На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и структура экономической безопасности России, проблемы экономической безопасности России, механизм обеспечения экономической безопасности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО  «Оренбургский Государственный  аграрный университет»
Институт  управления 
 

Кафедра коммерции  и организации экономической  деятельности 
 
 
 

Курсовая  работа
на тему: «Экономическая безопасность России» 
 
 

                                                                                                     Выполнила:
                                                                                                Студентка 12 гр. - ГМУ
                                                                                       Перепёлкина А.С. 

                                                                                                   Научный руководитель:
                                                                                                     доцент, к.э.н.,
                                                                               Брискер О.П.
 
Оренбург 2009 

Содержание  к работе:
Введение
Глава 1. Понятие и структура экономической безопасности России.
      Сущность и виды экономической безопасности.
      Структура системы экономической безопасности.
      Показатели экономической безопасности России.
Глава 2. Проблемы экономической безопасности России.
           2.1 Военно-экономическая безопасность.
    2.2 Внутриэкономическая безопасность.
    2.3 Внешнеэкономическая  безопасность.
Глава 3. Механизм обеспечения экономической безопасности.
           3.1 Мониторинг, разработка критериев  и параметров экономической                                     
                 безопасности.
           3.2  Необходимые меры для повышения  экономической безопасности  
                 России.
           3.3  Деятельность государства  по обеспечению экономической безо-
                 пасности качество жизни населения.
Заключение
Список используемой литературы 
 

 

Введение
  Потребность в защите от нежелательных внешних  воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности – это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. В  условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности. 
  Сегодня наиболее актуальными являются вопросы, связанные с угрозами национальной безопасности Российской Федерации. Экономическая безопасность – одна из важнейших составляющих национальной безопасности страны.
  Экономическая безопасность государства представляет  собой сложную и многоплановую  конструкцию. Будучи частью системы  национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов:
            Военной,
            Технологической,
            Продовольственной,
            Экологической безопасности и др.
  В настоящее  время объектом безопасности становится экономика на всех уровнях с ее задачами устойчивости, неуязвимости, баланса очевидных выгод и определенного ущерба, привносимого процессом «втягивания» в международные рыночные отношения и экономические связи. Кризисное состояние экономики проявляется через существенное сокращение производства, снижение инвестиционной активности, разрушение научно-технического потенциала, стагнацию аграрного сектора, уменьшение доходной части федерального бюджета и т.д.
  Расширение  делового сотрудничества с хозяйствующими субъектами в стране и за ее пределами  актуализирует  задачи преодоления  негативных обстоятельств, препятствующих нормальному функционированию экономики, ее устойчивому развитию.
  Состояние экономики, оценка негативных последствий  принимаемых политических и хозяйственных решений, в том числе по реформированию и перестройке, выявление причинно-следственных связей кризисных явлений обусловили рассмотрение факторов экономической безопасности в рамках государственной экономической политики.
  В самом  общем виде экономическая безопасность зависит от совокупности факторов оптимального соотношения в масштабах структур государства, состояния экономики общества, содержания института власти и культуры общественной жизни. Она понимается как многоуровневое явление: экономическая безопасность личности; экономическая безопасность региона или сферы хозяйственной деятельности; экономическая безопасность субъекта хозяйствования; экономическая безопасность страны в целом.
  Из-за отсутствия целостной системы обеспечения  экономической безопасности, прогноз и модели дальнейшего социально-экономического развития страны в значительной степени основывались на международных программах, разработанных Международным банком реконструкции и развития (МБРР) и Международным валютным фондом (МВФ).
  Проведение  неадекватной хозяйственным условиям политики реформирования еще больше усугубило положение.  Открытость экономики позволила зарубежным производителям захватить российский рынок, вследствие чего в экономике России начался резкий спад производства, который все еще продолжается. Под угрозой находится национальная безопасность России. Резкое падение уровня доходов и жизни населения представляет угрозу государственности России. Всему этой виной – состояние экономики. Как его оценить, как принимать решения по выводу её из затянувшегося кризиса? Проблема экономической безопасности в зарубежной литературе рассматривается, по-видимому, достаточно давно, так как начало этому положил ещё Ф.Рузвельт в 1934 году началом использования термина экономическая безопасность. В СССР эти проблемы никогда не рассматривались. С началом перестройки в нашу страну стали проникать идеи экономической безопасности.
  В 90-х  годах в статьях экономистов  и в средствах массовой информации стал звучать термин «экономическая безопасность». Первые статьи по проблемам экономической безопасности России появились в конце 1994 года. Наиболее полно теоретическую сторону вопроса рассмотрели в журнале Вопросы экономики №12 за 1994 год Л.Абалкин, А.Архипов и др. Позже в полемику по этому вопросу вступили и другие крупнейшие российские экономисты.
  Проблемы  обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. 

Глава 1. Понятие и структура  экономической безопасности России.
      Сущность и виды экономической безопасности.
  Прежде  чем конструировать понятие экономической  безопасности, определим его важнейшие компоненты: признание особых национально-государственных интересов и целей России (эти интересы существуют как в рамках границ страны, так и вовне); поддержание государственного суверенитета и самостоятельного развития; международное положение России, ее место в мировой торговле, в международной финансовой и банковской системах, важнейших рынках товаров и услуг, ценных бумаг; самосохранение, самозащита и саморазвитие России как единого федеративного многонационального государства. Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.
  Важнейшими  составляющими компонентами экономической  безопасности являются: финансовая, энергетическая, военная, или, точнее, оборонная, оборонно-промышленная, информационная и продовольственная безопасность.
  Финансовая  безопасность является частью экономической и в целом национальной безопасности.  Возникает вопрос: не дублирует ли это понятие сложившуюся терминологию?
  Нам представляется, что специальное  рассмотрение этого термина нацелено на необходимость анализа и прогнозирования широкой совокупности факторов, характеризующих устойчивость финансово-банковской системы, выявление угроз и слабых мест в функционировании с тем, чтобы сделать более структурированным и прозрачным функционирование всех элементов этой системы. Для экономики и социальной жизни человека опасны как недооценка, так и переоценка значимости финансовой системы и инструментов налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Финансовая безопасность – это такое состояние финансово-банковской системы, при которой государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования  государственных учреждений власти и рыночных институтов.
  Энергетическая  безопасность. Целесообразность выделения энергетической безопасности в специальный раздел экономической безопасности обусловлено тем, что безопасное состояние топливно-энергетических отраслей, которые производят, по данным за 1999г.,28,2% всей промышленной продукции и создают около 40% всех доходов федерального бюджета и более 40% всего экспорта.
  Энергия – такой универсальный, структурообразующий  товар, не поступление которого на общероссийский рынок нарушает весь ход воспроизводства, останавливает работу компьютеров, Интернета, может резко подорвать функционирование как отраслей старой, традиционной экономики, так и новой экономики высоких технологий. Их большая доходность сразу резко снизится, что подтверждают законы перелива капитала и невозможность длительного извлечения сверхприбыли от инновационных технологий.
  Для России с ее огромными объемами добычи газа, нефти, угля, выпуска электроэнергии все труднее поддерживать достигнутые  объемы производства. Все больше требуется инвестиций на разведку полезных ископаемых и добычу природного сырья. Поэтому для безопасного развития топливно-энергетических отраслей, безаварийного их функционирования первостепенное значение приобретает их модернизация.
  Расчеты показывают, что нельзя обеспечить устойчивый экономический рост без  сокращения энергоёмкости и топливоемкости ВВП. Финансово-экономические возможности страны не позволяют непрерывно увеличивать объемы сырья в меру необходимого среднегодового роста ВВП в 5-10%. При самых благоприятных условиях развития топливно-энергетического комплекса среднегодовой прирост его продукции может составить 2-3%.
  Оборонная безопасность – это характеристика состояния структуры армии, ее боеготовность к отражению внешних угроз. Такая характеристика есть не пассивное описания состояния армии, а активная оценка важнейших элементов ее структуры под углом зрения способности вести боевые действия для отражения внешних угроз. Поэтому необходима разработка системы геополитических интересов России, определение условий крепости ее геополитического статуса и на этой основе аналитическая оценка следующих составляющих частей оборонной безопасности под углом зрения современных угроз национальной безопасности: количественного и качественного состава армии, ее структуры, ее боевой и моральной готовности, управляемости войск, взаимодействия различных родов войск и т.д.; состояния и качества оборонных сооружений, обустройство границ и т.д.; состояния и качественного состава всех видов вооружения.
  Оборонно-промышленная безопасность – это состояние военно-промышленного комплекса, его способности к поддержанию военной (оборонной) безопасности при самом неблагоприятном развитии международной ситуации и угрозах понижения геополитического статуса России. Аналитическая характеристика оборонно-промышленной безопасности с позиции структуры современных угроз состоит в следующих оценках: состояние мощностей, способных производить вооружение, по количеству и качеству соответствующее требованиям военной доктрины; состояние квалифицированных кадров; состояние научно-исследовательских и конструкторских организаций, способных разрабатывать новые, современные виды вооружений.
  Оборонно-промышленная безопасность – это сфера деятельности промышленности и соответствующих ведомств Министерства промышленности и науки и его агентов.
  1.2.Структура  системы экономической  безопасности.
  Система экономической безопасности включает в себя следующие семь блоков, соответствующих  основным ее категориям и понятиям:
  
         
 

  
    
 
 
 
 
 
 
 

  Эти блоки состоят из соответствующих  элементов. В концепции национальной безопасности фиксируются место и роль России в мировом сообществе, ее национальные интересы, внутренние и внешние угрозы.
  По-прежнему приоритетными национальными интересами России, определяющими долгосрочные цели ее развития, являются способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, уровень и качество жизни населения. Оживление экономики и заметный рост ВВП в 2000г.(7,7%) пока не приобрели устойчивого характера, что не позволяет добиться существенного сдвига в повышении благосостояния населения.
  При определении национальных интересов  России в процессе разработки стратегии  экономической безопасности политики и экономисты исходили из достаточно драматической ситуации, сложившейся в экономике и в целом в российском обществе, над ними довлели неудачи экономических реформ, пессимизм по отношению к реальным возможностям рыночного хозяйства в условиях России. Например, при всех издержках, крайностях и неудачах реформ одной из главных национальных целей, является построение социального рыночного хозяйства, опирающегося на современные формы акционерной и частной собственности, конкурентное ценообразование и эффективную государственную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. Если согласиться с такой постановкой вопроса, то в системе национальных интересов решающая роль должна быть отведена завоеванию товарных и денежных рынков, конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем  рынке и достижению европейского уровня интенсивности инноваций в экономике.
  Переход от тактики обороны к активным наступательным действиям, создание моделей и примеров агрессивного завоевания товарных рынков (разумеется, в рамках достижения определенных долей) могли бы способствовать приданию России уверенности в своем будущем.
  В отличие  от национальных интересов, угрозы экономической  безопасности более изменчивы, в большей мере диверсифицированы и самое главное – не всегда предсказуемы, поскольку композиционное строение факторов экономического и социального развития, состояния природной среды находится в постоянном изменении.    
 

            

          1.3.Показатели экономической безопасности России.
  Экономика России переживает беспрецедентный  для мирного времени кризис. По своей глубине и продолжительности  он намного превзошел Великую депрессию в США 1929-1933гг. остановились многие крупные предприятия, целые отрасли промышленности. ВВП, уровень жизни населения снизились примерно вдвое. Предпосылки кризиса назревали в недрах советской экономики несколько десятилетий. Сверхцентрализованная система при дряхлеющем руководстве не смогла своевременно отреагировать на поворот в направлении информационного общества, страна стала безнадежно отставать в технологическом и структурном отношениях. Неадекватным оказался выбор варианта перехода рыночной экономике, сделанный в начале 90-х годов.
  Таблица 1. Показатели экономической  безопасности.
Фактическое состояние Пороговые значения
Снижение  объема ВВП 25% 50%
Доля инвестиций в ВВП 25% 16%
Доля импорта  в потреблении населения 30% 53%
Объем иностранной  валюты в наличной форме к объему нал. руб. 25% 100%
Доля людей  с доходом, ниже прожиточного минимума 7% 20%
Разрыв  между доходами 10% самых высокодоходных и низко-доходных групп 8раз 13раз
 
 
     В результате кризиса перед  Россией возникла реальная угроза  потери экономической независимости.  Советская экономика была полуизолирована от воздействий, в руководстве страны господствовали автаркические представления, незыблемым устоем социализма признавалась монополия внешней торговли. В конечном счете, это стало одной из главных причин стагнации, отставания от мирового научно-технического прогресса.
     В середине 80-х годов началась перестройка внешнеэкономической деятельности с целью органичной интеграции в мировое хозяйство. Однако неконтролируемая приватизация внешних экономических связей, последовавшая за распадом СССР, придала этому процессу крайне противоречивый характер. Объем внешней торговли, особенно импорта, резко сократившийся в 1992г., затем стал увеличиваться. Хотя он не достиг докризисного уровня, его удельный вес в конечном продукте из-за уменьшения последнего и изменения структуры заметно поднялся. Экспорт составляет не менее 20% ВВП и около 40% его товарной части. За счет импорта покрывается половина потребностей внутреннего рынка в продовольственных и промышленных товарах для населения, современной бытовой технике. При сокращении внутреннего производства и потребления, а также поставок в страны СНГ, поток топлива и сырья устремился на Запад. В 1995г. На экспорт ушло 40% добытой нефти, а с учетом продуктов ее переработки продажа на мировом рынке поглотила 55% добычи жидкого топлива. За рубеж перекачено 32% газа, вывезено 63% проката черных металлов, 70% рафинированной меди, большая часть алюминия, 80% никеля, 50% каучука, 40% аммиака, 80% минеральных удобрений, значительная часть древесины и лесоматериалов.
     В 1996г. Эта доля еще больше возросла. На топливо, сырье, продукты их переработки приходится более 80% экспорта в зарубежные страны (без СНГ). Деградирует такой жизненно важный сектор экономики страны, как сельское хозяйство, с которым так или иначе связана жизнь и деятельность 40 млн. человек. Его продукция уменьшилась более чем на одну треть. Состояние экономической безопасности страны находит итоговое выражение в показателях социального здоровья нации. По всем его составляющим (уровень жизни населения, дифференциация доходов, степень удовлетворения социально-культурных потребностей, соблюдение прав и свобод личности, состояние преступности, динамика рождаемости, смертности и прироста населения, продолжительность жизни) достигнуты или превышены предельно допустимые величины. Заметно ухудшилось питание основных слоев населения. Сократилось потребление мяса, молока, рыбы, сахара, возросло потребление хлеба и картофеля. В структуре расходов домашних хозяйств доля затрат на покупку продуктов питания существенно увеличилась, а на приобретение непродовольственных товаров – упала. Выросла оплата услуг.
Таблица 2. Потребление продуктов  питания в домашних хозяйствах (в среднем  на члена домохозяйства  в год, килограммов).
    Продукция государственных  предприятий к ВВП
13,2 47,7
    Государственное потребление к ВВП
17,5 18,7
    Государственные расходы к ВВП
24,7 51,3
    Дефицит бюджета к ВВП
4,1 15,9
    Прирост государственного долга к ВВП
0,4 35,7
    Темпы прироста денежной массы за вычетом реального ВВП
41,9 206,0
    Темпы инфляции
41,3 296,1
    Темпы снижения валютного курса
36,8 345,0
    Налоги на внешнюю торговлю к внешнеторговому обороту
3,7 6,9
    Темпы прироста ВВП  на душу населения
1,1 -8,0
 
 
__________________________
Источник: расчеты  ИЭА по данным МВФ, Всемирного банка(pica). 
 
 

  Преодоление экономического кризиса возможно лишь на путях последовательной либерализации экономической жизни. «Рецепт лечения» российской экономики хорошо известен. Это снижение бремени государства путем:
    Радикального сокращения государственных расходов;
    Обеспечения бездефицитного бюджета, достижения его профицита;
    Отказа от новых заимствований как внутренних, так и внешних;
    Прекращения наращивания государственного долга, перехода к выплате его основной части;
    Завершения приватизации государственных обязательств;
    Проведения жесткой денежной политики;
    Безусловного обеспечения стабильности национальной валюты;
    Снижения до полной ликвидации импортных таможенных пошлин;
    Масштабного дерегулирования экономической деятельности. 
     Благодаря последовательному проведению именно такой политики многие небогатые и слаборазвитые страны становились «рекордсменами» экономического роста и добивались феноменальных результатов в повышении жизненного уровня своих сограждан. Если такая политика будет проводиться в России, кажется, ничто не сможет помешать появлению со временем и российского «экономического чуда». 
 


Принято считать, что для стран, претендующих на экономическую  самостоятельность, доля в экспорте обрабатывающей промышленности, должна составлять не менее 40%, в том числе не менее 10% должно приходиться на высокотехнологическую и наукоемкую продукцию. Эти показатели в России составляют соответственно около 12% и 1%.
                  Глава 2. Проблемы экономической безопасности России
2.1. Военно-экономическая безопасность.
  Проблемы  ВПК.
  В течение  долгого времени военно-промышленный комплекс Советского Союза производил до трёх четвертей валового внутреннего  продукта страны. Это был мощный комплекс, успешно конкурировавший  с единственным существовавшим на тот момент противником – ВПК США. В то время основная задача, поставленная государством перед данным комплексом, была в обеспечении этого государства средствами защиты и нападения для парирования тех угроз, которые оно таковыми считало.
  После развала Советского Союза развалилось  и ВПК. На гребне приватизации мощные объединения рассыпались на отдельные заводы. Ранее жёстко связанные между собой серийные  заводы и конструкторские бюро тоже стали абсолютно самостоятельными единицами. Россия строила свою линию поведения в экономике, добиваясь максимальной конкуренции и либерализации рынка, хотя тенденция развития мирового сообщества шла радикально противоположным курсом слияния и поглощения компаний, т.е. перехода от конкурентного к олигополистическому рынку.
    Проблемами реструктуризации оборонки  занимались в разное время  помощник президента Ельцина  по военно-техническому сотрудничеству  Борис  Кузик и вице-премьер правительства РФ Яков Уринсон. Основными идеями их программ реструктуризации были создание крупных вертикально-интегрированных компаний и формирование на их основе, так называемого ядра оборонного комплекса. К сожалению, ни одна из задуманных вертикально-интегрированнных  структур не оказалась эффективной.
    Формально в составе ОПК (ВПК  в какой-то момент переименовали  в оборонно-промышленный комплекс) сегодня числятся около 1700 предприятий. Несколько десятков из них являются головными, замыкающими кооперационными цепочками. Доля государственных унитарных предприятий (ГУП) и АО со стопроцентным госучастием составляет около 40%, совсем без госучастия-30%, остальные имеют смешанную форму собственности. Объем производства в 1999 году в среднем составил 22% от уровня 1990 года. По производству военной продукции они загружены на 14,5%, по гражданской – на 20-21%.
    Тяжелее всего приходится государственным  унитарным предприятиям. Программы вооружений на ближайшие 10-15 лет правительство до сих пор не разработало. Более того, в бюджетных расходах до 2010 года расходов на модернизацию вооружений российской армии не предвидится. А без госзаказа предприятия остаются на голодном пайке. Предприятие, которому прекращают давать заказы национальные вооруженные силы, обречено на смерть в стратегической перспективе.
    Возрастающий интерес к оборонной  промышленности демонстрирует АКБ  «Межрегиональный инвестиционный  банк» (МИБ), председателем совета директоров которого является Сергей Кугушев. В активах МИБ крупный пакет  акций «Балтийского завода», а также права требования на значительную часть голосующих долгов Московского вертолетного завода им. Миля, выпускающего вертолеты «Ми».
   Впрочем,  у Московского завода проблемы  с выпуском боевой техники.  По российскому законодательству, если иностранной компании принадлежит  более 25% акций предприятия, то  данное предприятие не может  выпускать боевые вертолеты, и  самостоятельно их продавать  на мировом рынке, если государству  не принадлежит контрольный пакет.  Этим в начале 90х. после приватизации воспользовался основной американский конкурент в производстве боевых вертолетов – компания United Technologies (владеет вертолетной фирмой Sikorski), купив блокирующий пакет акций вертолетного завода  им. Миля.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.