов и  их списания оформляется выпиской приходных и расходных кассовых ордеров. Бухгалтерия открывает книгу движения денежных документов, но отчет по поступившим и выбывшим документам один-два раза в месяц составляется кассиром в кассовой книге, в которой для этого отводится определенная зона. Книга-регистр аналитического учета ведется кассиром. При журнально-ордерной форме синтетический учет организуется бухгалтером в журнале-ордере № 1. По окончании отчетного периода производится взаимосверка остатков по журналу-ордеру и книге движения денежных документов.
      Денежные  документы учитываются в сумме  фактических затрат на их приобретение. Приобретение денежных документов может  осуществляться за наличный и безналичный расчет.
      Оприходованные  в кассе денежные документы (путем  оформления приходного кассового ордера) выдаются подотчетным лицам для  использования или реализуются  сотрудникам организации по льготным ценам (выбытие оформляется расходным  кассовым ордером).
      В кассовой книге движение денежных документов отражается обособленно. Ежемесячно кассир сдает отчет о движении денежных документов.
      Основные  хозяйственные операции:
    Оприходована путевка от поставщика – Д50.3К76;
    Путевка реализуется сотруднику – Д76К50.3.
      В следующей главе рассмотрим порядок  учета операций на расчетном счете.
 

    ГЛАВА 2 Учет операций по расчетному счету
        Документация по движению операций на расчетном счете
      Большая часть расчетов между предприятиями  осуществляется  безналичным путем - перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя . Посредником при осуществлении   этих расчетов является банк . Таким образом, денежные средства организации, как собственные, так и заемные, за исключением переходящих остатков денег в кассе, организации обязаны хранить на счетах в банке.
    Каждое  предприятие вправе открывать в  учреждениях банков расчетные и  иные счета для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и  кассовых операций. Для открытия расчетного счета организация представляет в банк следующие документы:
    - заявление  на открытие счета;
    - копии  устава и учредительного договора, заверенные нотариально;
    - копия  решения о государственной регистрации,  также заверенная нотариально или органом, регистрирующим организацию;
    - два  экземпляра банковских карточек  с образцами подписей и оттиском печати, заверенных нотариально. Право первой подписи принадлежит руководителю и его заместителю, а второй - главному бухгалтеру и его заместителю; подписи фиксируются только в присутствии нотариуса;
    - справка  о постановке на учет в налоговой  инспекции и в других государственных органах (при необходимости).
    В этот же период подписывается договор  банковского счета и по распоряжению управляющего банком организации присваивается номер расчетного счета и открывается лицевой счет для учета движения его денежных средств. Номера счетов различны в зависимости от принадлежности к форме собственности (унитарные организации, акционерные общества, физические лица). Следует отметить, что организации, имеющие расчетные счета, могут открывать своим подразделениям, филиалам, магазинам, находящимся вне места расположения организации, текущие счета. Эти счета предназначены для осуществления филиалом операций, связанных с выдачей наличных денег, зачислением им средств расчетного счета организации для выдачи заработной платы и командировочных расходов, перечислением во вклады граждан и удержанием из их заработной платы, а также средств для выполнения производственных задач.
    На расчетном счете сосредоточиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.
    Выдачу  денежных средств или безналичные  перечисления с расчетного счета банк осуществляет с согласия владельца. С расчетного счета производятся почти все платежи организации: оплата поставщикам за материалы, работы, услуги, погашение задолженности бюджету, внебюджетным фондам, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Без его согласия могут быть списаны проценты за пользование банковским кредитом, задолженность по кредитам, а также штрафы, пени, неустойки по решению суда. Например, по приказам финансовых органов перечисляются суммы просроченных налогов и сборов, по исполнительным листам, приказам Госарбитража - суммы удовлетворенных исков и т.п. Банк, кроме того, может списывать денежные средства с расчетного счета организации, без ее приказав соответствии с договором (например, проценты за пользование ссудами, суммы по просроченным ссудам, за выполненные ей услуги, за потребленную электроэнергию и газ и др.).
    При расчетах между организациями, банками  и государством применяется календарная  система расчетов. Это значит, что все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке календарной очередности, т.е. в порядке их поступления в банк, если остаток средств достаточен для всех платежей. В иных случаях существует очередность платежей.
    Прием и выдача денег или безналичные  перечисления производятся банком на основе документов специальной формы, утвержденной ЦБ РФ. Из них наиболее распространенными являются: объявление на взнос наличными, чек (денежный), платежное поручение, расчетный чек, платежное требование-поручение и др. 
    Объявление на взнос наличными – является основанием для зачисления наличных денежных средств из кассы предприятия на расчетный счет. Заполняется в одном экземпляре, состоит из трех частей: объявление; талон к объявлению; квитанция.
    Чек – является основанием для получения с расчетного счета предприятия указанной в чеке суммы наличных денег. Хранятся чеки в кассе предприятия в чековых книжках, выписываются в одном экземпляре. Чек состоит из двух частей: чек; корешок чека.
      Чек должен быть подписан руководителем  и главным бухгалтером, заверен  печатью организации.
    Платежное поручение – приказ банку на перечисление указанной суммы по соответствующему адресу. Выписывается в четырех экземплярах.
    Платежное требование – выписывается поставщиком продукции в адрес покупателя с требованием оплатить стоимость отправленной по договору поставки продукции.
    Безналичные перечисления, их порядок и формы  расчетов оговорены Положением "О безналичных расчетах в Российской Федерации", утвержденным Банком России от 12.04.2001 г. К2 2-П.
    При этом допускается использование  при безналичных расчетах: платежных поручений, аккредитивов, чеков, платежных требований, инкассовых поручений.
    Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашениями, отдельными договоренностями).
    Платежное поручение - распоряжение владельца счета банку о перечислении соответствующей суммы сего расчетного счета на расчетный счет получателя. Такими получателями могут быть поставщики, вышестоящие организации, финансовые органы, страховые и другие организации. Платежное поручение выписывается в соответствующем количестве экземпляров в зависимости от того, в каком коммерческом банке территориально находится расчетный счет получателя. Платежное поручение может быть выписано организациям как при одногородних, таки при иногородних расчетах. Форма платежного поручения едина для всех видов перечислений.
    Аккредитив  представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому "исполняющему банку" произвести такие платежи. Расчеты с использованием аккредитивов отражаются на отдельном счете 55 "Специальные счета в банках".
    Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков чекодержателем.
    Порядок и условия использования чеков  в платежном обороте регулируются гражданским кодексом Российской Федерации.
    Для расчетов между организациями за отпущенную продукцию могут применяться также платежные требования.
    Платежное требование - расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
    Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях, установленных законодательством и предусмотренных сторонами по основному договору. При этом банку, обслуживающему плательщика, должны быть представлены документы, подтверждающие права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
    Инкассовое поручение является расчетным документом, на основе которого списываются денежные средства со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:
    - в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
    - для взыскания по исполнительным документам;
    - в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
    Организация периодически (ежедневно или в  другие установленные по согласованию с банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за текущий период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организации, на основе которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные организацией при достаточном количестве сданных экземпляров.
Перечень  условных обозначений документов, приведенных по счетам в банках
Условные  цифровые обозначения
Наименование  документов по платежному поручению, по которому отражены операции
    01     02
    03
    04
    05
    06
    07
    08 

    09 

    10 

    11 

    12
    13
Списано, зачислено  по платежному поручению Оплачено, зачислено по платежному требованию
Оплачен наличными денежный чек
Поступило наличными по объявлению на взнос  наличными
Оплачено, зачислено по требованию-поручению
Оплачено, зачислено по инкассовому поручению
Оплачено, поступило по расчетному чеку
Открытие  аккредитива, зачисление сумм неиспользованного, аннулированного аккредитива
Списано, зачислено по мемориальному (приходному, расходному, кассовому) ордеру
Документы по погашению кредита, кроме поименованных  выше
Документы по выдаче кредита, зачислению кредита  на счет, кроме поименованных выше
Зачислено на основании авизо
Расчеты с применением банковских карт

Выписка из расчетного счета - второй экземпляр лицевого счета организации, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства, банк считает себя должником перед организацией (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступлений на расчетный счет он записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и включать в бухгалтерскую информацию зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются организациями при ее обработке.

2.3. Синтетический учет  операций на расчетном  счете

     Для синтетического учета операций на расчетном  счете используется счет 51. Счет 51 "Расчетные счета" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях.
     По  дебету счета 51 "Расчетные счета" отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту счета 51 "Расчетные счета" отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").
     Операции  по расчетному счету отражаются в  бухгалтерском учете на основании  выписок кредитной организации  по расчетному счету и приложенных к ним денежно - расчетных документов.
     Аналитический учет по счету 51 "Расчетные счета" ведется по каждому расчетному счету.
      В настоящее время организация  может открыть несколько расчетных  счетов, поэтому в Новом Плане  счетов:
    изменилось наименование счета 51 "Расчетные счета";
    к счету 51 инструкцией рекомендуется вести аналитический учет по каждому расчетному счету.
      Действующие правила предполагают, что записи по синтетическому счету 51 "Расчетные  счета" и по аналитическим счетам, открытым к нему, должны выполняться на основе банковских выписок, что находится в противоречии, как с мировой практикой, так и требованиями п. 7 ПБУ 1/98 - требование приоритета содержания перед формой, которое предполагает "отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования".
      При использовании журнально-ордерной формы учета движение операций по счету 51 отражают в журнале-ордере №2 и ведомости № 2.
    Суммы с одноименными корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.