На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экологический маниторинг

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
    
     Определение экологического мониторинга.. 4
     Рис.1. Блок-схема системы мониторинга. 4
     Классификация экологического мониторинга.. 6
     Рис.2. Классификация экологического мониторинга. 6
     Глобальная система мониторинга окружающей среды... 6
     Таблица 1. Классификация загрязняющих веществ по классам
приоритетности, принятая в системе ГСМОС   7
     Государственный экологический мониторинг.. 9
     "Белые пятна" на карте государственного экологического мониторинга.. 11
     Рис.3. Уровни экологического мониторинга и распределение
ответственности между государственными органами в РФ   12
     “Химическая сущность” экологического мониторинга.. 13
     Заключение. 15
     Список литературы... 16
                                  

    
    

Определение экологического мониторинга

 
Термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии
СКОПЕ (научный  комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 году,
а в 1972 году уже  появились первые предложения по Глобальной системе
мониторинга окружающей среды (Стокгольмская конференция ООН по окружающей
среде). Однако такая  система не создана по сей день из-за разногласий в
объемах, формах и  объектах мониторинга, распределении  обязанностей между уже
существующими системами  наблюдений. Такие же проблемы и  у нас в стране,
поэтому, когда  возникает острая необходимость режимных наблюдений за
окружающей средой, каждая отрасль должна создавать  свою локальную систему
мониторинга.
В соответствии со ставшим уже каноническим определением, экологический
мониторинг информационная система наблюдений, оценки и прогноза
изменений в состоянии окружающей среды, созданная  с целью выделения
антропогенной составляющей этих изменений  на фоне природных  процессов.
    
    

Рис.1. Блок-схема системы  мониторинга

 
Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать  и
анализировать информацию:
    
    о состоянии      окружающей среды;
     
    о причинах
    наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.e. об источниках и факторах
    воздействия);
     
    о допустимости      изменений и нагрузок на
    среду в целом;
     
    о существующих      резервах биосферы.
 
Таким образом, в  систему экологического мониторинга  входят наблюдения за
состоянием элементов  биосферы и наблюдения за источниками и факторами
антропогенного  воздействия.
Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995 г."
определяет экологический мониторинг в РФ как комплекс выполняемых
по  научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и
разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений,
необходимых и достаточных  для обеспечения  управления состоянием окружающей
природной среды и экологической  безопасностью.
В соответствии с  приведенными определениями и возложенными на систему
функциями мониторинг включает три основных направления  деятельности:
    
    наблюдения за      факторами воздействия и состоянием среды;
     

    оценку фактического      состояния среды;
     
    прогноз состояния
    окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.
 
Следует принять  во внимание, что сама система мониторинга  не включает
деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой
для принятия экологически значимых решений информации. Термин контроль,
нередко употребляющийся  в русскоязычной литературе для  описания аналитического
определения тех  или иных параметров (например, контроль состава атмосферного
воздуха, контроль качества воды водоемов), следует использовать только в
отношении деятельности, предполагающей принятие активных регулирующих мер.
"Толковый словарь  по охране природы" определяет  экологический контроль
следующим образом:
     Контроль экологическийдеятельность государственных органов,
предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают
государственный, производственный и  общественный экологический  контроль.
Законодательные основы экологического контроля регулируются Законом РФ "Об
охране  окружающей природной  среды"
Статья 68. Задачи экологического контроля.
1. Экологический  контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоянием
окружающей среды  и ее изменением под влиянием хозяйственной  и иной
деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий  по охране природы,
рациональному использованию  природных ресурсов, оздоровлению окружающей
природной среды, соблюдения требований природоохранительного  законодательства
и нормативов качества окружающей природной среды.
2. Система экологического  контроля состоит из государственной  службы
наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного,
производственного, общественного контроля.
Таким образом, в  природоохранительном законодательстве государственная служба
мониторинга определена фактически как часть общей системы  экологического
контроля.
    

Классификация экологического мониторинга

 
Существуют различные  подходы к классификации мониторинга (по характеру
решаемых задач, по уровням организации, по природным  средам, за которыми
ведутся наблюдения). Отраженная на рис.2 классификация охватывает весь блок
экологического  мониторинга, наблюдения за меняющейся абиотической
составляющей биосферы и ответной реакцией экосистем на эти изменения. Таким
образом, экологический  мониторинг включает как геофизические, так и
биологические аспекты, что определяет широкий спектр методов и приемов
исследований, используемых при его осуществлении.
    
    

Рис.2. Классификация экологического мониторинга

 

Глобальная  система мониторинга окружающей среды

 
Сегодня сеть наблюдений за источниками воздействия и  за состоянием биосферы
охватывает уже  весь земной шар. Глобальная система  мониторинга окружающей среды
(ГСМОС) была  создана совместными усилиями  мирового сообщества (основные
положения и цели программы были сформулированы в 1974 году на Первом
межправительственном  совещании по мониторингу). Первоочередной задачей была
признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной среды и
вызывающих  его факторов воздействия.
Система мониторинга  реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют
специально разработанные  программы:
    
    импактном (изучение сильных      воздействий в локальном масштабе — И);
     

    региональном (проявление      проблем миграции и трансформации загрязняющих
    веществ, совместного      воздействия различных факторов, характерных для
    экономики региона — Р);
     
    фоновом (на базе биосферных
    заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность — Ф).
 
    

Таблица 1. Классификация  загрязняющих веществ по

классам приоритетности, принятая в системе ГСМОС

 
    
Kласс Загрязняющее  вещество Среда Тип программы (уровень  мониторинга)
1 Диоксид серы, взвешенные частицы Воздух И, Р, Ф
Радионуклиды Пища И, Р
2 Озон[1] Воздух И (тропосфера), Ф (стратосфера)
Хлорорганические  соединения и диоксины Биота, человек И, Р
Кадмий Пища, вода, человек И
3 Нитраты, нитриты Вода, пища И
Оксиды  азота Воздух И
4 Ртуть Пища, вода И, Р
Свинец Воздух, пища И
Диоксид углерода Воздух Ф
5 Оксид углерода Воздух И
Углеводороды  нефти Морская вода Р, Ф
6 Фториды Пресная вода И
7 Асбест Воздух И
Мышьяк Питьевая сода И
8 Микробиологические  загрязнения Пища И, Р
Реакционноспособные загрязнения Воздух И
 
Программа импактного мониторинга может быть направлена, например, на изучение
сбросов или выбросов конкретного предприятия. Предметом  регионального
мониторинга, как  следует из самого его названия, является состояние
окружающей среды в пределах того или иного региона. Наконец, фоновый
мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы "Человек и
биосфера", имеет  целью зафиксировать фоновое  состояние окружающей среды, что
необходимо для  дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия.
Программы наблюдений формируются по принципу выбора приоритетных (подлежащих
первоочередному определению) загрязняющих веществ  и интегральных (отражающих
группу явлений, процессов или веществ) характеристик. Классы приоритетности
загрязняющих веществ, установленные экспертным путем и принятые в системе
ГСМОС, приведены  в таблице1.
Определение приоритетов  при организации систем мониторинга  зависит от цели и
задач конкретных программ: так, в территориальном  масштабе приоритет
государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и
местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания
заслуживают атмосферный  воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность
ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические свойства
загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности
их трансформации, частоту и величину воздействия  на человека и биоту,
возможность организации  измерений и другие факторы.
Отметим, что приоритеты, выбранные общественными организациями
[2] при разработке программ мониторинга, могут быть сформулированы иным
образом, не повторяющим  ранжирование, принятое в ГСМОС. Это  решение вполне
оправданно, так  как региональные и локальные  приоритеты тесно связаны с
экономикой региона, с местными источниками воздействия. Наконец, программа
общественного мониторинга  может быть связана с совершенно конкретной проблемой,
которая и будет  определять приоритеты в данном случае.
    

Государственный экологический мониторинг

 
Согласно «Экологической доктрине РФ», одобренной распоряжением
Правительства от 31 августа 2002 года, основной задачей  в областях
экологического  мониторинга и информационного  обеспечения является обеспечение
государственных и муниципальных органов, юридических  лиц и граждан достоверной
информацией о  состоянии окружающей среды и  ее возможных неблагоприятных
изменениях.
Для этого необходимы:
    
    развитие единой государственной      системы экологического мониторинга
    на всей территории страны, включая      мониторинг биотических и абиотических
    компонентов природной среды;
     
    совершенствование нормативной
    базы, регламентирующей взаимодействие федеральных органов исполнительной
    власти, осуществляющих государственный экологический мониторинг, включая
    формирование фонда информационных ресурсов;
     
    совершенствование
    системы      показателей, создание методологии экологического мониторинга
    Российской      Федерации, а также техническое и материальное обеспечение
    деятельности      системы экологического мониторинга;
     
    обеспечение
    достоверности и сопоставимости,      данных экологического мониторинга по
    отдельным отраслям экономики и      регионам страны;
     

    совершенствование системы учета      и контроля ядерных материалов,
    радиоактивных веществ и отходов;
     
    проведение работ по выявлению
    зон экологического бедствия;
     
    выявление и обозначение на
    местности всех территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому
    загрязнению в масштабах, представляющих опасность для окружающей среды и
    населения;
     
    инвентаризация экологически      опасных
    производств, сооружений и захоронений отходов; оценка риска      возникновения
    чрезвычайных экологических ситуаций и путей их      предотвращения;
     

    формирование и ведение      кадастров экологически опасных объектов на
    федеральном, региональном и      муниципальном уровнях;
     

    инвентаризация территории для      выявления и специальной охраны земель,
    пригодных для производства      экологически чистой сельскохозяйственной
    продукции, водных объектов со      стратегическими запасами питьевой воды,
    природных комплексов, выполняющих      особо важные средообразующие функции и
    обладающих особым      рекреационно-оздоровительным значением;
     

    формирование системы государственных      кадастров природных ресурсов, особо
    охраняемых природных территорий и      территорий традиционного
    природопользования;
     
    обеспечение открытости      информации о
    состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах;      бесплатный
    доступ граждан к информации в сфере экологии, жизненно важной      для их
    безопасности;
     
    информационное обеспечение      учета результатов
    государственной экологической экспертизы всех проектов,      программ и
    объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе.
 
Распределение функций  мониторинга по различным ведомствам, не связанным между
собой, приводит к  дублированию усилий, снижает эффективность  всей системы
мониторинга и  затрудняет доступ к необходимой  информации, как для граждан,
так и для государственных  организаций. Поэтому в 1993 году было принято
решение о создании Единой государственной системы  экологического мониторинга
(ЕГСЭМ), которая  должна объединить возможности  и усилия многочисленных служб
для решения задач  комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды
в Российской Федерации.
     ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:
    
    мониторинг источников      антропогенного воздействия на окружающую
    среду;
     
    мониторинг загрязнения      абиотического компонента
    окружающей природной среды;
     
    мониторинг биотической      компоненты
    окружающей природной среды;
     
    социально-гигиенический
    мониторинг;
     
    обеспечение создания и      функционирования
    экологических информационных систем.
 
При этом распределение функций между центральными органами федеральной
исполнительной  власти осуществляется следующим образом.
     Госкомэкологии (быв. Минприроды России): координация деятельности
министерств и  ведомств, предприятий и организаций  в области мониторинга
окружающей природной  среды; организация мониторинга  источников антропогенного
воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация
мониторинга животного  и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры
(кроме лесов); обеспечение создания и функционирования экологических
информационных  систем; ведение с заинтересованными  министерствами и ведомствами
банков данных об окружающей природной среде, природных  ресурсах и их
использовании.
     Росгидромет: организация мониторинга состояния атмосферы,
поверхностных вод  суши, морской среды, почв, околоземного космического
пространства, в  том числе комплексного фонового и космического мониторинга
состояния окружающей природной среды; координация развития и функционирования
ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения окружающей природной
среды; ведение  государственного фонда данных о  загрязнении окружающей природной
среды.
     Роскомзем: мониторинг земель.
     Министерство природных ресурсов (включая быв. Роскомнедра и
Роскомвоз): мониторинг недр (геологической среды), включая мониторинг подземных
вод и опасных  экзогенных и эндогенных геологических  процессов; мониторинг
водной среды  водохозяйственных систем и сооружений в местах водосбора и сброса
сточных вод.
     Роскомрыболовство: мониторинг рыб, других животных и растений.
     Рослесхоз: мониторинг лесов.
     Роскартография: осуществление топографо-геодезического и
картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных
карт и геоинформационных  систем.
     Госгортехнадзор России: координация развития и функционирования
подсистем мониторинга  геологической среды, связанных  с использованием ресурсов
недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения
промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Минатома
России).
     Госкомэпиднадзор России: мониторинг воздействия факторов среды
обитания на состоянием здоровья населения.
     Минобороны России: мониторинг окружающей природной среды и
источников воздействия  на нее на военных объектах; обеспечение  ЕГСЭМ средствами
и системами военной  техники двойного применения.
     Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в
районах Арктики  и Крайнего Севера.
    

"Белые пятна" на карте государственного экологического мониторинга

 
Как уже было отмечено, осуществление экологического мониторинга  в Российской
Федерации входит в обязанности различных государственных  служб. Это приводит
к некоторой неопределенности (по крайней мере, для общественности) в
отношении распределения  обязанностей госслужб и доступности  сведений об
источниках воздействия, о состоянии окружающей среды  и природных ресурсов.
Ситуацию усугубляют периодические перестройки министерств  и ведомств, их
слияния и разделения.
На региональном уровне экологический мониторинг и/или  контроль обычно
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.