Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Семейные отношения и их влияние на развитие личности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………3
     Семейный сценарий влияние родителей на будущее ребенка……………………4
    Семейные  отношения и их влияние на развитие личности ………………………7
        Особенности развития личности в подростковом возрасте………………….7
      Влияние семейных отношений на развитие личности ………………………9
      Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях…………11
Заключение…………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………………15
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 

    Проблема  кризисных ситуаций в семье и их влияния на развитие личности – одна из ключевых в современной семейной психологии и психотерапии. Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.
    Семья является центром развития, особенно пока ребенок еще мал. Она оказывает  огромное воздействие на то, каким он станет в будущем, на его место в обществе. Однако изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов может повлечь за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создать условия, приводящие возникновению семейных кризисов. Большинство семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, свою феноменологию. Особое внимание среди кризисных ситуаций в семье занимает развод.
    Развод - это результат кризисного развития отношений супружеской пары, это  стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ежегодно в России официально расторгаются примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод родителей с каждым годом становится все более вероятным событием в жизни ребенка.
    Наши  близкие, желая нам добра, предупреждают, стараются так для нас построить  жизнь, чтобы мы избежали их ошибок. И получается с точностью до наоборот. Ведь жизнь-то уже сложилась так, как сложилась, а свой опыт кажется единственным – у нас нет возможности проверить, как бы это было при других обстоятельствах... 
        Существует некий шаблон, который накладывается на поведенческие схемы человека и заставляет его (чаще всего неосознанно) выбирать именно те обстоятельства, что ведут по кругу семейного сценария (если хотите - кармы). Так случается, что на наше бессознательное воздействует все происходящее с ближайшим значимым окружением, и запоминается в виде схем привычного реагирования – не на уровне осознанных поступков, а как некий уровень вибраций. Ведь уже ни для кого не является секретом, что все мы, как камертоны, издаем определенный уровень частот звучания, и схожие частоты друг друга усиливают. Почему и как это возникает, пока вдаваться в подробности не будем. Заострим внимание на том, КАК выбраться из замкнутого круга, прожив СВОЮ жизнь, а не повторяя ошибки своих родных и близких людей. 
 

    Семейный  сценарий влияние родителей на будущее  ребенка
 
    Почему  дочери алкоголиков выходят замуж  за потенциальных алкоголиков, дети разведенных родителей остаются покинутыми супругами, а сыновья многократно женившихся отцов тоже не удовлетворяются одной? Уж им ли не знать тягот родительской жизни, а они ее повторяют с точностью до мелочей - почему?
    Такую предрасположенность детей повторять жизненные события, судьбу своих родителей или других ближайших родственников психологи называют семейным сценарием. Он может программировать не только неудачи и потери, но и успех и достижения. Мы можем только порадоваться обладателям счастливых сценариев, но обратимся сейчас к тем, чьи сценарии таковыми не назовешь.
    Именно  они становятся частыми клиентами  психологической консультации. Таких  людей отличает тяжелое чувство  невозможности справиться с уже  заданным ходом своей жизни, сделать свободный от этой предопределенности выбор.
    Известен  случай одной девушки, влюбленной в  только что освободившегося из тюрьмы парня. Ей было очень трудно избавиться от ощущения, что эта встреча закономерна  в ее судьбе, и она не может  избежать этих отношений со всеми их сложностями. Она хорошо знала, что ожидает ее в случае замужества, так как ее отец принадлежал к тем же криминальным кругам и был убит незадолго до этого. Ее детские воспоминания были полны тревожного ожидания родителей по вечерам, и она не хотела для себя такого будущего. Но она не знала никакой другой семейной жизни, поэтому ее благополучные сверстники казались ей скучными и незрелыми. С этим же парнем она чувствовала себя "как дома", а свой дом может быть не самым хорошим, зато удобен своей привычностью. Таким образом, эта девушка оказалась перед трудным выбором - повторить судьбу своей овдовевшей матери или изменить стереотип "настоящего парня".
    Однако  не всегда семейный сценарий оказывается  таким прозрачным, что его понимание  дает возможность избежать повторения. Иногда отчаянные попытки детей прожить жизнь иначе приводят к тому же самому результату, что и у их родителей, но совершенно противоположным способом. Яркий пример такого "анти-сценарного" поведения - история другой молодой девушки. Она очень хотела выйти замуж, но всегда оказывалась в роли любовницы, так как все ее избранники были женаты. Это повторяющееся невезение приводило ее в отчаяние. Из истории ее семьи было известно о том, что отец оставил их, так как мать не смогла простить ему связи с другой женщиной, на которой впоследствии он женился. Дочь тяжело переживала это событие, но поведение матери стало для нее определенным уроком, который показывал проигрышность позиции жены и успешность позиции любовницы. И вот теперь, став взрослой, она вела себя в соответствии с тем уроком, и именно в роли любовницы искала своего единственного, оставаясь такой же одинокой, как и ее мать.
    А что же родители? Ведь каждый хочет  уберечь детей от повторения своих  ошибок. Верно, но родители передают их именно потому, что, не сумев справиться с ними в своей жизни, они не могут научить этому своих детей.
    Семейный  сценарий — это не только определенное поведение, которое ребенок перенимает у родителей или другого важного  и авторитетного для него человека, это система ценностей, которой ребенок будет пользоваться на протяжении жизни.
    Как часто сегодня уже взрослые «дети», ища причину своих неудач, обращаются к псевдопсихологам (целителям), а  те, в свою очередь, пытаются снять  родовое проклятье. По сути, негативный семейный сценарий и есть своеобразное «семейное проклятье», комплекс неэффективных стереотипов, которые могут передаваться от одного поколения к другому. Поэтому многие родители хотят знать, как не навредить своему малышу, вырастить его счастливым.
    Замечено, что для ребенка, начиная с  младенческого возраста, очень важно  взаимодействие с близкими для него людьми, в частности, с родителями. Ведь в результате такого общения  у ребенка начинает формироваться  образ своего «Я», то есть осознание  себя как личности, личностные особенности.
    Прежде  всего, малыш узнает, нужен ли он маме с папой, любят ли его родители. Причем осознание своей важности и незаменимости необходимо для нормального психологического развития каждого малыша.
    К примеру, когда родители часто называют младенца по имени, разговаривают с ним исключительно ласково, они наделяют личность ребенка особой ценностью, что, несомненно, в будущем скажется на эмоциональном развитии человека самым положительным образом.
    И наоборот, если родители не уделяют ребенку должного внимания, мало общаются с ним или, наоборот, чрезмерно опекают, ребенок может вырасти замкнутым, неуверенным в себе, его часто будет преследовать чувство собственной беспомощности.
    Согласитесь, что такое развитие событий вовсе  не способствует успешности человека, его личностному и профессиональному росту.
    Родителям следует относиться к малышу не как  к беспомощному существу, за которым  необходимо только ухаживать, но как  к самостоятельной личности.
    Итак, задача родителей не только обеспечить ребенку должный уход, но и развивать его личность, самостоятельность. Что для этого необходимо?
    Прежде  всего, с маленьким ребенком необходимо как можно больше разговаривать. При этом нужно тщательно следить  за интонацией, с которой произносятся слова, ведь младенец обращает внимание в первую очередь именно на интонацию. Не допускайте в разговоре раздражения, гнева. Причем соблюдать данное правило необходимо не только в моменты общения с ребенком, но и при разговоре с другими людьми, ведь даже самый маленький ребенок очень остро реагирует на ссоры между родителями. Не давайте возникшему чувству раздражения завладеть вами, научитесь контролировать негативные эмоции.
    Ребенку более старшего возраста необходимо предоставлять определенную свободу  действий. Например, ребенок должен сам выбирать игрушки или партнеров по игре. В таком выборе проявляется собственное мнение маленького человека, его самостоятельность и независимость.
    И не забывайте о том, что семейные сценарии живут, прежде всего, в нас, взрослых, и мы неосознанно, жестами, словами, поведением (зачастую противоречивым), влияем на судьбу «самого дорогого человечка». Поэтому работать нужно, прежде всего, над собой. Естественно, не прибегая к помощи шарлатанов!
    Семейный  сценарий может быть драматичным, но он не является приговором. Его понимание дает шанс принимать более свободные решения. Поэтому заглянув в свою генеалогию - не найдем ли мы там повторяющихся историй, которые могут разыграться и в твоей семье? Но помни, что в исполнении этих пьес ты являешься не только актером, но и автором. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Семейные  отношения и их влияние на развитие личности
      Особенности развития личности в подростковом возрасте
 
 Многие  авторы — как классические, так  и современные - в качестве важнейшей характеристики нормального развития личности рассматривают развитие автономии и индивидуализации подростка, т.е. его независимости от родителей, самостоятельности и ответственности. Важность данного аспекта личностного развития подчеркивали еще классические авторы — К. Юнг, А. Адлер, В. Франкл и др. Например, Э. По мнению К. Юнга (1994), нормальное развитие личности связано с процессом индивидуализации, т.е. самостановления и самоосуществления человека, когда человек живет сам, свободно и самостоятельно организуя свою жизнь и неся за нее ответственность, овладевая влиянием сферы бессознательного. А. Адлер (1995) при описании цели и процесса психотерапии особенно подчеркивал важность активности самого человека в формировании собственной нормальной личности. Установление гармоничного отношения между стремлением к личному превосходству и чувством общности, по мнению А. Адлера, возможно при активном, сознательном и разумном участии самого человека.
    Исследования показывают, что в подростковом возрасте резко возрастает стремление к поведенческой автономии, причем в определенных ситуациях подростки упорно добиваются права самостоятельно принимать решения (например, касающихся образования). Подростки хотят иметь право делать собственный выбор, проявлять свою независимость, спорить со старшими и нести ответственность за свои слова и поступки, однако полная свобода им не нужна. Полная свобода, предоставленная слишком быстро, может восприниматься ребенком как отторжение от семьи; у него может появиться чувство тревоги, так как он не знает, как воспользоваться этой свободой.
     Переход к эмоциональной автономии в  подростковом возрасте не столь драматичен, как к поведенческой, и многое при этом зависит от поведения  родителей. Доминирование родителей  и культивирование в ребенке  чувства зависимости от них, вплоть до взрослого возраста, препятствует формированию социальной зрелости у подростка, который вырастает инфантильным, т.е. неспособным самостоятельно принимать решения и воспринимать себя как взрослого и самостоятельного человека. В противоположности ситуации при эмоциональном отторжении — подростки не получают никакой эмоциональной поддержки со стороны родителей.
     Сплоченность  семьи характеризует ту степень, в которой ее члены объединены или, напротив, разобщены. Те семьи, которые  располагаются на противоположных краях шкалы, оценивающей сплоченность, - то есть построенные на слишком тесных связях или полностью разобщенные, являются менее функциональными, чем те, что располагаются примерно на середине шкалы. Сплоченность семьи наиболее велика, когда дети еще малы, и постепенно снижается, по мере того как подростки взрослеют и становятся самостоятельными взрослыми людьми. По мере взросления подростков дистанция в их отношениях с родителями увеличивается; причем у юношей это происходит быстрее, чем у девушек.
     Таким образом, когда ребенок достигает  подросткового возраста, сильная  сплоченность семьи может препятствовать развитию процесса индивидуализации у  подростка. Как показывают исследования, самая низкая сплоченность семьи  приходится на период, когда дети достигают переходного возраста. Это объясняется стремлением подростков к самостоятельности, выработке собственного стиля жизни, что связано с процессом индивидуализации. Также показано, что, чем старше дети, тем больше дистанция между ними и родителями; это подтверждает существование у подростков потребности в самостоятельности и независимости, в собственном жизненном пространстве.
     Родители  могут либо содействовать, либо препятствовать росту автономии. В ответ на стремление подростков получить право голоса и возможность влиять на родительские решения, касающиеся их, некоторые родители способны перейти к возложению на своих детей все большей ответственности; другие же негативно реагируют на стремление подростков к большей автономии. Чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости.
     В процессе индивидуализации подростки должны избавиться от одного из самых крупных достижений своего детства: им предстоит «разобрать и построить заново психологическую структуру, в которой они пребывали в детском возрасте». Поскольку дети младшего возраста некритично воспринимают взгляды и способы поведения своих родителей, подросткам необходимо провести переоценку усвоенных убеждений и ценностей, чтобы разобраться, какие из них в действительности принадлежат подростку, а какие — его родителям. Автор предполагает, что опора на своих родителей — это единственный способ для ребенка почувствовать в себе силы для самостоятельной деятельности и исследования мира. То, что было усвоено в детстве и обеспечивало автономию ребенка в этом возрасте, должно быть преодолено подростком ради дальнейшего развития, и этот процесс носит название индивидуализации.
     В процессе индивидуализации подростки  пытаются сохранить чувство тождественности между своим внутренним «Я» и тем, что они значат для других. Вновь возникающие отождествления должны иметь непрерывную связь с предшествующими, а также позволять строить планы на будущее. Молодые люди, которые успешно рассортировали свои и родительские взгляды и убеждения, могут поддерживать близкие отношения с родителями, чувствуя себя при этом комфортно и не боясь потерять свою собственную индивидуальность. Эта близость с родителями является важным фактором, обеспечивающим целостность жизни юношей и девушек. Подросткам не нужно отвергать старые взаимоотношения или перенимать совершенно новые жизненные стили для того, чтобы стать самими собой. В то же время Индивидуализация подразумевает и возрастающую независимость от родителей, и положительное отношение к собственной независимости.
     Исследования  показывают, что подростки с высоким  уровнем индивидуализации происходят из семей, члены которых ясно понимают различия между собой и, тем не менее, чувствуют родство друг с другом. При столкновении с проблемой они не воспринимают ее как имеющую только одно решение и способны в течение долгого времени расходиться во мнениях, сохраняя при этом хорошие взаимоотношения. Каждый человек в такой семье очень внимательно относится как к своей собственной позиции, так и к позициям других. Подростки с низким уровнем индивидуализации обычно происходят из семей, члены которых избегают разногласий между собой и настолько отзывчивы к чужим мнениям, что не способны составить собственное мнение, отличное от других.  

1.2 Влияние  семейных отношений на развитие  личности подростка 

     С точки зрения авторов классических направлений психотерапии основополагающим фактором, влияющим на развитие личности человека, являются особенности его  взаимоотношений в детстве со своими родителями.
     Во  многих современных исследованиях  выявлены виды семейных отношений, которые  оказывают различное влияние  на развитие личности подростка. В. Сатир, обобщив опыт своей психотерапевтической работы, выделила два типа семей  – «зрелые» и «проблемные». «Зрелые» семьи отличаются от «проблемных» тем, что «родители верят: изменения неизбежны – и в развитии детей, и в жизни взрослых. Они принимают изменения как неотъемлемую часть бытия». Выделенные разными авторами особенности семейных отношений, необходимые для нормального развития ребенка в подростковом и юношеском возрасте:
     1. Заинтересованность и помощь  родителей. Родительская поддержка  порождает доверительные отношения  между детьми и родителями  и влечет за собой высокую  самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
     2. Способность родителей слушать,  понимать и сопереживать. Неспособность  родителей к эмпатии, отсутствие  у них эмоциональной восприимчивости  и понимания мыслей и чувств  ребенка могут привести к развитию  равнодушия у ребенка.
     3. Любовь родителей и положительные аффекты в семейных отношениях. Положительные аффекты связаны с эмоциональной близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные аффекты, то наблюдается эмоциональная холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности к любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.
     4. Признание и одобрение со стороны  родителей.
     5. Доверие к ребенку. Недоверие  к детям, как правило, свидетельствует  о том, что родители проецируют  на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины.
     6. Отношение к ребенку как к  самостоятельному и взрослому  человеку. Достижение подростком  самостоятельности происходит в  процессе индивидуализации, когда  он занимается формированием  собственной индивидуальности и  в то же время устанавливает  новые связи с родителями.
     7. Руководство со стороны родителей.  Наиболее функциональными являются  те семьи, где родители проявляют  гибкость, приспособляемость и терпимость  в своих взглядах и поведении.
     8. Личный пример родителей: способность  подать хороший пример для  подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей, так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье.
     А.С. Спиваковской были выделены различные  типы взаимоотношений в семье  и установлено их влияние на формирование особенностей личности подростка, возникновение у него тех или иных проблем. В исследовании было выделено 7 типов семейных отношений:
     1. «Вулканическая семья», в которой  эмоциональная атмосфера пульсирует  между крайними полюсами.
     2. «Семья-санаторий», в которой постепенно ограничивается круг общения, супруги стараются удержать детей вокруг себя.
     3. «Семья-крепость», в основе которой  лежат представления об угрозе  окружающего мира.
     4. «Семья-театр» - стремится сохранять  видимость благополучия.
     5. Семья – «третий лишний», в  которой родительская роль воспринимается как помеха супружескому счастью.
     6. «Семья с кумиром»: забота о  ребенке превращается в единственную  силу, способную удержать родителей  друг с другом.
     7. «Семья-маскарад»: из-за различного  понимания ценностей родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и оценок.
     По  мнению А.И. Захарова, личностные особенности  родителей позволяют судить о  характере семейных отношений и  отклонениях в воспитании детей, а по отклонениям в воспитании и семейным конфликтам можно предположить наличие определенных личностных проблем у родителей. В данном исследовании была показана связь между возникновением невроза у ребенка и особенностями личности матери, влияние личностных черт родителей на тип воспитания. Были выделены неблагоприятные особенности личности родителей, дети которых страдали различными неврозами:
    Сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность, склонность «все принимать близко к сердцу», легко расстраиваться и волноваться.
    Недостаточная степень самопринятия, порождающая неуверенность в себе.
    Тревожность – склонность к беспокойству.
    Внутренняя конфликтность – противоречивость чувств и желаний, моральный дискомфорт, психическая напряженность, проблемы самоконтроля.
    Эгоцентризм как реактивная сосредоточенность на своей точке зрения, своих проблемах в ущерб отзывчивости, душевной щедрости и способности к сопереживанию.
    Негибкость – несвоевременность принятия решений.
    Гиперсоциальность – завышенное, часто гипертрофированное чувство долга, обязанности, чрезмерная принципиальность, невозможность компромиссов.
 
     1.3 Развитие личности подростков  в неполных и смешанных семьях 

     Поскольку развод становится все более распространенным явлением, особую важность приобретает  вопрос о его влиянии на подростков. По мнению многих врачей-психиатров и психологов, развод родителей является главным негативным событием в жизни подростка, причиной неуверенности и травмирующих переживаний. Первая эмоциональная реакция подростка на развод родителей может включать в себя потрясение, страх, тревогу, неуверенность в будущем, гнев и раздражение, ощущение собственной вины за случившееся, необходимость приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение и печаль, ревность и обиду. Однако последствия развода сказываются на ребенке довольно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни.
     Факторами, влияющими на последствия развода  родителей для подростка являются климат в семье, поведение родителей, наличие или отсутствие заботы по отношению к детям до или после  распада семьи, переживания родителей, обстоятельства и причины развода, то в какой форме протекал развод, как сказался распад семьи на отце и матери и их новых взаимоотношениях, степень вовлеченности ребенка в конфликт между родителями. Дети, пережившие развод или развод и повторный брак родителей, подвергаются большему риску столкнуться с психологическими проблемами, чем дети из крепких семей.
     Развод  родителей заставляет подростка  по-новому взглянуть на себя и на своих родителей. Если подросток воспитывается только одним родителем, то в нем развивается сильное стремление к автономии. По наблюдению авторов, во время развода ослабевает родительский контроль за ребенком, взаимные чувства и потребности в общении друг с другом, что пробуждает в подростке раннее стремление к автономии, убеждает, что в жизни нужно полагаться только на себя. С одной стороны, подростки из неполных семей более ответственны, независимы от родителей и решительны, чем те, кто растет в обычных семьях; с другой – подростки из неполных семей могут слишком рано начать активно отдаляться от дома, добиваясь поведенческой и эмоциональной автономии. По наблюдению психологов, при повторных браках главную проблему представляют дети. Положение в семье отчимов и мачех куда сложнее, чем родных отцов и матерей, т. к. дети обычно с трудом воспринимают их как замену своим родителям. Одно из проведенных исследований было посвящено оценке отношений подростков с отчимом, восприятию ими семейных проблем и их адаптации к новым условиям, вызванным появлением неродного отца. В результате удалось установить, что адаптация подростков проходит успешнее в тех семьях, где их меньше наказывают и чаще поощряют; в семьях, где умеют достигать взаимного согласия в вопросах воспитания; в семьях, где в большинстве случаев демонстрируют традиционное отношение к проблемам брака; а также в семьях, гда повторное замужества матери не вызывало в подростках резко отрицательной реакции. Эти выводы подтверждает уже сложившееся впечатление о том, что восприятие подростками многих домашних проблем зависит от их взаимоотношений с отчимом.
     Если  ребенок во время развода и  нового брака еще очень мал, то обычно он растет, воспринимая отчима или мачеху, как адекватную замену отцу или матери. Многое в новой  семье зависит и от отношений  между детьми от разных родителей. Если мать или отец оказывает явное предпочтение своему родному ребенку, то это может вызвать обиду и озлобленность у других малолетних членов семьи. Часто между детьми разных супругов возникает острая конкуренция. Иногда они проявляют ревность, если их родные мать или отец выказывают внимание и заботу к их сводным братьям и сестрам. Зачастую первые годы повторного брака проходят в стрессовой, хаотичной обстановке.
     Таким образом развитие автономии и индивидуализации – один из основных аспектов личностного развития подростка – может нарушаться в условиях кризиса семьи. В частности, у подростков, переживших развод родителей, может формироваться слишком раннее, чрезмерное стремление к автономии, независимости от родителей, самостоятельности, что в свою очередь, может приводить к дальнейшим конфликтам в семье. Некоторые авторы отмечают, что подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуализацией свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду. Также установлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости.
         Говорят, если бы дети всегда слушались своих родителей, обезьяна до сих пор не слезла бы с дерева… Но мы уже давно не обезьяны, да и были ли? Вырваться из семейного круга неудач можно: не нужно цепляться за своих детей, любимых и близких людей, и дать им возможность прожить свою жизнь, сделать свой выбор, уважать этот выбор. Не нужно пугать возможными негативными вариантами и не ругать в случае неудач. А вот поддержка, если о ней просят, будет в добрую помощь… Любить - а больше и не надо ничего. И не привязываться. Вдумайтесь в это слово - оно ничего общего с любовью не имеет. 
Но это все слова, слова. А что же все-таки делать, если кажется, что жизнь идет не так? Способов изменить свою линию жизни великое множество. И какой поможет, подскажет только наше внутреннее Я, а уж кто подскажет ему…  
        Бывает, что именно ко времени наших проблемных ситуаций появляется книга, в которой вы находите ответ. Или вдруг какой-то семинар, на который почему-то вас влечет. А то вдруг случайная встреча с попутчиком в дороге… Иногда это клочок газеты, попавшийся в самом неожиданном месте; или песня, которая донеслась из пролетевшей мимо машины. Иногда – рекламный плакат, который попал на
глаза именно тогда, когда внутри возник вопрос. Или случайная фраза, прозвучавшая рядом с вами, вроде бы и не вам предназначенная… Мир всегда готов к диалогам и дает множество подсказок. Заметить их – вот наша задача. Задать вопрос и ждать ответ. И даже если вдруг забудешь о том, что вопрос задан, если ты готов получить ответ – он непременно придет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

   Шаблоны, стереотипы, нормы, правила – всё  это регулирует человеческое поведение. Мы живём в социуме, в окружении других людей, с которыми в той или иной степени приходится считаться. И тут уж каждый выкручивается, как умеет. 
       Начинается всё с детства, когда ребёнок учится жить, глядя на окружающих его взрослых, которые ему постоянно говорят: "Бери пример с…" или "Вот как надо, смотри на меня…". И маленький человек берёт этот самый пример за основу. Причём не только тогда, когда взрослые старательно демонстрируют положительное поведение, но и тогда, когда они забываются и ведут себя "как придётся". Но ведь шаблон "я знаю, как надо и правильно" продолжает работать, и всё это записывается в картину "образ мира". И образ этот складывается из различных сценариев, в дальнейшем предписывающих нам, как и что надо делать в тех или иных ситуациях.  
      Шаг за шагом внутри своей семьи ребёнок узнаёт, в каких отношениях с миром он сам. Ведь именно от близких
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.